Реформатор Мартин Лютер и его противостояние католической церкви

В XVI веке мир погряз в хаосе Реформации, зачинщиком которой был Мартин Лютер. Одни называли его «человеком с душой дьявола», другие считали ангелом, но сегодня как протестанты, так и католики сходятся во мнении, что он не только был прав в своих суждениях, но и изменил историю Запада к лучшему.

Кто такой Мартин Лютер

Личность Лютера многими воспринимается неоднозначно.

Тот, кто в тяжелый момент своей жизни просил у Святой Анны помощи, позже прославился тем, что отрекся от культа святых. Тот, кто поклялся принять монашеский обет, вскоре отбросил институт монашества. Бывший верный сын католической церкви перевернул всю структуру средневекового католичества с ног на голову. Будучи преданным слугой Папы, с течением времени он стал отождествлять его с Антихристом. Но в то же время его противоречивая личность пробудила в Европе христианское сознание.

Историк Р. Бейнтон

Рождение и детство

10 ноября 1483 в семье Ганса и Маргариты Лютер родился мальчик, которого назвали Мартином. Семья Лютеров была небогатой, но отец был очень трудолюбивым и стремился обеспечить свою семью всем необходимым. Для этого из маленькой саксонской деревушки он переехал в Айслебен, где и родился Мартин, и устроился на работу в медные рудники. После того, как будущему реформатору исполнилось 6 месяцев, Лютеры перебрались в Мансфельд, где материальное положение семьи резко улучшилось, и Ганс Лютер перешел в статус зажиточного бюргера.

Обучение в школе

Первые жизненные трудности настигли Мартина уже в возрасте 7 лет. Родители отправили сына учиться в городскую школу, которая оказалась почти бесполезной для маленького талантливого гения: за 7 лет учебы Мартин научился писать, читать, а также выучил несколько молитв и десять заповедей.

В 14 лет мальчика переводят во францисканскую школу Магдебурга. Денег не хватало, поэтому Лютер вместе со своими друзьями пел под окнами набожных граждан, пытаясь хоть как-то подработать. Тогда его впервые посетили мысли о том, что стоит пойти по стопам отца и отправиться на рудники, но случайная встреча с женой богатого местного жителя открыла мальчику дорогу в новую жизнь.

Студенческие годы

По решению родителей в 1501 году Мартин поступил в Эрфуртский университет на факультет философии. В то время зажиточные граждане стремились дать своим сыновьям высшее юридическое образование, для которого необходимо было пройти курс «семи свободных искусств».

Подросток обладал прекрасной памятью, что позволило ему на лету схватывать новые знания. Он легко усваивал сложный материал и вскоре стал популярен среди сверстников.

Получив в 1505 году степень магистра свободных искусств, Лютер начал изучать юриспруденцию. В том же году, вопреки воле отца, он вступил в августинский монастырь в Эрфурте. Этому событию предшествуют несколько легенд. По одной из них, Мартин однажды попал в сильную грозу и в обмен на чудесное спасение пообещал вступить в Августинский орден.

Вторая же гласит, что будущий реформатор отказался от мирской жизни из-за внезапной смерти близкого друга и осознания собственной греховности.

Служба в монастыре

Лютер принял монашеский обет в 1506 году, а в 1507 был возведен в сан священника. Поначалу его деятельность в святом месте была мало связана с богослужением – Мартин прислуживал старшим, сторожил ворота, заводил башенные часы и подметал двор церкви.

Тем не менее он тщательно придерживался данных обетов, исполняя каждое указание. Погрузившись в бытие монаха, Мартин всего себя посвятил молитве, используя аскезы в еде, одежде и отдыхе, а позже вспоминал: «Если кто-нибудь и мог бы попасть в рай, живя монашеской жизнью, так это я».

Лютер продолжал учиться и развиваться. В 1508 году по рекомендации генерального викария Мартина (на тот момент уже брата Августина) направили в Виттенбергский университет в качестве преподавателя диалектики и физики.

Получив степень библейского бакалавра, Лютер смог преподавать богословие и имел право толковать библейские писания. Чтобы лучше вникнуть в их смысл, священник начал изучать иностранные языки.

В 1511 году, отправившись в Рим по делам ордена, Лютер был сильно впечатлен развращенностью римско-католической церкви, которая выдавала индульгенции за деньги, и с тех пор его отношение к церкви изменилось: священника охватили переживания, сыгравшие большую роль в формировании его взглядов.

С 1512 года Лютер получил должность профессора теологии, читал проповеди, кропотливо изучал Библию, а также исполнял обязанности смотрителя в 11 монастырях.

Личная жизнь

Вопреки всем канонам католической церкви, Лютер считал, что Господь не может запрещать людям жить в любви и продолжать свой род. Поэтому 13 июня 1525 года прошло его венчание с Катариной фон Бора, бывшей монашкой, родившей ему в браке шестерых детей. На момент заключения брака протестанту было 42, а его избраннице – всего 26.

Суровое церковное воспитание и принятые супругой аскезы сделали ее характер строгим и суровым, что ярко проявлялось в жизни супругов. В качестве места своего проживания они выбрали заброшенный монастырь августинцев. Никакого имущества у них не было, но их дом всегда был открыт для нуждающихся вплоть до того момента, как он умер.

Болезнь и смерть

Тяжелый труд и эмоциональные переживания подорвали здоровье Лютера. До самой смерти он читал лекции, проповедовал и писал книги, часто забывая о еде и здоровом сне. Болезнь подкрадывалась к нему незаметно, поначалу проявляясь головокружениями и внезапными обмороками, но потом все стало гораздо серьезнее, и доставляемые ею мучения были невыносимыми.

При жизни Мартин признался, что по ночам его часто посещал дьявол и задавал странные вопросы. Так называемая каменная болезнь заставляла его страдать долгие годы, и Лютер отчаянно просил Господа о смерти.

18 апреля 1546 года великого реформатора не стало. Его тело похоронили во дворе той самой церкви, где, согласно легенде, он когда-то прибил свои знаменитые 95 тезисов.

Долгие поиски

Лютер родился в 1483 году в немецком городе Эйслебене. Его отец, по происхождению крестьянин, сначала был рудокопом, а затем стал владельцем нескольких литейных мастерских. Детство Мартина нельзя назвать счастливым. Родители воспитывали его в строгости, и много лет спустя он с горечью рассказывал о том, каким наказаниям подвергался в то время. В течение всей жизни он не раз впадал в меланхолию и состояние тревоги, которые некоторые исследователи объясняют крайней суровостью обращения с ним в детстве и в отроческие годы. В школе поначалу дела шли не лучше, и впоследствии он вспоминал, что его секли, когда он не знал уроков. Не стоит преувеличивать значение этих ранних испытаний и считать, что они предопределили весь дальнейший ход жизни Лютера; тем не менее они, несомненно, наложили глубокий отпечаток на его характер.

В июле 1505 года, в возрасте почти двадцати двух лет, Лютер поступил в августинский монастырь в Эрфурте. К такому решению его подвели несколько причин. За две недели до этого во время грозы его охватил страх смерти и ада, и он дал обещание св. Анне стать монахом. По его собственным словам, в монастырь его привели трудные условия, в которых он рос. Отец прочил его в адвокаты и не жалел усилий, чтобы дать ему необходимое образование. Но Лютер не хотел быть юристом, и вполне возможно, что он, хотя и не сознавая полностью своих мотивов, избрал монашеское призвание как некий компромисс между планами отца и собственными наклонностями. Узнав об этом решении, старший Лютер пришел в негодование и долго не мог простить сына, считая, что тот предал благородные жизненные цели. Но в конечном счете в монастырь Лютера привела забота о собственном спасении. Мысль о спасении и осуждении буквально пронизывала атмосферу, в которой он жил. Земная жизнь — не более чем испытание и подготовка к грядущей жизни. Казалось глупым, став адвокатом, добиваться славы и богатства в настоящей жизни в ущерб жизни вечной. Поэтому Лютер как верный сын церкви поступил в монастырь с твердым намерением использовать предлагаемые церковью средства спасения, самым надежным из которых была монашеская жизнь в самоотречении.

За год послушничества Лютер пришел к убеждению, что принял мудрое решение, — он чувствовал себя счастливым и жил в мире с Богом. Настоятели быстро убедились в его необычайных способностях и решили, что он должен стать священником. Впоследствии, вспоминая о том, какие чувства переполняли его, когда он служил свою первую мессу, Лютер писал об охватившем его страхе при мысли, что он держит и предлагает само тело Христово. Затем чувство страха он начал испытывать все чаще — он считал себя недостойным Божьей любви и не был уверен, что его дел достаточно для спасения. Бог казался ему строгим судьей — подобным его отцу и школьным учителям, — Который в Судный день призовет к ответу и признает его не выдержавшим испытание. Дабы спастись от гнева такого Бога, человек должен использовать все средства благодати, предлагаемые церковью.

Но для такого глубоко религиозного, искреннего и страстного человека, каким был Лютер, этих средств оказалось мало. Считалось, что для оправдания молодого монаха перед Богом достаточно добрых дел и таинства покаяния. Лютер, однако, так не думал. Он испытывал непреодолимое чувство собственной греховности, и чем больше он стремился подавить его, тем сильнее сознавал власть греха над собой. Предположение, что он не был хорошим монахом или что он вел безнравственную жизнь, ошибочно. Наоборот, он стремился неукоснительно выполнять монашеские обеты. Он постоянно наказывал свое тело, как предписывали великие учителя монашества. Он исповедовался так часто, как только мог. Но все это не ослабляло в нем страха осуждения. Чтобы получить прощение грехов, в них надо покаяться, его же страшило, что он может забыть о каком-то грехе и тем самым лишиться награды, к которой так неустанно стремился. Поэтому он проводил долгие часы, составляя списки и анализируя свои мысли и поступки, и чем больше он этим занимался, тем больше отыскивал в себе грехов. Бывали случаи, когда, уже выйдя из исповедальни, он вспоминал о грехе, в котором не покаялся. Тогда его охватывало чувство тревоги и отчаяния, ибо грех — не просто сознательные поступки или мысли. Грех — это состояние, образ жизни, нечто гораздо большее, чем отдельные прегрешения, в которых можно покаяться священнику. Таким образом, само таинство покаяния, которое должно было приносить облегчение, на самом деле еще больше усиливало в нем ощущение своей греховности и не помогало справиться с отчаянием.

Духовный наставник посоветовал ему читать сочинения великих мистиков. Как мы уже видели, в конце средневекового периода (отчасти как реакция на разложение церкви) резко возрос интерес к мистическому благочестию, предлагавшему иной путь приближения к Богу. Лютер тоже решил пойти по этому пути, но не потому, что сомневался в авторитете церкви, а потому, что получил от своего духовника, представлявшего этот авторитет, такой совет.

Мистицизм, как и монашество ранее, на время увлек его. Быть может, здесь он найдет путь к спасению. Но и этот путь тоже вскоре завел его в тупик. Мистики утверждали, что человеку достаточно просто любить Бога и что эта любовь дает все остальное. Лютер воспринял эти слова как освобождение — ему не надо было больше вести строгий учет всех своих грехов, как он добросовестно делал это до сих пор, получая в награду лишь чувство неудовлетворенности и отчаяния. Но вскоре он понял, что любить Бога не так-то просто. Если Бог подобен его отцу и учителям, избивавшим его до крови, как он может любить такого Бога? В конце концов Лютер пришел к ужасающему выводу, посчитав, что он испытывает к Богу не чувство любви, а ненависть!

Уйти от этих вопросов и размышлений было невозможно. Чтобы получить спасение, человек должен каяться в грехах, но Лютер видел, что, несмотря на все его усилия, грех выходит за рамки того, в чем он может покаяться. По утверждению мистиков, достаточно любить Бога, но это тоже не очень помогало, так как Лютер был вынужден признать, что не может любить справедливого Бога, требующего отчета о всех его поступках.

На этом этапе духовник, одновременно являвшийся настоятелем, предпринял смелый шаг. Обычно считалось, что священник, переживающий такой внутренний перелом, как это было с Лютером, не может быть пастырем и учителем. Но духовник решил, что Лютер тем не менее должен исполнять именно эту роль. Много веков назад Иероним избежал искушений благодаря работе над древнееврейскими текстами. Лютер сталкивался с иными трудностями, нежели Иероним, но учеба, преподавание и выполнение пастырских обязанностей могли и на него оказать такое же воздействие. Поэтому Лютер неожиданно для себя самого получил назначение на должность преподавателя Писания во вновь открытом университете в городе Виттенберг.

Согласно протестантскому преданию, в монашеские годы Лютер не знал Библии и изучать ее начал только со времени обращения или незадолго до этого. Но это не так. Будучи монахом, он соблюдал уставные часы молитв и поэтому знал наизусть Псалтирь. Кроме того, в 1512 году, после прохождения курса, включавшего в себя изучение Библии, он получил степень доктора богословия.

Столкнувшись с необходимостью готовить лекции на библейские темы, Лютер начал искать в Библии новый смысл, который дал бы ему ответ и на его собственные духовные поиски. В 1513 году он начал читать лекции по Псалтири. Проведя многие годы в чтении псалмов, следующих годичному кругу богослужений, в основу которого положены главные события жизни Христа, Лютер истолковывал псалмы с христологической точки зрения. Когда псалмопевец говорил от первого лица, для Лютера это означало, что словами псалмопевца Христос Сам говорит о Себе. В Псалтири Лютер увидел Христа, переживавшего такие же испытания, как и он сам. Это стало основанием для его великого открытия. Само по себе оно могло бы привести Лютера к признанию распространенного представления, согласно которому Бог-Отец требует суда, а любящий нас Бог-Сын способствует нашему прощению. Но Лютер изучал богословие и знал, что такая дихотомия применительно к Божеству неприемлема. Поэтому утешение, которое он нашел в страданиях Христа, было недостаточным, чтобы облегчить его боль и собственные страдания.

Великое открытие произошло, по всей видимости, в 1515 году, когда Лютер начал читать лекции, посвященные Посланию к римлянам. Позднее он заявил, что преодолеть трудности ему помогла первая глава этого послания. Но далось это ему нелегко. Недостаточно было просто открыть Библию и прочитать, что «праведный верою жив будет». По его собственному признанию, это открытие он сделал после долгой внутренней борьбы и душевных страданий, ибо в начале стиха Рим. 1:17 сказано, что в Евангелии «открывается правда [или справедливость суда] Божия». Эти слова означают, что Евангелие раскрывает праведность — и справедливость суда — Бога. Но Лютеру тяжело было принять именно суд Божий. Как такое послание может быть Благой Вестью? В глазах Лютера Благая Весть могла заключаться только в том, что Бог не исполняет правосудие, то есть что Он не судит грешников. Но в Рим. 1:17 Благая Весть и суд Божий неразрывно связаны.

Лютеру претили слова «правда Божия», и он дни и ночи напролет пытался понять взаимосвязь между двумя частями этого стиха, в котором сначала провозглашается «правда [суда] Божия», а затем утверждается, что «праведный верою жив будет».

Ответ был удивительным. Лютер пришел к выводу, что «суд Божий» не означает, как он думал раньше, наказание грешников. «Правда», или «праведность» праведных принадлежит не им, а Богу. «Правду Божию» получают те, кто живет верой. Она дается им не потому, что они праведны, не потому, что они исполняют требования божественного правопорядка, а просто потому, что того желает Бог. Следовательно, учение Лютера об «оправдании верой» не подразумевает веру как нечто такое, чего мы по требованию Бога должны достигать, чтобы затем получать за это вознаграждение. Оно означает, что вера и оправдание — Божьи дела, дар благодати грешникам. Сделав это открытие, Лютер в предисловии к своим сочинениям на латинском языке писал: «Я чувствую себя рожденным заново и вижу, что передо мной открылись врата небесные. Все Писание обрело новый смысл. С этой минуты слова «правда Божия» больше не пугают меня, а, напротив, вызывают во мне невыразимое наслаждение как выражение великой любви».

Религиозная деятельность

Получив в 1512 году степень доктора Библии, Лютер начал серию библейских лекций, которую читал всю свою жизнь.

Преподавание богословия и теологии

Начальные лекции основателя протестантизма были посвящены Псалтири. Проработав ее всю, Мартин уже тогда показал, что был на вершине изучения Библии в его дни.

В то время в моду вошел так называемый Библейский гуманизм, относящийся к гуманитарным наукам – изучению античных греческих и латинских писателей, а также древнееврейской литературы. Библейских гуманистов интересовал широкий спектр тем – античные и классические авторы, как церковные, так и языческие. Кроме того, их очень интересовало овладение иностранными языками. Лютер часто пользовался их работами в своих лекциях.

Закончив лекции по Псалтири, Мартин занялся лекциями о Послании к Римлянам, прорабатывая его текст с 1515 по 1516.

В следующем году он читал лекции по Посланию к Галатам и опубликовал их в 1519 году. 1517 год ознаменован началом работы над Посланием к Евреям. К концу 1517 года священник оказался вовлечен в разногласия в церкви из-за своих 95 тезисов, поэтому второй цикл лекций пришлось начать в 1518—1519 годах, так как события Реформации навалили на него груз новых дел.

В 1535 году реформатор начал цикл лекций по Книге Бытия, который занял у него десять лет.

Проповедования

Свою проповедническую деятельность Лютер начал в городской церкви Виттенберга и поначалу совсем не собирался идти против родной католической церкви. Прихожане любили его за красноречие и набожность. В своих проповедях он часто размышлял о том, в каких отношениях находятся человек и Бог.

Для римской Церкви эти отношения были весьма понятны: Бог обращается к людям через Папу Римского, а дальше – вниз по церковной иерархии. Следовательно, Ватикан приписывал себе монопольное право на толкование Библии и считал, что может наказывать тех, кто, по его мнению, нарушил библейские заповеди.

Реформатор же отвергал «апостольское посредничество» в отношениях между Богом и человеком. Высший духовный авторитет, согласно учению Лютера, представляла собой только Библия.

После событий 1524—1525 года Лютер стал подчеркивать необразованность и глупость крестьян, говоря о необходимости подготовки грамотных проповедников.

Священник поставил себе следующие задачи:

  • создать канон вероучительных книг;
  • обучить священнослужителей проповеди правильного евангельского учения.

Именно поэтому он подготовил сборник церковных проповедей под названием «Postilla», которыми могли пользоваться священники, если не хотели читать собственные.

Начало Реформации и ее цели

В 16 веке Западную и Центральную Европу охватило движение, которое по своей социально-экономической сути было антифеодальным, а по идеологической форме — антирелигиозным.

Активисты этого движения, названного Реформацией, преследовали следущие цели: изменение взаимоотношений между церковью и государством, перестройка официальной церковной доктрины, полное преобразование организации католической церкви. Основным очагом реформации в Европе была Германия. Каковы основные идеи Мартина Лютера на этот счет и как он связан с движением Реформации? На этот вопрос мы ответим ниже.

Реформаторская деятельность Лютера

18 октября 1517 года папа Лев Х выпустил буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях «Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». Именно это и послужило началом деятельности Лютера, которая подразумевала под собой лишь искоренение злоупотреблений внутри Церкви. Он выступал против индульгенций и никак не планировал начинать конфликт с Папой Римским, а об основании собственной Церкви даже речи не шло.

Тезисы против Римской церкви

Разочаровавшись в католических учениях, Лютер пишет свои 95 тезисов, а 31 октября 1517 года, вопреки легенде, по которой он прибивает их к воротам церкви в Виттенберге, Мартин отправляет их епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому. Так и началось противостояние Мартина Лютера против Папы Римского.

Речь в тезисах идет о том, что государство не должно зависеть от Церкви, а она не должна выступать в роли посредника между человеком и Богом. Несмотря на то, что попытки противостоять католической церкви были и ранее, тезисы Лютера стали популярны и превратили простого монаха в революционера.

Папа Римский Лев Х приложил много усилий для того, чтобы угомонить непокорного, объявив Мартину анафему, отлучил его от церкви и даже добился того, что в апреле 1521 года реформатора осудил Вормский рейхстаг. Но Лютера это не останавливало, поэтому монах оказался вне закона.

Сжигание папской буллы

Споры, возбужденные Лютером, стали представлять для Церкви большую опасность, поэтому Папа решил поступить резче, и в 1520 году он издал буллу, в которой подвергал Лютера отлучению как еретика, а его сочинения подвергал осуждению.

В ответ Лютер публично сжигает эту буллу во дворе Виттенбергского университета и в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» объявляет, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации.

Выпущенный 26 мая 1521 года Вормский эдикт обвиняет Мартина в ереси, но сторонники его идей помогают спастись своему идейному вдохновителю, инсценировав его похищение. На самом деле Лютера поселили в Вартбургский замок, где он занялся переводом Библии на немецкий.

Перевод Библии

Главным для Лютера оставалась вера в Бога, а ее источником он признавал только Святое Писание. Именно поэтому Лютер решил перевести Библию на немецкий язык, причем не канонизированный ее вариант, так называемую Вульгату, а первоисточник.

Над переводом Библии реформатор работал около двенадцати лет. Первые три месяца он работал над текстом Нового Завета, опираясь на переводы Эразма Роттердамского. Подготовка немецкого перевода Старого Завета оказалась делом долгим и напряженным.

Книга под названием «Библия, которая является полным Священным Писанием на немецком» с подписью «Март. Лютер. Виттенгберг» увидела свет в 1534 году и стала самой издаваемой книгой в Германии.

Душевные терзания, которые постоянно сопровождали жизнь Мартина, не давали покоя и его переводческой работе, связанной с Библией. До самой смерти он постоянно совершенствовал свое творение, созывая «ревизионные комиссии по переводу Священного Писания». Еще при его жизни в переводе было исправлено несколько сотен ошибок.

Принятие протестантизма

Протестантизм как религия получил официальное принятие обществом в 1529 году и поначалу считался одним из течений католицизма, но через несколько лет произошел раскол, разделивший его на два течения: лютеранство и кальвинизм.

Жак Кальвин стал вторым крупнейшим реформатором, который продвигал идею абсолютного предопределения судьбы человека Богом.

Причины Реформации

К началу XVI века раздробленная Германия практически полностью контролировалась Святым Престолом. В отличие от Англии, Франции и Испании, где притязания церкви ограничивались сильной королевской властью, здесь папы и высший немецкий клир свободно и безнаказанно взимали небывалого размера поборы.

Рим с его политическим и культурным расцветом требовал огромных финансовых вливаний, а папы не стеснялись содержать двор, которому могли позавидовать европейские монархи. Германию просто грабили, что вызывало естественное возмущение ее населения. В стране была широко распространена продажа индульгенций, покупая которые прихожане могли получить прощение за любые грехи — это был лишь вопрос цены.

Беспокойство, недовольство властью и страх перед будущим определяли настроение общественности. В деревнях росло антифеодальное движение, а в городах возникали восстания против жадных священнослужителей. В университетах набирало популярность движение гуманизма, критиковавшее внешнее благочестие Рима и несоблюдение им принципов «христианской человечности», близкой к заветам Христа.

Практически все требования политических и социальных преобразований в Германии конца XV — начала XVI века включали церковные реформы, но оппозиция была слишком разнородной. В 1517 году общественные идеи и ожидания смог выразить Мартин Лютер (1483-1546 гг) — выпускник Эрфуртского университета, доктор богословия и монах ордена августинцев.

Возмущенный продажей индульгенций, Лютер в конце октября 1517 года направил архиепископу Майнца и разместил на дверях приходской церкви свои знаменитые 95 тезисов, которые в дальнейшем углублялись и разъяснялись им самим и его последователями.

Лютер стремился устранить «порчи» церкви путем ее обращения к идеалам Священного Писания и отвергал католическую догму о возможности спасения души лишь при посредничестве клира. Он подчеркивал значение совести, смирения и личного раскаяния, без которых искренняя вера и милость Божья были недостижимы.

Книги проповедника

Распространяя реформационный настрой, Лютер пользовался непопулярными в то время литературными жанрами памфлета, баллады и ксилографии.

Свои 95 тезисов он выпустил в печатном виде в форме памфлетов и листовок, поняв, что это один из лучших и простейших способов распространить собственные идеи. Во многих памфлетах автор призывал читателей обсуждать его содержание и читать вслух тем, кто не знает грамоты.

Виттенбергский священник успешно пользовался и новостными балладами, выполненными в виде описаний событий в стихотворной форме, положенных на уже известную мелодию. В новостных балладах часто объединяли благочестивую мелодию со светскими или даже богохульными текстами.

К основным и самым популярным сочинениям реформатора относятся следующие:

  • Берлебургская библия;
  • Лекции о Послании к Римлянам;
  • 95 тезисов об индульгенциях;
  • К христианскому дворянству немецкой нации;
  • О вавилонском пленении церкви;
  • Письмо Мюльпфорту;
  • Открытое письмо папе Льву Х;
  • О свободе христианина;
  • Против проклятой буллы Антихриста;
  • О рабстве воли;
  • О войне против турок;
  • Большой и малый Катехизис;
  • Письмо о переводе;
  • Похвала музыке;
  • О евреях и их лжи.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]