Прот. А. Ткачев: «Ответы на детские вопросы о вере должны быть выстраданы»
На встречах с одним из любимых православных авторов и проповедников протоиереем Андреем Ткачевым верующие задают отцу Андрею разные вопросы, но темы семьи и воспитания детей и подростков в диалоге с пастырем остаются самыми обсуждаемыми, острыми и полемичными.
Почему “завихривает” в стороны?
Приехав в Тулу в середине марта 2021 года на День православной книги, опытный проповедник с первых слов завладел вниманием зала, предложив участникам встречи поговорить о том, что тревожит всех, «чтобы это меньше нас тревожило». В ходе более чем часового общения с аудиторией о. А. Ткачев обозначил наиболее актуальные проблемы церковной и семейной жизни.
Отец Андрей предположил – каждому, у кого есть дети, тема подростка в Церкви близка. Ведь как обычно бывает?
До подросткового возраста дочери и сыновья послушно ходят за руку в храм, а потом отпадают от Церкви, словно мир начинает «завихривать» их движение в другие стороны.
Такая проблема была и раньше, но сегодня обозначается всё острее: дети перестают жить церковной жизнью, начинают мыслить иными категориями и стандартами.
Как к этому подходить и что это такое? По словам протоиерея А. Ткачева, вера должна соответствовать разным периодам взросления, а каждый возраст должен соответствовать своему уровню веры.
Убелённый сединами старец не имеет права верить детской верой и быть как дитя на руках у матери. Взрослый человек должен веровать сознательно, зрело и понимать, как совершить переход от детской веры к взрослой, должен наступить внутренний рубеж: я сам верую, но не оттого, что за руку в храм привели.
В вере должны быть кризисы. Отец Андрей привел в качестве подтверждения этого тезиса притчу о блудном сыне. По сути, ушедший сын своего отца лучше не ушедшего, который уходил и вернулся – опыт отпадения оказался для него полезен. А вот его брат – мрачный человек, который никого не любит.
Он, вроде бы, от своего отца (то есть от Бога) не уходит, но и не разделяет его радости о брате. И потому он неслучайно стоит в углу притчи, он брата отказался братом называть, говорит о нем: «вот, сын твой». Он не отпал, но к Богу-отцу и не приблизился, и именно поэтому все проявления отеческой любви достаются не ему.
По словам о. Андрея Ткачева, Церковь состоит из таких вот блудных сыновей – из людей, которые пришли в нее в зрелом возрасте, имели определенный опыт поиска, интересовались чем-то духовным.
Когда человек приходит к вере, он не может сразу войти в Церковь, обремененный ошибками и грехами. И многие переживали эти сложные периоды – и тяжелое воцерковление, и опыт отпадения, и опыт жизни без молитвы.
Вот и подростки не ушли бы из теплых объятий семьи и из церкви, если бы у них не возникали вопросы, скажем, почему такой любящий Бог допускает боль, болезни и страдания? Ответы должны быть произнесены и выстраданы ими изнутри, и пока этого нет, так они и будут шататься, и родителям к этому надо быть готовыми.
Вера и её кризисы
«Мало святых от колыбели до могилы. Подавляющее число людей идут непонятной траекторией, в подростковом возрасте колеблются.
У нас нет опыта святого христианского детства. Прийти ко Христу с покаянием – это нам более менее понятно, а что такое жить святым детством? Что такое быть христианином и, скажем, играть в футбол, учиться в пятом классе?
Мы, взрослые, этого не знаем. Мы пришли разрозненные и искалеченные, нам и сказать ребенку нечего, когда возникают нормальные детские вопросы», – заметил отец Андрей. Нередко бывает и так, что подросток, почувствовав перемены в себе, думает: «Дайте миром порулить», лет в 16 успокоится, а потом станет взрослый и начнет ходить в Церковь. Но у нас нет этого в опыте – по сути, только первое поколение людей – это христиане с детства.
В нашем детстве не было многих вещей, из-за которых души начали массово погибать – в том числе порнографии. Наркотики не были в ходу. А сегодня грех очень доступен, легок для всех, столько соблазнов.
На самом деле, у сегодняшних молодых людей совсем другая жизнь, у них свои скорби, болезни, свои призывы ко Христу, а мы только можем со стороны смотреть и удивляться, как они еще живы. Да, вера предполагает кризисы. Чехов писал, что человек должен либо веровать, либо искать веру, иначе он пустой человек.
Надо переживать о том, чтобы мы могли помочь детям разобраться с недоумениями.
А то чего мы хотим? Чтобы ничего не менялось. Вот, ребенок ходит с бабушкой в церковь, и вдруг – в 14 лет – говорит, всё, не пойду. И это нормально. Его вера должна меняться. Так не может быть, чтобы все оставалось в одном русле – надо, чтобы в 45 лет у человека была вера 45-летнего, а не 7‑летнего, вера должна расти вместе с человеком. Через все горнила пройти, соблазны, искушения.
Вот, скажем, почему распадаются браки? Через 15 лет у семьи проблем множество, люди больше не могут друг у друга в глазах тонуть, им надо многое решать в повседневности. Надо, чтобы любовь повзрослела и была с выдержкой, как старое вино – нельзя любить той наивной любовью, которая была однажды – нужно, чтобы через 15 лет она была другая, а через 30 – совсем другая.
«Любовь должна повзрослеть, закалиться с вами, превратиться в сокровище, а мы хотим, чтобы все оставалось тем же. Так и с детьми, и с супружеством – нужно вовремя взрослеть» – заключает о. Андрей.
Пастырь считает: дети неизбежно будут вдыхать отравленный воздух улицы и интернет-пространства и стараться быть на кого-то похожими. Юность – опаснейшее время жизни, об этом говорят святые, например, Тихон Задонский.
«Пережили юность – скажите спасибо Богу, что уцелели – это самое дурное время. Кто может завидовать молодым? Молодежи умирает не меньше, чем зрелых и старых людей. Молодость – не гарантия, что до старости доживешь. Нечистый начнет мотать по жизни из греха в грех. От бессмысленной жизни и погибают, и нам непонятно, как правильно относиться к детям своим.
Чем взрослые могут помочь? Молодым людям нужно вовремя услышать правильные и трезвые, справедливые слова о себе и о молодости, которая проходит» – замечает священник.
И снова женское лицо
Другая проблема, которую выделил отец Андрей – это доминирование женщины в Церкви. Давно прозвучало, что у православия – женское лицо.
«Где, спрашивается, мужчины? После Великой Отечественной войны женщины боронили, пахали, строили. Они же и в церкви молились, тогда и повелось. Но ведь сегодня все женщины хотели бы, чтобы их мужчины были верующими. И нет священника, который бы не хотел, чтобы хотя бы 40 процентов его прихожан были мужчины, но почему-то не складывается.
У нас плохие мужчины? Вовсе нет, и в уме, и в храбрости, и в выносливости они не хуже остальных. Чего им не хватает, чтобы в церковь ходить? Наверное, чего-то важного не сделано и священниками, и женщинами. Что-то не сказано правильно, а где-то мужчина боится, что женщина будет командовать им не только в быту, но и в храме тоже.
«У мужчины есть ум, и его нужно кормить твердой здоровой пищей церковной жизни – заинтересовать его историей, литургикой, догматикой – у мужчины голова как ядерный реактор, ей нужно работать.
А если сюсюкать с ним, что будет? Уйдет и не вернется, – говорит отец Андрей. – Да, наши дети должны ходить в церковь, но прежде должны пойти туда наши мужчины. Как пареньку пойти в церковь, на маму глядя? Ему нужны мужские примеры – покажите ему верующих мужчин, героев, покажите Федора Конюхова, будет интересно. Поэтому сначала надо бы именно мужчин привести в церковь».
Отец Андрей Ткачев уверен, что религиозное знание следует преподавать в семье и делать это постоянно, систематически, не перекладывая это на педагогов обычной или воскресной школы. Кого спасет один час в неделю Закона Божия или ОПК? Это нужно постоянно прививать дома, и преподавать, как считает он, должны мужчины. Почему? Потому что слово мужское и женское весят по-разному.
В идеале дедушки должны бы учить религии, это дедушка должен бы рассказать внуку, взяв его на рыбалку, про святых апостолов-рыбаков, как они пошли за Христом, про Николая Чудотворца, про святого Спиридона.
Научить молитве, научить ребенка читать книги, чтобы детям дед и папа рассказывали о Боге, а не бабушка и мама. Мужчинам и приказано свыше делать эту работу, а вовсе не сажать дерево или строить дом.
Отец Андрей напомнил об Иосифе Обручнике, о том, как святой Иосиф охранял детство Христа и покой Богоматери – Иосиф создавал иллюзию человеческой семьи, хранил Деву Марию, и маленький Иисус называл Иосифа папой, хотя единственный отец Его – Бог Правды.
Иосиф такую милость мог заслужить – беречь Сына, хранить его жизнь, научить его читать священные тексты Ветхого Завета и пророков, храм посещать – то есть преподать всё религиозное образование. Кроме того, каждый папа в древности должен был передать свою профессию или обучить сына какому-либо делу.
«Найдите сегодня таких пап, да и просто найдите пап – во многих семьях их нет. А ведь именно папа обязан раскрыть с ребенком Библию, прочесть, обсудить с ним описываемые там события – это его задача» – говорит о. А. Ткачев.
Хижина Дяди Тома
В заключение встречи пастырь и писатель ответил на вопросы. Спрашивали о занятиях ребенка ушу, о принуждении к молитве подростков, о добрачных отношениях, о биометрических данных, о запрете священника, о том, как простить родителей, которые проклинают детей и многом другом.
На вопрос, не грех ли думать, подавая милостыню, что собираешь себе сокровища на небесах, он ответил так: нет, не грех, но лучше забыть об этом сразу, ведь, если собрать копейки, которые мы отдали в руки бедным, и наберется хотя бы 20 тысяч рублей, то хватит ли этого, чтобы поставить себе хотя бы маленький домик?
«Хижину Дяди Тома не построишь для нашего райского пребывания, разве что циновку бросишь – такова наша милостыня, чтобы только душа не зачерствела… Объем нашей милостыни – то, что мы заработали для Царствия Небесного, нам не позволяет гордиться.
А вот если кто-то разбогател легальным способом, взял и старую машину подарил многодетной семье, или купил коляску бездвижному, или бездомному отдал дачный участок с домиком – вот это уже инвестиция. Старикам беспомощным, многодетным, в тюрьму, везде нужно помогать. Добрые дела как полноводная река должны течь, и не надо этим гордиться».
На вопрос о главном факторе, удерживающем мир от зла, батюшка ответил, что, пока мы воюем с заметным злом, зло неприметное зачастую неслышно подходит к нам балетным шагом, и надо подумать каждому наедине с собой, где затаился настоящий враг.
«Начнем молиться – и будем Церковь. Да, у нас много болячек, и надо, по слову апостольскому, промыть их вином и помазать елеем. Трудитесь, спасайтесь, учитесь, смиряйтесь, каждое воскресенье будьте в церкви, иначе вы так и не придете по-настоящему в Церковь и не полюбите Христа.
Кто Он, Удерживающий всякое зло на пороге? Христос, живущий в литургии. Только Божественная литургия удерживает мир от зла и подает нам с неба всякие блага. Божественная служба держит нас. Любите литургию, иначе пропадете», – напутствовал пастырь.
Валентина Киденко
Фото из открытых источников
Андрей Ткачёв отвечает на ваши вопросы (24.12.2018)
Мои комментарии на одном из каналов в ютубе по этой теме: Олег: Для себя собрал папку, где с точки зрения науки доказывается сущствование Бога (Высшего разума, Абсолюта …). Любой учёный, глядя на это, изменил бы свою точку зрения, если он не биоробот. Если кратко, то везде прослеживается порядок будь-то расстояния между планетами, связь астрономии, музыкального ряда, нумерологии, в т.ч. биологии.
Олег: У меня там рисунки собранные из интернета без пояснения, т.е. желательны мои комментарии к ним, для этого время потребуется. Чтобы было интересно всем попробую здесь. 1.Планеты Солнечной системы расположены на пропорциональных расстояниях друг от друга и формируют музыкальный звукоряд (до, ре, ми…) , который в свою очередь в восточных учениях проецируется на чакры живых организмов, а в физиологии на нервные сплетения и железы внутренней секреции. Если дальше углубляться, то зодиакальный круг с планетами у нас переходит, грубо говоря, в циферблат, который на самом деле показывает двухчасовые периоды активности течения различных энергий в 12 меридианах в живых организмах. Т.е, не знаю, кто как, но я вижу, что жизнь задумана за пределами Земли и ритмично и гармонично, т.е. задействован Разум в этом. Можете также посмотреть таблицу “Энергия числа 34560 и структура Вселенной”, там указаны пропорциональные расстояния между объектами в макро и микрокосмосе от галактики до микроорганизмов и клетки. Затем я вижу связь между музыкальным звукорядом планет, Платоновыми телами и таблицей Менделеева. Кстати, между музыкальным звукорядом должна быть связь с алфавитами (кажется, давно об этом даже читал). О “Золотом сечении” или числах Фибоначчи в природе на Земле и космосе уже знают многие, для меня это тоже подтверждение Абсолюта.
Олег: Просто люди не внимательны, им некогда задумываться в эпоху потребления. Самое простое доказательство Бога (Абсолюта …) это часы на вашей руке. Как я уже говорил звёзды зодиака проецирутся на циферблат в т.ч.. И каждый отрезок на циферблате показывает активность того или иного органа и системы органов. Например, если плохой сон и беспокойство с часу до трёх ночи проверте печень, если с трёх до пяти утра, то проверте лёгкие и бронхи и т.д. и т.п.. В это время идёт также перенастройка систем органов и тканей по времени, как уже говорилось. И часы показывают не “время”, а совсем другое. Не правда ли, что всё ритмично и гармонично? Бог есть порядок. Тогда, что есть хаос? Но самое главное, что управление этим уходит к звёздам зодиака и др. … А это уже внешнее управление …. “Мы думаем, что Бог видит нас сверху — но он видит нас изнутри”. Жильбер Сесброн.
Олег: Часы не могут иметь другие деления, т.к. это единая система связанная с компасом и розой ветров и астрономическими вычислениями, а также создания календарей, гороскопов. Насчёт последнего вопроса. Мне тоже кажется, что вначале всё развивалось в космосе от простого к сложному, от простейших форм до многоклеточных и сознания, потом сверхсознание и т.д. до Абсолюта. А только потом уже жизнь могла заноситься, кроме естества и искусственным путём более развитыми существами. P.S. Из этого следует, что нужно критически относиться, когда “святые отцы” говорят, что дух первичен. Неизвестно ещё под диктовку каких духов они писали свои библейские сказки, в особенности высказывания различных библейских пророков.