Житие священномученика и митрополита киевского Владимира, тексты молитв


Житие митрополита Киевского Владимира

Жизненный путь митрополита Владимира был непростым, но во всех событиях служитель Господа видел Его промысел и смиренно принимал даже самые страшные трагедии. Из-под пера праведника вышло множество религиозных и духовных книг. Он читал верующим проповеди вне плановых богослужений, проводил работу, как с высшим духовенством, так и с простыми людьми, говоря о том, что пастыри должны быть ближе к народу.

Происхождение

В первый день 1848 года в селе Маломоршевка вблизи города Тамбова в семье священника Никифора Богоявленского родился мальчик. Родители нарекли младенца именем Василий. Отец Никифор, известный как благочестивый служитель Бога и православной церкви, безвременно погиб, когда сын был еще маленьким. Воспитанием мальчика всецело занималась мать, прививая ему любовь к Господу и православной вере.

Обучение

Первое образование Василий получил в Тамбове. Юноша хорошо учился, с интересом впитывал знания, что давали школьные учителя и преподаватели духовного училища, которое он успешно окончил в 16 лет.

После училища Василий поступил в Тамбовскую духовную семинарию, где обучался последующие 6 лет. Впоследствии на протяжении всей жизни он с теплотой, благодарностью и добрыми словами вспоминал студенческие годы, уважал и почитал учителей и духовных наставников.

Закончив обучение в семинарии, Василий Богоявленский отправился в Киев, где через 4 года получил диплом об окончании Духовной академии и подтвержденную степень кандидата богословия.

В 1974 году молодой праведник вернулся в Тамбов и занялся преподавательской деятельностью. В духовной семинарии, где обучался ранее, Василий преподавал несколько дисциплин, а также работал учителем в епархиальном училище для женщин, а затем – в женской гимназии. Позже он оставил преподавание ради служения в храме.

Служение Богу

В 1882 году Василий Богоявленский был рукоположен в сан священника и причислен к Соборной Покровской церкви в городе Козлов. В этом же году он женился.

Молодой священник показал себя, как грамотный, талантливый проповедник и заручился любовью и почтением среди прихожан. Василий проявил свои организационные, управленческие и духовные качества. Через год он стал настоятелем Козловской Троицкой церкви и благочинным церквей города.

В то время как служение Богу шло своим чередом, семью священника настигло горе. После долгой борьбы с туберкулезом умерла его жена, а вскоре и маленькая дочь. Череда страшных потерь привела Василия в монашество. В возрасте 38 лет он принял монашеский постриг с именем Владимир, получил сан архимандрита и занял пост настоятеля Троицкой монашеской обители в Козлове.

Через 8 месяцев Владимир был переведен в Великий Новгород и стал настоятелем Антониева монастыря, а после двух лет службы в обители получил сан епископа и был назначен викарием епархии в Новгороде. Все это время Владимир читал проповеди, и люди внимали отцу, который говорил с ними душой и сердцем на простом и доступном им языке.

В 43 года Владимир стал епископом в Самаре. В короткий срок праведник организовал в городе так называемое «Алексеевское братство», участники которого во главе с самим организатором занимались религиозно-просветительской работой. В местной Думе проповедник учредил вечернее православное чтение, а также читал духовную литературу в стенах семинарии и способствовал открытию женских школ при церкви.

Епископ Владимир следил за ходом богослужений, соблюдением православных канонов. Особое внимание уделял благолепию службы и церковным песнопениям. При Владимире в Самаре возвели 10 православных храмов. Владыка занимался благотворительностью, помогая старым, больным и обездоленным людям. Во время вспышки холеры пресвященный помогал народу находить утешение в болезни и скорби, помогал в лечении зараженных, отпевал умерших.

Через 1,5 года Владимира назначили экзархом Грузии, возвели в сан архиепископа. Последующие 5 с лишним лет владыка читал проповеди, просвещая грузинский народ, открывал сотни школ при храмах, боролся с раскольничеством и сектантством.

В 1898 году архиепископ переехал в Москву, где был рукоположен в сан митрополита. 14 лет службы в Москве были непростыми. Митрополит, ставший в 1902 году членом Святейшего Синода, продолжал свою благую миссию и в неспокойное революционное время. Скромный, мудрый, милостивый владыка пользовался уважением и авторитетом среди священников и прихожан.

В 1912 году Владимира перевели в Петербург, где он занял пост митрополита вместо погибшего Антония. Это были тяжкие годы начала Первой мировой войны и «распутинской» смуты. Митрополит придерживался мнения о необходимости удаления Распутина из числа приближенных царской семьи и открыто высказывал его. Императрица не поддержала инициативы владыки, и Владимира перевели в Киев.

С 1915 году митрополит Киевский и Галицкий Владимир, сохранивший за собой право первенствующего члена Святейшего Синода, продолжил благую миссию. Владыка всея Украины в 1917 году во времена переворота выступал против изменения строя епархии и за сохранение единства Православной церкви.

Кончина

В разгар гражданской войны Киев погряз в грабеже, разбойничестве и насилии. Зимой 1918 года в покои митрополита проникла вооруженная банда. От рук нападающих Владимир принял тяжелые муки. После мучительных издевательств его расстреляли у стен лавры. Тело владыки, исколотое штыками, пронизанное множеством огнестрельных ран, обнаружила братия. Пальцы правой руки митрополита были сложены в благословляющем жесте.

Владимир принял мученическую смерть с молитвой, благословляя и прося убийцам прощения у Господа за их деяния.

Экзарх Грузии

С 18 октября 1892 года Владимир считался экзархом Грузии.

За время своего служения отец Владимир совершил огромный вклад в просветление земель Грузии:

  • Было построено более 100 храмов;
  • Открылось более 300 церковных школ;
  • Учредили епархиальное миссионерское братство.

Это интересно! Титул экзарха появился еще в Древней Греции. Такие люди считались жрецами в храме того или иного бога. Если обратиться к Православной Церкви, то экзарх это самостоятельный глава восточного христианства, который не зависит от патриарха.
Интересен тот факт, что, несмотря на свое служение, местное духовенство было недовольно Владимиром. Его ближайшие сторонники говорили, что грузинские священники часто писали доносы в Санкт-Петербург. Имеются и показания о покушениях.

Значение и почитание в православии

Митрополит Киевский Владимир Богоявленский возведен Русской Православной церковью в ранг святых в 1992 году. Днем памяти стала дата 25 января, когда священномученик был жестоко убит. Дата на Поместном соборе, состоявшимся весной 1918 года, была объявлена днем памяти жертв гонений православных христиан, исповедников и новомучеников.

На месте кончины митрополита был установлен крест, к которому приходили молиться верующие. Блаженнейший Владимир был почитаем среди православного народа. Многие приходили к Господу Богу после проповедей и бесед с митрополитом при его жизни. После смерти святой помогает молящимся в решении мирских проблем.

Мощи пресвятого Владимира Богоявленского находятся на территории Киево-Печерской Лавры в стенах пещерного храма Благовещения Пресвятой Богородицы.

25 января в храмах почитают святого Владимира, прославляют его деяния, совершенные во имя развития православия, вспоминают о муках, не сломивших дух праведника.

Епископство

Будущая жизнь отца Владимира стремительно менялась так можно выделить следующие пункты:

  • 21 мая 1888 год — утверждение императором доклада о «бытии архимандриту Владимиру», назначение епископом Старорусским и викарием Новгородской епархии.
  • 19 января 1891 год — становление епископом Ставропольским и Самарским.


Икона святого Владимира Богоявленского

Когда Владимир занял эти посты, он еще более трепетно стал относиться к своей работе. Он продолжал свою практику проповедей, сам лично разговаривал с прихожанами в свободное время. Делал все возможное для улучшения благосостояния своих епархий.

При получении вторых чинов отец Владимир:

  1. Основал религиозно-просветительное братство.
  2. Стал основателем практики духовно-нравственного чтениям в зале Городской Думы.
  3. Открывал женские церковные школы.
  4. При эпидемии холеры в Поволжье совершал панихиды на кладбищах лично, служил молебны на площадях. Кроме того продолжал вселять веру в людей, которые были заражены страшной болезнью.

Вскоре об отце Владимире узнал Константин Победоносцев — видный государственный деятель. Тогда-то начался быстрый подъем по карьерной лестнице.

Свято-Варсонофиевский женский монастырь

«В

наш век шатаний и колебаний и мысли, и совести, когда люди больше приспособляются к обстоятельствам, чем прислушиваются к велениям совести, почивший архипастырь явил высокий образец такой внутренней целостности, стойкости и прямолинейности, что равного ему трудно приискать».

«Памяти архипастыря- мученика».

Прибавления к Церковным ведомостям № 9-10. 16 (29) марта 1918 года.

«Я никого и ничего не боюсь. Я во все время готов отдать жизнь свою за Церковь Христову и за веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранить православие в России там, где оно началось…», — эти слова митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) произнес за полтора месяца до своей мученической кончины 25 января (7 февраля) 1918 года.

Будущий сщмч. Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) родился в большой семье скромного приходского священника села Малая Моршевка Моршанского уезда Тамбовской губернии. О чем была сделана следующая запись в метрической книге Никольской церкви: «Младенец мужского пола Василий, родился 2 января 1848 г., крещен 4 января того же года священником Петром Федоровичем Никольским. Родители: Никольской церкви священник Никифор Сергиев Богоявленский и законная жена его Ирина Антонова…»

Жизнь сельского священника в те годы мало чем отличалась от жизни крестьянина. Василий не понаслышке знал, как тяжел труд на земле, и на протяжении всего пастырского пути по-отечески заботился о нуждах народа и с ним «всегда был особенно прост и обходителен».

Его отец скончался, когда мальчику было 9 лет, а на следующий год Василия отправили учиться, как и старшего брата Иоанна (1844 г.р.), в 1-ое Тамбовское духовное училище. За время обучения Василий всегда был в десятке лучших учеников. По воспоминаниям современников сщмч. Владимира учиться в бурсе было безрадостно, кормили впроголодь, ходили в худой одежонке, зимой помещения почти не отапливались, порядки были более чем строгие. Наверное, скромному до застенчивости мальчику, оставшемуся без поддержки отца, было непросто. Однако, в последние годы жизни сщмч. Владимир любил вспоминать годы учебы, сохранил благодарность своим первым наставникам и вынес из детства самые светлые воспоминания.

В 1864 г. Василий Богоявленский заканчивает Тамбовское духовное училище и, как один из лучших учеников, зачисляется без экзаменов в Тамбовскую духовную семинарию. С 1870 по 1874 год Василий учится в Киевской Духовной академии, по окончании которой получает назначение преподавателем в родную семинарию. Его ученики вспоминали, что Василий Никифорович был строг, требовал от семинаристов, чтобы они знали предмет, но личное общение с ними было отечески простое.

В 1876 г. Василий Никифорович женится на дочери кирсановского протоиерея Александре Васильевне Салтыковой. Счастье молодых омрачает болезнь жены. Недостаток денежных средств вынуждает Василия Никифоровича подрабатывать в епархиальном женском училище и в мужской гимназии. По совету врачей, почти каждый год он вывозит жену лечиться на Кавказ. Добросовестный, исполнительный и аккуратный он быстро продвигается по служебной лестнице. Однако, Василия Никифоровича мучит неудовлетворенность результатами педагогической работы, но и принять священный сан он не спешит.

31 января 1882 года Василия Никифоровича рукополагают во священника и определяют помощником настоятеля соборной Покровской церкви г. Козлова (Мичуринска). Вскоре отец Василий «движимый жаждой самостоятельной деятельности» становится настоятелем Троицкой церкви г. Козлова, а в 1883 году — благочинным городских церквей. На этой должности проявилась «необыкновенная выдержка всех действий и поступков» отца Василия. Позже духовенство так вспоминало о нем: «Никого не затронул, никого не обидел, со всеми был ровен, в обращении со всеми одинаково приветлив, ко всем благожелателен…», богослужения совершал «чинно, стройно и благоговейно…».

Осенью 1885 г. умирает любимая жена, а за ней единственный сын. Отец Василий стойко переносит тяжелую утрату, уповая на Бога и только в Нём ища утешения. Видя в этих скорбных событиях Промысел Божий, он принимает монашество с наречением имени в честь равноапостольного князя Владимира. «8 февраля 1886 г., в субботу, за всенощной, в архиерейской Крестовой церкви, пострижен священник Троицкой церкви г. Козлова Вас. Богоявленский, 9 февраля возведен в сан архимандрита» и назначен настоятелем Козловского Троицкого мужского монастыря.

Новую свою должность архимандрит Владимир исполнял всего несколько месяцев. В октябре 1886 года его назначают настоятелем Антониева монастыря в Великом Новгороде, а через два с небольшим года — викарием Новгородской епархии в сане епископа Старорусского. После хиротонии, состоявшейся в Александро-Невской лавре 3 июня 1888 года, к нему подошел генерал Киреев. «Сколько Вам лет, Владыко?» — спросил он. Я ответил: «Сорок лет». Генерал вздохнул, задумался и сказал: «Ах, много ужасного увидите Вы в жизни Церкви, если проживете еще хоть двадцать пять лет». К этим словам генерала Киреева Владыка относился, как к пророчеству, и со скорбью вспоминал их в смутное время.

С апостольским усердием преосвященнейший Владимир проповедовал слово Божие, требуя того же и от духовенства. По отзывам новгородцев «простая, безыскусная форма речи была согрета огнем такой глубокой искренности, что производила изумительное впечатление, неотразимо увлекая слушателей. Неудивительно, что церковь, где проповедовал владыка, была всегда полна».

Всероссийская известность пришла к святителю, когда он возглавил Самарскую кафедру. Так вспоминал о его служении епископ Серафим (Александров): «Это был служитель, поражавший нас, молодых служителей Церкви, своей любовью к благоговейной службе Божией, усердием к делу проповеди… Народ вспоминал служение его десятки лет, и высшей похвалой служителям Церкви были слова: «Ты служишь как Владыка наш Владимир». Благодаря заботам Владыки было открыто около 150 церковно-приходских школ, выстроено около 10 новых храмов.

В 1891 году в Поволжье начался голод, а следом и эпидемия холеры. В то время, «когда власть терялась, он первый пошел к народу с крестом в руках…». Владыка собирает пожертвования пострадавшим от холеры и голода, устраивает бесплатные столовые, безбоязненно посещает холерные бараки, служит на холерных кладбищах и местах охваченных эпидемией, ободряет отчаявшихся, призывает всех прийти на помощь больным и голодающим. Он просит сенатора Кони отвезти в Петербург кусочек «голодного хлеба», чтобы обратить внимание власть имущих на бедственное положение народа, которое скрывала местная власть.

О том, как прощались самарцы с Владыкой, когда в 1892 году его назначили экзархом Грузии, вспоминал прот. И. Лазарев: «Да! Доступен был простому народу Высокопреосвященнейший Владимир, как редко бывают доступны лица, облеченные столь высоким саном! Мы слышали от многих видавших проводы архиерея, что такого сердечного прощания они не видели. «Отец был, а не Владыка! – характеризовал его по-своему простой народ».

За пять лет служения Владыки на Кавказе там было построено более 100 храмов, восстановлен древний Мцхетский собор и другие святыни Иверии, учреждено миссионерское духовно-просветительское братство. Заботами Владыки Владимира устроена Духовная семинария в Кутаиси, открыто свыше 300 церковно-приходских школ, в которых кроме православных учились мусульмане и иудеи, протестанты и армяне, старообрядцы и дети сектантов.

Несмотря на все труды и заботы о грузинской пастве, Владыка перенес не только многочисленные доносы и клевету, но и покушение на жизнь. «Я видел Владыку Владимира непосредственно после всего происшедшего: это было прямо чудесное спокойствие духа, которое дается только глубокою верою и спокойствием чистой и праведной совести». Удивительны его кротость и незлобие. Прощаясь с грузинской паствой, он, теперь уже митрополит Московский, сказал: «Отпустите же и вы меня с миром и любовью. Если я по невнимательности, или по недопониманию, или по неправильному взгляду на вещи обидел или преогорчил кого-либо, покройте это любовию своею…»

14 лет служения сщмч. Владимира (с 1898 по 1912 гг.) прошли на древней Московской кафедре. И здесь митрополит Владимир проявил себя как апостол любви. «Нужно прежде всего думать не о том, что взять от народа, но о том, что мы сами можем дать ему», — говорил святитель московским семинаристам, уча не столько словом, сколько собственным примером. Митрополит Владимир без устали служит, занимается делом проповеди, создает благотворительные и просветительские учреждения, богадельни и приюты. Он помогает великой княгине Елизавете Феодоровне в основании Марфо-Мариинской обители. Издает и бесплатно распространяет тысячи брошюр и листков. Стараниями владыки в центре Москвы вырастает Епархиальный дом. В нем проводятся лекции, чтения, беседы, действует библиотека с читальным залом, занимаются народные церковные хоры. Много сил отдает святитель борьбе с народным пьянством. Откликаясь на все насущные вопросы своего времени, сщмч. Владимир резко обличает распространяющиеся социалистические и атеистические идеи, зачастую не находя поддержки среди власти и духовенства. В годы революции 1905–1907 годов владыка ездит на заводы и фабрики, выступает среди рабочих. Обладая от рождения скромностью и мягким характером, преосвященный Владимир в делах защиты чистоты веры был тверд и неподкупен. Эти качества стали причиной многих испытаний, выпавших на долю владыки, во время управления Московской, Санкт-Петербургской, а затем и Киевской епархией.

Три года управления столичной Петербургской епархией оказались чрезвычайно трудными для Владыки Владимира. Святейший патриарх Тихон позднее так говорил о деятельности владыки в тот период: «Он был верен канонам Святой Православной Церкви, преданиям отеческим и безбоязненно и смело, честно и благородно исповедовал эту снедающую его ревность перед всеми, какими бы последствиями это не сопровождалось».

Шла Первая мировая война. Россию уже охватывали революционные настроения. Все это сказывалось и на состоянии Церкви. Не всем пришлось по душе противостояние митрополита Владимира пагубным веяниям времени и политическим интригам. На защищавшего интересы Церкви святителя посыпались доносы. Митрополит Владимир, первенствующий член Святейшего Синода, за открытое неприятие деятельности Распутина впал в немилость и в ноябре 1915 года был переведен на Киевскую, тогда уже провинциальную, кафедру.

Один архиерей, провожая опального святителя, сказал ему: «Вы были первенствующий иерарх между нами не только по своему общественному положению, но и по Вашим высоким духовным качествам… Вы не боялись говорить правду, сознательно подвергая себя огорчениям и страданиям, и терпели их с величайшею твердостью души». А на предложение архиепископа Арсения (Стадницкого) уйти на покой, старец-митрополит ответил: «Да, судя по человеческим соображениям, я с Вами согласен… А по-Божьему как?»

Как первенствующему члену Синода, владыке приходилось много времени проводить в столице. В 1917 году он участвует в деятельности Всероссийского Поместного Собора в Москве. На Соборе были приняты исторические решения в жизни Церкви, восстановлено патриаршество. «5(18) ноября в храме Христа Спасителя по окончании Божественной литургии митрополит Киевский Владимир вынес ковчежец, содержащий жребии на амвон, благословил им присутствующих и снял печати. Старец Зосимовой пустыни иеросхимонах Алексий, помолившись, вынул из ковчежца жребий и передал его митрополиту. Святитель громко прочитал: «Тихон, митрополит Московский – аксиос!»

Обращаясь к митрополиту Владимиру, уступающему место первенствующего архиерея патриарху Тихону, архиепископ Антоний (Храповицкий) сказал: «В то время как другие совершенно изолгались и постоянно изменяли своим убеждениям, митрополит Владимир не боялся говорить «правду царям» и не «с улыбкой», как наш старинный поэт, но со слезами, сознательно подвергая себя страданиям, и в то же время, претерпевая все житейские скорби со смирением и величайшей твердостью души».

Октябрьский переворот 1917 года вызвал нестроения в политической и церковной жизни Украины. Митрополит Владимир встал на защиту единства Церкви, призвав препятствовать расколу, предостерегая, что отделение, «конечно, только порадует внутренних и внешних врагов». Он призывал духовенство и мирян «поддерживать всеми мерами единение между собою и со всею Православною Русскою Церковью», Угрозы и оскорбления посыпались на владыку. Националисты восстанавливали против него братию Киево-Печерской Лавры, распространяя клевету, что он «обирает Лавру, получая огромные деньги».

С захватом Киева большевиками начались грабежи, насилия, осквернение храмов и монастырей. (25 января) 7 февраля 1918 года вооруженные люди ворвались в покои митрополита Владимира и после издевательств над ним вывели семидесятилетнего старца за стены Лавры. «Владыка был спокоен, — вспоминал его келейник, — словно шел на служение литургии».

Профессор Киевской Духовной Академии протоиерей Феодор Титов в книге 1918 г. «Венок на могилу Высокопреосвященного Митрополита Владимира» так описывает со слов очевидца последние мгновения его жизни: «Когда убийцы вывели митрополита из автомобиля и остановились на площадке, архипастырь-мученик попросил у них времени еще помолиться Богу. Один из убийц сказал: «Только поскорее». Тогда митрополит воздел руки кверху и сказал: «Господи! Прости мои согрешения — вольныя и невольныя, и прими дух мой с миром». Потом благословил крестообразно обеими руками своих убийц и сказал: «Господь вас благословляет и прощает». Митрополит еще не успел опустить рук, как раздались выстрелы. Тело его, обезображенное колотыми и огнестрельными ранами, было найдено на следующее утро богомольцами, идущими в Лавру.

Мученическая кончина святителя Владимира потрясла участников Поместного Собора. Многие увидели в этой смерти грозные предзнаменования грядущих кровавых событий. Собор установил ежегодно 7 февраля, в день смерти митрополита Владимира, молитвенно поминать всех новомучеников и исповедников, «во дни гонения безбожного жизнь свою за веру во Христа положивших». И действительно, его смерть явилась началом периода гонений на Русскую Православную Церковь, во время которых сотни тысяч священников, монахов и мирян приняли мученические венцы, свидетельствуя о вере Христовой даже до смерти.

На заседании Собора, посвященном памяти убиенного митрополита Владимира святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, сказал: «Мы глубоко верим, что эта мученическая кончина владыки Владимира была … жертвою благовонною во очищение грехов великой матушки-России». Многие были тронуты речью протоиерея Иоанна Восторгова, расстрелянного через несколько месяцев. «Народ наш совершил грех, а грех требует искупления и покаяния, а для искупления прегрешений народа и для побуждения его к покаянию всегда требуется жертва, а в жертву всегда избираются лучшие, а не худшие. Вот где тайна мученичества старца митрополита. Чистый и честный, церковно настроенный, правдивый, смиренный митрополит Владимир мученическим подвигом сразу вырос в глазах верующих и смерть его такая, как и вся жизнь, без позы и фразы, не может пройти бесследно».

Похоронили митрополита Владимира в Крестовоздвиженском храме Ближних пещер Киево-Печерской Лавры. В лике святых архипастырь-исповедник был прославлен весной 1992 года. А 27 июня того же года были открыты для почитания и его честные мощи, которые сейчас покоятся в Благовещенском храме Дальних пещер. Нетленная рука святителя так и застыла в архипастырском благословении.

Благослови и нас священномучениче Владимире, достойно и честно прожить земную жизнь и сподобиться Царствия Небесного.

Молитва священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому и Галицкому

О священномучениче и исповедниче Христов Владимире! Услыши слезныя молитвы чад твоих и воздыхания, сердцем сокрушенным и смиренным приносимыя. Се бо беззаконии омрачихомся и того ради бедами, яко тучами, обложихомся. Но ты, святе Владимире, понеси яко сильный немощи наша, не отлучайся от нас духом, да не разлучимся в конец от любве Божия. Призри милостивно на предстоящия и молящияся пред святою иконою твоею и вся прошения их во благое исполни. Веруем бо, яко твоих страданий ради за отечество и люди российския велие дерзновение ко Господу имаши. Егоже умоли, да укрепит ны в Православии и единомыслии и непоколебимом даже до смерти исповедании веры Христовы, страну нашу да спасет от междоусобныя брани, пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых, правителем же суд и правду, обидимым заступление, недугующим душ и телес исцеление. Мы же, грешнии, твоим предстательством укрепляеми, восхвалим Господа Иисуса Христа, Емуже слава подобает, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 2-й

Веры православныя непорочный блюстителю и заповедей Христовых усердный исполнителю, священномучениче Владимире, Христа всем сердцем возлюбив, паству твою до́бре упасл еси́, незло́биво мученическую смерть прия́л еси́. Сего́ ради в вечной славе пребывая, моли спастися душам нашим.

Кондак, глас 4-й

Образ Христова милосердия являя, покров и защищение пастве твоей был еси́, святи́телю отче Владимире, в кротости страдания приемля, безбожных мучителей, благословляя, простил еси. Тем же и нам испроси у Христа Бога дух ми́рен и ве́лию милость.

В 1888 году Владимир Богоявленский был хиротонисан во епископа Старорусского

В 1888 году в Троицком соборе Александро-Невской лавры, он был хиротонисан во епископа Старорусского. Хиротонию эту возглавил Новгородский Санкт-Петербургский митрополит Исидор.


Митрополит Исидор возглавил хиротонию Владимира

В это время Владимир объезжает все епархии, начинает составлять журналы с подробными сведениями о церквях и приходских школах. Он пытается немного оживить эту приходскую жизнь. Для того чтобы клирики повысили свой образовательный уровень, он подготовил для них целый список книг, которые они должны были найти в церковных библиотеках.

В 1890 году он лично присутствовал на открытии церковной библиотеки. Так же он проводил и внебогослужебные беседы. Они касались вопросов веры и нравственности. Именно так в 1888 году в Софийском соборе он прочитал цикл из 18 бесед, которые были посвящены религиозно-нравственному воспитанию детей.

Также Владимир уделял внимание и церковно-приходским школам. Тогда же он начал важнейшую из задач борьбы с пьянством.

В 1888 году Владимир возглавил в Новгороде празднование в честь Крещения Руси. Тогда же в тот день состоялось перенесение Старорусской иконы Божией Матери из Тихвина в Старую Руссу.

1891

в этом году Владимир был назначен на Самарскую кафедру

В 1891 году в самарской губернии начался сильный неурожай, из-за этого город поразил сильный голод и эпидемия холеры. Тогда же Владимир в епархиальном доме организовал сбор средств и раздачу пожертвований. При монастырях и довольно богатых приходах стали открываться столовые и чайные для бедняков и всех учащихся.

Также на площадях были совершены молебные пения в честь Смоленской иконы Божией Матери от избавления от холеры. В своих проповедях Владимир призывал жителей города помогать больным.

В 1892 году в Самаре он организовал религиозно-просветительское братство во имя святого Алексия митрополита Московского.

Молитвословия

Тропарь, глас 2

Ве́ры правосла́вныя непоро́чный блюсти́телю/ и за́поведей Христо́вых усе́рдный исполни́телю,/ священному́чениче Влади́мире,/ Христа́ всем се́рдцем возлюби́в,/ па́ству твою́ до́бре упа́сл еси́,/ незло́биво му́ченическую сме́рть прия́л еси́./ Сего́ ра́ди в ве́чней сла́ве пребыва́я,// моли́ спасти́ся душа́м на́шим.

Ин тропарь, глас 4

По́двигом до́брым я́ко святи́тель Христо́в подвиза́лся еси́,/ ве́ру правосла́вную непоро́чно соблю́д,/ во дни гоне́ния лю́таго мучи́телей преще́ния не убоя́вся,/ священному́чениче Влади́мире,/ я́ко первому́ченик Стефа́н, убива́ющим тя рекл еси́:/ Госпо́дь да прости́т вас/ Сего́ ра́ди угото́вася ти вене́ц пра́вды,/ его́же да возда́ст Госпо́дь моли́твами твои́ми// всем почита́ющим тя.

Кондак, глас 2

О́браз Христо́ва милосе́рдия явля́я,/ покро́в и защище́ние па́стве твое́й был еси́,/ святи́телю о́тче Влади́мире,/ в кро́тости и незло́бии страда́ния прие́мля,/ безбо́жных мучи́телей, благословля́я, прости́л еси́./ Те́мже и нам испроси́ у Христа́ Бо́га// дух ми́рен и ве́лию ми́лость.

Ин кондак, глас 3

на перенесение мощей

В годи́ну гоне́ний лю́тых и́стинный Христо́в священноде́йствователь показа́лся еси́,/ пе́рвее ева́нгельское сло́во утвержда́я,/ и Же́ртву безкро́вную Го́сподеви принося́,/ последи́ же с кро́вию твое́ю во святи́лище вше́дый,/ священному́чениче Влади́мире,/ моли́ Христа́ Бо́га,/ Це́ркви на́шей едине́ние пода́ти, и оте́честву от плене́ния христобо́рцев сохрани́тися,// и душа́м на́шим спасе́ние улучи́ти.

Митрополит Московский

21 января 1898 года был назначен Митрополитом Московским и Коломенским, священноархимандритом Троице-Сергиевой лавры. По прибытию в старую столицу Владимира пышно встретили на вокзале.


Книга Владимира Богоявленского «Виноградарь Христов»

На новом посту усердно занимался миссионерством и просветительством. Выступал против революционных движений в России. Сам Владимир читал лекции, проводил семинары, беседовал с прихожанами.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]