Богородице-Рождественский монастырь — приют для вдов героев, погибших на Куликовом поле

Богородице-Рождественский монастырь в Москве, 2012. Фото А.П. Сычева с сайта sobory.ru

Женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы в городе Москве
, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии; в XVII-XVIII веках назывался «
Богородицким на Трубе
» [1]

  • Адрес: Россия, 107031, г. Москва, ул. Рождественка, 20
  • Тел.
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Основан в 1386 году матерью героя Куликовской битвы кн. Владимира Андреевича Храброго, супругой князя Андрея Ивановича Серпуховского княгиней Марией на городской окраине, на крутом берегу реки Неглинки, на самом краю Кучкова поля.
В 1501-1505 годах в обители возвели каменный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, окруженный в настоящее время пристройками XVII- века.

Новый собор пострадал во время пожара 1547 года, но вскоре был восстановлен. В южной алтарной апсиде по повелению царя Иоанна IV был устроен Никольский придел, к которому в XVII столетии пристроили трапезную.

В конце XVIII века собор оказался окруженным с северной и южной сторон крытой папертью, в которой были устроены приделы в честь Сошествия Святого Духа в 1814 году и во имя святителя Димитрия Ростовского в 1820 году.

В 1870-е годы с восточной стороны к собору пристроили усыпальницу князей Лобановых-Ростовских, надстроенную в XIX веке вторым этажом, в котором разместилась монастырская ризница. На средства княгини Фотинии Ивановны в 1676-1687 годах была построена каменная церковь во имя святителя Иоанна Златоуста.

Богородице-Рождественский монастырь, собор Рождества Пресвятой Богородицы, 2015 г. Фото: Ю.Булкин

В XVI веке над юго-западным углом Рождественского собора располагалась звонница, разобранная в XVII веке и замененная шатровой колокольней, которую в 1835 году разбил удар молнии. Колокольня над Святыми вратами построена в 1835-1836 годах по проекту архитектора Н. И. Козловского. В нижнем ярусе колокольни на средства С. И. Штерич устроили церковь во имя священномученика Евгения, епископа Херсонского.
Сохранились здания келий XVII-XIX веков, расположенные вдоль восточной стены монастырской ограды, а также настоятельские корпуса. Здание церкви Казанской иконы Божией Матери с трапезной возвели в 1904-1906 годах по проекту архитектора Виноградова в русско-византийском стиле. Строительство каменной ограды с четырьмя угловыми башнями было осуществлено в 1671 году на средства княгини Ф.И. Лобановой-Ростовской. В 1882 году обитель получила новую ограду, возведенную частично на основании прежней.

В начале столетия в Рождественском монастыре было достаточно много подвизающихся, при обители действовал приют для девочек-сирот и церковноприходская школа.

В 1922 году монастырь был закрыт. От древнего монастырского кладбища не сохранилось почти никаких следов. В монастыре в свое время были погребены: его основательница княгиня Мария (в схиме Марфа, + 2 декабря 1389), супруга Владимира Андреевича Храброго княгиня Елена (+ 1452), представители рода Лобановых-Ростовских.

С 1989 года в Рождественском соборе возобновлены богослужения. Монастырь вновь существует с июля 1993 года.

Статистика

  • нач. в. — игумения, 23 сестры, 15 указных и 210 неуказных послушниц.

Настоятельницы

  • Анисия (1547)
  • Марфа (Смывалова-Жеребина) (1634,1638)
  • Марфа (Смывалова-Жеребина) (1642 — 1655)
  • Марфа (Смывалова-Жеребина) (1659)
  • Ираида (1666)
  • Вера (Колычева) (1669)
  • Таисия (1677 — 1678)
  • Марфа (1685 — 1690)
  • Александра (1697 — 1699)
  • Евпраксия (Стуколова) (1702 — 1707)
  • Аполлинария (Хвицких) (1708 — 1711)
  • Памфилия (Водорацкая) (1711 — 1729)
  • Евстолия (Лодыгина) (1730)
  • Капитолина (Жукова) (1731 — 1739)
  • Александра (1762 — 1773)
  • Евфрасия (1773 — 1782)
  • Паисия (1792)
  • Есфирь (1812 — 1815)
  • Афанасия (Шипова) (1840 — 29 января 1865)
  • Евфросиния (Кашкадамова) (1 декабря 1866 — 18 июня 1878)
  • Серафима (Фон-Лескен) (26 июня 1878 — 1887 [2])
  • Ювеналия (Ловенецкая) (октябрь 1902 — 1922)
  • 1922 — 1993 обитель закрыта
  • Викторина (Перминова) (с 16 июля 1993) [3]
  • Русская Православная ЦерковьФинансово-хозяйственное управление

    История

    Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь был основан в 1386 году супругой князя Андрея Серпуховского и матерью князя Владимира Храброго — княгиней Марией Ивановной, дочерью Галицко-Дмитровского князя Ивана Федоровича, потомка великого князя Всеволода Большое Гнездо.

    По данным Троицкой летописи и Рогожского летописца, княгиня Мария Андреева (то есть супруга князя Андрея) постриглась в созданной ею обители в схиму с именем Марфы, скончалась 2 (15) декабря и была погребена в монастыре.

    По мнению ряда историков, первое время монастырь находился на территории Московского Кремля и назывался: монастырь Рождества Богородицы на Рву

    . Другие специалисты полагают, что монастырь с момента основания располагался на берегу реки Неглинной, у Кучкова поля, во владениях князя Владимира Андреевича Серпуховского.

    В 1430-х годах в монастыре приняла постриг с именем Евпраксии княгиня Елена Ольгердовна, супруга князя Владимира Храброго. Княгиня Елена пожертвовала обители села с деревнями. И была похоронена, согласно своему завещанию, на монастырском кладбище в 1452 году.

    Одноглавый каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был возведен в 1501—1505 годах в традициях раннемосковского зодчества. После пожара 1547 года в течение 150 лет был окружен пристройками, изменившими первоначальный облик.

    25 ноября 1525 года в Рождественском монастыре была насильно пострижена под именем София жена Василия Третьего Соломония Сабурова и жила в обители до перевода в суздальский Покровский монастырь.

    Летом 1547 года во время сильного московского пожара сгорели постройки монастыря, пострадал каменный собор. Он был вскоре восстановлен по обету царицы Анастасии Романовны — жены Ивана Грозного. По приказу самого царя в южной алтарной апсиде был создан Никольский придел.

    В 70-х годах XVII века Рождественский монастырь стал местом погребения князей Лобановых-Ростовских: к собору с востока была пристроена их усыпальница. В XIX веке она получила второй этаж, в котором находилась монастырская ризница.

    В 1676—1687 годах на средства княгини Фотинии Ивановны Лобановой-Ростовской был возведен каменный храм святого Иоанна Златоуста с трапезной и приделами святого Николая, праведного Филарета Милостивого и святого Димитрия Ростовского. На ее же средства в 1671 году выстроена ограда из камня с четырьмя башнями.

    XIX-XX века

    С 5 сентября по ноябрь 1812 года монастырь был оккупирован войсками Наполеона. В монастыре сохранилось предание о чуде от иконы святителя Николая: неприятельский солдат, пытаясь сорвать оклад с чудотворной иконы, сильно поранился, оцепенел и не мог сдвинуться с места, так что его на руках вынесли из церкви. Захватчики не причинили вреда никому из мирных жителей, скрывавшихся на территории монастыря, хотя за оградой, у северной стены они расстреливали москвичей, подозреваемых в поджогах.

    Монастырь во время нашествия Наполеона не пострадал от огня. Только в трапезной палате Богородице-Рождественского собора оккупанты устроили конюшню. Но в храме святителя Иоанна Златоуста ежедневно продолжали совершаться богослужения.

    В 1812 году в храме святителя Иоанна Златоуста был устроен придел святого праведного Филарета Милостивого. В связи с возникновением приделов в южной и северной стене четверика были устроены широкие арки. В конце 60-х годов ХIХ века приделы перестроили, сохраняя прежний стиль и архитектурные особенности. Великое освящение придела святого праведного Филарета Милостивого совершил в 1869 году святитель Иннокентий (Вениаминов), митрополит Московский (см. Токмаков И.Ф. Краткий исторический очерк Московского Рождественского девичьего монастыря. Указ.соч. С. 15).

    Трехъярусная колокольня с храмом священномученика Евгения Херсонесского (арх. Н.И. Козловский) построена в 1835-1836 годах в классическом стиле на месте центрального входа в монастырь: в ее нижнем ярусе был создан главный вход монастыря – Святые врата. Над входом находился надвратный храм священномученика Евгения Херсонесского. Под колокольней имеется сводчатый подвал. Надвратный храм округлой формы внутри имел надстройку (хоры), существующую и сейчас, и колоннаду, полностью разрушенную; иконостас не сохранился.

    В 1903–1904 годах храм святителя Иоанна Златоуста был полностью реконструирован: расширены старые проемы в стенах и созданы новые. Из собора был перенесен придел святителя Димитрия Ростовского (в новом храме престол святителя Димитрия был приставным).

    В 1904—1906 годах по проекту архитектора П. А. Виноградова построен храм Казанской иконы Божией Матери с новой трапезной палатой. Эта церковь возводилась в годы первой русской революции. В Казанском храме служил святой праведный Иоанн Кронштадтский (об этом сохранилось свидетельство схиигумении Фамари (Марджановой), датированное 1906 годом).

    При монастыре действовала церковно-приходская школа, с 1909 по 1917 годы ей заведовал священнослужитель монастыря митрофорный протоиерей Сергий Молчанов — член Правления Московского музея наглядных учебных пособий для городских начальных школ при Московской Городской управе (религиозно-нравственный раздел). Его сын Виктор Молчанов стал известным фотохудожником.

    В 1922 году монастырь был закрыт, серебряные ризы с икон сняты (всего вывезено 17 пудов серебра и 16 фунтов жемчуга), часть икон первоначально передали в храм святителя Николая в Звонарях, а позже — в церковь иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе. Известно, что некоторое время на территории закрытой обители находился исправтруддом: по сведениям научного сотрудника ПСТГУ Л.А. Головковой, не позднее 1920 года на территории монастыря был открыт концлагерь.

    Многие сестры обители подверглись тюремному и лагерному заключению, ссылкам.

    Храм Казанской иконы Божией Матери был сначала отдан под жилье, в полуподвальном помещении находились Управдом, детский сад, жилые помещения. С 1970-х годов в этом храме размещалась одна из кафедр МАрхИ.

    Храм святителя Иоанна Златоуста и другие монастырские здания какой-то период принадлежали милиции, в них находились и жилые квартиры, а впоследствии также размещались конторские, научные, учебные заведения.

    В храме Иоанна Златоуста 1920-1930-е годы

    Монастырское кладбище было уничтожено. На месте кладбища была сделана насыпь, на которой в 1935-1936 годы построили школу. При заблокированных дренажных системах приток и сохранение воды в фундаментах обрекали храмы монастыря на постепенное разрушение.

    Практически весь советский период здания не ремонтировались, за исключением частичной реставрации собора в 60-х годах и поддерживающих косметических работ в некоторых строениях. При этом все здания нуждались в капитальном ремонте и реставрации.

    В 1974 году (согласно данным музея МАрхИ – в 1978), решением Моссовета Рождественский монастырь был передан МАрхИ для организации музея-заповедника древнерусского искусства и зодчества. Некоторым из монахинь разрешили остаться в бывшей обители, две монахини жили на территории монастыря до конца 1970-х годов. 25 сентября 1978 года монахиня Варвара (Турусова), казначей монастыря, была убита, хранившиеся у нее монастырские иконы украдены.

    Современная жизнь монастыря

    Собор Рождества Пресвятой Богородицы был возвращен Церкви в 1989 году.

    Монастырь возрожден 19 июля 1993 года, в день празднования Собора Радонежских святых. Обители присвоен статус ставропигиальной.

    Настоятельницей монастыря с 1993 года является игумения Викторина (Перминова) (возведена в сан игумении в 1998 г.).

    В настоящее время основания храмов полностью «освобождены» и расчищены, восстановлены белокаменный фундамент и фасад действующего Богородице-Рождественского Собора (2002 г.), фундамент и фасад храма свт. Иоанна Златоуста (2007-2008 гг.). Сняты насыпные слои грунта (2000-2003 гг.), школа снесена (2007 г.), насыпь полностью ликвидирована (2006-2007 гг.), устроена костница, где были сложены собранные останки здесь погребенных. 4 ноября 2007 года над костницей Святейшим Патриархом Алексием II совершен чин освящения закладного камня в основание часовни в честь Всех святых, в земле Российской просиявших.

    Сейчас в обители действуют 4 храма, один (святителя Иоанна Златоуста). Собор (его главный и северный приделы) является действующим: 16 ноября 1995 года великое освящение придела Сошествия Святого Духа на апостолов совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 7 ноября 2010 года великое освящение трапезного храма Казанской иконы Божией Матери совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

    9 сентября 2014 года, по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, великое освящение храма священномученика Евгения Херсонесского совершил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

    При монастыре действует воскресная школа для детей 4-17 лет. В 2010 году в монастыре открылась бесплатная женская трехгодичная церковно-певческая школа. В ее учебную программу входит изучение катехизиса, литургики, Богослужебного устава, сольфеджио, обихода церковного пения и хоровой класс. С 2010 года, с появлением свободного помещения, был создан социальный благотворительный для помощи многодетным семьям и бездомным; при школах в монастыре была создана своя библиотека. С 2011 года в монастыре действуют молодежные организации, создавшие Фонд поддержки и духовно-нравственного развития молодежи; воскресная школа для взрослых. Учащиеся певческой школы и участники встреч православной молодежи проходят богослужебную практику в одном из монастырских храмов.

    Колокольня с храмом священномученика Евгения Херсонесского (арх. Н.И. Козловский, 1835 г.). Трехъярусная колокольня в классическом стиле построена на месте центрального входа в монастырь: в ее нижнем ярусе был создан главный вход монастыря – Святые врата. Над входом находился надвратный храм священномученика Евгения Херсонесского. Под колокольней — сводчатый подвал. Надвратный храм округлой формы внутри имел надстройку (хоры), существующую и сейчас, и колоннаду, полностью разрушенную; иконостас также не сохранился. Некоторые настенные росписи сохранились довольно хорошо: по ним можно составить представление о храмовой живописи. Церковь была расписана в стиле, соответствовавшем архитектурному стилю всего здания, – позднему классицизму. В советское время фасады были отреставрированы до нижнего яруса в 1973 году силами В/О «Союзреставрация», поддерживающие косметические работы выполнены в 1991 году силами МАрхИ. После ряда поддерживающих работ, проведенных в течение периода возрождения монастыря, в 2009 году была проведена реставрация кровли колокольни, расчищен застроенный проход, вход отремонтирован. С 2012 года храм в колокольне – действующий; в нем установлен новый иконостас, соответствующий общему стилю здания.

    Использованные материалы

    • Список игумений Рождественского второклассного женского монастыря, официальный сайт Богородице-Рождественского монастыря г. Москвы:

    [1] «Труба» — проем в стене Белого города, через который текла Неглиная, отсюда название Трубной площади.

    [2] Успенский Брусенский женский монастырь (г.Коломна), со ссылкой на книгу прот. Олега Пэнэжко «Храмы и монастыри города Коломны», «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века»,

    [3] «Определение Священного Синода от 16 июля 1993 года»,

    Архитектурный ансамбль Рождественского монастыря и дальнейшая история

    Одноглавый собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы был построен из камня в период с 1501 по 1505 годы. Культовое здание выполнили в стиле раннемосковского зодчества. Облик святыни значительно поменялся после большого пожара 1547 года: в течение 150 лет вокруг него проводили различное строительство.

    История Рождественского монастыря связана с именем Соломонии Сабуровой — жены царя Василия III, которую насильно постригли здесь в монахини 25 ноября 1525 года и дали ей имя София. Пробыла царица в этих стенах вплоть до переезда в Покровский монастырь города Суздаля.

    В один из летних дней 1547 года, во время случившегося на территории монашеской обители пожара, пострадали многие постройки, в том числе и каменный собор. Восстановили его довольно скоро по обету, данному женой Иоанна Грозного — царицы Анастасии Романовны. Сам царь издал указ о строительстве Никольского придела в южной апсиде Рождественского храма.

    В 1670-х годах Рождественский храм становится местом погребения представителей княжеского рода Лобановых-Ростовских: к главному собору обители, с восточной стороны, пристроили их усыпальницу. Уже в девятнадцатом столетия сверху над ней вырос второй этаж для размещения там монастырской ризницы.

    В период с 1676 по 1678 году возводится каменный храм во имя святого Иоанна Златоуста, а также трапезная и несколько приделов во имя святых Николая Угодника, Димитрия Ростовского и Филарета Милостивого. Средства выделила княгиня Лобанова-Ростовская Фотиния Ивановна.

    На ее же деньги вокруг монастыря была выстроена в 1671 году и каменная ограда с четырьмя башенками.

    В период с 1835 по 1836 годы над монастырскими Святыми вратами возвели колокольню с церковью, освященной во имя священномученика Евгения — епископа Херсонского. Проект выполнил архитектор Николай Ильич Козловский, а средства выделил С.И. Штерич.

    Трехэтажные кельи были построены уже в начале двадцатого столетия. Там же разместили и классы церковно-приходской школы.

    Реконструкцию церкви во имя Иоанна Златоуста выполнили по проекту зодчего Петра Алексеевича Виноградова в 1903-1904 годах. Этот же архитектор построил в 1904-1906 годах храм во имя Казанской иконы Божией Матери.

    При Рождественском монастыре, до прихода к власти большевиков, действовал приют для девочек-сирот.

    Настоятель Коневецкого монастыря

    На протяжении 700 лет своей истории Коневецкий монастырь находился под управлением нескольких десятков настоятелей. С 2007 года и по сей день обязанности наместника обители исполняет игумен Александр.

    Наместник Александр прошел в Коневецком монастыре полный путь священнослужителя от простого трудника до помощника настоятеля обители. В 2007 году Священным Синодом Церкви он был назначен настоятелем монастыря, а еще через год возведен в сан игумена из предыдущего сана иеромонаха. С 2013 года настоятель Коневецкого монастыря Александр выполняет функции наместника обители.

    Архитектурные памятники

    Прямоугольная территория окружена каменной оградой с башнями. Центральное место на ней занимает старинный Рождественский собор, который был построен в 1501-1505 годах.

    Во время проведенных реставрационных работ исследователи обнаружили древнюю белокаменную кладку и пришли к выводу, что собор был возведен на фундаменте более древней каменной церкви.

    Четырехстолпный храм венчает высокий барабан со шлемовидной главой. В соборной трапезной сохранились надгробные доски XVII-XVIII веков. С юго-восточной стороны к зданию примыкает старинная усыпальница Лобановых-Ростовских.

    С юга от Рождественского собора расположена большая церковь святителя Иоанна Златоуста. Первый храм на этом месте был деревянным, но в 1670-1680-е годы его перестроили в камне. Теплая церковь возведена в лучших традициях посадских храмов XVII века. Она имеет пять глав и просторную трапезную. В наши дни храм хорошо отреставрирован и открыт для верующих.

    Колокольня с церковью Евгения Херсонского

    С севера от Рождественского собора можно увидеть длинный трехэтажный корпус, над которым возвышается пятиглавый храм Казанской иконы Божией Матери. Эта церковь была построена в начале прошлого века архитектором П. А. Виноградовым. Живописное краснокирпичное здание выполнено в традициях ретроспективизма и украшено затейливыми наличниками, колонками и ширинками. В годы советской власти купола храма снесли, а внутри занимались студенты Московского архитектурного института.

    Церковь Евгения Херсонского находится под трехъярусной колокольней, которая стоит возле входных ворот, со стороны улицы Рождественка. Первый храм был построен по проекту архитектора Н. И. Козловского в 30-е годы XIX века, однако, спустя 100 лет по решению властей его разрушили. Та церковь, которую можно увидеть сегодня, появилась взамен утраченной в 2005 году.

    Коневский Рождествено-Богородичный монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

    Это одна из самых старых построек обители. Место для строительства собора было выбрано самим преподобным Арсением в 1421 году. Решение перенести собор и обитель на новое место, подальше от берега Ладоги, было принято после наводнения на месте, где первоначально был возведен монастырь. После этого собор неоднократно разорялся и отстраивался заново. Существующая ныне постройка, по-видимому, уже четвертая на этом месте.

    Первый деревянный собор, построенный ещё самим Арсением, сгорел в пожаре 1574 года, когда островом в первый раз завладели шведы, а монастырь был разорён и сожжён дотла.

    Когда монахи вернулись на остров в конце XVI века, собор был отстроен вновь, уже в камне. Коневский монастырь был в числе немногих обителей Русского севера, где началось каменное строительство.

    В 1610 году шведы вторично завладевают островом Коневец. Каменный собор был разобран до основания, а строительный материал увезён в г. Кексгольм (нынешний Приозерск) и использован для строительства кирхи и крепостных укреплений. Северная война 1700-1721 годов вернула некогда принадлежавшие России Приладожские и Карельские земли. В 1760 году строительская должность в Коневском монастыре была поручена иеромонаху Игнатию, а сам монастырь, по его просьбе, признан независимым от Деревяницкого. В 1762 году о. Игнатий получает от архиепископа Дмитрия разрешение воздвигнуть новый собор во имя Рождества Пресвятой Богородицы на средства благотворителей. В 1766 году, уже при игумене Тарасии, переведенным из Валаамского монастыря, было окончено строительство одноглавого каменного собора с деревянным куполом. Собор был обнесен деревянной оградой с башенками на углах и имел три престола: Рождества Богородицы (центральный), иконы Владимирской Божией матери (северный) и трех святителей (южный), в честь святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.

    Уже к концу XVIII века собор находился в обветшавшем состоянии. В 1798 году настоятельский пост занял иеромонах Варфоломей. В 1799 году в своем сообщении митрополиту Гавриилу он говорит о желании перестроить обветшавший собор, однако, постройка было отложена на год «за неимением плана».

    Строительство было начато в мае 1800 года. План строительства составил иеромонах Сильвестр, обладавший необходимыми для этого знаниями и подготовкой. В качестве основы проекта собора был взят уже имевшейся тогда в епархии проект некоторого храма, автором которого был столичный архитектор Степан Гаврилович Иванов. О. Сильвестр искусно переработал этот проект для строительства на Коневце, чем впоследствии «снискал себе похвалу от знакомых архитекторов».

    В архитектурном плане собор следует традициям древнерусского зодчества, представляя собой двухъярусный восьмистолпный храм с выступающей алтарной частью в виде трех полукружных апсид, центральным кубическим объемом и притвором в западной части. Центральный объем венчают пять куполов на восьмигранных барабанах (четыре боковые деревянные главы декоративны, с нарисованными окнами). Силуэт куполов с главками, форма окон, дугообразных карнизов над ними, пилястр навеяны архитектурным стилем барокко, ещё недавно господствовавшим в зодчестве Петербурга. А треугольные фронтоны, завершающие фасады, тяга, разделяющая этажи и украшенная зубцами («сухариками») — черты набравшего силу классицизма.

    За год был выстроен и перекрыт деревянной крышей первый этаж. Однако отсутствие средств не позволило завершить постройку.

    Начатое строительство продолжает иеромонах Дамаскин (переведен с Валаама), ставший настоятелем после о. Варфоломея в 1801 году. В 1802 году на деньги, пожертвованные императором Александром I, он достраивает второй этаж и завершает отделку первого. В том же году 12 июня нижний храм был освящена во имя Сретения Господня.

    Этот храм был зимним. В нем размещались печи, что позволяло круглогодично вести в нем богослужение. До 1940 года главный придел храма сохранял резной с колоннами золоченый иконостас в три яруса: с левой стороны замечательных по резьбе царских врат находилась икона Коневской Божией матери, над ними — «Тайная Вечеря», во втором ярусе — иконы праздников, а в третьем — св. Апостолов. В 1830 году в храме освящен южный придел во имя Коневской иконы Божией Матери. Силами петербургских реставраторов иконостас оказалось возможным полностью восстановить.

    Верхний храм был устроен как летний. Он был прекрасно освещен двумя рядами окон и представлял собой традиционную для России крестово-купольную церковь с восемью квадратными столбами. Окончательно отделан изнутри, украшен золоченым резным иконостасом он был уже при настоятеле Иларионе в 1809 году, при содействии христолюбивого петербургского купца Я. В. Кривоносова, пожертвовавшего 4 тыс. рублей ассигнациями. А в день памяти преподобного Арсения, 12 июня, верхний храм был освящен, как и древний, в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Радостный и торжественный вид имело его убранство. Иконостас был выполнен в классическом стиле, выкрашен белой краской и декорирован золоченой резьбой. Резьба украшала царские врата и оклады икон двух ярусов. На горнем месте алтаря в серебряных облаках с золотыми лучами на крыльях двух золотых херувимов помещен был увеличенный список чудотворной Коневской иконы. В 1830 году стены храма были расписаны в академической манере, возможно, монастырскими художниками.

    Ряд икон в храме принадлежал кисти знаменитого русского и украинского художника Владимира Лукича Боровиковского (ныне утрачены).

    В конце 60-х годов XIX века к собору с западной стороны была сделана пристройка с башенкой Так появилась дополнительная площадь для ризницы, а вход на второй этаж стал закрытым.

    Планы построенного при преподобном Арсении крестово-купольного храма и нынешнего (кроме западной его части) полностью совпадают. Высота собора с крестом — 34 метра, ширина — 19 метров (с папертью и крыльцом — 44,5 метра). «Собор сей, построенный в виде корабля, очень красив и величественен; снаружи многооконными стенами, своей легкостью и веселым видом он напоминает постройки Растрелли», — пишет один из авторов историко-статистического описания монастыря.

    В настоящее время нижний храм отреставрирован, и в нем совершаются регулярные богослужения. Верхний храм очень сильно пострадал в годы советской власти и потому сейчас ожидает своего восстановления. От прежнего великолепия ныне уцелел только остов иконостаса. Частично сохранились остатки росписи. Службы в нем проходят один раз в год, 21 сентября — на престольный праздник обители, в Рождество Пресвятой Богородицы.

    В соборе хранятся две самые почитаемые святыни Коневского монастыря — рака с мощами преподобного Арсения и список с чудотворной Коневской иконы Божией Матери.

    О монастыре

    В 1991 году монастырь был возвращен Санкт-Петеpбуpгской епархии.

    В начале 1991 года по поручению митрополита Ленинградского и Ладожского Иоанна (Снычева) на остров отправляются его личный секретарь архимандрит Симон (Гетя), ныне митрополит Мурманский и Мончегорский, и игумен Назарий (Лавриненко), настоятель подворья Валаамского монастыря в Ленинграде, ныне епископ Кронштадтский. Цель их визита – оценить состояние построек и решить вопрос о целесообразности восстановления монастыря. Решение принято единодушное – возрождать! Игумен Назарий был возведен в сан архимандрита и назначен наместником Коневского монастыря.

    28 мая 1991 года на Коневец вместе с о. Назарием прибыли семь человек. Так началось возрождение монастыря. Военные предоставили прибывшим две комнаты в Красной гостинице. Первыми работами были уборка металлолома и создание своего огорода. В конце июля 1991 года обитель посетил последний из оставшихся в живых насельников старого Коневца – послушник Андрей Пешков, или, как его звали в Финляндии, Антти. Он был уже тяжело болен, но изъявил такое твердое желание ехать на остров, что братия Ново-Валаамского монастыря, в котором он жил, не смогла противостоять ему. «Если я умру в пути, – говорил Антти, – я умру по дороге к родному монастырю. Если я умру на острове – тем лучше». Господь благословил Андрея Пешкова стать связующим звеном между двумя эпохами жизни монастыря. Антти пробыл на острове четыре дня, а, вернувшись в Финляндию, через две недели скончался.

    В ноябре 1991 года при ремонте нижнего храма были обретены мощи преподобного Арсения Коневского. Экспертиза мощей, подтвердившая их подлинность, была проведена в 1998 году. В декабре 1991 года в Финляндии было учреждено Общество «Коневец», которое начало оказывать всестороннюю помощь возрождающемуся монастырю.

    К 1993 году, когда отмечалось 600-летие монастыря, обитель, конечно, была еще лишь в начале своего возрождения – нижний храм собора успели покрасить, но иконостас стоял ободранный, алтарь был пуст, состоянием других построек хвастаться тоже было нельзя. Тем не менее, праздник решили отметить. У чудотворной Коневской иконы Божией Матери в Ново-Валаамском монастыре был написан точный список. Его освятили и провезли на велосипедах крестным ходом по православным приходам Финляндии. По прибытии список положили на аналой, установленный на то место, где издревле стояла чудотворная икона, и отслужили молебен. В 1994 году были совершены первые монашеские постриги. Впервые побывавший в монастыре в 1996 году митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир по достоинству оценил труды архимандрита Назария в деле восстановления обители и назначил его наместником Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры. В течение нескольких лет архимандрит Назарий возрождал оба монастыря, будучи не в силах расстаться с Коневцом.

    С 1999 по 2001 год Коневский Рождество-Богородичный монастырь возглавлял игумен Мстислав (Дячина), ныне епископ Тихвинский и Лодейнопольский, священноархимандрит Александро-Свирского монастыря.

    С 2001 по 2007 год настоятелем был игумен Исидор (Минаев), ныне архимандрит, настоятель храма Воскресения Христова у Варшавского вокзала в Санкт-Петербурге.

    С 2007 года монастырь возглавляет игумен Александр (Арва), коневский постриженник, прошедший в нем путь от трудника до игумена.

    12 марта 2013 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви по прошению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира было решено образовать в административных границах Всеволожского, Выборгского и Приозерского районов Ленинградской области Выборгскую епархию. Епископом Выборгским и Приозерским был назначен Преосвященный епископ Бронницкий Игнатий, викарий Московской епархии (журнал № 16). 25-26 декабря 2013 года, удовлетворяя прошение Преосвященного епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, Священный Синод постановил утвердить его в должности священноархимандрита Коневского Рождество-Богородичного мужского монастыря на острове Коневец (журнал № 163).

    Хотя относительно шестивековой истории обители период ее возрождения сравнительно невелик, но сделано немало. Полностью восстановлен нижний храм Сретения Господня, проведен наружный ремонт собора.

    Полностью реконструирован игуменский корпус, первый этаж которого сейчас занимает монастырская братия. Она немногочисленна — около пятнадцати человек. Кроме того, на острове постоянно живет приблизительно такое же количество трудников. Летом количество жителей значительно увеличивается. С 2001 года работает Паломническая служба монастыря, которая занимается приемом гостей и обслуживает монастырскую Красную гостиницу. В Белой каменной пока идут ремонтные работы. Отсутствие отопления и электричества не позволяет принимать паломников в зимнее время. Летом же многочисленных гостей привлекает уединенность обители, ее древняя история и возможность побывать на монастырских богослужениях. На Коневце нет местных жителей, что создает особую атмосферу отдаленности от повседневной суеты. Вся жизнь обители выстраивается в соответствии с суточным кругом богослужений. Божественная литургия служится в монастыре ежедневно. Многие гости приурочивают посещение монастыря к его основным праздникам – памяти преподобного Арсения Коневского, 25 июня, и Коневской иконы Божией Матери, 23 июля. Нередко именно в эти дни случаются и архипастырские визиты. Коневский монастырь неоднократно посещали архиереи как Русской, так и Финской Православной Церкви. 19 августа 1998 года впервые за историю обители ее посетил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. 11 июля 2009 года состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Не менее значимым для обители стал 2006 год, когда Коневский монастырь посетила чудотворная Коневская икона Божией Матери, некогда привезенная преподобным Арсением с Афона, а ныне пребывающая в Ново-Валаамском монастыре в Финляндии. В течение недели она находилась на своем историческом месте. За время пребывания в России к иконе смогли приложиться более 30 тысяч паломников. Место древней иконы вновь занял ее список, который уже также прославился своими чудотворениями.

    В 2015 году на остров вернулся еще один список Коневского образа, который до исхода братии располагался в иконостасе Коневского скита и был сохранен одним из советских офицеров. Священноархимандитом Коневского монастыря епископом Выборгским и Приозерским Игнатием были освящены полностью восстановленные и действующие скитские церкви – Казанская и Коневская, а также расположенная в северо-восточном углу каре Арсениевская.

    Как добраться до Коневецкого монастыря

    Из любой точки страны на остров Коневец нужно добираться через Санкт-Петербург, поскольку расположен монастырь именно в Ленинградской области на Ладожском озере.

    • Удобнее всего доехать до Коневецкой обители на машине — из Петербурга необходимо выехать на Приозерское шоссе, а потом на 106 километре, примерно в 20 км от Приозерска, повернуть направо рядом с указателем «Совхоз Первомайский». Через 500 м будет поселок Плодовое, где понадобится свернуть налево на развилке и доехать по прямой до поселка Заостровье. За поселком будет перекресток, где понадобится повернуть направо на грунтовую дорогу, а через 4 км на развилке будет указатель на Владимирскую бухту. Именно в эту сторону необходимо ехать, чтобы через 1 км повернуть налево и оказаться у самого причала.
    • Также до нужного места можно добраться при помощи общественного транспорта. С Финляндского вокзала отходят электрички, совершающие остановки в Отрадном, Сосново и Громово. Можно выйти на любой из этих станций и сесть на один из рейсовых автобусов, следующих во Владимирскую бухту. Как правило, помимо автобусов возле станций дежурят таксисты и частники, услугами которых также можно воспользоваться.

    От бухты на остров туристов и паломников перевозит монастырский катер, регулярно курсирующий между берегами. Необходимо отметить, что поездку на остров лучше планировать заранее именно из-за нюансов водной переправы. У катера нет точного расписания, поэтому время его отправления стоит предварительно узнать по телефону в Паломнической службе Коневецкой обители.

    Совет! Также нужно учитывать, что движение водного транспорта зависит от погодных условий. В сильный шторм и в период весенней или осенней непогоды сообщение с островом может временно прерываться, поэтому поездку лучше планировать на ясные и безветренные дни.

    Где находится Коневецкий монастырь

    Православный мужской Коневский Рождество-Богородичный монастырь расположен на севере России в Ленинградской области, на одноименном острове Коневец в западной части Ладожского озера примерно в 5 км от материка.

    Размеры острова невелики — всего 5 на 2 км, от основной суши остров отделяет Коневецкий пролив, а ближе всего из городов к нему находится Приозерск. Коневецкую обитель часто считают частью Валаамского монастыря, однако это не совсем верно, обители были основаны в разное время и разными людьми, и в настоящее время являются самостоятельными монастырями.

    Экскурсии в Коневецкий монастырь

    Коневецкая обитель открыта для паломников и туристов, заинтересованных в истории монастыря — в любое время года на остров можно отправиться с экскурсией. Забронировать место в одной из таких поездок можно через многочисленные туристические агентства. Однако есть важный нюанс — попасть на территорию Коневецкой обители можно только с разрешения Паломнической службы. Поездку обязательно нужно согласовать с администрацией монастыря и получить благословение наместника.

    Кроме того, и паломники, и обычные туристы обязаны помнить, что экскурсии проводятся в действующем православном монастыре. Гости святой Коневецкой обители должны соблюдать строгие правила нахождения на ее территории:

    • носить закрытую одежду;
    • вести себя сдержанно и спокойно;
    • не наносить ущерба историческим и религиозным постройкам;
    • не сорить на территории храма и не разводить костров;
    • входить в храмы, соборы и часовни только с покрытой головой для женщин и со снятыми головными уборами — для мужчин;
    • не проводить общественных мероприятий и не включать громкую музыку и громкоговорители на территории монастыря.

    В целом правила посещения Коневского мужского монастыря можно считать совершенно стандартными для туристов — подобные нормы необходимо соблюдать на территории всех православных монастырей.

    Внимание! С полными правилами туристов знакомят перед посещением острова, причем за нарушения администрация Коневецкого монастыря имеет право попросить туристов удалиться с территории обители.

    Памятники архитектуры

    Древнейшим сооружением на территории монастыря считается собор Рождества Богородицы. Он представляет собой в плане крест, увенчанный огромной главой, объединяющей всю композицию собора. Храм был сооружен в самом начале шестнадцатого века, после этого его достраивали, в частности организовали крытую галерею. Кроме того, храм имеет усыпальницу князей Лобановых-Ростовских, чей род сыграл далеко не последнюю роль в судьбе монастыря.

    собор Рождества Богородицы

    Согласно записям, над правой апсидой собора раньше была шатровая колокольня. Она исчезла из-за того, что по ней ударила молния в тридцать пятом году девятнадцатого века. Это строение было заменено благодаря вложениям Штерича на новую колокольню над западными воротами. Последняя обладала четырьмя ярусами и интересным завершением, имевшим форму шпиля.

    церковь Иоанна Златоуста в Москве

    О церкви Иоанна Златоуста было известно еще в древние времена, однако то сооружение, которое можно видеть сейчас, было возведено в конце семнадцатого века. Если точнее, его строительство происходило между семьдесят шестым и восемьдесят седьмым годами. До этого момента данный храм был отстроен в дереве. Сейчас рам оснащен пятью главами и большой трапезной. Сейчас можно посещать храм в свободном порядке.

    Moscow.org городской портал Москвы

    Все фотографии

    Адрес: ул. Рождественка, 20

    Телефон

    Как добраться до Рождественского монастыря: ст. метро Кузнецкий мост, Чистые пруды, Цветной бульвар.

    Рождественский монастырь в Москве основала в 1380-х годах княгиня Мария Андреевна, жена князя Андрея Серпуховского и мать князя Владимира Храброго – героя Куликовской битвы. Сама она приняла постриг в этом монастыре перед смертью в 1389 году. По крайней мере – эта версия широко распространена среди историков. А вот с местом основания обители до сих пор не все понятно. Считается, что вначале монастырь располагался на территории Кремля и назывался ″что на Рву″. Если придерживаться этого предположения, то в Кремле монастырь существовал до 1484 года, а во время кардинальной перестройки Кремля, затеянной Иваном III, обитель была перенесена к Трубной площади, где она находится и в наше время. Но это предположение считается маловероятным. Скорее всего. Монастырь с самого начала находился на своем нынешнем месте – на левом берегу реки Неглинной. Эта местность была собственностью серпуховского князя Владимира Андреевича, рядом находился его загородный дом, в котором жила княгиня Мария Алексеевна. По преданию, дошедшему до нас, в Рождественском соборе покоились останки невесток Дмитрия Донского: Марии и Елены – это говорит о том, что обитель существовала задолго до 1484 года.

    Кроме княгини Марии в Рождественском монастыре приняла постриг и жена князя Владимира – Елена Ольгердовна, которая помогала в обустройстве обители. Обе основательницы обители после своей смерти были похоронены на территории монастыря. Первыми монахинями этого монастыря стали вдовы воинов, павших в Куликовской битве, в стенах монастыря получили приют все, кого эта битва оставила без кормильцев. Существует легенда, что в память о победе в Куликовском сражении монастырские кресты были поставлены поверх полумесяцев.

    Рождественский монастырь стал третьей женской обителью в Москве, в которой был введен строгий общежительный устав, и которая была целиком независима от игуменов мужских монастырей. Кроме того, известно, что первый собор монастыря был каменным. Сам монастырь находился в месте, где пролегала древняя дорога от Кремля на Кучково поле. Часть дороги до монастыря превратилась в улицу Рождественку. Эта московская улица была известна колокольным звоном, ее еще часто называли церковной улицей из-за расположенных на ней нескольких храмов, а также по слободе звонарей и сторожей соборов Кремля. Рождественский монастырь находился на северных подступах к Москве, и был одним из монастырей-сторожей, выполнявших функцию защиты от неприятеля. Когда спустя 100 лет была возведена стена Белого города, в ней была сделана арка ″труба″ через которую протекала Неглинка, тогда еще не спрятанная под землю. Именно от этого произошло название Трубной площади и новое неофициальное название Рождественского монастыря – ″что на Трубе″. После этого Рождественка заканчивалась у ворот монастыря, и считалась богомольной улицей. Кроме того. Это была самая короткая радиальная улица города.

    В средние века, когда Москва преимущественно была застроена деревянными зданиями, частые пожары периодически опустошали город. Один из таких пожаров в 1500 году начался на посаде, и охватил площадь от Москвы-реки до Неглинки. Во время пожара сгорел и Рождественский монастырь. По велению князя Ивана III обитель была восстановлена, и в ней построили новый каменный собор, который считается архитектурной репликой Спасского собора, расположенного в Андрониковом монастыре. В 1505 году новый собор освятили в присутствии великого князя, и в этом же году он скончался.

    В 1525 году его наследник, великий князь Василий III провел процедуру, невиданную доселе в Русской истории. Дело в том, что более чем за 20 лет супружества у княжеской пары так и не родился наследник, и престол мог перейти к его братьям, удельным князьям. Братья же грозились устроить междоусобные войны за московский престол, а этого Василий допускать не хотел. О разводе не могло быть и речи в то время, и почти все высокопоставленные священнослужители выступили против повторного брака князя. Правдами и неправдами одобрение было получено, и супруге князя, Соломонии Сабуровой было предложено добровольно принять постриг. Соломония отказалась уйти в монастырь, после чего ей решили предъявить обвинения в волхвовании и совершили насильственный постриг в Рождественском монастыре под именем Софии. Какое-то время она пробыла в Рождественском монастыре, а затем бывшую княгиню сослали в суздальский Покровский монастырь, где она и скончалась спустя 17 лет.

    Летом 1547 года Москву вновь охватил сильнейший пожар – один из самых страшных за всю историю существования города. В этом пожаре сгорел и монастырь и вся Рождественская улица, но позже по обету царицы Анастасии Романовны был восстановлен.

    В 17 веке на Рождественке стала селиться знать, в частности, здесь располагался обширный двор боярина Михаила Васильевича Собакина – дальнего родственника третьей жены Ивана Грозного. На этой улице находилось поместье князя Лобанова-Ростовского, чей род уходил корнями к Рюрикам. В те годы Рождественский монастырь уже имел каменный храм, деревянную трапезную церковь, а также деревянную ограду. В 1676-1687 г.г. боярыня Фотиния Лобанова-Ростовская на свои и деверя средства выстроила в монастыре каменную церковь Иоанна Златоуста взамен деревянной. В то же время была построена каменная ограда и шатровая колокольня. За это бояре Лобановы-Ростовские были удостоены родовой усыпальницы в Рождественском монастыре, а Фотиния Ивановна позже приняла в нем постриг.

    Несмотря на благоволение властей, 18 век для монастыря был нелегким. При секуляризации 1784 года обитель утратила все свои земли, правда, взамен получила казенное содержание. В 1782 году вокруг монастыря были построены новые каменные стены, часть которых сохранилась и до наших дней. В 1804 году на Трубной площади у монастыря был сооружен фонтан-водохранилище, из которого москвичи могли набирать воду для нужд хозяйства. Пощадил монастырские постройки и огонь, за стенами обители спасались от пожара многие жители Москвы. Кроме того, в церкви Иоанна Златоуста не прекращались богослужения.

    Сразу после разгрома неприятеля началось восстановление монастыря. В 1814 году в Рождественском соборе был устроен придел в честь Сошествия Святого Духа, а позже – Придел Дмитрия Ростовского. В 1835 году молния разрушила монастырскую колокольню, и состоятельная москвичка Серафима Штерич пожертвовала значительную сумму на строительство новой колокольни с храмом во имя мученика Евгения Херсонского – по имени своего погибшего сына.

    В начале 20 века для обновления Рождественской обители был приглашен знаменитый архитектор Ф.О. Шехтель. Самой главной его задачей было строительство новой трапезной с церковью Казанской иконы Божией Матери. Проект, предложенный Шехтелем оказался слишком дорогим, и разработку проекта трапезной передали Н.П. Виноградову. Этот вариант оказался вполне бюджетным и в 1906 году на территории Рождественского монастыря была возведена пятиглавая Казанская церковь в русско-византийском стиле. В это же время в монастыре начал функционировать приют для малолетних девочек. Начало 20 века в истории монастыря знаменательно еще и тем, что в его храмах служил священномученик протоиерей Павел Преображенский, который был расстрелян в 1937 году.

    После Октябрьской революции 1917 года женский Рождественский монастырь в Москве был упразднен. В 1922 году отсюда вывезли более 17 пудов серебра и 16 фунтов жемчуга. Самые почитаемые иконы были перенесены сперва в находившуюся по соседству церковь Николы в Звонарях, а затем в церковь Знамения в Переяславской слободе. Инокинь выселили, хотя, часть их осталась доживать свой век в кельях, как в коммунальных квартирах, которые, собственно и были устроенных в монастырских помещениях. В разное время на территории монастыря размещались различные учреждения, здесь находился даже исправительный трудовой дом.

    В 1960 году согласно постановлению Совмина РСФСР монастырские строения были взяты под охрану государства, и в Рождественской обители началась медленная реставрация. Особенно в этом нуждалась Казанская церковь. Некоторые утраты были невосполнимы – монастырское кладбище было полностью уничтожено вместе с могилой основательницы обители. Коммуналки расселили, но после реставрации здания монастыря вновь были переданы учреждениям, которые находились здесь и раньше. Лишь в 1974 году решением Моссовета Рождественский монастырь был передан МАРХИ для организации музея-заповедника древнерусского искусства и зодчества.

    В 1993 году Рождественский монастырь со всеми постройками был возвращен церкви, и здесь возобновилась монастырская жизнь.

    Историческая справка:

    1380-е г.г. — княгиня Мария Андреевна, жена князя Андрея Серпуховского, основала в Москве Рождественский монастырь в Москве 1500 г. – во время большого пожара Рождественский монастырь сгорел, а затем был восстановлен 1505 г. – освятили построенный на территории монастыря новый каменный собор 1525 г. — великий князь Василий III получил одобрение церкви на развод и заточил свою жену Соломонию Сабурову в Рождественский монастырь 1547 г. – монастырь сгорел во время очередного пожара, но затем по обету царицы Анастасии Романовны был восстановлен. 1676-1687 г.г. — боярыня Фотиния Лобанова-Ростовская на свои и деверя средства выстроила в монастыре каменную церковь Иоанна Златоуста взамен деревянной 1784 г. – после секуляризации обитель утратила все свои земли, взамен получила казенное содержание 1782 г. — вокруг монастыря были построены новые каменные стены, часть которых сохранилась и до наших дней 1804 г. — на Трубной площади у монастыря был сооружен фонтан-водохранилище, из которого москвичи могли набирать воду для нужд хозяйства 1812 г. – монастырю был причинен значительный ущерб во время оккупации наполеоновской армии 1814 г. — в Рождественском соборе был устроен придел в честь Сошествия Святого Духа, а позже – Придел Дмитрия Ростовского 1835 г. — молния разрушила монастырскую колокольню, и москвичка Серафима Штерич пожертвовала средства на строительство новой колокольни с храмом во имя мученика Евгения Херсонского 1906 г. — на территории Рождественского монастыря была возведена пятиглавая Казанская церковь в русско-византийском стиле 1917 г. — женский Рождественский монастырь в Москве был упразднен 1922 г. — отсюда вывезли более 17 пудов серебра и 16 фунтов жемчуга 1960 г. — согласно постановлению Совмина РСФСР монастырские строения были взяты под охрану государства, и в Рождественской обители началась реставрация 1974 г. — решением Моссовета Рождественский монастырь был передан МАРХИ для организации музея-заповедника древнерусского искусства и зодчества 1993 г. — Рождественский монастырь со всеми постройками был возвращен церкви

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]