«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.
Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!
Святой Франциск Ассизский – великий святой, монах, миссионер, учредитель нищенствующего ордена францисканцев, названого его именем. Он ознаменовал собой важный перелом в формировании аскетического идеала, что стало одним из важнейших этапов становления новой эпохи в истории западного монашества.
Житие Франциска Ассизского
Франциск Ассизский (Джованни Франческо ди Пьетро Бернардоне) родился в небольшом древнем городе Ассизи (Италия) в семье богатого мещанина. Период учения мальчика был достаточно непродолжительным. И в 14 лет по решению отца он стал помогать ему в торговле. Франциск был любимцем молодежи и проводил свободное время в беззаботном юношеском веселье.
На протяжении многих лет юноша мечтал о карьере настоящего рыцаря. И после похода в Апулию, где ему пришло Божье видение, он обратился к Господу. Это событие стало началом обращения святого. Также важным моментом этого стала его случайная встреча с прокаженным: увидев в нём лик страдающего Христа, он обнял страдающего. С тех пор святой часто помогал прокаженным и совершал паломничества.
Помогая отцу в торговле, Франциск стал раздавать выручку бедным, что привело к конфликту с родным человеком. За это он публично лишил юношу наследства.
Мечты о рыцарстве всё же манили святого и понемногу начинали сбываться. Он принял участие в войне, но попал в плен и целый год провел в тюрьмах, где сильно заболел. Это было время размышлений о своём предназначении. И видел его юноша в милосердии и сострадании.
Лучшая статья для Вас, переходите: Преподобный Прохор Печерский
После этого он ходил в тунике в виде креста, помогая больным и прокаженным, а также начал проповедническую деятельность. Франциск самостоятельно отреставрировал три храма.
Очень быстро у него появились последователи, вместе с которыми они составили устав братства и получили утверждение его самим Папой Римским. Именно во время этого визита в Рим святой был официально посвящен в диаконы.
Святой и его братья не раз отправлялись к сарацинам, дабы обратить их в христианство, посещали и другие страны в роли миссионеров.
Важным событием в жизни Франциска стало получение стигматов – ран, напоминающих следы Господних страданий:
- на руках;
- ногах;
- в боку.
Зная о приближении смерти, святой выразил желание перенести его в “колыбель Ордена” – часовню Божией Матери Ангельской, где и смиренно почил. А двумя годами позже был торжественно причислен к лику святых.
Жизнь Франциска Ассизского, как и его роль в церковной культуре, поистине уникальна и своеобразна, о чём свидетельствует и его художественное изображение: в монашеской рясе коричневого цвета с поясом из трёх узлов, что являются символами данных им обетов: бедности, послушания и целомудрия. Также он единственный из святых францисканцев, кто имеет стигматы (раны Христа).
Исторический контекст событий
Если бы в этом мире существовала возможность на любой вопрос дать однозначный и точный ответ, человеческое существование было бы простым и легким. Т
ем не менее, мир гораздо сложнее и многообразнее, чем хотелось бы, и этот факт подтверждается биографиями религиозных деятелей.
Как правило, каждый подвижник существует в контексте своего времени, хотя и опирается на вечные истины и самый великий источник, который только возможно помыслить — Господа Бога.
Познавательно! Что считается смертным грехом в православии: список
Существование в контексте времени предполагает определенное поведение и проповедь. Подобно тому, как для разных ситуаций люди выбирают разную одежду, святые подвижники в разные эпохи говорят о разном и действуют в разной манере.
Святой Франциск появился в эпоху своеобразного расцвета христианской культуры:
минули годы гонений, когда святость доставалась христианам тяжелыми мучениями;развились административные ресурсы, и многие страны приняли христианство как собственную основную идеологию;монастыри стали не просто опорам духовного развития, но и политико-экономическим элементом с обилием ресурсов и связями.
Именно заключительный пункт из этого списка наиболее всего волновал святого Франциска. Он понимал потребность в некоторой реформации религиозного института и устоявшихся традиций, которые отдаляли монашество от духовного служения и приближали к сугубо утилитарным и практическим аспектам этого мира.
Обратите внимание! До нынешних дней сохранилось древнее прижизненное изображение святого, которое с точностью фото передает его внешность.
Основой реформации святого послужила идея бедности, которая вытекает из мысли об отречении от мира. Монах, который стремился уподобиться Христу, всегда давал обет бедности, но при этом монастыри как таковые богатели, а настоятели приобретали благодаря этому некую общественную значимость со всеми вытекающими последствиями.
В рамках этих условий Франциск Ассизский поступил весьма оригинально и создал религиозный орден, в основе которого были следующие постулаты:
Миссионерская и проповедческая деятельность монаха, который полностью не отстраняется от мира, но достигает внутренней отрешенности, продолжает оставаться полезной частью этого мира.Бедность не является чем-то отрицательным, отказом от благ, но, наоборот, является положительным достоинством, которое представляет собой следование примеру Христа.Добровольная бедность способна помочь каждому, богатому и бедному, так как в любом варианте способна приводить к евангельскому образу совершенства.
На самом деле этим религиозным идеям предшествовали и другие подобные. Из наиболее известных чаще всего называют движение вальденсов из города Лион.
Интересно! Значение иконы святителя Николая Чудотворца.
Вальденсы (названы, вероятно, по имени основателя – Пьера Вальдо) проповедовали бедность и отречение от богатства. Однако имели немного радикальные и не особенно полезные в целом взгляды. Последователи Вальдо хотели отнять все у богатых для того, чтобы раздать бедным и уравнять людей. Деструктивный характер этой идеи, пожалуй, понятен и не требует дополнительных разъяснений.
В свою очередь Франциск Ассизский предлагал своим последователям более гармоничный путь духовного развития. Святой не предлагал ничего разрушать, уничтожать и отбирать. Путь Франциска заключался в духовном преображении, через которое достигалось и преображение внешнего мира.
Расцвет христианства во времена Франциска Ассизского
Немного биографии
Дабы лучше представлять себе Франциска Ассизского, кратко опишем его биографию. На свет будущий святой появился в 1181 году в более чем богатой семье.
Это интересно! Отец Франциска был самым крупным и самым богатым купцом в городе Ассизи и воспитывал сына в любви к честолюбию и материальной состоятельности.
На примере святого мы снова можем видеть, как удивительным образом люди в полном достатке выбирают абсолютное отречение и служение Господу. Святой из Ассизи мог обладать всеми материальными благами, какими только хотел — в этом нет никакого преувеличения, так как он принадлежал к богатейшему роду. Тем не менее воспитанный в роскоши Франциск отказался от материальных удовольствий ради более высоких целей.
До нынешних дней сохранились жития святого, созданные биографами, знавшими самого Франциска. Тем не менее сведения о нем не всегда являются точными и часто дополняются преувеличениями и различными народными легендами.
Полезно знать! Чудесное житие святой Марии Египетской: кто это и в чем помогает.
Кадр из фильма «Франциск Ассизский»
Обратите внимание! Согласно легенде, на теле Франциска были стигматы, то есть раны, подобные Христовым, которые появляются у святых. Факты наличия стигматов зарегистрированы многократно на протяжении истории церкви.
Помимо молитвы от святого сохранились великолепный текст «Песни о Солнце», другие молитвы, правила для монахов, проповеди, письма и многое другое. Благодаря этому, учение святого Франциска может осветить и путь современных верующих.
Церковь Франциска Ассизского
Один из грандиозных шедевров архитектурного искусства, который носит гордое имя Франциска Ассизского, находится в Вене (Австрия). Церковь, выполненная в неороманском стиле, была построена на берегу Дуная. И это строительство продолжалось целых 15 лет.
Лучшая статья для Вас, переходите: Икона «Спас нерукотворный» в чем помогает
И сегодня храм, имеющий великую и интересную историю, является местом паломничества многих людей со всего мира. Ведь это не только красота, запечатлённая в камне, это символ неувядающей веры и вечного служения Господу.
Православные иконы и молитвы
Для православных женщин со всеми вопросами, которые у них возникают
Прочитала информацию, что он почитаем и любим почти всеми и даже атеисты к нему уважительно относятся.
Ну типа – это как своими словами после основных молитв. т.е вместо своих слов иногда использовала эту молитву
Сделай меня орудием своего мира,
Там, где ненависть, дай мне сеять любовь,
Где обида — прощение,
Где сомнение — веру,
Где отчаяние — надежду,
Где скорбь — радость.
Сделай так, чтобы я не столько
Искал утешения, сколько утешал;
Не столько искал понимания, сколько понимал;
Не столько стремился быть любимым, сколько любил.
Ибо отдавая, мы получаем,
Прощая, получаем прощение сами, и
Умирая, рождаемся к Жизни вечной
“Возомнив себя равным Богу, ассизец говорил впоследствии: «я не сознаю за собою никакого прегрешения, которое не искупил бы исповедью и покаянием». Насколько далеко он отдалился от Бога, можно понять хотя бы из сопоставления этой его фразы с духовным откровением аввы Дорофея: «. чем более кто приближается к Богу, тем более видит себя грешным»; напротив, чем более отдаляется, тем чище сам для себя становится, не замечая собственных грехов.”
Отношение монахов к живой природе
Франциск Ассизский отстаивал ценность природы, проповедовал сострадание и милосердие в отношении всего сущего. Свои проповеди подвижник читал всему живому, в том числе — зверям и птицам. Во всей природе он видел отражение её Создателя, именовал всех живых существ своими братьями и сестрами.
Святой Франциск верил, что в любом явлении природы присутствует Создатель
Любовь к животным подтолкнула Святого к принципиальному отказу от их убийства, хотя ранее он не был вегетарианцем. Он старался вызволять птиц и зверей из неволи, многие из них не хотели покидать спасшего их человека и оставались рядом с Франциском. Так, спасенный орел остался жить с подвижником и будил его по утрам.
Святой кормил насекомых медом, убирал дождевых червей с дороги, спасал ягнят от бойни, зайцев из капканов. Весь мир, в понимании Святого, был одной семьей, объединенной любовью к своему Отцу и Создателю. В любом из животных праведник видел элемент святости, подчеркивал присутствие Творца в разнообразии всех живых форм.
Он был твердо убежден, что природа не была создана для человека, а имеет собственную ценность. Поэтому и отношения человека с природой должны быть лишены принципа потребительства, основываться на взаимодействии и взаимоуважении.
Интересно знать! Из-за подобных убеждений святой Франциск считается покровителем экологов. Ему молятся, если какое-то животное нуждается в помощи.
Архитектура
Здание церкви Сан-Франческо выглядит, как классическая однонефная базилика, наделенная «Т»-образным силуэтом.
При этом самым нижним этажом является усыпальница, хранящая останки Франциска Ассизского, вторым подземным этажом служит Нижняя церковь, а венчает строение роскошная Верхняя церковь. Ко входам в надземный и подземный ярус примыкают площадки.
Особую легкость белоснежному зданию придают ряды арок, украшающие церковь с севера. Многочисленные детали внешнего фасада храма, стрельчатые порталы, вытянутые вверх элементы, свидетельствуют о готическом архитектурном стиле, в котором также чувствуется влияние итальянских традиций. Иначе говоря, перед посетителями предстает готика, лишенная мрачной подоплеки.
Крипта
Вход в гробницу святого Франциска находится в нефе Нижней церкви. Каменная усыпальница укрыта под центральным алтарем. В стенах крипты вырезаны 4 ниши, в которых хранится прах учеников святого: Анджело Танкреди, Массео, Руфино, Лионе. Есть подземный тоннель, ведущий к крипте. На протяжении истории существования церкви этот вход был долгое время под запретом, а затем вновь стал функционировать.
Сама по себе крипта имеет минимальное убранство, которое она получила в 1932 году. До этого были попытки придать гробнице более торжественный вид, который, однако, перечил концепции отречения от роскоши Франциска и его ордена.
Нижняя церковь
Помещения Нижней церкви приняли ухоженный вид в 70-х годах 13 века. Структура подземного яруса такова: центральный неф, окруженный капеллами. Росписью нефа занимался художник, ныне известный как мастер святого Франциска. Мастер изобразил 10 картин, 5 из них иллюстрируют мучения Христа, другие 5 фресок посвящены жизни святого Франциска. Сводчатый потолок нефа выглядит поистине завораживающе – он покрыт синей краской, на которой золотом мерцают звезды.
Капелла святого Мартина
Часовня, посвященная раннехристианскому святителю Мартину Турскому (лат. Martinus), жившему в 4 веке н.э., была поручена заботам художника Симоне Мартини (Simone Martini). На протяжении 2 лет, с 1317 по 1319 годы, мастер выписал в капелле фрески, посвященные чудесам святого Мартина. А также были изображены 4 картины, на которых фигурируют королевские особы в окружении святых.
Капелла Марии Магдалины
Вдохновителем создания часовни, посвященной Марии Магдалине считают епископа Ассизкого Теобальдо Понтано. Капелла была построена в начале 14 века, и главной ее ценностью являются фрески Джотто. Шесть панно изображают святую во время пришествия воскресшего Иисуса, возрождение Лазаря, в разговоре с епископом Понтано.
Наиболее драматичной считается картина под названием «Noli me tangere!» («Не трогай меня»). Оживший сын Божий запрещает людям прикасаться к нему, во всем облике Магдалины сквозит отчаянье и мука, она не верит своим глазам.
Трансепт
Поперечина «Т»-образной структуры Нижней церкви была оформлена в несколько приемов. Неизвестный художник так называемый мастер Святого Николая, Джотто и его ученики, а также Чимабуэ трудились на протяжении 13-14 веков над трансептом. Фрески изображают рождение и детство Иисуса, побег в Египет, Распятие. Особенно высоко ценится картина «Мадонна со Святым Франциском» кисти Чимабуэ, считается, что это лучший образец творчества мастера.
Еще один мастер, приложивший свои руки к оформлению подземного яруса храма – Пьетро Лорецетти. Его работы можно увидеть в южном крыле трансепта. Фрески, датированные 1320 годом, получили название «Страстной цикл». На них, в присущей Лоренцетти, экспрессивной манере, изображены мучение и казнь Христа. Сцена распятия наполнена особенной глубиной, благодаря глубокой игре красок и проработке лиц.
Капелла Иоанна Крестителя
Небольшая часовня, примыкающая к трансепту, славится удивительной фреской работы Лоренцетти «Мадонна деи Трамонти». Лик Божьей матери с младенцем нарисован на стене, противостоящей окну. На закате солнце покрывает золотистым светом фреску, которая получила второе название «Мадонна заката».
Апсида
Апсида Нижней церкви украшена главным алтарем, выполненным из цельного куска мрамора. Папский алтарь окружают многочисленные арки, исполненные в готической манере. Деревянные хоры были установлены в 15 веке, фрески, украшавшие своды апсиды, были значительно подпорчены в 17 столетии.
Тем не менее, до наших дней дошли росписи четырех парусов свода, объединенные общим названием «Райский свод». Потолочные клинья украшены аллегорическими изображениями Целомудрия, Послушания, Бедности. Три добродетели являлись краеугольными для святого Франциска, изображенного на 4 парусе. Авторство картин приписывали Джотто ди Бондоне, а также его ученику, получившему прозвище «Мастер парусов».
Верхняя церковь
В помещениях Верхней церкви гармонично сочетаются готическая архитектура и многочисленные фрески, украсившие своды и стены базилики.
Ряды витражных окон позволяют солнечному свету проникать в храм, наполняя жизнью библейские картины.
Францисканский цикл. Фрески Джотто ди Бондоне
Наиболее масштабной работой по украшению церкви святого Франциска считают цикл из 25 фресок, выполненный Джотто и его учениками.
Картины Нового Завета появились на потолках и стенах храма отнюдь не в одночасье. В 1282 году Джотто впервые приступил к работе, на тот момент еще в качестве ученика Чимабуэ. Кисть 25-летнего мастера одухотворила стеновые панно в продольном нефе Верхней церкви.
В качестве опорного материала для фресок использовалась не только Библия, но и жизнеописание Франциска Ассизского – книга «Legenda Maior». Ученые, да и простые обыватели, отмечают небывалую красоту и глубину прорисовки фресок Джотто.
Молодой мастер действительно совершил революцию в своем деле: вывел новый состав красок и писал картины по мокрой штукатурке. Художник не ограничивался двухмерным восприятием, отринув стандартные рамки фресочного искусства.
Цикл фресок Джотто отличается красочностью и простотой сюжетов, которые неизменно располагают к себе посетителей храма. Историки отмечают, что на картинах изображены настоящие уголки средневекового Ассизи, а также реально существовавшие люди, с большой долей достоверности.
В 90-х годах 13 столетия Джотто и его мастера написали большую часть фресок францисканской тематики. Сам же ди Бондоне ограничился прорисовкой ключевых фигур, а также занялся оформлением стены и свода над входом в Верхнюю церковь (Вознесение Христа и Сошествие святого Духа).
Свод Отцов
Вплотную к 1300 году Джотто занялся росписью свода храма, на него были нанесены изображения четырех Отцов Церкви: Григория, Иеронима, Августина, Амброзия. Святые отцы изображены в окружении своих помощников, занятые делами церкви. Поражает любовь мастера к мелким деталям и реалистичная прорисовка окружающих предметов.
Трансепт
Большую часть западного трансепта украшают фрески Чимабуэ, написанные на протяжении 80-х годов 13 века. Мастер выполнил 4 крупных картины, применив краски, богатые свинцом. Со временем краски потемнели, фрески потеряли свою целостность.
Неф
Верхняя церковь ранее имела неф, который украл цикл из 32 фресок, иллюстрирующих Новый и Ветхий Заветы. Масштабные картины были написаны мастерами церковной живописи: Якопо Торитти (Jacopo Toritti) и Пьетро Каваллини (Pietro Cavallini). Мощное землетрясение 1997 года повредило здание храма Сан-Франческо в Ассизи, творчество средневековых художников было утрачено.
Колокольня
С южной стороны к базилике примыкает колокольная башня около 60 метров высотой, построенная в 1239 году.
Белоснежный столп венчает открытая звонница, убранная арками. В ней расположены 7 колоколов, самый большой весит 51 тонну и назван в честь Франциска.
Все колокола имеют электропривод, поскольку вес наименьшего из них составляет 4 тонны. Храм Сан-Франческо в Ассизи перезвоном могучих колоколов созывает паству из самых удаленных уголков города.
В чем помогает святой
Святой Франциск стал примером для многих христиан разных сословий, которые видят в нем достойного подражателя Христу.
К нему обращаются с молитвой в разных случаях:
- при тяжелых заболеваниях, причиняющих огромные страдания;
- для укрепления веры и духа в трудные времена жизни;
- о защите от искушений;
- для установления мира и взаимопонимания с близкими людьми.
С молитвой к Франциску Ассизскому также обращаются люди искусства, которые создают музыкальные, литературные и художественные произведения.
Правила чтения
Чтобы святой откликнулся на обращение и пришел на помощь, необходимо правильно настроиться на молитву. Поскольку сам Франциск Ассизский всю жизнь помогал нищим и страждущим, стоит раздать милостыню нуждающимся, которых всегда много у стен церквей. Молитву возносят в любое время суток, но лучше делать это с утра, перед принятием пищи, или перед сном. Поскольку молитвы, обращенные к пророку, не длинные, стоит выучить их наизусть и постараться вникнуть в каждое произносимое слово.
Также священники рекомендуют иметь дома образ святого Франциска, который можно приобрести в церковной лавке. Перед началом ритуала зажигают лампадку или церковные свечи, чтобы настроиться на нужное настроение. Произносят текст трижды с небольшим перерывом, не забывая в конце обряда поблагодарить святого за помощь.
Если с молитвами обращается женщина, она должна обязательно покрыть голову косынкой и надеть скромную одежду, соответствующую случаю. Даже если святой не сразу отвечает на просьбы, не стоит унывать, необходимо продолжать с верой молиться и ждать ответа.
Другие молитвы, обычно читающиеся вместе с «Молитвой о мире»
Вместе с молением «Господи, сделай руки мои продолжением Мира Твоего», к наиболее важным молитвам святого обычно причисляют и отрывки из других его христианских гимнов и песнопений. Это:
Первое молитвенное обращение святого к его ордену (« дай нам, несчастным, поступать по Твоей воле, делать, что Ты хочешь, и всегда хотеть того, что Тебе угодно »).Так называемая «Молитва перед Распятием» — « освети тьму моего сердца и дай мне истинную веру, ясную надежду и совершенную любовь, разумение и познание…».
Миссионерская деятельность ордена во время Крестового похода
В 1219 году подвижник миссионером отправился вместе с пятым Крестовым походом к сарацинам, желая обратить египетского султана в христианскую веру, что, впрочем, ему не удалось. Несмотря на это, Франциск добился уважения султана и получил от него охранную грамоту. Монахи ордена основали монастырь в Иерусалиме, для защиты гроба Господнего. Охрана Святой Земли навсегда осталась делом ордена францисканцев.
На первый взгляд, Крестовый поход оказался неудачным для подвижника. Франциск отправился туда с целью проповедовать Евангелие сарацинам, но сам оказался простым паломником. Тем не менее, он первым принес в шатры мусульман истинное христианство, живой образ Христа и готовность умереть за ближнего.