В книге Апокалипсис глава 7 описывает две группы спасаемых людей. Это 144 тысячи праведников, получающих печать Бога. Также Откровение показывает великое множество людей в белых одеждах. Глава 7 описывает обе группы и им дается краткая характеристика. Мы выясним, кто эти две группы и расскажем какой прообраз печати Бога из главы 7 мы нашли в Библии.
Далее обе группы из книги Апокалипсис глава 7 будут непосредственно участвовать в событиях. Мы еще увидим их в последних главах книги Откровение и узнаем их судьбу.
Апокалипсис глава 7 читать на русском языке
- И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево.
- И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю, говоря:
- не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего.
- И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых.
- Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч;
- из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч;
- из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч;
- из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч.
- После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих.
- И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу!
- И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу,
- говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь.
- И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли?
- Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.
- За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них.
- Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будет палить их солнце и никакой зной:
- ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их.
Время вхождения откровения Иоанна Богослова в канон Нового Завета
Впервые о труде Иоанна Богослова упоминается в начале II века, в трудах таких известных людей, как Тертуллиан, Ириней, Евсевий, Климент Александрийский. Но ещё долгое время после своего появления, текст про апокалипсис был неканонизированным.
Только в 383 году откровение Иоанна Богослова вошло в новозаветный канон, поспособствовал этому Иппонский собор и непосредственно Афанасий Великий. Данное решение было окончательно принято и утверждено в 419 году Карфагенским собором.
Но у подобного решения были и ярые противники в лице Кирилла Иерусалимского и святого Григория Богослова.
Согласно ряду данных, на сегодняшний день, насчитывается около 300 манускриптов Апокалипсиса, но далеко не все из них содержат в себе полную версию откровения. Сегодня читать полные версии откровений, разрешается каждому, святые отцы церквей даже рекомендуют ознамиться и понять всю суть толкования.
Апокалипсис глава 7 толкование
Апокалипсис печать Бога
В книге Откровение глава 7 возвещает о том, что четверым Ангелам велено удерживать четыре ветра, чтобы они не вредили ни земле, ни морю, ни деревьям. Пока праведники не получат печать Бога Живаго, которая будет защищать их во время апокалипсиса.
Некоторые толкователи считают, что это крестное знамение. Что крест, который мы накладываем на себя — уже печать Бога. Но, во-первых, 7 глава гласит, что истинную печать Бога Живаго будут полагать Ангелы. Во-вторых, вряд ли можно сказать, что мы крестное знамение накладываем себе только на лоб. Так что речь не об этом, конечно.
Есть мнение, что печать Бога — это Миропомазание. Крест, который, действительно, налагается священником на лоб верующих освященным маслом — миром. Не будем рассуждать здесь, что священник — это не Ангел. Обратим внимание на то, что печать Бога Живаго Ангелы поставят ограниченному количеству праведников, которое точно исчислено как 144 тысячи. А затем упоминается уже «великое множество людей, которое никто не мог перечесть» в белых одеждах. Выходит, что основная масса христиан не получит печати Бога Живаго, хотя и накладывала на себя регулярно крестное знамение и была помазана миром.
Очень странно было бы рассуждать, что две перечисленные группы — это одна а та же группа людей, получившая печать. Что 144 тысячи людей равны неисчислимому множеству людей. Тем более, что в конце книги Откровение эти две группы не сливаются в одну. 144 тысячи по-прежнему выступают обособленно в 14 главе, когда они стоят с Агнцем на Сионе. И там, конкретно, будут указаны их отличительные признаки, которых нет у остальных людей в белых одеждах.
Они поют как бы новую песнь пред престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли. Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим. Откр.14:3-5
Поэтому делаем вывод, что это разные группы людей, которые в течении событий апокалипсиса не сольются в одну группу. А печать Бога Живаго — это не крестное знамение и не миропомазание.
Вопрос, на самом деле, не праздный. Христиане, конечно, интересуются, будут ли они все защищены во время апокалипсиса или, все-таки, нет? Не будем ничего выдумывать и за ответом на вопрос, чем может являться печать Бога, обратимся к самой Библии и к пророкам.
Печать Бога — прообраз найден в Библии
Святой пророк Моисей получил от Господа очень подробные указания того, как должны израильтяне сделать Ему Святилище. Также было указано, каким должно быть облачение священника. В Книге Исход Моисей описывает золотую пластину, которую нужно было сделать для чела священника Аарона.
Описан ли в Библии какой-либо прообраз печати Бога на челе, указывающий на особую избранность человека?
Святой пророк Моисей
Главный пророк Ветхого Завета. Разговаривал в Богом и напрямую получал от Него указания, что нужно делать. Получил от Него закон, который начертал на каменных скрижалях.
Вопрос эксперту
Что сказал сделать Господь Бог для чела Аарона, когда описывал, каким должно быть облачение священника?
И сделай полированную дощечку из чистого золота, и вырежь на ней, как вырезывают на печати: «Святыня Господня «, и прикрепи ее шнуром голубого цвета к кидару, так чтобы она была на передней стороне кидара; и будет она на челе Аароновом… непрестанно на челе его, для благоволения Господня к ним. Исх.28:36-38.
Кидар — это льняной тюрбан на голове священника. К которому и была прикреплена золотая пластина с печатью. Удивительно, что даже описан смысл этой печати. Что она нужна «для благоволения Господня». Такое же благоволение получат запечатленные печатью Бога Живаго во времена апокалипсиса. Печать будет защищать их во время грядущих событий, которые могут повредить праведнику.
В облачение священника также входил наперстник с двенадцатью драгоценными камнями с вырезанными на них именами сынов Израилевых. Что дополняет сходство прообраза с описанным образом в книге Апокалипсис глава 7.
Смысл был, конечно, не в том, что сама золотая пластина была святыней, а в том, что священник Аарон был святой праведный. И в том, что на груди его был наперсник с именами сынов Израиля.
«И будет носить Аарон имена сынов Израилевых на наперснике судном у сердца своего, когда будет входить во святилище, для постоянной памяти пред Господом» (Исх.28:29).
Многим христианам Русской православной церкви, конечно, непонятно, зачем в Откровении упоминают 12 колен сынов Израиля. Зачем их понадобилось вспоминать, да еще и перечислять. Но из Библии известно, что в конце времени многие израильтяне обратятся ко Христу:
«И узрит Его всякое око и те, которые пронзили Его; и возрыдают пред Ним все племена земные», – так сказано в Писании. Откровение глава 1, стих 7
Вот такой найден в Библии прообраз апокалиптической печати Бога Живаго, которая будет у 144 тысяч святых иудейских праведников. Которые всюду следуют за Христом. И у которых имя Отца Его написано на челах.
Вряд ли на них будет тюрбан с золотыми лентами и золотая табличка на лбу. Но печать «Святой Божий» незримо будет присутствовать на их челах. Даже сейчас иногда про какого-то человека говорят: «На нем печать Божия». Хотя, никакой печати на нем не видно.
Когда Библия говорит, что Бог поставит печать на чела детей Своих, это означает, что Он вложит истину в их умы и сердца. Это отметит, или выделит их, как Его особый народ.
Быть запечатленным Богом — это значит через воздействие Духа Святого принять Его истину:
«В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом» (Ефесянам 1:13).
144000 избранных из Откровение глава 7 — кто они?
Итак, после снятия шестой печати Апостол Иоанн видит четырех Ангелов, которым дано вредить земле и морю. Но пятый Ангел велит им повременить. Потому что сначала нужно положить печати на челах израильских праведников. Которых, как утверждает книга Апокалипсис глава 7, Ангелы насчитали 144 тысячи.
Далее Иоанн Богослов перечисляет 12 колен израильских, с запечатленными в каждом 12 тысячами. Почему-то он не указал колено Даново. Святитель Андрей Кессарийский считает, что из колена Данова выйдет антихрист. Потому его Апостол и не указал. Но, учитывая, что десять колен из двенадцати уже давно потеряны, подтвердить это мнение не видится возможным. Впрочем, потеряны они людьми. Господь, конечно же, знает, где они находятся. И все их имена перечислены в книге жизни от начала века.
С другой стороны, в Библии неоднократно упоминаются сыны колена Данова, как склонные к идолослужению. Так в Книге Судей упоминается, что «поставили у себя сыны Дановы истукан» (Судьи 18:30). А в 3-й Книге Царств и того хуже было. Не только сами поклонялись, но и народ совратили. В земле Дана поставили золотого тельца и сказали народу: «не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской». И народ стал ходить поклоняться золотому тельцу в землю Дана (3-я Царств.12:28-29). В итоге, про колено Даново книга Бытие говорит так: “Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня так, что всадник его упадет назад” (Быт. 49:17). Так что колено Даново, скорее, прообраз Вавилонской Блудницы, которая «вином блудодеяния своего напоила все народы».
Думаю, что слова «всадник упадет назад» сказаны не случайно. «Падение назад» — это отступление от истинной веры, которую человек принял, а потом совратился и отпал от нее. Возвращение в язычество, поклонение иным богам. Впрочем, в послании к Ефесянам Апостол Павел утверждает, что любостяжатель — это уже идолослужитель (Ефес.5:5). Любостяжатель — это собиратель земных благ на земле. В то время как мы должны по Завету собирать сокровища на небесах. Как и сказано, что невозможно одновременно служить Богу и мамонне.
Думается, что именно поэтому вместо колена Данова упоминается колено Левиино, издревле священническое. Обычно оно не входило в число колен сынов Израиля. Например, когда делили землю Ханаанскую, колено Левия не перечислялось. Землю они не получили. А содержать их, как священников, должны были все остальные колена. Иоанн Богослов упоминает Иосифа вместо сына его Ефрема. Таким образом, колен израильских перечисляется, как всегда, ровно двенадцать.
Характеристика этой группы спасаемых также есть в 14 главе книги Апокалипсис.
Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцу Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны пред престолом Божиим. Откр.14:4-5
Удивляет, конечно огромная цифра — 144 тысячи. Неужели это все евреи? Откуда у них наберется столько первенцев праведников-девственников, да еще и следующих за Христом?
Кто они 144 тысячи первенцев Израиля — праведников, девственников, да еще и следующих за Христом?
Святой Апостол Павел
Пояснить этот вопрос помогает Первоверховный Апостол Павел, которого также называют «Апостолом язычников».
В Послании к Ефесянам он утверждает, что Израиль теперь составляют все верные христиане. Все обратившиеся ко Христу иудеи и язычники. Все вместе составляют одно тело Христово. Апостол так пишет язычникам:
Апокалипсис глава 7 = Eф.2:12| Вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире. А теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою. Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем.
Апостол Павел в послании к Ефесянам утверждает, что язычники во Христе соединились с Израилем, получили заветы обетования и надежду на жизнь вечную. А самое главное то, что обратившиеся ко Христу и язычники, и израильтяне соединились в одно тело через Кровь Христову. Как и ранее было сказано о лозе природной и привитой к ней, так и тут. И мы знаем это по себе, что православные евреи – для нас свои. Многие из них являются православными святыми, священниками и монахами. И нет между нами уже никакого разделения. Хотя, первородство, изначально, конечно, было у них. Теперь через Христа все православные объединились в одно тело – Церковь Христову.
В Послании к Галатам Апостол Павел пишет: “Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово” (Гал. 3:27). Это значит, что все мы верные Господу христиане тоже являемся «семянем Авраамовым», как лоза привитая к природной. А в Послании к Римлянам Апостол Павел пишет: “Когда войдет полнота язычников, тогда спасется весь Израиль” (Рим. 9:11).
Из всего сказанного следует, что 144 тысячи иудейских праведников из 12 колен израилевых не могут быть уже только израильтянами. Поскольку мы, бывшие язычники, уже составляем с ними одно тело. Значит, в это число войдут все христиане праведники-девственники, всю жизнь следующие за Христом. Они и получат от Ангелов печать Бога Живаго на свои чела.
Откровение глава 7 стих 12
В книге Апокалипсис глава 7 описывает, как старцы, все Ангелы и четверо животных на небе «пали перед престолом на лица свои». И поклонились Богу, благодаря Его и сугубо вознося славу Ему. Это происходит после перечисления несметного количества спасаемых в белых одеждах. Все возносят благодарность и восхваление Богу. Библия гласит, что люди спасаются и получают жизнь вечную не по заслугам своим. А по милости Божией. Поэтому мы так часто и произносим молитву: «Господи, помилуй».
Особая благодарность за язычников, которые получили возможность, наравне с Израильтянами, наследовать жизнь вечную.
Важно также то, что все, получившие печать Бога Живаго избавятся от мучений, которые последуют за пятой трубой. Когда на землю выйдет саранча, чтобы мучать пять месяцев людей, не имеющих печати Божией на челах. Как гласит 14 глава Апокалипсиса, печать защитит 144 тысячи праведников от нее. За что опять же слава, благодарение, честь, сила и крепость Господу Богу.
Когда Христос явится в Своем Пришествии на Сион, Его будут сопровождать эти же 144 тысячи праведников. Поскольку они непорочны перед престолом Божиим. В их устах нет лукавства. Это такая особо ценная для Христа черта, которая есть только у лучших израильтян. Иисус отметил ее у своего ученика Нафанаила: «вот подлинно израильтянин, в котором нет лукавства». Ин.1:47.
Апокалипсис глава 7 — люди в белых одеждах
Убелившие свою одежду и приглашенные на брачную вечерю, званные и избранные, относятся к спасенным народам. Которые будут иметь право войти в Новый Иерусалим, сходящий с неба, будут иметь право на древо жизни, будут брать воду жизни даром. Господь Бог Вседержитель будет им храмом, а светильником им будет сам Агнец. И будут служить Ему.
Это, в том числе, все язычники, обратившиеся ко Христу, крещенные Святым Духом, соблюдающие заветы Христа, несущие свой крест и следующие за Ним. Мы должны бороться со злом внутри себя, спасаться верою через покаяние, терпение, смирение. А самое главное – молитва, пребывание в Церкви Христовой, участие в ее таинствах и богослужениях. Убеление одежды – это освобождение из-под власти греха, очищение ее через покаяние, исповедь и отбеливание одежды Кровию Христовой в таинстве Причастия Святаго Духа.
Все это понятно тем, кто в Церкви пребывает. Но трудно объяснить тем, кто туда изредка заходит поставить свечку или освятить куличи. Таким нужно иметь в виду, что просто вера в то, что Бог есть, не спасает человека. Потому что бесы тоже веруют, что Бог есть, и трепещут перед Ним. Но, при этом, остаются бесами. Спасает жизнь по вере. А времени осталось очень мало.
Есть мнение толкователей, что люди в убеленных одеждах — это убиенные мученики, пролившие кровь за Христа. Но старец на небе сказал Апостолу Иоанну, что: «они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца». И в этом их отличие от мучеников, описанных в 6 главе книги Откровение. Которые возопили ко Господу:
«доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?» Откр.6:10
То есть, мученики сами пролили кровь, а убеленные из седьмой главы «омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца». Тут есть большая разница, чья кровь — самого мученика или Христа. Так что это две разные группы. Впрочем, мученикам будут даны белые одежды. Хотя они их сами не омывали, не убеляли. Но кровью своей, пролитой за Христа, искупили свои грехи, поскольку возлюбили Его даже до смерти. Поэтому им дана будет чистая белая одежда для брачного пира.
Антихрист и конец света
Пожалуй, самый загадочный образ, который мы видим в этой книге — это антихрист. Он представляется в виде двух зверей. Первый из них выходит из моря и действует грубо, прямыми гонениями. Другой же выходит из земли и наносит вред более тонко, обольщением и хитростью.
Антихрист придет в конце времен, чтобы побороться со Христом за вечную участь человеческих душ
Эсхатологический подход выражается в проведении параллелей между Римской империей и греховным миром. Рим начинает буквально съедать себя сам, захлебываясь в потоках греха и греховных наслаждений. Иоанн Богослов через свою книгу предостерегает, что такая кончина ждет и весь мир в целом.
Апокалипсис глава 7 толкование святых отцов — святителя Андрея Кесарийского
Статья 19. О ста сорока четырех тысячах людей, не претерпевших вреда от язвы четырех Ангелов
И после сего видел я четырех Ангелов, стоящих на четырех углах земли, держащих четыре ветра земли, чтобы не дул ветер ни на землю, ни на море, ни на какое дерево. Апокалипсис глава 7 стих 1
Разумея под четырьмя Ангелами то, что подвергающиеся бедствиям не могут никаким образом избежать гнева Божия ни на суше, ни на море, некоторые относят это к случившемуся прежде гонению на иудеев от римлян. Но мы думаем, что все это в сильнейшей степени должно произойти в пришествие антихриста, и не в иудейской стране, в частности, а во всей земле, по четырем углам которой, как он говорит, будут стоять ангелы, свершители назначенного им Богом и неизвестного для нас служения. Удержание ветров служит свидетельством разрушения подчинения твари и неотвратимости зла, так как все растущее на земле растет и питается ветрами; при помощи их плавают и на море.
И видел я иного Ангела, восходящего от востока солнца и имеющего печать Бога живаго. И воскликнул он громким голосом к четырем Ангелам, которым дано вредить земле и морю… Апокалипсис глава 7, стих 2.
«И видех инаго ангела… имуща печать Бога живаго». Что было открыто некогда Иезекиилю о муже, облеченном в подир, длинную льняную одежду, который налагал печать «на лица стенящих» (Иез.9:4), чтобы не погубить вместе с грешниками праведных (ибо и Ангелы не знают тайных добродетелей святых), то же самое и теперь открывается блаженному, когда повелевается главным святым силам не вредить согрешившим до тех пор, пока не узнают они служителей истины, отмеченных печатью.
Это отчасти случилось уже, когда многие тысячи уверовавших во Христа, как говорит великий Иаков блаженному Павлу, избежали опустошения римлянами Иерусалима, но с особою силою это сбудется, как уже было сказано, во время пришествия антихриста, когда верных, носящих знамение Христа непосрамленно и дерзновенно пред неверными, отличит от них печать Животворящего Креста, поэтому-то ангел и говорил:
не делайте вреда ни земле, ни морю, ни деревам, доколе не положим печати на челах рабов Бога нашего. Откр.7:3.
Тварь, как созданная ради нас, причастна бедствиям во времена нашего наказания, так же как и радуется вместе со святыми во время их прославления. Отсюда следует, что и украшенные добродетелями во время напастей нуждаются в ангельской помощи по силе данной нам печати Духа, которая, правда, проявляет свою силу, лишь поскольку мы сами обнаруживаем свою деятельность, и если кто не получает от нее помощи, то лишь по причине своего нежелания.
И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых. Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; Откр.7:4-5
Значение имен двенадцати патриархов
Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч;
из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч;
из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч;
из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч. (Апокалипсис глава 7, стихи 5-8).
Иуда переводится словом исповедание, которым отличаются спасающиеся исповеданием Христа, происшедшего от Иуды.
Рувим значит сын видения; этим означаются те, кто сердечною чистотою приобрел духовное видение.
Гад – искушение. Им знаменуются получившие славу за перенесение искушений, подобно Иову.
Асир – блаженство. Указывается на получивших Владычнее блаженство за достойную жизнь, сподобившихся стать одесную Христа и оказавшихся сынами дня и света.
Неффалим – молитва. Указывается на прилепляющихся к Богу непрестанною молитвою.
Манассия – забвение. Указывается на оставивших ради угождения Богу все, что позади их, и отеческий дом.
Симеон – послушание. Указывается на оправдываемых за повиновение Божественным заповедям.
Левий – приятый. Указывается на принятых Христом за жизнь, достойную священника. Левий стоит восьмым, ибо истинное священство открывается после восьмого дня воскресения.
Иссахар – награда. Указываются получающие от Бога награду за добродетельную жизнь.
Завулон – жилище силы или благоухание. Этим обозначаются укрепленные чрез вселение Христа на страдание и соделавшиеся, по апостолу, Его благоуханием (2Кор. 2:15).
Иосиф – приложение. Указывается на тех, которые, по слову Господа, вместе с Небесным Царством получат как бы в добавление и все необходимое в земной жизни.
Вениамин – сын болезни или сын дня, или сын денницы. Указывается на пополняющих число спасаемых по причине скорби сердца или на избежавших римского пленения уверовавших из иудеев, или, что вернее всего, на иудеев, спасающихся чрез веру при кончине мира. Так как и апостол говорит: «дондеже исполнение языков внидет, и тако весь Израиль спасется» (Рим. 11:25, 26).
Но можно принять то и другое толкование. Одинаковое число спасаемых из каждого колена, я думаю, указывает на плодовитость апостольского семени, потому что число двенадцать, взятое двенадцать раз и умноженное на тысячу, дает это число спасенных, которые были учениками семени, упавшего на землю по человеколюбию и произрастившего столь многоразличный плод всемирного спасения.
Но пусть будет известно, что колено Даново не упоминается с прочими потому, что из него произойдет антихрист. Вместо же него упоминается колено Левиино, издревле священническое, не входящее в число колен. Значение имен дает возможность к каждому из них приложить некоторое рассуждение, что и сделано выше. Иосиф упоминается вместо сына его Ефрема. Приведенное число считается равным по числу древних коленоначальников еврейских и поставленных вместо них, как было сказано, князьями всей земли двенадцати апостолов (Пс.44:17), чрез которых спасутся иудеи, рассеянные по земле.
Статья 20. О бесчисленном народе из языков, носящих светлые одежды
После сего взглянул я, и вот, великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков, стояло пред престолом и пред Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих. И восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! Апокалипсис глава 7, стихи 9-10.
Это те, о которых Давиду говорит: «изочту их, и паче песка умножатся» (Пс. 138:18), пострадавшие мученически за Христа из всякого колена и племени и в последние времена имеющие мужественно принять страдания. Одни из них уже убелили, другие убелят одежды своею кровию, пролитою за Христа, и теперь, имея в своих руках как знак победы ветви полезных, правых и чистых фиников сердечных, они торжествуют, ликуя вокруг престола Божественного покоя, и, будучи благодарными рабами, победу свою над демонами приписывают единому Подателю.
И все Ангелы стояли вокруг престола и старцев и четырех животных, и пали перед престолом на лица свои, и поклонились Богу,говоря: аминь! благословение и слава, и премудрость и благодарение, и честь и сила и крепость Богу нашему во веки веков! Аминь. Откр.7:11-12
Вот одна Церковь людей и Ангелов! Ибо тогда людям будут сослужить Ангелы, прежде казавшиеся страшными даже людям равноангельским, как мы это знаем о Данииле. Потому что, по мнению некоторых святых отцов, они видимы в свойственных им телах, или, как думают другие, не подлежат троякому измерению в длину, широту и высоту, как это свойственно телам вообще, и потому являются нам не в своем естестве, но принимая образ и вид по произволению Божию. Стояние вокруг херувимов и старцев означает высоту почести для тех, которые прославляются под числом старцев. И Богу за Его Божественное попечение о всей твари ради нас возносится благодарение всеми сущими силами.
И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. Откр.7:13.
Явившийся побуждает блаженного своими вопросами к исследованию виденного, но он, сознавая благоразумно свое неведение, получает наставление от явившегося.
И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца.
За это они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них. Откр.7:15.
Блаженны те, кто унаследует за временные труды вечный покой, кто за страдания со Христом будет царствовать вместе с Ним и служить Ему. Словами «день и ночь» указывается непрерывность этого служения. Там не будет ночи, но вечный день, освещаемый солнцем не чувственным, но духовным, Солнцем правды – Христом. Но под ночью можно разуметь и скрытые глубокие тайны; тогда под днем нужно понимать ясное и удобопонятное. Храм Божий – всякая тварь, обновляемая духом. Но вернее всего, те, кто сохранил залог Духа целым и неугашенным. Бог обещал в них жить и походить (2Кор. 6:16).
Они не будут уже ни алкать, ни жаждать, и не будут палить их солнце и никакой зной Откр.7:16.
И правильно! У них будет хлеб небесный и вода жизни. Они не будут болеть и переносить бедствий, изображаемых под видом солнца и зноя, ибо время страданий окончилось.
ибо Агнец, Который среди престола, будет пасти их и водить их на живые источники вод; и отрет Бог всякую слезу с очей их. Апокалипсис глава 7, стих 17 .
Слова «упасет я» указывают, что пасомые Христом не будут тогда бояться нападений волков, низверженных в огонь неугасимый, но будут пастись на чистых и преобширных источниках Божественного разумения, как это указывается словом вода, под которою, кроме того, нужно понимать обильное излияние Божественного Духа. Ибо Господь говорит о верующем, что «реки от чрева его истекут воды живы» (Ин. 7:38). Тогда святые, питаемые обильно этою водою, по прекращении частного знания приобретут совершенное ведение и, освобожденные от тления и изменения, будут наслаждаться бесконечным веселием и радостию.
Раскрытие Божьей тайны
Иногда эту книгу называют Апокалипсисом, поскольку именно так звучит в переводе с греческого языка слово «Откровение». Было бы ошибкой думать, что Божье Откровение содержится лишь в этой, заключительной книге Святого Писания. Вся Библия является посвящением в тайны Божьего замысла. Последняя же книга – это завершение, обобщение всех Божественных истин, «посеянных» в самой первой библейской книге – Бытии, и последовательно развивающихся в последующих главах Ветхого, и особенно Нового завета.
Семь церквей
Первым видением Иоанна был Сын Человеческий (Иисус Христос) посреди семи золотых светильников, которые символизируют семь церквей. Устами Иоанна Бог обращается к каждой из них, характеризуя ее суть и давая ей обещания. Эти семь представляют единую Церковь в разные времена ее существования. Первая, Эфесская – это ее начальный этап, вторая – в Смирне — характеризует христианскую церковь в период гонений, третья, Пергамская, соответствует временам, когда Божье собрание стало слишком мирским. Четвертая — в Фиатире — олицетворяет церковь, отступившую от Божьих истин, превратившуюся в административный аппарат. Исследователи Библии говорят, что она соответствует средневековой римско-католической религиозной системе. Тогда как пятая церковь в Сардах напоминает о реформации Мартина Лютера. Собрание верующих в Филадельфии символизирует возвращение к истине о том, что все, искупленные кровью Христа, — члены Его Вселенской Церкви. Седьмая, Лаодикийская, представляет времена, когда верующие «угасли» в своем рвении, стали: «не холодны и не горячи». От такой церкви Христа тошнит, он готов ее «извергнуть из уст» (Откр. 3:16).
Конец старых времен
За этими видениями следуют образы выливания семи чашей гнева на нераскаявшуюся Землю. Сатана обольщает грешников выйти на битву с Христом. Происходит Армагеддон – последняя битва, после которой «древний змий» брошен в бездну и заточен там на тысячу лет. Потом Иоанн показывает, как избранные святые тысячу лет правят Землей вместе с Христом. Затем сатана выпущен, чтобы обольщать народы, происходит последний бунт не покорившихся Богу людей, суд над живыми и мертвыми и окончательная гибель сатаны и его последователей в огненном озере.