РЕЙТИНГ ВЛИЯТЕЛЬНОСТИ – Митрополит Липецкий и Задонский Никон: «Мое хобби – помогать нуждающимся»


Биография:

Родился 1 января 1942 г. в г. Липецке в православной семье. После окончания восьмилетней школы в г. Липецке работал на . В 1961-1964 гг. служил в рядах Советской Армии. В 1965 г. вернулся работать на завод и одновременно учился в вечерней школе. В 1973 г. поступил на 2-й курс Одесской духовной семинарии. Окончил обучение в 1976 г. 9 сентября 1976 г. епископом Воронежским и Липецким Ювеналием (Тарасовым) рукоположен в сан диакона (целибат) в Покровском кафедральном соборе г. Воронежа. 10 сентября 1976 г. в Троицом соборе г. Задонска епископом Ювеналием рукоположен в сан иерея и назначен настоятелем Покровской церкви с. Павловка Добринского района Липецкой области. В 1978-1983 гг. учился в Московской духовной академии (заочно), дипломная работа «Сущность покаяния по учению святого Иоанна Лествичника». 21 марта 1980 г. епископом Ювеналием пострижен в монашество в Христо-Рождественском храме г. Липецка с именем Никон в честь преподобного Никона Киево-Печерского. Ко дню Святой Пасхи 1982 г. возведен в сан игумена. В 1990 г. возведен в сан архимандрита. 31 октября 1990 г. митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием назначен духовником Алексиево-Акатова монастыря г. Воронежа. 1 июля 1991 г. назначен наместником Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря. 31 марта 1996 г. в Богоявленском соборе г. Москвы Святейшим Патриархом Алексием II хиротонисан во епископа Задонского, викария Воронежской епархии. Решением Священного Синода от 7 мая 2003 г. назначен временно управляющим новообразованной Липецкой епархией. Решением Священного Синода от 26 декабря 2003 г. назначен епископом Липецким и Елецким. 1 февраля 2011 г. возведен в сан архиепископа. Решением Священного Синода от 29 мая 2013 г. (журнал № 42) присвоен титул «Липецкий и Задонский», назначен главой новообразованной Липецкой митрополии. 23 июня 2013 г. за Литургией в Троице-Сергиевой лавре Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан митрополита.

Награды

Церковные:

  • орден Русской Православной Церкви прп. Сергия Радонежского II степени (1 января 2002, от патриарха Московского и всея Руси Алексия II
  • орден Русской Православной Церкви св. блгв. кн. Даниила Московского I степени (25 декабря 2021, во внимание к усердным архипастырским трудам и к 75-летию со дня рождения, от патриарха Московского и всея Руси Кирилла [6]).

Светские:

  • Российский Орден дружбы (2000, указом Президента России № 2104 «За большой вклад в укрепление гражданского мира и возрождение духовно-нравственных традиций»)
  • диплом действительного академика Петровской академии наук и искусств (2005, за развитие духовности в Липецком крае)

Русская Православная Церковь

Родился 3 марта 1955 г. в пос. Востряково Домодедовского р-на Московской области.

В 1976-1979 гг. учился в Московской духовной семинарии, затем — в Московской духовной академии, которую окончил в 1983 г.

В 1983-1989 гг. являлся референтом и личным секретарем митрополита Ленинградского Алексия, впоследствии Патриарха Московского и всея Руси.

28 августа 1984 г. рукоположен в сан диакона, 28 августа 1986 г. — в сан иерея, с 1988 г. служил в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры.

30 сентября 1989 г. пострижен в монашество, 5 октября в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры хиротонисан во епископа Ладожского.

20 июля 1990 г. назначен епископом Истринским, викарием Московской епархии.

25 февраля 1997 г. возведен в сан архиепископа.

Участвовал в работе комиссий по освидетельствованию возвращаемых Церкви и вновь обретаемых святых мощей: св. блгв. кн. Александра Невского (1988 г.), преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1990 г.), прп. Серафима Саровского (1991 г.), свт. Иоасафа Белгородского (1991 г.), свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России (1991 г.), блж. Матроны (1998 г.).

В 1994-1997 гг. являлся председателем Научно-редакционного совета по изданию «Истории Русской Церкви» митрополита Макария (Булгакова).

С 1998 г., со дня основания, возглавляет Научно-редакционный совет по изданию «Православной энциклопедии».

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 1 апреля 2009 г. назначен первым викарием Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве.

В декабре 2010 г. поручено окормление приходских храмов на территории Центрального и Южного административных округов г. Москвы.

Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 31 декабря 2011 г. назначен управляющим Центральным викариатством в границах Центрального административного округа г. Москвы и Южным викариатством в границах Южного административного округа г. Москвы.

1 февраля 2014 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита.

В 2015-2019 гг. — член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 9 июля 2021 г. (журнал № 72) назначен Преосвященным Липецким и Задонским, главой Липецкой митрополии.

Распоряжениями Святейшего Патриарха Кирилла от 16 июля 2021 г. освобожден от должности первого викария Патриарха Московского и всея Руси и от управления приходами Центрального и Южного викариатств г. Москвы.

Решением Священного Синода от 29 октября 2021 г. (журнал № 140) утвержден в должности священноархимандрита Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря г. Задонска Липецкой области.

Митрополит Никон: Ни о чем не жалею

19 декабря, в день памяти святителя Николая Чудотворца, Высокопреосвященнейший Никон (в миру – Николай Иванович Васин), митрополит Липецкий и Задонский, глава Липецкой митрополии отмечает 75-летие. Уже накануне в адрес архиерея начали поступать многочисленные поздравления с юбилеем. В минувшие субботу и воскресенье к архиерейскому дому в Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре спешили десятки делегаций из представителей духовенства, мирян — с букетами и подарками.

— Ваше Высокопреосвященство, как относитесь к столь повышенному вниманию к своей персоне?

— Спокойно. Благодарен, конечно, по-человечески за поздравления. Но стараюсь не гордиться и не превозноситься. Лучшими подарками считаю добрые слова и иконы. Гостей принимать буду, такова традиция. Что касается множества делегаций, то замечу – люди и в обычные дни ко мне постоянно идут – за благословением, наставлением, поддержкой и помощью.

— Вам есть что вспомнить…

— Радует, что все эти годы прожиты не зря. Вполне удовлетворен своей жизнью. Она изобиловала радостными моментами – приходом к вере в Бога, трудами и молитвами, монашеством, службами в храмах и монастырях. На здоровье, слава Богу, не жаловался, Господь всегда давал силы служить у престола. Многочисленные паломнические поездки по стране и миру приносили радость. Получал и многие награды – церковные и светские, хотя к ним, как и к юбилею, отношусь спокойно, ведь главную награду – Царствия Небесного – каждому православному христианину хочется заслужить от Господа Бога. Много чего вспоминается. Сожалеть не о чем. По милости Божией, всегда было стремление двигаться вперед на духовном пути.

В селе Павловка, с прихожанами

– Владыка, а что для Вас было главным на протяжении всех лет?

– Служению Господу Богу и пастве. Это и есть главное. Всегда. И когда был просто священнослужителем, и когда стал правящим архиереем. Например, от меня ведь никто не требовал, чтобы я каждый день или каждый праздник служил у престола. Но душа-то жаждала. Поэтому служил и служу до сих пор. Старался всю жизнь не баловать себя, не расслабляться, не лениться. Мой отдых – в служении Богу и пастве.

– В Вашей жизни часто случались трудности, горести, неприятные моменты?

– Разумеется, ведь жизнь не состояла лишь из приятных моментов. Как у каждого человека бывали и трудности, и проблемы, и горести. Но на лоне служения Господу, когда оцениваешь события с высоты прожитых лет, они иначе смотрятся, уже не столь значительно, да и просто выветриваются, исчезают из памяти. В основном вспоминаются добрые и светлые моменты.

— Обычно самые яркие воспоминания идут из детства…

— С раннего детства, – родители у меня были верующими, ни в каких партиях не состояли, – мне посчастливилось ходить в храм. После службы, причастия Святых Христовых Таин была такая радость необъяснимая на душе. В юности, и более зрелом возрасте самостоятельно уже посещал храм.

Родители Владыки (Мария и Иоанн)

… Мама моя рассказывала, что до пяти лет я вообще не разговаривал. Все считали, что так и останусь немым. Но уже в шесть лет научился читать и первый класс в школе окончил на отлично. Учеба шла хорошо. Труд прививался с детства. Пятилетним мальчишкой я уже в ночное ездил. Позже помогал родителям во всем. Заводилой был! За мной сверстники толпой ходили. И если меня не было с ними, они скучали. Мне очень нравилось, если кто петь умел хорошо. Мне отец мне патефон купил. Раз-другой пластинку включу и всё сразу запоминаю. Мог потом подражать разным знаменитым певцам. Репертуар, конечно, с годам менялся. Больше стали нравиться песни духовного содержания. Столярничать у отца учился с удовольствием. Это во многом мне пригодились позже, когда начали восстанавливать храмы, монастыри.

— А как совмещалась вера и службы в армии, Вы ведь честно отслужили в рядах тогда еще Советской армии?

— В армии люди встречались всякие — и жестокие, и одержимые злыми духами. Допустим, ни с того, ни с сего бросаются друг на друга. Разнимал их…

В армии

В отделении, которым я командовал, было семнадцать человек. И все они – что удивительно! – слушались меня, как отца родного. И даже «старики», те, которые третий год уже служили. Многие боялись их поднимать даже на утреннюю зарядку, такой ведь может и послать подальше, и сапогом пнуть. А у меня они и полы в казарме мыли (казармы у нас на шестьдесят человек были рассчитаны). И другие задания выполняли. Все удивлялись: «Как ты их заставляешь? Тут на поверку не выходят, а у тебя полы моют!». Я отвечал: «Не знаю, попрошу – они и моют». Двоих от самоубийства отвратил. Один хотел застрелиться, потому что невеста не дождалась и вышла замуж. Второму «старики» сильно досаждали, а он такой обидчивый был… Вообще же, в нашем отделении мы жили вполне спокойно и дружно, и все у нас ладилось. Вероятно, Господь укреплял меня ради будущего священничества. Замечу, что служил я три года в ракетных войсках. А там не просто, присутствует повышенный радиационный фон. И тех, кто получал облучение, обычно комиссовали. Помню, служил со мной паренек из Липецка – мы с ним еще вместе в школу ходили. Так вот, он демобилизовался, а через год умер от радиационного облучения, получил его в армии. У меня ж служба прошла благополучно, демобилизовался в здравии и силах. А ведь могло быть всякое. Господь на каждом шагу помогал…

— Вы работали на заводе, человек верующий, а времена были атеистические. Какое было к Вам отношение? Не опускались ли руки, к примеру, от насмешек?

— После армии я вернулся на , где проработал еще восемь лет. Одновременно оканчивал вечернюю школу. Трудился машинистом в цехе теплоэлектроцентрали, по скользящему графику. Иной раз после ночи, если были воскресные или другие праздничные дни, сразу утром шел в храм на службу. Конечно, было трудно: людей — тьма (тогда на весь Липецк действовало всего два храма), в сон тянуло. Но настроение все равно было радостное! Поститься тоже старался. На работу брал картошечку, запекал. Запах стоял такой, что даже начальник цеха приходил: «Николай, дай и мне картошечки». Стал приносить столько, чтобы угостить всех желающих.

Все, конечно, понимали, что я – верующий. Не смеялись. Но некоторые шутили: «Баптист, баптист». Видели, что с нательным крестиком ходил, постился. Но все равно относились ко мне очень хорошо, горой за меня стояли. Да и я на них не обижался, понимал, люди слабы в вере, для них, что баптист что православный – все одно, времена еще такие были…

Посещение с детских лет храмов, затем паломнические поездки по святым местам (во время отпусков, когда работал на заводе) укореняли в моем сердце желание творить доброе, приятное, полезное, и этим угождать Богу. Помню, хотелось всем хоть как-то помочь: делом, поддержкой, советом. Может поэтому, где бы ни был – в армии, на заводе, в семинарии, на приходе, – несмотря на атеистическую идеологию общества тех времен, вокруг меня по Божьему Промыслу все складывалось благоприятно.

— Кто стал для Вас примером в духовном смысле?

— Меня изначально поразила красота христианского подвига, которую Господь открыл мне на жизненном примере удивительных людей: первой духовной наставницы, схимонахини Антонии (Овечкиной, 1902-1972 гг.), а позже – схиархимандрита Виталия (Сидоренко, 1928-1992 гг.) и схимитрополита Серафима (Мажуги, 1896-1985 гг.). Вот уж были истинные монахи! По своему внутреннему устроению! В те безбожные времена, наверное, ради спасения наших душ – смущенных и ищущих, верующих и сомневающихся, скорбящих и отчаявшихся, – Господь подавал нам возможность соприкоснуться с живыми примерами глубокой веры и жертвенной любви. И, конечно, молитвами таких избранников Божьих менялись и определялись судьбы многих людей, в том числе и моей. Помню, как много значила для меня встреча со схимонахиней Антонией. Сколько жертвенности, терпения и любви было в ней! При полной физической немощности, сила ее духа была поразительна. Уже в двадцать два года из-за болезни матушка осталась недвижима. Ее перевозили на тележке или в коляске, а любое, даже самое малое движение давалось ей с великим трудом и болью. Но, несмотря на то, что тело ее изнемогало, и пошевелиться без посторонней помощи было практически невозможно, она никогда и никому не отказывала в поддержке. Двери ее дома были открыты для всех, кто искал помощи и утешения. К ней ехали со всей округи. Не с радостью, а со слезами и скорбями, в основном люди недужные, больные духовно, особенно те, в которых явно проявлялась демоническая сила. Матушка брала Евангелие, раскрывала его, возлагала на головы страждущих, которые стояли вокруг нее на коленях, молилась о каждом. И благодатью Божией по молитвам старицы люди исцелялись. Некоторые получали избавление от недугов прямо на глазах…

— Годы учебы в семинарии проходили успешно?

— После увольнения с завода отправился поступать в Троице-Сергиеву Лавру, в семинарию. И вот сдаю вступительные экзамены. Но в какой-то момент в стержне паста высохла. Ручка еле царапает. И такие у меня каракули получились! Писанина то жирная, то бледная. Словом, неопрятно вышло… Тройку поставили. Вывешивают результаты – не прошел по конкурсу. Расстроился. Значит, я не достоин у Престола быть, учиться в семинарии! Все бросил и сразу – на вокзал. Уехал домой. Мои духовные наставники узнали о моей скорби, о том, что я не прошел по конкурсу… Позже мне рассказали, что отец Виталий тогда изготовил собственноручно метровую свечку, в руку толщиной. И долго, с поклонами возле нее молился (хотя в то время был очень болен) за меня. И случилось чудо! Через какое-то время мне сообщают, что я зачислен в Одесскую духовную семинарию! Как? Оказалось, что из Троице-Сергиевой Лавры документы пяти абитуриентов, не прошедших по конкурсу, отправили в Одессу. И нас приняли. Сколько радости было!

Наступили счастливые дни! Все три года обучения в семинарии у меня на сердце был удивительный покой — поистине ангельское состояние! Наверное, по молитвам духовных наставников. И с учебой, и с послушанием все удивительно ладилось. Особенно отрадно было то, что семинарский храм, в котором мы пели и служили, был освящен в честь святителя Николая Чудотворца. Мой Небесный покровитель, память коего мы сегодня, 19 декабря отмечаем, как всегда, был рядом…

Когда начались занятия, стало понятно, что тем, кто по-настоящему хочет познать богословские науки, придется немало потрудиться. Мне тогда было уже под тридцать и, вероятно, поэтому к обучению относился очень серьезно. С Божией помощью получал в основном пятерки. Меньше чем через месяц после начала учебы меня перевели с первого курса на второй. Поэтому семинарию окончил всего за три года.

— Три года жизни рядом с морем, это так здорово, наверное?

— К нам иногда приезжали студенты из Троице-Сергиевой Лавры, из Ленинграда. Под впечатлением от южного города они говорили: «Вам хорошо! Вы здесь — на курорте». Действительно, море было рядом. Но я почему-то даже не обращал внимание на это. Приходил на побережье разве что подышать немножко морским воздухом. А искупался всего несколько раз за три года. Зато рядом с нашей семинарией находился Успенский мужской монастырь. И моя дружба с этой обителью установилась как-то сама собой. Поскольку восемь лет работал на ТЭЦ «Свободного сокола», то мог трудиться и как сантехник, и как котельщик, и как специалист по всяким там вентилям, запорным арматурам, насосам, трубам. Потому, наверное, и начали меня направлять по этому профилю в монастырь, на послушание. Какой работы только не было: и в канализационные люки спускался, и трубы менял, и котельные восстанавливал. Работал с маслом, металлом, поэтому одежда была постоянно засаленной. Монашествующие меня жалели, жертвовали – кто брюки, кто рубашку. Правда, недели через две новая, чистая одежда становилась такой же безнадежно грязной.

… После окончания семинарии служить довелось в разных местах. Когда приехал в Задонский Рождество-Богородицкий мужской монастырь, то понимал, что восстановление обители нужно начать с того, чтобы найти людей и сплотить их в единую семью, чтобы они друг за друга стояли стеной. Ведь Господь там, где любовь… Все у нас получилось. И монастырь с годами возродился. Подчеркиваю, потому, что ради Христа мы жили в любви – единой душой, единой семьей. По той же причине с первых лет образования успешно развивалась и крепла, и сегодня процветает Липецкая епархия.

– Владыка, если бы жизнь начать с нуля, как бы Вы ее прожили?

– Точно также и прожил бы. Ни о чем не сожалею. Слава Богу за всё!

Александр Хаустов, фото из архива Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря и Липецкой митрополии.

ЛИПЕЦКАЯ И ЗАДОНСКАЯ ЕПАРХИЯ

РПЦ, образована решением Синода от 7 мая 2003 г. как Липецкая и Елецкая в границах Липецкой обл., отделена от Воронежской и Липецкой епархии (см. Воронежская и Борисоглебская епархия). С 29 мая 2013 г. имеет совр. название, вместе с Елецкой и Лебедянской епархией входит в образованную тогда же Липецкую митрополию. Кафедральный город — Липецк. Кафедральный собор — в честь Рождества Христова. Правящий архиерей — митр. Липецкий и Задонский Никон (Васин; с 7 мая 2003 временно управляющий в сане епископа Задонского, с 26 дек. того же года в сане епископа Липецкого и Елецкого, с 1 февр. 2011 в сане архиепископа, с 23 июня 2013 в сане митрополита), глава Липецкой митрополии. Территория епархии включает городской округ г. Липецк и Воловский, Грязинский, Добринский, Добровский, Задонский, Липецкий, Тербунский, Усманский, Хлевенский районы Липецкой обл. Л. и З. е. разделена на 8 благочиний: 1-е и 2-е Липецкие, Грязинское, Добринское, Добровское, Задонское, Тербунское и Усманское. К 2015 г. имелось 5 мон-рей (2 мужских, 3 женских), 164 прихода; в клире состояли 256 священников и 35 диаконов. При ЕУ действуют следующие комиссии и отделы: по религиозному образованию и катехизации, по социальному служению и благотворительности, по связям с медицинскими учреждениями, по миссионерской и антисектантской деятельности, по пастырской работе среди молодежи, по пастырской работе в исправительных учреждениях, по пастырской работе с Вооруженными силами и правоохранительными органами, по реставрации и строительству храмов, по работе с казачеством, по взаимоотношениям Церкви и общества, по вопросам защиты семьи, материнства и детства, епархиальных средств массовой информации и коммуникации, паломнический.


Кафедральный Христорождественский собор г. Липецка. 1791–1842 гг. Фотография. 2013 г. Кафедральный Христорождественский собор г. Липецка. 1791–1842 гг. Фотография. 2013 г. С кон. XI в. территория Л. и З. е. входила в Черниговскую (до 1198; см. Черниговская и Новгород-Северская епархия) и Рязанскую (с 1198; см. Рязанская и Михайловская епархия) епархии. В результате татарских набегов кон. XIV — нач. XV в. православное население покинуло В. Подонье. В XVII — 1-й пол. XVIII в. территория епархии входила в Рязанскую (сев. часть) и Воронежскую (юж. часть) епархии, с кон. XVIII до сер. ХХ в. отдельные территории относились к Тамбовской (см. Тамбовская и Рассказовская епархия), Орловской (см. Орловская и Болховская епархия), Рязанской, Тульской (см. Тульская и Ефремовская епархия) и Воронежской епархиям. В 1919-1920 и 1926-1934 гг. существовало Липецкое викариатство Тамбовской, с 1929 г. Воронежской епархий. С кон. 1934 по 1937 г. в документах упоминается Липецкая епархия, в к-рую, очевидно, было преобразовано вик-ство. В 1954-2003 гг. вся территория Л. и З. е. входила в Воронежскую и Липецкую епархию. В 1995-2003 гг. в составе Воронежского ЕУ имелась должность секретаря епархии по Липецкой обл., которую в разное время занимали настоятель липецкого Христорождественского собора, епископ Задонский, викарий Воронежской епархии, благочинный Липецкого окр.; с 1998 г. действовал секретариат епархии по Липецкой обл. С 7 мая по 26 дек. 2003 г. существовало Задонское викариатство Липецкой и Елецкой епархии .

Ко времени образования епархии в ней было 3 монастыря, 97 храмов и 164 прихода. В 74 приходах богослужения совершались нерегулярно, т. к. переданные верующим храмы требовали ремонта. В 42 восстанавливавшихся храмах службы не отправлялись. Численность духовенства составляла 108 чел. В 2006 г. ЕУ разместилось в здании бывшего липецкого кинотеатра; в 2011 г. там был освящен домовый храм во имя свт. Алексия, митр. Московского. В 2008 г. состоялись торжества в честь 5-летия епархии и 225-летия со дня преставления свт. Тихона Задонского. В авг. 2010 г. широко отмечалось 400-летие задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря, на торжестве присутствовал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В том же году было установлено празднование Собору Липецких святых. В 2011 г. в задонском Рождество-Богородицком мон-ре прошли торжества в честь 150-летия прославления свт. Тихона Задонского и 20-летия перенесения его мощей из Орла в Задонскую обитель. Учреждены епархиальные награды — медали свт. Тихона Задонского 3 степеней (2010) и сщмч. Уара, еп. Липецкого, 2 степеней (2013). С 2003 по 2013 г. численность духовенства епархии увеличилась более чем в 3 раза (в 2013 насчитывалось 382 священнослужителя); были открыты 97 приходов, 7 мон-рей, построено 26 храмов (строительство еще 28 продолжалось в 2013); число монашествующих удвоилось. 29 мая 2013 г. от Липецкой и Елецкой епархии отделена самостоятельная Елецкая и Лебедянская кафедра.

Образовательная и издательская деятельность, социальное служение

С 2002 г. в Липецке действует правосл. духовный , при котором существуют церковнопевческая и иконописная школы, литературная студия «Слово», молодежный клуб «Благовест». С 2005 г. центр проводит недели православной культуры в общеобразовательных школах Липецка и Липецкой обл. В 2004 г. в Липецке открылась православная гимназия им. прп. Амвросия Оптинского. С 2005 г. проходят Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения, подготовкой которых занимается созданный в 2007 г. образовательный центр во имя свт. Тихона Задонского. С 2008 г. совместно с Липецким гос. педагогическим ун-том (ЛГПУ) проводятся образовательные курсы «Вера. Традиции. Культура». С 2011 г. в ЛГПУ ведется подготовка бакалавров теологии, в 2012 г. в здании был освящен домовый храм во имя св. апостолов Петра и Павла. К 2015 г. в Л. и З. е. действовали 128 воскресных школ.

Задонский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь. Фотография. 2015 г. Задонский в честь Рождества Пресв. Богородицы муж. мон-рь. Фотография. 2015 г.

Духовенство епархии окормляет медицинские (оборудовано ок. 20 домовых храмов и молитвенных комнат) и социальные учреждения, действует об-во православных врачей. При исправительных учреждениях Липецкой обл. открыты 5 храмов, часовня и 3 молитвенные комнаты.

Пастырская работа ведется в подразделениях Мин-ва обороны, правоохранительных органов и МЧС. В 2012 г., накануне празднования 100-летия русской авиации, архиеп. Никон совершил 1-ю литургию в домовом храме во имя св. прор. Илии при Липецком авиацентре.

С 2005 г. при епархиальном отделе по пастырской работе среди молодежи действует молодежный клуб «Экклезиаст», преобразованный в 2008 г. в молодежный центр. Организация выпускает одноименный журнал, проводит ежегодный межрегиональный «Фестиваль друзей «Экклезиаста»». В 2007 г. открыто Липецкое региональное отделение Братства правосл. следопытов.

Издательским центром Л. и З. е. является задонский Рождество-Богородицкий мон-рь, где с 2000 г. издается альманах «Задонский паломник». В 2004 г. вышел 1-й номер газ. «Липецкие епархиальные ведомости», издаются газеты благочиний: «Усмань православная», «Задонский благовестник», «Добрый кормчий» (пос. Добринка Добринского р-на). В 2005 г. при поддержке епархии начат издательский проект «Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой епархии», в рамках к-рого выпущено 10 томов. В 2010 г. создано епархиальное издательство. На обл. телеканале «Липецкое время» выходит правосл. передача «Свет миру».

Монастыри

Действующие

задонский Рождество-Богородицкий (мужской; основан ок. 1610, закрыт в 1930, возобновлен в 1990), липецкий в честь Успения Пресвятой Богородицы (мужской, в Липецке; впервые упом. в нач. XVIII в. как Паройская мужская пустынь, упразднен в 1764, возобновлен в 2003), задонский Тюнин (Тюнинский) Богородице-Тихоновский в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (женский, в с. Тюнине Задонского р-на; основан как женская община в 1861, мон-рь с 1867, закрыт в 1930, возобновлен в 2002), задонский Тихоновский в честь Преображения Господня (в 7 км к северу от Задонска; основан в 1872 как мужской, закрыт в 1921, возобновлен в 1993 как женский), в честь Благовещения Пресв. Богородицы (женский, в с. Ожога Воловского р-на; основан в 2005).

Упраздненные

Добровский Богородице-Тихвинский (женский, в с. Добром совр. Добровского р-на; основан в 1610, упразднен в 1764), Даншина (Донщинская) в честь Преображения Господня пуст. (мужская, приблизительно в 13 км к юго-востоку от Задонска; основана в 1647, разорена и сожжена в сер. XVII в., восстановлена в 1697-1698, упразднена в 1699), Белоколодская Спасо-Преображенская пуст. (мужская, при впадении р. Белоколодец (Белоколодезь) в р. Воронеж, между современными селами Крутогорье и Пады Липецкого р-на; впервые упом. в 1669, упразднена в 1764), Романовский Красногорский в честь Преображения Господня (мужской, в 10,5 км к юго-западу от Липецка, на берегу р. Воронеж, в совр. Липецком р-не; впервые упом. в 1676, упразднен в 1768), усманский в честь Успения Пресв. Богородицы (женский, в Усмани; основан в 1684, упразднен в 1764), Добровский в честь Вознесения Господня (мужской, в с. Добром совр. Добровского р-на; основан в 1685, упразднен в 1764), усманский в честь Успения Пресвятой Богородицы Софийский (женский, в совр. с. Новоуглянка Усманского р-на; основан в 1801, закрыт в 1924), задонский Тихоновский во имя Св. Троицы (Скорбященский; женский, в Задонске; основан как жен. община в 1880, мон-рь с 1888, закрыт в 1920).

Действующие монастыри в границах епархии до 2013 г. (в наст. время в Елецкой и Лебедянской епархии)

Елецкий во имя Св. Троицы (мужской, в Ельце; основан ранее 1592, упразднен в 1775, возобновлен на новом месте в 1836, закрыт в 1919, возобновлен в 2006), лебедянский во имя Св. Троицы (в Лебедяни; основан ок. 1622 как мужской, упразднен в 1764, возобновлен в 1768, закрыт в 1929, вновь возобновлен в 2005 как женский), елецкий в честь иконы Божией Матери «Знамение» (женский, в Ельце; основан в 1683 на месте скита елецкого Троицкого мон-ря, существовавшего с 1628-1629, упразднен в 1764, восстановлен в 1822, закрыт в 1929, возобновлен в 2004), Раненбургская Петропавловская пустынь (мужская, в пос. Рощинский Чаплыгинского р-на; основана в 1712, закрыта в 1920, возобновлена в 2003), Сезёновский в честь Казанской иконы Божией Матери Иоанновский (женский, в с. Сезёнове Лебедянского р-на; основан как женская община в 1849, мон-рь с 1853, закрыт в 1930, возобновлен в 2010), Троекуровский Иларионовский во имя вмч. Димитрия Солунского (женский, в с. Троекурове Лебедянского р-на; основан как жен. община в 1857, мон-рь с 1871, закрыт в 1930, возобновлен в 2003).

Упраздненные монастыри в границах епархии до 2013 г.

Данковский в честь Успения Пресв. Богородицы (женский, в Данкове; впервые упом. в 1563, упразднен в 1724), данковский в честь Покрова Пресвятой Богородицы (мужской, при впадении р. Вязовки в р. Дон, ныне в черте г. Данкова; впервые упом. в 1627-1628, закрыт в 1919), лебедянский в честь Преображения Господня (женский, в Лебедяни; основан в 1692, упразднен в 1764), Городецкая Преображенская пуст. (мужская, в 13 км от с. Доброго совр. Добровского р-на, у р. Воронеж; основана в XVII в., упразднена в XVIII в.), Данковский Барятинский во имя мученицы Софии (женский, в с. Барятине совр. Данковского р-на; основан как жен. община в 1900, мон-рь с 1907, закрыт в 1920).

Ист.: Определения Свящ. Синода // ЖМП. 2003. № 5. С. 16; 2013. № 7. С. 8; В гостях у свт. Тихона: Первосвятительский визит в Липецкую епархию // Там же. 2010. № 10. С. 18-19; Служения и встречи Свят. Патр. Кирилла // Там же. 2013. № 7. С. 21.

Лит.: Воронежские архипастыри от свт. Митрофана до наших дней. Воронеж, 2003; Клоков А. Ю., Найдёнов А. А. Храмы и мон-ри Липецкой и Елецкой епархии: Липецк. Липецк, 2006; они же. То же: Данковский р-н. Липецк, 2011; они же. То же: Чаплыгинский р-н. Лев-Толстовский р-н. Липецк, 2013; Клоков А. Ю., Найдёнов А. А., Новосельцев А. В. То же: Елец. Липецк, 2006; Клоков А. Ю., Морев Л. А., Найдёнов А. А. То же: Задонский р-н. Липецк, 2007. Ч. 1; Гамаюнов А. И., Клоков А. Ю., Найдёнов А. А. То же: Лебедянский р-н. Липецк, 2009. Ч. 1; Липецкая и Елецкая епархия, 2003-2008: Путем созидания. Липецк, 2009; Собор святых Липецкой земли: Сб. житий Липецких и Елецких святых / Сост.: прот. Н. Стаднюк, А. А. Найдёнов, А. И. Чеснокова. Липецк, 2013; Храмы: К 10-летию Липецкой и Елецкой епархии, 2003-2013: Фотоальб. Липецк, 2013.

и гум. Митрофан (Шкурин), А. Ю. Клоков, А. А. Найдёнов

Никон (Васин)

Родился 1 января 1942 года в Липецке. В семье у него были три сестры. Его родителям принадлежали две ветряные мельницы, большой сад, 2-этажный дом из тёсаного камня. Учился в школе села Тюшевка.

После окончания работал в цехах . С 1961 по 1964 год служил в рядах Советской Армии. В 1965 году вернулся работать на завод и одновременно учился в вечерней школе.

В 1973 году поступил на второй курс Одесской духовной семинарии, которую окончил в 1976 году.

9 сентября 1976 года рукоположён в сан диакона (целибат) епископом Воронежским и Липецким Ювеналием (Тарасовым) в Покровском кафедральном соборе города Воронежа.

10 сентября 1976 года рукоположен в сан иерея в Троицком соборе города Задонска епископом Воронежским и Липецким Ювеналием и назначен настоятелем Покровской церкви села Павловка Добринского района Липецкой области.

В 1978 году поступил в Московскую духовную академию на заочный сектор.

21 марта 1980 года в Христо-Рождественском храме города Липецка епископом Ювеналием (Тарасовым) пострижен в монашество с именем Никон в честь преподобного Никона Киево-Печерского.

Ко дню Святой Пасхи 1982 года возведён в сан игумена.

В 1983 году окончил курс Московской духовной академии по первому разряду, написав дипломную работу «Сущность покаяния по учению святого Иоанна Лествичника».

В 1990 году митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием (Немцовым) возведён в сан архимандрита.

31 октября 1990 года назначен духовником Алексиево-Акатова монастыря города Воронежа.

С 1 июля 1991 года — наместник Задонского Рождество-Богородицкого мужского монастыря.

Архиерейство

27 декабря 1995 года постановлением Священного Синода определено быть епископом Задонским, викарием Воронежской епархии[1].

31 марта 1996 года в Богоявленском кафедральном соборе в Москве хиротонисан во епископа Задонского, викария Воронежской епархии. Хиротонию совершили: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков), митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев), митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий (Немцов), архиепископ Одинцовский Иов (Тывонюк), арзиепископ Солнечногорский Сергий (Фомин), епископ Истринский Арсений (Епифанов), епископ Бронницкий Тихон (Емельянов), епископ Екатеринбургский и Верхотурский Никон (Миронов), епископ Орехово-Зуевский Алексий (Фролов), епископ Красногорский Савва (Волков)[2].

В 1998—2002 годах был секретарём Воронежско-Липецкой епархии по Липецкой области.

7 мая 2003 года постановлением Священного Синода в связи с образованием новой Липецкой и Елецкой епархии, стал викарием последней с поручением временного управления новообразованной епархией[3]. 26 декабря того же года постановлением Священного Синода назначен епископом Липецким и Елецким[4].

1 февраля 2011 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Патриарх Кирилл возведёл его в сан архиепископа[5].

29 мая 2013 года решением Священного Синода часть возглавляемой им епархии отошла к новообразованной Елецкой епархии, при этом обе епархии вошли в состав образованной тогда же Липецкой митрополии, которую возглавил митрополит Никона с титулом «Липецкий и Задонский»[6]. В связи с этим 23 июня того же года возведён Патриархом Кириллом в сан митрополита[7].

9 июля 2021 года решением Священного Синода почислен на покой с выражением «сердечной благодарности» за «многолетнее архипастырское окормление Липецкой епархии, которое отмечено многократным увеличением приходов и духовенства, неустанной заботой о монастырях, установлением доброжелательного и конструктивного диалога с местными властями и общественными объединениями, а также за труды на посту главы Липецкой митрополии». Местом пребывания митрополита Никона на покое был определён Задонский Рождества-Богородицкий мужской монастырь с материальным содержанием от Липецкого епархиального управления[8].

7 октября 2021 года в связи с тяжелой болезнью принял схиму с тем же именем, но в честь другого святого — игумена Никона Радонежского[9]

Примечания[ | ]

  1. Определения Священного Синода [1995.12.27: епископом Задонским, викарием Воронежской епархии, быть архим. Никону (Васину), наместнику Задонского Богородицкого мужского монастыря Воронежской епархии после хиротонии во епископский сан] // Журнал Московской Патриархии. М., 1996. № 1. стр. 14.
  2. Наречение и хиротония архимандрита Никона (Васина) во епископа Задонского // Журнал Московской Патриархии. М., 1996. № 6. стр. 7-12.
  3. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 7 мая 2003 года / Официальные документы / Патриархия.ru
  4. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 26 декабря 2003 года / Официальные документы / Патриархия.ru
  5. Во вторую годовщину интронизации Святейшего Патриарха Кирилла в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя совершена Божественная литургия / Новости / Патриархия.ru
  6. Журналы заседания Священного Синода от 29 мая 2013 года, Журнал № 45. // Патриархия.ru
  7. В день Святой Троицы Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Троице-Сергиевой лавре
  8. ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 9 июля 2021 года / Официальные документы / Патриархия.ru
  9. Митрополит Никон в связи с тяжелой болезнью принял схиму (рус.). gorod48.ru
    . Дата обращения: 8 октября 2021.
  10. Указ Президента России от 3 мая 2012 года № 565 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» (неопр.)
    (недоступная ссылка). Дата обращения: 10 мая 2012. Архивировано 2 мая 2014 года.
  11. Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2000 г. № 2104 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»
  12. Патриаршее поздравление архиепископу Липецкому Никону с 70-летием со дня рождения
  13. Митрополит Липецкий и Задонский Никон удостоен знака отличия «За заслуги перед Липецкой областью»

Один Господь, одна вера, одно крещение…

11.04.2015


– Владыка, Пасха из каких периодов вашей жизни особенно запомнилась вам? Когда пришло уже осознанное понимание смысла этого праздника?

– Самые яркие впечатления остались из детства. Они связаны, прежде всего, с пасхальными творогом, куличом, крашеными яйцами, а также с тем, что мы в такой день собирались все вместе.

Праздник-то этот еще с древних времен считается семейным, встречают его обычно в кругу близких. И вот, бывало, только часам к восьми утра приходили мы с ночной службы из храма, который от нас находился за пятнадцать километров, и сразу начинали разговляться. Поскольку все постились, то с нетерпением, особенно дети ждали минуты, когда сядем за праздничный стол. Понятно, что для ребенка на тот момент не в духовности было главное, ведь родители столько всего вкусного приготовили. Мать, бывало, с моими сестрами уже за неделю до Пасхи красили яйца, пекли кулич, в жилище порядок наводили. Все приготовления совершались с верой, молитвой, особой радостью.

Перед праздничной трапезой всегда молились перед домашними иконами. Со словами «Христос Воскресе!» – «Воистину Воскресе!» обнимались друг с другом. Мать выделяла нам, мне и трем сестрам, по пятьдесят крашеных яиц каждому. В горнице лампада, свечи мерцают, все торжественно и радостно вокруг. В пасхальный день, как правило, и само небо, и природа – всё доброе, ласковое и светлое. Ребятишки играют в мяч, лапту, резвятся. Взрослые выглядят счастливыми. На душе необычная радость. Эти картины из детства особенно отчетливо всплывают в памяти. Но, безусловно, в такие моменты в наше подсознание закладывалось и духовное начало.

Вспоминаю те времена, и мне кажется, что сейчас меньше стало той искры радости, света от праздника. Вот дай сейчас ребенку крашеное яйцо! И что увидим? Из-за того, что оно раскрашенное и яркое, он за ним, может, и потянется. А вовсе не потому, что вместе с родителями малыш постился. Ведь яйца-то во многих семьях вкушают постоянно. И ощущение праздника, когда он наступает, уже не то, оно как бы угасает. А тогда мне и моим сверстникам было радостно, ибо мы выдержали, устояли во время Великого поста. И поэтому разговлялись с особым трепетом, душевным настроением. Впрочем, такие же чувства были и у взрослых.

Со временем приходило и понимание, что главное – не в еде, а в той духовной радости, которая приходит в праздник Пасхи. Господь наш Иисус Христос воскрес, и все вокруг наполняется радостью, мир видимый и невидимый, христианский и не христианский, верующий и неверующий. Чудо Божье! Радость повсюду распространяется и люди, порой даже сами не понимая почему, чувствуют эту радость пасхальную.

– Действительно, почему так?

– Душа-то человеческая по природе своей христианка. И она даже коммунистов и атеистов, хотя они этого и не осознавали до конца, в советские времена вела к Богу. Еще в молодости мне доводилось наблюдать любопытные моменты. Как-то находился в храме при кладбище и видел, как на Пасху коммунисты (они же местные люди, мы их всех знали) приходили на могилы близких христосоваться и обязательно крашеные яйца приносили. Хотя они и не веровали в весть о Воскресшем Христе. И говорили, что Спаситель на самом деле – человек, пребывавший в летаргическом сне. Дескать, когда его поместили в пещеру, он ото сна-то и отошел. А еще версия – ученики украли из пещеры тело, чтобы стража над ним не насмехалась. Словом, какие только небылицы не исходили от атеистов, лишь бы приземлить, унизить Воскресение Христово, убедить народ, что все это ложь, неправда. Священников тогда не жаловали, про них говорили, не слушайте их, мало ли что вам попы да бабки верующие наплетут. И будто невдомек им было, что люди в разные исторические периоды самоотверженно шли и на костер, и на любую казнь ради того, чтобы подтвердить Воскресение Христово. Это о чем-то говорит? А они, атеисты, делали вид, что этого не знают. Но вот же, все равно шли в праздник на кладбище христосоваться с умершими родственниками. Можно ведь, как угодно говорить, на что угодно опираться, неизвестно что придумывать, но Христос Воскрес и смерть побеждена, и жизнь продолжается, и пополняется благодатными дарами. И никуда от этого не денешься, веруешь ты или нет. Вот и коммунисты тоже. Вроде и не веровали. Но некоторые тайно, скрытно ездили по монастырям, подальше от своей местности, чтобы никто не узнал. Почему? Душа требовала! Как ни крути, а многие из них происходили из семей верующих, крещеными были, родители их в детстве водили в храм, они мне сами об этом рассказывали.

– Ваше Высокопреосвященство, обычно в пасхальные дни в области проходит много праздничных мероприятий…

– Так будет и в этот раз. После праздничных богослужений концерты пройдут повсюду – в епархиальных управлениях митрополии, храмах и монастырях, православных гимназиях, воскресных школах. Будут звучать пасхальные приветствия, верующие по традиции станут обмениваться крашеными яйцами, дети получат в подарок еще и гостинцы, шоколадки. Торжественные песнопения, праздничные сценарии, хореографические номера, стихи, красивые наряды – все это и другое придает светлым пасхальным дням особый настрой. Нас, священнослужителей, всегда зовут и на светские мероприятия, посвященные Воскресению Христову. Духовенство с удовольствием принимает приглашения. Во время таких встреч звучат пасхальные песнопения, поздравления, праздничные проповеди, и просто общение. Кстати, у нас есть отделы в обеих епархиях, работающие со светскими учреждениями по самым разным направлениям. За ними закреплены, например, детские дома, интернаты, больницы, дома престарелых, хосписы, исправительные колонии и так далее.

И на Пасху духовенство и прихожане обязательно несут радость о Воскресшем Христе не только своим близким и знакомым, но в такие вот учреждения. Мне и самому доводилось бывать в колонии с праздничной проповедью, в которой я приводил не только библейские слова, но и всяческие поучительные примеры из жизни, старался выражаться доступным языком, что очень понравилось моим необычным слушателям.

– Владыка, на Пасху у вас снова будет встреча с представителями местной власти?

– Да, это уже добрая традиция, сложившаяся годами. С руководителями области мы встречаемся в зависимости от ситуации либо в Христо-Рождественском кафедральном соборе Липецка, либо в Задонском Рождество-Богородицком мужском монастыре – на праздники Рождества Христова, Пасхи, Троицы – и поздравляем друг друга. В ночь на 12 апреля мне надлежит совершить богослужение в Христо-Рождественском соборе, и мы с руководством области, скорее всего, встретимся именно там, чтобы похристосоваться, поздравить друг друга с величайшим праздником.

– А есть какие-то особенности в праздник, к примеру, в Задонском мужском монастыре, где вы являетесь наместником?

– Мне, как правящему архиерею в двунадесятые праздники положено служить в кафедральном соборе. Так будет и в этот раз. Утром, как уже говорил, – встреча с руководством области, вечером христосование и взаимные поздравления с духовенством епархии. В монастыре же братия после пасхальной ночной службы встречается в трапезной, их поздравляет отец Трифон (Голубых). Ну, а я после всех липецких мероприятий в обитель прибуду. Ведь в монастырь приезжает обычно много народа, монашествующие из разных мест. Мы также поздравляем друг друга. У меня уже приготовлены для гостей небольшие подарочки в виде иконок. Будем христосоваться, обмениваться пасхальными яйцами. А вечером в трапезной поздравляю с праздником братию монастыря. Затем начинаются служба Светлой седмицы. Каждый день совершаются крестные ходы вокруг монастыря, в это время на каждой из четырех сторон обители верующие останавливаются, читается Евангелие.

– Владыка, вы помните, как первое время Пасху встречали, когда только начал возрождаться Задонский мужской монастырь?

– Трудно было. Но всё равно и радостно. Многое было не устроено, разрушено. Привез я с собой четырех человек, они со мной в основном и Пасху, и другие праздники встречали. Встречались проблемные моменты. На территории тогда располагалось и общежитие культпросветучилища. Ребята все голосистые, талантливые. И вот у нас Пасхальная служба, а они соберутся, бывало, со своими инструментами – ударниками, тромбонами, саксофонами и как дадут «концерт». Специально мешали, может, «выкурить» нас хотели отсюда. По большому счету, в их распоряжении был местный дом культуры, никто не запрещал им там репетировать. Конечно, время меняет людей, у каждого свой путь к Богу. Кто-то из тех «артистов» теперь в монастыре на службах часто бывает.

– Ваше Высокопреосвященство, а откуда вы узнаете о сошествии Благодатного Огня на Гроб Господень? Из теленовостей?

– Нет, мне звонят наши матушки из Иерусалима, где они в одном из монастырей несут послушание и сообщают обычно: «Владыка, Благодатный Огонь сошел!». А я эту радостную весть уже доношу другим людям. Слава Богу, Благодатный огонь пока сходит ежегодно, значит, жизнь еще продлится. Верующие всегда очень переживают. Опасаются, что однажды Благодатный Огонь не сойдет. Это, по пророчествам святых старцев, станет плохим знаком для мира. И вот после схождения Благодатного Огня, делегация из епархии отправляется за ним в Москву, для этого нам специально выделяется самолет. Во время ночной пасхальной службы верующие с нетерпением ждут, когда в их храмы привезут столь великую святыню. Милость Божья в том, что сейчас очень быстро из столицы по всем городам и весям доставляется Благодатный Огонь, часа в два-три ночи обычно частичку святыни получают уже все православные в приходах. Возжигают его в лампадах специальных и бережно хранят дома перед образами.

– Владыка, ну и ваши пожелания липчанам в канун Светлого Христова Воскресения?

– Всем жителям области, вашим читателям желаю, чтобы Господь, Который просвещает всякого человека, грядущего в мир, и нас постоянно просвещал бы светом Своей любви, радости и благотворения. И никогда бы не оставлял нас, ибо без Него мы ничего не можем делать. Желаю плодотворно молиться, трудиться, совершать добрые дела на благо себе и ближним, окружающим. Возрадуемся и возвеселимся в праздник Светлого Христова Воскресения! Пусть пасхальные дни озарятся ликованием для всех людей, верующих и неверующих, пожилых и молодых! Христос Воскресе!

Александр Хаустов

Источник: lipetskmedia.ru

РЕЙТИНГ ВЛИЯТЕЛЬНОСТИ – Митрополит Липецкий и Задонский Никон: «Мое хобби – помогать нуждающимся»

Воронеж. 28.03.2016. ABIREG.RU – Эксклюзив – Митрополит Никон рассказал «Абирегу», как он пришел к Богу, кем работал до священства, о своих тяжелых трудах на восстановлении храмов и о своем любимом увлечении.

— Вы выросли в атеистической стране и при советской власти стали священником. Как так получилось?

— А у меня родители верующие. Православные. Мама водила нас в церковь за 15 километров. Там мы причащались, стояли службу и шли домой. Отец ходил славить Христа по праздникам. Однажды благодаря ему нам даже явилось чудо. У нас дома икона была преподобного Сергея Радонежского в окладе из фольги. Фольга вся почернела, и отец ее обновил. После этого икона засияла. А через несколько дней мы выиграли по облигации определенную сумму денег (я сейчас не помню, какую). И мама говорила, что это преподобный Сергий дал нам средства на нашу жизнь.

— И Вы мечтали стать священником?

— Нет. Я, собственно говоря, и не хотел быть духовным лидером. Я считал, что не достоин такой чести. У меня была обычная жизнь православного христианина. Я молился, ходил в храм. Людям помогал. Потом уже батюшки, с которыми я познакомился, вложили мне идею стать священником. А до этого я работал на ТЭЦ. Управлял турбогенераторами, которые вырабатывают электроэнергию. И мне интересно было работать по этой специальности.

— А кроме работы на ТЭЦ что вас интересовало?

— Мое хобби — помогать нуждающимся. Я с детства любил трудиться и многое умел делать. Были тогда женщины, которые не имели мужчин в доме, и я им помогал. Делал рамы, двери и разное другое по хозяйству. Всем это было известно, и ко мне приходили, просили помощи. Тогда у меня, конечно, и тщеславие было, потому что меня хвалили и говорили, что я не такой, как другие. И когда я ездил по монастырям, там тоже всегда пригождался. И крыши перекрывал, и дрова колол. Не отказывался от любого послушания.

— Когда Вы стали священником, как к этому отнеслись Ваши родители?

— Отец сначала был против. Он насмотрелся фильмов про попов и говорил мне, что не хочет, чтобы я тоже был попом. Я у него спрашивал: «Почему?» А он мне говорил: «Попы — это тунеядцы, они не хотят работать, живут за счет других». А я тогда был в селе Борки, это в Тербунском районе, и мне священник отец Власий говорит: «Где бы мне найти печника? Мне нужно печи сложить при храме». А мой отец мастеровой был, печки класть умел. Я его и позвал. Он приехал, печи сложил, с батюшкой пообщался, и он так ему понравился, что он мне сказал: «Ну ладно, если как отец Власий будешь, то иди в священники». А потом столько у него было гордости! Везде всем хвалился: «У меня сынок – батюшка!» Ну а мама, она об этом и мечтала.

— Какие у Вас были отношения с октябрятской, пионерской и комсомольской организациями?

— Октябренком не был, родители не желали этого. Пионерский галстук, кажется, носил. Однажды вызвали и говорят: «Если не вступишь в комсомол, то в армию тебя не возьмем». А я в армию очень хотел. «Ладно, — говорю, — вступлю». А потом три раза сжигал комсомольский билет — в школе, в армии и уже когда работал на производстве. Считал причастность к советскому строю небогоугодным делом… Предлагали мне и в партию вступить, хотели меня поставить парторгом цеха, где я работал. Но я отказался. Сказал, что выбрал другое направление жизни. И поступил сначала в семинарию, а потом в Московскую духовную академию.

— А крестик носили?

— Носил. Только в армии (я служил в ракетных войсках) приказали снять. Я его с груди снял и зашил в воротничок.

— У вас не было семьи. Вы никогда об этом не жалели?

— Да нет. Хотя, может быть, и было желание жить как все остальные, жениться, семью создать. Но так получилось, что я стал монахом. А монах это monos — «одинокий». Одинокая жизнь.

— А были девчонки, в которых вы влюблялись?

— О! Полно! Но, видно, Господь вел меня к другой жизни. Он не давал мне к кому-нибудь прикипеть. Всегда получалось так: тем, кто нравился мне, не нравился я, а те, кому я нравился, мне не нравились. Но у меня такой, наверное, характер, что, если мне не отвечали взаимностью, я не сильно огорчался.

— При Вас в Липецкой области началось возрождение храмов. Много Вы их восстановили?

— Много. Я начал этим заниматься еще тогда, когда попал на приход. Храм до этого был закрыт 10 лет. И там почти все было разрушено. Я сделал многофункциональный деревообрабатывающий станок и целыми днями то пилил, то строгал, то крест на куполе ставил, то иконы писал на барабане. Председатель колхоза своим колхозникам говорил: «Посмотрите, вы еще спите, а поп уже работает!» Когда я стал архиереем, в области было всего 43 действующих храма. Сейчас – 270.

— Вы же еще занимаетесь сельским хозяйством?

— Да, обязательно. Нам дали 700 га земли. Сажаем все: и картошку, и свеклу, и морковку и все остальное. За Доном – километра полтора от монастыря – подворье. Коров дойных у нас около 50. Куры были. Три лошадки. На них ребята пасут коров. Техника тоже есть. Тут был Сергей Николаевич Уваркин. Он новую технику покупал, а старую нам отдавал.

— И хватает своих продуктов?

— Хватает. И сами весь год с продуктами, и еще кормим паломников и тех, кто приезжает, просит пожить в монастыре и помолиться.

— Говорят, Вы заготавливаете много грибов?

— Мне, еще когда я жил на Соколе, полюбилось там собирать грибы. Садился на мопед — и в лес. А здесь мы ездим по грибы на машине. Иногда по два кузова привозим. Последний раз ездили 30 декабря прошедшего года.

— Зимой грибы собираете?

— Зимой, да. Вешенку, например. У нее такое свойство: когда мороз — замерзает. А земля оттает – дальше растет. Удивительный гриб! Мы их зимой топориком скалываем. Мы находили вот такие в обхват смерзшие глыбы этих грибов.

— А не боитесь? Сейчас там много случаев отравления дикими грибами…

— Не. За 20 лет у нас не было ни одного случая отравлений. Была история (я ее всем рассказываю). Сварили партию грибов и говорят мне: «Владыка, вот смотри, в кастрюлю гриб попал несъедобный». Хотели все выбросить, чтобы братия не отравилась. Тогда я взял этот гриб и говорю: «Я его съем, и если жив останусь, то всем можно есть». Съел, и ничего мне не было. Ведь сказал Господь, что истинно верующие «аще что смертное испиют, не вредит их».

— Вы каких людей любите?

— Добрых. Тех, кто на зло отвечает добром.

— Вы думаете, такие бывают?

— Да, и я знал таких людей. Таким был мой духовник отец Виталий. В него и стреляли, и в милицию забирали, били и что только с ним ни делали, а он никому не мстил. Его духовный отец схимитрополит Зиновий прошел через лагеря и тоже не мстил своим гонителям. Ибо сказано: «Мне отмщение и Аз воздам». И были эти люди как ангелы, как столпы огненные от земли до неба.

Глава Липецкой митрополии архиепископ Никон возведен в соответствующий сан

23 июня святейший патриарх Кирилл в связи с назначением главой Липецкой митрополии возвел архиепископа Липецкого и Задонского Никона в сан митрополита. Ему теперь подотчетны две епархии — Елецко-Лебедянская и Липецко-Задонская, которые ранее образовывали одну структуру Русской православной церкви (РПЦ). Наблюдатели объясняют реформу желанием повысить управляемость епархий.

Патриарх Кирилл возвел архиепископа Липецкого и Задонского Никона в сан митрополита, сообщила вчера пресс-служба РПЦ. В конце мая в пределах региона образована Липецкая митрополия, которую и возглавляет теперь уже митрополит Никон. До этого десять лет подряд существовала единая Липецкая и Елецкая епархия. По информации пресс-службы РПЦ, с предложением преобразований в Липецкой области к патриарху обратился сам архиепископ Никон, поясняя это необходимостью «усиления развития епархиальной и приходской деятельности» и многочисленностью населения области. В итоге в границах Елецкого, Данковского, Долгоруковского, Измалковского, Краснинского, Лев-Толстовского, Лебедянского, Становлянского и Чаплыгинского районов образована новая Елецкая и Лебедянская епархия.

Как пояснили „Ъ“ в пресс-службе Липецко-Задонской епархии, Елецко-Лебедянскую епархию возглавляет епископ Максим, ранее управлявший Алтайской и Барнаульской епархией, а Липецко-Задонскую (и саму митрополию, объединяющую обе структуры) — архиепископ Никон. В епархии добавили, что разделение является общецерковной тенденцией. В частности, из состава Белгородской епархии в 2012 году были выделены Валуйская и Губкинская со включением их в состав новообразований Белгородской митрополии. Воронежско-Липецкая епархия в 2003 году расформирована и созданы Воронежская и Борисоглебская, Липецкая и Елецкая епархии. В качестве временного управляющего Липецкой и Елецкой епархии тогда же назначили епископа Задонского Никона (Васина), который 26 декабря того же года стал ее правящим архиереем.

По данным РПЦ, сегодня в Русской православной церкви действует 260 епархий, из них 153 находятся на территории России. На начало 2009 года в РПЦ было 159 епархий. Процесс образования новых епархий начался после архиерейского собора 2011 года, его мотивацией в церкви называют «необходимость приблизить архиерея к духовенству и пастве».

Роман Жолудь, член гильдии религиозной журналистики Медиасоюза, подтверждает «в последние два-три года» тенденцию «дробления крупных епархий»: «При этом мелким епархиям нередко повышают статус до митрополии. Зачем это делается, патриархия обычно не комментирует, объясняя все внутренними делами, но есть мнение, что таким образом епархии делают более управляемыми». По мнению эксперта, повышение статуса (митрополия стоит выше епархии в административной вертикали церкви) касается, скорее, конкретного лица, управляющего ею, чем самого региона: «Это повышение означает признание личных заслуг архиепископа Никона. Разговоры о его назначении митрополитом ходили уже лет семь и поддерживались его паствой. Никон любим народом, он аскетичный монах, такой, каким видят монаха православные». Эксперт уточнил также, что новое административное деление Липецкой епархии может быть каким-то образом связано и с экономическим положением довольно богатой Липецкой области.

Ольга Демьянко

Митрополит Липецкий Арсений возглавил Литургию в Зачатьевском монастыре


5 октября 2019 года Божественную литургию в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла возглавил митрополит Липецкий и Задонский Арсений.

В этот день 30 лет назад, в 1989 году, митрополит Арсений был рукоположен во епископа Ладожского.

За богослужением Его Высокопреосвященству сослужили: митрополит Львовский и Галицкий Филарет, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протопресвитер Владимир Диваков, клирики Зачатьевской обители, благочинные и духовенство Московской епархии.

За Литургией молились заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского монастыря игумения Иулиания (Каледа) с сестрами, настоятельница Богородице-Рождественского монастыря игумения Викторина (Перминова), настоятельница Иоанно-Предтеченского монастыря игумения Елисавета (Никишкина), прихожане и гости обители.

По окончании Литургии был отслужен благодарственный молебен.

Обращаясь к владыке Арсению с поздравлениями по случаю 30-летия архиерейской хиротонии, протопресвитер Владимир Диваков сказал: «В этот день мы хотим принести благодарность от любящих Вас сердец взращенных Вами священнослужителей, которые здесь предстоят перед Вами, за все труды, которые Вы понесли в те годы, пока служили в Москве в качестве викария Святейшего Патриарха, а это 29 лет. С терпением и любовью относясь к каждому священнослужителю, терпя наши немощи, недостатки, тем самым Вы научали и нас этим добродетелям. Мы желаем, чтобы Господь Вам даровал милость, которая будет обильно изливаться на Вас. Многая и благая Вам лета, дорогой владыка!»

Настоятельница Зачатьевского монастыря игумения Иулиания продолжила:

«Дорогой владыка, примите от нас, настоятельниц московских монастырей, от всех сестер поздравления с 30-летием Вашей архиерейской хиротонии.

Милостью Божией Вы родились в православной семье, и Ваша благочестивая бабушка Анна посеяла семена веры в Вашем детском сердце. А вместе с ней и множество бабушек, которые в те трудные годы поливали и взращивали сердца своих внуков. Она посеяла в сердце искреннюю любовь к Богу. Еще в школьные годы Вас звали «попом», а потом стали звать «архиереем», и вот в какой-то момент благодаря святым старцам Оптинским Ваше сердце сугубо воспламенилось любовью ко Господу, и Вы решили всю жизнь посвятить Богу. И Господь, видя Вашу веру, Вашу любовь, поставил Вас на свечнице церковной, и милостью Божией 30 лет Вы светите очень многим, согревая, обогревая, научая, вразумляя и молясь за всех тех, кто к Вам прибегает.

Сегодняшний день, дорогой владыка, для нашей обители является сугубой нечаянной радостью. Мы очень рады, что Святейший Патриарх Кирилл благословил Вас послужить у нас. Вы много потрудились, чтобы эта обитель стала опять светочем на небосклоне церковном, и много сделали, чтобы икону Божией Матери «Милостивая» перенесли, чтобы собор воздвигли.

В ближайшее время исполняется 20 лет со дня перенесения «Милостивой» иконы Божией Матери, эту икону по-другому еще называют «Услышательницей», и так знаменательно, дорогой владыка, что в сегодняшний день Вашей хиротонии празднуется память иконы Божией Матери «Услышательницы». И мы, поздравляя Вас, молимся, чтобы Матерь Божия всегда слышала Ваши молитвы, чтобы Она укрепляла Вас и помогала!»

Матушка Иулиания вручила митрополиту Арсению в дар панагию с изображением Покрова Пресвятой Богородицы.

Владыка Арсений поблагодарил за сказанные в свой адрес слова:

«Спасибо за дары и цветы, которые Вы передали, — они как благоухание, как свой шепот монашеских раздумий и поисков. Спасибо, что мы вместе молились о том, чтобы Господь, если Он хочет, еще дал мне возможность постоять у Престола Божия уже как главе митрополии в том регионе, куда меня направили. Там живут замечательные люди, труженики, которые взращены и воспитаны предшествующими поколениями православных людей. Этих людей в свое время воспитывал святитель Алексий, митрополит Московский, святитель Василий, епископ Рязанский, святитель Питирим, епископ Тамбовский, и, конечно, святители Митрофан Воронежский и Тихон Задонский. Вот эти столпы Православия настолько утвердили православную веру в этой части Липецкой земли, что в этом крае воссияло много святых людей, преподобных матерей и отцов, которые трудились в подвиге, молитве, пустынножительстве, постничестве, коленопреклонении. Конечно, когда подошли годы испытаний, они смогли постоять за веру и явить свидетельство о Христе, Его Церкви. Нами поминаются святой Иоанн, епископ Липецкий, священномученик Сергий, епископ Елецкий, и еще ряд святителей — целый сонм новомучеников. Я попал в землю святых.

Когда люди в Липецкой епархии видят православного архиерея, то, не смущаясь ни своих начальников, ни губернатора, ни мэра, протягивают руки крестообразно и просят благословения — для меня это было неожиданно. Люди, занимая государственные посты в этом регионе, не стыдятся ничего и открыто свидетельствуют о Православии. Это касается и министров, и самого главы города — город возглавляет женщина, у которой шестеро детей. Народ там ранний, встает очень рано, и если в 6 часов утра прийти в кафедральный собор, то места может не хватить.

Я думал, что буду скучать, но, когда увидел людей, которые стоят и молятся в ситцевых платьях, платочках, мне сразу вспомнились вдовы времен Великой Отечественной войны, которые были просто одеты, изящества никакого не искали — они пришли помолиться о своих близких, павших. И вот этих людей я увидел в XXI веке в Липецке. Во многих храмах. Русь будет жить, пока не оскудеют села. А может быть, и села оживут.

Слава Богу за все: и за скорбь, и за радость. Спасибо Вам за вашу горячую молитву, любовь и внимание».

В завершение верующие прикладывались к кресту и поздравляли владыку Арсения лично, вручая ему множество цветов.

***

Митрополит Липецкий и Задонский Арсений с 1990 года трудился в сане епископа Истринского, викария Московской епархии, с любовью и вниманием окормляя священнослужителей и паству столицы. Митрополит Арсений был правой рукой приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II, а позже и Святейшего Патриарха Кирилла, участвуя во всех важнейших событиях Русской Православной Церкви.

Его Высокопреосвященство работал в комиссиях по освидетельствованию возвращаемых Церкви и вновь обретаемых святых мощей: св. блгв. кн. Александра Невского (1988 г.), преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1990 г.), прп. Серафима Саровского (1991 г.), свт. Иоасафа Белгородского (1991 г.), свт. Тихона, Патриарха Московского и всея России (1991 г.), блж. Матроны (1998 г.).

В 1997 году владыка Арсений был возведен в сан архиепископа, а в 2014 году — в сан митрополита.

Особое деятельное участие владыка Арсений принимал в возрождении Зачатьевского монастыря. Освящение храмов возрождавшейся Зачатьевской обители, постриг насельниц, богослужения на великие и престольные праздники, решение проектных, хозяйственных, экономических вопросов не обходились без участия Высокопреосвященнейшего владыки, о чем сестры хранят благодарную память. Доброе и мудрое слово митрополита Арсения, радушие и добросердечность всегда были большой поддержкой для них.

Синодальный отдел по монастырям и монашеству

Поделиться:

  • Click to share on Facebook (Opens in new window)
  • Поделитесь в Twitter (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в Одноклассники (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в ВКонтакте (Opens in new window)
  • Отправить ссылку в Мой Мир (Opens in new window)
  • Click to share on Google+ (Opens in new window)
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]