Юлия Вознесенская: орудия нашего служения – слово и сердце


Богослов.Ru
URL[bogoslov.ru/ bogoslov.ru]
Коммерческий нет
Тип сайта Интернет-портал
Регистрация необязательна
Язык(-и) русский, греческий, немецкий, испанский, английский
Посещаемость 75.6 тыс. посетителей/месяц ([rating.openstat.ru/site/1084969/ статистика Openstat])
Расположение сервера Россия Россия, Москва
Владелец Московская духовная академия
Автор протоиерей Павел Великанов
Начало работы 29 апреля 2002[1]
Текущий статус Работает и развивается

К:Сайты, появившиеся в 2002 годуК:Википедия:Статьи без изображений (тип: не указан)
Богослов.Ru

— православный информационный интернет-портал. Создан по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Главный редактор сайта — протоиерей Павел Великанов, проректор по богословской работе (с 2010 года) МДАиС. На сайте все представленные материалы разделены на несколько блоков: библиографический, новостной, справочный и исследовательско-дискуссионный блоки. Существуют английская, немецкая, испанская и греческая версии портала. В 2010 году портал Богослов.ру стал официальным информационным партнёром Межсоборного присутствия РПЦ[2]. В сентябре 2011 года получил официальную государственную регистрация как СМИ[3].

История

Первоначально возник в 2001 году как образовательный портал Учебного комитета Русской православной церкви и получил название «Богослов.Ру».

Журналистка Ксения Лученко в декабре 2003 года так характеризовала сайт[4]:

Один из лучших православных сайтов — «Образовательный портал Учебного комитета» (www.bogoslov.ru). <�…> Сайт Учебного комитета открылся год назад, но его наполнение идет медленно. <�…> Уже сейчас он обладает уникальным контентом: здесь регулярно публикуются статьи лучших современных богословов, церковных историков, преподавателей и аспирантов духовных ВУЗов. На портале открыты несколько тематических страниц: «Церковь и молодёжь», «Православие на Северном Кавказе», «Тюремное служение». Можно зарегистрировать бесплатный почтовый ящик в домене bogoslov.ru и быть уверенным, что в письма не попадет реклама виски и ночных клубов.

В 2005 году портал ненадолго прекращал свою работу.

В апреле 2007 года Учебным комитетом совместно с Московской духовной академией была учреждена автономная некоммерческая организация «Центр информационных технологий» (ЦИТ). Первый проект ЦИТа — это новая версия портала Богослов. Ru.

В 2008 году состоялась презентация немецкой версии портала. Она прошла в рамках празднования Академического дня (Dies Academicus) Фрибургского университета в Швейцарии[5].

В 2009 году портал Богослов.Ру организовал отдельный проект для освещения работы Архиерейского и Поместного Соборов Русской церкви. По заявлению главного редактора портала протоиерея Павла Великанова, задачей этого проекта является: «заполнение информационного пространства качественными научными материалами, которые позволяют посмотреть на предстоящий собор в контексте церковной истории, канонического права, литургики, богословия, а также сопоставить современную ситуацию с имеющимся историческим опытом как Русской, так и других Поместных Православных Церквей»[6]. В конце 2009 года была запущена испанская версия портала.

Портал совместно с «Радио России» ВГТРК ведёт проект «Мир. Человек. Слово», интерес к которому проявил председатель Государственной Думы РФ Борис Грызлов во время своего посещения МДА 6 марта 2009 года[7].

Первые шаги на пути христианского делания

Родился в юго-западной области Каппадокии, в Арианзе (недалеко от города Назианза), приблизительно около 330 года.

Происходил он в прямом смысле этого слова из семьи святых: отец — Григорий, епископ Назианзский, мать Нонна, брат Кесарий и сестра Горгония — все они после своей кончины были канонизированы.

Его родной отец, Григорий старший, в свое время он принадлежал к сторонникам культа, поклонявшихся Богу как Высочайшему, но при этом исповедовавших веру, состоящую из смеси положений христианства, иудейства и персидских учений. Ко Христу он обратился по молитвам супруги, Нонны, глубоко верующей, ревностной христианки. Под её благотворным влиянием он принял Крещение. Вскоре его посвятили во священника, а впоследствии возвели на епископскую кафедру в Назианзе.

Ещё до появления на свет Григория младшего, будущего святителя Григория Богослова, Нонна усердно молилась Богу о даровании ей сына и обязалась, что в случае, если её молитва будет исполнена, она посвятит дитя Богу. Сын был дарован, обещание исполнено.

С детских лет Григорий младший воспитывался в любви к Богу и ближним. Первоначальное образование, в том числе в области основ Православного вероучения, он приобрёл в родительском доме. Благодаря влиянию матери он ещё с юности определился, что будет вести безбрачную, богоугодную жизнь.

По мере взросления, он проходил обучение в лучших для той поры школах: в Кесарии Каппадокийской, в Кесарии Палестинской, в Александрии, в Афинах. Обучение обходилось недешево, но материальное состояние родителей это позволяло.

В Кесарии Каппадокийской Григорий познакомился с будущим вселенским учителем, святителем Василием Великим. Затем их знакомство продолжилось во время учёбы в Афинах и переросло в крепкую дружбу.

Возвратившись из Афин (приблизительно в 358 году), Григорий принял Крещение, после чего предался аскетической жизни: проводил жизнь в постах, молитве, богомыслии и созерцании. В этот период он посещал Понт, ища встреч и совместных подвигов со своим другом и единомышленником Василием. Одним из плодов их творческого сотрудничества стало произведение «Филокалия», включавшее мысли и выдержки из сочинений знаменитого церковного учителя Оригена.

Около 360 года Григорий старший, отец Григория Богослова, не вполне понимая тонкости распространившегося к тому времени арианского лжеучения, подписал арианский символ, чем вызвал негодование православных, представителей его паствы. Многие готовы были отойти от своего епископа. В тот момент Григорий младший сумел разъяснить отцу его ошибку и показать несоответствие подписанного Символа Никейскому. В результате Григорий старший признал заблуждение публично и порядок среди его паствы был восстановлен.

Структура портала

На сайте все представленные материалы разделены на несколько крупных блоков:

  • библиографический,
  • новостной,
  • справочный и
  • исследовательско-дискуссионный.

Библиографический блок является основным информационным ядром портала. В нём представлены отечественные книжные новинки, а также переводы на русский язык аннотаций, обзоров и рецензий только что вышедших в свет новых изданий крупнейших издательских домов Европы и Америки. В разделе «Диссертации и дипломные работы» помещена роспись квалификационных работ центральных духовных учебных заведений — Московской, Санкт-Петербургской и Минской духовных академий и семинарий с середины ХХ века по настоящее время. Это более 2500 описаний. Часть работ сопровождается полноценным текстом, который был предоставлен авторами данных исследований, а также рецензиями и авторефератами.

На сайте также представлено более 50 наименований периодических научных изданий Российской академии наук, а также значительная часть церковной периодики. Главным образом статьи представлены в виде библиографических описаний; наличие полного текста отмечено пиктограммой дискеты или текстового файла. Сюда также относятся и статьи журнала «Богословский вестник» с 1892 по 2006 года, представленные целиком на портале в формате DjVu (раздел Библиотека), всего более 4500 статей.

В электронной библиотеке кроме «Богословского вестника» размещены книги, представленные в форматах PDF либо DjVu. Часть книг распознана с обязательным сохранением оригинальной пагинации и полного соответствия печатному оригиналу.

В разделе «Персоналии» размещены краткие биографии учёных, чьи труды представлены на портале, а также библиографические списки их публикаций. Это более 500 биографий из 3000 персоналий.

Раздел «Организации» включает в себя краткое описание основных учебных и религиозных заведений, издательств и библиотек, специализирующихся в области богословия. На портале сейчас описано около 180 организаций.

Словарь, размещённый на портале, задуман как краткий справочник ключевых церковных и богословских понятий.

Новостной блок представлен в виде ежедневно обновляемой ленты новостей и анонсов событий. Редакция старается актуализировать те новости, которые оказываются вне поля зрения отечественных СМИ в силу своей специфичности: на портале обычно ежедневно размещаются эксклюзивные для Рунета новости. Раздел анонсов оповещает о предстоящих конференциях, встречах, симпозиумах и других значимых событиях.

Исследовательский блок материалов состоит из различных видов публикаций: это и исследовательские, и аналитические, и апробационные статьи, публикуемые соискателями ученых степеней. Представлены также обзоры книг и библиографические справки по конкретным темам богословия. Формат премодерированных комментариев к публикациям позволяет проводить дискуссию по теме.

Все материалы, представленные на портале, имеют сквозную рубрикацию. На портале работают RSS-каналы, которые позволяют подписаться на обновления любого раздела, включая тематические. В настоящее время готовится к запуску мультимедийный раздел.

Статистика сайта

По статистике Рамблера[8], портал Богослов.Ru входит в 30 самых читаемых религиозных ресурсов Рунета. По статистике каталога Яндекса[9], портал занимает 50 место (на 11.09.2013) среди наиболее цитируемых ресурсов раздела «Общество». 19 октября 2010 года Центр Беркмана по изучению интернета и общества при Гарвардском университете (США) назвал портал Богослов.Ру одним из наиболее цитируемых сайтов православного Рунета, вместе с порталом Православие и мир и официальным сайтом Московского патриархата Патриархия.Ру[10].

Борьба с ересью. Литературная деятельность

После смерти Валента, покровительствовавшего арианским «священнослужителям», на царский трон взошёл Феодосий, который поддерживал православных.

В 379 году верующие граждане Константинополя обратились к святителю Григорию с призывом о помощи. Внявший советам друзей и чувству пастырского долга, он оставил уединение и поспешил в столицу.

Увиденное там привело его в состояние праведного негодования: храмы были захвачены арианами, внутри православных отсутствовало единство, нравы жителей отличались распущенностью и развращенностью. Святитель Григорий вынужден был искать себе более или менее безопасное пристанище и обрёл его в частном доме.

Ревность о Господе, преданность Православию, трезвомыслие, образованность и, конечно же, красноречие Григория Богослова не могли не вызвать надлежащего отклика в сердцах горожан. Под действием его увещеваний и проповедей люди преображались. Многие пламенели желанием увидеть и послушать ревностного защитника веры. Очень быстро слава святителя достигла такого размаха, что стала привлекать в Константинополь даже и жителей отдаленных селений.

Всё это вкупе возбуждало у последователей Ария недружелюбные, агресивные чувства. Еретики были готовы не только интриговать против святителя, но даже и покушались на его жизнь.

Прибывший в 380 году в Константинополь государь, Феодосий, прибегнул к возможностям своей, царской, власти и передал захваченные еретиками храмы в руки Православных. Святитель Григорий, понимая необходимость личного присутствия, согласился остаться в столице, пока не соберется намеченный Собор.

Примечания

  1. [website.informer.com/bogoslov.ru Портал Богослов.Ru]
  2. [www.bogoslov.ru/text/1304047.html Официальный информационный партнёр Межсоборного присутствия портал «Богослов.Ru» предоставляет возможность комментирования итоговых документов, предлагаемых к обсуждению церковной общественностью согласно решению Президиума Межсоборного Присутствия]. Проверено 30 марта 2013. [www.webcitation.org/6FeHQeAg4 Архивировано из первоисточника 5 апреля 2013].
  3. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-46659 от 22.09.2011 г. [www.bogoslov.ru/]
  4. [rusk.ru/st.php?idar=1001056 Русская линия / Библиотека периодической печати / Интернет по-православному]
  5. [www.patriarchia.ru/db/text/489027.html Презентация немецкой версии портала «Богослов. Ru» прошла в Швейцарии]
  6. [www.patriarchia.ru/db/text/527261.html Открыт специальный проект портала Богослов.ru по научно-информационному сопровождению Соборов]
  7. [www.patriarchia.ru/db/text/575539.html Председатель Государственной Думы РФ Борис Грызлов посетил Центр информационных технологий МДА]
  8. [top100.rambler.ru/top100/Religion/rate3.0.shtml.ru Rambler: Религия]
  9. [yaca.yandex.ru/yca/ungrp/cat/Society/ Яндекс. Каталог: Общество]
  10. [www.pravmir.ru/portal-pra/ Портал «Православие и мир» признан в Гарварде одним из самых цитируемых сайтов православного рунета] // Православие и мир, 29 октября, 2010.
  11. См. www.bogoslov.ru/radio // Богослов.Ру

Последний период земной жизни

Некоторое время спустя Григорий Богослов прибыл в Назианз, возглавил там местную паству и руководил ею вплоть до момента, когда на кафедру Назианза взошёл епископ Евлавий. Произошло это в 383 году.

После сего святитель переселился на малую родину, в Арианз, где предался молитвенному созерцанию и писательской деятельности.

В 389 году он мирно почил о Господе.

За святость и праведность жизни, яркое, безукоризненное изложение в своих сочинениях учения о Пресвятой Троице и Лице Господа Иисуса Христа Вселенская Православная Церковь почтила его исключительным по значению именем — Богослов. С этим именем в Историю Церкви вошли всего три святых; помимо свт. Григория — апостол Иоанн Богослов и Симеон Новый Богослов.

Святитель Григорий Богослов оставил после себя богатое литературное наследие, состоящее из 245 писем, 507 стихотворений (написанных подчас в подражании Гомеру в формах гекзаметров, пентаметров, триметров) и 45 «Слов».

Ссылки

  • Газеты Вера-Эском · Десятина · Крестовский мост · Радонеж · Мир всем · Победа, победившая мир · Православная Москва · Православное слово · Русский вестник · Русь Державная · Сибирская православная газета · Церковный вестник²
    Журналы Aamun Koitto[fi] · Orthodox England · Orthodox Europe · Orthodox Holiness · Orthodox Life · Ortodox tidning · Stimme der Orthodoxie¹ · Церковная правда¹ · Альфа и Омега · Американский православный вестник¹ · Андреевский вестник · Благодатный Огонь² · Богословский вестник · Братское слово¹ · Вестник Воскресения · Вестник церковной истории · Вера и Разум · Виноград · Вода живая · Встреча · Глагол¹ · Журнал Московской Патриархии · Иркутский Кремль · Истина¹ · К свету¹ · Мгарский колокол¹ · Миссионерское обозрение · Монастырский вестник · Наследник · Нескучный сад¹ · Новый ковчег · Ныне и присно · Обретение · Отрок.ua · Переправа · Православная Русь · Православний вісник · Православный Міръ · Православный собеседник · Русский Дом · Русский паломник¹ · Русский пастырь² · Светильник¹ · Северный благовест · Сибирские истоки · Славянка · Собрание · София · Сретение · Ступени · Труды Киевской духовной академии · Фома · Церковь и время · Церковь и медицина · Якутские епархиальные ведомости
    Радиостанции Ancient Faith Radio[en] · Благо · Радио Вера · Голос Православия · Град Петров · Логос · Православное радио Санкт-Петербурга · Радонеж
    Телеканалы Глас · Покров · Радость моя · Союз · Спас · Царьград ТВ
    Сайты Богослов.Ру · Портал «Слово» · Православие и мир · Православие.фм · Православие.Ru · Русский Афон · Татьянин день²
    ¹ Ныне не выпускаются; ² Выпуск бумажной версии прекращён, поддерживается сайт

Отрывок, характеризующий Богослов.Ру

Соня кивнула головой. Графиня обняла Соню и заплакала. «Пути господни неисповедимы!» – думала она, чувствуя, что во всем, что делалось теперь, начинала выступать скрывавшаяся прежде от взгляда людей всемогущая рука. – Ну, мама, все готово. О чем вы?.. – спросила с оживленным лицом Наташа, вбегая в комнату. – Ни о чем, – сказала графиня. – Готово, так поедем. – И графиня нагнулась к своему ридикюлю, чтобы скрыть расстроенное лицо. Соня обняла Наташу и поцеловала ее. Наташа вопросительно взглянула на нее. – Что ты? Что такое случилось? – Ничего… Нет… – Очень дурное для меня?.. Что такое? – спрашивала чуткая Наташа. Соня вздохнула и ничего не ответила. Граф, Петя, m me Schoss, Мавра Кузминишна, Васильич вошли в гостиную, и, затворив двери, все сели и молча, не глядя друг на друга, посидели несколько секунд. Граф первый встал и, громко вздохнув, стал креститься на образ. Все сделали то же. Потом граф стал обнимать Мавру Кузминишну и Васильича, которые оставались в Москве, и, в то время как они ловили его руку и целовали его в плечо, слегка трепал их по спине, приговаривая что то неясное, ласково успокоительное. Графиня ушла в образную, и Соня нашла ее там на коленях перед разрозненно по стене остававшимися образами. (Самые дорогие по семейным преданиям образа везлись с собою.) На крыльце и на дворе уезжавшие люди с кинжалами и саблями, которыми их вооружил Петя, с заправленными панталонами в сапоги и туго перепоясанные ремнями и кушаками, прощались с теми, которые оставались. Как и всегда при отъездах, многое было забыто и не так уложено, и довольно долго два гайдука стояли с обеих сторон отворенной дверцы и ступенек кареты, готовясь подсадить графиню, в то время как бегали девушки с подушками, узелками из дому в кареты, и коляску, и бричку, и обратно. – Век свой все перезабудут! – говорила графиня. – Ведь ты знаешь, что я не могу так сидеть. – И Дуняша, стиснув зубы и не отвечая, с выражением упрека на лице, бросилась в карету переделывать сиденье. – Ах, народ этот! – говорил граф, покачивая головой. Старый кучер Ефим, с которым одним только решалась ездить графиня, сидя высоко на своих козлах, даже не оглядывался на то, что делалось позади его. Он тридцатилетним опытом знал, что не скоро еще ему скажут «с богом!» и что когда скажут, то еще два раза остановят его и пошлют за забытыми вещами, и уже после этого еще раз остановят, и графиня сама высунется к нему в окно и попросит его Христом богом ехать осторожнее на спусках. Он знал это и потому терпеливее своих лошадей (в особенности левого рыжего – Сокола, который бил ногой и, пережевывая, перебирал удила) ожидал того, что будет. Наконец все уселись; ступеньки собрались и закинулись в карету, дверка захлопнулась, послали за шкатулкой, графиня высунулась и сказала, что должно. Тогда Ефим медленно снял шляпу с своей головы и стал креститься. Форейтор и все люди сделали то же. – С богом! – сказал Ефим, надев шляпу. – Вытягивай! – Форейтор тронул. Правый дышловой влег в хомут, хрустнули высокие рессоры, и качнулся кузов. Лакей на ходу вскочил на козлы. Встряхнуло карету при выезде со двора на тряскую мостовую, так же встряхнуло другие экипажи, и поезд тронулся вверх по улице. В каретах, коляске и бричке все крестились на церковь, которая была напротив. Остававшиеся в Москве люди шли по обоим бокам экипажей, провожая их. Наташа редко испытывала столь радостное чувство, как то, которое она испытывала теперь, сидя в карете подле графини и глядя на медленно подвигавшиеся мимо нее стены оставляемой, встревоженной Москвы. Она изредка высовывалась в окно кареты и глядела назад и вперед на длинный поезд раненых, предшествующий им. Почти впереди всех виднелся ей закрытый верх коляски князя Андрея. Она не знала, кто был в ней, и всякий раз, соображая область своего обоза, отыскивала глазами эту коляску. Она знала, что она была впереди всех. В Кудрине, из Никитской, от Пресни, от Подновинского съехалось несколько таких же поездов, как был поезд Ростовых, и по Садовой уже в два ряда ехали экипажи и подводы. Объезжая Сухареву башню, Наташа, любопытно и быстро осматривавшая народ, едущий и идущий, вдруг радостно и удивленно вскрикнула: – Батюшки! Мама, Соня, посмотрите, это он! – Кто? Кто? – Смотрите, ей богу, Безухов! – говорила Наташа, высовываясь в окно кареты и глядя на высокого толстого человека в кучерском кафтане, очевидно, наряженного барина по походке и осанке, который рядом с желтым безбородым старичком в фризовой шинели подошел под арку Сухаревой башни. – Ей богу, Безухов, в кафтане, с каким то старым мальчиком! Ей богу, – говорила Наташа, – смотрите, смотрите! – Да нет, это не он. Можно ли, такие глупости. – Мама, – кричала Наташа, – я вам голову дам на отсечение, что это он! Я вас уверяю. Постой, постой! – кричала она кучеру; но кучер не мог остановиться, потому что из Мещанской выехали еще подводы и экипажи, и на Ростовых кричали, чтоб они трогались и не задерживали других. Действительно, хотя уже гораздо дальше, чем прежде, все Ростовы увидали Пьера или человека, необыкновенно похожего на Пьера, в кучерском кафтане, шедшего по улице с нагнутой головой и серьезным лицом, подле маленького безбородого старичка, имевшего вид лакея. Старичок этот заметил высунувшееся на него лицо из кареты и, почтительно дотронувшись до локтя Пьера, что то сказал ему, указывая на карету. Пьер долго не мог понять того, что он говорил; так он, видимо, погружен был в свои мысли. Наконец, когда он понял его, посмотрел по указанию и, узнав Наташу, в ту же секунду отдаваясь первому впечатлению, быстро направился к карете. Но, пройдя шагов десять, он, видимо, вспомнив что то, остановился. Высунувшееся из кареты лицо Наташи сияло насмешливою ласкою. – Петр Кирилыч, идите же! Ведь мы узнали! Это удивительно! – кричала она, протягивая ему руку. – Как это вы? Зачем вы так? Пьер взял протянутую руку и на ходу (так как карета. продолжала двигаться) неловко поцеловал ее. – Что с вами, граф? – спросила удивленным и соболезнующим голосом графиня. – Что? Что? Зачем? Не спрашивайте у меня, – сказал Пьер и оглянулся на Наташу, сияющий, радостный взгляд которой (он чувствовал это, не глядя на нее) обдавал его своей прелестью. – Что же вы, или в Москве остаетесь? – Пьер помолчал. – В Москве? – сказал он вопросительно. – Да, в Москве. Прощайте. – Ах, желала бы я быть мужчиной, я бы непременно осталась с вами. Ах, как это хорошо! – сказала Наташа. – Мама, позвольте, я останусь. – Пьер рассеянно посмотрел на Наташу и что то хотел сказать, но графиня перебила его: – Вы были на сражении, мы слышали? – Да, я был, – отвечал Пьер. – Завтра будет опять сражение… – начал было он, но Наташа перебила его: – Да что же с вами, граф? Вы на себя не похожи… – Ах, не спрашивайте, не спрашивайте меня, я ничего сам не знаю. Завтра… Да нет! Прощайте, прощайте, – проговорил он, – ужасное время! – И, отстав от кареты, он отошел на тротуар. Наташа долго еще высовывалась из окна, сияя на него ласковой и немного насмешливой, радостной улыбкой. Пьер, со времени исчезновения своего из дома, ужа второй день жил на пустой квартире покойного Баздеева. Вот как это случилось. Проснувшись на другой день после своего возвращения в Москву и свидания с графом Растопчиным, Пьер долго не мог понять того, где он находился и чего от него хотели. Когда ему, между именами прочих лиц, дожидавшихся его в приемной, доложили, что его дожидается еще француз, привезший письмо от графини Елены Васильевны, на него нашло вдруг то чувство спутанности и безнадежности, которому он способен был поддаваться. Ему вдруг представилось, что все теперь кончено, все смешалось, все разрушилось, что нет ни правого, ни виноватого, что впереди ничего не будет и что выхода из этого положения нет никакого. Он, неестественно улыбаясь и что то бормоча, то садился на диван в беспомощной позе, то вставал, подходил к двери и заглядывал в щелку в приемную, то, махая руками, возвращался назад я брался за книгу. Дворецкий в другой раз пришел доложить Пьеру, что француз, привезший от графини письмо, очень желает видеть его хоть на минутку и что приходили от вдовы И. А. Баздеева просить принять книги, так как сама г жа Баздеева уехала в деревню. – Ах, да, сейчас, подожди… Или нет… да нет, поди скажи, что сейчас приду, – сказал Пьер дворецкому. Но как только вышел дворецкий, Пьер взял шляпу, лежавшую на столе, и вышел в заднюю дверь из кабинета. В коридоре никого не было. Пьер прошел во всю длину коридора до лестницы и, морщась и растирая лоб обеими руками, спустился до первой площадки. Швейцар стоял у парадной двери. С площадки, на которую спустился Пьер, другая лестница вела к заднему ходу. Пьер пошел по ней и вышел во двор. Никто не видал его. Но на улице, как только он вышел в ворота, кучера, стоявшие с экипажами, и дворник увидали барина и сняли перед ним шапки. Почувствовав на себя устремленные взгляды, Пьер поступил как страус, который прячет голову в куст, с тем чтобы его не видали; он опустил голову и, прибавив шагу, пошел по улице. Из всех дел, предстоявших Пьеру в это утро, дело разборки книг и бумаг Иосифа Алексеевича показалось ему самым нужным. Он взял первого попавшегося ему извозчика и велел ему ехать на Патриаршие пруды, где был дом вдовы Баздеева. Беспрестанно оглядываясь на со всех сторон двигавшиеся обозы выезжавших из Москвы и оправляясь своим тучным телом, чтобы не соскользнуть с дребезжащих старых дрожек, Пьер, испытывая радостное чувство, подобное тому, которое испытывает мальчик, убежавший из школы, разговорился с извозчиком. Извозчик рассказал ему, что нынешний день разбирают в Кремле оружие, и что на завтрашний народ выгоняют весь за Трехгорную заставу, и что там будет большое сражение. Приехав на Патриаршие пруды, Пьер отыскал дом Баздеева, в котором он давно не бывал. Он подошел к калитке. Герасим, тот самый желтый безбородый старичок, которого Пьер видел пять лет тому назад в Торжке с Иосифом Алексеевичем, вышел на его стук.

Священническое и епископское служение

В 361 году, в день торжественного празднования Рождества Спасителя, Григория, вопреки его возражениям, рукоположили во священника. По смирению он был против этого посвящения, но опять же, по смирению не решился противиться воле архиерея, отца. Опечалившись таким поворотом событий, Григорий отправился в Понт, к Василию. Тот сумел подобрать нужные слова утешения и ободрил давнего друга.

К Пасхе 362 года отец Григорий возвратился в Назианз и приступил к деятельному исполнению пастырского долга. С того времени он находился при вверенной ему пастве и по мере возможностей помогал родному отцу, Григорию старшему, в его архиерейском служении.

Когда в 370 году Василия Великого возвели в архиепископа Кесарийского, тот, в целях лучшего управления своей паствой и борьбы с арианством, стал открывать новые кафедры. В этот период он нуждался в ревностных, религиозно-образованных пастырях.

Следуя своему замыслу святитель Василий поставил своего друга, Григория, епископом в Сасим. Шёл 372 год. Григорий Богослов хотя и понимал, в чём состояла важность этого шага с позиции Василия Великого, и согласился, однако, как и в случае с рукоположением во священника, подчинился этому выбору с неохотой, а затем удалился в безлюдное, пустынное место, где предался созерцательной молитве.

Через какое-то время Григорий старший уговорил своего сына прибыть в Назианз. Тот вернулся, но с условием, что не будет преемником по кафедре отцу.

В 374 году умер отец Григория Богослова, а вскоре и мать. Придя в храм, где служил и её супруг, и её любящий сын, и приблизившись к жертвеннику, она внезапно почувствовала приближение смерти, произнесла молитву и предала душу Богу. Всё это, конечно же, отразилось на внутреннем состоянии Григория. Какое-то время он продолжал дело отца, но вскоре заболел, да так тяжело, что некоторые даже и не надеялись на его выздоровление.

В 375 году, оправившись от недуга, желая предаться уединённому жительству, он удалился в Селевкию Исаврийскую. Здесь он жил так, словно бы сам себя заточил. Страшное огорчение принесла ему весть о смерти Василия Великого (379 г.).

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]