В Википедии существуют статьи о других людях с именем Феодосий и фамилией Процюк.
Митрополит Феодосий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29 июля 1986 года — 27 июля 2011 года | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Церковь: | Русская православная церковь | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Предшественник: | Максим (Кроха) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Преемник: | Владимир (Иким) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Биография
Родился 7 января 1927 года в селе Топольно (ныне Рожищенского района Волынской области) в семье диакона-псаломщика, впоследствии митрофорного протоиерея Иоанна Семёновича Процюка (1883—1967), священника кафедрального собора г. Полтава и настоятеля Крестовой церкви при архиерейском доме. Семья жила бедно. По воспоминаниям будущего епископа: «белый хлеб был у нас дома по праздникам, часто не могли заплатить налоги, в том числе и в консисторию, поэтому переезжали с места на место». Два брата Игоря Процюка тоже стали священниками.
Окончил начальную школу. В 1939 году поступил в 1-й класс Государственной им. Костюшки гимназии в Луцке.
В 1943 году окончил гимназию в Горохове. Сдал экзамен на псаломщика при пастырско-богословских курсах Почаевской Лавры и определён псаломщиком Дмитровской церкви местечка Дружкополя.
В 1944 году принят в юрисдикцию Московской Патриархии и определён иподиаконом Троицкого кафедрального собора Луцка.
24 марта 1945 года епископом Николаем (Чуфаровским) рукоположён во диакона, а 1 апреля — во священника.
С 1947 года — настоятель Троицкого собора местечка Берестечко Волынской области.
С 1949 года — настоятель церкви Рождества Богородицы в селе Кузьмино Красиловского района Хмельницкой области.
В 1951 году поступил в 3-й класс заочного сектора Ленинградской духовной семинарии. В 1952 году по окончании семинарии поступил в Ленинградскую духовную академию.
С 1955 года — настоятель Николаевского храма в Каменец-Подольске.
В 1956 году окончил Ленинградскую духовную академию и возведён в сан протоиерея.
В 1959 году получил степень кандидата богословия.
В 1961 году назначен настоятелем Покровской церкви Каменец-Подольска и благочинным.
27 ноября 1962 года пострижен в монашество, а 28 ноября 1962 года возведён в сан архимандрита.
Архиерейство
2 декабря 1962 года хиротонисан во епископа Черниговского и Нежинского. Чин хиротонии совершали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий I, Католикос-Патриарх всея Грузии Ефрем II, митрополит Ленинградский и Ладожский Пимен (Извеков) и архиепископ Ярославский и Ростовский Никодим (Ротов).
С 30 марта 1964 года — епископ Полтавский и Кременчугский.
7 октября 1967 года назначен епископом Черновицким и Буковинским.
С 2 февраля 1972 года — епископ Смоленский и Вяземский.
7 сентября 1977 года возведён в сан архиепископа.
С ноября 1979 года — магистр богословия.
С 9 по 20 октября 1980 года в составе паломнической группы Московского Патриархата посетил Св. Гору Афон.
В 1984 году (6-21 июля) с паломнической группой Русской Православной Церкви совершил поездку на Св. Землю.
26 декабря 1984 года назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Экзархом Средней Европы.
29 июля 1986 года освобождён от управления Среднеевропейской Экзархатом и назначен архиепископом Омским и Тюменским. Сам он вспоминает, что его «до глубины души тронуло искреннее, доброе отношение духовенства, мирян, которые в позднюю декабрьскую ночь встречали меня — приехавшего архиерея. И я тогда глубоко сожалел и каялся, что шесть месяцев оттягивал поездку, боялся Сибири». В епархии на этот момент было всего 13 приходов[1].
Определением Священного Синода от 25 января 1990 года именован архиепископом Омским и Тарским.
23 февраля 1997 года возведён в сан митрополита.
На заседании 12 — 13 марта 2002 года, рассмотрев рапорт о почислении на покой, согласно Уставу Церкви и в связи с 75-летием со дня рождения, Священный Синод постановил просить продолжить его архипастырское служение на Омской кафедре.
Решением Священного Синода от 27 июля 2011 года почислен на покой с выражением благодарности «за многолетние труды по возрождению Омской епархии, выразившиеся в открытии и строительстве новых храмов и монастырей»[2].
Умер 28 мая 2021 года в Омске[3]. Похоронен в нижнем храме Ачаирского монастыря[4].
Омская область
Пасхальная литургия в ФБУ ИК-9
«Прихожане всегда народ добрый и отзывчивый и готов потерпеть батюшку, если что не так. Конечно, нам бы хотелось, чтобы прихожан было больше и работа велась активнее».
В 1986 г. Феодосия отправили в Сибирь, как тогда говорили, «на покраснение». Архиерея тепло встретили в Омске. В то время в епархии насчитывалось всего шесть приходов. За годы правления митрополита многое изменилось – монастырей стало шесть, а храмов почти двести.
Приехал на Омскую кафедру, Феодосий сразу нашел союзника – возглавляющую в то время министерство культуры Нину Михайловну Генову. Отец Феодосий рассказывал, что как только они с ней первую лампаду зажгли, ее сразу вызвал на ковер секретарь обкома по делам идеологии. Позже у митрополита появился настоящий друг до конца и после ухода на покой – ныне экс-губернатор Омский губернатор Леонид Константинович Полежаев. Тандем приложил немало усилий в возрождении православия.
Леонид Полежаев пришел проститься с усопшим владыкой
В Омской области одиннадцать исправительных учреждений, и везде были открыты храмы. Митрополит Феодосий сам ездил и служил в них, общался с заключенными. Занималась церковь и делами благотворительности, много лет помогала Дому малютки. Стараниями православных женщин во всех детских домах Омска были открыты домовые храмы, в которых служатся Литургии. Активно способствовал возрождению Успенского кафедрального собора.
Не стоит забывать и про становление Ачаирского Крестового женского монастыря. Это удивительная история рождения обители на месте колонии № 8 системы ГУЛАГ. В 1991 году эти края посетил Владыка Феодосий. Настоятель Ачаирской Никольской церкви отец Александр (Горбунов) поведал страшную историю обители, показал место нахождения бывшего монастыря, рвы и развалины бараков, оставшиеся в наследство от ГУЛАГа, и сад, посаженный заключенными.
Митрополит Феодосий принял решение возродить Ачаирский монастырь. Он обратился к руководству соседствующего с поселком зверосовхоза «Речной» с просьбой выделить землю для установки на ней креста в память об умерших без покаяния и молитвы. Общими силами в 1992 г. был установлен закладной крест, и владыка Феодосий совершил панихиду по убиенным и замученным и благословил строительство женского монастыря во имя Животворящего Креста Господня.
Награды
- Орден Почёта (25 января 2008)
- Орден преподобного Серафима Саровского II ст. (2007)[5]
- Орден преподобного Сергия Радонежского I ст. (2010)[6]
- Орден святого равноапостольного великого князя Владимира I—II ст.;
- Орден преподобного Сергия Радонежского II—III ст.;
- Орден святого благоверного князя Даниила Московского II ст.;
- Орден святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II ст.;
- Орден Гроба Господня Иерусалимской Православной Церкви;
- Орден св. равноап. Марии Магдалины Польской Православной Церкви.
Архиепископ Феодосий: «Однополые «браки» говорят о близости Антихриста»
Кто представляет себе араба-палестинца истым мусульманином в куфие, как у Арафата, да еще и с «Калашниковым» за плечами, наверное, удивится, встретив владыку Феодосия — архиепископа Севастийского Иерусалимской православной церкви. Дородный, темноволосый, синеглазый, с густой седой бородой и доброжелательной улыбкой — точь-в-точь батюшка из какого-нибудь солидного отечественного прихода. Владыка всегда рад гостям и паломникам из России. Мы беседовали с ним в Иерусалиме — на иврите.
культура: Когда возникла ваша церковь, владыка? Феодосий: Нашу церковь основал сам Господь Иисус Христос. Другие сестринские церкви были основаны апостолами, но нашу церковь основал сам Господь. Он сам крестил наших предков, и по сей день остались деревни, которые хранят свет христианства с тех времен. К числу древних христиан относится и моя семья.
культура: Но палестинцы ведь в основном мусульмане? Феодосий: Да, после исламского завоевания палестинцы стали постепенно переходить в ислам. Многие сделали это только в XVIII веке, и тогда ислам стал религией большинства нашего народа. Но еще в начале XX века православные христиане составляли 20 процентов населения. Сейчас — меньше. В ислам переходить перестали, но многие эмигрируют в США, Канаду, Южную Америку. Нелегко жить христианам: с одной стороны — давление еврейского государства, с другой — новый исламский фундаментализм. Мы оказались между молотом и наковальней. Хотя, конечно, мы такие же палестинцы, как и мусульмане, у нас один язык, одна культура.
культура: У Вас греческое, православное имя… Феодосий: Палестинцы зовут меня по-арабски Аталла Ханна, как меня звали с рождения до принятия сана. Я родился и вырос в деревне Рами, в Галилее, на севере Израиля, в семье с глубокими и древними православными корнями. В моем роду много священников, но родители были обыкновенными мирянами.
культура: Много ли палестинцев-епископов в вашей церкви? Феодосий: Долгое время я был единственным, все остальные — греки. В этом году хиротонировали еще одного, из Иордании. В Палестине я один. Хотя миряне — все палестинцы, а низовые священники — почти все. Жаль, что греки относятся к нам настороженно и не пускают нас в синод.
культура: В моих встречах с православными мирянами в Палестине и Израиле я часто слышал нелицеприятные отзывы о патриархе Иерусалимском и всея Палестины Феофиле Третьем и епископах, которые не заботятся о пастве и даже продают церковную землю еврейским бизнесменам. Все чаще миряне выводят церковные земли из-под власти патриархии во власть общин — «пока греки не продали все евреям», как они говорят. Феодосий: Есть такая проблема. Предыдущего патриарха сместили за продажу земель. Видимо, нужно больше епископов-палестинцев, чтобы возвратить доверие мирян.
культура: Вы всегда с надеждой расспрашиваете меня о положении церкви на Руси, о настроениях в Москве. Что могла бы сейчас сделать Россия и Русская православная церковь в Палестине и на Ближнем Востоке? Феодосий: Я поддерживал внешнюю политику России по Сирии и по Палестине. Россия показала себя как подлинная заступница христиан, которые страшно страдали и страдают в Сирии. После того как Россия дипломатическими усилиями сумела остановить американцев, Путин и Лавров стали пользоваться в арабском мире огромным уважением. Все смотрят Russia Today по-арабски. Сейчас сложилась удобная ситуация для проникновения российской «мягкой силы» — создания духовных миссий, культурных и деловых центров, расширились контакты с арабами во всех сферах. Так было, кстати, раньше, во времена Советского Союза. Мы, христиане, хотим расширения русского влияния на Ближнем Востоке.
культура: Как справляются с этой задачей русские дипломатические миссии? Феодосий: По-разному. Например, посол России в Ливане Александр Засыпкин превосходно говорит по-арабски, часто выступает по телевидению — неудивительно, что он пользуется здесь популярностью. А если иной дипломат мало того, что сам в церковь не ходит, с православными палестинцами не встречается, так еще и своим сотрудникам запрещает это делать, то такая линия не совсем понятна. Ведь в прошлом православные палестинцы служили опорой еще императорской России на Ближнем Востоке. Когда появился Советский Союз — они пошли в компартию. Сейчас связь с компартией ослабла, но пророссийская ориентация уцелела.
культура: Что Вы думаете о терактах в России? Феодосий: За ними стоит Саудовская Аравия, которая своими немереными деньгами, которые получает от продажи нефти, сеет семена исламского экстремизма — не только в России. По всему миру саудовцы строят мечети, но в своей стране не разрешают построить ни одной церкви. И в Палестине, и в Сирии, а теперь и в России саудовские деньги творят зло…
культура: Что же можно с этим сделать? Феодосий: Среди арабских политиков и журналистов живет такая идея: «обезсаудить» Аравию. Сместить с трона саудовскую династию и разбить страну на отдельные провинции. Хиджаз с его священными городами Меккой и Мединой передать его законным правителям, потомкам пророка Мухаммеда, королям Хашимитской династии. Они сотни лет правили Хиджазом, пока англичане не прогнали их, дав им Иорданию в качестве утешения. Король Иордании Абдалла II был бы неплохим правителем в западной части Аравии, которая примыкает к Иордании. Он приходил на рождественскую службу в церковь, посылал поздравления христианам. Старается быть королем для всех своих подданных. Восточные провинции могли бы сами определить свою политическую судьбу.
культура: Какой выход Вы видите из палестино-израильского конфликта? Феодосий: Мир необходим, нельзя вечно воевать. Но у идеи создания двух государств, еврейского и палестинского, в современном мире шансов уже нет. При Арафате были, а сейчас нет. Сегодня на повестке создание единого демократического государства для всех жителей Святой земли: иудеев, христиан, мусульман. С единым парламентом, правительством, главой государства. Если не создать единое демократическое светское государство, то к власти придут, с одной стороны, иудейские, с другой — мусульманские фанатики.
культура: Про Вас можно сказать: один в поле воин. Почему не складываются отношения в патриархии? Вы — единственный архиепископ — не член синода… Феодосий: Возможно, потому, что народ мне доверяет, а это вызывает ревность у других священнослужителей. Евреям представители патриархии говорят, что Феодосий — палестинский националист и враг Израиля, а арабам, что Феодосий — израильский гражданин и дружит с евреями. Так что мне не позавидуешь.
На самом деле я уроженец и гражданин Израиля, путешествую с израильским паспортом. Но за то, что я призываю соблюдать права палестинцев, израильские спецслужбы считают меня врагом Израиля. А какой я враг? Со мной встречаются люди из «Нетурей Карта», глубоко верующие ортодоксальные евреи, живущие издавна в Иерусалиме. Это самые правоверные иудеи, каких только можно найти — и они часто меня навещают.
культура: В кругах русских православных зачастую слышишь о приходе Антихриста, а затем — и о Втором пришествии. Считаете ли Вы, что настало время Антихриста? Феодосий: Непростой вопрос… Конечно, так предсказано, но времени исполнения пророчеств никто не ведает. Лучше об этом не задумываться, а усердно посещать церковь и стараться не грешить. Признак близости Антихриста есть — это однополые браки. В Иерусалиме и раньше бывали гомосексуалисты, но они скрывали свой грех. Сейчас они им гордятся, а это возмутительно.
https://portal-kultura.ru/articles/symbol-of-faith/27518-arkhiepiskop-feodosiy-odnopolye-braki-govoryat-o-blizosti-antikhrista/
Публикации
- «Святой Ефрем Сирин как экзегет Священного Писания Ветхого Завета» (кандидатское сочинение).
- Речь при наречении во епископа Черниговского. ЖМП. 1963, № 1, с. 20-21.
- Проповедь в неделю 6-ю по Пятидесятнице. ЖМП. 1965, № 7.
- Проповедь в неделю 9-ю по Пятидесятнице. ЖМП. 1965, № 9.
- Слово за Пассией в неделю Крестопоклонную. ЖМП. 1966, № 3, с. 31-32.
- Проповедь на отдание святой Пасхи (1966 г.). ЖМП. 1966, № 6, с. 40-42.
- «Спасская церковь в Полтаве». ЖМП. 1966, № 7, с. 26-29.
- Поучение в день памяти святителей московских. ЖМП. 1966, № 10, с. 22-25.
- В неделю о Закхее. ЖМП. 1976, № 2, с. 29-31.
- «На праздник иконы Божией Матери Смоленской Одигитрии». ЖМП. 1977, № 8, с. 67-69.
- «Обновленческие движения в Православной Церкви на Украине с 1917 по 1943 год (по материалам Киевской, Харьковской и Полтавской епархий)». (Магистерская диссертация). 1979 г.
- «Паломничество на святой Афон и к святыням Эллады». ЖМП. 1981, № 5, с. 15-20; № 6, с. 12-17.
- «Освящение храма в честь собора Смоленских святых». ЖМП. 1984, № 10, с. 5.
- «Паломники Русской Православной Церкви во Святой Земле». ЖМП. 1986, № 2, с. 14.
- Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917—1943). М.: Изд-во Крутицкого подворья, 2004. 635, с., ил.
Литература
- Автобиография от декабря 1962 года.
- ЖМП. 1962, № 12, с. 12.
- -«-, 1963, № 1, с. 13-21, 28, 29; № 2, с. 46; № 3, с. 8; № 6, с. 10.
- -«-, 1964, № 5, с. 7.
- -«-, 1967, № 9, с. 7; № 11, с. 5.
- -«-, 1968, № 6, с. 32.
- -«-, 1969, № 2, с. 28; № 5, с. 29.
- -«-, 1970, № 6, с. 22; № 8, с. 9; № 9, с. 20; № 11, с. 4.
- -«-, 1971, № 1, с. 31; № 2, с. 31; № 6, с. 2; № 8, с. 45; № 9, с. 35.
- -«-, 1972, № 3, с. 2, 26; № 5, с. 33, № 7, с. 34; № 11, с. 27; № 12, с. 28.
- -«-, 1973, № 1, с. 33; № 9, с. 11; № 11, с. 9.
- -«-, 1974, № 4, с. 23; № 9, с. 9; № 11, с. 26.
- -«-, 1975, № 2, с. 31, 34; № 3, с. 19; № 12, с. 27.
- -«-, 1976, № 6, с. 22; № 11, с. 25, 26.
- -«-, 1977, № 3, с. 36; № 10, с. 12, 13-16.
- -«-, 1978, № 11, с. 2, 7, 36.
- -«-, 1979, № 4, с. 19, 20, № 5, с. 12; № 6, с. 44, № 11, с. 11.
- -«-, 1980, № 1, с. 17; № 3, с. 22-23; № 4, с. 10; № 5, с. 9; № 9, с. 10, 12, 34; № 11, с. 6, 8; № 12, с. 28.
- -«-, 1981, № 1, с. 14; № 5, с. 15; № 7, с. 29, № 8, с. 35; № 12, с. 5.
- -«-, 1982, № 1, с. 9, 20; № 8, с. 11, 47; № 10, с. 35; № 12, с. 34, 36, 123.
- -«-, 1983, № 1, с. 11; № 9, с. 5, № 11, с. 7, 21; № 12, с. 9.
- -«-, 1984, № 1, с. 37; № 3, с. 51; № 5, с. 8; № 7, с. 55, 56; № 9, с. 6, 8, 58; № 10, с. 13; № 12, с. 18.
- -«-, 1985, № 2, с. 10; № 3, с. 27; № 8, с. 6.
- -«-, 1986, № 9, с. 2.
- -«-, 1988, № 1, с. 4.
Примечания
- [old.glinskie.ru/common/mpublic.php?num=203 Митрополит Омский и Тарский Феодосий, Наталья Полещук: Трудности приходят и уходят, остаются добрые дела]
- [www.patriarchia.ru/db/text/1586920.html Священный Синод назначил правящих архиереев на ряд кафедр Русской Православной Церкви.] // Патриархия.Ru
- [www.patriarchia.ru/db/text/4481056.html Отошел ко Господу митрополит Феодосий (Процюк)]
- [omskzdes.ru/media/photo/39307.html#photo-20786 Владыку Феодосия похоронили в Ачаирском монастыре]
- [www.patriarchia.ru/db/text/178796.html Патриаршее поздравление митрополиту Омскому Феодосию с 80-летием со дня рождения]
- [www.patriarchia.ru/db/text/1333392.html Предстоятель Русской Церкви наградил архипастырей, которые отмечают в 2010 году юбилейные и памятные даты]
Ссылки
В Викицитатнике есть страница по теме Феодосий (Процюк)
РСФСР Сильвестр (Ольшевский) • Димитрий (Беликов) • Виктор (Богоявленский) • Аркадий (Ершов) • Герман (Кокель) • Алексий (Орлов) • Антоний (Миловидов) • Филипп (Ставицкий) • Фотий (Пурлевский) • Алексий (Пантелеев) • Палладий (Шерстенников) • Ювеналий (Килин) • Никандр (Вольянников) • Венедикт (Пляскин) • Вениамин (Новицкий) • Мстислав (Волонсевич) • Сергий (Ларин) • Ермоген (Голубев) • Иларион (Прохоров) • Николай (Кутепов) • Андрей (Сухенко) • Мефодий (Мензак) • Гедеон (Докукин) • Максим (Кроха) • Феодосий (Процюк) Российская Федерация Феодосий (Процюк) • Владимир (Иким) Епископы Смоленские и Калининградские Кирилл (Гундяев) (1989—2009) Епископы Смоленские и Вяземские Антоний (Вакарик) (1965—1967) • Гедеон (Докукин) (1967—1972) • Феодосий (Процюк) (1972—1984) • Кирилл (Гундяев) (1984—1989) Епископы Смоленские и Дорогобужские Сергий (Смирнов) (1944—1955) • Михаил (Чуб) (1955—1957) • Иннокентий (Сокаль) (1959—1964) • Питирим (Нечаев) (1964—1965, в/у) Епископы Смоленские и Брянские Стефан (Севбо) (1942—1943) Епископы Смоленские и Дорогобужские Варсонофий (Чертков-Еропкин) (1671—1676) • Симеон (Молюков) (1676—1686) • Сильвестр II (Черницкий) (1699—1704) • Сильвестр (Крайский) (1707—1712) • Дорофей (Короткевич) (1712—1718) • Сильвестр (Холмский-Волынец) (1719—1720) • Варлаам (Коссовский) (1720—1721) • Филофей Грек (1722—1727) • Гедеон (Вишневский) (1728—1761) • Парфений (Сопковский) (1761—1795) • Димитрий (Устимович) (1795—1805) • Серафим (Глаголевский) (1805—1812) • Ириней (Фальковский) (1812—1813) • Иоасаф (Сретенский) (1813—1821) • Иосиф (Величковский) (1821—1834) • Тимофей (Кетлеров) (1834—1859) • Антоний (Амфитеатров) (1859—1866) • Иоанн (Соколов) (1866—1869) • Серафим (Протопопов) (1869—1874) • Иосиф (Дроздов) (1874—1881) • Нестор (Метаниев) (1881—1889) • Гурий (Охотин) (1890—1896) • Никанор (Каменский) (1896—1899) • Митрофан (Невский) (1899) • Петр (Дугов) (1899—1908) • Феодосий (Феодосиев) (1908—1919) • Евсевий (Никольский) (1919—1920, в/у) • Филипп (Ставицкий) (1920—1924) • Валериан (Рудич) (1924—1927) • Серафим (Остроумов) (1927—1936) • Модест (Никитин) (1936—1937) Епископы Смоленские и Мстиславские Каллист (Дорофеевич-Риторайский) (1657—1658, в/у) • Филарет (1658—1671) Епископы Смоленские и Черниговские Исаия (Копинский-Борисович) (1628—1631) • Авраамий (1632—1653) • Лаврентий (1655, в/у) Епископы Смоленские и Дорогобужские Феодосий (1592—1605) • Сергий (1608—1611) Епископы Смоленские и Брянские Иосиф III (1515—1532) • Савва (Слепушкин) (1536—1538) • Гурий (Заболотский) (1539—1555) • Симеон III (1555—1567) • Феофил (1568) • Сильвестр (уп. 1572—1589) Епископы Смоленские Игнатий I (1128—1133) • Лазарь I (1133—1135) • Мануил Грек (1137—1169) • Михаил (?) • Константин (уп. 1180) • Симеон I (уп. 1190—1197) • Игнатий II (уп. 1206—1219) • Лазарь II (1219—1220) • Меркурий (?-1247) • Афанасаий (XIII век) • Иоанн I (XIII век) • Порфирий (первая пол. XIII века) • Дионисий (до 1238) • Фома (1238—1256) • Пахомий (XIII век) • Игнатий III (вторая половина XIII века) • Иона (XIV век) • Даниил (XIV век) • Иоанн II (упом. 1335) • Евфимий I (с 1345) • Феофилакт (Феоктист) (с 1356) • Парфений (1364—1370) • Даниил II Звенигородский (1375—1382) • Михаил II (1383—1396) • Кассиан (Наассон) (1396 — ?) • Игнатий IV (уп. 1405) • Иларион (после 1405—1408) • Никон (1408—1411) • Севастиан (1411—1416) • Герасим (1417—1433) • Михаил III (уп. 1435) • Нафанаил (уп. 1440—1445) • Симеон II (1440—1445) • Евфимий II (XV век) • Мисаил (Пеструцкий-Друцкий-Соколинский-Бабич) (1454—1480) • Иоаким (1480—1485) • Иосиф I (Болгаринович) (1494—1498) • Иосиф II (Солтан) (1502—1509) • Варсонофий (Ходыкин) (1509—1514)
Отрывок, характеризующий Феодосий (Процюк)
– Вы ведь знаете ее мужа? – сказала Анна Павловна, закрыв глаза и грустным жестом указывая на Элен. – Ах, это такая несчастная и прелестная женщина! Не говорите при ней о нем, пожалуйста не говорите. Ей слишком тяжело! Когда Борис и Анна Павловна вернулись к общему кружку, разговором в нем завладел князь Ипполит. Он, выдвинувшись вперед на кресле, сказал: Le Roi de Prusse! [Прусский король!] и сказав это, засмеялся. Все обратились к нему: Le Roi de Prusse? – спросил Ипполит, опять засмеялся и опять спокойно и серьезно уселся в глубине своего кресла. Анна Павловна подождала его немного, но так как Ипполит решительно, казалось, не хотел больше говорить, она начала речь о том, как безбожный Бонапарт похитил в Потсдаме шпагу Фридриха Великого. – C’est l’epee de Frederic le Grand, que je… [Это шпага Фридриха Великого, которую я…] – начала было она, но Ипполит перебил ее словами: – Le Roi de Prusse… – и опять, как только к нему обратились, извинился и замолчал. Анна Павловна поморщилась. MorteMariet, приятель Ипполита, решительно обратился к нему: – Voyons a qui en avez vous avec votre Roi de Prusse? [Ну так что ж о прусском короле?] Ипполит засмеялся, как будто ему стыдно было своего смеха. – Non, ce n’est rien, je voulais dire seulement… [Нет, ничего, я только хотел сказать…] (Он намерен был повторить шутку, которую он слышал в Вене, и которую он целый вечер собирался поместить.) Je voulais dire seulement, que nous avons tort de faire la guerre рour le roi de Prusse. [Я только хотел сказать, что мы напрасно воюем pour le roi de Prusse . (Непереводимая игра слов, имеющая значение: «по пустякам».)] Борис осторожно улыбнулся так, что его улыбка могла быть отнесена к насмешке или к одобрению шутки, смотря по тому, как она будет принята. Все засмеялись. – Il est tres mauvais, votre jeu de mot, tres spirituel, mais injuste, – грозя сморщенным пальчиком, сказала Анна Павловна. – Nous ne faisons pas la guerre pour le Roi de Prusse, mais pour les bons principes. Ah, le mechant, ce prince Hippolytel [Ваша игра слов не хороша, очень умна, но несправедлива; мы не воюем pour le roi de Prusse (т. e. по пустякам), а за добрые начала. Ах, какой он злой, этот князь Ипполит!] – сказала она. Разговор не утихал целый вечер, обращаясь преимущественно около политических новостей. В конце вечера он особенно оживился, когда дело зашло о наградах, пожалованных государем. – Ведь получил же в прошлом году NN табакерку с портретом, – говорил l’homme a l’esprit profond, [человек глубокого ума,] – почему же SS не может получить той же награды? – Je vous demande pardon, une tabatiere avec le portrait de l’Empereur est une recompense, mais point une distinction, – сказал дипломат, un cadeau plutot. [Извините, табакерка с портретом Императора есть награда, а не отличие; скорее подарок.] – Il y eu plutot des antecedents, je vous citerai Schwarzenberg. [Были примеры – Шварценберг.] – C’est impossible, [Это невозможно,] – возразил другой. – Пари. Le grand cordon, c’est different… [Лента – это другое дело…] Когда все поднялись, чтоб уезжать, Элен, очень мало говорившая весь вечер, опять обратилась к Борису с просьбой и ласковым, значительным приказанием, чтобы он был у нее во вторник. – Мне это очень нужно, – сказала она с улыбкой, оглядываясь на Анну Павловну, и Анна Павловна той грустной улыбкой, которая сопровождала ее слова при речи о своей высокой покровительнице, подтвердила желание Элен. Казалось, что в этот вечер из каких то слов, сказанных Борисом о прусском войске, Элен вдруг открыла необходимость видеть его. Она как будто обещала ему, что, когда он приедет во вторник, она объяснит ему эту необходимость. Приехав во вторник вечером в великолепный салон Элен, Борис не получил ясного объяснения, для чего было ему необходимо приехать. Были другие гости, графиня мало говорила с ним, и только прощаясь, когда он целовал ее руку, она с странным отсутствием улыбки, неожиданно, шопотом, сказала ему: Venez demain diner… le soir. Il faut que vous veniez… Venez. [Приезжайте завтра обедать… вечером. Надо, чтоб вы приехали… Приезжайте.] В этот свой приезд в Петербург Борис сделался близким человеком в доме графини Безуховой. Война разгоралась, и театр ее приближался к русским границам. Всюду слышались проклятия врагу рода человеческого Бонапартию; в деревнях собирались ратники и рекруты, и с театра войны приходили разноречивые известия, как всегда ложные и потому различно перетолковываемые. Жизнь старого князя Болконского, князя Андрея и княжны Марьи во многом изменилась с 1805 года. В 1806 году старый князь был определен одним из восьми главнокомандующих по ополчению, назначенных тогда по всей России. Старый князь, несмотря на свою старческую слабость, особенно сделавшуюся заметной в тот период времени, когда он считал своего сына убитым, не счел себя вправе отказаться от должности, в которую был определен самим государем, и эта вновь открывшаяся ему деятельность возбудила и укрепила его. Он постоянно бывал в разъездах по трем вверенным ему губерниям; был до педантизма исполнителен в своих обязанностях, строг до жестокости с своими подчиненными, и сам доходил до малейших подробностей дела. Княжна Марья перестала уже брать у своего отца математические уроки, и только по утрам, сопутствуемая кормилицей, с маленьким князем Николаем (как звал его дед) входила в кабинет отца, когда он был дома. Грудной князь Николай жил с кормилицей и няней Савишной на половине покойной княгини, и княжна Марья большую часть дня проводила в детской, заменяя, как умела, мать маленькому племяннику. M lle Bourienne тоже, как казалось, страстно любила мальчика, и княжна Марья, часто лишая себя, уступала своей подруге наслаждение нянчить маленького ангела (как называла она племянника) и играть с ним. У алтаря лысогорской церкви была часовня над могилой маленькой княгини, и в часовне был поставлен привезенный из Италии мраморный памятник, изображавший ангела, расправившего крылья и готовящегося подняться на небо. У ангела была немного приподнята верхняя губа, как будто он сбирался улыбнуться, и однажды князь Андрей и княжна Марья, выходя из часовни, признались друг другу, что странно, лицо этого ангела напоминало им лицо покойницы. Но что было еще страннее и чего князь Андрей не сказал сестре, было то, что в выражении, которое дал случайно художник лицу ангела, князь Андрей читал те же слова кроткой укоризны, которые он прочел тогда на лице своей мертвой жены: «Ах, зачем вы это со мной сделали?…» Вскоре после возвращения князя Андрея, старый князь отделил сына и дал ему Богучарово, большое имение, находившееся в 40 верстах от Лысых Гор. Частью по причине тяжелых воспоминаний, связанных с Лысыми Горами, частью потому, что не всегда князь Андрей чувствовал себя в силах переносить характер отца, частью и потому, что ему нужно было уединение, князь Андрей воспользовался Богучаровым, строился там и проводил в нем большую часть времени. Князь Андрей, после Аустерлицкой кампании, твердо pешил никогда не служить более в военной службе; и когда началась война, и все должны были служить, он, чтобы отделаться от действительной службы, принял должность под начальством отца по сбору ополчения. Старый князь с сыном как бы переменились ролями после кампании 1805 года. Старый князь, возбужденный деятельностью, ожидал всего хорошего от настоящей кампании; князь Андрей, напротив, не участвуя в войне и в тайне души сожалея о том, видел одно дурное. 26 февраля 1807 года, старый князь уехал по округу. Князь Андрей, как и большею частью во время отлучек отца, оставался в Лысых Горах. Маленький Николушка был нездоров уже 4 й день. Кучера, возившие старого князя, вернулись из города и привезли бумаги и письма князю Андрею. Камердинер с письмами, не застав молодого князя в его кабинете, прошел на половину княжны Марьи; но и там его не было. Камердинеру сказали, что князь пошел в детскую. – Пожалуйте, ваше сиятельство, Петруша с бумагами пришел, – сказала одна из девушек помощниц няни, обращаясь к князю Андрею, который сидел на маленьком детском стуле и дрожащими руками, хмурясь, капал из стклянки лекарство в рюмку, налитую до половины водой. – Что такое? – сказал он сердито, и неосторожно дрогнув рукой, перелил из стклянки в рюмку лишнее количество капель. Он выплеснул лекарство из рюмки на пол и опять спросил воды. Девушка подала ему. В комнате стояла детская кроватка, два сундука, два кресла, стол и детские столик и стульчик, тот, на котором сидел князь Андрей. Окна были завешаны, и на столе горела одна свеча, заставленная переплетенной нотной книгой, так, чтобы свет не падал на кроватку. – Мой друг, – обращаясь к брату, сказала княжна Марья от кроватки, у которой она стояла, – лучше подождать… после… – Ах, сделай милость, ты всё говоришь глупости, ты и так всё дожидалась – вот и дождалась, – сказал князь Андрей озлобленным шопотом, видимо желая уколоть сестру. – Мой друг, право лучше не будить, он заснул, – умоляющим голосом сказала княжна. Князь Андрей встал и, на цыпочках, с рюмкой подошел к кроватке. – Или точно не будить? – сказал он нерешительно. – Как хочешь – право… я думаю… а как хочешь, – сказала княжна Марья, видимо робея и стыдясь того, что ее мнение восторжествовало. Она указала брату на девушку, шопотом вызывавшую его. Была вторая ночь, что они оба не спали, ухаживая за горевшим в жару мальчиком. Все сутки эти, не доверяя своему домашнему доктору и ожидая того, за которым было послано в город, они предпринимали то то, то другое средство. Измученные бессоницей и встревоженные, они сваливали друг на друга свое горе, упрекали друг друга и ссорились. – Петруша с бумагами от папеньки, – прошептала девушка. – Князь Андрей вышел. – Ну что там! – проговорил он сердито, и выслушав словесные приказания от отца и взяв подаваемые конверты и письмо отца, вернулся в детскую. – Ну что? – спросил князь Андрей. – Всё то же, подожди ради Бога. Карл Иваныч всегда говорит, что сон всего дороже, – прошептала со вздохом княжна Марья. – Князь Андрей подошел к ребенку и пощупал его. Он горел. – Убирайтесь вы с вашим Карлом Иванычем! – Он взял рюмку с накапанными в нее каплями и опять подошел. – Andre, не надо! – сказала княжна Марья. Но он злобно и вместе страдальчески нахмурился на нее и с рюмкой нагнулся к ребенку. – Ну, я хочу этого, сказал он. – Ну я прошу тебя, дай ему. Княжна Марья пожала плечами, но покорно взяла рюмку и подозвав няньку, стала давать лекарство. Ребенок закричал и захрипел. Князь Андрей, сморщившись, взяв себя за голову, вышел из комнаты и сел в соседней, на диване.