@Κύριεἐλέησον.με
Предназначен для келейного чтения.
Кондак 1
Святии Безплотнии силы, у Престола Вседержителя предстоящии и непрестанно трисвятую песнь Ему вопиющии, достойно ублажим и восхвалим вас, скорых молитвенников и заступников наших во всяких нуждах и печалях, и с благодарением вопием вам сице:
Радуйтеся, вси святии Безплотнии силы.
Икос 1
Святии Серафимы, Херувимы, Престолы и Власти, Господствия, Силы и Начала, Архангелы и Ангелы, любовию ко Господу и Творцу непрестанно горящии, и всем нам спастися хотящии, сего ради мы вам, грешнии, воспевати дерзаем:
Радуйтеся, преславные Серафимы и Херувимы; радуйтеся, победоносные Престолы, Господствия и Силы. Радуйтеся, богомудрые Власти и Начала; радуйтеся, пресветлые Архангелы и Ангелы сущии от начала. Радуйтеся, слуги Божии непоколебимии; радуйтеся, Владыки Христа други вернии. Радуйтеся, святии посланницы Божии; радуйся, и ты, святый Ангеле-Хранителю мой.
Радуйтеся, вси святии Безплотнии силы.
Кондак 2
«Станем добре, станем со страхом Божиим!» — возгласил еси, Архистратиже Михаиле, увлекая за собою воинство Небесное противу падшаго Денницы и сокрушил еси гордаго, сего ради вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 2
Добрый и бесстрашный Воеводо воинства Небеснаго, Архангеле Михаиле, се бо непоколебимо предстоиши пред Престолом Царя царей горя любовию ко Господу и помогаеши нам низлагати всякое малодушие и гордость, сего ради вопием ти сице:
Радуйся, о силе Божией громогласно возвещающий; радуйся, от страхований вражиих избавляющий. Радуйся, мечом ревности по Богу на дьявола, яко льва рыкающего, вооружающий; радуйся, сатану страхом яко громом поражающий. Радуйся злословящим Имя Господне и рабов Божиих грозное отмщение; радуйся, мучеников и исповедников Христовых утверждение. Радуйся, изгнанных правды ради благословение; радуйся, Архистратиже Михаиле, наше умиление.
Радуйтеся, вси святии Безплотнии силы.
Кондак 3
Шестокрилатые Серафимы, яко звезды лучезарные пламенем любве к Создателю неустанно горящии, попалите наши страсти, да вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 3
Иже Серафимы, скверны греховные наши еще издалеча пожигающии и любовию к Богу сердца исполняющии, сего ради вопием вам сице:
Радуйтеся, от жестосердия избавляющии; радуйтеся, любовь и милосердие источающии. Радуйтеся, всепрощением Божиим кающихся грешников укрепляющии; радуйтеся, духовные раны их исцеляющии. Радуйтеся, яко стражи в пламенных доспехах любви Божией на тверди Небесной незыблимо пребывающии; радуйтеся, о мире и благоденствии на земле Бога молящии. Радуйтеся, шестокрилатые Серафимы; радуйтеся, сокрушители адской силы.
Радуйтеся, вси святии Безплотнии силы.
Кондак 4
Многоочитые Херувимы, силы и мудрости Божией исполненные, научите нас истинному покаянию, да вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 4
Иже Херувимы, тайнам Пресвятой Троицы служащии и богопознанию нас научающии, сего ради вопием вам сице:
Радуйтеся, лжемудрования яко грозными секирами правдой Божией отсекающии; радуйтеся, смиренномудрие насаждающии. Радуйтеся, премудрости Божией научающии; радуйтеся, душевные очи незримо хранящии. Радуйтеся, яко Небесные колесницы к познанию Бога возносящии; радуйтеся, «Свят,Свят,Свят Господь Саваоф» немолчно вопиющии. Радуйтеся, многоочитые Херувимы; радуйтеся, усмирители всякой гордыни.
Радуйтеся, вси святии Безплотнии силы.
Кондак 5
Огненные Престолы, непостижимо Самого Бога носящии и раболепно Ему служащии, утвердите нас во исповедании святой веры православной, да вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 5
Иже Престолы, Небесные Умы, велие дерзновение ко Господу Вседержителю имущии и правосудию Его вершиться помогающии, сего ради вопием вам сице:
Радуйтеся, от лености и нерадения охраняющии; радуйтеся, лукавство истребляющии. Радуйтеся, спасительному страху Божию научающии; радуйтеся, твердою божественною ревностию яко грозным всеоружием пылающии. Радуйтеся, яко огненные столпы для судов Божиих поставленные; радуйтеся, всеми верными прославляемые. Радуйтеся, могущественные Престолы; радуйтеся, победители всякой злобы.
Радуйтеся, вси святии Безплотнии силы.
Кондак 6
«Радуйся Благодатная, Господь с Тобою!» — благовествовал еси, Архангеле Гаврииле, Владычице Богородице тайну воплощения Сына Божия, сего ради вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 6
Сокровенные тайны Божии, Архангеле Гаврииле, человеческому роду открываеши и сердца наши святым смирением и веселием духовным исполняеши, сего ради вопием ти сице:
Радуйся, в смирение яко в панцырь облекающий; радуйся, к благородству духовному причащающий. Радуйся, в небесные своды путем смирения восходить указующий; радуйся, роду людскому благовестием о воплощении Бога-Слова к Приснодеве Марии послуживший. Радуйся, к созерцанию Нетварнаго света привлечение; радуйся, апостолов Христовых укрепление. Радуйся, миротворцев благословение; радуйся, Архангеле Гаврииле, наше умиление.
Радуйтеся, вси святии Безплотнии силы.
Кондак 7
От Бога, для явления Его любви и милосердия к людем послан был еси, Архангеле Рафаиле, к Товии, да исцелиши отца его Товита и Сарру от недугов телесных и душевных, сего ради вопием Пресвятой Животворящей Троице: Аллилуиа.
Икос 7
Архангеле Рафаиле, от болезней душевных и телесных нас исцеляеши и ожесточенные сердца милосердием исправляеши, сего ради вопием ти сице:
Радуйся, благочестивых браков устроитель чудный; радуйся, исцеление от болезней и недугов дарующий. Радуйся, делам милосердия помогающий; радуйся, яко пламенным щитом от самолюбия и сладострастия ограждающий. Радуйся, воздержанию научающий; радуйся, безмездников Христовых радование. Радуйся, милостивых благословение; радуйся, Архангеле Рафаиле, наше умиление.
Радуйтеся, вси святии Безплотнии силы.
Кондак 8
«Какой сосуд вместит в себя путь Всевышняго?» — тако, Архангеле Урииле, вразумлял еси Ездру, да познает премудрость Божию, сего ради вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 8
Светом Божиим, Архангеле Урииле, от тьмы ересей нас просвещаеши и познанию истины во Христе, Господе нашем, научаеши, сего ради вопием ти сице:
Радуйся, всякое лукавство якоже из лука стрелами света истины и правды Божией поражающий; радуйся, верных в житии честном и целомудренном созидающий. Радуйся, всякий блуд телесный и духовный яко молнией истребляющий; радуйся, победу над неверием дарующий. Радуйся, в истинном православии утверждение; радуйся, святителей Христовых умудрение. Радуйся, чистых сердцем благословение; радуйся, Архангеле Урииле, наше умиление.
Радуйтеся, вси святии Безплотнии силы.
Кондак 9
Богом к погибающим от зноя в пустыне безводней Агари и отроку послан был еси, Архангеле Селафииле, да к колодезю путь им покажеши и спасеши от лютой смерти, сего ради вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 9
Чистой молитве к Богу, Архангеле Селафииле, нас научаеши и ближнего по заповеди Господней прощати призываеши, сего ради вопием ти сице:
Радуйся, в латы кротости сопротив князя тьмы облекающий; радуйся, страстный огнь памятозлобия угашающий. Радуйся, образ Божий в ближнем показующий; радуйся, к состраданию, долготерпению и прощению тем преклоняющий. Радуйся, покров от браней и упокоение; радуйся, преподобных Христовых утешение. Радуйся, кротцых благословение; радуйся, Архангеле Селафииле, наше умиление.
Радуйтеся, вси святии Безплотнии силы.
Кондак 10
Рече Господь Саваоф, рабу Своему Моисею: «Имя Мое на нем» — тако ты Архангеле Иегудииле, сугубо от Него прославлен еси, сего ради величаем тя и почитаем служение твое народу Израильскому, яко шествовал пред ним для покорения земли Ханаанской и вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 10
Неутомимый ревнителю славы Божией, Архангеле Иегудииле, от страсти уныния и лености избавляеши и праведно славити Господа Иисуса Христа научаеши, сего ради вопием ти сице:
Радуйся, яко звезда утренняя, от тьмы уныния просвещающий; радуйся, маловерие и безволие от рабов Божиих яко острым копием прободающий и отгоняющий. Радуйся, тобою, в мужественное трезвение облекаемся; радуйся, тобою, от лукавых внушений и прелести духовной очищаемся. Радуйся, от духов злобы поднебесных охранитель славный; радуйся, праведных защититель сильный. Радуйся, алчущих и жаждущих правды благословение; радуйся, Архангеле Иегудииле, наше умиление.
Радуйтеся, вси святии Безплотнии силы.
Кондак 11
Благословение от Бога, Архангеле Варахииле, всем верным на всякое дело благое посылаеши, да научимся делам богоугодным и вопием Богу: Аллилуиа.
Икос 11
Пред Господом Вседержителем, Архангеле Варахииле, предстоиши и на всех путех спасения нас защищаеши, сего ради вопием ти сице:
Радуйся, богопротивнаго златаго тельца сокрушающий; радуйся, в светлую броню нестяжания облекающий. Радуйся, за усопших молиться напоминающий; радуйся, всем верным радость духовную дарующий. Радуйся, великодушных странноприимцев покровителю чудный; радуйся, о Христа ради юродивых попечителю дивный. Радуйся, нищих духом благословение; радуйся, Архангеле Варахииле, наше умиление.
Радуйтеся, вси святии Безплотнии силы.
Кондак 12
«Всевышний на весах взвесил век сей» — тако умудрял еси, Архангеле Иеремииле, Ездру, да познает суетность мира сего, и вопиет Богу: Аллилуиа.
Икос 12
К покаянию сердца наши хладные, Архангеле Иеремииле, приклоняеши, — да омоемся, яко дождем покаянными и сокрушенными слезами о содеянных грехах и удалимся от печали по тленному миру сему, сего ради вопием ти сице:
Радуйся, к отверзающему Небеса покаянному и спасительному плачу о грехах, преклоняющий; радуйся, от геенны огненной спасающий. Радуйся, безумие мира сего, палицей ведения промысла Божия сокрушающий; радуйся, мудростью духовной разум напояющий. Радуйся, стезей ко Господу исправление; радуйся, пророков Божиих возвышение. Радуйся, плачущих благословение; радуйся, Архангеле Иеремииле, наше умиление.
Радуйтеся, вси святии Безплотнии силы.
Кондак 13
О святое Небесное воинство, просим вас мы, грехми отягченные, да не погибнем в беззакониях наших, но молите Господа за нас, да пощадит, и помилует, и спасет нас по велицей Своей милости, сего ради вопием Ему: Аллилуиа
Се́й конда́къ глаго́лется три́жды. Та́же Икосъ 1-й и Конда́къ 1-й
Молитва
О, святии Безплотнии силы, воззрите милостивно на нас грешных и не возгнушайтесь нашими сквернами. Но умолите Господа Иисуса Христа, да не погибнем мы в пучине беззаконий наших, но в тихую гавань спасения приидем. Ему же подобает слава со Безначальным Его Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.
Акафист Архангелу Божию Михаилу
Архангел Божий Михаил
Архангел Михаил – один из высших Ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми Ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит «вестник». Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность – мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка «архи» к некоторым Ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими Ангелами.
Имя Михаил – на еврейском значит «Кто, как Бог». Священное Писание, повествуя о явлении Ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, – по-видимому, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них – Архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также Архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан.8:16, 9:21; Лк.1:19-26). В книге Товита Архангел Рафаил говорит о себе: «Я – Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго» (Тов.12:15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь Архангелов, одним из которых является Архангел Михаил.
Архангел Михаил в Писании именуется «князем», «вождем воинства Господня» и изображается, как главный борец против диавола и всякого беззакония среди людей. Отсюда его церковное именование «Архистратиг», т. е. старший воин, вождь. Так, Архангел Михаил явился Иисусу Навину в качестве помощника, при завоевании израильтянами Обетованной земли. Он явился пророку Даниилу в дни падения Вавилонского царства и начала созидания Мессианского царства. Даниилу было предсказано о помощи народу Божию со стороны Архангела Михаила в период предстоящих преследований при Антихристе. В книге Откровения Архангел Михаил выступает как главный вождь в войне против дракона-диавола и прочих взбунтовавшихся ангелов. «И произошла война на Небе: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось им места на Небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною». Апостол Иуда кратко упоминает об Архангеле Михаиле как о противнике диавола. (Нав.5,13; Дан.10, 12:1; Иуд.1:9; Откр.12:7-9; Лк.10:18).
В духе Священного Писания некоторые отцы Церкви видят Архангела Михаила участником других важных событий в жизни народа Божия, где, впрочем, он не называется по имени. Так, например, его отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время их бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Ему же приписывают поражение огромного ассирийского войска, осаждавшего Иерусалим при пророке Исаии. (Исх.33:9, 14, 26-28; 4Цар.19:35).
Церковь почитает Архангела Михаила как защитника веры и борца против ересей и всякого зла. На иконах его изображают с огненным мечом в руке или копьем, низвергающим диавола. В начале IV века Церковь установила праздник «Собора» (т. е. совокупности) святых Ангелов во главе с Архангелом Михаилом 8 ноября.
Воспоминание чуда Архистратига Михаила, бывшего в Хонех (Колоссах) (IV)
Во Фригии, недалеко от города Иераполя, в местности, называемой Херотопа, находился храм во имя Архистратига Михаила; около храма истекал целебный источник. Храм этот был сооружен усердием одного из жителей города Лаодикии в благодарность Богу и святому Архистратигу Михаилу за исцеление его немой дочери водой источника. Архистратиг Михаил, явившись в сонном видении отцу немой девицы, еще не просвещенному Святым Крещением, открыл ему, что его дочь получит дар речи, испив воды из источника. Девица действительно получила при источнике исцеление и начала говорить. После этого чуда отец с дочерью и все его семейство крестились, и усердием благодарного отца был воздвигнут храм в честь святого Архистратига Михаила. К источнику стали приходить за исцелением не только христиане, но и язычники; многие из язычников отрекались от идолов и обращались к вере во Христа. В храме святого Архистратига Михаила в продолжение 60 лет исполнял пономарское служение благочестивый человек по имени Архипп. Проповедью о Христе и примером своей богоугодной жизни он многих язычников приводил к вере во Христа. В своем озлоблении на христиан вообще, и в первую очередь на Архиппа, который никогда не отлучался от храма и был примерным служителем Христовым, язычники задумали уничтожить храм и одновременно погубить Архиппа. Для этого они соединили в одно русло две горные реки и направили их течение на храм. Святой Архипп усердно молился Архистратигу Михаилу о предотвращении бедствия. По его молитве около храма явился Архистратиг Михаил, который ударом своего жезла открыл в горе широкую расселину и повелел устремиться в нее водам бурлящего потока. Таким образом храм остался невредим. Увидев такое дивное чудо, язычники в страхе бежали, а святой Архипп и собравшиеся к храму христиане прославили Бога и благодарили Архистратига Михаила за помощь. Место же, где совершилось чудо, получило название Хоны, что значит «отверстие», «расселина».
См. также: «Воспоминание чуда святого Архистратига Михаила в Хонех» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Собор Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание. Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф.25:31).
Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис.6:2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт.3:24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол.1:16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.
Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.
Господства (Кол.1:16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
Силы (1Пет.3:22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.
Власти (1Пет.3:22; Кол.1:16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.
В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала (Кол.1:16) начальствуют над низшими Ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
Архангелы (1Сол.4:16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
Ангелы (1Пет.3:22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божии, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.
Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!». По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.
Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав.5:13-16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов ассирийского царя Сеннахирима (4Цар.19:35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу (Дан.3:92-95).
По воле Божией Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).
Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд.1:9).
Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).
С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян … внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росийскую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим, указуя перстом: „сей ми возбрани пойти на Великий Новгород“».
Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона «Благословенное воинство» – написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.
Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан.8:16; Лк.1:26); Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов.3:16, 12:15); Уриил – огонь или свет Божий, просветитель (3Езд.5:20); Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3Езд.5:16); Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил – возвышение к Богу (3Езд.4:36).
На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:
Михаил – попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.
Гавриил – с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.
Рафаил – держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.
Уриил – в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – «пламень огненный».
Селафиил – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.
Иегудиил – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.
Варахиил – на его одежде множество розовых цветов.
Иеремиил – держит в руке весы.
См. также: «Собор святого Архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных» в изложении свт. Димитрия Ростовского.