Князь Владимир: от языческой реформы до Крещения Руси
Князь Владимир Великий правил в Киеве с 979 по 1105 год. Он был сыном киевского князя Святослава Игоревича и его наложницы Малуши (согласно преданию, дочери древлянского князя Мала). Бабушкой князя Владимира была княгиня Ольга, которая приняла христианство еще в 957 году.
Сам Владимир изначально был язычником. Согласно «Повести временных лет» он ступил на княжеский престол в Киеве в 980 году. Его первые попытки свержения многобожья на Руси свелись к сокращению количества богов. Велением князя на Старокиевской горе было сооружено капище с идолами 6 главных богов славянского язычества. Однако единобожье в разных его формах (христианство, мусульманство, уже тогда распространялось по территории Киевской Руси. Перед князем предстал вопрос выбора веры. После длительных раздумий, он выбрал православную веру, по примеру Византии.
«Великий князь Владимир избирает религию», полотно И. Е. Эггинка
Популярные сочинения
Известный русский и советский писатель Максим Горький обладал несравненным талантом, начав писать в стиле романтики, а закончив в стиле драматургии. На закате карьеры он стал особенно обращать
В комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» представлены образы чиновников-бюрократов небольшого уездного города. Автор в ироничной форме высмеивает пороки чиновников, которые буквально
Что такое целеустремленность? Это такое качество человека, которая характеризуется способностью ставить цели, составлять план их достижения и осуществления их.
Источник
Краткая история Крещения Руси
Владимир Святославович был крещен в Корсуни (Херсонес, нынешняя территория Севастополя) по просьбе византийских императоров Василия II и Константина VIII. Накануне он захватил Корсунь с требованием выдать за него сестру византийских императоров Анну. Монархи согласились при условии, что князь Киевский сам примет христианство.
Крещение святого князя Владимира (фреска В. М. Васнецова во Владимирском соборе в Киеве, 1890 г)
Князь Владимир Великий окрестился и получил новое имя Василий, в честь того же константинопольского императора Василия II. Он женился на Анне и отпустил всех своих наложниц, которых у Владимира было немало. После возвращения в Киев князь Владимир начал устанавливать христианство на Руси.
Языческое капище было разрушено, а статуи богов свергнуты. Согласно летописи, статую Перуна привязали к хвосту коня и волокли по Киеву, избивая палками. Сам князь разослал людей, которые огласили о крещении всех жителей Киева в водах Днепра. Воспользовавшись своим авторитетом, князь Владимир с корсунскими священниками беспрепятственно окрестил киевлян в 988 году. Случилось это в месте, где воды реки Почайны впадают в Днепр.
На других славянских землях язычество «притиралось» еще несколько столетий после Крещения. На некоторых землях (Ростов, Новгород, Муром) то и дело случались языческие бунты и восстания, которые жестоко подавлялись.
Василий Суриков, росписи храма Христа Спасителя
Василий Суриков. Автопортрет. 1915. Государственный Русский музей
Василий Суриков. Четвертый Вселенский халкидонский собор. 1876. Государственный Русский музей
Когда молодой Суриков получил престижный заказ на украшение храма Христа Спасителя, историки и исследователи знали о Византии уже гораздо больше. Художнику поручили написать четыре первых Вселенских собора, которые проходили в III–IV веках в Никее, Константинополе, Эфесе и Халкидоне. Сами росписи погибли во время сноса храма, но эскизы Сурикова сохранились.
Художник не стал копировать облачения православных батюшек в своей работе. Драпировки священников струились, напоминая ромейские тоги, но такие детали их облачения, как митры и омофоры, приближали их вид к каноничному изображению святых отцов на византийских иконах. Суриков тщательно изучал византийскую архитектуру, поэтому интерьеры изобразил на фресках весьма достоверно, как и императорские венцы и троны, которые аккуратно скопировал с древних монет и рельефов.
Правда, завершенные росписи значительно отличались от эскизов. Например, сначала Суриков изобразил епископов длиннобородыми, в «восточном» стиле, но по настоянию переписал их лица, сделав бороды короткими, «европейскими». Не понравился заказчикам и чересчур экспрессивный стиль эскизов, и в итоге «Соборы» получились достаточно академическими и сдержанными. Суриков писал родным, что спорить с таким решением не собирался — он хотел скорее завершить работу по государственному заказу и получить гонорар.
День Крещения Руси 28 июля – установление памятной даты
День Крещения Руси 28 июля впервые отмечался официально в 1888 году. В 1988 году, в связи с «научным атеизмом» советской партии, празднование 1000-летнего юбилея Крещения Руси не было помпезным. Однако все же состоялось несколько научных и общественных мероприятий, приуроченных к этому событию. В 2010 году День Крещения Руси вошел в перечень государственных памятных дат. По всей стране в этот день совершаются богослужения по уставу праздника. А ровно в полдень из храмов доносится колокольный звон.
Как Крещение Киевской Руси празднуют в 2020 году?
В 2021 году, в связи с пандемией коронавируса, формат празднований в честь принятия христианской веры несколько изменен. Молебна в храмах будут проводится с соблюдением карантинных ограничений, а крестный ход в Киеве в честь Крещения Руси в 2020 году не состоится вовсе.
Сочиненин по картине Васнецова “Крещение Князя Владимира”
Среди работ Васнецова, посвященных религиозной теме, хочу отметить картину “Крещение князя Владимира”.Прежде чем написать эту картину, автор много времени изучал рукописи, работы летописца Нестора.Благодаря этому, картина имеет большую историческую ценность, но она не похожа на написание икон, несмотря на такую тематику.Известно, что в основе картины – легенда “Повести временных лет”.
В центре картины – князь Владимир.Он сидит в купели, украшенной крестом.Здесь князь изображен с теми же чертами лица, что и на картине “Крещение Руси”.Он показан таким, каким был в обычной жизни.Недаром художник изучил массу источников, прежде чем приступить к работе.У него коричневая борода и такого же цвета волосы.Они распущены.Художник изобразил у Владимира лицо правильной овальной формы, глаза его очень сосредоточены, а брови нахмурены.Весь образ говорит о важности принятого решения, которое стало судьбоносным для всего государства.Придворные, стоящие рядом, держат его роскошное, расшитое золотом, одеяние.Лишь оно говорит о его благородном, царском происхождении.Это событие очень масштабное, на картине изображены священники, которые расположились слева от князя.Его рать изображена справа.Над ними возвышается купол храма или церкви с очень красивыми росписями и фресками.Эта тема была очень близка художнику, поэтому он старался в своих работах показать все до мельчайших подробностей, чтобы не искажать историю.Из окон, расположенных наверху, льется свет.
Вообще, я считаю, что эта картина достаточно светлая, художник использовал много белых оттенков, чтобы подчеркнуть чистые помыслы и важность события.Особо хочу отметить, что художник показал разное отношение всех этих сословий к происходящему.Священники выполняют свои обязанности, знать покорно смотрит на правителя, благосклонно принимая его решение.
Сочиненин по картине Васнецова “Крещение Князя Владимира”
goldsoch.info
Крещение Руси в живописи
Такое важное событие, как Крещение Руси было запечатлено на картинах известных художников.
Например, в 1890 живописец Виктор Михайлович Васнецов написал свое известное полотно Крещение Руси. Аналогичная фреска с изображением князя Владимира находится в Киеве во Владимирском соборе.
Еще одна известная работа принадлежит кисти Федора Андреевича Бронникова и датирована 1883 годом.
А это – полотно Андрея Иванова 1829 года.
Темой Крещения Руси также вдохновлялись такие художники, как Василий Перов, Алексей Кившенко, Клавдий Лебедев и другие.
Илья Репин, «Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных»
Илья Репин. Автопортрет. 1887. Государственная Третьяковская галерея
Илья Репин. Николай Мирликийский избавляет от смерти трех невинно осужденных. 1888. Государственный Русский музей
Изначально «Святого Николая» заказал Илье Репину один монастырь, однако, когда Репин понял, что вместо религиозной картины у него получается драматическая история, он решил закончить картину для себя, а заказчику написать новую.
Репин виртуозно воспользовался доступным ему «византийским» материалом. При создании образа Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских IV века, художник ориентировался на старинные иконы, где его изображали худым лысоватым старцем с запавшими глазами и короткой бородой.
Работа Репина изобиловала исторически достоверными деталями: например, тщательно выписанная туника осужденного, штандарт легиона в толпе, — которые придавали ей особую реалистичность.
Примечательно, что натурщиками для полотна Репина были известные деятели культуры того времени. Самого святого художник частично списал с поэта Аполлона Майкова; палача — с художника Николая Кузнецова; для коленопреклоненной фигуры позировал писатель Иероним Ясинский, а для юноши в розовом — Дмитрий Мережковский.