Моя знакомая сказала, что в современных условиях можно причащаться без исповеди. Она уверена, что это разрешено и не несет в себе никакого греха. Например, в греческой церкви верующие могут постоянно причащаться, а исповедуются лишь в случае необходимости снять тяжесть с души. Я обратилась за разъяснениями к своему духовнику, можно ли причащаться без исповеди? Оказывается, в русской православной церкви не принято причащаться святых даров без покаяния. И вот с чем это связано.
О таинстве причастия
Таинство Причастия Иисус Христос открыл своим ученикам перед своей смертью на кресте на Тайной Вечере. Тогда он взял чашу с вином и сказал, что это Кровь его, проливающаяся за всех людей. Разломив хлеб, он также раздал его своим ученикам, объяснив, что это Тело его. С тех пор все верующие люди регулярно принимают участие в Причастии, или Евхаристии, чтобы пребывать в духовном единении со своим Спасителем.
Некоторые христиане ошибочно полагают, что для спасения своей души достаточно совершать добрые поступки и периодически возносить молитвы. Однако священнослужители утверждают, что без единения с Богом через таинство Причастия сложно устоять и воздержаться от греха. Все чаще и чаще у такого человека возникают проблемы в семье, пропадает радость и умиротворение в душе.
Прикосновение к святыне, коими являются хлеб и вино, освященные в храме, дает духовный мир и желание творить добро. Пропадает желание участвовать в сомнительных мирских развлечениях, наоборот, тянет к чтению Святого Письма и молитвам. После Причастия любые события, происходящие в жизни человека, воспринимаются как закономерность и Божий промысел и не вызывают раздражения, христианин начинает осознавать, что любая неприятность воспитывает в нем смирение и привычку полагаться на Господа во всех своих делах.
К такому важному церковному таинству, как Причастие, нельзя подходить формально, без подготовки, так как это не принесет никакой духовной пользы христианину.
В подготовительные мероприятия входит:
- Пост, то есть отказ от пищи животного происхождения за 3 дня до Причастия. Некоторые верующие в последний день перед таинством вообще исключают любые жиры и употребляют только растительную пищу. С утра перед походом в храм не стоит завтракать, достаточно выпить стакан чистой воды.
- Чтение Святого Письма, специального молитвенного правила и последования ко Святому причастию.
- Молитва по утрам и вечерам, где человек должен попросить прощения перед Господом за совершенные проступки и грехи.
Одним из основных подготовительных этапов к таинству считается исповедь. Священнослужители рекомендует не пренебрегать этим правилом и подходить к Причастию с чистым сердцем.
Причастие
По многочисленным просьбам читателей мы подготовили приложение «Православный календарь» для смартфона. Каждое утро Вы будете получать информацию о текущем дне: праздники, посты, дни поминовения, молитвы, притчи. Скачайте бесплатно: Православный календарь 2021 (доступно на Android)
Безгрешным является только Иисус Христос, который смог попрать дьявола и победить смерть. Именно через святую кровь Христа человек может быть прощенным и обрести царство божие в вечности. Перед крестными муками Спаситель провел тайную вечерю, на которой назвал хлеб своим телом, а вино — своей кровью.
Что это значит для верующего? Это значит, что через кровь и плоть Христа человек становится причастным к спасению души. Теперь встает вопрос: а можно ли причащаться без исповеди? Если совесть позволяет, то можно. Но будет ли такое причастие истинным, о чем поведали апостолы верующим?
Верующий должен осознать, что причащаться можно только с чистой совестью, а чистая совесть может быть только после таинства покаяния.
Причастие в осуждение
Недостойно причащающиеся христиане не получают благодати божьей, а наказывают сами себя. Если человек не осознает до конца смысл крестных страданий Спасителя и принимает хлеб как простой продукт, то он осуждает себя в своем неверии.
Также к недостойно причащающимся относятся те, кто в сердце своем враждует на ближнего, кто тайно занимается оккультизмом и не исповедал смертные грехи. Недостойное причащение приводит к духовным и телесным недугам.
Однако и уклонение от причастия по причине осознания греховной природы тоже не правильно. Человек должен осознавать свою грешную природу, стремиться к исправлению с помощью Святого Духа и раскаиваться в своих прегрешениях. Иначе путь в небесную обитель будет закрыт.
Жизнь верующего — это постоянная борьба с дьявольскими соблазнами и противостояние им силой Духа Святого. Все великие святые осознавали свою греховную природу, вели с ней борьбу и не отказывались от принятия святых тайн.
Не причастился перед смертью
Неужели душа человека попадет в ад, если он не успеет причаститься перед скоропостижной смертью? Однозначного ответа не существует, так как все зависит от состояния души человека. Если он в сердце своем осознавал свою грешную природу и искренне раскаивался, то будет прощен. Речь идет о крещенном человеке, а не атеисте.
Например, если к тяжело больному верующему не успел приехать священник, то душа пойдет в рай, если больной искренне скорбел о своих грехах. Не его вина, что священник не смог успеть причастить его перед смертью.
Важность и значение исповеди
В последние годы появилось мнение, что Исповедь и Причастие никак не должны быть связаны между собой. То есть, каяться христианину необходимо, когда он чувствует в этом внутреннюю потребность. А вот Причастие желательно принимать при каждом посещении храма. Однако большинство священнослужителей не согласно с такой постановкой вопроса, так как Исповедь является одним из 7 главных церковных таинств, и без него Причастие не имеет смысла. Они считают Покаяние вторым Крещением, так как при нем происходит очищение души христианина, после него человек способен принимать святые дары в храме.
Исповедоваться перед Евхаристией необходимо обязательно, таким образом очищая свои помыслы от неугодного Богу и приводя духовное состояние в готовность к участию в таинстве. Конечно, если человек по каким-то уважительным причинам не смог прийти на Исповедь и не чувствует за собой каких-то грехов, он допускается к причастию, однако нельзя пренебрегать исповедью на постоянной основе. Без нее таинство превратится в формальность и не принесет духовных плодов.
Зачем нужна исповедь
Наши прародители Адам и Ева находились в Эдемском саду непорочными. Они не ведали греха до тех пор, пока не нарушили запрет о древе познания добра и зла. С этого момента грех стал властвовать над человеком, отделяя его от Бога. Поэтому человеку необходимо постоянно каяться в грехах ведомых и неведомых, чтобы преодолеть это отделение.
Без покаяния спасение невозможно. Без покаяния духовная жизнь христианина превращается в лицемерный фарс.
Узнайте что вас ждет сегодня — Гороскоп на сегодня для всех знаков зодиака
После исповеди священник благословляет на причащение святых даров. Верующий может принять плоть и кровь Христа во искупление от греховной природы.
Многие верующие интересуются, можно ли каяться дома? Личное покаяние тоже слышит Господь, но оно не является таинством церкви. В этом вся разница. После церковного покаяния человек получает не только прощение грехов, но и благодать от Бога. В домашних условиях благодать получить невозможно. Благодать необходима для того, чтобы человек больше не совершал греха, в котором исповедовался священнику.
В русской православной церкви существует традиция исповедоваться перед каждым причастием. Эту традицию необходимо неукоснительно соблюдать, чтобы вести полнокровную духовную жизнь.
Можно ли причащаться без исповеди
Подходить к таинству Святого Причастия без исповедания грехов можно только в некоторых случаях:
- Если человек принимает хлеб и чашу с вином через неделю после предыдущего таинства.
- В том случае, когда христианин по объективным причинам не успел исповедоваться в присутствии священника, а попросил Бога простить его за совершенный грех дома в искренней молитве.
- Если в маленьком храме, который посещает прихожанин, только один священник, и у него не было возможности накануне причастия провести исповедь.
Соборование и причастие
Многие верующие считают, что елеосвящение автоматически снимает все грехи, поэтому исповедоваться не нужно. Это большое заблуждение. Елеосвящение снимает те грехи, о которых человек забыл или не обратил внимание по своему духовному неведению. Однако елеосвящение не снимет утаённый грех, который человек намеренно не исповедал священнику по какой-либо причине.
Поэтому, если после соборования верующий вспомнил о грехе, то должен его рассказать на исповеди. Не важно, на следующий день после соборования был обнаружен неисповеданный грех или через месяц — необходимо исповедоваться.
Таинство Покаяния — это не просто раскаяние, это перемена ума и образа жизни
Для очищения совести существует Исповедь. Главное должно быть особое настроение души, желание соединиться с Богом.
Здесь должен быть творческий подход, кроме определенных правил и поста, можно почитать Евангелие, акафист Иисусу Христу или что-то из духовной литературы. Это все делается для внутреннего созревания души.
Таинство Исповеди, Святые Отцы называют вторым Крещением, так как в нем душа исцеляется и очищается, становится способной принимать благодатные дары Церкви
Душа и тело должны быть очищены от всякого порока, иначе, по словам Григория Паламы:
«Сие Тело, сущее без греха, не соблаговолит обитать в теле, обременённом грехами.
Потому что, если не допустимо простирать
к Христу руки и молиться тому,
у кого они не чисты от грехов, а также и тому,
кто предварительно не отстранил от себя
всякую ненависть и связанные с этим размышления;
и если мы не имеем дерзновения к Богу».
Григорий Пальма
святой
Почему Причастие без Исповеди грех
Причастие и исповедь являются двумя самостоятельными Таинствами, не связанными друг с другом. Первые христиане ежедневно проводили Евхаристию, пребывая в молитвах. Ими двигала любовь к Учителю, великая нравственность, чистота была нормой того времени.
Проходит довольно короткое время, и Павел в Первом послании Коринфянам сообщает, что Господь открыл апостолу тайну приобщения к Его телу и крови при выполнении определенных условий. Благоговение и страх должны сопровождать христиан, решивших причастится великого Дара, дарующего жизнь или смерть.
Причастие — это Таинство, установленное Спасителем во время Тайной вечери
Да, именно болезни или даже смерть пожинают люди, недостойно принимающие Жертву Христа. Апостол Павел передает предостережения Иисуса, (Кор. 11:23-25) о том, что недостойный подход к Евхаристии может стать причиной болезней и смерти.
Апостол говорит о страхе и благоговении, то есть о рассуждении по поводу своей греховности, нечистоте. Казалось бы, сделал человек богоугодное дело, пошел в церковь, причастился, а болезни не отпускают, порой усугубляются, и больной даже не догадывается, что причина кроется в недостойном принятии Иисусовой плоти и крови.
По словам апостола Павла, недостойное принятие Святых даров является осуждением самого себя. Ниже мы читаем, как апостол сравнивает Церковь с телом Христа, и все христиане — ее тело. Христиане, принимающие участие в Христовой трапезе, должны оставить мирские забавы и греховные пиршества, чтобы случайно не прикоснуться к чаше бесовской.
Интересно! Только Дух Святой движет Церковью, вселяя в сердца христиан любовь и веру, чистоту и свободу, которую мы приобретаем во время Исповеди.
Каждый верующий сам несет ответственность за недостойное принятие Причастия, без раскаяния и Исповеди. Западные церкви давно отменили правило обязательной исповеди перед Евхаристией, исходя из того, что это два отдельных таинства.
Сопричаститься с Телом, в котором нет и никогда не было греха, невозможно для земного, обремененного грехами, тела. Нечистые руки, протянутые к Жертвенным Дарам, не имеют права Их касаться без раскаяния, это большой грех непочтения Христа.
Важно! Исповедь перед Причастием важна в первую очередь для самого грешника, чтобы в духовной чистоте приступить к Жертвенным Дарам Христа.
Исповедоваться перед Причастием было заведено на Руси много веков тому назад, этот закон действует как в обычные дни, так и во время больших христианских праздников, включая Пасху. По словам святых Отцов, исповедь можно отнести ко второму Крещению, после которого душе находит исцеление и очищение, и способна к принятию Благодатных церковных даров.
Причащение святых Христовых Тайн необходимо, чтобы войти в жизнь вечную
Совершив прегрешение, мучимый совестью человек может пойти на исповедь без причастия, чтобы не нести грех в следующий день, который может и не наступить. Допустимо исповедоваться, даже если после этого не планируется причастие.
Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино
О ТАИНСТВЕ ПОКАЯНИЯ (ИСПОВЕДИ)
Литература для прочтения:
1) Возвращение. Покаяние и исповедь. Архимандрит Нектарий (Антопулос).
2) Вопросы об Исповеди.
3) «О постах, Исповеди и приобщении Святых Христовых Таин». Завещание священноисповедника Сергия Правдолюбова.
Вопросы об Исповеди
Что такое Исповедь?
— Исповедь — это великое Таинство примирения Бога и человека, явление любви Бога к человеку. На исповеди верующий в присутствии священника исповедует грехи и через него от Самого Господа Иисуса Христа получает прощение грехов.
Зачем надо исповедоваться?
— Через Исповедь возвращается та чистота души, которая была утрачена из-за грехов. Этим Таинством восстанавливается состояние, полученное в Крещении. Грех — это грязь, а исповедь есть баня, омывающая душу от духовной грязи.
Как подготовиться к первой Исповеди?
— При подготовке к исповеди необходимо испытать свою со-весть, вспомнить грехи, совершенные делом, словом, чувствами и по-мышлением за все время после Крещения. Человек должен все это про-думать и осознать в чем он согрешил против самого себя, против ближ¬них, против Бога и Церкви и раскаяться. Самоосуждение — вот первое и главное, с чем надо приходить на Исповедь. При необходимости можно записать грехи, чтобы не упустить чего-либо во время исповеди.
При подготовке к исповеди полезно почитать книги: «В помощь кающимся» святителя Игнатия Брянчанинова, «Накануне исповеди» священника Григория Дьяченко или «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина), которые помогут осознать и увидеть грехи забытые и неосознаваемые. Но переписывать грехи из книг не надо, исповедь должна быть совершенно личная.
Что должен знать желающий приступить к Исповеди?
— К Исповеди должно приступать предварительно со всеми примирившись. На Исповеди надо говорить только о своих грехах, не оправдывать себя, не осуждать окружающих и просить у Господа про-щения за свои прегрешения. Никогда не надо впадать в уныние от осо-знания тяжести своих грехов, ибо нет грехов не прощаемых, кроме не исповеданных, нераскаянных. Если по каким-либо причинам священник не имеет возможности выслушать подробно, то не надо этим смущаться. Важно осознавать себя виновным перед Богом, иметь в сердце сокруше¬ние и самоукорение. Но если какой-то грех лежит на совести камнем, то надо попросить священника, чтобы он выслушал подробно.
Исповедь -т это не беседа. Если надо посоветоваться со священ¬ником, то следует попросить его уделить для этого другое время
К Исповеди можно приступать в любое время и желательно как можно чаще. Обязательной является Исповедь перед Причастием.
Как побороть стыд на Исповеди?
— Чувство стыда на Исповеди естественно, оно и дано Богом, чтобы удерживать человека от повторения греха. Преодолеть стыд по-может понимание, что Церковь — врачебница, а не судилище. Господь «не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был» (Иез. 33:11). «Жертва Богу дух сокрушенный, сердце сокрушенное и смиренное не унизит Бог» (Пс. 50:19).
На приеме у врача человек не стыдится рассказывать о своих те¬лесных болезнях, так и на Исповеди не надо стыдиться открывать свои душевные недуги священнику. Нет другого способа уврачевать душу.
Покаяние и Исповедь — это одно и то же?
— Покаяние (в переводе с греческого «перемена ума») — это изменение образа жизни через изменение ума и образа мыслей: от осознания неправды — через покаяние — к перемене. Поэтому истинное покаяние есть перерождение, внутренняя перестройка, обновление и возрожде¬ние жизни. Покаяние — это не единичный акт раскаяния, но постоянное, ежедневное делание. Покаяние — это изъявление готовности к духовному труду, к соработничеству с Богом во имя обретения Рая.
Покаяние подразумевает в первую очередь внутреннюю перео¬ценку самого себя, некий критический самоанализ, способность взгля¬нуть на себя со стороны, осудить свои грехи, а себя предать правосудию и милости Божией. Покаяние есть осознание своего греха, неправды собственной жизни, признание того, что в своих делах и помышлениях человек уклонился от нравственной нормы, которую Бог вложил в его природу. Осознание этого — величайшая добродетель и одновременно залог изменения жизни к лучшему.
Святитель Феофан Затворник определяет покаяние четырьмя ве¬щами: 1) осознанием своего греха пред Богом; 2) укорением себя в этом грехе с полным исповедованием своей вины, без перекладывания ответ¬ственности на бесов, других людей или на обстоятельства; 3) решимостью оставить грех, возненавидеть его, не возвращаться к нему, не давать ему места в себе; 4) молитвой к Богу о прощении греха, до умирения духа.
Исповедь есть исповедание своих грехов (устно или иногда письменно) при свидетеле священнике. Это часть Таинства Покаяния, во время которого кающийся человек через чтение священником особой молитвы и осенение знамением Креста получает разрешение (освобож¬дение) от грехов и прощение от Самого Бога.
С какого возраста надо исповедоваться ребенку?
— Обычно дети исповедуются с 7 лет. Но желательно заранее готовить детей к первой исповеди. Начиная с 5-6 лет приводить их к
священнику для доверительной беседы, чтобы у них обретался навык осознания своих проступков.
Когда бывает исповедь — до или после службы?
— В разных храмах исповедь совершается в разное время. Где-то утром вообще не исповедуют, а где-то, наоборот, исповедуют только утром. Где-то только перед богослужением, а где-то и во время и после богослужения и утром и вечером. Узнать о времени исповеди в своем храме можно, спросив непосредственно у сотрудников вашего храма.
В нашем храме можно исповедоваться ежедневно утром и вечером. Но лучше исповедоваться вечером во время вечернего богослужения после 18.30. Утром во время Литургии можно исповедоваться только в крайнем случае. В период летних отпусков и во время Великого поста по будням вечером исповедь может отменяться. Исповедь всегда бывает в субботу во время Всенощного бдения около 18 часов.
Что такое грех, как его уничтожить?
— Грех есть нарушение заповедей Божиих, преступление против Божиего закона, совершенное вольно или невольно. Первоисточником греха является падший мир, человек — проводник греха. Святые отцы различают следующие ступени вовлечения в грех: прилог (греховный помысел, желание); сочетание (принятие этого греховного помысла, за¬держка на нем внимания); пленение (порабощение этим греховным по¬мыслом, согласие с ним); падение в грех (совершение на деле того, что было предложено греховным помыслом).
Борьба с грехом начинается с осознания себя грешником и же-лания противостоять греху и исправиться. Грех уничтожается покаяни¬ем при содействии благодати Святого Духа, которая преподается верующим в Таинствах Церкви.
Какая разница между грехом и страстью?
— Страсть — это дурная привычка, навык, влечение к греховному действию, а грех — это само действие по страсти, удовлетворение ее в по¬мыслах, словах и делах. Можно иметь страсти, но не действовать по ним, не совершать греховного действия. Противостоять своим страстям, бороться с ними — в этом и заключается одна из главных задач в жизни христианина.
Какие грехи называются смертными?
— Существует перечень смертных грехов, тем не менее, можно утверждать, что смертным является любой грех, который полностью поработил волю человека.
«Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество, волшебство, отчаяние, самоубийство, любодеяние, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, кровосмешение, пьянство, святотатство, человекоубийство, грабеж, воровство и всякая жестокая, бесчеловечная обида.
Только один из этих грехов — самоубийство — не подлежит вра-чеванию покаянием, но каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства, доколе она не очистит себя удо-влетворительным покаянием…
Впадший в смертный грех да не впадает в отчаяние! Да прибега¬ет к врачевству покаяния, к которому призывается до последней минуты его жизни Спасителем, возвестившим во Святом Евангелии: «верующий в Меня, аще и умрет, оживет» (Ин. 11:25). Но бедственно пребывать в смертном грехе, бедственно — когда смертный грех обратится в навык!» (свт. Игнатий Брянчанинов).
Неужели все люди грешники?
— «Нет человека праведного на земле, который делал бы до-бро и не грешил бы» (Еккл. 7:20). Человеческая природа повреждена грехопадением первых людей, поэтому люди не могут прожить жизнь без греха. Один Бог без греха. Все люди много грешат перед Богом. Но одни осознают себя грешниками и каются, а другие не видят за собой грехов. Апостол Иоанн Богослов пишет: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:8-9).
Осуждение, тщеславие, самооправдание, пустословие, неприязнь, насмешки, неуступчивость, лень, раздражительность, гнев — постоянные спутники человеческой жизни. На совести многих лежат и более тяжкие грехи: детоубийства (аборты), супружеские измены, обащение к колдунам и экстрасенсам, зависть, воровство, вражда, месть и многое другое»;
Почему грех Адама и Евы называется первородным?
— Грех называется первородным потому, что его совершили первые люди (прародители) — Адам (праотец) и Ева (праматерь) — от которых произошел первый человеческий род. Первородный грех явился началом для всех последующих людских грехов.
Почему все многочисленные потомки Адама и Евы должны нести ответственность за их грехопадение?
— Грехопадение первых людей повредило их духовную и теле¬сную природу. Все люди как потомки Адама и Евы имеют ту же повреж¬денную природу, легко склоняемую к греху.
В святоотеческом понимании грех — болезнь души. А в литурги¬ческой практике Православной Церкви такое понимание греха выраже¬но в многочисленных молитвах.
При таком определении греха легко понять, почему потомки страдают из-за грехопадения прародителей. Сегодня всем известно, что целый ряд серьезных заболеваний передаются по наследству. Никого не удивляет, что дети алкоголиков, например, могут иметь наследственную предрасположенность к алкоголизму, не говоря уже о целом букете со¬путствующих заболеваний. И если грех — это болезнь, он вполне может передаваться по наследству.
В Таинстве Крещения человеческая душа освобождается от первородного греха, так как Господь наш Иисус Христос Своей смер-тью на Кресте искупил грех Адама.
Что необходимо для прощения грехов?
— Для прощения грехов от исповедующегося требуется прими¬рение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и полное их исповедание, твердое намерение исправиться, вера в Господа Иисуса Христа и нацежда на Его милосердие.
Все ли грехи Бог прощает?
— Нет греха непрощаемого, кроме того, в котором не каются. Милосердие Божие столь велико, что разбойник, покаявшись, первым вошел в Царствие Божие. Сколько бы грехов ни было и как бы велики они ни были, у Бога милосердия еще больше, потому что как Сам Он бесконечен, так и милость Его бесконечна.
Как узнать, прощен ли грех?
— Если священник прочитал разрешительную молитву, то грех про¬щен. Но грехи имеют свойство оставлять после себя некое подобие шрамов. Иногда грех продолжает мучить нас, или всплывает в наших воспоминаниях. Иногда он становиться снова привлекательным для нас, и мы снова впадаем в этот грех. В последних случаях наше покаяние оказалось неполным, так как грех так и не был полностью изгнан из нашей жизни. Поэтому нужно снова идти на исповедь и каяться в нем.
Надо ли несколько раз исповедовать один и тот же
грех?
— Если он вновь совершен, то надо повторно в нем исповедоваться. Если этот грех больше не повторялся, то о нем уже не надо говорить.
Можно ли на исповеди говорить не все грехи?
— Перед совершением Таинства Покаяния священник читает молитву следующего содержания: «Чадо, Христос невидимо стоит, при¬нимая исповедь твою. Не стыдись, не бойся и не скрывай что-либо от меня, но скажи все, чем согрешил, не смущаясь, и примешь оставление грехов от Господа нашего Иисуса Христа. Вот и икона Его перед нами: я же только свидетель, и все, что скажешь мне, засвидетельствую пред Ним. Если же скроешь что-нибудь от меня, грех твой усугубится. Пойми же, что раз уж ты пришел в лечебницу, так не уйди же из нее неисце- ленным!»
Если кто скрывает на Исповеди свои грехи из-за ложного сты-да, или из-за гордости, или по маловерию, или просто по непониманию всей важности покаяния, то выходит от Исповеди не только не очищен¬ным от грехов, но еще более обремененным ими. Жизнь земная кратков¬ременна и человек может перейти в вечность, так и не успев полностью исповедоваться.
Исповеданный грех как бы становится вне души, выходит из нее — подобно тому, как вынутая из тела заноза становится вне тела и перестает ему вредить.
Полезно ли часто исповедоваться?
— Через частое исповедание грех теряет свою силу. Частая Ис¬поведь отвращает от греха, предохраняет от зла, утверждает в добре, поддерживает бдительность, удерживает от повторения грехов. А не ис¬поведанные согрешения становятся привычными и перестают тяготить совесть.Но относиться нужно с благоговением к таинству Покаяния, не превращать его в мелкую привычку и путать с ежедневным откровением помыслов в монастырях.
Обязательно ли каяться перед священником? Имеет ли значение, перед каким?
— Таинство Покаяния совершается в присутствии священника. Это необходимое условие. Но священник — только свидетель, а истин¬ным Тайносовершителем является Господь Бог. Священник — молитвенник, ходатай перед Господом и свидетель того, что богоустановленное Таинство Исповеди происходит законным образом.
Несложно перечислить свои грехи наедине с самим собой перед Всезнающим и Невидимым Богом. А вот открытие их в присутствии священника, требует немалого усилия по преодолению стыда, гордыни, признанию своей греховности, и это приводит к несравненно более глубокому и серьезному результату. В этом и состоит моральный аспект Исповеди.
Для действительно страдающего от язвы греха человека без-различно, через кого он исповедует этот томящий его грех — лишь бы как можно скорее исповедать его и получить облегчение. Самое важное в Исповеди — не личность принимающего ее священника, а состояние души кающегося, его искреннее покаяние, приводящее к осознанию греха, к сердечному сокрушению и отторжению содеянного проступка.
Может ли священник рассказать кому-либо содержание Исповеди?
— Церковь обязывает священников хранить тайну Исповеди. За нарушение этого правила, священнослужитель может быть лишен сана.
Нужен ли пост перед Исповедью?
— При подготовке к Исповеди по церковному Уставу не требуется поста и специального молитвенного правила, необходимы вера и осознание своих грехов, желание от них освободиться.
Пост необходим, если после Исповеди есть намерение причаститься. О мере поста перед Причастием надо заранее посоветоваться со священником.
Надо ли исповедоваться утром перед Причастием, если исповедовались накануне?
— Если вспомнили забытый тяжкий грех, то хорошо бы еще раз исповедоваться, прежде чем приступить к Причащению.
Если между Исповедью и Причащением согрешили словом или делом, например, поссорились с кем — нибудь или случилось осквернение во сне, то нужно исповедоваться. Но если у вас были только помыслы или иные менее тяжкие грехи, то утром исповедоваться не нужно, при условии вашего внутреннего раскаяния и намерения примириться со всеми.
Утром перед Причащением не стоит занимать время священника своей Исповедью. Дайте возможность исповедоваться тем, кто не смог прийти на Исповедь накануне — немощным и родителям с маленькими детьми.
Как быть, если после Исповеди, прямо перед Причащением вспомнился грех, а исповедоваться уже нет возможности? Надо ли отложить Причастие?
— Об этом грехе следует сказать на Исповеди в ближайшее время.
Откладывать Причастие не надо, а с покаянным чувством и сознанием своего недостоинства подойти к Чаше.
Обязательно ли после исповеди причащаться? Можно исповедоваться и уйти?
— Причащаться после исповеди необязательно. Можно иногда приходить в храм только для исповеди. Но для тех, кто хочет причаститься, нужно исповедоваться, лучше накануне, либо даже за несколько дней до Причащения.
Что делать больным людям, которые не могут прийти в церковь на Исповедь и Причастие?
— Их родственники могут прийти в храм и попросить священника об Исповеди и Причастии больного на дому.
Что такое епитимия?
— Епитимия (в переводе с греческого «наказание») — это духовное лекарство, средство помощи в борьбе с грехом, способ врачевания кающегося грешника, заключающийся в исполнении им дел благочестия, определенных его духовником. Это может быть совершение по¬клонов, чтение молитв, канонов или акафистов, усиленный пост, паломничество к святому месту — в зависимости от сил и возможностей кающегося. Епитимию надо выполнять неукоснительно, и отменить ее может только тот священник, который ее наложил.