Библия повествует о том, что Иисус был рождён Девой через непорочное зачатие. Об этом ещё в ветхозаветные времена, то есть за сотни лет до рождения Христа, Бог дал пророчество: «Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис.7:14).
Исполнение этого древнего пророчества также описано в Новом Завете. В частности, в Евангелии от Матфея 1:18-25 . Из этого отрывка мы узнаём три важнейшие детали рождества Иисуса Христа:
1. Иисус был рождён девственницей, то есть девушкой, не познавшей мужчины: «…прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого» (стих 18). «Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Её. Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» (стихи 24-25).
2. Непорочное зачатие было произведено Святым Духом: «…прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого» (стих 18) и «…ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (стих 20).
3. Иисус был первенцем: «Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Её. Как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» (стихи 24-25). То же самое говорится и в Ев. от Луки 2:6-7 «Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице».
Братья по плоти
Господь Иисус Христос не стыдился (Евр.2:11) называть братьями Своими всех учеников (Мф.28:10; Ин.20:17) и последователей Своих, Им искупленных, возрожденных и усыновленных Богу, а равно и апостол Павел (Рим.8:29) на том же основании выражается о Нем, что Он — «первородный между многими братьями». Но в Евангелии и в других новозаветных писаниях, кроме этого духовно-благодатного братства, упоминается еще о братьях Господа по плоти.
В Новом Завете есть несколько отрывков, которые ссылаются на количество братьев и сестер Иисуса. Мы посмотрим лишь пару из них в Евангелии от Матфея. Один из них находится в самой первой главе Нового Завета.
Когда Иосиф проснулся, он поступил по велению ангела Господнего и взял Марию к себе в дом как жену, но сохранял её девственность, пока она не родила сына. Иосиф назвал Его Иисусом (Мф.1:24-25).
Естественно предположить, что Иосиф и Мария вели обычную женатую жизнь после того, как родился Иисус. В первом веке не было даже идеи о том, что Мария всегда оставалась девственницей, даже после рождения Иисуса.
Мать Иисуса и Его братья упоминаются в Евангелии от Матфея 12:46-50. И это вполне нормально, так как Иосиф и Мария вели обычную семейную жизнь.
«Пока Он говорил так с народом, Мать и братья Его стояли снаружи: они хотели поговорить с Ним» (Мф.12:46).
«И пошёл в Свой родной город. Там Он начал учить их в синагоге, и все дивились и спрашивали: «Откуда у Него такая мудрость и сила творить чудеса? Разве этот человек не плотницкий сын? Разве Его Мать не зовут Марией, а братьев — Иаковом, Иосифом, Симоном и Иудой? И разве не здесь, среди нас, сёстры Его? Так откуда же всё это взялось у Него?» И не захотели они признать Его. Тогда Иисус сказал им: «Не бывает пророк без чести, разве только в своём родном городе и в своём доме»(Мф.13:54-57).
Иисус жил в Своей родной местности, где все знали Его семью, включая всех Его братьев и сестер. Что мы можем увидеть из этого отрывка? У Иисуса было четверо младших братьев.
«Среди нас сёстры Его» — имеются в виду три и более. Хотя логичнее может показаться, что речь идет лишь о двух. Чтобы не перестараться с трактовкой этого отрывка (можно было предположить, что количество братьев и сестер равное), скромно предположим, что их было три.
Итак, там было, по крайней мере, восемь детей (включая Иисуса), а если считать Марию и Иосифа, то в семье было всего десять человек. Конечно, по отношению к Иисусу эти семь детей были сводными братьями и сёстрами. Все эти братья и сестры Иисуса Христа были только по маминой линии, потому что Его Отец – Бог, в то время как других братьев и сестер отец – Иосиф.
У Иисуса было много братьев и сестер. Он вырос в большой семье. Это значит, что Он учился делиться, учился понимать других людей, учился быть примером для своих младших братьев и сестер и так далее. Иосиф умер раньше Марии, так что Иисусу пришлось стать главой семейства, что, в свою очередь, может объяснять тот факт, что Он не спешил начинать Свое публичное служение. Марии нужна была Его поддержка, особенно, когда дети были еще очень маленькие.
Были ли дети у Иисуса Христа?
Об отношениях Спасителя и Магдалины Ватикан будет устраивать публичные диспуты.
«Комсомолка» уже рассказывала о романе «Код да Винчи» («КП» от , января и февраля с. г.). С помощью ученых мы попытались разобраться, почему христиане обвиняют американского писателя в том, что он исказил историю Церкви. Спасибо всем, кого заинтересовали наши публикации и кто прислал свои комментарии и новые вопросы по истории раннего христианства. На самые интересные из них сегодня отвечает наш эксперт доктор исторических наук диакон Василий (Сальников). Но сначала еще одна новость об этой книге. Как «Комсомолка» и предсказывала, и католическая, и православная церкви наконец-то выступили с официальными заявлениями относительно романа «Код да Винчи». Оказалось, как мы и предполагали, настоящему христианину читать сие творение не рекомендуется.
Церковь обвиняет
Итальянский кардинал архиепископ Генуи Тарчизо Бертоне назначен Ватиканом главой особой комиссии, которая должна досконально изучить скандальную книгу и собрать все факты, которые Дэн Браун перевирает, искажает или попросту выдумывает. После чего дело, возможно, будет передано в суд. Недовольство Ватикана вызвало то, что «Код да Винчи» люди начинают использовать как учебник по христианству и на веру принимают имеющиеся в нем «лживые утверждения». Также Ватикан планирует устраивать в Риме публичные дебаты с поклонниками творчества Брауна. Приглашение в них поучаствовать послано и самому писателю, но пока неизвестно, согласится ли он.
А в России с критикой книги выступил заместитель председателя Отдела внешних сношений Московской патриархии протоиерей Всеволод (Чаплин): «Столь назойливое стремление переписать Евангелие и историю земной жизни Иисуса связано именно с тем, что личные и социальные пороки и заблуждения люди пытаются оправдать, приписав их Христу и представив дело так, чтобы он соглашался с ними».
На взгляд священника, такие фантазии появляются по двум причинам: из-за желания оправдать грех и из-за желания приобрести мирскую славу. «В этом смысле книга «Код да Винчи» мало чем отличается от древних и новых попыток переписать евангельскую историю», — отметил протоиерей.
Браун пытается оправдаться
— Я надеюсь, что мой роман станет неким катализатором для читателей, и каждый сам для себя решит многие важные вопросы веры, религии и истории, — заявляет Дэн Браун на своем личном сайте в Интернете (www.danbrown.com). — А по поводу обвинения меня в «антихристианстве» могу отметить, что главный враг религии — апатия. И лекарство от этого недуга только одно — бурные споры. Пусть мое мнение отличается от официального взгляда Церкви на события первого века, но чем более энергично мы обсуждаем подобные темы, тем лучше наше понимание собственной духовности.
— Вы христианин?
— Да. Но если вы спросите троих человек, что значит быть христианином, то получите три разных ответа. Одни считают достаточным быть крещеным. Другие свято чтут Библию. Третьи вообще ни во что не верят… Вера — это то, что каждый понимает по-своему. Я считаю себя «студентом» многих религий, и чем больше я учусь, тем больше вопросов у меня возникает. Для меня духовные поиски — работа всей моей жизни.
КСТАТИ
На днях Дэн Браун заявил, что сейчас работает над третьей книгой о приключениях профессора Лэнгдона (две первые — «Ангелы и демоны» и «Код да Винчи»). Действие романа будет происходить в Вашингтоне и касаться тайн истории американского общества. Дата выхода новой книги пока неизвестна.
Почему православная и католическая церкви так боятся допустить, что Иисус Христос мог иметь жену и ребенка, как утверждает Браун? Что от этого изменилось бы в христианстве?
Юлия Трофимова, Тамбов.
Отвечает доктор исторических наук диакон Василий (Сальников):
— Думаю, что в христианстве почти НИЧЕГО бы не изменилось, если бы Иисус был женат. Но в канонических Евангелиях нет сведений, что он состоял в браке. Поэтому и православные, и католики, и протестанты в этом вопросе едины — Христос не имел супруги. И уж тем более у него не было детей. Так что утверждения Дэна Брауна насчет связи Спасителя с Магдалиной — ложь.
Кстати, наиболее древние апокрифы («от Никодима», «от Петра», «от Иакова») и сочинения гностиков — противников нынешнего христианства («Евангелия от Фомы», «от Филиппа» и «от Марии Магдалины») — свидетельствуют об Иисусе так же, как утверждает церковь.
Я говорил уже в прошлых выпусках «КП», что сведения о плотских отношениях Христа и Магдалины встречаются лишь в одном относительно старинном сочинении — «Вопросы Марии». Это обычная порнография, которая существовала во все века.
Отец Василий, на страницах «КП» вы утверждали, что Дэн Браун лжет, говоря, будто христианская церковь принижает значение женщины. Однако известно, что апостол Павел заявил: «Женщина в храме да умолчит». Да и женщин-священников в христианстве никогда не было. Так что тут Браун прав.
Е. П. Никифорова, Москва.
— Можно добавить еще, что в России, например, женщинам позволили петь на клиросе лишь в XIX веке. И это решение многие считали очень спорным, дело чуть не дошло до очередного раскола. Восточная традиция, где женщина как бы «человек второго сорта», идет с давних времен и, безусловно, под ее влияние попало и христианство. Но попробуйте посчитать, скольких женщин христианская церковь почитает как святых и мучениц? Да и храмы называют как в честь святых мужчин, так и женщин. А икон и скульптур Божией Матери в мире не меньше, чем изображений самого Иисуса. Причем так было во все времена существования христианства.
Дэн Браун утверждает, что дата Рождества Христова — 25 декабря (по старому стилю) — была введена императором Константином взамен языческого праздника бога Юпитера. Зачем это было нужно?
Ярослав Талеев, учитель, Нижний Тагил.
— 25 декабря — день зимнего солнцеворота. После этой даты начинает прибывать день. Древние люди об этом знали. И на эту дату приходились праздники — чествование «верховных богов» Юпитера, Озириса, Митры, Уитцлипоштли… Новой официальной религии Римской империи — христианству — тоже требовалось приурочить к этому дню свое знаменательное событие. Им и стало Рождество Иисуса. А на самом деле точную дату рождения Христа не знает никто. Вероятнее всего, что он родился весной. Вспомним, к примеру, что младенец лежал в овечьих яслях. В это же время скот был на пастбище. Но в конце декабря в Иудее сезон дождей — скот на улицу не выпускают. Но мы ведь празднуем не определенную дату, а лишь ФАКТ Рождества Христова.
Кстати, неизвестен и точный год рождения Христа. По разным версиям, в момент казни Иисусу было 33, 30 или 28 лет. Но христиан это не должно смущать. Точный возраст Христа — задача для историков. Гораздо важнее правильно определять дату Пасхи. Ведь именно воскрешение Спасителя — начало христианства. К счастью, мы можем это сделать.
Согласна, что детей Христос не оставил. А что церковь может сказать по поводу братьев Иисуса? Если это были реальные персонажи, то значит, какие-то дальние родственники Христа все-таки живут на Земле?
Татьяна Камольцева, С.-Петербург.
— Упоминания о братьях Иисуса встречаются в апокрифических Евангелиях — например, в «Евангелии от Фомы» или «от Иакова». Якобы «братья Иисуса» — сыновья Иосифа, мужа Девы Марии, от его первой, умершей, жены Эсты. Родственниками Иисуса «по крови» они никак не могут считаться. По другой версии, братья Иисуса — дети сестры Девы Марии. В таком случае какое-то кровное родство имеет место, и кто-то на Земле может претендовать на роль «родственника» Спасителя.
Также известно, что, кроме Иисуса Христа, других детей у Божией Матери не было, и всю земную жизнь она оставалась Девой.
Можно ли назвать ребенка Иисусом?
Е. П., Тобольск.
— Это запрещено. Конечно, ребенка называют в честь какого-либо святого, который будет ему небесным покровителем. Но в качестве таковых нельзя выбирать Христа и его мать. Имя Иисус не употребляется принципиально. А если девочку назвали Марией, то считается, что не «в честь» Божией Матери, а «во славу» других Марий. Например, той же Магдалины или Марии Египетской.
Несколько теорий, представляющих другой взгляд
Есть мнение, что эти «братья» были двоюродными братьями Иисуса. Однако в каждом случае употребляется конкретное греческое слово «брат». Хотя слово может относиться к другим родственникам, его нормальным и буквальный смыслом является «родной брат». В Греческом есть слово для двоюродного брата, но оно не используется. Кроме того, если бы они были двоюродными братьями Иисуса, почему так часто о них пишется что они были вместе с Марией, матерью Иисуса? В контексте нет даже намека на что-то другое, кроме буквального кровного родства.
Другой аргумент заключается в том, что братья и сестры Иисуса были дети Иосифа от предыдущего брака, прежде чем он был женат на Марии. Существует целая теория о том, что Иосиф был значительно старше Марии, был ранее женат, имел несколько детей, а затем, овдовел. Проблема с этим состоит в том, что в Библии нет даже намека, что Иосиф был женат или имел детей, прежде чем он был женат на Марии. Если у Иосифа было по крайней мере, шесть детей, прежде чем он женится на Марии, почему же они не упомянуты в путешествие Иосифа и Марии в Вифлеем (Лука 2:4-7), или их поездке в Египет (Матфей 2:13-15), или обратно в Назарет (Мф. 2:20-23)?
Божественное и человеческое происхождение Христа
Изучая национальность Иисуса Христа, следует помнить, что Он воплотившийся Сын Божий. То есть Личность, обладающая Божественной и человеческой природами одновременно. Святитель Игнатий Брянчанинов учит:
«Родился от Девы Иисус Христос, одно Лицо в двух нераздельных и неслитных естествах, Божеском и человеческом. Божеское естество, не смотря на Свою беспредельность, не уничтожало естества человеческого. И человеческое естество, несмотря на свое неслитное существование, нисколько не стесняло беспредельности естества Божественного» (Полное собрание творений, том 4).
Икона Господа Иисуса Христа
Боговоплощение было необходимо для примирения падшего человечества с Творцом, для обновления испорченной людской природы. Зачатие Христа было непорочным и произошло при участии Святого Духа во чреве Девы Марии. Её формальным мужем (а значит и мнимым отцом Иисуса) являлся благочестивый плотник Иосиф. Говорить о национальности Богочеловека Христа можно лишь с точки зрения происхождения его земных родителей.