Последний перед Смутой. Незаметная жизнь царя Фёдора Иоанновича

Правление Федора Ивановича датируется 1584–1598 годами. Он стал последним представителем династии Рюриковичей на русском престоле, был сыном Ивана IV Грозного. Родился в 1557 году и вступил на престол после смерти отца. Кратко правление царя Федора Ивановича изучается в школьном курсе истории 6-7 класса, а потом еще раз в 10 классе в рамках подготовки к ЕГЭ.

Биография

Русский царь Федор I Блаженный был последним представителем правящей династии, основанной новгородским князем Рюриком. На престол сын Ивана IV Грозного и его первой жены Анастасии Романовны Захарьиной-Юрьевой взошел в 1584 году. Историки небезосновательно считали, что монарх был равнодушен к власти. Его канонизировали и причисли к лику святых Русской православной церкви.

Внутренняя политика

Деятельность Федора Иоанновича связана с раздачей чинов. С момента венчания на царство многие представители знати получили боярство или стали окольничими. В большинстве случаев говорить о заслуженности таких подарков не приходится, но ряд окольничих были талантливыми воеводами. Это, в частности, Н. Очин-Плещеев, Б. Засекин, И. Бутурлин, И. Туренин. В то же время отдельные представители знати не пользовались доверием и благосклонностью царя. В целом же опора на родственников помогла Федору Ивановичу успешно править.

Проводил царь и политику закрепощения крестьян, что было в интересах дворянского сословия. Царскими указами вводился запрет на крестьянский выход в отдельные периоды. В 1597 г. принимается закон, устанавливающий практику 5-летнего поиска беглецов. При царе Федоре упорядочили вопрос относительно кабального холопства. Указы 1586 г. и 1597 г. ввели необходимость официального оформления кабальных записей. С другой стороны, предпринимаемые при этом государе меры помогли стабилизировать и улучшить экономическое положение в государстве. Удалось и преодолеть кризис, спровоцированный долгой и тяжелой Ливонской войной.

Во времена царствования Федора Ивановича состоялось еще одно ключевое событие — была полностью и окончательно присоединена Сибирь.

Детство и юность

Царевич Федор Иоаннович родился весной 1557 года. Его биография началась в городе Переславле-Залесском, находившемся к северо-востоку от Москвы. Младенец стал третьим сыном в семье великого государя, в которой всего было шестеро детей.

Памятник царю Фёдору I Иоанновичу. По его указу в 1584 году был основан Царев город на Кокшаге, будущий Царевококшайск — Йошкар-Ола
Posted by Денис Царев on Saturday, August 4, 2018

Памятник Фёдору I Иоанновичу в Йошкар-Оле
Появление на свет очередного наследника было отмечено возведением часовни и церкви. Федоровский монастырь, тогда относящийся к Переславльской епархии РПЦ, сохранился до сегодняшних дней. Имя мальчик получил в честь святого великомученика Феодора Стратилата, являвшегося покровителем военных и отважных благочестивых людей.

После кончины матери, предположительно, отравленной придворными боярами, и гибели четырех сестер и братьев ребенок стал вторым претендентом на великокняжеский престол. Отец, увлеченный мыслями об опричнине и поглощенный разногласиями с советниками, не видел в потомке качеств, необходимых для управления государством, и отдавал предпочтение его старшему брату, отличавшемуся крепким здоровьем и умом.

В ноябре 1581 года ситуация изменилась — Иоанн-младший из-за семейной ссоры был убит царем. Федора, который воспитывался под присмотром нянь и представителей духовенства, стали готовить к мысли о правлении государством. Однако молодой человек, всерьез не рассматривавший шансы занять место на российском троне, проводил время в молитвах и изучал жития святых.

Примечания[ | ]

  1. 12345
    Святой благоверный Феодор I Иоаннович, царь Московский, память 7 (20) января
    (неопр.)
    . www.eparhia-saratov.ru. Дата обращения: 8 марта 2021.
  2. 12Игорь Курукин, Ирина Карацуба, Никита Соколов.
    Выбирая свою историю. Развилки на пути России: от Рюриковичей до олигархов. — Litres, 2019-01-30. — 870 с. — ISBN 978-5-457-66308-4.
  3. Соловьёв С. М.
    История России с древнейших времён. — СПб.: товарищество «Общественная польза», 1851—1879. — Т. 7.
  4. 1234Дмитрий Володихин.
    ЦАРЬ ФЕДОР ИОАННОВИЧ Когда на троне блаженный
    (неопр.)
    . Журнал «Фома» (21 сентября 2009).
  5. Кобрин В. Б.
    Гробница в московском Кремле // Кому ты опасен, историк? / Владимир Борисович Кобрин. — М.: Московский рабочий, 1992. — 224 с.
  6. Архимандрит Тихон (Шевкунов).
    Патриархи смутных времён
    (неопр.)
    (недоступная ссылка).
    cerkov.ru
    . Дата обращения: 21 апреля 2015. Архивировано 13 июля 2015 года.
  7. Музеи Московского Кремля: О МУЗЕЯХ (неопр.)
    . www.kreml.ru. Дата обращения: 8 марта 2021.
  8. Памятник царю Федору Иоанновичу открыт в историческом парке Белгорода (неопр.)
    .
    ТАСС
    . Дата обращения: 7 ноября 2021.

Правление

В последние годы правления Ивана IV Грозного на политической арене появился потомственный боярин Борис Федорович Годунов. Сын помещика, находившегося в родстве с высокопоставленными дворянскими семьями и бывший дружкой на свадьбе великого князя с Марфой Васильевной Собакиной, получил чин кравчего и статус приближенного к царю.

Выдав сестру Ирину замуж за наследника престола, будущий родоначальник новой царской династии получил опеку над Федором Ивановичем, не рвавшимся к власти и не блиставшим умом. Он сблизился с видным деятелем опричнины Богданом Яковлевичем Бельским и, по мнению историков, мог быть причастным к кончине сына Василия III.

Имея влияние на членов Земского собора, Годунов, осведомленный о слабых сторонах претендента на шапку Мономаха, уговорил представителей боярства и духовенства избрать на царство недалекого потомка Ивана Грозного. В итоге весной 1584 года Федор I вступил на престол и стал царем и великим князем всея Руси.

По мнению ряда историков, 27-летний молодой человек в силу неразвитых интеллектуальных способностей и ослабленного иммунитета не был в состоянии решать государственные проблемы. В отличие от предков, заботившихся о земном существовании, Федор пребывал в помыслах о Боге. Скрываясь за таинственной отрешенной улыбкой, он молился о бессмертной душе.

Зная все о привычках и характере сына, Иван IV перед смертью приказал совету вельмож, состоявшему из представителей дворянских сословий, руководить деятельностью наследника. В 1587 году Борис Годунов взвалил на свои плечи бремя государственной ответственности и стал фактическим правителем и государем страны.

Пока приближенные участвовали в войнах, номинальный царь, потерпевший неудачу в вялой борьбе за трон Речи Посполитой, придавал власти церковный лоск. Монашеский образ жизни сглаживал слухи о бездействии и слабоумии. Современники называли Федора «освятованным» правителем, отмаливавшим прегрешения народа.

Posted by ОД «Донецкая Республика» Ворошиловский район on Monday, July 13, 2020

Портрет Фёдора I Иоанновича

В отличие от отца, участвовавшего в боевых походах, воспитанник духовников и нянь равнодушно наблюдал за победой войска Бориса Годунова над армиями крымского хана Газы II Герая Боры. Но в честь солдат, сражавшихся за отчизну, велел построить Донской ставропигиальный мужской монастырь.

Кроме этого, в годы правления потомственного Рюриковича было начато строительство Саратова, Архангельска, Старого Оскола, а также основаны столица Сибири и крепости Тара и Сургут. Русско-шведский вооруженный конфликт разрешился присоединением побережья Балтийского моря, страна вернула территории ранее завоеванных крепостей Кексгольма, Яма и Копорье.

Федор Иоаннович подарил народу Московский патриархат, возглавляемый сподвижником Бориса Годунова — святителем Иовом. Бывший настоятель Старицкого Успенского монастыря, являвшегося духовным центром опричнины, прославился тем, что канонизировал святителей Иосифа Волоцкого и Василия Блаженного.

При сыне Ивана Грозного иностранцы получили возможность ввозить в Россию товары, не облагавшиеся налогом. При этом царь не дал статус монополистов богатым британским купцам.

По правилам «личного присутствия» торговцы не имели права предлагать покупателям чужую продукцию. В судебных делах они зависели от решений польских посредников и русских казначеев.

Последствиями внутренней и внешней политики, проводимой Федором I под руководством Бориса Годунова, считалось укрепление местного и международного статуса бояр, концентрировавшихся в столице. Страна наладила отношения с рядом заморских ханов и князей. Беспошлинная торговля, правда, лишила государство финансовых вливаний, но эта недоработка была исправлена последующими правителями и представителями купеческих семей.

Письменные источники о Фёдоре Иоанновиче[ | ]

Изображение Фёдора Иоанновича, Царь-пушка
По отзыву английского дипломата Джайлса Флетчера[4]:

«Теперешний царь (по имени Феодор Иванович) относительно своей наружности: росту малого, приземист и толстоват, телосложения слабого и склонен к водяной; нос у него ястребиный, поступь нетвердая от некоторой расслабленности в членах; он тяжел и недеятелен, но всегда улыбается, так что почти смеется. Что касается до других свойств его, то он прост и слабоумен, но весьма любезен и хорош в обращении, тих, милостив, не имеет склонности к войне, мало способен к делам политическим и до крайности суеверен. Кроме того, что он молится дома, ходит он обыкновенно каждую неделю на богомолье в какой-нибудь из ближних монастырей».

Голландский купец и торговый агент в Москве Исаак Масса[4]:

Очень добр, набожен и весьма кроток… Он был столь благочестив, что часто желал променять своё царство на монастырь, ежели бы только это было возможно.

Шведский король Карл IX отозвался о нём так:[5]

«русские на своём языке называют его „durak“».

Дьяк Иван Тимофеев даёт Фёдору такую оценку[4]:

«Своими молитвами царь мой сохранил землю невредимой от вражеских козней. Он был по природе кроток, ко всем очень милостив и непорочен и, подобно Иову, на всех путях своих охранял себя от всякой злой вещи, более всего любя благочестие, церковное благолепие и, после священных иереев, монашеский чин и даже меньших во Христе братьев, ублажаемых в Евангелии самим Господом. Просто сказать — он всего себя предал Христу и всё время своего святого и преподобного царствования; не любя крови, как инок, проводил в посте, в молитвах и мольбах с коленопреклонением — днём и ночью, всю жизнь изнуряя себя духовными подвигами… Монашество, соединенное с царством, не разделяясь, взаимно украшали друг друга; он рассуждал, что для будущей (жизни) одно имеет значение не меньше другого, [являясь] нераспрягаемой колесницей, возводящей к небесам. И то и другое было видимо только одним верным, которые были привязаны к нему любовью. Извне все легко могли видеть в нём царя, внутри же подвигами иночества он оказывался монахом; видом он был венценосцем, а своими стремлениями — монах».

Исключительно важно свидетельство неофициального, иными словами, частного исторического памятника — «Пискарёвского летописца». О царе Фёдоре сказано столько доброго, сколько не досталось никому из русских правителей. Его называют «благочестивым», «милостивым», «благоверным»,

на страницах летописи приводится длинный список его трудов на благо Церкви. Кончина его воспринимается как настоящая катастрофа, как предвестие худших бед России:
«Солнце померче и преста от течения своего, и луна не даст света своего, и звезды с небеси спадоша: за многи грехи християнския преставися последнее светило, собратель и облагодатель всея Руския земли государь царь и великий князь Фёдор Иванович…»
Обращаясь к прежнему царствованию, летописец вещает с необыкновенной нежностью:
«А царьствовал благоверный и христолюбивый царь и великий князь Феодор Иванович… тихо и праведно, и милостивно, безметежно. И все люди в покое и в любви, и в тишине, и во благоденстве пребыша в та лета. Ни в которые лета, ни при котором царе в Руской земли, кроме великого князя Ивана Даниловича Калиты, такие тишины и благоденства не бысть, что при нём, благоверном царе и великом князе Феодоре Ивановиче всеа Русии»
[4].

Современник и близкий ко двору Государя князь И. М. Катырёв-Ростовский сказал о Государе так:

«Благоюродив бысть от чрева матери своея и ни о чём попечения имея, токмо о душевном спасении». По его свидетельству, в Царе Феодоре «мнишество бысть с царствием сплетено без раздвоения и одно служило украшением другому»

[1].

Известный историк В. О. Ключевский так писал о святом Феодоре:

«…блаженный на престоле, один из тех нищих духом, которым подобает Царство Небесное, а не земное, которых Церковь так любила заносить в свои святцы»

[1].

В статье, посвящённой прославлению в лике святых Патриархов Иова и Тихона, архимандрит Тихон (Шевкунов) отметил:

«Царь Феодор Иоаннович был удивительный, светлый человек. Это был воистину святой на троне. Он постоянно пребывал в богомыслии и молитве, был добр ко всем, жизнью для него была церковная служба, и Господь не омрачил годы его царствования нестроениями и смутой. Они начались после его смерти. Редко какого царя так любил и жалел русский народ. Его почитали за блаженного и юродивого, называли „освятованным царём“. Недаром вскоре после кончины он был занесён в святцы местночтимых московских святых. Народ видел в нём мудрость, которая исходит от чистого сердца и которой так богаты „нищие духом“. Именно таким изобразил царя Фёдора в своей трагедии Алексей Константинович Толстой. Но для чужого взгляда этот государь был другим. Иностранные путешественники, соглядатаи и дипломаты (такие как Пирсон, Флетчер или швед Петрей де Эрлезунда), оставившие свои записки о России, в лучшем случае называют его „тихим идиотом“. А поляк Лев Сапега утверждал, что „напрасно говорят, что у этого государя мало рассудка, я убеждён, что он вовсе лишен его“»

[6].

Смерть

Зимой 1598 года Федор I Блаженный принял смерть по невыясненным причинам. Очевидцы, присутствовавшие при кончине, утверждали, что царь, страдавший слуховыми и зрительными галлюцинациями, просто заснул.

View this post on Instagram

A post shared by ️ VitalY Marchenkov️ (@vital.marchenkov)

Памятник Фёдору I Иоанновичу в Белгороде
Накануне он написал завещание, согласно которому власть переходила в руки жены Ирины. Советниками и опекунами царицы назначались патриарх Иов и Борис Годунов.

В житие последнего правящего представителя династии Рюриковичей говорилось, что подданные искренне скорбели об утрате. У могилы в Архангельском соборе собралось множество людей. Молва гласила, что великий князь вознесся к святителю и матери Анастасии Романовне и на небе воссоединился с почитателями церквей.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]