Горно-Уральский (Александро-Невский) Ново-Тихвинский женский монастырь.

Введенский женский монастырь в Тихвине (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры
    в Россию

1/

10


  • Введенский женский монастырь в Тихвине

Некогда один из крупнейших монастырей России, Введенская обитель в Тихвине была основана в 1570 г. Она появилась на месте, где по летописным источникам впервые явилась знаменитая Тихвинская икона Божией Матери. Монастырь не раз разрушался и начал свою более-менее спокойную жизнь лишь через столетие после освящения, к концу 16 века. Достигнув к 1917 г. расцвета, после установления советской власти он использовался как спортивный зал и даже как детская колония. Возрождение Введенского женского монастыря началось лишь в 2005 г., и уже через 4 года здесь стали проводить регулярные богослужения.

История монастыря

Основание монастыря

Введенский женский монастырь считается «сестрой» Тихвинского Богородичного Успенского монастыря, с которым был основан одновременно, по указу Ивана Грозного от 11 февраля 1560 года новгородским архиепископом Пименом.

«Введенский монастырь всегда имеет неразрывное — духовное отношение с Большим Тихвинским монастырём, составляет с ним как бы одну обитель. Крестные ходы, совершаемые в обители в храмовый праздник введения и на Светлой неделе в Четверг, всегда бывают с иконой Тихвинскою и честными крестами из большого монастыря. Посещение Высочайших Особ Царствующего дома, Архипастырей и других важных лиц после большого монастыря, также бывают и для Введенской обители».

Досинодальный период

История монастыря становится известной с начала ХVII века, когда сюда в 1604 году переселились из Горицкого Воскресенского монастыряинокиня-царица Дария — четвёртая супруга Ивана Грозного, и две её племянницы — княжны Леонида и Александра Григорьевны Гагарины.

Игуменья Дария «местно почиталась в тихвинском в честь Введения во храм Пресв. Богородицы монастыре».

Во время польско-шведской интервенции Введенский монастырь подвергся разорению со стороны литовцев и шведов: по сравнению с Успенским монастырём он был слабо укреплён, что позволило шведским войскам под предводительством Якоба Делагарди в ходе Тихвинской осады занять обитель, расположить здесь свой штаб и, уходя, сжечь все деревянные постройки (14 сентября 1613 года). По преданию, во время нападений неприятельских войск инокиня-царица Дарья со своими сподвижницами «скрывались в глуши непроходимых болот, а по прекращении бедствий, собирались для богослужения и молитвы в полуразрушенную обитель». По другому рассказу, после пожара и до Столбовского мира монахини проживали в землянке на небольшом озере в шести верстах от обители, названном в память о тех событиях «Царицыным». Однако никаких прямых документальных или археологических подтверждений этому нет.

После заключения Столбовского мира начались труды по восстановлению и укреплению обители. В этот период царь Михаил Фёдорович жалует Введенскому монастырю ряд угодий, в обитель поступают пожертвования от царственных особ и частных лиц. После кончины инокини-царицы Дарьи, согласно духовному завещанию, обитель получила её вотчину под Устюжной.

XVIII век

В 1739—1764 годы для Новгородской епархии было сделано описание обители:

«В том монастыре каменных церквей две, в них престолов пять, из оных церквей под соборною церковью погребов два, у них своды в обоих каменныя, крыты оныя церкви двойным тёсом, главы обиты зубцоватым чешуйчатым гонтом, кресты на оных церквях деревянные, обиты жестью. Колокольня каменная одна, на ней колоколов средних два, малых шесть; из оных малых колоколов один расколот, крыта оная колокольня тесом без глав.

При церкви Рождества Богородицы хлебопекарняя келия каменная одна, к ней приделаны сени с чуланом деревянныя ветхия, крыты дранью. Настоятельницы игумений деревянных келий пять и при них сени одни, чулан один, подвал один, крыты тёсом».

До секуляризационной реформы 1764 года года за обителью числились до 1338 душ, 380 десятин пахотной земли и некоторые угодья.

XIX век — начало XX века

В конце XIX — начале XX века, Введенский монастырь входил в число двенадцати богатейших монастырей Российской империи, с капиталом свыше 100 тыс. руб.

В справочнике «Православные Русские обители» 1910 года имеется следующее описание монастыря:

Храмов два. Главный соборный храм в честь Введения с двумя приделами. На левой стороне собора при входе возвышается гробница царицы Дарьи; над ней горит неугасимая лампада. На правой стороне храма близ иконостаса на аналое хранится несколько ковчегов со святыми мощами. В алтаре близ горняго места находится древняя икона Тихвинской Божией Матери, принадлежавшая царице Дарье. К соборному храму пристроена церковь в честь Рождества Пресв. Богородицы. В ризнице хранится несколько замечательных рукописей XVII и XVIII веков, между прочим и духовное завещание царицы Дарии. В монастыре введён строгий устав. К числу непременных обязанностей инокинь относится неусыпное чтение Псалтири с поминовением о здравии и упокоении благотворителей обители.

Советский период

После революции советская власть разместила в монастыре детскую колонию и целый ряд нецерковных учреждений. Сёстры обители некоторое время находились в монастырских зданиях вместе с вселившимися туда новыми поселенцами. В 1929 году монастырь был окончательно закрыт; игумения Иоанникия осталась жить в Тихвине и была расстреляна в ходе большого террора.

В советское время, собор превратили в спортивный зал, в притворе разместили раздевалки, а в алтаре устроили баню, душ и туалет.

В конце 1980-х годов монастырь решили реставрировать: в документах КГИОП Ленинградской области имеются разработки проектных предложений по реставрации архитектурного ансамбля Тихвинского Введенского девичьего монастыря от 1988 года с указанием противоаварийных работ на 1990 года, однако они проведены не были.

Современное состояние монастыря

С весны 2005 года началось возрождение Тихвинского Введенского монастыря. По благословению настоятеля Тихвинского Успенского монастыря игумена Евфимия (Шашорина)создана и зарегистрирована автономная некоммерческая организация (АНО) «Возрождение Введенского девичьего монастыря», которую возглавляла Л. Б. Большакова (ныне монахиня Анфиса).

10 апреля 2005 года в надвратной церкви Введенского монастыря состоялся первый молебен. Молебен служил иерей Сергий Ремизов.

25 декабря 2009 года принято решение Священного Синода Русской Православной Церкви об открытии Тихвинского Введенского женского монастыря. Настоятельницей монастыря назначена монахиня Тавифа (Фёдорова).

29 сентября 2011 года настоятельница Введенского монастыря монахиня Тавифа (Фёдорова) возведена в игуменское достоинство.

На начало восстановительных работ в монастыре здания на его территории не находились в собственности Церкви. Монахини были вынуждены арендовать помещения и служить в отсутствии отопления. До января 2012 года во Введенском соборе располагалась школа единоборств, на месте алтаря — сауна; в игуменском корпусе — клуб восточных единоборств. Основная часть деревянных построек снесена из-за их аварийного состояния. В аварийном состоянии находится Собор Рождества Пресвятой Богородицы. Большая часть монастырской кирпичной ограды — разрушена.

С 2009 года в монастыре возобновлено регулярное Богослужение. В монастыре проживают игуменья, 1 монахиня, 2 девочки-послушницы. Богослужение совершает служащий иеромонах Иннокентий (Гайда).

В восстановительных работах участвуют трудники и православные миряне, приезжающие в монастырь на послушание (в том числе в рамках проекта «Тихвин. Прикоснись к святыне»).

  • Описание
  • Паломничества (1)
  • Поездки сюда (15)

Описание Введенского женского монастыря в г. Тихвин

Летописные источники говорят, что именно на месте будущего Введенского Малого монастыря и было первое явление Тихвинской иконы Божией Матери на берегах реки Тихвинки Новгородской губернии в 1383 году. Обстоятельства появления Тихвинской иконы на Руси историки связывают с преподобным Антонием Дымским, жившим в Великом Новгороде в XIII веке. После долгих лет паломничества он стал отшельником на Дымском озере. Лесные и заболоченные земли этой русской земли называли «страною тифинскою». Именно здесь, спустя 110 лет после смерти преподобного Антония, в 1273 году и была обнаружена чудотворная икона, ставшая небесной покровительницей новгородских земель.

Подтверждение (свидетельство) того, что это и есть византийская святыня, пришло с новгородскими купцами от патриарха Константинопольского. Узнав от прибывших купцов о чудесном появлении иконы Богородицы в новгородских землях, патриарх передал с ними описание иконы — «ножка Младенца обнажена» — сомнений быть не могло…

Однако в 1453 году Константинополь захватили турки… и икона, наконец, обрела «Дом Пресвятой Богородицы», как издревле зовется Русь — наследница православия.

…На обширных землях Тихвинской гряды Вепской возвышенности и Приладожья среди племен угро-финской группы русские, в основном новгородцы, селиться стали видимо в XIII- XIVвв. «В 1383 году во дни великого князя Дмитрия Иоанновича Донского, при митрополите Пимене, в пределах Новгорода на Русской земле явилась икона Богородицы с Предвечным Младенцем на левой руке ». В 1383 году на месте «обретения иконы Богородицы», на перекрестке водных и сухопутных дорог, среди нескольких деревень поставлена первая деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы, положившая начало погосту, а затем «Большому мужескому монастырю». После нескольких пожаров по велению великого князя Василия III отстроен каменный собор по образу Успенского собора Московского Кремля. В 1526 году великий князь сам посетил собор и молился чудотворному лику. В 1547 году, по традициям Византийских императоров, перед венчанием на царство собор посетил сын великого князя, Иоанн Грозный.

Земли Пречистенского погоста на р. Тихвине принадлежали в XV в. Ивановскому Богословскому и Успенскому Богородицкому Радоговицким монастырям.

После строительства каменного Успенского собора в 1515году великим князем Василием III и по желанию Ивана Грозного устроения здесь Успенского монастыря в 1560г., здесь были проведены большие градостроительные работы. Посад был перенесен на холм к дер. Романиха. Большой монастырь был тщательно распланирован на освобожденной и осушенной территории близ реки и Вяжищского ручья.

Устроение Большого мужского монастыря в 1560 г. сопровождалось одновременно и вовведением женского Введенского.

Так же по указу царя Ивана IV к Успенскому монастырю был сформирован и приписан Большой посад (3) «Тихвин», а к женскому монастырю — свой Малый посад — Введенская слобода, дер. Стретилово. Эти работы, начиная с февраля 1560г., при участии новгородского епископа Пимена производил талантливый строитель — новгородец Федор Дмитриевич Сырков.

Изначально монастырь занимал сравнительно небольшую территорию на берегу ручья Березовика (совр. Введенский ручей) и весь ансамбль, созданный Ф.Д.Сырковым, был деревянным. В XVI веке, судя по документам, известно лишь одно строение обители — деревянная церковь Введения Пречистыя Богородицы. О существовании монашеских келий в XVI в. можно только предполагать. Вокруг монастыря была возведена деревянная стена и вырыт ров.

Первой игумений обители стала Евпраксия (февраль 1608). Во все времена Большой Успенский монастырь привлекал всеобщее внимание находившейся там чудотворной Тихвинской иконой Богоматери, а о Введенском Малом монастыре нигде не упоминалось до тех пор, пока здесь не появилась четвертая супруга Иоанна Грозного Анна Алексеевна, постриженная под именем Дария (активная ссылка на «О монахах»)

Бракосочетание Иоанна с Анной Алексеевной произошло в 1572 году. Четвертый брак Иоанна Грозного вопреки всем ожиданиям длился три года. Надо думать. Причиной тому был характер Анны, ее ум, такт и осознание своего достоинства, присущее гражданам вольного города Новгорода.

Царица была пострижена в монашество в Воскресенском Горицком монастыре. Прибытие Царицы Дарий в монастырь трактуют как её ссылку после измены князя Курбского, в доме которого она воспитывалась и провела детство и юность, рано оставшись сиротой. Другие источники утверждают, что это был добровольный уход в монашество … или, что Иоанн IV «спрятал» Анну Алексеевну в монастыре с целью спасения во времена истребления боярского рода Колтовских. Каких-либо документальных сведений на этот счет нет, как нет и документов, описывающих первые годы жизни царственной инокини во Введенской женской обители.

16 мая 1596 года бывшая царица значится уже игуменьей Введенского женского монастыря «на Тифине». Вместе с ней прибыли сюда и две ее племянницы — Леонида и Александра Григорьевны Гагарины.

Монастырь был отдан Дарии в полное распоряжение, как хозяйке и попечительнице.

Она отстроила его, увеличила и привела в цветущее состояние. Старица- царица Дария пользовалась особым влиянием и деловыми связями в городах Москве и Тихвине. В 1604 году по просьбе царицы — игумений Введенская обитель вышла из подчинения Большого Успенского монастыря и получила полную самостоятельность. По ее просьбам, начиная с 1604 г., монастырю цари даровали ряд угодий, деревень и льгот, а так же выделили средства на каменное строение в обители. При Дарии была построена первая каменная церковь — трехглавый собор Введения во храм Пресвятой Богородицы с двумя приделами — в центре монастыря, огороженного деревянной оградой длиной 187 саженей.

Все остальные здания были деревянные: настоятельские и монашеские кельи, амбары, конюшни, скотный двор с принадлежащими постройками, кельи работников.

Переселение царицы — игумений совпало с началом Смутного времени на Руси, вторжением на русскую землю литовцев и шведов.

В период польско-шведских войн с Россией Введенская обитель неоднократно подвергалась нападениям и частичным разорениям. В 1613г. Большой Успенский монастырь был осажден, но не взят шведами. Деревянные постройки Введенской женской обители, не укрепленные в военном отношении, в день 14 сентября 1613 года были полностью сожжены шведскими войсками под предводительством Магнуса Делагарди. Как гласит поверье, во время нападений неприятеля Царица Дария со своими сподвижницами скрывалась в лесах и на болотах; возвращаясь в дни затишья в полуразрушенную обитель, они возобновляли богослужение. После пожара и вплоть до Столбовского* мира проживали монахини вместе с царицей — инокиней Дарьей в землянке на берегу небольшого озера в шести верстах от обители, называемом ныне Царициным в память о тех событиях (о жизни инокинь в период шведской оккупации). Однако прямых документальных или археологических подтверждений этому нет.

Позднее (прим. XVIII — XIXв.в.) на Царицином озере была сооружена «мемориальная» часовня, колодец и цепи с крестами.

После шведского разорения и пожаров 1613 г. царица-инокиня, начиная с 1616г. (?1619г.), отстроила вторично собор и 5 келий. Через пять лет Введенский монастырь выглядел еще лучше, чем до шведского нашествия.

По заключении Столбовского мира и вплоть до своей кончины Царица Дарья трудилась над восстановлением и укреплением монастыря, создавая храмы, учреждая монастырский порядок и управляя обителью. В этот период Царь Михаил Федорович жалует Введенскому монастырю ряд угодий, поступают в монастырь пожертвования от царственных особ и частных лиц. Сама Царица — инокиня пожертвовала монастырю все свое состояние, отписанное ею в Духовном завещании.5 апреля 1626 года игумения Дария (активная ссылка), приняв схиму, скончалась.

В благодарность за усердное служение Царица-инокиня была захоронена во Введенском Соборном храме, над могилою была возведена позолоченная гробница.

После преставления Дарии — Благоверной Царицы Введенский монастырь продолжал укрепляться как духовный центр православия в России. Монастырем управляли Строительницы или Игуменьи, а с возведением монастыря во второй класс второй степени — только Игуменьи.

Строительные каменные работы продолжились при следующей игуменье Евранее — в 1645 г. начато возведение теплой Рождественской церкви с трапезной палатой, а в начале 1650гг. — и трехпролетной трехшатровой звонницы. Строительством руководил тихвинский игумен Сергий. Оригинальная по своему типу Рождественская церковь с трапезной долго стояла недостроенной, закончено строительство и освящена Трапезная только в 1675г.

Все вместе каменные здания — Собор, Трапезная и Звонница — образовывали единую группу, располагаясь «по концам треугольника». Деревянные кельи располагались по всему периметру территории монастыря, за исключением южной стороны двора.

В градостроительной композиции города Тихвина XVIIв. Введенский монастырь наряду с Большим Успенским монастырем играл весьма существенную роль.

Согласно летописи 1906г. на начало XVIII в. Введенский монастырь имел:

  • приписные деревни, земли,
  • свое подворье в Москве и Новгороде,
  • подчиненный Новгородский Иоанно — Богословский монастырь.

1704г. — при пожаре монастырь сгорел дотла.

Согласно описи на 1739г. на территории Введенского Малого монастыря числилось строений:

  • трехглавый собор Введения во храм Пресвятой Богородицы с двумя приделами Николая Чудотворца и преподобного Кирилла Белозерского
  • теплая Рождественская церковь с трапезной палатой,
  • трехпролетная трехшатровая звонница,
  • 26 келий — настоятельские, монашеские,
  • ограда деревянная на 187 саженях.

После преставления Дарии — Благоверной Царицы монастырь продолжал укрепляться как духовный центр православия в России. Монастырем управляли Строительницы или Игуменьи, а с возведением монастыря во второй класс второю степенью (XIX в.) — только Игуменьи.

По описаниям, сделанным в 1739-1764 годам для Новгородской епархии, мы можем представить, как в то время выглядела обитель:

«В том монастыре каменных церквей две, в них престолов пять, из оных церквей под соборною церковью погребов два, у них своды в обоих каменныя, крыты оныя церкви двойным тесом, главы обиты зубцоватым чешуйчатым гонтом, кресты на оных церквях деревянные, обиты жестью. Колокольня каменная одна, на ней колоколов средних два, малых шесть; из оных малых колоколов один расколот, крыта оная колокольня тесом без глав. При церкви Рождества Богородицы хлебопекарная келия каменная одна, к ней приделаны сени с чуланом деревянныя ветхия, крыты дранью. Настоятельницы игумений деревянных келий пять и при них сени одни, чулан один, подвал один, крыты тесом». До 1764 года за обителью числились до 1338 душ, 380 десятин пахотной земли и некоторые угодья.

Все это можно видеть на плане Тихвинского посада, а точнее, подробного рисунка, выполненного в 1678 году Иваном Зелениным и Федором Евстафьевым. На плане, в частности, зафиксирован Введенский девичий монастырь, слободка монастыря и деревня Стретилово. За 366лет существования Введенской обители сменилась 31 настоятельница. Среди них особо отмечаются заслуги: — Дарии Благоверной Царицы(1626г.), — племянница ее Платонида (княжна Гагарина, 1642), — Марии (1805г.) — Таисии Чертовой (1815г.) — Августы Свешниковой (1823-1858гг) — Серафимы Тимковской (1858-1876гг.) -Рафаилы (1876-1900гг.) -Игумении Иоанникии (1900-1926 — 1937 гг.)

Документально наиболее полно засвидетельствована деятельность последних настоятельниц монастыря, начиная с Игуменьи Августы (Свешниковой).

Игуменья Августа, будучи настоятельницей монастыря с 1823 по 1858 год активно обустраивала обитель. С ее приходом начался новый строительный этап в жизни монастыря.

Тогда вместо прежней обветшавшей звонницы, возведенной в XVII веке, по проекту петербургского архитектора И.И. Шарлеманя была построена четырехъярусная надвратная колокольня.

Описание публициста А.П. Башуцкого после посещения Тихвинских монастырей в 1854 году.

«В первом ее этаже — главный вход в монастырь через святые ворота, они очень обширны и открываются только для крестных ходов и торжественных случаев, как например: при посещениях Царских особ, и Архипастырей, а в обыкновенное время вход в обитель бывает через другие ворота, устроенные в ограде, близъ колокольни. В первом же этаже помещаются две келий для сестер, во втором — тоже несколько келий, а в третьем устроена церковь святой Великомученицы Екатерины — образец самого нового архитектурного искусства в противоположность старине первых двух храмов. Иконостас очень красив — кругообразный, белого цвета, с колоннами и золотою резьбою, об одном ярусе и оканчивается наверху золотым крестом… В четвертом этаже колокольни устроены с четырех сторон арки с колоколами, их всех 9. Большой — в 158 пудов. Второй — в 80 пудов, лит, как свидетельствует надпись, при Царе Алексее Михайловиче и при патриархе Никоне в 1652 году. Третий — в 40 пудов. Четвертый — в 25 пудов, по латинской на нем надписи видно, что он лит в 1635 году. Остальные колокола меньшего веса — для трезвона». Кроме колокольни при Игуменьи Августе напротив западного входа Введенского собора был построен двухэтажный обширный корпус. В нижнем его этаже разместились светлая просторная трапезная, кухня и другие хозяйственные кельи, а в верхнем — скромные комнаты для игумений и канцелярия обители. Игуменские кельи соединялись стеклянною на арках галереей с теплой церковью Рождества.

С противоположной стороны Введенского храма, параллельно вышеописанному зданию, был построен подобный двухэтажный корпус для келий сестер обители. К монастырской территории было присоединено 35 сажень болотистых земель и проведено их осушение. В довершение ко всему этому обитель обнесли невысокой каменной стеною с красивыми боковыми башенками.

Игуменья Августа была двадцать седьмой настоятельницей Введенского женского монастыря.

В 1858 году настоятельницей монастыря стала Игуменья Серафима (из дворян Тимковских).

Именно при Игуменьи Серафиме полностью сложился архитектурный ансамбль монастыря.

По ее приказанию была увеличена высота монастырской ограды, внутри обители разбит превосходный сад. Кроме этого, Игуменья Серафима сделала больше ризницу, увеличила число келий.

19 июня 1859 года монастырь посетил Его Императорское Величество Император Александр II. Помолившись над надгробьем Благоверной Царицы Дарии в соборном храме Введения Пресвятыя Богородицы, Государь удостоил своим посещением скромные настоятельские кельи и осмотрел монастырь. В память о своем посещении император прислал в обитель блестящие священнические облачения, золотой крест для Игуменьи из кабинета Его Величества, превосходные четки из разноцветных камней с алмазными украшениями для Казначеи монастыря (монахиня София).

Во время настоятельства Игуменьи Серафимы в 1863 году в монастырь поступила послушница, в миру Мария (около 1842-1915 г.г.) из дворянского рода Солоповых, будущая игуменья Таисия Леушинская. Прожив во Введенском монастыре 14 лет, она впоследствии именовала его «своей монастырской колыбелью».

После смерти настоятельницы Игуменьи Серафимы многотрудное служение приняла на себя Игуменья Рафаила 1876-1900 (из дворянского рода Варнот).

С 14 октября 1876 г. и вплоть до своей кончины 18 ноября 1900 г управляла она Введенской обителью.

При Рафаиле был открыт приют для девочек — сирот в память о чудесном спасении царской семьи во время крушения поезда близ станции Борки 17 октября 1888 г. При открытии в приют было принято 12 девочек, а к 1914 году приют насчитывал уже 23 воспитанницы.

При Игуменьи Рафаиле был возведен келейный деревянный двухэтажный корпус для насельниц монастыря, а главное было проведено возобновление собора Введения во храм Пресвятой Богородицы: к западной стене Собора была сделана пристройка, что увеличило помещение Собора и позволило расширить хоры. Была обновлена отделка внутреннего убранства, настелены новые полы, обновлена позолота иконостаса, наружные стены Собора были украшены лепкой и живописью, сделаны жестяные кровли глав Собора, на которых поставлены золотые кресты.

В 1901 году Св. Синодом настоятельницей монастыря была утверждена Аполлинария (в миру Людмила Петровна из дворян Владыкиных ), посвященная в Игуменский сан 9 июня 1902 в Тихвинском Богородичном Большом Успенском мужском монастыре Высокопреосвященнейшим Гурием, Архиепископом Новгородским и Старорусским. В 1906 году Игуменья Аполлинария за праведное и усердное служение награждена наперсным крестом, от Св. Синода выдаваемым.

На 1914 год из 200 монахинь и послушниц монастыря, постриженных в полное монашеское одеяние, было 26 и одна престарелая схимомонахиня. Неспешно текла в монастыре жизнь.

Внутри этого красивого, ухоженного второклассного монастыря был разбит сад, возле собора — обширный некрополь. ** Большею частью сестры начинали свой монашеский путь именно во Введенском монастыре, а не были переведены из других обителей.

Доходы монастыря были весьма ограничены и складывались из свечного и кружечного сбора, продажи просфор, оброчных статей, сбора на поминовения и процентов с капиталов от пожертвований, а также полученные от Правительства на различные церковные нужды. Годовой денежный доход монастыря в 1914 год составил 8 391 руб. 10 коп., при этом более половины этой суммы — 4968 руб. 20 коп.- составлял процент с капиталов, пожертвованных разными благотворителями для поминовения.

После революции 1917года в женскую обитель пришли другие люди.

Некоторое время монахини и послушницы оставались жить в монастыре, в труднейших условиях продолжая свое служение Богу. Официально датой закрытия Тихвинского Введенского монастыря считается 1926 год, но фактически — с того самого времени, как в обители появились представители власти рабочих и крестьян. Некоторое время сестры, продолжая свое служение Богу, ютились в монастырских зданиях рядом с новыми поселенцами. Но тех соседство с инокинями вовсе не устраивало. Монахини, вытесненные из сестринского корпуса, разбрелись по городу, служа санитарками и сиделками, подрабатывая рукоделием. Игуменья Иоанникия вынуждена была переселиться из настоятельских покоев в тесную келейку в колокольне.

История Большого Успенского Богородичного и Введенского Малого монастырей всегда имела неразрывную духовную связь.

Со дня своего основания и до закрытия советской властью оба монастыря — Большого Успенского монастыря в 1924 году и Введенского женского в1926году. Настоятель Большого монастыря всегда являлся Благочинным Введенского женского монастыря, т.е. духовным его руководителем. В главные праздники ему вменялась священная обязанность духовно торжествовать своим служением вместе с сестрами в их обители

Осенью 1937 года по Тихвину прокатилась волна арестов. К ноябрю почти все духовенство города находилось в местной тюрьме. Очередь дошла и до бывшей игуменьи Иоанникии, которая была арестована как участница контрреволюционной группы.

3 декабря 1937 года, в самый канун престольного праздника — Введения во храм Пресвятой Богородицы, бывшая игуменья Введенской обители была расстреляна вместе с другими тихвинскими новомучениками: игуменом Арсением (Дмитриевым), протоиереем Иоанном (Сарвом), священниками Емилианом Панасевичем, Николаем Покровским и Василием Канделябровым.

Мраморное изваяние святого ангела с золотым крестом с памятника на могиле игумений Августы, надгробные плиты настоятельниц монастыря Марии, Павлы, Серафимы, Рафаилы, как и многие другие, были употреблены на фундаменты цехов лесохимического завода.

Не остановили святотатцев трогательные слова, выбитые золотом на мраморной плите игумений Серафимы: «Остановись, не попирай гробницу! Над нею слезы льют и сиры, и вдовицы. Здесь инокинь наставница лежит…».

** На кладбище монастыря были погребены кн. Аграфена Петровна Волконская и Евдокия Андреевна Ганнибал, урожденная Допьер, сосланные в монастырь во времена Бирона; Иосиф Владимирович Лохвицкий, а также настоятельницы и насельницы монастыря за всю его долгую историю. Вне территории монастыря располагались:

  • через улицу — обширная каменная часовня, постройки ХIХ века с куполообразной крышей и двумя кельями для стариц, заведующих часовней;
  • рядом с колокольней находился 2-х этажный деревянный дом, сдаваемый монастырем в наем;
  • с севера к территории монастыря примыкали различные хозяйственные строения (скотный двор, конюшни), а дальше через Введенский (прежнее название Березовик) ручей были разбиты огороды;

Монастырь был хранителем многих священных реликвий и художественных ценностей.

На 1914 год в монастыре хранилось несколько ковчегов со 49 святыми мощами, первыми из которых были части:

  • части Древо Животворящаго Креста Господня;
  • части Гроба Господня;
  • части Ризы Господней;
  • части Гроба Божiей Матери;
  • части Верскъ съ кровiю Христовою;…
  • части мощей:

Св. Иоанна Предтечи, Праведныя Анны, Апостола Андрея Первозванного, Святителя Николая чудотворца, Великомученика Пантелеймона» и многих русских святых в земле Российской просиявших.

Начиная с XIVв., монастырь был хранителем многих священных реликвий и художественных ценностей.

Описание алтаря собора Введения во храм Пресвятой Богородицы.

В алтаре собора Введения во храм близь горнего места находился древний створчатый киот со стрелообразным верхом, в который была вложена икона небольшого размера, Тихвинской Божией Матери, шитая золотом и жемчугом. Икона эта принадлежала и была молельной иконой Благоверной Царицы Дарьи, а затем отдана ею в благословение одному неизвестному тихвинцу, после кончины которого, икона возвращена монастырю. Вокруг иконы изображены чудеса и явление иконы Тихвинской Божией Матери.

В алтаре же на горнем месте стояла икона Несения креста Спасителем, примечательная тем, что во время грозы в 1860 году молния опалила эту икону, но более храма не повредила, будто сам Христос понес на себе разрушительную силу стихии и защитил монастырь. В ризнице, между церковными вещами, хранящимися в ней, наибольшую ценность представляли изделия художественного шитья: — плащаница, вышитая золотом по малиновому бархату, трудами Игуменьи Августы с сестрами в 1838 году; — сотворенные трудами племянниц Царицы Дарьи в ХVII веке воздухи и хоругви с лицевыми изображениями, иконы золотого и серебряного шитья, среди них — небольшой образ Введения во храм Пресвятыя Богородицы, шитый шелком и золотом по шелку; — красивейшие расшитые священнические облачения и дьяконские стихари; — два больших покрова на гробницу Царицы Дарьи (один — золотой парчи с такою же бахромою, а другой — красного бархата, опушенный по краям горностаями); — помимо этого в ризнице хранились 9 Евангелий в серебряных с позолотою окладах издания ХIХ и ХХ веков; — золотые и серебряные потиры; — кресты напрестольные; — наперсный крест Игуменьи Серафимы — четки из разноцветных камней с алмазными украшениями Казначеи монастыря монахини Софии — подарки императора Александром II; — кадила, одно из которых в качестве дара на помин души сына и родителей своих было пожертвовано монастырю ещё в ХVII веке, как гласит надпись славянской вязью на кадиле. Там же в ризнице хранились рукописи, начиная с ХVII века, среди которых Духовное завещание Царицы Дарьи , а также книги богослужебного пользования и духовного чтения сестер.

Сайт: https://www.tvzm.ru

Паломнические поездки к Введенскому женскому монастырю в г. Тихвин

  • Поездка из Санкт-Петербурга в Введенский женский монастырь в г. Тихвин
  • Поездка из Дмитрова в Введенский женский монастырь в г. Тихвин
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Введенский женский монастырь в г. Тихвин
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Введенский женский монастырь в г. Тихвин
  • Поездка из Коломны в Введенский женский монастырь в г. Тихвин
  • Поездка из Волгограда в Введенский женский монастырь в г. Тихвин
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Введенский женский монастырь в г. Тихвин
  • Поездка из Красного Броневика (Ленинградская обл.) в Введенский женский монастырь в г. Тихвин
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Введенский женский монастырь в г. Тихвин
  • Поездка из Зарайска в Введенский женский монастырь в г. Тихвин
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Введенский женский монастырь в г. Тихвин
  • Поездка из Красного Броневика (Ленинградская обл.) в Введенский женский монастырь в г. Тихвин
  • Поездка из Тихвина в Введенский женский монастырь в г. Тихвин
  • Поездка из Москвы в Введенский женский монастырь в г. Тихвин
  • Поездка из Орехово-Зуево в Введенский женский монастырь в г. Тихвин
  • Поездка из Киева в Введенский женский монастырь в г. Тихвин
  • Поездка из Тихвина в Введенский женский монастырь в г. Тихвин
  • Поездка из Москвы в Введенский женский монастырь в г. Тихвин
  • Поездка из Москвы в Введенский женский монастырь в г. Тихвин
  • Поездка из Москвы в Введенский женский монастырь в г. Тихвин
  • Поездка из Москвы в Введенский женский монастырь в г. Тихвин
  • Поездка из Москвы в Введенский женский монастырь в г. Тихвин
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Введенский женский монастырь в г. Тихвин
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Введенский женский монастырь в г. Тихвин
  • Поездка из Ступино в Введенский женский монастырь в г. Тихвин

Здания и сооружения монастыря

  • Храм Введения Богородицы с приделами Святителя Николая и Преподобного Кирилла Белозерского (1645 год)
  • Надвратный храм с колокольней (1645 год) святых великомученицы Екатерины и мученицы Царицы Августы. (Перестройка и реконструкция 1834—1836 гг.) архитектор И. И. Шарлемань. В начале ХХ века, колокольня содержала 9 колоколов, самый большой весил 2,5 тонны, второй по величине (1280 кг) отлит в 1652 году
  • Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, трапезный храм, (1645 год), архитектор П. Баранов
  • Игуменский корпус
  • Монашеский корпус («Леушинский»)
  • Жилые дома (2 деревянных и 1 каменный)

Настоятельницы

  • Евпраксия — 1608 г.
  • (Дария (Колтовская), царица-инокиня — предположительно)
  • Агафия (упом. 1613 и в духовной грамоте Дарии (Колтовской), датированной 31 марта 1626)
  • Еврония — 1632 г.
  • Евраиса — 1656 г.
  • Платонида (княжна Гагарина), племянница Игуменьи Дарии — 1642
  • Платонида — 1669 г.
  • Измарагда — 1675 г.
  • Марфа — определена в мае 1675 г. и уволена на покой 16 августа того же года
  • Таисия — 1677 г.
  • Евдоксия — 1678 г.
  • Параскева — 1686 г.
  • Евдоксия — 1691 г. (вторично)
  • Юлиания — 1692 г.
  • Еврония — 1696 г.
  • Евдоксия — 1700 г.
  • Капитолина — 1703 г.
  • Еврония — 1705 г. (вторично)
  • Ольга — 1722 г.
  • Дорофея — 1738 г.
  • Александра — 1743 г.
  • Ельпидифора — уволена на покой 12 марта 1761 г.
  • Нимфодора — переведена из Сыркова монастыря (1761); уволена на покой
  • Наталия — переведена из Десятинского монастыря; в 1780 г. уволена на покой
  • Мария († 1805)
  • Таисия (Чертова) (1805—1823) из дворян, бывшая казначея этого монастыря
  • Августа (Свешникова) (1823 — 21 февраля 1858) из Новгородского Зверина монастыря
  • Серафима (Тимковская) (1858—1876) из дворян
  • Рафаила (Варнот) (14 октября 1876 — 18 ноября 1900) из дворян
  • Аполлинария (Владыкина) (1901 — 14 мая 1918)
  • Иоанникия (Кожевникова) (1918—1929) канонизирована в 2002 году
  • Тавифа (Фёдорова) (c 25 декабря 2009)

Интересные факты

  • В Веденском монастыре был крещён Николай Андреевич Римский-Корсаков: «27 апреля 1844 года в Тихвинском Введенском монастыре крестили сына действительного статского советника Андрея Петровича Римского-Корсакова и его супруги Софьи Васильевны и нарекли младенца Николаем». Сейчас на территории монастыря располагается архив музея им. Н. А. Римского-Корсакова.
  • Во время настоятельстваигумении Серафимы в 1861 году в монастырь поступила Мария Солопова (из дворянского рода Солоповых), призванная к монашеству видением Тихвинского образа Богоматери. На протяжении многих, около 10 лет, выполняла своё послушание, а также обучала детей в монастырской школе. Во Введенском монастыре 13 мая 1870 года послушница Мария приняла иноческий постриг с именем Аркадия. Будущая настоятельница Леушинского монастыря Игумения Таисия назвала Введенский Тихвинский монастырь «своей монастырской колыбелью».
  • При Игуменье Рафаиле во Введенском монастыре был открыт приют для девочек-сирот в память о чудесном спасении императора Александра III и его семьи во время крушения поезда близ станции Борки 17 октября 1888 года. При открытии в приют было принято 12 девочек, а к 1914 году насчитывалось уже 23 воспитанницы.
  • 19 июня 1859 года монастырь посетил император Александр II. Государь посетил Введенский собор и настоятельские кельи. В память о своем посещении император прислал в обитель блестящие священнические облачения, золотой крест для Игумении из кабинета Его Величества, превосходные четки из разноцветных камней с алмазными украшениями для Казначеи монастыря — монахини Софии.
  • Монастырь посещали сестры Лохвицкие: Надежда (Тэффи) и Мария (Мирра), приезжавшие из Петербурга к своему дяде — тихвинскому купцу второй гильдии, городскому голове Иосифу Владимировичу Лохвицкому, похороненному около Введенского собора. 23 августа 1892 года, во Введенском соборе состоялось венчание Марии Александровны Лохвицкой и выпускника юридического факультета императорского Санкт-Петербургского университета Евгения Эрнестовича Жибера.

Горно-Уральский (Александро-Невский) Ново-Тихвинский женский монастырь.

Горно-Уральский (Александро-Невский) Ново-Тихвинский женский монастырь — один из самых больших на Урале. Расположен он почти в самом центре города Екатеринбурга, в районе парка Зелёная роща, улицы Декабристов, переулка Университетского и улицы Народной воли. Обитель образована в 1796 году. Тогда при Успенской церкви, построенной купцом Хлепетином Иваном Ивановичем, на вновь открытом екатеринбургском кладбище, была образована богадельня. В 1799 году она преобразовалась в женскую общину и была принята под покровительство духовного верховенства. Возглавляла общину дочь мастерового Верх-Исетского завода Татьяна Костромина (Митрофанова), муж которой погиб на военной службе. Община жила по уставу Саровской общежительской пустыни, которую Костромина получила от строителя пустыни иеромонаха Исаии в 1802 году. В 1807 году, при поддержке местных купцов Калашникова, Мартынова, мещанина Бронникова, обещавших построить церковь в честь императора Александра I и его ангела хранителя Святого князя Александра Невского, Татьяна отправилась в Петербург к самому императору и Священному синоду с просьбой о разрешении преобразовать общину в женский монастырь. У Костроминой ушло два года на получение разрешения. Наконец, 31 декабря 1809 года Священным Синодом был утверждён Екатеринбургский Ново-Тихвинский трехклассный женский монастырь. Сама Татьяна стала монашкой в 1811 году в Санкт-Петербургском Воскресенском монастыре, взяла имя Таисия и стала первой игуменьей новоутверждённого монастыря. Таисия получила из Новгородского Софийского кафедрального собора 25 частиц святых мощей, которые по освящении обряда водоосвящения в Петербургском Петропавловском Соборе, были уложены в специально подготовленный образ и с иконой Тихвинской Божией Матери отправлены в Екатеринбург. По прибытии иконы в монастырь было устроено торжество с крёстным ходом вокруг обители и по улицам города, что вошло в традицию.


В 1822 году монастырь был переименован в Горно-Уральский Ново-Тихвинский монастырь первого класса, что в Екатеринбурге. Пермский епископ Иустин сказал: «А гора Урал, изобилующая золотыми, медными и железными рудниками, а так же драгоценными цветными камнями и драгоценными разных пород ископаемыми произведениями наипаче обогащает и поддерживает благосостояние, величие и славу отечества нашего. На сей горе возвышающийся град Екатеринбург заключает собой как бы врата в богатую и доселе ещё невездеобозримую Сибирь. Достойно убо будет и правдено на всей горе Урал в знак благодарения Богу нашему в честь и славу Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии восстановить означенную пустошь в первоклассный монастырь с наименованием той: Горно-Уральский Ново-Тихвинский девичий монастырь. Пусть каждый россиянин, входя и проходя в сии врата в страну Сибирь, взирает на сию святую обитель, яко памятник воздвигнутый.» На протяжении всего своего существования, до становления советской власти, обитель процветала и развивалась. Количество людей, проживающих в монастыре постоянно росло, так к 1917 году их число достигало 911 человек, а монастырь входил в тройку крупнейших в России. По началу своё существование монахини обеспечивали рукоделием и уходом за больными. Через какое-то время в монастыре появился свечной завод, который стал монополистом и обеспечивал свечной продукцией все церкви Екатеринбургской епархии. Появилась здесь живописная и иконописная мастерские, финифтевая, мастерская резьбы по дереву, переплётная, башмачная, золотошвейная мастерская и некоторые другие локальные производства. Часть монахинь были заняты земледелием на ферме в селе Елизавет (в настоящее время это микрорайон Елизавет). При монастыре были богадельня для престарелых и приют для сирот, больница, школа для обучения детей грамоте и рукоделию. К середине XIX века здесь было открыто училище, в основном для детей духовенства. С 1914-1917 годы в монастыре разместился госпиталь для раненых и женское учебное заведение на 400 человек. После октябрьского переворота в стране, обитель постоянно подвергалась нападкам со стороны властей: проводились обыски под предлогом того, что в монастыре хранилось имущество буржуазии. В декабре 1919 года Горно-Уральский Ново-Тихвинский женский монастырь был закрыт, монахинь отправили работать на завод в Касли, настоятельницу Хаитию расстреляли. В 1920 году было официально заявлено о ликвидации монастыря. После освобождения помещений от монахинь, здесь стали размещаться общежития для вновь созданного уральского университета. Однако впоследствии здания монастыря были переданы военному ведомству. Постепенно закрывали оставшиеся церкви — Феодосиевскую, Всехсвятскую, Введенскую. Прихожанами Собора Александра Невского и Успенской церкви была образована Тихвинская религиозная община. В 1926 году военным командованием было принято решение о закрытии Успенской церкви и Собора Александра Невского. Но благодаря усилиям архиепископа Григория Яцковского собор действовал до 1930 года, когда был окончательно закрыт. Через какое-то время было уничтожено монастырское кладбище, вместе с надгробными памятниками, некоторые из них считались произведениями камнерезного и литейного искусства. Спустя некоторое время, военные, занимавшие помещения уже бывшего монастыря были перевезены в казармы, а вместо них здесь расположился окружной военный госпиталь. В 1961 году здание Собора Александра Невского было передано краеведческому музею (я даже припоминаю, как посещал этот музей в 80-ых годах прошлого века, посредине музейной экспозиции стоял огромный скелет какого-то ископаемого монстра). С 1991 года начались активные действия по возвращению монастыря верующим и епархии. К 1994 году собор был освобождён от экспонатов музея и передан епархии. В настоящее время полностью отреставрирован храм Александра Невского, Скорбященская церковь, некоторые другие служебные помещения, в плане реставрация Успенской церкви. Успенская церковь.


Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы или Успенская церковь — это старейшая сохранившаяся церковь города Екатеринбурга. Заложена она была на месте старой деревянной 16 мая 1778 года и являлась кладбищенской церковью. Главный предел освящён в честь Успения Богородицы, левый — во имя Тихвинской иконы Божией Матери, правый — Иоанна Предтечи. Освящён храм был 31 мая 1882 года и церковные службы в нем шли до 7 июля 1921 года, когда по указу местных властей был закрыт. Долгое время помещение церкви служило столовой при госпитале. В настоящее время начато восстановление. Всехсвятская церковь.


Изначально на этом месте были захоронены почитаемые местными обитателями блаженные Андрей и Василий. Позже здесь появилась часовня, которая с 1817 по 1822 годы была перестроена в однопрестольную церковь. Простояла она до конца века, после чего была разобрана. А в 1900 году на средства М.И. Иванова была заново отстроена в новом облике. Примечательно, что храм не имел колокольни и это единственная церковь на территории города, построенная в византийском стиле. Здание храма было соединено с жилой двухэтажной постройкой, на первом этаже которой располагалась богадельня на 80 человек, на втором больница на 20 коек. Скорбященская церковь.


Церковь во имя иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» или Скорбященская церковь была заложена в 1823 году, освящена 22 ноября 1832 года. Здание храма было пристроено с севера к комплексу келий. В советские времена церковь частично потеряла исторический облик, был утрачен купол, внутренние помещения частично перестроены. В настоящее время Скорбященская церковь с кельями полностью восстановлена. Введенская церковь.

Церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы или Введенская церковь — надвратная однопрестольная церковь. Заложена была в 1823 году, но освящена только летом 1865 года. Здание храма пристроями было соединено с Успенской церковью. В советское время вместо купола на крыше появилась надстройка с бойницами как у крепости, для того, чтоб в случае обороны вести оттуда пулемётный огонь. (Вторая и третья фотографии более поздние, на церкви уже нет надстройки, начата реставрация). До недавнего времени в помещении церкви располагался конференц-зал. В настоящее время имеется проект и начаты работы по восстановлению храма, уже разобрана надстройка. Свято-Феодосиевская церковь.


Церковь в честь преподобного Феодосия Тотемского или Свято-Феодосиевская церковь. Строительство её было начато в 1823 году, освящена в 1866. С 1837 по 1916 годы являлась домовой церковью екатеринбургского епархиального женского училища, находившегося неподалёку. В наше время здание передано епархии, но работы по восстановлению ещё не ведутся. Собор Александра Невского.


Собор во имя Святого Благоверного и Равноапостольного Князя Александра Невского, также называется Александровский или Александро-Невский собор. Храм был заложен 22 августа 1814 года купцами Калашниковым, Мартыновым, мещанином Бронниковым в память об окончании Отечественной войны 1812 года и в честь императора Александра I и его Ангела-хранителя — Святого князя Александра Невского. Строительство его затянулось на долгие годы. Первоначальный проект был неудачным. По некоторым данным, уже у действующего храма рухнул большой купол, через какое-то время его восстановили. По другим данным, недостроенный храм частично разобрали и отстроили снова в 1838 году. Возможно и то, что изначально здание собора было небольшим, но ввиду того, что монастырь стремительно развивался, пришлось расширять помещение храма. Первым архитектором храма, возможно являлся небезызвестный М.П. Малахов, по проектам которого в городе уже было построено несколько зданий. Новым же проектом руководили Висконти и Шарльлемань. Главный придел нового храма был освящён в 1852 году, левый — Никольский в 1853 году, правый — Воскресенский в 1854 году. Это был крупнейший на то время собор в городе, он вмещал до 6000 человек. О судьбе Александровского собора в советское время я писал выше. На территории монастырского комплекса в XIX веке находился святой источник, который располагался рядом с Собором Александра Невского. На старых фотографиях запечатлена ротонда, построенная над ним, но, судя по всему, до наших дней он «не дожил». После возвращения собора епархии с 1991 года началось его постепенное восстановление. Вновь освятил храм Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл 19 мая 2013 года.

Часовня Спаса Преображения у Странноприимного дома,


Часовня была построена около 1820 года. Со стороны Александровского проспекта (ныне улица Декабристов) к ней пристроена келья. Со стороны улицы Уктусской (ныне улица 8-го Марта) к часовне пристроен двухэтажный дом — гостиница для паломников. После закрытия монастыря здание часовни утратило купол и крест. Некоторое время в помещениях странноприимного дома и часовни располагался продуктовый магазин. После чего какое-то время здесь жил русский путешественник и исследователь Г.Е. Грумм-Гржимайло, а в годы второй мировой войны корреспондент и писательница А.А. Караваева. В годы перестройки дом был освобождён от жильцов и был занят институтом философии и права, а в помещении самой часовни и на втором этаже располагались кабинеты администрации. Восстановление Ново-Тихвинского женского монастыря продолжается, часть реставрации проведена на средства прихожан, часть финансирования идёт из федерального бюджета. Судя по богатейшему внешнему и внутреннему убранству собора (потрясающие внутренние росписи, замысловатые резные узоры на входных дверях и рамах окон, мрамор, привезённый из Италии, уникальный крест главного купола собора, светящийся ночью, золочёные купола и капители) на ремонт тратятся колоссальные средства. Епархиальное училище.

В настоящее время в здании епархиального училища расположен Екатеринбургский монтажный колледж. Новое здание Епархиального училища, ныне второе здание Горного университета, в одной из учебных аудиторий которого ещё сохранились фрески на сводах. Здесь расположен храм Святой Великомученицы Екатерины. Честь и хвала ректору Горного университета — Николаю Петровичу Косареву, он вернул церкви исторический облик. Под его руководством так же был восстановлен «Храм Горняков» или церковь во имя святителя Николая Чудотворца, об этом я расскажу в другой статье. Монастырю также принадлежит подворье в честь Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы в микрорайоне Елизавет. Часовня Александра Невского, находящаяся в Дендрологическом парке, построенная в 1890, также передана в ведение Ново-Тихвинского монастыря.


Ново-Тихвинскую обитель в 1824 году посетил сам император Александр I, в 1848 году — наследник престола Александр II, а в 1914 — княгиня Елизавета Фёдоровна.

В статье использовались материалы из книги С.И. Ворошилина «Храмы Екатеринбурга».

координаты: 56.822608,60.599080

МОЖЕТ БЫТЬ ИНТЕРЕСНО:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]