История создания
«Поединок Пересвета с Челубеем» был написан почти шесть столетий после иллюстрируемого события – в 1943 г. Учитывая год, в который была создана картина, можно с уверенностью говорить о параллелях между противостоянием с татаро-монголами и борьбой с фашизмом, происходившей во время создания работы «Поединок Пересвета с Челубеем». Общей темой битвы против захватчиков и угнетателей картина объединяет эпохи и поколения, разделенные многими веками.
Однако, Авилов всерьез задумался над художественным воплощением этого сюжета его в 1917 г. Тогда же была представлена картина «Выезд татарина Чели-Бея». Настоящая работа над произведением «Поединок Пересвета с Челубеем» началась после того, как Авилов вернулся в Москву из эвакуации – в 1942 г. Картина предварялась четырьмя масштабными эскизами. Наконец, в декабре того же года, Авилов окончательно определился с композицией и закончил полотно всего за полгода.
Жанр произведения «Поединок Пересвета с Челубеем» можно определить как исторический реализм. Авилов написал ее на холсте масляными красками. Картина достоверно отражает детали исторического костюма, упряжи и вооружения – Авилов был особенно внимателен к этим деталям. На данный момент «Поединок Пересвета с Челубеем» хранится в Санкт-Петербурге, в галерее Государственного Русского музея.
Павел Рыженко – богатырь от искусства, поборник Cвятой Руси
К 635-летию Куликовской битвы и к годовщине памяти выдающегося художника современности Павла Рыженко, воплотившего в художественных образах тему победы в этом решающем для Отечества сражении.
Быстротечное время неуклонно приближает нас, живущих на земле, к Вечности… Вот уже год минул с тех пор, как переселилась в вечные обители душа Павла Рыженко, заслуженного художника РФ, непревзойденного Мастера исторической живописи конца ХХ – начала ХХI века.
«Богатырь земли русской», как называли Павла почитатели, родился в Калуге в 1970 году.
К вере Павел пришел не сразу. После он скажет: «Каждый, а в особенности русский человек тянется в глубинах и тайнах своего сердца к Свету-Христу. Ко мне вера во Христа пришла очень поздно, но, поверив, я захотел побежать за Ним, надеясь когда-нибудь приблизиться к этому Свету».
Вымаливала его бабушка, переживавшая, когда 16-летний Павел, «раздираемый страстями», возвращался из компаний сверстников. Глубоко верующая старушка поворачивалась к окошу и восклицала: «Царица Небесная!». Благодаря своей бабушке-калеке, пережившей войну, Павел уверовал в Бога. «Бабушка – это мостик в ту еще Россию, в Россию, где не было фразы: «Твои проблемы!», – говорил Павел. Крестился Павел только в 23 года и потом захотел уйти в монастырь. Некоторое время он нес послушания на Валаамском подворье в Приозерье, однако понял, что его путь не монашеский. Для него собственная семья стала «залогом рая» на земле, и своего сына Тихона художник старался воспитать, подданным грядущего царя.
Рисовать Павел начал с пяти лет, в 11 лет стал учеником Московской средней художественной школы (МСХШ) при институте им. Сурикова, а в 1990-м, после армейской службы, – студентом Российской Академии живописи, ваяния и зодчества. Здесь произошла встреча Рыженко с маститым профессором живописи Ильей Глазуновым, выстроившим для учеников строгую иерархию ценностей. О своем великом учителе Рыженко говорил: «Это – осколок дореволюционной России, дворянин, выдающийся носитель ушедшей культуры». Павел считал, что искусство не должно стремиться «обогнать и перегнать» авангард с его ультрасовременной манерой письма, и живописи необходимо вернуться в русло «смиренной старины», академических канонов. Первые серьезные мысли о назначении художника возникли у Рыженко еще в Академии. Он вспоминал учебу как счастливейшие годы жизни. «Помню тот восторг, который впервые охватил меня в залах Эрмитажа перед картинами Рембрандта, Ван Дейка, Вермеера… Казалось, все эти великие мастера присутствуют здесь, рядом со мной. Я ощущал дыхание живой истории, величие могущественных Империй – Византии, Рима, Российской Империи. Я ощущал прохладу Синайской пустыни и запах порохового дыма над Бородино, передо мной вставали строгие лики русских воинов, бесстрашных и непобедимых».
Павел защитил в 1996 г. дипломную работу «Калка». Оставив ранее выбранные темы, затворился в своей маленькой мастерской и погрузился в работу, не выходя даже на просмотры. Его увлекала идея написать полотно о Руси, раздробленной на княжества, залитой кровью, но не покоренной. И он создал пронзительную картину страшного поражения гордого Мстислава Удалого и русских ратников в 1223 г. при Калке – реке, на территории нынешней Донецкой области. Оставленные в живых русичи были брошены свирепыми монголами под настил для пирующих. Кульминационный момент картины – осознание своей чудовищной ошибки князем Мстиславом, связанный веревками, словно грехами, он начинает понимать, что поражение русичей вызвано раздробленностью Руси и его личными грехами – тщеславием и гордыней. «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать». Русским князьям надо было учиться смирению и татаро-монголы помогли им в этом. Небо на картине ясное, Мстислав вглядывается вдаль, словно видит грядущую победу и славу Руси-России.
Рыженко Павел «Ослябя» 2005 г.
Павел рассказывал, что с ним училось множество талантливых ребят, подававших большие надежды. Он считал, что «их учебные работы можно было смело вешать в Третьяковке – рядом с картинами Сурикова и Репина. Почему же до настоящего искусства большинство из них так и не поднялись? Если художник не укоренен в Православии – он не имеет стойкого иммунитета против тщеславия, сребролюбия и других страстей, ведущих к деградации личности и потере нравственных ориентиров. «Едет ничтожество в джипе, – говорил Павел, – он сам себя «упаковал», он такой важный и состоявшийся. Он очень не любит, чтобы ему говорили что-либо «против шерсти». Никакой критики! И ведь то же самое можно сказать не только о художниках – и о врачах, и об ученых. Это везде… Вот в чем, мне кажется, трагедия России сегодня». По мнению Павла, история искусств знает очень талантливых художников, посвятивших свою жизнь пробуждению страстей в людях. Если бы художник относился к своему делу, как к служению, а не способу заработать, если бы он «занимался своим делом предельно честно и был бы в ладу с Богом и совестью, он мог бы и большую награду за свой труд получить. Не надо винить ни власти, ни спонсоров, ни их наличие или отсутствие. Нужно начать честный разговор с самим собой».
В жизни у Павла бывали и кризисы. Одно время художник сильно унывал из-за материальных затруднений. Но Промыслом Божиим произошла его встреча с протоиереем Артемием Владимировым, вернувшем художнику «второе» творческое дыхание, став его духовником. Павел пришел к осознанию того, что «служение искусству нераздельно с религиозным началом, с устоями, с глубокой культурой». Для Рыженко творчество стало «выплеском душевного состояния» и исповедью на полотне, не рекламируя свои выставки, он ожидал тех, кого пошлет ему Бог. «Тот, Кто дал мне возможность все это написать, имеет Свой план, кого из людей на выставку привести. Штучно. Точечно». На выставках Рыженко в Центральном музее Вооруженных Сил, ЦДХ и Манеже выстраивались очереди в 300 человек за билетами… Подобно Св. князю Александру Невскому, Павел Рыженко сделал необычайно много за 43 года жизни. Он словно торопился все успеть, Богу благоугодить, сгорал в трудах, как свеча, не умея работать в полсилы. За 20-летие напряженной творческой жизни Павел Рыженко создал 60 грандиозных полотен в лучших традициях русского реализма, написал 6 диорам, сотрудничая со Студией военных художников М.Б. Грекова, старался прививать подлинно художественный вкус учащимся Академии Живописи во время своего преподавания на кафедре композиции. Произведения Павла Рыженко по мастерству и технике, цветовой гамме, многофигурности и многоплановости, а, главное, приверженности «русской православной идее» вполне сопоставимы с творениями гениальных живописцев конца ХIХ – начала ХХ столетия – И. Е. Репина, В.А. Серова, В.И. Сурикова, В.В. Верещагина, В.М. Васнецова.
Рыженко Павел «Молитва Пересвета» 2005 г.
«В культуре происходят страшные события, – с горечью сетовал художник.– Уже авангард стал «классикой», то есть психическое расстройство стало классикой…». О своем творчестве Павел писал, что оно – «альтернатива авангардному искусству. Робкое сопротивление Шагалу, Малевичу с его Квадратом… Моя задача, как художника, слабого человека, с помощью Божией стоять на пути этого потока мертвой воды. И сопротивляться этому потоку. Я себя отождествляю не с общеевропейской, общечеловеческой, а с культурой, нити которой тянутся от веков апостольских, через Византию к Руси».
Разнузданности псевдоискусства ХХ – ХХI вв. Павел противопоставлял красоту и изящество академической манеры письма, заимствованной у своего учителя-профессора И.С. Глазунова и у художников-академистов.
Рыженко осознавал, что в 1917 г. Российскую Империю увлекли в бездну безбожных идей структуры, равнявшиеся на Запад, и страна сбилась с пути своего исторического предназначения. Вместе с тем художник-патриот горячо верил, что Россия воспрянет ото сна, стряхнув с себя вражеское наваждение и вновь вернется к своей великой миссии Преемницы Византии, оплота Православия на обширнейшей территории и поведет за собой другие народы ко спасению.
В последние годы Рыженко, наблюдательным взглядом художника, замечал признаки выздоровления, происходящие в российском обществе. «Я – против президентской власти, но я – лично за Путина! – говорил Павел. – Путин – это человек, любящий и понимающий Россию и, по молитвам русских людей, саморазвивающийся. Обретя колоссальный жизненный, и политический опыт, он стал нашим командиром, но не президентом. Он перерос президентство. Люди ему верят и знают, что на него можно положиться, и он выведет. Куда? Я убежден – к Империи, к Православной Империи, которая объединит – а не разделит! – наши народы».
Заслуга Павла Рыженко перед Отечеством и изобразительным искусством в том, что чредой монументальных полотен он последовательно воссоздавал историю Святой Руси и Российской Империи, как двух взаимосвязанных ипостасей единого целого – Русской Православной Цивилизации. Художник живописал «дела давно минувших дней» от самых истоков Руси до трагического крушения российского самодержавия в 1917 году, чем, однако, он усматривал и семена ее будущего возрождения – по молитвам убиенной Царской Семьи и новомученников Российских. Рыженко, щедро наделенный многогранными талантами от Бога, поднялся над реалиями современности с упованием на будущее единение Святой Руси, Угодников Божиих и всего православного народа, с одной стороны, и Российской Державы с ее имперской мощью, с другой стороны. Павел ожидал пробуждения русского народа, возвращения его к спасительным смыслам Православия, и своими произведениями, многие из которых ныне воспринимаются почти как иконы, способствовал этому, творил по определенным канонам, что приближало его к иконописи. Художник-пейзажист Олег Молчанов называет своего друга Павла Рыженко «героем живописи». Это героизм художника-труженика, затронувшего самые сокровенные темы, коим несть числа: Крещение князя Владимира, русские святые, цари и полководцы, русский Афон, простецы, исторические баталии, царская Голгофа, храмы и монастыри, Первая Мировая война, Великая Отечественная, пейзажи… Павел ставил перед собой цель пробудить человеческую душу, заставить ее возжелать «тихого подвига» и восхождения по лествице добродетелей до способности «душу свою положить за други своя». Уподобившись схимонаху-богатырю Пересвету, чей ратный и духовный подвиг Павел Рыженко превознес в шедевральной картине «Победа Пересвета», художник и сам всю жизнь вел сражение. Только Пересвет одолел Челубея на поле Куликовом, а Павел Рыженко вел богатырскую битву за чистоту искусства и Святое Православие. Диптих «Молитва Пересвета» – «Победа Пересвета» Павел посвятил историческому бою богатыря Пересвета с Челубеем. Обе картины органично связаны: без непрестанной молитвы Иисусовой не было бы и победы над грозным Челубеем, лучшим воином Азии, кому и по сей день, как святому, молятся в Тибете. Самым главным в картине «Молитва Александра Пересвета» Павел считал взгляд героя-схимника, узнавшего от Преподобного Сергия, что вскоре ему надлежит выполнить самое тяжелое в жизни, спасительное послушание – стяжать русским воинам славу на поле Куликовом и «душу свою положить за други своя». Схимонах Александр отрешенно молится перед рождением в Вечности. Рядом, по словам Павла, «прошуршал ежик», который нисколько не боялся богатыря, и в этом указание на духовное преображение героя-схимника. «Как Герасим Иорданский со львом – так и Пересвет с ежиком», – отмечает вдова Рыженко – Анастасия, ставшая хранительницей его художественного наследия. Многие монашествующие, в том числе на Афоне, имеют в келиях бумажные репродукции этой картины. Некоторое время назад у лаврского старца Наума образ Пересвета замироточил…
Рыженко Павел «Победа Пересвета» 2005 г.
Тему Куликовской битвы Павел развивал 10 лет, глубоко осмысливая, тщательно изучая историю перед созданием своего шедевра. На Куликово поле Павел выезжал несколько раз, чтобы осмотреть местность. Московский князь Димитрий Донской, благословленный Преподобным Сергием на решающую битву на поле Куликовом, собирал войско с огромным усилием. Вся казна была отдана на вооружение воинов, из числа которых живыми после сражения вернулась только пятая часть. Битва произошла «на Дону усть Непрядвы» – силы князя Димитрия Ивановича и золотоордынского хана Мамая встретились в холмистой степи Окско-Донского междуречья. Ныне поле Куликово, как протяженный географический объект, принадлежит Ефремовскому, Плавскому, Богородицкому и некоторым другим районам Тульской области. Известно, что монголо-татарское войско потерпело поражение во многом благодаря неожиданному удару Засадного полка под командованием Владимира Серпуховского и воеводы Димитрия Боброк-Волынского.
Тема покаяния – сквозная для творчества Рыженко, она ярко представлена в Триптихе «Покаяние». На первой картине «Удар колокола» мы видим красноармейца, участвующего в боях за монастырь, и случайно тронувшего веревку колокола, который вдруг зазвучал и наполнил израненную душу с детства знакомыми звуками. Возможно, это он с «товарищами», в разгар революционного пыла, некогда сбрасывал с храмов колокола. Здесь красный командир впервые осознает чудовищность своего преступления и горькую абсурдность братоубийственной войны. На второй картине «Веночек» он посещает могилу жены и орошает ее слезами. Единственное, чем может утешиться скорбящая душа – это единением с Богом. На третьей картине «Муравейник этот человек предстает нам уже преображенным долгим путем покаяния и молитвы. Теперь это странствующий инок, с просветленным ликом Серафима Саровского. Старец присаживается отдохнуть у муравейника в лесу, созерцая красоту Божьего мира и гармонию в природе, в том числе и в «муравьиной иерархии». Жизнь муравьев упорядочена: каждый несет свое «послушание», и нет в муравейнике ни войн, ни революций…Старец давно примирен с Богом: прошлое омыто слезами, и покаяние его принято.
В последние годы в творчестве Павла центральной становится царская тема. Он пишет множество картин, где изображается царь-мученик Николай II и Августейшая семья в разные моменты жизни. По выражению протоиерея Артемия Владимирова, Павел искал и нашел себе «Кормчего» в лице царя.
Перед написанием «Царской Голгофы» в 2002 г. Рыженко ездил в Екатеринбург, молился на Ганиной яме, где возникло видение эскизов картины, которые он перенес на полотна. По словам художника, «Государь – это пример отстаивания веры и пример невероятной жертвенной любви, это отец своего народа, который отрекся от него…».
Незадолго до кончины, Павел работал из последних сил над масштабной диорамой «Стояние на Угре» для Владимирского скита Калужской Свято-Тихоновской пустыни. Посетив диораму, Святейший Патриарх Кирилл сказал: «Прекрасная диорама Павла Рыженко – это его лебединая песня. Он ушел от нас рано, полный сил и творческой энергии, открыв особую страницу в истории русского искусства…Каждый, кто будет сюда приезжать, будет вспоминать исторический подвиг народа, создателя диорамы и украсителя этого святого места».
Промыслительно, что Павел Рыженко ушел от нас в ночь с 16 на 17 июля 2014 г., в день памяти Святых Царственных мучеников, кого он так благоговейно почитал, а отпевание состоялось 20 июля, после Собора Радонежских Святых и обретения честных мощей Преподобного Сергия Радонежского, чей образ Рыженко писал часто и благоговейно. Художник сказал когда-то о назначении своего творчества: «Надеюсь, что мои картины разбудят генетическую память моих современников, гордость за свое Отечество, а быть может, помогут зрителю найти для себя единственно правильный путь. И тогда – я буду счастлив выполненным долгом».
Валерия Святкина, выпускница Высших богословских курсов
Автор
Михаил Иванович Авилов (р.1882 г. – ум.1954 г.) – русский и советский художник, работавший по большей части в жанре исторической живописи. Родился он в Санкт-Петербурге. В своем художественном образовании Авилов прошел следующие этапы:
- С 1893 г. учился в Рисовальной школе Императорского ОПХ.
- В 1903 г. поступает на дальнейшее обучение в студию Дмитриева-Кавказского.
- В 1904 г. Авилов становится вольнослушателем на занятиях в Высшем художественном училище при Академии Художеств.
Уже в годы слушания лекции в Академии художник начинает работу над полотнами в историческом жанре. В 1914 г. Авилов уходит на фронт Первой Мировой. После Революции художник становится преподавателем в школе при Обществе поощрения художеств, потом – в Ленинградском художественно-промышленном техникуме. 1923 г. вступает в Ассоциацию художников революционной России.
После ВОВ Авилов становится членом Академии художеств СССР и преподавателем Ленинградском институте им. Репина. С началом ВОВ художника эвакуируют в Узбекистан, где начинается работа над полотном «Поединок Пересвета с Челубеем. В 1953 г. удостоился звания Народного художника СССР. Год спустя Авилов скончался и был похоронен в Петербурге, на Тихвинском кладбище.
Репродукции
Дорогие друзья!
Репродукции производятся правообладателем в лице вдовы художника — Анастасии Юрьевны Максимовой-Рыженко с использованием цифровых изображений картин высочайшего качества, имеющихся только в распоряжении правообладателя.
Любая другая продукция, является низкокачественной и контрафактной, совершенно не отражающей цветовую и тональную гамму оригиналов произведений Павла Рыженко. Помимо сомнительного качества и возможной опасности для Вашего здоровья (незаконные мастерские используют, в целях экономии, сольвентную технологию, запрещённую для интерьерной печати), контрафактная продукция нарушает федеральный закон об авторском праве.
Репродукции печатаются на холсте, натягиваются на подрамник, оформляются в багетную раму и оснащаются с оборотной стороны металлическим тросом.
Ко всем репродукциям прилагается аннотация, повествующая о том или ином историческом событии или персонаже картины. Наличие аннотации подтверждает подлинность приобретаемой Вами репродукции.
Печать производится экологически безопасными пигментными чернилами на широкоформатном 10-цветном плоттере EPSON Stylus Pro 9900, с использованием только оригинальных расходных материалов. Для производства багетных рам используется оборудование итальянских и французских компаний OMGA, Cassese и MORSO.
Багетная рама входит в стоимость репродукции!
Выбрать подходящую Вам по формату и стоимости репродукцию можно в приведенной ниже таблице.
Внимание! Форматы приведены без учёта размера рамы. Для представления о конечном размере картины необходимо прибавить по 5-8 см. с каждой стороны, в зависимости от выбранного Вами багета. Фотографии вариантов багета мы присылаем на согласование по e-mail в процессе изготовления заказа.
Способ заказа репродукций:
- позвонить по тел. Дмитрий, или написать на этот же номер в Whats App
- написать на e-mail: pvrgal[email protected]
При одновременном заказе трех репродукций одного формата предусмотрены следующие скидки:
- формат А4 — 5%
- формат А3 — 5%
- формат А2 — 10%
- формат А1 — 10%
- формат А0 — 10%
- формат А0+ — 10%
- При одновременном заказе десяти и более репродукций одного формата предоставляется скидка 20 %
Способы доставки:
- самовывоз в Москве
- транспортной
Репродукции картин Павла Рыженко могут быть прекрасным подарком, способствующим просвещению в области истории, культуры и искусства. А также поддержать нашу деятельность по сохранению картин выдающегося художника, которую мы осуществляем только своими собственными силами.
Описание композиции
«Поединок Пересвета с Челубеем» отличается крупными размерами — 327×557. На первом плане картина изображает двух сражающихся воинов: кони встали на дыбы, щиты подняты, копья направлены друг на друга. Позади них — армии. Атмосфера на полотне – тревожная и напряженная. Авилов использовал в этой картине естественные, немного приглушенные тона:
- Зеленый.
- Серый.
- Бежевый.
- Золотистый.
- Бледно-красный.
- Черный.
При этом заметно, что армия татаро-монгол изображена более пестро, как и представляющий ее всадник. Этим приемом картина подчеркивает, во-первых — экзотичность их облика, во-вторых – охватившее людей смятение. Русское войско при этом смотрится более спокойно и гармонично. Единственное яркое пятно на этой стороне полотна «Поединок Пересвета с Челубеем» — знамя с ликом святого. Оно олицетворяет борьбу народа за духовные ценности и веру в справедливость и праведность своих действий, которая отличает их от противника.
Войти на сайт
Недавно в одной из книжных лавок Троице-Сергивой Лавре я встретил репродукции картин Павла Рыженко. Суровая и прекрасная, былинная Святая Русь на полотнах этого художника. На первый взгляд — это традиции Васнецова в современной интерпретации. Сказка обрела реалистичность, свойственную современному искусству. Трагические страницы русской истории, герои, идущие на смерть. Подвиг и поражение. Святость и жестокость.
Павел Рыженко «Благословение Сергия»
Преподобный Сергий благословляет Димитрия Ивановича Донского на Куликовскую битву. Какая трудная тема для картины после уже написанных до тебя полотен! Очень хотелось изобразить суть. Только суть и ничего более. Мне показалось, что преподобный просто собрал этих суровых обветренных людей, идущих на смерть, и обнял их сердцем своим. И так это было тепло и тихо, словно победа уже свершилась и все вернулись живыми… Словно не предстоит ему, Сергию, за литургией вслух называть имена героев в этот миг уходящих в Рай с дымящегося кровью поля Куликова.
И тихо шепчет Сергий Димитрию, но еще не Донскому: «Ты победишь!».
Павле Рыженко «Невская битва»
Невская битва произошла 15 июля 1240 на реке Неве между Новгородским ополчением под командованием князя Новгородского Александра Ярославича и численно превосходящими шведскими завоевателями. Александр Ярославич за победу и личную храбрость в бою получил почётное имя «Невский». Одержав победу над шведами, русские войска остановили их продвижение на Ладогу и Новгород и тем самым предупредили опасность скоординированных действий Швеции и Ливонского Ордена против Руси.
Князь Александр Невский причислен к лику святых Русской православной церковью в лике благоверных при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года
Павел Рыженко «Ослябя»
Тихое утро, пронизанное лучами теплого солнца, цветущие яблони, за спиной монаха виднеются ульи. Но главное в этой маленькой картине — то, что монаха зовут Ослябя.
И готовится этот монах не белить стволы, а отдать свою жизнь — за Христа и за всех любимых им людей русских, в том числе и за нас с вами.
Облокотился он тяжелой своей рукой о дерево и задумался. Вся жизнь прошла перед мысленным взором. Он, Ослябя, готов. Он — воин Христов — все же побелит свои яблони, а потом, взяв меч, устремится в самый ад Куликовской битвы, чтобы бить врагов Божиих и укладывать их трупы снопами, а потом самому быть изрубленным со своим великим собратом Пересветом.
Павел Рыженко «Молитва Пересвета»
Сергий Радонежский благословил Пересвета на Куликовскую битву. Другое название картины – «Молитва перед боем».
Здесь самое главное – глаза Пересавета, его взгляд. Ради этого я и писал картину. Тут вряд ли нужно что-либо долго объяснять.
Я не хотел искусственно создавать какую-то особую атмосферу, чтобы передать настроение непередаваемого мира этого святого. Вот он помолился перед рождением в Вечность. Надломил краюху хлеба. Вот мимо прошуршал ежик… Все это — Россия. Писал, как чувствовал, — что получилось, решать не мне, но это не главное. Главное, чтобы у каждого произошла своя встреча в глубине сердца с Пересветом и с самим собой.
Павел Рыженко «Тишайший»
Царь Алексей Михайлович Тишайший, отец первого русского императора Петра I — последний государь так называемого «допетровского» времени. Принято считать это время темным, невежественным, а Государей — почти сказочными старичками-бородачами. Но не таковыми были они в действительности.
Не суетливость, выдаваемая за избыточную деловитость, а молитвенный покой и сила были присущи этим великанам духа.
Это были не избираемые толпой и деньгами, а поставляемые Богом помазанники. Недаром Алексей Михайлович был назван народом Тишайшим. В этом именовании чувствуется и сыновняя любовь, и признание могучести служения царского, которое, как и всякая истинная сила, всегда тиха как океан.
Павел Рыженко «фотография на память»
Триптих «Русский Век»
Это произведение, состоящее из трех картин, объединено общей мыслью и чувством — утраты, прощения и светлой печали по великой Русской Семье во главе с Государем Императором, помазанным на царство во имя Христово.
Помазанным — то есть имевшим от Бога право судить и защищать свой, вверенный ему, народ .
Это картины о русском офицерстве, прошедшем свой путь на Голгофу, — от Бородинских торжеств (на ) до похорон погон в надежде отрыть их когда-нибудь и послужить еще России («Царские погоны») и, наконец, до холодной каптерки во Франции, где русские офицеры празднуют Православную Пасху вдали от Родины.
Павел Рыженко «Удар колокола»
Удар колокола (№1 Триптих «Покаяние»)
Одинок человек в мире. Не радует его никакая земная радость, никакая слава или власть. Но свободен и величествен он становится, когда подчиняет свои желания единой любви ко Единому Христу. И тогда, встретившись с Ним, человек все забывает и только плачет, и слезы его не душат, а омывают душу.
Павел Рыженко «Муравейник»
Муравейник (№3 Триптих «Покаяние»)
Триптих «Покаяние» о судьбе большевика, который из простого солдата революции становится комдивом, а из комдива — через горе утрат и переосмысление своей жизни — иноком-старцем.
Первый раз дрогнула его душа, когда он случайно задел веревку, тянущуюся к колоколу («Удар колокола»). Второй раз – перед крестом над могилкой жены, после кровавой победы над своими братьями в гражданскую («Веночек»). И вот, наконец, итог: приостановился в тяжелых раздумьях, присел старец у муравейника. С грустью взглянул он на свою жизнь, тихо вздохнул в надежде на прощение…
Павел Рыженко «Прощание с конвоем»
Прощание с конвоем (№1 Триптих «Царская Голгофа») Может ли человек, в ослеплении злобой убивший своего отца, быть счастлив, пребывая в мире и благоденствии? Весь народ наш, к которому я и себя причисляю, до сих пор в огромной своей массе причастен к греху отцеубийства. Но убит был не только отец народа — царь, убиты были и его невинные дети, и жена-императрица. Сейчас, когда открыта и доступна правда об истоках нашей сегодняшней беды — цареубийстве, нельзя отделаться неведением.
Павел Рыженко «Александровский дворец»
Александровский сад. Заточение (№2 Триптих «Царская Голгофа») Мы страдаем, но почему же не идем к покаянию, не просим прощения? Ведь за прощением следует исправление нашей жизни.
Также страдал и апостол Петр, предавший Христа. Уже прощенный им, он не простил себя сам и при утреннем крике петуха безутешно рыдал над собой.
Павел Рыженко «Ипатьевский дом. Расстрел»
Ипатьевский дом. Расстрел. (№3 Триптих «Царская Голгофа»)
Этот наш грех – как загнанная вглубь болезнь, его нельзя забыть, а нужно честно признать и постараться искупить с Христовой помощью.
_
2012, февраль
источник: павел-рыженко.рф
Что хотел сказать автор
Картина «Поединок Пересвета с Челубеем» символизирует прежде всего победу света над тьмой, освободительного движения над захватчиками. В то время, когда создавалось полотно, в 1943 г., народ отчаянно нуждался в таких сюжетах. Картина была завершена в момент битвы за Сталинград – напряжение от этого непростого периода и молчаливую надежду на благополучный исход Авилов перенес в свой «Поединок Пересвета с Челубеем».
Остроту борьбы со злом картина передает через один символический жест – богатырь своим копьем пробивает изображение змеи на щите противника. Змея — олицетворение злого начала. Еще один важный момент, на который указывает картина «Поединок Пересвета с Челубеем» – разница в строю и позах воинов на заднем плане. Русские стоят спокойно, строго держа строй, подняв над головой знамена. Впереди Авилов изобразил Дмитрия Донского. У татаро-монгол же строй нарушен, их позы выражают растерянность и неуверенность. Все это заранее предвещает исход сражения – «Поединок Пересвета с Челубеем» закончится поражением захватчика, после чего с игом будет покончено навсегда.
Поединок Пересвета с Челубеем в картинах русских художников
Этот знаменательный момент русской истории изображал в своих работах не только Авилов. Бой Пересвета с Челубеем послужил вдохновением для многих прославленных и неизвестных живописцев. Первая известная на сегодня картина – старинное приложение к иконе, написанное мастерами архангельской школы, по словам исследователей, в 1680-е годы. На нем – бой Пересвета с Челубеем и другие ключевые сцены исторического сражения.
Интерес к Куликовской битве проснулся в XIX веке. Тем не менее, картины, написанные в этот период, в большинстве своем посвящены Дмитрию Донскому. Поединок Пересвета с Челубеем, как отражение народной борьбы, стал мотивом живописи первой половины XX века.
Первая картина «Поединок Пересвета с Челубеем» написана в 1914 г., также во время войны – только Первой Мировой. Автор ее – Васнецов. Его картина, близкая по композиции к той, что написал Авилов, отличается меньшей реалистичностью – «Поединок Пересвета с Челубеем» напоминает иллюстрацию из книги. Еще одно важное отличие – одежды и снаряжение богатыря, явно отсылают к версии о том, что он был монахом-схимником. Авилов, создавая свой «Поединок Пересвета с Челубеем», отказался от этого мотива.
Правда о схватке Пересвета и Челубея
Недавно на собеседовании у Святейшего Патриарха я обратил внимание на картину, висящую в его приемной. Это был подлинник картины Павла Рыженко «Победа Пересвета». На полотне изображена знаменитая схватка непобедимого татаро-монгольского богатыря Челубея и нашего Александра Пересвета — монаха, который по особому благословению преподобного Сергия Радонежского вышел со своим собратом Андреем Ослябей на бой на Куликовом поле.
Великая мудрость и прозорливость замечательного русского святого, преподобного Сергия, проявилась в самой сути этой схватки. Это была битва сил света и сил тьмы. И это вовсе не образное выражение, а самое существо событий, произошедших 8 сентября 1380 года.
Когда мы стояли перед этой картиной, один из игуменов Троице-Сергиевой лавры рассказал нам такую историю. В лавре есть монах, который во времена своей юности, как и многие тогда, был увлечен восточными духовными традициями и боевыми искусствами. Когда началась перестройка, он с друзьями решил поехать в Тибет, дабы поступить в какой-нибудь буддийский монастырь. С 1984 года, когда монастыри Тибета открыли для доступа, правда, по ограниченным квотам, туда стало приезжать множество иностранцев. И надо прямо сказать, что к чужеземцам отношение в монастырях было крайне скверное: все-таки это тибетская национальная духовность. Наш будущий монах и его друзья были разочарованы: они так стремились к этому возвышенному учению, к этому братству, духовным подвигам, мантрам и молитвам. Такое отношение продолжалось до тех пор, пока тибетцы не узнали, что перед ними русские. Они стали переговариваться между собой, и в разговоре прозвучало слово «Пересвет». Стали выяснять, и оказалось, что имя этого русского монаха записано в особой святой книге, где фиксируются их важнейшие духов¬ные события. Победа Пересвета занесена туда как событие, которое выпало из привычного хода вещей.
Оказывается, Челубей был не просто опытным воином и богатырем — это был тибетский монах, прошедший подготовку не только в системе боевых искусств Тибета, но и освоивший древнейшую практику боевой магии — Бон-по. В результате он достиг вершин этого посвящения и обрел статус «бессмертного». Словосочетание «Бон-по» можно перевести как «школа боевой магической речи», то есть искусство борьбы, в котором эффективность приемов боя беспредельно возрастает за счет привлечения путем магических заклинаний силы могучих сущностей потустороннего мира — демонов (бесов). В результате человек впускает в себя «силу зверя», или, проще говоря, превращается в единое с демоном существо, некий симбиоз человека и беса, становясь бесноватым. Платой за такую услугу является бессмертная душа человека, которая и после смерти не сможет освободиться от этих жутких посмертных объятий сил тьмы.
Считалось, что такой монах-воин практически непобедим. Количество таких, избранных духами, воинов-тибетцев всегда было крайне невелико, они считались особым явлением в духовной практике Тибета. Поэтому-то Челубей и был выставлен на единоборство с Пересветом — чтобы еще до начала сражения духовно сломить русских.
На известной картине В. М. Васнецова оба воина изображены в доспехах, что искажает глубинный смысл происходившего. Павел Рыженко написал этот сюжет вернее: Пересвет на схватку вышел без доспехов — в облачении русского монаха великой схимы и с копьем в руке. Поэтому он и сам получил тяжелую рану от Челубея. Но «бессмертного» он убил. Это вызвало полное замешательство татарского войска: на их глазах произошло то, чего в принципе не может быть. Нарушился привычный ход вещей и пошатнулись незыблемые законы языческого мира.
И по сей день служители духов тьмы, мастера восточных единоборств, хранят память о том, что есть некие «русские», у которых есть свой Бог, сила которого неодолима. И этот русский Бог выше всех их богов, и воины этого Бога — непобедимы.