Какую роль Церковь отводит молитве?
Когда люди приезжали к русскому подвижнику священнику Ипполиту Халину, и просили его о помощи, он говорил, что помолится. И некоторые были недовольны таким ответом, так как с точки зрения человека далёкого от православия, молитва – последнее, что может помочь человеку. А святые называли молитву наукой из наук и считали, что в любой ситуации самую действенную помощь даёт молитва.
Многие секты считают, что Бог действовал в мире только в евангельские дни, а потом как бы ушел в отпуск. Православие говорит, что Бог постоянно действует в мире, и это мы узнаём через молитву.
Кроме того, — внимательная к словам молитва, — это один из способов ощутить присутствие Бога.
К Господу обращаются с самыми разными просьбами
К Господу обращаются с самыми разными просьбами. И некоторые ждут, что, как по волшебству, все исполниться. Как же на самом деле действует молитва?
Бог слышит всех людей, но исполняет молитву тогда, когда она полезна для человека. И таким способом, который наиболее близок этому человеку, его устроению души, часто даже им неосознаваемому.
Когда намерение сердца и молитва не совпадают, Бог исполняет просьбу не по молитве, а по сердцу. У святого Иоанна Кассиана Римлянина есть слова, что если двое или трое просят об одном, Бог обязательно исполнит их молитву. Одна моя знакомая, узнав об этом, удивилась и спросила, почему, когда они с подругой совместно просили, чтобы Бог послал им парней, им были посланы два совершенно не благочестивых парня. Мы стали разбирать этот случай и оказалось следующее. Первая подруга, девушка во многом мирская, получила себя мирского неверующего парня, проявляющего к ней много внимания. А вторая хотела благородного и получила такого, который всюду за неё платит, но горд и не умеет уступать, а так же ломает её волю. И тот и тот с недостатками, которые под стать обоим подругам. И тот и тот с достоинствами, которых они хотели. Но молитва из молитвослова была о том, чтобы жених был «боголюбив и благочестив». Но, поскольку для обоих девушек это были только слова, а сердца их стремились к другому, то Бог и дал им по тому, чего они на самом деле хотели.
Однако главным содержанием молитвы всё же должна быть не просьба. Конечно, Бог помогает нам, но Он ждёт, чтобы мы Его полюбили. Бог должен быть в нашей жизни не одним из фонов, а её главным содержанием.
Поэтому основной смысл молитвы в том, чтобы побыть с Богом, в освящающем действии молитвы преобразиться, чтобы чистым сердцем отвечать на Его любовь.
Зачем молиться? Зачем молиться, если Бог управляет абсолютно всем? Зачем молиться, если Бог и так знает, что мы собираемся просить, еще до того, как мы попросим об этом?
1. Молитва – это форма служения Богу (Луки 2:36-38). Мы молимся потому, что Бог указывает нам молиться (Филиппийцам 4:6-7).
2. Христос и ранняя церковь дали нам пример молитвы (Марка 1:35; Деяния 1:14; 2:42; 3:1; 4:23-31; 6:4; 13:1-3). Если Иисус считал, что молиться стоит, то и нам следует поступать так.
3. Бог желает, чтобы молитва была средством получения Его решений в ряде ситуаций:
а) подготовка к важным решениям (Луки 6:12-13); б) преодоление дьявольских препятствий в жизни (Матфея 17:14-21); в) призвания работников для сбора духовного урожая (Луки 10:2); г) получение силы для преодоления искушения (Матфея 26:41); д) духовное подкрепление других (Ефесянам 6:18-19).
4. Мы имеем Божественное обетование, что наши молитвы не напрасны, даже если мы и не получаем конкретно того, о чем просили (Матфея 6:6; Римлянам 8:26-27).
5. Он пообещал, что когда мы попросим о вещах, согласующихся с Его волей, Он даст нам это (1 Иоанна 5:14-15).
Иногда в Своей мудрости и для нашей пользы Он медлит с ответом. В этих ситуациях мы должны быть усердными и настойчивыми в молитве (Матфея 7:7; Луки 18:1-8). В то же время нам не следует использовать молитву для того, чтобы заставить Бога исполнять нашу волю на земле, наоборот – она должна стать средством исполнения Его воли. Божья мудрость бесконечно превыше нашей.
В ситуациях, относительно которых мы не знаем точно какова Божья воля, молитва становится средством познания. Если бы Петр не попросил Иисуса позвать его выйти из лодки в воду, то пропустил бы эту возможность (Матфея 14:28-29). Если бы сирийская женщина с дочерью, одержимой демоном, не помолилась Христу, то не получила бы исцеления своего ребенка (Марка 7:26-30). Не воззвав к Христу, слепой в окрестностях Иерихона так бы и остался слепым (Луки 18:35-43). Бог сказал, что мы часто не имеем, потому что не просим (Иакова 4:2). В некотором смысле, молитва похожа на благовествование другим людям. Пока не поделимся благой вестью, мы не узнаем, кто ответит на нее. Так же и с молитвой: мы никогда не увидим результат молитвы, пока не помолимся.
Недостаток молитвы демонстрирует недостаток веры и доверия Божьему Слову. Мы молимся, чтобы продемонстрировать нашу веру в Бога и в то, что Он исполнит обещания, данные в Его Слове, а также благословит наши жизни больше, нежели мы можем просить или надеяться (Ефесянам 3:20). Молитва – это первоочередное средство увидеть Божественную работу в жизни других. Являясь нашим средством «подключения» к источнику Божьей силы, она стает нашим путем к победе врага (дьявола) и его армии, которых мы не в силах преодолеть одни. Таким образом, давайте чаще приходить к трону Божьему, потому что на небесах мы имеем Первосвященника, Который может помочь нам во всех наших испытаниях (Евреям 4:15-16). Мы имеем Его обещание, что «…много может усиленная молитва праведного» (Иакова 5:16-18). Пусть Бог прославит Свое имя в нашей жизни, когда мы будем все чаще и чаще преклоняться перед Ним в молитве.
Часто люди говорят, что их молитвы не были услышаны
Часто люди говорят, что их молитвы не были услышаны: у кого-то проблемы с работой, кто-то ни как не может встретить свою половинку. В чем же возникают основные трудности, какие ошибки чаще всего совершают молящиеся?
У средневековых православных монахов Ирландии было принято сравнивать мир и судьбу человека в нём с ковром удивительной красоты. Этот ковёр мог бы поразить красотой своих узоров и необычайностью замысла, но дело в том, что тот, кто смотрит на ковёр идя по нему этого всего не видит. Ему заметны отдельные линии, краски, но он не может связать всё это в единую гармонию и красоту. Единственный способ увидеть всё правильно – это взглянуть на ковёр с неба. Только тогда станет ясно, какой смысл был во всём том, что случилось с нами.
Мы не видим нашу жизнь с точки зрения неба. Мы можем желать по страсти, по грешному увлечению сердца. Мы можем желать только земных благ. «Господи – дай мне машину, квартиру, работу, денег, а потом выйди из моей жизни, и не мешай мне грешить».
Бог видит, что такая жизнь – верёвка в руках самоубийцы. И посылаемым страданием Он ведёт нас к небу.
Основным условием молитвы должно быть желание переменить свою жизнь покаянием…
Однако, мы должны помнить, что если Бог не исполняет нашу молитву, значит Он готовит для нас нечто лучшее, чем то, о чём мы просим.
Сила молитвы: зачем нужна молитва, безопасно ли молиться о других
Какую перемену совершает молитва в человеке, объясняет архимандрит Маркелл (Павук), духовник Киевских духовных школ.
– Зачем нужна молитва? Можно ли молиться о других людях?
– Для того чтобы жило наше тело, нам необходимо питание, а чтобы жила наша душа, – молитва. Не случайно многие святые отцы говорят, что мир стоит молитвою. В современном обществе, которое относительно недавно освободилось из плена государственного атеизма, большинство людей, слава Богу, ощущает потребность в молитве. Если не все молитвенное правило, то, по крайней мере, молитву «Отче наш» многие знают наизусть и каждый день стараются читать.
– Достаточно ли этого?
– Молитве «Отче наш» научил Своих учеников и последователей Сам Господь. Ее текст приводится в Святом Евангелии. По сути, в немногих словах этой молитвы излагается все, что необходимо для нашего спасения. Но со временем возникло и множество других молитв, которые ныне печатаются в молитвословах и составляют утреннее и вечернее молитвенное правило.
– Зачем нужны эти дополнительные молитвы? Не лучше ли современному человеку, перегруженному тысячами дел, довольствоваться в своей жизни одной молитвой «Отче наш»?
– Возможно, что в раннехристианских общинах, где люди испытывали великое вдохновение от недавно пережитых евангельских событий, достаточно было чтения одной молитвы «Отче наш». По мере оскудения этого первого энтузиазма веры, когда в Церковь стало приходить много людей, не могущих сразу отказаться от своих прежних вредных привычек и страстей, появилась потребность в усилении молитвы. Оскудение веры уже наблюдал святой апостол Павел. О плачевном духовном состоянии некоторых римлян, коринфян, критян, греков он пишет в своих Посланиях. Поэтому апостол заповедовал всем непрестанно молиться.
– Разве это возможно? Ведь мы с большим трудом вычитываем даже короткое молитвенное правило, которое занимает у нас по времени, утром и вечером, не больше получаса, а у кого-то и меньше.
– Как свидетельствует опыт не только многих подвижников благочестия, но и простых верующих людей, это не только возможно, а и необходимо.
– Почему?
– Дело в том, что, согласно учению апостола Павла, человек трехсоставен. Он состоит из духа, который роднит его с Богом, души, дающей жизнь телу, и собственно тела, при помощи которого мы двигаемся и можем что-то делать. При творении человека Господь установил между этими частями строгую иерархию. Тело должно подчиняться душе, а душа – духу. Когда же человек забывает о Боге (что произошло и до сих пор происходит в результате грехопадения), то его дух начинает жить потребностями души, а душа – потребностями тела.
– Как это проявляется? Ведь большинство людей с виду такие добрые, воспитанные, порядочные, толерантные, многие имеют не одно, а несколько высших образований. Чего им еще не хватает?
– По мысли святителя Феофана Затворника, в результате грехопадения душа ниспала в плоть и человек стал плотским, самолюбивым, гордым, завистливым, похотливым. Телу для удовлетворения его потребности в пище и питии, продолжения рода нужно немного, но когда душа, которая постоянно в движении (приснодвижимая), ниспадает в плоть, то потребности тела возрастают до бесконечности. Человек может много есть и пить, даже из-за этого испытывать проблемы со здоровьем, а ему все мало и мало. Он не может вовремя остановиться. Также похоть плоти в нем может разжигаться не только для продолжения рода, а до безумия, когда человек перестает довольствоваться своей женой, но заводит себе еще любовниц. А ныне общество уже настолько низко нравственно опустилось, что даже противоестественные грехи хочет выдать за норму. И в целом можно наблюдать, что человек всю жизнь под давлением разных забот крутится как белка в колесе, но в результате остается с пустотой, которую никакие земные утешения не могут заполнить.
– Чтобы хоть немного остепениться, обрести подлинный смысл жизни, – для этого и нужна молитва?
– Да, молитва как раз помогает восстановить нарушенную грехом иерархию между духом, душой и телом. Возглас священника во время Божественной Литургии: «Горе имеем сердца» – все время напоминает нам об этом. То есть при помощи молитвы мы должны свою душу, средоточием которой является сердце, вознести вверх и соединиться с Богом. Если это происходит, тогда резко снижаются запросы тела. Человеку становится легко соблюдать пост, довольствоваться в пище малым. Монахи даже полностью отказываются от брачной жизни.
– Но человеку бывает очень непросто самому настроиться на молитву. Что делать?
– Чтобы было легче отвлечься от житейской суеты и настроиться на молитву, существует молитва соборная, в храме за богослужением. Любое самое сложное дело становится легким, когда мы чувствуем поддержку других людей. Так и в молитве, когда весь храм молится, тогда самый суетливый и неспокойный человек тоже успокаивается и настраивается на молитву.
– Если чувствуешь, что твоя молитва еще слишком слабая, надо ли просить близких молиться о тебе в трудную минуту?
– Обязательно. Мы становимся Церковью в подлинном смысле этого слова лишь тогда, когда молимся друг о друге. Когда же каждый думает только о себе, то даже при том, что такой человек ходит в храм, сомнительно, что он является членом Церкви Христовой. На Закарпатье заведено поминать вслух во время сугубой ектении всех стоящих в храме, а также их родственников, ближних и дальних. И хотя из-за этого продолжительность службы увеличивается почти на полчаса, люди этим не тяготятся, а наоборот, радуются, потому что чувствуют себя не одинокими, а членами великой Соборной Церкви.
– Существует такое расхожее в некоторых киевских приходах поверие, что опасно молиться о других, ибо таким образом ты можешь взять на себя грехи тех людей. Это правда?
– Ни в коем случае. Церковь молится о всех. В первую очередь о тех, кто к ней принадлежит, а затем о мире всего мира. Нельзя лишь подавать записки на проскомидию с именами тех людей, которые не принадлежат Церкви. Но в домашних условиях или когда мы стоим на молитве в храме, то можем вспоминать всех людей, которых мы знаем, и верующих и неверующих, и православных и неправославных, и праведников и великих грешников. Если мы о далеких от Церкви людях не помолимся, чтобы Господь их просветил, наставил и помиловал, то кто о них помолится?
– Однако некоторые люди жалуются, что когда они начинают молиться о других, например, о своих пьяницах-соседях или безбожных начальниках, то у них возникают всякие личные проблемы. Как быть в такой ситуации?
– Да, лукавому духу очень не нравится, когда мы молимся о себе и о других людях, он старается нас всячески отвлекать от молитвы, а иногда даже запугивать (знаю, что по этой причине некоторые перестали ходить в храм или ушли в раскол); но ни в коем случае не надо обращать внимания на его немощные дерзости, нельзя при этом малодушествовать и трусить, ибо тогда сатана может полностью взять над нами власть. Надо, наоборот, усилить молитву о себе и о других людях.
Так как же правильно молиться?
Чтобы молится правильно, надо, чтобы наша душа была созвучна Небу. Этого созвучия можно достигнуть только ведя православную духовную жизнь. Ходить в храм, поститься, исповедоваться и причащаться. И читать, как и о чём молились святые люди.
Можно легко заметить, что человек, ощущающий Бога уже не желает того, чего желает тот, кто Христа не чувствует. Святые просили, чтобы Бог их простил. Просили, чтобы научил любить, подал чистоту, способность быть многим другим людям по-настоящему близким и родным. И много ещё чего.
Но само живое ощущение присутствия Бога в твоей жизни достигается через молитву.
Когда не можешь сосредоточиться на молитве
Наверное, всем нам знакомо ощущение, когда не можешь сосредоточиться на молитве, когда мысли разные лезут в голову. Как же сосредоточиться на главном?
Дело в том, что мысли человека постоянно находятся в таком состоянии – перебегают с предмета на предмет. Молитва только открывает человеку, что человек таков. А таков он потому, что находится в падшем состоянии.
Святой Феофан Затворник говорит, что, если мы не заметили, что наши мысли отвлекаются от Бога, это ещё не грех. Плохо если заметили и продолжили отвлекаться.
А сосредоточиться на молитве возможно по мере любви к Богу, или страдания. Любящий не отвлекается от любимого, болящий от своей боли. По мере любви и молитва будет менее рассеянной.
И наконец, четвертое, и самое главное, молитва – это поклонение Богу.
Молитва – это форма поклонения Богу, которая непременно должна присутствовать в жизни христианина. Обращаясь к Богу, мы выражаем зависимость от Него, признаем, что не можем без Него жить, а также показываем, что полностью доверяем Ему себя, свои трудности и проблемы.
Поклонение Богу – это воспоминание и провозглашение в молитвенном состоянии различных сфер Божьего величия, силы, мудрости. Это смирённое восхищение чудными делами Божьими. Поклонение Богу – это умение видеть руку Божью и выражать свою признательность Божьего бесконечного превосходства.
Закончить это небольшое размышление хотелось бы цитатой Чарльза Сперджена, который хорошо подметил:
«Навык молитвы это хорошо, но Дух молитвы – лучше. Мы должны регулярно находить время для молитвы, тем не менее постоянное общение с Богом должно быть нашей целью. Как правило, служители никогда не должны проводить много времени без действительного возношения своих сердец в молитве. Многие проповедники могут подтвердить, что они редко проводят четверть часа не обратившись мысленно к Богу. Это уже не обязанность, это становиться инстинктом. Это навыки новой природы»
.