Прот. А. Ткачев: «Ответы на детские вопросы о вере должны быть выстраданы»


Прот. А. Ткачев: «Ответы на детские вопросы о вере должны быть выстраданы»

На встре­чах с одним из люби­мых пра­во­слав­ных авто­ров и про­по­вед­ни­ков про­то­и­е­реем Андреем Тка­че­вым веру­ю­щие задают отцу Андрею раз­ные вопросы, но темы семьи и вос­пи­та­ния детей и под­рост­ков в диа­логе с пас­ты­рем оста­ются самыми обсуж­да­е­мыми, ост­рыми и полемичными.

Почему “завихривает” в стороны?

При­е­хав в Тулу в сере­дине марта 2021 года на День пра­во­слав­ной книги, опыт­ный про­по­вед­ник с пер­вых слов завла­дел вни­ма­нием зала, пред­ло­жив участ­ни­кам встречи пого­во­рить о том, что тре­во­жит всех, «чтобы это меньше нас тре­во­жило». В ходе более чем часо­вого обще­ния с ауди­то­рией о. А. Тка­чев обо­зна­чил наи­бо­лее акту­аль­ные про­блемы цер­ков­ной и семей­ной жизни.


Отец Андрей пред­по­ло­жил – каж­дому, у кого есть дети, тема под­ростка в Церкви близка. Ведь как обычно бывает?

До под­рост­ко­вого воз­раста дочери и сыно­вья послушно ходят за руку в храм, а потом отпа­дают от Церкви, словно мир начи­нает «завих­ри­вать» их дви­же­ние в дру­гие сто­роны.

Такая про­блема была и раньше, но сего­дня обо­зна­ча­ется всё ост­рее: дети пере­стают жить цер­ков­ной жиз­нью, начи­нают мыс­лить иными кате­го­ри­ями и стандартами.

Как к этому под­хо­дить и что это такое? По сло­вам про­то­и­е­рея А. Тка­чева, вера должна соот­вет­ство­вать раз­ным пери­о­дам взрос­ле­ния, а каж­дый воз­раст дол­жен соот­вет­ство­вать сво­ему уровню веры.

Убе­лён­ный седи­нами ста­рец не имеет права верить дет­ской верой и быть как дитя на руках у матери. Взрос­лый чело­век дол­жен веро­вать созна­тельно, зрело и пони­мать, как совер­шить пере­ход от дет­ской веры к взрос­лой, дол­жен насту­пить внут­рен­ний рубеж: я сам верую, но не оттого, что за руку в храм привели.

В вере должны быть кри­зисы. Отец Андрей при­вел в каче­стве под­твер­жде­ния этого тезиса притчу о блуд­ном сыне. По сути, ушед­ший сын сво­его отца лучше не ушед­шего, кото­рый ухо­дил и вер­нулся – опыт отпа­де­ния ока­зался для него поле­зен. А вот его брат – мрач­ный чело­век, кото­рый никого не любит.

Он, вроде бы, от сво­его отца (то есть от Бога) не ухо­дит, но и не раз­де­ляет его радо­сти о брате. И потому он неслу­чайно стоит в углу притчи, он брата отка­зался бра­том назы­вать, гово­рит о нем: «вот, сын твой». Он не отпал, но к Богу-отцу и не при­бли­зился, и именно поэтому все про­яв­ле­ния оте­че­ской любви доста­ются не ему.

По сло­вам о. Андрея Тка­чева, Цер­ковь состоит из таких вот блуд­ных сыно­вей – из людей, кото­рые при­шли в нее в зре­лом воз­расте, имели опре­де­лен­ный опыт поиска, инте­ре­со­ва­лись чем-то духовным.

Когда чело­век при­хо­дит к вере, он не может сразу войти в Цер­ковь, обре­ме­нен­ный ошиб­ками и гре­хами. И мно­гие пере­жи­вали эти слож­ные пери­оды – и тяже­лое воцер­ко­в­ле­ние, и опыт отпа­де­ния, и опыт жизни без молитвы.

Вот и под­ростки не ушли бы из теп­лых объ­я­тий семьи и из церкви, если бы у них не воз­ни­кали вопросы, ска­жем, почему такой любя­щий Бог допус­кает боль, болезни и стра­да­ния? Ответы должны быть про­из­не­сены и выстра­даны ими изнутри, и пока этого нет, так они и будут шататься, и роди­те­лям к этому надо быть готовыми.

Вера и её кризисы

«Мало свя­тых от колы­бели до могилы. Подав­ля­ю­щее число людей идут непо­нят­ной тра­ек­то­рией, в под­рост­ко­вом воз­расте колеб­лются.

У нас нет опыта свя­того хри­сти­ан­ского дет­ства. Прийти ко Хри­сту с пока­я­нием – это нам более менее понятно, а что такое жить свя­тым дет­ством? Что такое быть хри­сти­а­ни­ном и, ска­жем, играть в фут­бол, учиться в пятом классе?

Мы, взрос­лые, этого не знаем. Мы при­шли раз­роз­нен­ные и иска­ле­чен­ные, нам и ска­зать ребенку нечего, когда воз­ни­кают нор­маль­ные дет­ские вопросы», – заме­тил отец Андрей. Нередко бывает и так, что под­ро­сток, почув­ство­вав пере­мены в себе, думает: «Дайте миром пору­лить», лет в 16 успо­ко­ится, а потом ста­нет взрос­лый и нач­нет ходить в Цер­ковь. Но у нас нет этого в опыте – по сути, только пер­вое поко­ле­ние людей – это хри­сти­ане с детства.

В нашем дет­стве не было мно­гих вещей, из-за кото­рых души начали мас­сово поги­бать – в том числе пор­но­гра­фии. Нар­ко­тики не были в ходу. А сего­дня грех очень досту­пен, легок для всех, столько соблазнов.

На самом деле, у сего­дняш­них моло­дых людей совсем дру­гая жизнь, у них свои скорби, болезни, свои при­зывы ко Хри­сту, а мы только можем со сто­роны смот­реть и удив­ляться, как они еще живы. Да, вера пред­по­ла­гает кри­зисы. Чехов писал, что чело­век дол­жен либо веро­вать, либо искать веру, иначе он пустой человек.

Надо пере­жи­вать о том, чтобы мы могли помочь детям разо­браться с недоумениями.

А то чего мы хотим? Чтобы ничего не меня­лось. Вот, ребе­нок ходит с бабуш­кой в цер­ковь, и вдруг – в 14 лет – гово­рит, всё, не пойду. И это нор­мально. Его вера должна меняться. Так не может быть, чтобы все оста­ва­лось в одном русле – надо, чтобы в 45 лет у чело­века была вера 45-лет­него, а не 7‑летнего, вера должна расти вме­сте с чело­ве­ком. Через все гор­нила пройти, соблазны, искушения.

Вот, ска­жем, почему рас­па­да­ются браки? Через 15 лет у семьи про­блем мно­же­ство, люди больше не могут друг у друга в гла­зах тонуть, им надо мно­гое решать в повсе­днев­но­сти. Надо, чтобы любовь повзрос­лела и была с выдерж­кой, как ста­рое вино – нельзя любить той наив­ной любо­вью, кото­рая была одна­жды – нужно, чтобы через 15 лет она была дру­гая, а через 30 – совсем другая.

«Любовь должна повзрос­леть, зака­литься с вами, пре­вра­титься в сокро­вище, а мы хотим, чтобы все оста­ва­лось тем же. Так и с детьми, и с супру­же­ством – нужно вовремя взрос­леть» – заклю­чает о. Андрей.

Пас­тырь счи­тает: дети неиз­бежно будут вды­хать отрав­лен­ный воз­дух улицы и интер­нет-про­стран­ства и ста­раться быть на кого-то похо­жими. Юность – опас­ней­шее время жизни, об этом гово­рят свя­тые, напри­мер, Тихон Задон­ский.

«Пере­жили юность – ска­жите спа­сибо Богу, что уце­лели – это самое дур­ное время. Кто может зави­до­вать моло­дым? Моло­дежи уми­рает не меньше, чем зре­лых и ста­рых людей. Моло­дость – не гаран­тия, что до ста­ро­сти дожи­вешь. Нечи­стый нач­нет мотать по жизни из греха в грех. От бес­смыс­лен­ной жизни и поги­бают, и нам непо­нятно, как пра­вильно отно­ситься к детям своим.

Чем взрос­лые могут помочь? Моло­дым людям нужно вовремя услы­шать пра­виль­ные и трез­вые, спра­вед­ли­вые слова о себе и о моло­до­сти, кото­рая про­хо­дит» – заме­чает священник.

И снова женское лицо

Дру­гая про­блема, кото­рую выде­лил отец Андрей – это доми­ни­ро­ва­ние жен­щины в Церкви. Давно про­зву­чало, что у пра­во­сла­вия – жен­ское лицо.

«Где, спра­ши­ва­ется, муж­чины? После Вели­кой Оте­че­ствен­ной войны жен­щины боро­нили, пахали, стро­или. Они же и в церкви моли­лись, тогда и пове­лось. Но ведь сего­дня все жен­щины хотели бы, чтобы их муж­чины были веру­ю­щими. И нет свя­щен­ника, кото­рый бы не хотел, чтобы хотя бы 40 про­цен­тов его при­хо­жан были муж­чины, но почему-то не складывается.

У нас пло­хие муж­чины? Вовсе нет, и в уме, и в храб­ро­сти, и в вынос­ли­во­сти они не хуже осталь­ных. Чего им не хва­тает, чтобы в цер­ковь ходить? Навер­ное, чего-то важ­ного не сде­лано и свя­щен­ни­ками, и жен­щи­нами. Что-то не ска­зано пра­вильно, а где-то муж­чина боится, что жен­щина будет коман­до­вать им не только в быту, но и в храме тоже.

«У муж­чины есть ум, и его нужно кор­мить твер­дой здо­ро­вой пищей цер­ков­ной жизни – заин­те­ре­со­вать его исто­рией, литур­ги­кой, дог­ма­ти­кой – у муж­чины голова как ядер­ный реак­тор, ей нужно работать.

А если сюсю­кать с ним, что будет? Уйдет и не вер­нется, – гово­рит отец Андрей. – Да, наши дети должны ходить в цер­ковь, но прежде должны пойти туда наши муж­чины. Как пареньку пойти в цер­ковь, на маму глядя? Ему нужны муж­ские при­меры – пока­жите ему веру­ю­щих муж­чин, героев, пока­жите Федора Коню­хова, будет инте­ресно. Поэтому сна­чала надо бы именно муж­чин при­ве­сти в цер­ковь».

Отец Андрей Тка­чев уве­рен, что рели­ги­оз­ное зна­ние сле­дует пре­по­да­вать в семье и делать это посто­янно, систе­ма­ти­че­ски, не пере­кла­ды­вая это на педа­го­гов обыч­ной или вос­крес­ной школы. Кого спа­сет один час в неделю Закона Божия или ОПК? Это нужно посто­янно при­ви­вать дома, и пре­по­да­вать, как счи­тает он, должны муж­чины. Почему? Потому что слово муж­ское и жен­ское весят по-раз­ному.


В иде­але дедушки должны бы учить рели­гии, это дедушка дол­жен бы рас­ска­зать внуку, взяв его на рыбалку, про свя­тых апо­сто­лов-рыба­ков, как они пошли за Хри­стом, про Нико­лая Чудо­творца, про свя­того Спиридона.

Научить молитве, научить ребенка читать книги, чтобы детям дед и папа рас­ска­зы­вали о Боге, а не бабушка и мама. Муж­чи­нам и при­ка­зано свыше делать эту работу, а вовсе не сажать дерево или стро­ить дом.

Отец Андрей напом­нил об Иосифе Обруч­нике, о том, как свя­той Иосиф охра­нял дет­ство Хри­ста и покой Бого­ма­тери – Иосиф созда­вал иллю­зию чело­ве­че­ской семьи, хра­нил Деву Марию, и малень­кий Иисус назы­вал Иосифа папой, хотя един­ствен­ный отец Его – Бог Правды.

Иосиф такую милость мог заслу­жить – беречь Сына, хра­нить его жизнь, научить его читать свя­щен­ные тек­сты Вет­хого Завета и про­ро­ков, храм посе­щать – то есть пре­по­дать всё рели­ги­оз­ное обра­зо­ва­ние. Кроме того, каж­дый папа в древ­но­сти дол­жен был пере­дать свою про­фес­сию или обу­чить сына какому-либо делу.

«Най­дите сего­дня таких пап, да и про­сто най­дите пап – во мно­гих семьях их нет. А ведь именно папа обя­зан рас­крыть с ребен­ком Биб­лию, про­честь, обсу­дить с ним опи­сы­ва­е­мые там собы­тия – это его задача» – гово­рит о. А. Ткачев.

Хижина Дяди Тома

В заклю­че­ние встречи пас­тырь и писа­тель отве­тил на вопросы. Спра­ши­вали о заня­тиях ребенка ушу, о при­нуж­де­нии к молитве под­рост­ков, о добрач­ных отно­ше­ниях, о био­мет­ри­че­ских дан­ных, о запрете свя­щен­ника, о том, как про­стить роди­те­лей, кото­рые про­кли­нают детей и мно­гом другом.

На вопрос, не грех ли думать, пода­вая мило­стыню, что соби­ра­ешь себе сокро­вища на небе­сах, он отве­тил так: нет, не грех, но лучше забыть об этом сразу, ведь, если собрать копейки, кото­рые мы отдали в руки бед­ным, и набе­рется хотя бы 20 тысяч руб­лей, то хва­тит ли этого, чтобы поста­вить себе хотя бы малень­кий домик?

«Хижину Дяди Тома не постро­ишь для нашего рай­ского пре­бы­ва­ния, разве что циновку бро­сишь – такова наша мило­стыня, чтобы только душа не зачерст­вела… Объем нашей мило­стыни – то, что мы зара­бо­тали для Цар­ствия Небес­ного, нам не поз­во­ляет гордиться.

А вот если кто-то раз­бо­га­тел легаль­ным спо­со­бом, взял и ста­рую машину пода­рил мно­го­дет­ной семье, или купил коляску без­движ­ному, или без­дом­ному отдал дач­ный уча­сток с доми­ком – вот это уже инве­сти­ция. Ста­ри­кам бес­по­мощ­ным, мно­го­дет­ным, в тюрьму, везде нужно помо­гать. Доб­рые дела как пол­но­вод­ная река должны течь, и не надо этим гордиться».

На вопрос о глав­ном фак­торе, удер­жи­ва­ю­щем мир от зла, батюшка отве­тил, что, пока мы воюем с замет­ным злом, зло непри­мет­ное зача­стую неслышно под­хо­дит к нам балет­ным шагом, и надо поду­мать каж­дому наедине с собой, где зата­ился насто­я­щий враг.

«Нач­нем молиться – и будем Цер­ковь. Да, у нас много боля­чек, и надо, по слову апо­столь­скому, про­мыть их вином и пома­зать елеем. Тру­ди­тесь, спа­сай­тесь, учи­тесь, сми­ряй­тесь, каж­дое вос­кре­се­нье будьте в церкви, иначе вы так и не при­дете по-насто­я­щему в Цер­ковь и не полю­бите Христа.

Кто Он, Удер­жи­ва­ю­щий вся­кое зло на пороге? Хри­стос, живу­щий в литур­гии. Только Боже­ствен­ная литур­гия удер­жи­вает мир от зла и подает нам с неба вся­кие блага. Боже­ствен­ная служба дер­жит нас. Любите литур­гию, иначе про­па­дете», – напут­ство­вал пастырь.

Вален­тина Киденко

Фото из откры­тых источников

Андрей Ткачёв отвечает на ваши вопросы (24.12.2018)

Мои комментарии на одном из каналов в ютубе по этой теме: Олег: Для себя собрал папку, где с точки зрения науки доказывается сущствование Бога (Высшего разума, Абсолюта …). Любой учёный, глядя на это, изменил бы свою точку зрения, если он не биоробот. Если кратко, то везде прослеживается порядок будь-то расстояния между планетами, связь астрономии, музыкального ряда, нумерологии, в т.ч. биологии.

Олег: У меня там рисунки собранные из интернета без пояснения, т.е. желательны мои комментарии к ним, для этого время потребуется. Чтобы было интересно всем попробую здесь. 1.Планеты Солнечной системы расположены на пропорциональных расстояниях друг от друга и формируют музыкальный звукоряд (до, ре, ми…) , который в свою очередь в восточных учениях проецируется на чакры живых организмов, а в физиологии на нервные сплетения и железы внутренней секреции. Если дальше углубляться, то зодиакальный круг с планетами у нас переходит, грубо говоря, в циферблат, который на самом деле показывает двухчасовые периоды активности течения различных энергий в 12 меридианах в живых организмах. Т.е, не знаю, кто как, но я вижу, что жизнь задумана за пределами Земли и ритмично и гармонично, т.е. задействован Разум в этом. Можете также посмотреть таблицу “Энергия числа 34560 и структура Вселенной”, там указаны пропорциональные расстояния между объектами в макро и микрокосмосе от галактики до микроорганизмов и клетки. Затем я вижу связь между музыкальным звукорядом планет, Платоновыми телами и таблицей Менделеева. Кстати, между музыкальным звукорядом должна быть связь с алфавитами (кажется, давно об этом даже читал). О “Золотом сечении” или числах Фибоначчи в природе на Земле и космосе уже знают многие, для меня это тоже подтверждение Абсолюта.

Олег: Просто люди не внимательны, им некогда задумываться в эпоху потребления. Самое простое доказательство Бога (Абсолюта …) это часы на вашей руке. Как я уже говорил звёзды зодиака проецирутся на циферблат в т.ч.. И каждый отрезок на циферблате показывает активность того или иного органа и системы органов. Например, если плохой сон и беспокойство с часу до трёх ночи проверте печень, если с трёх до пяти утра, то проверте лёгкие и бронхи и т.д. и т.п.. В это время идёт также перенастройка систем органов и тканей по времени, как уже говорилось. И часы показывают не “время”, а совсем другое. Не правда ли, что всё ритмично и гармонично? Бог есть порядок. Тогда, что есть хаос? Но самое главное, что управление этим уходит к звёздам зодиака и др. … А это уже внешнее управление …. “Мы думаем, что Бог видит нас сверху — но он видит нас изнутри”. Жильбер Сесброн.

Олег: Часы не могут иметь другие деления, т.к. это единая система связанная с компасом и розой ветров и астрономическими вычислениями, а также создания календарей, гороскопов. Насчёт последнего вопроса. Мне тоже кажется, что вначале всё развивалось в космосе от простого к сложному, от простейших форм до многоклеточных и сознания, потом сверхсознание и т.д. до Абсолюта. А только потом уже жизнь могла заноситься, кроме естества и искусственным путём более развитыми существами. P.S. Из этого следует, что нужно критически относиться, когда “святые отцы” говорят, что дух первичен. Неизвестно ещё под диктовку каких духов они писали свои библейские сказки, в особенности высказывания различных библейских пророков.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]