Почему католическим священникам запрещено жениться, а православным можно?


Кто может стать иеромонахом?

Иеромонахом имеет право стать монах, решивший стать наставником, либо выдвинутый к рукоположению другими монахами. Как правило, это человек, который прожил монахом достаточное время и имеет некоторое преимущество перед теми, кто только принял постриг.

Интересно! Сан иеромонаха могут получить как священники, принявшие решение перейти в монахи, так и монахи, прошедшие хиротонию, позволяющую самому совершать церковные таинства, и получившие статус священника.

Место службы иеромонаха

Как правило, иеромонах служит при мужских монастырях, как велось издревле. Однако это означает некоторую закрытость и обособленность церковной жизни иеромонаха, поэтому в сегодняшнем мире иеромонах имеет права на служение в своей церкви, которые чаще всего расположены в сельской местности.


К иеромонаху положено обращаться со словами: «Ваше Преподобие!»

В наши дни иеромонах может проводить такие церковные таинства, как:

  • причащение;
  • исповедь;
  • отпевание;
  • соборование.

Также он проводит Божественную литургию и молебен.

Как обращаться к иеромонаху

К иеромонаху прихожанам является общепринятым обращением «отец», добавляя при этом имя, к примеру, отец Сергий, а также можно обращаться таким словом, как «батюшка».

Оба эти обращения будут уместны, однако, в более официальной ситуации лучше выбирать первый вариант обращения, а второй вариант можно использовать в личной беседе.

Кто такой иеромонах?

Один из знакомых многим церковных чинов — иеромонах. Иеромонах — это человек, который является одновременно и монахом, и священником, т.е. в отличие от простого монаха он может вести богослужение и часто даже имеет свой церковный приход.


Иеромонах — это священник, который является монахом

Обращаясь к истории, стоит сказать, что изначально монахам было строго запрещено принимать священный сан по той причине, что они выбирали жизнь отшельника, а значит, не могли вести пасторскую и общественную деятельность, с которой всегда была связана жизнь священника. По этой причине в первые несколько веков христианства сан иеромонаха мыслился как нечто несопоставимое.

Но постепенно, когда монахи стали объединяться в общины и затем обители, стала появляться потребность в духовном наставнике и соответственно — священнике, которого стали выбирать к рукоположению из монахов.

Происхождение термина

Слово «иеромонах» пришло из Греции и происходит оно из слияния двух корней — «иерос» и «монос». Первый корень — «иерос» дословно переводится как прилагательное «священный», второй корень — «монос» означает «один».

Соответственно все слово имеет перевод близкий к значению «священный одиночка».

Значение слова «иеромонах»

Термин «монос» обозначает человека, выбравшегося для себя отшельничество и духовное совершенствование, но при этом и отказ от брачных уз и многих мирских благ. Вероятно, по этой причине в русском языке слово прижилось в значении «монах».

Возвращаясь к слову «иерос», можно добавить, что именно от этого слова происходит другое греческое слово «иереус» — священник. Таким образом, можно сделать вывод, что слово «иеромонах» на русской православной почве закрепилось в значении «монах-священник».

Читайте о православии:

  • Насилие в семье в православии
  • Духовная пища
  • Как прикладываться к мощам святых

Грех ли на мне жениться? Я разведена.

Приблизительное время чтения: меньше минуты.

Вопрос читателя:

Здравствуйте, батюшка. Вопрос у меня про блуд. Вышла я замуж и так получилось, что муж не мог по мужской части оказать мне должного внимания. Лечили, к врачам ходили — все без толку. Через два года решили развестись, но ему нужно было гражданство. Забрали заявление на развод из ЗАГСа, чтобы он мог получить гражданство, и решили жить вместе, как соседи. Ему было удобно, что женщина в доме, а мне удобно, что переезжать не нужно. После этих событий стала активно общаться в интернете с парнем. Всего знакомы были года два, три месяца общались ежедневно по интернету, по скайпу, встретились, понравились друг другу и решили вместе жить. Он про фиктивный брак мой знал. Сам приехал из другого города и забрал к себе. Решили пожить, узнать друг друга а потом пожениться, если оба захотим. Прошло ещё несколько месяцев. Парень уверовал сильно, стал изучать Библию и узнал, что связь наша греховна, а кто женится на разведенной, прелюбодействует. Решили прекратить блуд, стали молиться каждый день, каяться, хотели повенчаться позже, через годик, муж бы гражданство как раз получил. Хотели по-Божьи жить. Но теперь он снова заладил, что я разведенная и он жениться на мне не может и выбирает Бога. Связь наша греховная, неправильно мы начали. Переобулся по дороге, в общем. А мне хочется понять, кто прав, кто виноват и что делать? Я ведь искать стала от немощности мужа своего. В Библии сказано, что мужчина не должен жениться, если «не может», что в грех жену вводит, потому что плоть требует. Но все же я согрешила, в браке прелюбодействовала. А парень мой, наверное, прав, если вместе останемся, то его в грех склоню, ибо жениться на разведенных нельзя. Посоветуйте что-то, пожалуйста. Ситуация очень непростая, на мой взгляд. Благодарю.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Добрый день!

Действительно, согласно документам «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», неспособность к брачном сожительству является одним из оснований для развода. В этом случае на Вас и правда нет вины в том, что семья распалась.

Что касается Вашего второго спутника, пусть он не лукавит. Грех — то, что вы начали жить вне брака. И если было у него намерение с Вами в брак вступить, то как раз нормально и логично было бы ваши с ним отношения узаконить перед Богом и людьми. Вы ведь все равно уже жили вместе, между Вами уже были супружеские отношения, просто их нужно было ввести в нормальное русло. А теперь получается, что он стремится к якобы чистой жизни, но при этом все равно грех был, да еще и женщину, на которой он якобы хотел жениться, то есть Вас, он вводит в еще худшее положение, оставляя ее одну, вне брака, т.е. бросая. Так что ни в какой грех новый Вы бы его браком не ввели, напротив, на место греха пришла бы законная семейная жизнь.

Другой вопрос, что, если он не хочет быть с Вами и просто нашел для этого причину, то с этим Вы ничего не сделаете, потому что приневолить человека невозможно. Можно, конечно, поговорить со священником, которому он исповедуется, если есть желание, то прийти и поговорить вдвоем. Я думаю, это самое разумное, что можно сейчас сделать.

А на будущее, если тут не сложится, не надо жить вне брака. Если человек настроен серьезно, повстречайтесь с ним, не переходя черты, женитесь — и тогда уже пусть начинается полноценная супружеская жизнь. А если нет брака, то и не надо ничего. Не по-божески это, да и сама видите, что ничего хорошего из этого не получается.

Храни Вас Бог!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Кто может стать женой священника?

Ирина Войко

Отвечает иерей Алексий Яланский:

– Согласно требованиям канона, невеста будущего священника должна быть православной веры (14-е пр. IV-го Вселенского собора), а так же, равно как и он сам, должна сохранить целомудрие до брака, а потому она не может быть вдовой, разведенной или находиться в блудном сожительстве (18-е Апостольское правило; 3 пр. VI-го Вселенский собора).

Желание быть матушкой – супругой и спутницей жизни священника – без сомнения, желание похвальное. Без натяжки, его можно назвать подвигом.

Как бывший семинарист, я помню немало сложившихся браков между моими знакомыми семинаристами и девушками, которые мечтали стать матушками.

Но, к сожалению, часто такие браки строились на идеализации жизни будущих матушки и батюшки, а жизнь часто открывала совершенно иные реалии: необеспеченность, неустроенность, переезд с места на место и т. п. Для многих молодых батюшек это было жизненной нормой, и только спустя несколько лет такие семьи добивались мало-мальски стабильного образа жизни. Честно скажу: бывали случаи, когда подобные трудности являлись для молодых матушек чем-то шокирующим, совершенно неожиданным, что приводило порой к трагическому распаду семей. А ведь после развода священник уже не имеет права жениться второй раз, и такие несчастные молодые люди становились целибатами поневоле.

Поэтому будущая матушка обязана не только быть готовой к несению всяческих трудностей и невзгод, но и быть ответственной за создаваемую семью, ведь из-за легкомыслия можно обречь будущего священника на одиночество.

Но и в стабильной, твердо ставшей на ноги семье священника у матушки не получится расслабиться: матушка всегда на виду и она должна помнить, что своими словами, поступками, и даже одеждой она может дать повод к пересудам и осуждению не только своей семьи, но и Православия в целом. Причем следить придется не только за собой, но и за своими детьми: в каких компаниях они вращаются, какими идеями живут. К сожалению, и в семьях священников дети часто попадают под каток искушений этого мира и теряют авторитет в лице Православия. И здесь львиная доля борьбы за сохранение чистоты веры лежит именно на матушке.

И самое важное: будущая матушка должна быть образцом православной христианки не только вступив в брак с кандидатом на священство, но и до этого брака. Этого требуют церковные каноны.

И напоследок, личный совет от меня: далеко не все семинаристы планируют стать в будущем священниками, ведь Семинария сама по себе – подготовительное испытание перед священством, которое проходят не все. Присмотритесь к своему избраннику: действительно ли в нем горит жертвенный огонь пастырства, или такой человек уже избрал для себя в Церкви иной путь?

Надеюсь, у вас с Божьей помощью все получится.

Черный и белый священник — в чем отличие?

В православной церкви все духовенство подразделяется на 2 категории — черное и белое. К черному духовенству относятся монахи, принявшие постриг, соответственно к белому относятся священники, не принявшие монашеского обета.

Важно! Самое главное отличие между черным и белым духовенством заключается в том, что духовным санам, относящемся к белому духовенству, можно вступать в брак.

Среди людей существует предубеждение, связанное, несомненно, с семантикой цвета, о том, что белое духовенство лучше черного. Этот вопрос требует дополнительного разъяснения, ведь в разных вопросах, которые часто адресуют прихожане батюшке белый или черный священник могут быть полезны.


Сан иеромонаха соответствует сану иерея в белом духовенстве

К примеру, если человек обращается к батюшке с вопросом о семейных проблемах, то более практично ответит на этот вопрос белый священник, в силу того, что он сам имеет семью. Но если паломник или монах обратится к священнику с вопросом, касающимся глубоко духовных исканий, то здесь будет более уместна помощь черного иеромонаха, т.к. он сам прошел этот путь.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]