Новый российский праздник
С 2005 г. 4 ноября отмечается в России не только как православный, но и как гражданский праздник, называемый Днем народного единства. Это один из дней воинской славы. Он символизирует объединение страны. В этот день Церковь торжествует память Московской Казанской иконы.
Иконография: Казанская икона Божией Матери Материал: Дерево, темпераРазмеры иконы: высота 32 см, ширина 27,5 см Оплечное изображение Богоматери с Младенцем. © Самарский областной художественный музей
День Казанской иконы Божией Матери в 2021 году: история и традиции праздника
Празднование происходит дважды в год: в день обретения иконы и в день освобождения Москвы от поляков.
День Казанской Богоматери — 4 ноября
Праздник берёт своё начало ещё в XVII веке, когда царь Михаил Фёдорович издал указ при поддержке патриарха московского Филарета о ежегодном праздновании установленной даты — 22 октября (4 ноября по новому стилю).
Петербургский список Казанской иконы Богородицы, находящийся в Казанском кафедральном соборе
4 ноября учреждён праздник в честь изгнания поляков из Москвы. По преданию, князь Дмитрий Пожарский перед боем долго и усердно молился перед иконой Казанской Богородицы. В результате русское войско прогнало захватчиков, а образ стал почитаться с ещё большей любовью.
В этот день было принято совершать крестные ходы после Литургии. В наше время их совершают по главным улицам городов или вокруг храма.
О днях почитания другихикон:
- Праздник Иверской иконы Богородицы
- О почитании древних православных икон
Летний праздник иконы Казанской Божьей Матери 21 июля
В этот день принято праздновать обретение святыни на казанской земле. Верующие приходят в церковь на службу, чтобы почтить Богородицу и попросить её защиты и помощи в насущных делах.
Православные традиции празднования
Приближается праздник «осенней» иконы Казанской Богоматери. И в его преддверии многие новообращенные задаются вопросом, как правильно провести этот день.
- Прежде всего, следует посетить церковную праздничную службу, побывать на Литургии. В конце можно помолиться за родных и попросить для всех здоровья. Также принято в день иконы Казанской Богоматери просить о мире на земле.
- Обычно в праздничный день в храмах совершается торжественное богослужение с прославлением имени Богородицы. Батюшка даёт наставления прихожанам, напоминает о том, что Пресвятая Дева Мария — это ходатаица перед Господом за весь род людской. По её молитвам можно сподобиться благодати Божьей.
- Звучат поздравления с тем, что православный народ обрёл в лице Матери Господа надёжную защитницу и явление её святых образов — прямое тому подтверждение.
Список Казанской иконы Богородицы в Казанском соборе на Красной площади (Москва)
Особых предписаний со стороны церкви нет. Но миряне придерживаются мнения, что в этот праздник не стоит заниматься тяжёлой физической работой.
Совет! Лучше посвятить день общению с близкими и размышлениям о своей жизни. Ведь в суете будничных дел людям часто не хватает времени на уединение, в котором можно подумать о происходящем и заглянуть в собственную душу.
Церковь воинствующая
Сложной была история взаимоотношений Москвы и Казани. Некогда Казанское ханство – часть монгольской империи, Золотой Орды, затем – самостоятельное государство. Были здесь татарские набеги, попытки русских князей миром решить дела с ханами, военные столкновения. Не раз Московские великие князья пытались покорить ханство. Но непростым было это дело, сильной была крепость и умелыми – татарские воины.
В 1552 году поход на Казань начал молодой царь, Иван IV. Необычен был этот поход: перед войсками несли кресты, хоругви, совершались молебны. И Господь не посрамил надеющихся на Него: русские войска взяли Казань. Говорят, ночью перед взятием города Иван Васильевич слышал колокольный звон Московских “сорока сороков”- за тысячи верст от столицы…
Но на Казанской земле, взятой силой Божией, православие распространялось трудно. Силен был ислам, много недовольных новой, невиданной на этих землях, верой. Из церковного календаря известны несколько мучеников Казанских, погибших в те первые годы за свою веру.
Народные приметы
Народные приметы в дни летнего празднования Казанской Божьей матери распространяются на погоду в оставшееся лето, начало созревания и сбора урожая, после 21 июля:
- устанавливалась жаркая погода, поспевала рожь и начиналась жатва;
- поспевали вишня, черника, из ягод варили варенье;
- появлялись черные грузди, их собирали и солили на зиму;
- дождь в этот день предвещал длительное ненастье;
- солнечный день до обеда прогнозировал жаркую погоду до середины августа;
- зарождение месяца ковшиком вниз предсказывал сухой август.
Явление образа
В июле 1579 г. Казань загорелась. Полыхнуло у церкви свт. Николая, на дворе стрельца Данилы Онучина. Огонь перекинулся на другие дома, потом на соседние улицы. Город горел так, что за несколько часов выгорел почти весь Кремль, лучшие городские кварталы. Магометане говорили, что пожар – проявление гнева «русского Бога» на православных.
День обретения Святыни в недрах земных
Тогда-то дочь Данилы Онучина, вдруг стала день за днем рассказывать родителям, что видела она в сонном видении икону Богородицы, сияющую светом ярче солнца. Повелевала ей Пречистая отыскать на пожарище Её образ, даже место указывала. Родители, расстроенные, занятые спасением скудных пожитков, восстановлением дома – не слушали дочь раз и два.
Полезные материалы
А Матрона уже плакала: в третьем Своем явлении Богородица повелевала найти Её образ уже с угрозами.
С ужасом отроковица даже пала на землю, «бысть яко мертва, и лежаше на земли на мног час», как повествует «Сказание» о явлении иконы.
Наконец, мать девочки, пошла к архиепископу. Но владыка не внял словам ребенка. Тогда женщина, не слушая доводов мужа и родных, взялась за лопату. К ней присоединились еще несколько человек.
8
Июль
1579 года
На глубине около 1 м нашли икону Богоматери, только когда к поискам присоединилась Матрона. Образ был завернут в старую тряпицу, вроде бы рукав от мужского кафтана, но сам образ был чист, светел, точно написан недавно. Кто и зачем скрыл святыню? Не был ли это тайный христианин, опасавшийся за икону в магометанской Казани? Все это осталось неизвестным. Понятно только, что через этот образ Пречистой угодно было явить Свою благодать.
Народные и православные традиции
Православные сохранили народные традиции празднования Казанской Божьей матери. Существуют определенные правила разрешающего и запрещающего действия. В праздничные дни не рекомендуется выполнять тяжелую работу. Церковные каноны предписывают посещение утренней, дневной или вечерней службы в церкви и обращения верующих с молитвой к Богу и Богоматери с благодарностью, воздавая им почести за добрые дела.
Священнослужители разрешают работать (при необходимости) после совершения молитвы или посещения церкви. В старые времена молодежь устраивала гулянья и празднества на природе.
До наших дней сохранились предания о нанесении физических травм, материального ущерба при несоблюдении правил поведения в церковные праздники. Так при косьбе внезапно налетала буря с молниями, сжигая хозяйские постройки. Женщины не ходили на реку стирать белье, опасаясь быть затянутыми в омут Водяным.
В наши дни, занимаясь хозяйственными работами в православные праздники, люди сталкиваются с поломкой техники, нанесении легких телесных повреждений в виде ушибов, порезов, ожогов. Иконой с изображением Казанской Божьей матери родители благословляют новобрачных на долгую, счастливую жизнь.
Первые чудеса
Сознав совершающееся чудо, архиепископ распорядился звонить в колокола. Взять образ он благословил священнику Ермолаю (будущему патриарху Ермогену) из близ стоящей Никольской церкви.
Казанская икона Божией Матери
Здесь, при большом стечении народа, был отслужен первый молебен перед новообретенной святыней. Затем по Казани двинулось шествие с образом. Весть о новоявленной иконе распространилась быстро. Людей было столько, что «друг друга попирающе, инии же по главам инех ходяще, к чудотворному образу темены прикасахуся».
Среди напирающей народной толпы отец Ермолай медленно двигался со святым образом. Ему казалось чудом уже то, что его не смяла, не задавила огромная толпа. Но «несох Носящаго всю тварь, и Того Рождешей пречудную и чудотворную икону», как напишет он позже, уже будучи митрополитом Казанским.
Тогда же во время шествия, случилось и первое чудо – прозрел слепой, нищий, некто Иосиф, «не видевший очима ни мало». Однако, вместо того, чтобы возблагодарить за исцеление, этот нищий еще более усиленно «на прошение серебра устремися».
Неблагодарного тут же постигла прежняя болезнь, лишь малая толика зрения была оставлена ему. А вот другой прозревший тогда же слепец, Никита, во всеуслышание благодарил Господа и Пречистую. Всего же в «Сказании» о явлении иконы записано 16 ее чудес, совершившихся в граде Казани – помощь слепым, больным ногами, расслабленным.
Интересный факт
Список образа и рассказ о чудесах тогда же были посланы Ивану IV. По его повелению там, где явилась икона, воздвигли женский монастырь. Среди его 40 насельниц одними из первых оказались Матрона и ее мать, совершенно изменившие свою жизнь после совершившегося чуда.
Чудеса иконы Казанской Богоматери
В храмовых книгах есть много записей священнослужителей о случаях чудесного исцеления болящих.
- Так, одна из историй повествует о том, что некий человек по имени Никита, три года не мог видеть. Он припал к иконе с горячей молитвой и прозрел. Простояв на молебне, он с большой радостью вернулся домой, славя имя Христа и Пречистой Девы Марии.
- Особенно трогательна история прозрения младенца. Мать принесла своё дитя в храм и долго молилась с ним на руках у образа Богородицы. Когда присутствующие заметили, как малыш начал касаться лица матери, перед его лицом подержали яблоко. Дитя к нему потянулось и все поняли, что младенец прозрел.
- Известен случай, когда по милости Богоматери получил исцеление молодой человек, страдавший расслаблением. Он не мог двигать конечностями, что доставляло много страданий. Узнав о чудотворной иконе, парень, которого звали Исаак, попросил мать отслужить перед образом молебен. Сам же дома он непрестанно просил Богородицу дать ему возможность увидеть святыню своими глазами. Внезапно парень почувствовал облегчение, и даже смог сам встать на ноги. Взяв две палицы, он направился к монастырю, где пребывал образ, и вместе с матерью припал к лику, благодаря за помощь.
Перечислять можно ещё очень много.
Важно! Милость Господа и Девы Марии безгранична. В этом убедились тысячи людей, побывавших у образа Казанской Богоматери.
«Одигитрия» сибирских первопроходцев
Что знаменовало явление иконы? Тогда всем казалось, что, прежде всего – утверждение православия в новозавоеванном граде. Но не только. Вскоре отсюда двинулись первые отряды воинских людей покорять Сибирь.
Благословение Богородицы сопровождало первый поход в Сибирь казаков атамана Ермака. По одним данным, поход начался в год явления иконы, по другим – через два года.
Во всяком случае, Казанская икона стала «Одигитрией» русских первопроходцев Сибири. Её списки казаки брали с собой. Уже через несколько лет на Сибирской земле появляются храмы, освященные в честь «Матушки Казанской».
Вскоре оказалось, что явление иконы – не только благословение православия на землях Поволжья и Сибири. России особенно потребовалось молитвенное предстательство Богородицы.
Старообрядческие храмы в честь Казанской иконы Богородицы
Два раза в год, летом и осенью, торжественные службы совершаются в старообрядческих храмах. Многие из них освящены в честь этого праздника. В первую очередь — это белокриницкая, поморская и федосеевская общины г. Казани.
Храм РПсЦ в честь Казанской иконы Богородицы. Казань
Престольный праздник сегодня в общинах Русской Православной старообрядческой Церкви в Самаре, Бийске, селах Слободище и Губино Московской области, селах Большое Непряхино, Безводное, Федурино Нижегородской области, деревне Пустынь Костромской области, селе Приморское Одесской области и других городах и селах России, Украины и Румынии. В двух монастырях белокриницкого согласия сегодня также престольный праздник: в селе Кунича (Молдавия) и селе Русская Слава (Румыния).
Храм Казанской иконы Богородицы. Слободище (Московская область)
Храм во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы старообрядческого женского монастыря в с. Кунича (Молдавия)
Храм Казанской Пресвятой Богородицы. Приморское (Одесская область)
Престольным является праздник для храма и монастыря Русской Древлеправославной Церкви в селе Филипповское Нижегородской области (Малиновский скит) и в поморских общинах Самары, Барнаула, Нарьян-Мара, Рыбинска, города Новоград-Волынский Житомирской области (Украина) и города Бобруйска (Беларусь).
Казанский храм РДЦ в селе Филипповское Нижегородской области
Освободительница Москвы
Иван IV, начав с блистательного взятия Казани и Астрахани, закончил свое правление бесславным поражением в Ливонской войне, в стране, разоренной опричниной.
А вскоре после его смерти и вовсе прервалась династия. Россия потеряла царя – помазанника Божия. Через несколько лет на территорию страны приходят польские и шведские интервенты. На царском престоле сменяют друг друга самозванцы, интриганы. Не то что законного царя – уже власти на Святой Руси почти нет.
К этому времени священник Ермолай давно принял монашеский постриг. Успел пожить в Москве, в 1589 г. вернуться в Казань уже митрополитом. В 1594 г. его стараниями выстроен каменный Казанский собор. В 1606 г. митрополит Ермоген стал Патриархом.
Священномученик Ермоген
Патриаршество свт. Ермогена пришлось на самые страшные годы Смуты. На опустевшем царском престоле сменяли друг друга самозванцы, авантюристы, беспринципные политиканы. Наконец, бояре решили пригласить на царство иноверца – польского королевича Владислава.
Иконография: Казанская икона Божией Матери Датировки: XVII в. Вторая четверть ХVII в. Происхождение: Из Спасо-Прилуцкого монастыря близ Вологды.Материал: Дерево, левкас, темпераРазмеры иконы: высота 37,5 см, ширина 32 см Икона в окладе. В среднике изображена Богоматерь с Младенцем. На полях помещены изображения святителей Гурия и Варсонофия. ВОКМ 5474 ©Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Дело оставалось за малым – благословение новому царю от Патриарха всея Руси. Но святитель требовал от Владислава принятия православия. Без этого условия благословения не дал. Арестованный изменниками, уже умирающий от голода в застенках, престарелый патриарх писал казакам, стрельцам, горожанам Нижнего Новгорода, прося стоять за «дом Пречистой», Русь, «унимать грабеж, сохранять братство».
Первое ополчение для освобождения Москвы собралось благословением патриарха летом 1611 г. Видимо, Ермоген же благословил митрополита Ефрема Казанского прислать со священником Благовещенского собора список иконы – для войск. То была последнее послание святителя – скоро он скончался.
Два ополчения
Предание свидетельствует, что святыню ополченцы встретили без особого почтения. А вскоре вожди войска рассорились, был убит один из его лидеров, Прокопий Ляпунов. Попытка взять Москву своими силами не удалась, помощь Богородицы люди отвергли.
Священник с иконой со скорбью должен был возвращаться на место ее пребывания. Но, доехав до Нижнего Новгорода, иерей, хранитель святыни, повстречал… вновь собранную рать под предводительством князя Димитрия Пожарского. Ополченцы и князь просили оставить святыню им, на благословение похода.
К тому времени уже было известно о кончине свт. Ермогена в заточении. У Руси осталась одна надежда – на Пречистую Матерь Божию. Так, с Казанской иконой, второе ополчение начало поход на Москву.
«Суд на милость преложися»
В это время в занятом поляками Московском Кремле томился в темнице еще один священномученик – греческий архиепископ Арсений. От тягот заточения он болел, приближаясь к кончине. С ним был еще один список образа – видимо, тот, что сделан был когда-то для царя Ивана IV.
Предание говорит, что Арсений, несмотря на болезнь, три дня провел перед образом в непрестанном молении, прося Владычицу помиловать православную Русь. На третий день в убогой темнице заблистал свет. Молящийся вдруг узрел инока, в котором узнал прп. Сергия Радонежского. «Арсений, наши молитвы услышаны; — сказал преподобный, — предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве преложен на милость; заутра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена».
Когда архиерей пришел в себя, он вдруг понял, что его недуг совершенно прошел, как бы в удостоверение, что полученное откровение исполнится. Было это 21 октября 1612 г. А утром следующего дня войска, предводительствуемые «Матушкой Казанской», начали наступление. Еще спустя 2 дня русскую столицу покинули последние интервенты – Москва принимала поздравления!
25
Октябрь
1612 года
народное ополчение входило в Кремль без шума и триумфа. То было не шествие победителей, а крестный ход в преднесении образа Богородицы.
А навстречу «несох Носящаго всю тварь, и Того Рождешей пречудную и чудотворную икону» владыка Арсений. Так встретились две иконы Владычицы. Люди со слезами падали на колени… Так была освобождена Москва. Началась новая жизнь для страны.
Земная благодарность небесной помощнице
Перво-наперво, список с вновь обретённой иконы был послан Ивану Грозному. Он стал первым, положив начало последующим многочисленным спискам Образа Казанской Божией Матери.
Узнав о таком счастливом событии Иван-4 приказал построить на этом месте новый большой монастырь, в котором бы проживали 40 монахинь. Среди них была и Матрёна со своей матерью. А сам Образ был окружён золотом, жемчугом и другими драгоценными камнями.
Через 2 столетия Екатерина-2, русская императрица, повелела изготовить для Казанской иконы новый оклад, который был украшен её собственной короной с бриллиантами.
А в 1798 году специально для Казанской иконы Богородицы началось строительство ещё одного величественного собора, который, к сожалению, через 100 с лишним лет был уничтожен вместе со всем монастырём. Но к этому времени иконы там уже давно не было: она была украдена.
Заступница России
В последующие столетия чудеса образа неисчислимы. Рекой текли чудотворения от образа, хранящегося в Казани и сотен списков, которые расходились по городам и весям. Предание сохранило лишь наиболее славные из тысяч чудесных знамений.
Полтавская баталия
В 1709 г. священник из украинского села Каплуновка передал Петру I список Казанской, чудесно явленный ему. После молитвы всего войска во главе с царем, сражение, продолжавшееся менее 2 ч., завершилось блистательной победой русской армии.
Разгром Наполеона
22 октября 1812 г. отряд генерала Милорадовича и атамана войска Донского Платова почти уничтожил арьергард наполеоновского маршала Даву. Потери противника составили 7000 чел. В рядах казаков был список Казанской иконы. В тот же день необычно рано похолодало, начался снег. Это стало началом катастрофы для наполеоновского войска.
Икона Богоматери «Казанская» с изображением чудес
В память заступничества «Матушки Казанской в Петербурге был построен Казанский собор. Идея его возникла еще при Петре I, а строить начали с 1810 г. После событий 1812 г. собор стал памятником «грозы двенадцатого года». Его иконостас сделан из 100 пудов трофейного серебра, пожертвованного Донским казачьим войском. В соборе похоронен победитель Наполеона – фельдмаршал М.И.Кутузов.
В храме находится список образа, который доставили в Петербург еще в 1721 г., по приказу Петра I.
Чудеса во время Великой Отечественной войны
С 1990-х гг. имеет хождение предание, согласно которому митрополит гор Ливанских Илия в 1941 г. взял на себя подвиг молитвы за Русь, подобный подвигу свт. Арсения, три дня молясь перед иконой Богородицы. Согласно этому преданию, Илия получил откровение от Самой Пречистой. Она повелевала открыть в России храмы, освободить арестованных священников, а Свой Казанский образ обнести крестным ходом вокруг осажденного Ленинграда. Это послание якобы было передано митр. Илией лично Сталину. Повеление Богородицы Сталин, бывший семинарист, исполнил с точностью.
Современные церковные историки, однако, не подтверждают достоверность этой истории. Не сохранилось никаких документов контактах митрополита с правительством СССР, есть только сведения о посещении им Советского Союза уже после войны, в 1947 г.
Впрочем, вполне реален факт открытия в начале войны закрытых церквей. Подтверждается документами особая роль Казанской иконы в обороне Ленинграда. С ней совершались крестные ходы.
Больше имеется подтверждений других чудес Казанской иконы периода войны, связанных с исцелением раненых воинов, сохранением жизни в бою.
История чудесного явления иконы Богородицы
Обретение чудесного образа произошло в городе Казани в конце XVI века. На тот момент коренное население исповедовало в основном ислам, встречались и язычники. Распространение православия среди людей шло очень сложно. Но один случай переломил существующую тенденцию.
Произошёл большой пожар. Третья часть города выгорела дотла. Много человеческих жизней унесла огненная стихия. Были злорадства со стороны противников христианской веры. Поговаривали, что это признак неправильности православия. Однако позже даже татары уверовали в Христа.
Первое обретение иконы
Девятилетняя девочка по имени Матрона, жившая в городе, увидела странный сон. Женщина, похожая на Божию Матерь, явилась ей и сказала найти икону, закопанную на месте сгоревшего дома. Наутро Матрона рассказала обо всём родителям. Но на это никто не обратил особого внимания. Мало ли что могло присниться ребёнку. Тем не менее сон повторился ещё два раза. Испуганная девочка попросила мать пойти с ней на указанное Девой Марией место, и они действительно раскопали икону с ликом Богородицы. Удивительно, что он был абсолютно цел, огонь не нанёс изображению никакого вреда.
Казанская икона Божией Матери
Событие произошло в июле 21 числа. Этот день стал праздничным в православном мире. Даже сегодня историки не могут дать точного ответа, откуда появилась икона под землёй на месте сгоревшей избы. Предполагается, что её могли спрятать исповедники христианства, оберегая святыню от притеснителей православной религии.
Весть о чудесной иконе разнеслась быстро. На место её обретения прибыли представители духовенства во главе с архиепископом Иеремией. Образ торжественно поместили в приходском храме Николы Тульского. Список лика Богородицы переправили в Москву, к нему прилагалось также письмо с описанием чудес, свершившихся с обретением иконы.
Царь Иоанн Грозный повелел построить на том месте, где была найдена святыня, храм в честь Казанской иконы Божией Матери. Именно в него перенесли впоследствии образ. Чуть позже возвели и женский монастырь. Там, по историческим сведениям, приняли монашеский постриг Матрона и её мать.
На заметку! Когда икона находилась в Никольской церкви, перед ней отслужил первый молебен отец Ермоген, ставший вскоре патриархом. Он стал автором книги, в которой с большой точностью описал все чудеса, свершившиеся у святого образа, очевидцем которых он был.
Значение иконы в истории
Многие важные исторические события связаны с иконой Казанской Богоматери. Ей приписывают помощь в изгнании польских захватчиков из Москвы.
О других иконах Богородицы:
- «Нерушимая Стена»
- «Отчаянных Единая Надежда»
- «Касперовская»
Во время войны с французами покровительства и заступничества у иконы просило всё русское воинство. Итог известен — наполеоновская армия начала отступать и понесла большие человеческие потери. Поэтому из всех известных образов этот особенно распространён в храмах страны, и к помощи Казанской Богородицы прибегают многие миряне по сей день.
Осенний День Казанской иконы Божией Матери – это праздник в честь освобождения Москвы от поляков в 1612 году
История утраты Казанской иконы
Исследователи считают, что оригинал иконы был перенесён Петром I в Петербург. Для него возвели новый собор по приказу императора Павла. До прихода большевиков икона хранилась именно в Казанском соборе. Затем, как известно, начались гонения на православную церковь, массовые изъятия ценностей. Настоятель храма не допустил в 1922 году, чтобы икону забрали. Но через десять лет собор закрыли. Иконостас полностью разобрали, переплавили и продали. Верующие какое-то время прятали святыню на Смоленском кладбище.
Есть другая версия — икону уничтожили похитители, а оклад из серебра продали.
Однако у современных историков появились сомнения относительно подлинности иконы, сохранившейся в кладбищенской церкви. Дело в том, что по описанию отца Гермогена её размеры были несколько иными. К тому же нет ни одного свидетельства современников Петра I, кто подтвердил бы тот факт, что икона была перенесена в Петербург. Поэтому утверждать, что сохранилась оригинальная икона Казанской Богоматери нельзя с твёрдой уверенностью.
Тем не менее по храмам русским разошлось множество копий известной иконы, которые также оказались чудотворными и продолжают помогать верующим.
Новое обретение иконы Казанской Богоматери
В 2004 году в Россию прибыла делегация из Ватикана. Священнослужители привезли список иконы, который проделал непростой путь, прежде чем попасть на русскую землю.
Образ поочередно выкупали заграничные коллекционеры, но в конечном счёте он попал в резиденцию к Папе Римскому. Глава католической церкви принял решение передать реликвию Русской православной церкви.
В какой-то момент даже появилось мнение, что это та самая икона, которую искали наши специалисты. Но после тщательного анализа и сравнения с описаниями прошлых веков, последовал вывод о том, что это копия.
Патриарх Алексий II передает икону Божией Матери «Казанская» верующим
Впрочем, паломники вновь потянулись в Казань, чтобы преклонить голову перед ликом Богородицы, что говорит о значимости списков иконы.
Оригинал и списки Казанской иконы
О том, где находится настоящая икона, явленная в Казани в XVI веке, официально нет никаких данных. Некоторые утверждают, что похищен был список иконы, а оригинал по сей день остаётся на родине. Другие же уверены, что икону похитили в 1904 году и продали за рубеж.
Как бы там ни было, списки чудотворного образа имеют такую же силу и не раз помогали паломникам.
Исчезновение святыни
К началу XX в. чудотворных списков было такое количество, что многие затруднялись сказать, где же первый образ. Впрочем, большинство считали, что он так и пребывает в Казани.
Эта икона, окруженная почетом и любовью горожан и множества паломников, имела дорогой оклад, ризы, украшенные драгоценными камнями. Стоимость украшений, пожертвованных благодарными верующими, оценивалась тогда в 100000 рублей. Это и привлекло грабителей. 29 июня 1904 г., ночью, пробравшиеся в Казанский собор воры похитили и богатый убор, и сам образ. Похитителей нашли. Главарь, крестьянин, Варфоломей Чайкин, рассказал то, во что никто не хотел верить. Драгоценности он сбыл, а сам образ… разрубив на части, спалил в печке!
Впрочем, сам вор постоянно менял свои показания, то признавая сожжение, то отрицая. Поэтому возникло много версий – от продажи подлинника старообрядцам, до сокрытия его в одной из городских церквей. Во всяком случае, подлинник не был найден.
История образа
История явления иконы, запечатлевшей Богородицу и Иисуса Христа в младенчестве, относится к середине XVI века. Казанское ханство было присоединено к государству Российскому в результате 3-его похода Ивана Грозного с целью расширения территории в июне – октябре 1952 г. С этого времени началось насильственное крещение коренного населения и искоренения мусульманства среди татар.
Большой пожар 1579 г. уничтожил 1/3 Казани и унес жизни многих горожан. Десятилетней девочке (дочери купца Данилы Онучина) по имени Матрона трижды являлось видение, в котором Богоматерь указывала ей дорогу к пепелищу дома, где находилась уцелевшая икона с просьбой найти ее и явить Миру. Мать с дочерью исполнили наказ и откопали из пепла в целости и сохранности святой образ, хранимый православными хозяевами.
Икону поместили в Никольский храм, где она стала проявлять чудеса исцеления, исполнения желаний, предзнаменований. На месте явления образа построили Казанский Богородицкий женский монастырь, в котором находился образ Божьей матери до его исчезновения (по одной из версий исследователей).
Точно установленных сведений о судьбе и местонахождении явленной иконы не существует. В 1904 г. икона была похищена крестьянином Варфоломеем Чайкиным. На дознаниях он излагал версии от продажи до уничтожения. Существовало предание о подмене оригинала на копию служительницей монастыря и перемещении ее в другом храме, но это не нашло подтверждения.
По одному из вариантов образ был вывезен за границу. В 2004 г. из Ватикана в Москву делегацией под предводительством кардинала был ввезен список с Казанской Богоматери (выдававшийся за оригинал), который в настоящее время находится в Казанском Богородицком монастыре. Подлинная судьба святого образа в наши дни остается неизвестной.
Почитаемые списки
Известно несколько десятков списков чудотворного образа. Многие из них, так же как и подлинник, тоже явленные, и сами считаются чудотворными. Среди них:
- Московская (XVI в., копия сделана для Ивана IV)
- Ярославская (1588 г., прославилась освобождением города от интервентов в 1609 г.)
- Каплуновская (XVII в.)
- Петербургская (список, переданный Петром I в новую столицу в 1721 г.)
- Тобольская (явлена в 1661 г. в первой Сибирской епархии, Тобольской)
Кроме того, недавно России был возвращён список, относящийся к XVIII в. Он был выкуплен русскими католиками у частного коллекционера в 1970-е гг., с 1993 по 2004 г. находился в Ватикане у Папы Римского, а затем отдан Русской Церкви. Патриарх Алексий II лично доставил святыню в Казань. Сейчас она находится в возрожденном монастыре, там, где был обретен подлинник.
Иконы
Существует большое количество образов с Казанской Божьей матери. Они находятся в простых церквях и больших соборах, почитаются православными верующими людьми. Чудодейственные способности икон не раз помогали нуждающимся людям исцелить физические недуги, утешить душевные муки, покарать зло и оказать помощь в добрых делах.
Первый список с образа был отправлен в Москву Ивану Грозному с описанием чудес. Его почитают за пособничество народному ополчению в изгнании польских захватчиков. Второй исторически значимый список находится в Санкт – Петербурге, со времен Петра I. Он помогал обрести духовную силу верующим в борьбе с французскими и фашистскими захватчиками.
«Ватиканский» список был сделан в XVIII веке, вывезен в Европу в годы Великой Октябрьской Социалистической Революции и возвращен на родину в 2004 г.
Все списки в разные исторические времена оказывали чудесные воздействия на реальные события и людские судьбы. Замечательной историей создания и чудесами обладают списки Казанской иконы, находящиеся в церквях городов: Шлиссельбург, Москва (Высоко-Петровский монастырь), Табынск (Башкирия), Суздаль, Арзамас, Витебск, Вологда.
Особенности изображения
Казанская считается одним из изводов «Одигитрии» (Путеводительницы). Особенность изображения в том, что Богородица изображена по плечи. Поэтому специалисты иногда называют икону «сокращенной» вариацией Одигитрии.
Глава Богородицы немного наклонена к Сыну, Который осеняет благословением молящихся. На списках иконы XVI-XVII вв. это благословение – двоеперстное, на более поздних – так называемое именословное (сложенные персты составляют монограмму имени Христа).
Иконография: Казанская икона Божией Матери Датировки: XVI в. Происхождение: Материалы этнографической экспедиции Калининского пединститута в Сандовском и Весьегонском районах Тверской (Калининской) области в 1970 году.Материал: Дерево, паволока, левкас, темпераРазмеры иконы: высота 24 см, ширина 18 см Изображение Богоматери оплечное, голова наклонена к Младенцу. Мафорий темно – вишневый. Фигура Младенца дана прямостоящей, изображение поколенное. Правая рука согнута в локте, в благословляющем жесте, левая скрыта одеждой. Инв. № КГИАХИМ КП 8654. © Каргапольский государственный историко-архитектурный и художественный музей
Храмы
В честь Казанской Божьей матери на Руси и в зарубежных странах создавали храмы и церкви, которые называли ее именем (более 1800):
- Собор Казанской иконы Божией Матери в Москве;
- Казанский кафедральный собор в Санкт – Петербурге;
- Казанский Богородицкий монастырь в Казане;
- Собор Казанской иконы Божьей Матери в Ярославле.
Храмы и соборы, носящие имя Богородицы находятся на просторах России в городах: Гагарин, Тамбов, Волгоград, Яропольц, на Ставрополье, в Иркутской и Калининградской областях.
Все храмы действуют, обладают историческими ценностями, их посещают верующие прихожане, воздают молитвы Богоматери и Иисусу Христу.
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Казанской»
О, Пресвята́я Госпоже́ Влады́чице Богоро́дице! Со стра́хом, ве́рою и любо́вию пред честно́ю ико́ною Твое́ю припа́дающе, мо́лим Тя: не отврати́ лица́ Твоего́ от прибега́ющих к Тебе́, умоли́, Милосе́рдая Ма́ти, Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего, Го́спода Иису́са Христа́, да сохрани́т ми́рну страну́ на́шу, Це́рковь же Свою́ святу́ю непоколеби́му да соблюде́т и от неве́рия, ересе́й и раско́ла да изба́вит. Не и́мамы бо ины́я по́мощи, не и́мамы ины́я наде́жды, ра́зве Тебе́, Пречи́стая Де́во: Ты еси́ всеси́льная христиа́н Помо́щница и Засту́пница. Изба́ви же и всех с ве́рою Тебе́ моля́щихся от паде́ний грехо́вных, от наве́та злых челове́к, от вся́ких искуше́ний, скорбе́й, боле́зней, бед и от внеза́пныя сме́рти; да́руй нам дух сокруше́ния, смире́ния се́рдца, чистоту́ помышле́ний, исправле́ния грехо́вныя жи́зни и оставле́ние прегреше́ний, да вси, благода́рне воспева́юще вели́чия и ми́лости Твоя́, явля́емыя над на́ми зде на земли́, сподо́бимся и Небе́снаго Ца́рствия и та́мо со все́ми святы́ми просла́вим пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Казанской»
глас 4
Засту́пнице усе́рдная,/ Ма́ти Го́спода Вы́шняго,/ за всех мо́лиши Сы́на Твоего́ Христа́ Бо́га на́шего,/ и всем твори́ши спасти́ся,/ в держа́вный Твой покро́в прибега́ющим./ Всех нас заступи́, о Госпоже́ Цари́це и Влады́чице,/ и́же в напа́стех и в ско́рбех, и в боле́знех обремене́нных грехи́ мно́гими,/ предстоя́щих и моля́щихся Тебе́ умиле́нною душе́ю/ и сокруше́нным се́рдцем,/ пред пречи́стым Твои́м о́бразом со слеза́ми,/ и невозвра́тно наде́жду иму́щих на Тя,/ избавле́ния всех зол,/ всем поле́зная да́руй,/ и вся спаси́, Богоро́дице Де́во:// Ты бо еси́ Боже́ственный покро́в рабо́м Твои́м.