Ирод Антипа
Тетрарх Галилеи и Переи
4 год до н. э.—39 год
Предшественник | Ирод I Великий |
Преемник | Ирод Агриппа I |
Дата рождения | До 20 года до н. э. |
Дата смерти | После 39 года |
Место смерти | Gaul |
Род | Иродиады |
Отец | Ирод I Великий |
Мать | Малтака |
Супруга | 1. Дочь Ареты IV, царя Набатеи 2. Иродиада |
Ирод Антипа
на Викискладе
Иисус перед Иродом Антопой Владения Ирода Антипы (фиолетовый цвет)
Ирод Антипа
(
Ирод Антипас
, англ. Herod Antipas, Herod Antipater, греч.
Ἡρῴδης Ἀντίπατρος
, ивр. הורדוס אנטיפס) — правитель Галилеи и Переи с 4 г. до н. э. по 39 год[1].
[править] Биография
Ирод Антипа родился в 20 г. до н. э. Его отец — иудейский царь Ирод I Великий (седьмой сын), мать — Малтака, родом самаритянка.
Как и большинство других членов семьи Ирода Великого, Ирод Антипа воспитывался в Риме, находясь в тесном общении с императорским двором. Жизнь молодого человека была типичной для патриция того времени, и Антипа не отличался глубокими нравственными устоями.
Из двух греческих надписей — одной косской, другой делосской становится известно, что Ирод Антипа много путешествовал[2]; хотя, впрочем, невозможно установить, к какому периоду жизни относятся эти поездки.
Когда был раскрыт заговор Антипатра против жизни отца, Ирод Великий назначил Антипу своим преемником на иудейском престоле. Но, умирая, Ирод распорядился разделить Иудею на несколько областей и в своём завещании в 4 г. до н. э. оставил Антипе только тетрархию галилейскую и перейскую, дававшую ежегодный доход в 200 талантов, тогда как титул «царя Иудейского» получил Архелай.
Ирод Антипа, однако, не удовлетворился таким разделом отцовского наследия. В сопровождении ритора Иринея он отправился в Рим и стал требовать царской власти, согласно первоначальному желанию Ирода Великого. Несмотря на то, что тогда же к императорскому двору прибыла депутация из 50 евреев с просьбой удалить Архелая, попутно, впрочем, ходатайствовавшая и об устранении Ирода Антипы, император Август утвердил последнее завещание Ирода Великого.
Впоследствии Ирод Антипа неоднократно, состоя тетрархом, возобновлял свои просьбы в Риме о расширении пределов его владений. Его последнее ходатайство перед Калигулой ускорило его гибель.
Иисус Христос — это один из тех младенцев, которых Ирод приказал умертвить в Вифлееме
Царь Ирод и Иисус никогда не встречались, но Библия рассказывает о Вифлеемском избиении младенцев, одни из которых был младенец Иисус. Евангелие от Матфея говорит о том, что Ирод узнал от волхвов о том, что родился истинный Царь Иудейский, и они идут поклониться ему (Мф. 2). При этом волхвы не сказали царю, где находиться младенец.
Избиение младенцев в мозаике римского храма Санта Мария Маджоре. Царь Ирод приказал убить всех первенцев в Вифлееме, потому что испугался что «новый царь», т.е. младенец Христос лишит его трона
Ирод испугался, так как он не происходил из рода царя Давида и новый претендент на власть мог его сместить с трона. Именно поэтому он решил убить новорождённого царя. Так как Ирод не знал, где находиться младенец, он приказал убить всех вифлеемских детей в возрасте до двух лет, надеясь, что в их числе окажется и загадочный «будущий царь».
В Евангелии говориться о том, что происходило избиение младенцев, но не сообщается точная цифра погибших. Византийская традиция говорит о 14 000, а сирийская о 64 000.
14 000
младенцев убили в Вифлееме по приказу царя Ирода
Некоторые ученые сомневаются в количестве погибших, кроме того говорят о том, что известный историк Израиля и Иудеи ничего не говорит об этом событии.
На это отец Александр Мень отмечает, что приказ о направлении в Вифлеем отряда солдат с распоряжением умертвить там всех младенцев моложе двух лет, вероятнее всего отдавался Иродом в глубокой тайне. Православная Церковь чтит святых 14 тысяч вифлеемских младенцев, убитых по приказу царя Ирода 11 января.
[править] Правление Ирода Антипы
Титул «царь» в применении к Ироду Антипе встречается только один только раз, в Евангелии[3], объясняется либо тем, что им желали выразить большое значение и авторитетность Ироду Антипе, либо тем, что царский титул вообще носился многими членами династии Ирода. Архелай в то время уже более не правил. Обычно, когда в Новом завете говорится об Ироде Антипе, он называется «тетрархом». Иосиф Флавий, называющий его в первой части «Иудейской войны» Антипсом, говоря о разделении Иудеи, именует его Иродом; при этом Иосиф Флавий добавляет к имени Ирода ещё слова «тот, который назывался Антипой»[4], пользуясь уже на всем остальном протяжении своей книги именем Ирода.
Хотя Ирод по природе был малодушен и пресмыкался перед более сильными, иногда всё же проявлял известную жестокость, но в тоже время, по-видимому, предоставлял своим подданным некоторую независимость.
Как и отец, Антипа занимался и строительством. Он прилагал усилия к украшению городов и сооружению новых. Он восстановил Бет-Гаран (Бетарампту) на юге Переи и назвал его Ливиадой. Затем он отстроил и расширил свою столицу Сепфорис; восстановив крепость Махерон (сожжённую во время войны с Варом в 4 г. до н. э.) на восточном берегу Мёртвого моря и возведя великолепный дворец, он превратил этот укрепленный пункт в город. Вероятно в этом-то дворце проповедовал и был позже заключён под стражу Иоанн Креститель.
Главным трудом Ирода Антипы стало сооружение в 14 году города Тивериада на Генисаретском озере в Галилее. Этот город он отстроил по образцу греческих городов; даже городское управление было введено по греческому образцу: совет из 600 членов с архонтом во главе и собрание десяти знатнейших граждан (οί δέκα πρώτοι). Город получил своё имя в честь правящего римского императора Тиверия. Когда закончилась постройка Тивериады, Ирод Антипа перевёл туда свой двор, после чего Тивериада стала постоянной столицей Галилеи.
Отношения Ирода Антипы с императорами Римской империи и его представителям в Азии были непростыми. Император Август выражал своё презрение к тетрарху, несмотря на то, что брак Ирода Антипы с дочерью Арета был заключён, вероятно, с единственною целью угодить императору, особенно благосклонно относившемуся к бракам римских должностных лиц с туземными принцессами.
В правление императора Тиверия из-за благоволения императора происходили интриги между Иродом Антипой и другими влиятельными представителями римской власти. Характерен в этом отношении случай, поведший за собою открытую вражду проконсула Вителлия к Ироду Антипе. Этот проконсул устроил экспедицию против царя парфянского Артабана III, но, получив от Тиверия приказ заключить с Артабаном мир, предложил парфянину встретиться с целью заключения договора на мосту, сооружённом специально для того на Евфрате. Здесь Ирод Антипа приказал устроить для них великолепный шатер, в котором роскошнейшим образом принял и угостил обоих. Однако, не успел Вителлий известить императора о переговорах с Артабаном, как тетрарх уже отправил гонцов в Рим со своим донесением, что вызвало гнев Вителлия.
Ирод Антипа постоянно интриговал против прокуратора Понтия Пилата.
Сам Антипа не пользовался популярностью среди евреев несмотря на то, что он исполнял в точности все мельчайшие предписания иудаизма и являлся в Иерусалим на национальные и религиозные праздники. В тоже время, он украсил стены дворца фигурами разных животных, хотя и воздержался от таких изображений на чеканных монетах; вдобавок, Ирод Антипа явно нарушил закон Моисея, женившись на Иродиаде, внучке Ирода Великого. В этом Антипу публично упрекнул Иоанн Креститель[5], а Иисус Христос назвал его «эта лисица»[6].
В истории христианства Ирод Антипа сыграл весьма видную роль: он тот Ирод Евангелий, который казнил Иоанна Крестителя и который отчасти ответствен за смерть Иисуса Христа. Голова казнённого Иоанна была потребована на блюде дочерью Иродиады. Возможно, что арест и даже смерть Иоанна были делом рук Иродиады, которую Креститель обвинил в кровосмешении. Согласно апостолу Марку Антипа был против казни Иоанна, «зная, что он муж праведный и святой»[7], и согласился на неё лишь потому, что пообещал дочери Иродиады (вероятно Саломее) выполнить любое её желание. Однако по Матфею Антипа и сам «хотел убить его, но боялся народа, потому что его почитали за пророка»[8].
Роль Ирода Антипы в судьбе Иисуса выразилась в том, что он подверг Иисуса предварительному допросу, так как Понтий Пилат, когда ему было доложено о взводимых на Иисуса обвинениях, передал его тетрарху Галилеи, как раз тогда пребывавшему в Иерусалиме.
Апостол Лука — единственный из евангелистов, кто упоминает о встрече Ирода Антипы с Иисусом: когда Иисус был задержан, Понтий Пилат, «узнав, что Он из области Иродовой, послал Его к Ироду, который в эти дни был также в Иерусалиме. Ирод, увидев Иисуса, очень обрадовался, ибо давно желал видеть Его, потому что много слышал о Нём, и надеялся увидеть от Него какое-нибудь чудо, и предлагал Ему многие вопросы, но Он ничего не отвечал ему. Первосвященники же и книжники стояли и обвиняли Его. Но Ирод со своими воинами, уничижив Его и насмеявшись над Ним, одел Его в светлую одежду и отослал обратно к Пилату»[9].
В 36 году Ирод Антипа вел безуспешную войну с набатеями, также имевшее отношение к Иродиаде: Ирод Антипа был дважды женат. Первою его женой была дочь Арета VI, царя Набатеи. Во время одного из своих пребываний в Риме Ирод Антипа познакомился там с Иродиадой, родной своей племяннице и женой своего единородного брата Филиппа, и убедил её разойтись с мужем и последовать за ним в Тивериаду. Узнав об этом, арабка испросила у Ирода Антипы разрешения уехать в Махерон, принадлежавший тогда её отцу Арету. Оттуда она с помощью преданных ей арабских князей достигла резиденции отца своего и убедила его начать войну с Антопой и напасть на его тетрархию. Войско Ирода Антипы потерпело поражение, и владениям его грозила гибель (37 год).
Ирод Антипа был вынужден обратиться за помощью к Вителлию против Арета. Но раньше, чем Вителлий успел покинуть Иудею, император скончался. Тогда Вителлий, мстя Ироду Антипе, отказался от похода. Однако к тому времени Арет сам покинул страну Ирода.
Отличаясь повышенным честолюбием, Иродиада побудила Ирода обратиться к императору Калигуле с просьбой о даровании ему царского титула.
В это время Агриппа I, функции которого в качестве инспектора торговли значительно умалили влияние Иродиады и её мужа, послал своего доверенного, Юстиниана, к Калигуле, находившемуся тогда в Баях, с обвинением Ирода Антипы в составлении заговора против Рима, обвинив Антипу в заговоре с парфянским царем Артабаном и в соучастии в заговоре Сеяна. Ирод Антипа не мог отрицать, что он действительно держал наготове значительный запас оружия; ввиду этого он был лишен всех своих владений, которые Калигула передал Агриппе, сослав Ирода в Лугдунум, в Галлии, куда Иродиада последовала за ним (39 год). Вскоре за тем Ирод Антипа умер.
Иосиф Флавий сообщает, что Ирод умер в Испании[10]. Дион Кассий утверждает, что Калигула умертвил Ирода[11].
Таким образом, в 39 году Ирод Антипа был сослан и умер в ссылке, а его владения были присоединены к царству Агриппы I.
Царь-строитель
На фоне новых городских построек, возведённых в эллинистическом стиле, Иерусалимский Храм выглядел старым и обветшавший строением. Ирод повелел перестроить здание. Строительные работы велись в течение 9 лет, при этом новое строение сохранило прежнее название — Второй Храм. В начале XXI в. археологам удалось обнаружить каменоломни, из которых добывался материал для строительства храма.
Второй Иерусалимский храм, перестроенный царём Иродом (реконструкция)
Помимо культовых построек в главном городе Иудеи возводились дворцы, укрепленные цитадели и амфитеатры. В театре расположенном, на окраине города проводились регулярные гладиаторские бои, скачки, спортивные состязания.
Созидательная деятельность Ирода вызывала у иудейского народа неоднозначную реакцию. С одной стороны, восстановление Второго Храма было воспринято положительно, но строительство амфитеатров и языческих святилищ вызывало недовольство правоверных иудеев.
Интересно! Активное городское строительство велось и в других иудейских городах. В эллинистическом стиле перестроили города Самария, Газа и Массада. Были заложены крепости Иродион и Есевон.