Иудейская пасха — Песах. История и традиции праздника


Слова «Пейсах» и «Пасха» так созвучны, что можно подумать, будто это названия одного и того же праздника в разных языках. Правильнее сказать, что это одно слово, «пасха» – искаженное «пейсах», его произношение на латыни. В обиходе Пейсах принято называть «еврейской Пасхой», но ничто кроме названия эти праздники не связывает и посвящены они совершенно разным событиями. Эти два дня не имеют пересечений, воскрешение Христа случилось вовсе не в день Пейсаха, как можно подумать. Что же означает этот праздник для иудейской религии и как он пересекается с христианским каноном?

История праздника

Согласно традиционным верованиям, Песах отмечается в знак исхода иудеев из плена египетского. Подробное повествование о мытарствах еврейского народа излагается во второй книге Моисея – «Книге Исхода». Это второй из пяти томов Торы.

Само слово «песах» переводится как «перепрыгнуть». По другой версии — «проходи дальше». Что за праздник Песах? История иудейского народа начинается со времен Иакова. Он поселился с семьей на земле фараонов и жил богато и счастливо. Но годы шли, сменялись правители Египта, писались новые законы и устанавливались новые правила. Людей, прибывших из других стран, стали притеснять. Постепенно род Иакова из мирных поселенцев превратился в рабов.

Тем временем Моисею явились чудеса Господни. И приказал Бог ему следовать в земли египетские и освободить еврейский народ. Чудеса он посылал в знак своего намерения и благословения. Моисей предстал перед фараоном, но тот отказался отпустить иудеев. Тогда Господь наслал на него десять казней. Страшные бедствия захватили Египет: по стране пронесся мор и убил стада скота, пропал весь урожай.

Несмотря на грозящий голод и разруху, фараон не соглашался отпускать рабов. И пришло время самой страшной десятой казни. Господь проклял народ на земле египтян и сказал, что в одну ночь будут убиты все первенцы в каждом доме. Моисею же Бог дал предостережение. Для защиты иудеев и их детей на каждом доме, где они жили, необходимо было нанести метку. Вечером, перед наступлением кровавой ночи, евреи зарезали ягненка и его кровью на каждой двери нарисовали охранный знак. Ангел смерти увидел отметину и обошел еврейские семьи стороной. И в ночь на четырнадцатый день месяца нисана Ангел убил всех первенцев египтян, а еврейские первенцы остались невредимы. Именно этот знак и называется «Песах» (с иврита — «проходи мимо»). Только после этого фараон отпустил народ иудейский с Моисеем. Так четырнадцатый день нисана ознаменовался освобождением еврейского народа из под гнета египтян. И все дети иудеев были спасены.

Когда выходит и заходит Песах в 2021 году у иудеев

Праздник обычно начинается в месяц Нисан с вечера 15-го числа, и длительность его 7 дней в Израиле, и 8 — в других странах. В 2021 году начало Песах – 27 марта, окончание, соответственно, 2 и 3 апреля.

Дата плавающая, вычисляется по лунно-солнечному календарю, и обычно устанавливается в период середины марта – средина апреля по григорианскому календарю.

Почему именно 7 дней длится еврейская Пасха? Именно этот промежуток времени понадобился египетскому войску, которое послал вдогонку правитель, опомнившись и пожалев, что отпустил их народ восвояси. Но Господь разверз воды Красного моря, к которому они как раз приблизились, и иудеи смогли быстро пройти сквозь него. Египетское войско же потонуло в морских пучинах.

В следующие годы даты праздника будут такими:

  • 2022 г. – 14-23 апреля;
  • 2023 г. – 5-13 апреля;
  • 2024 г. – 22-30 апреля;
  • 2025 г. – 12-20 апреля.

Значение праздника для иудеев

Темой Исхода пронизана вся религия евреев. Следующие за ним события связаны с приходом на Израильскую землю и созданием отдельного государства. В древние времена праздник знаменовался гуляниями, богослужениями и торжественной трапезой с ритуальным умерщвлением ягненка.

Время празднования исхода евреев с египетской земли совпало с праздником прихода весны. Поэтому у торжества есть ряд схожих названий. Песах – основное наименование, смысл ритуального действа в чествовании еврейского народа в знак освобождения и получения независимости.

Второй вариант – Хаг а-Мацот, от слова «маца». Такое название у праздника появилось в связи с тем, что, уходя из Египта, измученные иудеи так спешили, что не успели взять с собой практически ничего. Еды у них тоже не было, хлеб приходилось готовить на ходу из того, что имелось в наличии. Так появилась маца – бездрожжевой хлеб. С ней связаны интересные ритуалы современного празднования Песаха.

Еще один вариант – Хаг а-Авив, в переводе — праздник весны. Это традиционный весенний праздник у многих народов, и иудеев в том числе. Знаменует начало посева, радость и новое рождение природы.

Четвертый вариант – Хаг а Херут, праздник свободы. Значение относится также к исходу иудеев. Песах по еврейским верованиям празднуется как время освобождения и справедливости. Существует целый свод законов празднования Песаха, название его – Псахим.

Как поздравить еврея с Пасхой

Чтобы порадовать знакомого еврея с праздником, нужно выучить всего несколько слов из тех, которые традиционно произносят в дни Песах. Они не сложные для запоминания, но обязательны для каждого иудея в эти дни.

  1. «Пейсак самаэйах» – в переводе «Счастливой Пасхи», самое краткое и простое поздравление.
  2. Можно еще проще – «Хаг самэйах», что означает буквально «Счастливого праздника».
  3. Или так: «Хаг Песах самеах», переводится это как «Веселого праздника Пасхи»!

Если еврейские слова покажутся сложными, можно просто пожелать от души счастливого праздника, любви, благополучия, достатка, мира и процветания. Чтобы не гас в душе огонек надежды, а вера в лучшее всегда была путеводной звездой по жизни. И главное – сделать это от души и чистого сердца. Тогда пожелания точно сбудутся и подарят поздравляемому радость и веселие.

Подготовка к празднованию

Предшествует торжеству генеральная уборка. Особенность ее в том, что хозяину или хозяйке дома необходимо вынести и уничтожить то, что способно бродить (квасное). В эту категорию попадают все хлебобулочные изделия, крупы и злаковые, соусы и много чего еще. Эти продукты можно съесть до праздника или отнести в дом людей другой веры на хранение. Квасные изделия называются хамец.

Желательно, чтобы в процессе подготовки к празднику принимало участие все еврейское семейство. Так уборка проходит более тщательно, ведь запрещено нахождение даже крошки хамеца в жилище. Всю имеющуюся посуду промывают горячей водой, очищая от остатков пищи. Перед первым днем иудейского праздника Песаха традиционно хозяин дома со свечой в руке обходит все комнаты. В руках у него должны быть перо и ложка. Этот процесс символизирует розыски хамеца в доме. Найденное необходимо немедленно уничтожить.

Каббалистическое учение говорит о том, что брожение теста символизирует гордость в человеке — то, о чем он думает, когда его кто-то задел, обидел. Уничтожение хамеца направляет верующих на усмирение гордыни. Песах возрождает божественное в душе. Поэтому необходимо вымести из нее все лишнее, забродившее.

Ритуалы

Единственный хлеб, который разрешен в иудейскую Пасху, это маца. Она символизирует ту спешку, с которой евреи вырвались на свободу из рабства. Маца – это лепешка из не успевшего подойти теста. Готовность мацы достигается в период не более восемнадцати минут. К празднику готовят специальную лепешку, она называется шмура.

Для первого вечера празднования Песаха изготавливают три мацы и выкладывают одну на другую. К первому ужину готовятся все члены семьи. На стол накрывают самую лучшую скатерть и ставят красивую посуду. Если есть приборы из серебра, то разрешается использовать их. Особо верующие семьи держат отдельный набор посуды для торжества. На стол подают горькую зелень в знак горечи, перенесенной народом Израиля, и вино. Напитки для празднества должны быть приготовлены только евреем, иначе сок или вино будут считаться некошерными.

Существует отдельный свод правил иудейского праздника Песаха – Агада. Перед началом празднования хозяйка дома зажигает свечи, их должно быть не менее двух. Если Песах выпал на ночь с пятницы на субботу, то свечи используют те же, что для Шаббата. Зажигают их за восемнадцать минут до того, как солнце сядет за горизонт. На свечи читаются молитвы и благословения.

Когда Песах наступает в субботу, свечи ставят максимум через пятьдесят минут после захода солнца. В другие дни недели их вносят непосредственно перед началом празднования, но от огня, который был разожжен до захода солнца. Такие тонкости связаны с верованием, что в Священную Субботу нельзя прикасаться к тому, что дает огонь. А в праздники нельзя создавать пламя, но есть разрешение передавать его от одного человека к другому, зажигая свечу от другой свечи, например. Таким путем праздник отделяется от будней, освящается пламенем.

Евреи и неевреи, собранные вместе в Иешуа

Однако мы живём в потрясающее время, и за последнее столетие сделаны колоссальные шаги по исцелению этого разрыва между евреями и неевреями. За последние 19 лет к вере в Иешуа как Мессию пришло больше евреев, чем за последние 19 веков вместе взятых! И всё больше верующих неевреев проявляют интерес к еврейским основам своей веры. Много церквей проводят пасхальные седеры, рассказывающие больше о празднике, и возросло понимание народа Израиля, поскольку Библия за последние несколько столетий стала активно переводиться и печататься.

Нам суждено стать “одним новым человеком” в Мессии, и это цель, к которой Бог несомненно приведёт нас. У Его Сына, Иешуа, будет только одна невеста, не две! Важно помнить, что означает смерть Иешуа и Его воскресение, и что этим уже совершено. Павел убеждает нас в Послании Колоссянам:

“И вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою. Итак никто да не осуждает вас за пищу, или питие, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе.” (1 Кол. 2:13-17)

Источник — oneforisrael.org Перевод — Анна Иващенко для

Пожертвовать Последнее: 05.07. Спасибо!

Подписывайтесь: Telegram • Facebook • • • Twitter • Instagram • Youtube

Седер Песах

В первый вечер праздника евреи собираются за богатым столом. Этот вечер называется Седер. Его суть сводится к тому, что евреи вспоминают исход из Египта (поминать в иудаизме запрещено, поэтому каждый Седер еврейские семьи заново проживают освобождение). Первым делом на стол ставится специальное блюдо. На нем в строго определенном порядке расположена кошерная пища. Каждый приготовленный продукт несет свой смысл и символику. Даже его место на блюде выбрано не просто так. Существует определенный порядок действий (само слово Седер переводится как «порядок») в процессе празднования первого вечера Песаха. Он состоит из нескольких этапов:

1. Кадеш. На этом этапе произносится молитва из трех благословений. Ее название – Кидуш. Этим действием дается благословение на празднование. Выпивают первый бокал вина. Рекомендуется для этих целей начинать с небольшой емкости, дабы выпить все целиком без остановки.

2. Урхац. Омовение рук. В процессе ритуала глава семьи восседает в начале праздничного стола. Предметы для совершения процедуры ему преподносят остальные члены семьи.

3. Карпас. Этим словом называют блюдо, состоящее из овощей. Для его приготовления используют картофель, сельдерей. Оно является символом тяжелого труда, который выполняли иудеи на египетской земле. Карпас перед тем как съесть обмакивают в воду с растворенной солью, символом слез, читают молитву-благословение.

4. Яхац. Приготовленную для торжественной трапезы среднюю мацу ломают на несколько кусочков. Самый крупный ломтик заворачивают в салфетку и прячут в доме. Тот из детей, кто найдет этот кусочек, получит подарок. Название этого ломтика мацы – афикоман. Оставшиеся кусочки прячут между двумя другими мацами.

5. Магид. На этом этапе пересказывают легенды по Агаде, истории об исходе евреев и о том, как зародился Песах. Изначально воспроизводят на иврите и в случае необходимости позже переводят для гостей. Далее младший ребенок задает главе семьи четыре вопроса о том, как отличается ночь Песаха от других, есть ли чего стыдиться евреям, почему иврит и историю израильтян забывают и об уважении к иудеям. Суть вопросов сводится к тому, что народ был рабом, а теперь освободился и может помнить свою историю и жить открыто, с гордо поднятой головой. Диалог строится в каждой семье, эта традиция уникальна и является центральной в ритуале Седера. После этой речи опустошают второй бокал вина.

6. Маца. Над второй мацой совершают молитву. Верхнюю разламывают на количество кусков, равное количеству присутствующих на торжестве. Съесть этот кусочек нужно в расслабленной позе, полулежа на подушках, как символ обретенной свободы и независимости.

7. Марор. Следующее блюдо, за которое принимаются празднующие, символизирует всю горечь иудеев в рабстве. Марор представляет собой горскую зелень или смесь с хреном, ее макают в харосет (своеобразный соус). Можно сочетать продукты, например, сделать бутерброд из мацы и марора. Он называется корех.

8. Шульхан-орех. Этап, на котором начинается пир. Можно есть все то, чем богаты хозяева стола. Подают суп, печеное мясо или рыбу.

9. Цафун. Процесс съедения нашедшегося кусочка мацы. Его делят на всех присутствующих и соединяют с той мацой, которая есть на столе. Это финальный прием пищи, после него трапезничать запрещено.

10. Барех. Заключительный момент. Читают молитву и опорожняют третий бокал вина.

Перед тем как выпить четвертый бокал, открывают дверь и «впускают» пророка Илию. Он оповестил иудеев о наступлении избавления от рабства и считается предвестником прихода Спасителя. Его бокал остается на столе нетронутым. Все присутствующие же допивают четвертый бокал вина, сопровождая это действо молитвами. В завершении праздничного вечера поют песни на тему иудейской Пасхи. Все участники трапезы общаются на богословские темы и о традициях празднования. Старшие делятся житейскими мудростями (ниже на фото — Песах в иудейской семье).

Традиции Песаха

  • К Песаху евреи начинают готовиться за несколько недель. Во всех домах проводится генеральная уборка, сжигается или продается нееврею вся «некошерная» еда, то есть хамец.
  • В утро накануне Песаха начинается пост мужчин-первенцев в память о спасении первенцев Израиля. Но фактически большинство первенцев постятся лишь до окончания утренней молитвы в синагоге. Согласно традиции, тот, кто принимает участие в трапезе по поводу радостного события, освобождается от необходимости поститься.
  • Вечером 14 нисана вся семья и гости, пришедшие в дом, собираются за праздничным столом и читают Пасхальную Агаду — историю Исхода евреев из Египта. Эта трапеза называется «седер» («порядок» на иврите) и является важнейшей частью праздника. Пасхальный седер проводится в определенном, строго установленном порядке, где каждому действию отведено свое место и свое время.
  • Праздничный ужин обязательно подают в красивой посуде. В религиозных еврейских семьях, как правило, есть полный комплект посуды специально для Песаха. Многие покупают к празднику новую посуду, которую сначала погружают в кипяток, чтобы убрать любые следы масел или материалов, которые могли содержать хамец.
  • Особенным атрибутом седера также являются мисочки с соленой водой. Таким символичным образом евреи чтят память женщин, которые пролили слезы, узнав о приказе фараона убить всех первенцев.
  • Во время трапезы каждый взрослый еврей должен выпить четыре чаши вина, которые означают обещания Бога для еврейского народа. Дети пьют виноградный сок.
  • Трапеза заканчивается «афикоманом» — завершающим блюдом. Во времена Храма афикоманом была пасхальная жертва, а после его разрушения — кусок мацы, который отламывают в начале седера. Афикоман принимают перед вкушением третьей чаши — чаши искупления.
  • Заповедь также предписывает съесть на седере по меньшей мере один кусок мацы размером с оливку. Ритуал седера предусматривает за вечер несколько моментов, в которые съедается маца. В течение седера также предписывается попробовать горькую зелень (от хрена до листьев салата) — марор.
  • День, следующий за пасхальным седером, — это первый день праздника. Для религиозных людей — это день молитвы и отдыха, когда запрещена всякая работа. Для светской части населения Израиля это выходной день, который принято проводить с семьей, друзьями, близкими. Далее следуют пять дней, так называемых полупраздников, когда часть учреждений работает полдня, а часть — не работает вовсе. И завершает пасхальную неделю еще один праздничный день.
  • Иудеям в течение праздника запрещается употреблять в пищу хлеб и любые другие продукты, содержащие зерновые, которые подверглись закваске. Тора (Пятикнижие) повелевает есть в эти дни мацу (опресноки). По легенде, перед Исходом евреи не успели заквасить тесто, поэтому напекли пресных лепешек. Правда, есть свидетельства, что пастушеский праздник опресноков отмечали еще до Моисея. Но до сих пор маца — пресные лепешки, которые полагается есть в Песах, — напоминание о хлебе, который ели евреи, спешно покидая Египет.
  • Песах, так же как Суккот и Шавуот, — это праздник паломничества в Иерусалим.

Что должно присутствовать на праздничном столе?

Перед началом вечера Седер иудеи определяют, какое место за столом достанется каждому из гостей. Подобным образом распределяются блюда, которые будут подавать к столу.

Единственным возможным хлебом, как уже упоминалось, является маца. Из бездрожжевой муки евреи делают пироги, клецки для супа, бутерброды, добавляют в салат и делают блинчики. Вкус пресной мацы возвращают иудеям память предков, символизирует лишения и горе, которые довелось перенести этому народу. Из ягненка на косточке готовят специальное блюдо – зроа. Вместо агнца можно использовать курицу. Это блюдо символизирует принесенного в жертву Спасителю барашка, кровью которого наносили знаки песах на двери еврейских домов.

Бейца – яйцо, сваренное вкрутую. В иудаизме оно означает возрождение и счастливую жизнь. Марор – горькая зелень (латук, хрен, базилик). Карпас – грубые овощи (часто вареный картофель) как символ непосильного труда рабов на египетской земле. Соус харосет – олицетворение жидкой смеси для постройки пирамид в Древнем Египте. Его использовали рабы-иудеи. В состав входят: яблоки, вино, приправы и грецкий орех. Существует масса рецептов по его приготовлению. На столе, как правило, дополнительно присутствуют орешки, фрукты.

Из напитков используется кошерное домашнее вино или виноградный сок. Отдельно взятый фужер олицетворяет четыре обязательства, которые Господь озвучил иудеям на исходе: «И выведу вас из-под ига египтян…», «И избавлю вас…», «И спасу вас…», «И приму вас…».

В первые сутки празднования евреям запрещено работать. Принято посещать синагогу, молиться, следовать традициям. Священнослужители благословляют народ на Песах.

Праздничные будни

В последующие шесть дней иудейская Пасха продолжается. Застолий, подобных Седеру, больше не будет. Благочестивые евреи работают меньше, когда празднуется Песах, или не работают вовсе. Ошибочно думать, что весь период празднования наполнен молитвами и поглощением пищи. На второй день принято посещать родственников, совместно с ними отдыхать и расслабляться. В Песах нельзя ни о ком забывать. Одиноких людей приглашают к столу соседи или знакомые. Израиль наполняется единым духом, общностью. Иудеи много общаются между собой, навещают родственников, с которыми долго не виделись.

Еврейский пост

Пост евреев перед Песах имеет также название пост первенцев, сделанный в честь спасенных еврейских новорожденных в Египте.

Пост очень строгий, начинается на кануне праздника и длится от рассвета до заката, запрещает:

  • употреблять пищу и питье;
  • чистить зубы;
  • полоскать полость рта.

Постятся перед еврейской Пасхой исключительно люди мужского рода, первые дети отца, либо матери. В случае несовершеннолетия ребенка, поста придерживается отец. Даже, если до первого ребенка мать теряла своих первенцев, то первый рожденный ребенок должен выдержать пост.

Пост начинается, даже в случае, когда день выпадает на пятницу.

Песах и Пасха

Несмотря на явное сходство в названии, эти два праздника имеют совершенно разные корни. Песах хронологически свершился раньше Пасхи, поэтому традиционно проходит в более ранние даты. В отличие от иудеев, которые в Песах отмечают освобождение от рабства, Пасха – это Воскресение Христа. Между собой праздники не связаны никак, хотя название у них схожи.

На Пасху принято накрывать богатый стол с использованием традиционных блюд (крашеные яйца, куличи, пасха). Но духовное наполнение торжеств совершенно разное, и отношения друг к другу они не имеют. Католическая и иудейская Пасха также сильно отличаются, хотя даты празднования часто совпадают. Католики, как и христиане, отмечают Воскресение Господне.

Как готовят мацу

Маца — самое известное мучное изделие еврейской кухни, в русской традиции — опресноки (не квашеный хлеб). Это лепешки из теста, не прошедшего сбраживание. Готовят её из 5 злаков: пшеницы, овса, ржи, ячменя и полбы.

Самое главное, на замешивание муки и сам процесс выпечки должно уйти не более 18 минут. Считается, что дольше начинается брожение и употреблять такую пищу в Песах недопустимо.

Форма выпечки значения не имеет. Маца может быть круглой (характерно для домашних лепешек) или квадратной при фабричном ее производстве.

Интересные факты

Песах стал первым праздником, который начали отмечать евреи. Все иудейские торжества начинаются вечером, поэтому в дни их проведения закрываются раньше все учреждения, и евреи отправляются праздновать. Песах — не исключение. На время празднования хлеб пропадает не только в домах, но и на прилавках, чтобы исключить соблазн. Так как исчисление даты начала празднества происходит по еврейскому календарю, дата его начала каждый год меняется.

Маца как символ праздника иудейской Пасхи имеет несколько названий. В Торе она носит название «бедного хлеба» или «несчастного хлеба». Хоть состав ее не отличается разнообразием, на Песах печется специальная маца. Это не калорийный продукт, всего лишь 111 калорий в одном кусочке. В повседневности в мацу добавляют яблочный сок, ягоды, яйца и прочее. В Седер такой хлеб есть запрещено, разрешен исключительно бездрожжевой и без добавок. В 1838 г. А.Зингер изобрел устройство по производству мацы, но правоверные евреи стараются готовить ее дома. Этот хлеб нельзя есть целый месяц до наступления Песаха, чтобы потом лучше чувствовать его вкус. За день до прихода праздника мужчины-первенцы в семье должны соблюдать пост.

Три мацы на столе в вечер Седера – олицетворение коэнов, простых евреев и левитов. Через месяц после проведения Песаха те евреи, кто не смог отпраздновать по какой-то причине отмечают Песах-Шени. В этот день можно приготовить ягненка или курицу, а мацу можно есть, не уничтожая хамец.

Еврейский хлеб маца

В переводе с иврита, маца значит «лишенный влаги». Это лепешки для приготовления которых используют тесто, которое не проходило процесс брожения. Маца разрешена для употребления в течении Песах.

Согласно заповедям Торы, употребление мацы является одним из Божьих указаний. В 14 ночь нисана, евреи, пометив свои дверные косяки кровью ягнят, ждали пока Бог казнит первенцев Египта, закончив 10 казнь. Также, в этот вечер, Бог велел евреем есть мацу и увековечить происходящее Исхода в праздновании Песах.

В переводе с русского маца — «пресные хлебы». Согласно Торе, Бог велел есть мацу с 14 дня нисана до 21, то есть все 6 дней Песаха. При этом, употребление квасной пищи категорически запрещено в память о том, как именно еврейский народ получил свободу. Если же в доме окажется квасная пища, считается, что душа этого человека будет изгнана из общества Израиля.

На седьмой день празднование передавалось Господу, а сами евреи не должны были ничего делать. Разрешено только приготовления к столу того, что будет есть семья за трапезой.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]