Текст книги «Краткое изложение избранных правил святых апостолов, Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов»

«Эти правила являются выражением основного учения о Евхаристии, утверждающего, что на ней могут пребывать только участники, а не присутствующие. В отношении причащения клир и верные поставлены составителем «Апостольских правил» в одно и то же положение. Возвращаясь к 9-му правилу, нужно отметить, что в нем, как и во 2-м правиле Антиохийского собора, речь идет о лицах, уходящих из храма по прочтении Писания и о не причащающихся. Тем не менее, это правило впоследствии стало опорной точкой для оправдания новой практики. Составитель «Апостольских правил», говоря об участии в молитве и в причащении, употребил глагол ттарацеш, что означает «пребывать» или «оставаться до конца». Он хотел им указать, что верные должны оставаться до конца Евхаристии, чтобы принять участие в молитве и причастии. Для филолога и комментатора правил не может быть сомнения относительно этого значения глагола ттарацеш с дательным падежом. Понадобилось все искусство известного комментатора правил Вальсамона (XII век), чтобы истолковать этот глагол в смысле «присутствовать» (и тем самым вносит в церковную жизнь «оправдывающий характер» беззакония связанного с нарушением каноничного уклада Церкви). Очень любопытно, что сам Вальсамон рассказывает о неудовольствии простого народа, что патриарх покидал литургию, не дожидаясь до конца. Следует отметим, что простой народ сохранял еще во время Вальсамона память о древней практике. Неудивительно, что после толкований Вальсамона церковная власть перестала защищать старую практику. В результате на литургии появилась вторая группа «верных», которая только присутствовала на Евхаристии, не подвергаясь за это отлучению. С течением времени эта группа стала численно преобладающей. Единство самого Евхаристического собрания было нарушено: на нем оказались как те, которые причащались, так и те, которые присутствовали при причащении других. Верные перестали причащаться все вместе, как это было с самого начала существования Церкви. В литургической жизни остались времена, когда количество отдельно причащающихся было более или менее значительно, но и появились времена, когда их вообще не было. «Трапеза Господня» перестала быть трапезой, совершаемой в Церкви и для Церкви. Судьба 2-го Антиохийского правила и 8-го и 9-го Апостольских правил была необычайной. Трулльский собор в числе других канонических постановлений признал за Апостольскими и Антиохийским правилами общеобязательное значение. Это же подтвердил и VII Вселенский собор. Одновременно с этим Трулльский собор торжественно объявил все правила, которые он принял, неизменяемыми. Парадокс церковной жизни заключается в том, что догматизирование правил совпадает с началом их фактических изменений. Другой парадокс заключается в том, что церковное сознание приписывает характер неизменяемости главным образом постановлениям, относящимся к церковному устройству, т. е. таким, которые по своей сущности не могут на нее претендовать. Что касается постановлений, вытекающих из природы самой Церкви, а потому действительно не подлежащих изменению, то они постепенно теряют свое значение (вытесняемые беззаконной практикой). Так произошло и с указанными выше правилами. Они не были никем отменены, но постепенно устанавливается практика (нарушающая канонический уклад Церкви), которая как раз ими была осуждена».1
«Настоящее правило требует, чтобы во время совершения Святой Жертвы все пребывали до конца на молитве и Святом Приобщении, ибо тогда и от мирян требовалось, чтобы постоянно причащались. Также достойно особого внимания то, что наша Святая Церковь считает обязательным и присутствие на божественном священнодействии всех верных. 28-е правило VI Вселенского Собора постановляет, что если христианин без крайней необходимости, по нерадению или халатности, отсутствовал, не имея уважительной причины, на Божественной Литургии в течение трех воскресений подряд, то он отлучается от Церкви».2

«Небрежение к Евхаристии людей, «утративших крепость и теплоту веры, и предавшихся делам и заботам мирским» , побудило Церковь принять решительные меры. 21 правило Ельвирского собора (305 г.), 11 правило Сердикского собора (343 г.), повторенное 80 правилом Трулльского собора (692 г.) извергает из клира и отлучает клириков и мирян, «не приходящих к Литургии в три воскресные дня в продолжении трех седмиц»3.

Святитель Игнатий Брянчанинов в своей малоизвестной работе «О необходимости собора по нынешнему состоянию Росийской Православной Церкви» писал: «главная причина нестроения Церкви заключается в том, что правила Святых Апостолов, соборов и Отцов оставлены без внимания, даже забыты, а заменены они выдумками, чуждыми духа Церкви, заимствованными из духа враждебного Православной Церкви, уничтожающими самый дух Церкви при оставлении одного наружного благоприличия в некоторой степени и форме. Среди важнейших решений которые Собор должен принять, св. Игнатий называет следующие: – Пересмотр всех постановлений, которыми в последние столетия руководствуется Русская Церковь, и отмена тех из них, которые противоречат евангельскому духу и нормам Православия. – Восстановление древнейшего обычая Церкви: « Епархия да избирает для себя архиерея, а приход иерея, диакона и причетника, свидетельствуя о их благочестии». – Введение прещений для духовенства, установленных апостолами: «Ввести отлучение и извержения, то есть лишение духовного сана и исключение из духовенства, которого няне так избегают под предлогом народного соблазна. Но извержение необходимо для очищения Церкви от недостойных служителей…»4.

______________________________________________________________________________ 1 Прот. Николай Афанасьев, «Трапеза Господня». 2 Зонара. Правила святых Апостол с толкованиями. М., 1876. С. 13-14. 3 Св. Прокл. Слово о Предании божественной Литургии. Собрание древних литургий. Вып. 2. С. 237. 4 Св-ль Игнатий Брянчанинов «О необходимости собора по нынешнему состоянию Росийской Православной Церкви»

Источник статьи: https://prichastie777.narod.ru/business5.2.html

Апостольские правила

В тесной связи с Апостольскими постановлениями стоят апостольские правила κανόνεζ τω̃ν α̉γίων α̉ποστόλων.

Они имеют форму соборных постановлений. Их обычно насчитывается 85. Это число называет Трулльский собор во втором своем правиле. В распорядке правил трудно отыскать какой-либо план. Встречаются повторения. Очень любопытно правило 85-е, перечисляющее «чтимые и святые книги» Ветхого и Нового Завета.

Назвав Евангелия, 14 посланий Павла, соборные послания, правило продолжает: «Климента послания два. И постановления (αί διαταγαί) вам епископам мною Климентом изреченные в восьми книгах. И Деяния апостольские». Здесь примечательно то, что Апокалипсис поставлен вне канонических книг, и, наоборот, в канон зачислены послания Климента и Апостольские постановления в восьми книгах.

Отсюда совершенно справедливо заключают, что редактор апостольских правил имел главной целью прикрыть подложность Апостольских постановлений путем вторичного подлога. Апостольские правила вышли из тех же церковных кругов Сирии, для которых предназначались Апостольские постановления, и появились несколько позже, в начале в.

В основании правил лежат разные источники. Около 20 из них повторяют правила Антиохийского собора 341 г.; 24 правила черпают содержание из Апостольских постановлений. Около половины правил взято из источников, для нас теперь недоступных. Около 500 г. 50 канонов были переведены на латинский язык Дионисием Малым. Почему взято это число из 85 – остается невыясненным. Любопытно, что уже Дионисий плохо верил в апостольское происхождение переводимых правил и назвал их canones qui dicuntur apostolorum (каноны, называемые апостольскими).

Канонические правила Православной Церкви, касающиеся практики причащения

«Всех верных, входящих в церковь и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, яко безчиние в церкви производящих, отлучати подобает от общения церковного» (9 Апостольское правило). По объяснению крупнейшего толкователя канонов патриарха Феодора Вальсамона «определение настоящего правила весьма строго. Ибо отлучает бывающих в церкви, но не остающихся до конца и не причащающихся. И другие правила (80 правило VI Вселенского Собора, и 11 правило Сардикийского Собора) подобным образом определяют, чтобы все были готовы и достойны причащения, и подвергают отлучению не причащающихся в три воскресных дня».

Также необходимо учитывать, что Чинопоследование литургии верных в принципе не предполагает присутствия в храме молящихся, но не причащающихся.

Даже само название главного церковного богослужения в переводе с греческого означает «общее дело» т.е. причастие – это не частное, индивидуальное Таинство, а святая трапеза всей церковной общины.

Категорически нельзя допускать к причастию человека, который не раскаивается или не должным образом раскаивается в своих прегрешениях. Об этом говорит множество канонических правил, например, 87-е правило Трулльского ( VI Вселенского) собора, 2-е – Антиохийского собора и др. Также не допускаются к причастию некрещеные или неправославные христиане (95-е правило Трулльского собора, 7-е правило Лаодикийского собора) и те, кому это воспрещено духовником, то есть назначена епитимия, если только этому человеку не угрожает смертельная опасность (13-е правило I Вселенского собора). Священник не имеет права отлучать мирянина от Церкви и запрещать приступать к причащению на длительный срок без дозволения правящего архиерея.

Причащаться следует не чаще одного раза в сутки и не реже одного раза в три седмицы.

На Светлой седмице рекомендуется причащаться ежедневно.

Источник статьи: https://azbyka.ru/kanonicheskie-pravila-pravoslavnoj-cerkvi-kasayushhiesya-praktiki-prichashheniya

Церковные правила святых апостолов

1 Радуйтесь, о сыны и дочери, во имя Господа Иесуа Христа. Иоанн, Матфей, Петр, Андрей, Филипп, Симон, Иаков, Нафанаил, Фома, Кифа, Варфоломей и Иуда Иаковлев. 2 По повелению Господа нашего Иесуа Христа Спасителя собрались мы, как Он прежде этого приказал нам: 3 «Вы должны распределить области по жребию, подсчитать количество мест, достоинства епископов, места пресвитеров, прислуживание диаконов, рассудительность чтецов, безпорочность вдовиц и все, что было бы необходимо для основания Церкви, 4 чтобы эти лица, зная небесный прообраз, убереглись от всякою уклонения, и зная, что им предстоит дать отчет в великий день Суда о том, что они, услышав, не соблюли». 5 И Он приказал, чтобы мы распространили эти слова по всей вселенной. 6 Поэтому мы рассудили, вспомнив эти слова, для напоминания братии и наставления каждого заповедать вам так, как Господь открыл по воле Божией через Духа Святого. 7 Иоанн сказал: Мужи братия! Зная, что мы дадим отчет о порученном нам, да не допустим лицеприятия друг к другу, но если кто думает противоречить полезному, то да встретит он отпор. 8 Все решили, что первым должен говорить Иоанн. 9 Иоанн сказал: Есть два пути: один — жизни, другой — смерти, и велико различие между двумя путями. 10 Путь жизни таков: во-первых, возлюби Бога, создавшего тебя, всем сердцем твоим и прославь Искупившего тебя от смерти. Это — первая заповедь. 11 Во-вторых, возлюби ближнею твоего как самого себя. Это — вторая заповедь. 12 На этих заповедях держится весь Закон и Пророки. 13 Матфей сказал: всего того, чего не желаешь, чтобы случилось с тобою, не делай другому. Брат Петр, открой же учение этих слов! 14 Петр сказал: не убивай, не прелюбодействуй, не развратничай, не растлевай детей, не кради, не занимайся волшебством и чародейством, не умерщвляй во чреве чада погублением и не убивай уже родившегося, не желай ничего, принадлежащего ближнему твоему, 15 не клянись, не лжесвидетельствуй, не сквернословь, не помни зла, не будь двойственен ни в мысли, ни в слове, ибо двуязычие есть сеть смерти. Слово твое да не будет пустым или лживым. 16 Не будь корыстолюбивым, алчным, лицемерным, злонравным и надменным; не злоумышляй против ближнего твоего. 17 Не питай ненависти ни к какому человеку, но одних обличай, других милуй, за третьих молись, а четвертых возлюби более души своей. 18 Андрей сказал: чадо мое, избегай всего дурного и всего ему подобного. Не будь гневлив, потому что гнев приводит к убийству. Ведь гнев — это мужской демон. Не будь ревнив, склонен к спорам и яростен, ибо от этого происходят убийства. 19 Апостол Филипп сказал: чадо мое, не будь похотлив, потому что похоть приводит к блуду и влечет к себе людей. Ведь похоть — это женский демон, и сии губят принимающих их: один — с помощью гнева, другой — с помощью услаждения. 20 Путем же для злого духа является грех души. И когда он имеет узкий вход в человека, то расширяет его, толкает эту душу ко всякому пороку и не позволяет, чтобы человек увидел и разглядел истину. 21 Да будет гнев ваш умеренным, и вы обуздывайте и сдерживайте его в узких пределах, чтобы он не подвиг вас на дурное дело. 22 Ибо гнев и нездоровое наслаждение, долгое время пребывая, по мере усиления становятся демонами, и когда человек потворствует им, они возрастают в его душе, становятся больше, толкают его на беззакония, насмехаются над ним и наслаждаются погибелью этого человека. 23 Симон сказал: чадо, не будь сквернословом и человеком с нескромным взглядом, ибо от этого происходят прелюбодеяния. 24 Иаков сказал: чадо мое, не будь птицегадателем, ибо это ведет к идолослужению. Не произноси заговоров, не будь звездочетом, не очищай, не желай ни видеть, ни слышать этого. Ибо от этого происходят идолослужения. 25 Нафанаил сказал: чадо, не будь лжецом, ибо ложь ведет к воровству. Не будь сребролюбив и тщеславен, ибо от всего этого происходит воровство. 26 Чадо, не ропщи, поскольку ропот ведет к богохульству. Не будь строптив и зломыслен, ибо от всего этого происходят богохульства. 27 Будь же кроток, ибо кроткие наследуют Царство Небесное. 28 Будь долготерпелив, милостив, твори мир, будь чист сердцем от всякого зла, незлобив, спокоен, добр. Храни слова, которые ты услышал, и трепещи перед ними. 29 Не превозносись, не предавай души своей с гордыми, но общайся с праведными и смиренными. 30 Случающиеся же у тебя трудности принимай как благо, зная, что без Бога ничего не происходит. 31 Фома сказал: чадо, того, кто проповедует тебе Слово Божие, становится для тебя виновником жизни и дал тебе во Господе печать, возлюби как зеницу ока своего, поминай его днем и ночью и почитай его как Господа. Ибо где возвещается господство, там присутствует Господь. 32 Ежедневно взыскуй общения с ним и с остальными святыми, чтобы упокоиться тебе в словах их. Ибо тот, кто прилепляется к святым, освятится. 33 Почитай его столько, сколько сможешь трудом своим и делами рук своих. Ибо если Господь чрез него удостоил тебя дара духовной пищи, пития и вечной жизни, то насколько же более должен ты приносить тленную и временную пищу. Ибо: «трудящийся достоин награды за труды свои»; и еще: «не заграждай рта волу, когда он молотит»; а также: «кто, насадив виноград, не ест плодов его?» 34 Кифа сказал: не производи разделений, но примиряй враждующих, суди по справедливости, не взирай на лица, когда обличаешь кого-либо в согрешении, ведь пред Господом ни богатство не имеет никакой силы, ни положение ничего не добавляет, ни красота не приносит пользы, но пред Ним все равны. 35 Во время молитвы не сомневайся, сбудется или нет. 36 Не будь протягивающим руку, чтобы брать, но не будь и убирающим, когда необходимо дать. Если будешь иметь от рук своих, то отдай во искупление грехов твоих. Давай не колеблясь и, давая, не ропщи. Ибо ты знаешь, Кто есть добрый Воздаятель награды. 37 Не отвращайся от нуждающегося, но имей все общее с братом твоим и не называй своим. Ибо если вы общники в безсмертном, то тем более в бренном! 38 Варфоломей сказал: мы просим вас, братия, пока еще есть время, даже если вы не имеете около себя тех, для кого вы трудитесь, не ослабляйте ни в чем, если будет такая возможность. 39 Ибо близок день Господень, когда все погибнет вместе с лукавым, ведь придет Господь и воздаяние Его. 40 Будьте сами себе законодателями, советниками добрыми, наставленными Богом. Сохрани то, что принял, ничего не прибавляя и не убавляя. 41 Петр сказал: братья, всему, что касается остальных наставлений, вас научат Писания, а мы да установим все так, как нам было поручено. 42 Все сказали: пусть говорит Петр. 43 Петр сказал: если будет недостаток в мужах, и где-либо не наберется достаточного числа (не менее двенадцати мужей) тех, кто может выбирать епископа, то пусть напишут к ближайшим церквам, уже устроенным, чтобы оттуда пришли три избранных мужа для испытания достойного, пользуется ли он доброй славой среди народов, безупречен ли, нищелюбив ли, целомудрен ли, не пьяница ли, не блудник ли, не корыстолюбив ли, не злоречив ли, не лицеприятен ли и тому подобное. 44 Хорошо, если он не женат, если же нет, то — одной жены, образованный, умеющий толковать Писания. Если же он будет неграмотным, то пусть будет кротким, преисполнится любовью ко всем и, не будучи ни в чем обличенным, пусть будет епископом от большинства. 45 Иоанн сказал: новопоставленный епископ, зная усердие и любовь к Богу своих приближенных, пусть поставит двух пресвитеров, которых он сочтет достойными. 46 Все возразили, что не двух, а трех. Ибо двадцать четыре пресвитера предстоят — двенадцать по правую сторону, двенадцать по левую сторону. 47 Иоанн сказал: хорошо, что вы напомнили, братья. Ведь те, кто по правую сторону, приняв от архангелов чаши, приносят Владыке, а те, кто по левую сторону, внимают множеству ангелов. 48 Итак, необходимо, чтобы пресвитеры уже прожили в миру время, некоторым образом удерживались от схождения с женами, были щедрыми к братству, не взирали на лица людей, были сотаинниками и соратниками епископа, вместе с ним собирали народ, усердно служили пастырю. 49 Те пресвитеры, которые по правую сторону, пусть заботятся о жертвеннике вместо епископов, чтобы те уважали их и сами были бы у них в уважении при любой необходимости. А пресвитеры, которые по левую сторону, пусть заботятся о верующем народе, чтобы он сохранял спокойствие, и не было никакого смятения, но, в первую очередь, чтобы он научался всякой покорности. 50 Если же какой-либо вразумляемый ответит дерзко, то пусть те, кто служит жертвеннику, собравшись, по справедливому решению осудят его на то, чего он достоин, чтобы и прочие страх имели и никогда не брали пример с одного, чтобы этот грех еще более не распространился, как гангрена, и все не стали бы пленниками. 51 Иаков сказал: чтец пусть будет поставлен в первую очередь испытанный, не болтливый, не пьяница, не насмешник, благообразный, послушный, благоразумный, приходящий первым на собрания Господни, покорный, имеющий способность излагать, осознающий, что он занимает место благовестников. Ибо наполняющий слух того, кто не разумеет, будет считаться записанным у Бога. 52 Матфей сказал: пусть будут поставлены диаконы. Написано: «устами трех подтверждается всякое слово Господне». 53 Они должны быть испытаны во всяком служении, засвидетельствованы всем верующим народом, должны иметь одну жену, воспитывать детей, быть целомудренными, кроткими, тихими, не ропщущими, не двуязычными, не гневливыми (ибо гнев губит мужа рассудительного), быть нелицеприятными к ближнему, не притеснять бедного, не быть пристрастными к вину, быть скоропоспешными, 54 быть добрыми поощрителями дел, совершаемых втайне, понуждать тех из братьев, кто может, протянуть руку, и самим быть щедрыми, общительными, пользоваться всяким почетом, уважением и страхом у верующего народа, усердно заниматься теми, кто поступает безчинно, одних наставляя, других увещевая, третьим запрещая, четвертых же, которые пренебрегают, совершенно удалять, зная, что прекословящие, пренебрегающие и злоречивые воспротивились Христу. 55 Кифа сказал: пусть будут поставлены три вдовицы. Две должны пребывать в молитве о всех, кто находится в искушении, и для откровения о том, в чем будет нужда. 56 Одна же, прислуживая тем, кто искушается в болезнях, должна быть доброй служительницей, трезвой, возвещающей пресвитерам то, что надлежит, не корыстолюбивой, не пристрастной к вину, чтобы она могла быть трезвой для ночных служб, и если кто-либо захочет сделать иное доброе дело. Ибо это — доброе сокровище Господне. 57 Андрей сказал: диаконы должны быть делателями добрых дел, готовыми день и ночь ходить повсюду, не презирать бедного и быть нелицеприятными к богатым, чтить притесняемого и не обделять из сбора подаяний, 58 понуждать тех, кто может, давать средства на добрые дела, имея пред собою слова Учителя нашего: «вы видели Меня алчущего и не накормили Меня». Ибо добросовестно и безупречно послужившие приготовляют себе пастырское место. 59 Филипп сказал: из народа пусть повинуется предписаниям, относящимся к народу, подчиняясь служащим жертвеннику. 60 Каждый пусть на своем месте угождает Богу, не враждуя друг с другом из-за установленного, в каком звании каждый призван Богом. 61 Один пусть не вторгается на поприще другого, ибо и ангелы не делают ничего помимо приказанного им. 62 Андрей сказал: благопотребно, братья, установить служения для жен. 63 Петр сказал: мы зашли вперед в своих наставлениях. Изложим же подробно то, что относится к приношению Тела и Крови. 64 Иоанн сказал: братья, вы забыли, что Учитель, когда попросил хлеб и чашу и благословил их, говоря: «сие есть Тело Мое и Кровь Моя», не позволил женам быть вместе с нами. 65 Марфа сказала: это из-за Марии, потому что Он увидел, как она улыбнулась. 66 Мария сказала: я вовсе не засмеялась. Ведь Он ранее говорил нам, когда поучал, что немощное спасется благодаря сильному. 67 Кифа сказал: но вспомните о некоторых, что Он повелел женам молиться не стоя, но сидя на земле. 68 Иаков сказал: итак, какое иное мы можем определить служение для жен, если не усердно помогать нуждающимся? 69 Филипп сказал: это, братья, о пособии. Делающий дело уготовляет себе доброе сокровище. Ибо тот, кто собирает себе богатство в Царстве, будет считаться работником, написанным у Бога. 70 Петр сказал: это мы повелели вам, братья, не как имеющие над кем-либо власть по принуждению, но как имеющие повеление от Господа. Мы просим вас соблюдать заповеди, ничего не убавляя и не прибавляя во Имя Господа нашего, Которому слава во веки. Аминь.
Читать все Апокрифы (неканонические Евенгелия) »

Также смотрите — Библиотека Наг-Хаммади и свитки Мёртвого моря (Кумран).

Информация

() Случайная практика: Сурьятмика — работа с Солнцем и солнечной энергией. Сейчас онлайн на сайте:
85 чел. | Публичная оферта | Твоя Йога в соцсетях

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]