Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь: копия Святой Земли в Подмосковье

Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь

Основан в 1656 году Патриархом Никоном. Обитель воспроизводила на русской земле комплекс святых мест Палестины, чтобы верующие могли их увидеть своими глазами, не предпринимая далекой и сложной поездки. В XVII веке не было ни фотографий, ни достоверных сведений о Святой Земле, а монастырь позволял прикоснуться к евангельской истории.

Настоятели, наместники

  • Стефан (1656 — 1658)
  • Герасим (1658 — октябрь 1665)
  • Акакий (25 декабря 1666 — 1670)
  • Феодосий (упом. 1671)
  • Филофей (1672 — январь 1680)
  • Варсонофий (февраль — 25 октября 1680)
  • Герман I (1681 — 1682)
  • Никифор (январь 1683 — 1685)
  • Никанор (1685 — 1698)
  • Герман II (13 октября 1698 — 26 июня 1699)
  • Арсений (30 июля 1699 — 1703)
  • Игнатий (1703 — 1709)
  • Антоний (1709 — 1722)
  • Лаврентий (Горка) (29 апреля 1722 — 8 сентября 1723)
  • Киприан (Скрипицын) (август 1723 — 27 сентября 1727)
  • Мелхиседек (Борщов) (июнь 1727 — апрель 1736?)
  • Карион (Голубовский) (19 июля 1737 — 1742)
  • Петр (Смелич) (6 сентября 1742 — 27 ноября 1744)
  • Свт. Иларион (Григорович) (17 декабря 1744 — 22 мая 1748)
  • Амвросий (Зертис-Каменский) (10 мая 1748 — 2 августа 1765)
  • Никон (Зертис-Каменский) (2 августа 1765 — 29 сентября 1771)
  • Сильвестр (Страгородский) (1771 — 3 октября 1785)
  • Павел (Пономарёв) (13 октября 1785 — 14 января 1786)
  • Аполлос (Байбаков) (1786 — 1788)
  • Платон (Любарский) (21 июня 1788 — 31 марта 1792)
  • Нектарий (Чернявский) (31 марта 1792 — 2 апреля 1792) был назначен, но скончался
  • Варлаам (Головин) (13 апреля 1792 — 17 января 1799)
  • Иероним (Понятовский) (17 января 1799 — 4 июня 1802)
  • Гедеон (Ильин-Замацкий) (19 июля 1802 — 20 августа 1805)
  • Мелхиседек (Минервин) (25 сентября 1805 — 29 июня 1813)
  • Иона (Павинский) (31 декабря 1813 — 22 июля 1817)
  • Филарет (Амфитеатров) (28 июля 1817 — 1 июня 1819)
  • Афанасий (Телятев) (30 октября 1819 — 10 марта 1821)
  • Аполлос (Алексеевский) (9 февраля 1821 — 19 февраля 1837)
  • Арсений (Нагибин) (19 февраля 1837 — 1838?)
  • Агапит (Вознесенский) (10 июня 1841 — 2 марта 1850)
  • Мелхиседек (Сокольников) (26 марта 1851 — 1852)
  • Климент (Можаров) (1852 — 1856)
  • Амфилохий (Сергиевский-Казанцев) (28 июля 1858 — 1860)
  • Дионисий (Долгополов) (25 мая 1860 — январь 1862)
  • Антоний (Радонежский) (17 марта 1862 — 11 мая 1866)
  • Петр (Екатериновский) (13 октября 1867 — 4 апреля 1869)
  • Леонид (Кавелин) (1869 — 1877)
  • Христофор (Смирнов) (13 декабря 1890 — 1892)
  • Андрей (Садовский) (26 апреля 1893 — 14 марта 1898)
  • Владимир (Филантропов) (1898 — 1904)
  • Серафим (Чичагов) (1904 — 1905)
  • Иустин (Охотин) (29 марта 1905 — 25 мая 1907)
  • сщмч. Тихон (Никаноров) (1907 — 1911)
  • сщмч. Иона (Лазарев) (22 марта 1911 — 1918)
  • Трифон (Туркестанов) (2 июня 1916 — 1 апреля 1918) управляющий, еп. б. Дмитровский
  • Иоаким (Левитский) (10 апреля 1918 — 1918)
  • С 18 июля 1994 года монастырь — под каноническим управлением патриарха Московского и всея Руси (ставропигия).

    Наместники

    • Никита (Латушко) (18 июля 1994 — 23 июня 2008)
    • Феофилакт (Безукладников) (с (6 мая) 23 июня 2008)

    Воскресенский собор

    Копия Храма Гроба Господня. Главная особенность собора — ротонда. В ее центре над местом, изображающим место погребения Спасителя, стоит небольшая часовня — кувуклия (на заставке материала). В ней — так же как и в Иерусалиме — находится копия камня, на который было положено тело Христа. А еще в Воскресенском соборе есть отдельный храм на втором этаже, примерно на том месте, где располагалась Голгофа — гора Распятия.

    Во время Великой Отечественной войны монастырь почти полностью разрушили — позже это было отдельным пунктом обвинения группы бывших руководителей Третьего рейха на Нюрнбергском трибунале. Реставрацию обители начали уже в 1942, а завершили только в 2019 году. Монашеская жизнь возродилась здесь в 2008 году.

    Краткая история монастыря

    Закладка монастыря производилась на холме с палестинским названием Сион. С восточной стороны к обители прилегал Елеонский холм, ее северным «соседом» был холм Фавор, а местная река Истра получила новое название – Иордан.

    Монастырь с высоты птичьего полёта

    В связи с гонениями на Никона и его ссылкой строительные работы прерывались на 14 лет. Таким образом, они проходили в 2 этапа. Первый период строительства приходился на 1656 – 1666 гг. В это время были установлены деревянные стены, сооружены каменные службы и практически доведены до окончания работы по возведению главного храма. На этот же отрезок времени приходится и обустройство скита Никона, который впоследствии был назван Отходной пустынью, и Елеонской часовни.

    Вид на монастырь со стороны деревни Никулино

    С 1679 г. прерванные работы возобновляются – царь Федор Алексеевич издал соответствующий указ об их продолжении. Кроме того, новым указом правитель приписал к Новоиерусалимскому монастырю еще два десятка разных обителей с крестьянскими дворами, общее число которых составило 1630 построек. В совокупности они сложились в огромное владение и сделали ставропигиальный монастырь одной из богатейших святынь России.

    Замысел Никона был воплощен полностью, и в конечном итоге он поразил своим размахом. Комплекс под названием «Новый Иерусалим» максимально отразил Святые Земли, по частям которой вся местность при Истре получила новые названия – Галилея, Вифлеем, Елеон. При изучении старых карт видно, что новая постройка с прилегающими окрестностями является уменьшенной копией своего истинного прообраза. К сожалению, основатель монастыря не дождался окончания строительства – он умер в 1681 г. В дальнейшем ансамбль достраивался под руководством архимандрита Никанора и при участии мастера-литейщика иеромонаха Сергия Турчанинова.

    Вид на главный вход в монастырь

    Зимой 1941 г. Воскресенский собор при Новоиерусалимском монастыре был разрушен немецкими войсками. В результате взрыва пострадали колокольня, центральная глава, шатер ротонды. Спустя много лет, уже в 1985 году, собор наконец-то обрел утраченную главу. Что касается рухнувшего шатра, он был восстановлен в начале 90-х годов XX столетия. Но его основой теперь служила металлическая конструкция.

    С 1995 г. весь архитектурный ансамбль Воскресенской обители становится частью Русской Православной церкви. С той поры здесь мирно соседствуют два заведения – сам ставропигиальный монастырь и музей «Новый Иерусалим», признанный историко-архитектурным и художественным памятником.

    Вид на Надвратную церковь Входа Господня в Иерусалим со стороны монастыря

    Монастырь Саввино-Сторожевский Новорижское шоссе

    Саввино-Сторожевский монастырь был основан в 1398 г. под Звенигородом (50 км от Москвы) на высоком берегу р. Москвы на горе Стороже, которая являлась оборонительным укреплением Московского княжества. Его основал преподобный Савва, Звенигородский чудотворец, один из первых учеников преподобного Сергия Радонежского, по просьбе Звенигородского князя Юрия Дмитриевича, второго сына Великого Московского князя Димитрия Донского. В истории монастыря было два основных строительных периода: первый — с конца XIV до начала XVII в., второй — середина XVII–XIX вв.

    Первоначально был построен небольшой деревянный храм Рождества Пресвятой Богородицы и келья при нем. Добрая слава о житии Звенигородского игумена разносилась далеко окрест, и иноки стекались в обитель, ища духовного руководства. Строились новые кельи. Монастырь был обнесен деревянной оградой с воротами с северной стороны.

    Звенигородский князь Юрий Дмитриевич почитал преподобного Савву и покровительствовал обители. Князь получил благословение святого на далекий военный поход против камских булгар и, по предсказанию преподобного Саввы, вернулся победителем. В благодарность на устроение монастыря были даны монастырю села и деревни в Звенигородском и Рузском уездах.

    Около 1405 г. был сооружен белокаменный Рождественский собор, у входа в который в 6915 году (по современному летоисчислению — 1406/1407 год) был погребен преподобный Савва, причисленный к лику святых на Макарьевском соборе 1547-го года.

    К северу от собора можно увидеть фундаменты древних построек. В ходе раскопок 1955–1957 гг. удалось выяснить, что в начале XVI в. Звенигородским князем Юрием Ивановичем на этом месте были построены Святые ворота с храмом во имя преподобного Сергия Радонежского и трапезной палатой. Реставраторами раскрыта абсида храма и одна четвертая часть подвального этажа трапезной.

    Пострадавшие в Смуту церковь и трапезная были разобраны в период обновления обители в середине XVII в.

    В начале XVII в. обитель пострадала во время польско-литовской интервенции. «Монастырь Пречистыя Богородицы и монастырские деревни разорили, монастырские казенные деньги и лошадей и всякия монастырския запасы и хлеб забрали, игумена Исаию с братиею оградили и огнем жгли». Монастырь и Звенигородскую округу грабили войска двух самозванцев — Лжедмитрия I и Лжедмитрия II, а также польского королевича Владислава.

    Монастырь стал возрождаться уже при первом Государе из династии Романовых — Михаиле Федоровиче и его отце Патриархе Филарете, которые приезжали на богомолье в «Дом Пречистыя на Стороже» и по молитвам прп. Саввы получали исцеление от своих недугов.

    В 1650 г. царь Алексей Михайлович издал указ о строительстве нового монастырского ансамбля на горе Стороже, с которого начался второй в монастырской истории строительный период. Уже весной — осенью 1649 г. в Рождественском соборе были проведены необходимые строительные работы и сделаны заново росписи по золотому фону.

    В 1650–1656 гг. были построены основные здания и крепостные стены (длина 760 м, высота 8–9 м, толщина — около 3 м) с 7 башнями, из которых до наших дней сохранилось шесть. В монастырской ограде были сооружены храмы: надвратный во имя преподобного Сергия Радонежского (1651–1652 гг.), позже переосвященный в честь Живоначальной Троицы; Преображенский (вторая половина XVII в.), а также звонница и Трапезная палата (1650-е гг.), Царский дворец и Царицыны палаты (1650-е гг.), Братский и Келейный корпуса и другие сооружения.

    Царь Алексей Михайлович в юности часто бывал в обители, но регулярные богомольные царские выходы в монастырь на Сторожах начались в 1649 г. Второй царь из династии Романовых избрал монастырь своей резиденцией. Монастырское предание объясняет особое его усердие к монастырю чудесным заступничеством Звенигородского чудотворца — спасением царя на охоте от лютого медведя.

    Одно из важнейших событий царствования Алексея Михайловича — обретение честных мощей прп. Саввы Сторожевского, которое произошло 19 января (1 февраля — по новому стилю) 1652 г. В память этого события, свидетелем которого были сотни первых людей государства, а также многочисленная братия обители, по царскому указу на московском Пушечном дворе мастером И. Фальком был отлит Благовестный колокол (более 1344 пудов), судьба которого неизвестна. В память другого события — церковного собора, осудившего Патриарха Никона, — был отлит «государевым пушечным и колокольным мастером» Александром Григорьевым новый Благовестник (более 2125 пудов).

    При царе Алексее Михайловиче монастырь стал Лаврой и был подчинен личной канцелярии царя, приказу Тайных дел. По уставу он был приравнен к Троице-Сергиеву монастырю. К Саввино-Сторожевскому монастырю было приписано 19 монастырей.

    В 1764 г. все земельные владения монастыря подверглись секуляризации. Он был причислен к монастырям первого класса со штатом в 33 монаха.

    В Отечественную войну 1812 года неприятелю под монастырем был дан бой, задержавший продвижение французских войск к Москве на 6 часов. С 31 августа до 15 октября 1812 г. монастырь был занят неприятелем.

    Благодаря чудесному заступничеству преподобного Саввы — явлению Звенигородского святого командиру 4-го корпуса французской армии, вице-королю Италии Евгению Богарне — святые мощи остались нетронутыми, хотя монастырь серьезно пострадал во время вражеского нашествия.

    После войны монастырь возрождался, в том числе и на щедрые царские пожертвования. В 1839 г. его посетил император Николай I с Великими князьями, позже неоднократно посещал император Александр II Освободитель.

    В 1898 г. торжественно праздновалось 500-летие Саввино-Сторожевского монастыря.

    В 1995 г. монастырь был возрожден. Во время празднования 600-летия обители в 1998 г. Святейший Патриарх Алексий II торжественно перевез в него мощи преподобного Саввы.

    В настоящее время в Саввино-Сторожевском монастыре 30 монахов и послушников. Богослужения совершаются не только в самой обители, но и в 11 приписных к обители храмах, расположенных в Москве, Звенигороде, Кубинке (Одинцовский район), селах Саввинской слободе, Ершово, Молзино (Ногинский район Московской области). Трудами монахов возрождаются монастырские храмы, ведется реставрация дворца царя Алексея Михайловича, звонницы, крепостных стен и башен. При монастыре устроен детский приют, действуют двухгодичные богословские курсы для взрослых, открыта библиотека с читальным залом, фонды которой составляют 6,5 тысяч томов.

    Где находится священная обитель

    Полный адрес: ул. Советска д. 2, г. Истра, Московская область (Новоиерусалимский монастырь). Добраться до самой общины все желающие могут несколькими способами.

    На маршрутном автобусе: от станции метро «Тушино» до г. Истры отправляется автобус под номером № 372 и курсирует до остановки под названием «Почта». Весь путь по времени занимает около часа.

    Как доехать на электричке

    отправляется от Курского/Рижского вокзала или же можно отправиться от платформы «Тушино» (неподадеку от которой расположена одноименная станция метрометро). При этом цена проезда от платформы «Тушино» будет составлять немного меньше нежели от электричек, отправляемых от вокзала, но следует учитывать, что в летний период из-за дачников поезда могут быть переполнены. Следовать нужно до платформы «Истра» или же «Новоиерусалимская». После чего нужно пройтись пешим ходом на протяжении 20 минут (приблизительно 2 км), или же автобусом следуя до остановки «Монастырь»;

    Лучшая статья для Вас, переходите: Иверский монастырь на Валдае

    Автомобилем

    по Новорижскому/Волоколамскому шоссе (от МКАДа составляет около 45 км), а затем через областной центр Истры в Новоиерусалимский мужской монастырь.

    Пусть хранит Вас Господь!

    Вам будет интересно посмотреть так же и видео о мужском монастыре в Истре:

    Престольные праздники[править]

    Воскресение Христово (Пасха)

    — Переходящая дата

    Рождество Христово

    — 7 января

    Вход Господень во Иерусалим

    — Воскресенье перед Пасхой

    Константин и Елена, равноапостольные

    — 3 июня

    Расписание богослужений

    В мужской обители проводятся службы согласно следующего расписания:

    Понедельник. Пятая Седмица Великого воздержания. Прп. Венедикт Нурсийский:

    • 8 утра – утренняя, часы с произнесением Священного писания;
    • 5 вечера – вечерняя, великое повечерие.

    Лучшая статья для Вас, переходите: Женский Свято-Иверский монастырь Ростов-на-Дону

    Вторник. Мч. Агапия и семь великомучеников: два Дионисия, Александра, Пуплия, Ромила и Тимолая:

    • 8 утра – утренняя, часы с произнесением Священного писания;
    • 5 вечера – вечерняя, великое повечерие.

    Среда. Прп. Алексия, Господен человек:

    • 8 утра – утренняя, часы, изобразительны, вечерняя, проведение песнопения Даров Преждеосвященных;
    • 5 вечера – утреняя с произнесением великой молебни Св. Андрею Критскому.

    Четверг. Прп. Макарий Калязинский:

    • 8 утра – совершение песнопения Даров Преждеосвещенных;
    • 5 вечера – вечерняя, повечерие великое.

    Пятница. Иерусалимский архиепископ Свт. Кирилл (тем, кто подготавливается к совершению Святого Таинства Причащения, следует воздержаться от приема пищи в течении 6 часов):

    • 8 утра – утренняя, часы с произнесения Священного писания;
    • 5 вечера – повечерие великое, проведение песнопения Даров Преждеосвященных.

    Суббота. Чтение акафистов субботнее. Вознесение похвалы Царице Небесной:

    • 8 утра – утренняя с совершением акафистного песнопения, духовное песнопение;
    • 5 вечера – бдение всенощное.

    Воскресенье. Четвертая неделя Великого воздержания. Прп. Иоанн Лествичник.

    • 7 утра – часы, раннее песнопение;
    • 10 утра – позднее церковное песнопение;
    • 5 вечера – пассия и вечерняя.
    • 5 вечера – обряд таинства.

    Паломнику[править]

    Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.

    Богослужения[править]

    Актуальное расписание богослужений

    В Свято-Воскресенском Ново-Иерусалимском ставропигиальном мужском монастыре ежедневно совершаются следующие Таинства и требы:

    • Таинство Крещения.
    • Таинство Венчания (в положенные Церковью дни).
    • Исповедь, Соборование, Причащение на дому, освящение жилищ и автомашин.
    • Отпевание (заочное и очное).
    • Освящение крестиков и икон.

    Заказать Таинства и требы можно в свечном ящике или по телефону:

    ; 4-71-70

    За совершение Таинств и треб никаких такс нет. Желающих совершить пожертвование просим самостоятельно опускать деньги в монастырскую кружку.

    Экскурсии[править]

    Все желающие посетить монастырь с экскурсией могут записаться по телефонам:

    8-(498)-314-68-38 с 9.00 до 18.00 и 8-(910)-461-18-57.

    Паломническая служба монастыря расположена на территории обители.

    Внимание! Не путать с кассами музея «Новый Иерусалим»!

    Запись также осуществляется по E-mail:

    и
    по скайпу
    newj-palomnik.

    При записи по Интернету экскурсия считается записанной только после получения Вами подтверждения по E-mail!

    Стоимость билетов:

    Единый билет, включающий посещение всех постоянных экспозиций музея

    • граждане РФ — 500 рублей.
    • льготные категории (школьники, студенты, пенсионеры — скидка 40%) — 300 рублей.
    • иностранные граждане — 600 рублей.

    Временные выставки

    • граждане РФ — от 150 рублей.
    • льготные категории (школьники, студенты, пенсионеры — скидка 50%) — от 75 рублей.
    • иностранные граждане — от 210 рублей.

    Узнать подробности можно на официальном сайте: https://njerusalem.ru/

    Архитектурный ансамбль

    К главному храму примыкает с восточной стороны подземная церковь Константина и Елены. Ведь Новый Иерусалим в Подмосковье своей планировкой напоминает комплекс в Палестине, а там этот храм выдолблен в скале. Церковь украшена в стиле барокко. Особенно славится ее медный иконостас. В церкви также есть кладезь «Живоносный источник». До войны рядом с собором была колокольня, разрушенная во время военных действий. Но в две тысячи четырнадцатом году ее отреставрировали. Отлили также новые колокола. Сохранились на территории монастыря и исторические помещения, как, например, палаты царевны Татьяны Михайловны. Монастырь окружен крепостной стеной толщиной до трех метров и протяженностью около километра. Сооружение предназначалось для оборонительных действий. По периметру стены идет дорожка для обхода между рядами бойниц. Все башни стены тоже имеют «палестинские» названия.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]