Волков Александр Александрович
Религиозный деятель. Иерей Русской православной церкви. Глава Информационной комиссии Московской епархии. Настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве. Руководитель пресс-службы Патриарха Русской Православной Церкви (5.06.2012-11.09.2019).
Александр Волков родился 13 марта 1982 года в городе Москва. Крещен во младенчестве. Алтарничать начал в 1995 году в храме святой Татианы при Московском Государственном Университете. С 1999 года, являлся старшим алтарником и ризничим храма.
Позднее, В 2001 году, управляющий делами Московской Патриархии митрополит Солнечногорский Сергий благословил молодого служителя церкви на ношение подрясника. За годы алтарного служения в храме святой мученицы Татианы, также исполнял различные приходские и общецерковные послушания, связанные с организацией и проведением миссионерских поездок прихода храма в Костромскую и Барнаульскую епархии.
С 2003 года Александр являлся внештатным сотрудником Учебного комитета Русской Православной Церкви в должности референта. В этой должности неоднократно посещал духовные учебные заведения Русской Православной Церкви в составе инспекционных групп во главе с протоиереем Максимом Козловым, заместителем председателя Учебного комитета.
В июле 2004 года, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II принимал участие во Всезарубежном съезде православной молодежи в американском городе Сан-Франциско, в составе официальной группы от Русской Православной Церкви. В 2004 году священнослужитель окончил филологический факультет Московского Государственного Университета имени Ломоносова. За годы обучения на кафедре проходил летнюю практику в университетах Афин и Кипра, а также неоднократно посещал пределы Греции и Кипра с паломническими и познавательными целями.
С 2004 по 2005 год Александр Волков проходил срочную службу в рядах вооруженных сил России. Демобилизовавшись, в октябре 2005 года, епископом Дмитровским Александром рукоположен в сан диакона и указом Святейшего Патриарха Алексия II зачислен в штат храма святой мученицы Татианы при Московском Государственном Университете имени Ломоносова. До 2009 года 2009 год являлся сотрудником Пресс-службы Московской Патриархии. Занимал должность редактора раздела «Православная Москва».
В 2009 году священнослужитель перешел на должность заместителя руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси. Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 5 июня 2012 года, Александр Александрович Волков занял пост руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси. В конце декабря 2015 года, Святейшим Патриархом Кириллом рукоположен в сан иерея.
Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 7 июня 2021 года, Александр освобожден от несения послушания в храме святой мученицы Татианы при МГУ имени Ломоносова и назначен настоятелем московского храма преподобного Сергия Радонежского в районе Солнцево.
В храме преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского монастыря 23 апреля 2021 года Александр Волков удостоен права ношения наперсного креста.
Иерей Александр Волков, распоряжением Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла 11 сентября 2019 года снят с должности руководителя патриаршей пресс-службы.
Бывший пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла священник Александр Волков 20 декабря 2021 года возглавил Информационную комиссию Московской епархии. В новой должности займется координацией и контролем храмовых информационных ресурсов.
Награды Александра Волкова
Награды Александра Волкова
2014 — Орден святого Саввы III степени (Сербская Православная Церковь)
2016 — Медаль «1000-летие преставления святого равноаппостольного князя Владимира»
2019 — Орден святого блгв. кн. Даниила Московского III степени
Семья Александра Волкова
Семья Александра Волкова
Жена — Варвара Волкова. Имеет троих детей.
24.12.2019
Священник Александр Волков: Нужно быть открытыми и честными по отношению к обществу
Об информационной жизни Русской Православной Церкви читателям «Журнала Московской Патриархии» (№ 9, 2018) рассказывает руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Солнцеве священник Александр Волков. PDF-версия
— Отец Александр, мы с вами беседуем в преддверии одного из самых масштабных православных медиафорумов — Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово». А как Вы считаете, кто должен выстраивать взаимоотношения: Церковь со СМИ или СМИ с Церковью?
— Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно понять, как мы рассматриваем Церковь. Если как общественный институт, то тогда Церковь, как и любая крупная организация, должна налаживать сотрудничество с внешним миром, в том числе посредством трансляции своей позиции через средства массовой информации. А для этого важно общаться с журналистами, давать им разъяснения и комментарии, заботиться о качестве публичного образа. Здесь также важно понимать, что в наше время средства массовой информации — не инструмент, а самостоятельный игрок, определяющий свои правила для всех прочих участников публичного процесса. С этой точки зрения, думаю, все понятно, правила общеприняты, и им следует соответствовать.
Но если смотреть на Церковь глубже, то Ваш вопрос начинает высвечиваться иначе. Суть нашей миссии — это проповедь Христа. И эта ключевая составляющая Церкви совершенно отличает ее от любых других светских, политических и религиозных институтов. Вот почему, на мой взгляд, Церковь по своей сути находится на других позициях. Церковь — это община верующих, собранных вокруг Христа, вокруг Евхаристии. Знакомство людей со Христом, включение их в общину — вот основная цель Церкви. И ее достижение ставит нас в заведомо проигрышную позицию, поскольку проповедь о Христе невозможно донести теми средствами, которыми нас СМИ провоцируют пользоваться. Скажу даже более четко — проповедь Христа в светских СМИ, на мой взгляд, невозможна. Можно пользоваться инструментарием для напоминания о вере, для ответов на вопросы, но реальная проповедь в СМИ — это проповедь в контексте. А разве можно проповедовать о Христе наравне с иными, возможно и безобидными, но иными по своему смысловому статусу вещами?
— Получается, что Церковь на самом деле никому ничего не должна? Именно в таком запросе журналистов: срочно предоставьте информацию!
— Церковь руководствуется иными принципами, и у нее совсем другая система ценностей. Они-то и мотивируют наши действия. Нередко Церковь обвиняют в замедленной реакции, какой-то отсталости, неповоротливости. Во многом это происходит из-за того, что нам не нужно зарабатывать репутацию, оправдывать свои действия, объяснять какие-то недекларируемые цели. Церковь проповедует Христа. И мы всегда для этого мира будем иными, изгоями, даже если мы в большинстве, когда основная масса граждан называет себя православными. По отношению ко всему миру Церковь всегда останется меньшинством. Однако в разные эпохи и времена ею использовались те возможности и инструменты для миссии о Христе, которые существовали на тот момент. Сейчас мы тоже можем применять в деле миссии технологии, которые человеческий разум создает. Но поскольку современные средства и инструменты очень неоднозначны, то, я думаю, Церкви нужно быть осмотрительной в выборе этих средств, не увлекаться. Кроме того, важно понимать, что, чем чаще мы ими пользуемся, тем больше оказываемся от них зависимыми. Всегда есть желание донести проповедь Христа до самого большего числа людей, и современные технологии позволяют это делать очень эффективно. Но не всегда эффективность равна пользе для Церкви. Мы, конечно, должны быть открыты и настроены на диалог, но важно понимать, что это не наша самоцель. В том смысле, как этот вопрос стоит в отношении других социальных институтов. Этим Церковь сильно отличается от остальных участников общественно-политического процесса.
— Больше 10 лет назад звучал тезис, что нам в принципе нужны пресс-секретари и информационные отделы или комиссии в епархиях. Не раз приходилось разъяснять, как работать с прессой, что такое медиакарта и журналистский пул. Сейчас для всех тех, кто задействован в информационной миссии Церкви, открываются новые возможности. Какими их видите Вы?
— Я бы не сказал, что сейчас уже всем до конца понятно, зачем существует информационный блок внутри Церкви. Создаются новые епархии, рукополагаются новые архиереи, которые ранее в своей жизни не сталкивались с информационной работой. Порой в беседах с новыми архипастырями я подробно рассказываю о том, чем должен заниматься пресс-секретарь и что входит в компетенцию информационного отдела епархии.
В связи с этим очень важны инициативы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ по проведению курсов повышения квалификации для сотрудников информационных подразделений епархий. Важен фестиваль «Вера и слово», информационное направление в рамках Международных Рождественских образовательных чтений.
Однако нам внутри Церкви сейчас очень важно осознать, что общество находится в качественно иной ситуации — оно стало более открытым и требовательным по отношению ко всем членам. И мы должны учитывать те общественные запросы, которые сейчас формулируются. Открытость, прозрачность, простота диалога — это то, чего сегодня ждут люди от Церкви. В 1990-е и 2000-е годы мы были убеждены, что лучше ничего не говорить, ничего не рассказывать, иначе будут неправильные интерпретации и ошибочные комментарии. Подобная позиция также объясняется тем, что в те годы на Церковь было много несправедливых нападок и люди закрылись, замкнулись, испугались, решили, что Церковь — это офис «no comments». «Лучше ничего не сказать, чем сказать кое-как и потом иметь от этого какие-то негативные последствия» — в такой логике часто протекала информационная реальность того времени.
Последствия такого отношения мы видим сейчас, когда люди Церкви порой стараются никому ни о чем не говорить. К сожалению, нередко это приводит к печальным последствиям, когда мы толком не можем сказать даже о своих собственных достижениях и возможностях. Но мы имеем и добрые примеры обратного — пресс-службе Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению удается свидетельствовать о #добрыхделахЦеркви (такой хештег для маркировки в Интернете сообщений о социальном служении и церковной благотворительности был создан в Синодальном отделе в 2021 году). И в результате этой работы в обществе сейчас уже сформировано правильное понимание того, что Церковь является очень уверенным, профессиональным участником социального процесса в нашей стране.
Задача современной епархиальной пресс-службы состоит не только в том, чтобы рассказывать о текущей деятельности правящего архиерея, а в том, чтобы формировать у людей позитивный и правильный образ Церкви в данном конкретном регионе. Это задача гораздо шире, чем просто публикация релизов и поддержка епархиального сайта, ведение хроники архиерейской жизни. Общество заинтересовано в том, чтобы узнавать о церковном служении, и наша ключевая задача — рассказать о Христе и тем самым привести людей в храм. Важно, чтобы любой человек мог зайти в церковь и не только свечку поставить, но и пообщаться со священником, задать ему вопросы. Так постепенно люди втягиваются в общинную жизнь. Но чтобы эта маленькая, частная история случилась, нужно провести колоссальную работу. Механизмы совершения миссии внешне не очень заметны, но информационное служение как раз призвано способствовать достижению самых высоких миссионерских целей Церкви.
Сегодня человек получает информацию из огромного количества источников — не только из телевидения, не только из печати, не только из Интернета в его традиционном понимании. Наравне с проповедью или рассказом о жизни Церкви нам важно понимать, что скрывать какие-то возникающие негативные вещи бесполезно. Правильная реакция на негативные ситуации внутри Церкви позволяет оперативно изживать серьезные проблемы. Нужно быть открытыми и честными по отношению к обществу, которое этой честности и открытости от Церкви ждет.
— Образ Церкви в публичном поле сегодня реальный или искаженный?
— Публичное поле очень разное. В той части общества, которая имеет возможность анализировать и видеть достаточно глубоко какие-то процессы, а не только руководствоваться сформированным уже заранее мнением, существует вполне позитивная и объективная оценка роли Церкви. Среди многих политиков, бизнесменов, военных, общественных деятелей инициативы Церкви находят поддержку. Власти, как я это вижу, наблюдая за церковно-общественным диалогом, поддерживают Церковь в строительстве храмов и содействуют развитию епархиальной жизни не ради политических бонусов. Бизнесмены вкладывают свои деньги в миссионерские проекты или строительство храмов тоже совсем не ради орденов и похвалы. Люди разделяют христианские ценности и желают разными способами послужить Господу.
С пониманием и интересом к Церкви относятся многие представители молодежи, а также состоявшиеся в жизни люди. Приходы держатся на талантливых, преуспевающих мирянах, вполне самодостаточных, но при этом разделяющих православное мировоззрение, ставящих в центр своей жизни Бога.
Однако у другой части общества, особенно в регионах, о Церкви формируется предвзятое и ложное представление. Во многом оно складывается из мусорного потока, который обрушивается на людей в социальных сетях. Вообще современное молодое поколение, не только в России, — это люди, которые выросли уже в совсем иной системе координат. В Восточной Европе, в Греции среди молодежи зачастую тоже нет интереса к Православию. Не уверен, что с данным обстоятельством можно как-то бороться. Но нужно пытаться вести диалог, свидетельствовать о Христе.
— Каким Вы видите церковный официоз сегодня и чего ему недостает?
— Официоз сам по себе — уже устоявшийся формат, это наша данность, и существенно изменить его вряд ли получится. Но стоит искать новые форматы подачи информации.
— А как Вы оцениваете, Патриаршая пресс-служба — новаторская? У вас есть новаторские проекты? Или она довольно статичная в своей деятельности?
— Мы стараемся двигаться вперед и развиваться, использовать новые средства трансляции церковного слова. Однако не всегда нужно просто брать и менять что-то просто потому, что это кажется модным или современным. В нашей деятельности очень много нюансов. В ближайшее время будем вводить новые варианты визуализации, видеографии, фотографии. В то же время важно держаться константы, в частности заведенного порядка подачи информации на официальном ресурсе «Патриархия.ru». Большому количеству пользователей Интернета привычна определенная фиксация событий. Летописание — неотъемлемая часть нашей работы.
Похожие процессы можно наблюдать и в СМИ. Многие традиционные масс-медиа диверсифицируются, но при этом сохраняют зарекомендовавшую себя форму. Например, несмотря на усовершенствование интернет-версий сайтов информационных агентств, у них так или иначе существуют новостные ленты. Они есть в Интернете, в телетайпе, в почтовой рассылке — лента всегда одна и та же. На протяжении последних 15 лет мы сформировали некий стандарт подачи информации в ежедневном режиме в Интернете. Существенно что-то в нем менять нет необходимости.
Очень важной составляющей нашей деятельности является архивация и фиксация истории служения Патриархов. Мы являемся обладателями уникального объема информации — фото и видео о жизни всей нашей Церкви, — отражающего, в первую очередь, служение Предстоятелей Русской Православной Церкви последних десятилетий. Мы собираем, каталогизируем этот массив. Внутри Церкви есть проблема сохранения и сохранности всего того визуального наследия, которое собрано за десятилетия. И эту тему нужно как-то развивать, мы тут вряд ли одни можем справиться. С нами над этим размышляют коллеги из Издательства Московской Патриархии и других структур. Было бы важно создать единый архив Русской Православной Церкви.
— Фотораздел, открытый в 2021 году как самостоятельный веб-ресурс, это часть большой архивной истории?
— Это одна из таких граней, которая может стать частью архивного проекта. Но все же фотосайт в большей степени можно отнести к нашей визуальной проповеди, к фотосвидетельству о жизни Русской Церкви. Мы представляем возможность увидеть Церковь в исторической перспективе. От нынешнего времени и вплоть до момента появления фотографий. На ресурсе foto.patriarchia.ru представлены фотографии первого Патриарха ХХ века святителя Тихона и исторического Собора 1917-1918 годов.
Кроме того, мы показываем жизнь Церкви на сегодняшнем этапе в широком диапозоне: от служения Патриарха и деятельности синодальных структур и далее до жизни всех епархий в России и за рубежом. И к реализации данного направления мы приглашаем епархии и всех тех, кто к этому расположен.
В нынешнем веке визуальная информация становится чуть ли не основной темой, к которой обращается человек. На нее он прежде всего рассчитывает. Сейчас мы размышляем, как к фотосайту подключить в похожем формате видеопроект. Также в зоне нашей видимости работа в социальных сетях. Здесь немного иная тема. И хотя я думаю, что с ними следует быть осторожнее, мы присутствуем во всех социальных сетях.
К 10-летию Поместного Собора 2009 года мы придем с какими-то итогами и обновлениями своей деятельности. Это будет очень важный для всей Церкви рубеж, мы не останемся в стороне. Каждому из нас нужно будет оглянуться назад и посмотреть на все то, что уже сделано. А сделано немало.
— В сфере церковных медиа работает очень много мирян. Но при этом часто можно услышать, что Церковь — институт иерархичный, поэтому мирянам в нем трудиться сложно. Является ли наличие или отсутствие сана препятствием для плодотворной работы в Церкви?
— Недавно в одной беседе Патриарх делился своими размышлениями о том, что такое Божественная литургия. По его мысли, Литургию совершает не Патриарх, и не епископ, и не священник. Литургию совершает вся община верующих во главе со своим предстоятелем — архиереем или священником. Роль каждого человека в общине немаловажна, и нельзя говорить о том, что есть какое-то исключительное главенство иерархии. Церкви нет без архиерея и иерархии, но вместе с тем Церкви нет и без общины верующих. Именно община в своей полноте Церковь и составляет.
В любой общине есть органичное, естественное и сообразное каждому место. Да, мирянин не может стоять у престола и совершать Божественную литургию. Но у мирян есть масса других задач: Литургия не может быть без пения, чтения, без уборки храма, без иконописи. Также в нашей административной жизни миряне являются органичной, естественной частью Церкви. И таланты есть у человека не потому, что Церковь возлагает руки архиерея на человека, а потому что Господь дает человеку таланты. И служить Церкви могут не только священнослужители, но и миряне. Дело не в том, какой у тебя иерархический статус, а в том, насколько ты готов служить Церкви, насколько ты хочешь жертвовать собой, своим временем для того, чтобы устраивать церковную жизнь.
Миряне сегодня руководят синодальными учреждениями, большими и малыми церковными, в том числе и медийными, проектами, тем самым раскрывая свои таланты в Церкви. Патриарх Кирилл не боится делегировать полномочия, в том числе и мирянам. Ему важно видеть горение в глазах и в сердце, важно видеть рассуждение и готовность к служению.
— Руководитель Патриаршей пресс-службы — настоятель крупного московского прихода, отец большого семейства… Как Вам удается все совмещать?
— Наверное, если разобрать все по отдельным направлениям, то в каждом из них можно найти вакуумы, которые могли бы быть заполнены, если бы я чем-то одним занимался. Но многообразие деятельности как бы раскрывает иное понимание процессов и богатство возможностей. Я могу только благодарить Бога, что он дает силы все это совмещать. На мой взгляд, важно уметь соединять разные сферы деятельности. Кроме того, любому руководителю нужно искать людей, на которых можно положиться и которым можно делегировать полномочия. Важно окружать себя единомышленниками, умеющими тебя поддерживать.
Людям нужно доверять — на работе, в приходе, дома. Если ты считаешь, что без тебя все сейчас рухнет и ты должен каждую секунду все отслеживать, то налицо ложная, тщеславная позиция. Ни к чему хорошему она не приведет, но многое застопорит. Если ты научишься доверять людям и мотивировать их своей поддержкой, хвалить их, то тогда они будут на самом деле хорошо и ответственно работать.
Я смотрю на некоторых наших архиереев, которые одновременно исполняют несколько очень сложных послушаний в Церкви: руководят большими администрациями, управляют епархиями и митрополиями и огромным количеством приходов, — даже трудно представить себе это хозяйство. По сравнению с ними у меня не столь много обязанностей. Наверное, нехватка времени окончательно стала неизбежной составляющей нашей жизни. Его никогда не хватает, даже если ты полностью погрузишься только в одну сферу деятельности. Иногда у меня бывают относительно свободные недели на работе, когда я полностью ухожу в приходскую жизнь. Тогда я все равно нахожусь в храме с утра до ночи и моя супруга звонит мне и спрашивает: «Когда ты уже приедешь домой?».
Уверен, любому человеку важно овладевать умением планирования своего времени, чтобы грамотно распределять свои задачи и четко их структурировать. Порой на значительное количество вещей мы тратим время большее, чем они заслуживают. Если же разумно подходить ко времени, которое отпускает Господь, то многое станет возможным верующему, готовому к труду на пользу Церкви.
Священник Александр Волков. В 2004 г. окончил филологический факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. 18 октября 2005 г. рукоположен в сан диакона и зачислен в штат храма св. мц. Татианы при МГУ. В 2005-2009 гг. — сотрудник Пресс-службы Московской Патриархии, редактор раздела «Православная Москва». Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилла от 5 июня 2012 г. назначен руководителем Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси. В 2015 г. окончил Московскую духовную семинарию. 27 декабря 2015 г. Святейшим Патриархом Кириллом рукоположен в сан иерея. 7 июня 2021 г. назначен настоятелем храма прп. Сергия Радонежского в Солнцеве.
Беседовала Евгения Жуковская
«Церковный вестник»
Поделиться:
- Click to share on Facebook (Opens in new window)
- Поделитесь в Twitter (Opens in new window)
- Отправить ссылку в Одноклассники (Opens in new window)
- Отправить ссылку в ВКонтакте (Opens in new window)
- Отправить ссылку в Мой Мир (Opens in new window)
- Click to share on Google+ (Opens in new window)
НИИ детской онкологии и гематологии в Москве. 7 января 2021 года
Рассказывает священник Александр Волков:
При подготовке любых мероприятий маршрут движения продумывается заранее, согласуются места, в которые зайдет Патриарх. Но в это Рождество, когда Святейший посещал детский онкоцентр, маршрут был неожиданно изменен.
На встрече с детьми и родителями к Патриарху подошла заплаканная мама и попросила его подняться двумя этажами выше к ее ребенку, лежащему в реанимации. Патриарх, конечно, согласился и пришел к маленькому Ване. Ему очень непросто, все врачи отказались от него, и вот только в центре Блохина пытаются помочь малышу.
Фото Олега Варова
Храм прп. Сергия Радонежского в Солнцево г. Москва
Дата рождения: 13 марта 1982, Москва Дата хиротонии: 27 декабря 2015 г.
Начинал алтарничать в 1994 году Заиконоспасском монастыре. Пробыл там несколько месяцев, перешёл в январе 1995 года в общину возрождавшегося храма святой мученицы Татианы при МГУ. С февраля того же года становится алтарником Татьянинского храма.
В 1999 году поступил на дневное отделение Филологического факультета МГУ имени Ломоносова, на кафедру византийской и новогреческой филологии.
В том же году становится старшим алтарником и ризничим того же храма. Как он сам вспоминал: «У нас не было торжественного возведения в сан старшего алтарника на Малом входе за Божественной литургией, все произошло само собой. Я понял, что церковное служение — это то, в чем я вижу себя. <�…> На всю жизнь в сердце останется память о совместных трудах. Ведь в то время, когда мы были алтарниками, у нас было настоящее братство! Мы делали огромное количество дел, связанных с тяжелым физическим трудом (чистить, мыть, начищать — ведь в храме были постоянные ремонты!), а не только надевали белую рубашечку и выходили со свечечкой, что само по себе тоже не просто — мы этому сами долго учились и других учили».
В 2001 году управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Солнечногорским Сергием (Фоминым) был благословлён на ношение подрясника.
За годы алтарного служения в храме святой мученицы Татианы также исполнял различные приходские и общецерковные послушания, связанные с организацией и проведением миссионерских поездок прихода храма, общецерковных мероприятий в стенах храма — Съездов православной молодёжи, Конференций по линии Учебного комитета.
За годы обучения на кафедре проходил летнюю практику в университетах Афин (2000), Кипра (2001), также неоднократно посещал Грецию и Кипр с паломническими и познавательными целями.
В 2001—2002 годах принимал участие в переводе с греческого языка творений архимандрита Емилиана (Вафидиса), игумена монастыря Симонопетра на Афоне, которые вышли отдельной книгой в издательстве храма святой мученицы Татианы при МГУ — «Архимандрит Эмилиан. Богопознание, Богослужение. Богомыслие. М. 2002».
В 2002 году вступил в брак с Варварой Андреевной Бутневой. Венчание состоялось в Татьянинской церкви 20 ноября.
В 2003 года становится внештатным сотрудником Учебного комитета РПЦ в должности референта. В этой должности неоднократно посещал духовные учебные заведения РПЦ в составе инспекционных групп во главе с протоиереем Максимом Козловым, заместителем председателя Учебного комитета РПЦ.
В 2004 году окончил Филологический факультет и защитил диплом по теме «Трактат патриарха Фотия „О Святом Духе“ перевод и филологический комментарий».
В июле 2004 года принимал участие во Всезарубежном съезде православной молодёжи в Сан-Франциско (РПЦЗ) в составе официальной группы от Русской Православной Церкви во главе с протоиереем Максимом Козловым.
В том же году был призван в армию, проходил службу в подразделениях Космических войск, в/ч 26179.
18 октября 2005 года в храме святого пророка Илии в Черкизове епископом Дмитровским Александром (Агриковым) был рукоположен в сан диакона, после чего проходил приготовительную чреду в храме Большого Вознесения в течение месяца. Указом Патриарха Алексия II зачислен в штат храма святой мученицы Татианы при МГУ города Москвы.
С 2005 года работал в пресс-службе Московской Патриархии, в 2009 году преобразованной в пресс-службу патриарха Московского и всея Руси. Был редактором раздела «Православная Москва» на официальном сайте Московского Патриархата «Патриархия.ру».
С 2009 года — заместитель руководителя Пресс-службы патриарха Московского и всея Руси.
10 мая 2010 года вечером на Мичуринском проспекте Москвы машина, в которой находился диакон Александр с женой и детьми, столкнулась с автомобилем, неожиданно выехавшим со встречной полосы. Александр был доставлен в одну из больниц Москвы с переломами и сотрясением мозга. Но всё обошлось.
20 апреля 2011 года в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя награждён правом ношения двойного ораря.
5 июня 2012 года был назначен руководителем пресс-службы патриарха Московского и всея Руси.
27 декабря 2015 года в московском храме Покрова Богородицы в Ясеневе Патриархом Кириллом рукоположён в сан священника.
8 июня 2021 года Указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен настоятелем храма прп. Сергия Радонежского в Солнцево.
Воспитывает пятерых детей.
Псково-Печерский монастырь. 3 сентября 2014 года
Рассказывает священник Александр Волков:
На этой фотографии рядом с Патриархом сидит девочка Мила. Примерно годом раньше она, в тот момент воспитанница Свято-Димитриевского детского дома, написала Святейшему письмо. Она просила Патриарха помолиться о том, чтобы у нее появились родители. Вскоре Патриарх пригласил Милу и ее подруг из детдома на рождественскую елку в Кремль. В то Рождество 2014 года Святейший обратился со сцены Кремлевского дворца ко всем взрослым с призывом не бояться усыновлять детей. И уже через несколько месяцев у Милы… появились родители! Нет, они не слышали этой истории про письмо и про кремлевскую елку — просто решили взять в семью ребенка из детдома. И вот в сентябре 2014 года, во время пастырского визита в Псковскую митрополию Патриарх Кирилл встретился с Милой, теперь любимой дочкой в семье Фоминых.
Фото священника Игоря Палкина
Русская Православная Церковь
С 1995 г. — алтарник храма св. мц. Татианы при МГУ, с 1999 г. — старший алтарник и ризничий храма.
В 2001 г. управляющий делами Московской Патриархии митрополит Солнечногорский Сергий благословил на ношение подрясника.
За годы алтарного служения в храме святой мученицы Татианы также исполнял различные приходские и общецерковные послушания, связанные с организацией и проведением миссионерских поездок прихода храма в Костромскую и Барнаульскую епархии, общецерковных мероприятий в стенах храма — Съездов православной молодежи, конференций Учебного комитета.
С 2003 г. — внештатный сотрудник Учебного комитета Русской Православной Церкви в должности референта. В этой должности неоднократно посещал духовные учебные заведения Русской Православной Церкви в составе инспекционных групп во главе с протоиереем Максимом Козловым, заместителем председателя Учебного комитета.
В июле 2004 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II принимал участие во Всезарубежном съезде православной молодежи в Сан-Франциско (РПЦЗ) в составе официальной группы от Русской Православной Церкви.
В 2004 г. окончил филологический факультет МГУ. За годы обучения на кафедре проходил летнюю практику в университетах Афин (2000 г.), Кипра (2001 г.), также неоднократно посещал пределы Греции и Кипра с паломническими и познавательными целями.
В 2001-2002 гг. принимал участие в переводе с греческого языка творений архимандрита Эмилиана, игумена монастыря Симонопетра на Афоне, которые вышли отдельной книгой в издательстве храма св. мц. Татианы при МГУ (Архимандрит Эмилиан. Богопознание, Богослужение. Богомыслие. М. 2002).
В 2004 г. призван в ряды Вооруженных сил РФ.
18 октября 2005 г. епископом Дмитровским Александром рукоположен в сан диакона и указом Святейшего Патриарха Алексия II зачислен в штат храма св. мц. Татианы при МГУ.
В 2005-2009 гг. — сотрудник Пресс-службы Московской Патриархии, редактор раздела «Православная Москва».
С 2009 г. — заместитель руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси.
20 апреля 2011 г. награжден правом ношения двойного ораря.
Распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 5 июня 2012 г. назначен руководителем Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси.
27 декабря 2015 г. Святейшим Патриархом Кириллом рукоположен в сан иерея.
Указом Святейшего Патриарха Кирилла от 7 июня 2021 г. освобожден от несения послушания в храме св. мц. Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова и назначен настоятелем храма прп. Сергия Радонежского в Солнцево г. Москвы.
С 2021 г. — член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
Распоряжением Святейшего Патриарха Кирилл от 11 сентября 2021 г. освобожден от должности руководителя Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси.
На Епархиальном собрании г. Москвы 20 декабря 2021 г. назначен председателем Информационной комиссии Московской городской епархии.
28 ноября 2021 г. назначен ответственным редактором «Журнала Московской Патриархии».
Храм Новомучеников и Исповедников Российских в Строгино
В январе 1919 года, на второй день Рождества Христова, в праздник собора Пресвятой Богородицы, по распоряжению властей Эстляндской Трудовой Коммуны в Нарве были расстреляны два священника: протоиерей Димитрий Чистосердов и иерей Александр Волков. Оба пастыря, плечом к плечу принявшие свою смерть, вместе несли свою службу, имели сходные вехи в своих биографиях. Они служили в соседних храмах города Нарвы на ивангородской стороне. Отец Александр – в Успенской церкви в крепости, а отец Димитрий – в Знаменской церкви у Петербургского тракта.
Священномученик АЛЕКСАНДР (Волков)
Иерей Александр Волков родился в Нарве в 1873 году, в семье священника. Отец его, Павлин Алексеевич Волков, был протоиереем и настоятелем Нарвской Ивангородской Успенской церкви. Почти полвека (47 лет) прослужил он в приходе Успенской церкви. Автор некролога писал об отце Павлине: «он пользовался редкой любовью прихожан, среди которых были не только жители Нарвы, но и окрестных деревень». Вырастив сына, ивангородский настоятель отдал его в Санкт-Петербургскую семинарию, которую Александр окончил в 1893 году по первому разряду.
По окончании курса семинарии двадцатилетний Александр Волков был направлен учителем в Меррекюльскую церковно-приходскую школу. Меррекюль — дачная местность в окрестностях известного летнего курорта Усть-Наровы, лежащего на берегу Финского залива. Нарвское взморье пользовалось популярностью у нарвитян и петербуржцев, и в 1890-х годах здесь был возведен деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери, служивший преимущественно в летнее время приезжавшим сюда дачникам.
Через три года молодой учитель подает прошение о переводе в Александро-Невское Духовное училище, в котором ему предстоит трудиться на протяжении 10 лет, вплоть до своего отъезда в Нарву. Здесь он сменил несколько должностей, и эта разносторонняя деятельность была его дальнейшей подготовкой к пастырскому служению. В училище он исполнял обязанности надзирателя за воспитанниками, преподавателя русского языка и священной истории, а также обязанности эконома. 6 ноября 1901 года епископ Гдовский Константин (Булычев) рукоположил Александра Волкова в сан диакона.
Сослуживцы по училищу отмечают, что во всех должностях диакон Александр Павлинович Волков отличался аккуратностью, усердием, трудолюбием и старательностью, деятельность его всегда сопровождалась успехами. В 1904 году за усердную службу был награжден орденом святой Анны III степени.
6 ноября 1904 года отец Александр был рукоположен во священника преосвященным Кириллом (Смирновым), епископом Гдовским, викарием Санкт-Петербургского митрополита.
три года отец Александр служит в Санкт-Петербурге. Он преподает в Александро-Невском Духовном училище и служит священником в церкви преподобного Сергия Радонежского при Громовском приюте.
В 1907 году произошли серьезные перемены в жизни отца Александра. 27 сентября в возрасте 71 года уволился на покой его отец, протоиерей Павлин Алексеевич Волков. В связи с уходом за штат своего отца иерей Александр в 1907 году был определен на вакансию к Успенской Нарвской Ивангородской церкви. Этот храм был построен в 1507-1509 годах, несколько раз перестраивался, но в настоящее время восстановлен в первоначальном виде. Когда-то эта церковь являлась частью так называемого Большого Бояршего города, размещавшегося за крепкими стенами Ивангородской крепости. В послепетровское время она превратилась в приходской храм Нарвы. Более полстолетия – 59 лет – священнический род Волковых совершал свое служение Богу и людям в одном из древнейших приходов Санкт-Петербургской епархии.
Свободное от служения время ивангородский настоятель посвящал преподаванию Закона Божия. В те годы пастыри не ограничивали свою деятельность отправлением богослужения и требоисполнением. Большая часть времени уходила на катехизическое и миссионерское служение Церкви. Поэтому навыки, полученные в Духовном училище, весьма пригодились отцу Александру на новом месте служения. В Нарве в начале двадцатого столетия не было недостатка в учебных заведениях. Несмотря на существование нескольких приходов в городе и на немалое количество пастырей-педагогов, отец Александр состоял законоучителем сразу трех учебных заведений: он преподавал в Первом женском нарвском училище, в школе при нарвском Доме трудолюбия и в нарвской Коммерческой школе. Таким образом, учительская деятельность отца Александра имела широкий диапазон и охватывала детей самых различных слоев населения города Нарвы.
Священномученик ДИМИТРИЙ (Чистосердов)
Такой же – исполненной трудов на благо Церкви – была жизнь и другого нарвского пастыря отца Димитрия Чистосердова, служившего по соседству с отцом Александром Волковым. Служил он в приходе Знаменского Ивангородского храма, выстроенного в 1750 году и имевшего три придела: иконы Богоматери «Знамение», св. пророка Илии и Крестовоздвиженский. Протоиерей Димитрий был уроженцем Санкт-Петербургской губернии, родился он 14 октября 1861 года в семье диакона. Окончив Петербургскую семинарию по первому разряду в 1882 году, выпускник Димитрий Чистосердов, как и отец Александр, первое время трудился в Александро-Невском училище в качестве комнатного надзирателя. В 1889 году 3 февраля он был определен и рукоположен во священника к Знаменской церкви Ивангорода, в которой он прослужил настоятелем 30 лет, вплоть до своей мученической кончины. Отец Димитрий занимал многие руководящие посты в церковной жизни епархии. Он являлся благочинным одновременно двух округов: церквей города Нарвы и 1 округа Ямбургского уезда. Помимо этого протоиерей Димитрий был председателем Ямбургского отделения епархиального училищного совета и уездным надзирателем церковно-приходских школ. Несмотря на загруженность, он не оставлял и школьного дела, преподавая Закон Божий в трех школах: в школе при своем приходе, в Нарвском мужском училище и в Нарвском приюте П. Орлова. Об уважении окружающих к отцу Димитрию можно судить по прочувствованному слову, произнесенному протоиереем Иоанном Кочуровым в день двадцатипятилетия служения отца Димитрия, в котором отец Иоанн охарактеризовал юбиляра как ревностного, неутомимого пастыря Церкви и насадителя просвещения среди населения Принаровского края. Авторитет его был столь велик, что даже в 1917 году, когда население и многие прихожане были революционизированы и когда духовенство везде отстранялось от управления приходами и братствами, он на общем собрании приходов города был избран членом совета нарвского отделения Братства Пресвятой Богородицы. Ни один священник Нарвы и Ивангорода, за исключением протоиерея Димитрия Чистосердова, не вошел в состав совета Братства.
Октябрьский переворот 1917 года со временем дал знать о себе и в Нарве. В ноябре немецкая военная власть, утвердившаяся в Эстляндии в ходе Первой мировой войны, сменилась диктатурой большевиков. Совершив насильственный захват власти и объявив Эстонию Трудовой Коммуной, представители нового режима первым делом взялись за очищение страны от «религиозного дурмана». 10 декабря 1918 года Совет Эстляндской Трудовой Коммуны издал декрет о выселении из страны всех лиц духовного звания, как распространителей ложного учения. Через два дня вышло новое постановление, запрещавшее совершение богослужений. А 30 декабря Управление внутренних дел передало все культовые здания в распоряжение местных исполнительных комитетов. Фактически эти декреты преследовали цель полного уничтожения Церкви в пределах Эстонии. На основании этих указов все нарвское духовенство было арестовано. Священникам было выдано предписание – покинуть страну в течение 24 часов. Не были депортированы только трое из них: отец Александр Волков, отец Димитрий Чистосердов – они были расстреляны – и отец Владимир Бежаницкий, священник Нарвской Кренгольмской Воскресенской церкви, которого подвергли издевательствам.
Никакого расследования по делам высылаемых и расстреливаемых не проводилось, списки составлялись заранее. Было достаточно резолюции председателя нарвской комиссии по борьбе с контрреволюцией Оскара Эллека для того, чтобы человек был расстрелян.
Иерей Александр Волков и протоиерей Димитрий Чистосердов были расстреляны как черносотенцы, хотя в политической деятельности они замешаны не были. Но как пастыри они, вероятно, не могли не говорить пастве о своих взглядах и убеждениях в то трагическое время. Только за это – за искренность и пастырское прямодушие, за верность взрастившей их Родине и Церкви – они были приговорены к расстрелу. На второй день Рождества Христова, в праздник собора Пресвятой Богородицы, 8 января 1919 года их вывели за пределы города и предали мученической смерти.
По материалам официального сайта Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата.