Александро-Невский Ново-Тихвинский женский монастырь города Екатеринбурга Епархиальные монастыри РПЦ


История обители

В середине XVIII столетия на окраине Екатеринбурга создали кладбище. Через время рядом с ним на деньги местного купца воздвигли церковь, освященную в честь Успения Богоматери, и притч, где в 1796 г. поселились несколько женщин. Добродетельные матушки создали общину, каждый член которой ежедневно молился, постился и усердно трудился. Количество человек возрастало, сюда принимали всех желающих от маленьких девочек до старушек. Поэтому здание получило название богадельни.


Александро-Невский Ново-Тихвинский монастырь в Екатеринбурге

  • Вскоре городской совет выделил смиренным и праведным насельницам небольшое ежемесячное жалование. Сестры, уже долгое время проповедовавшие монашеский образ жизни, проявили желание создать вокруг богадельни целый монастырский комплекс. Игуменья Татьяна вскоре получила благословение на создание обители от преподобного Исаии. Однако ей предстояло преодолеть большие трудности, прежде чем власти выделили деньги на возведение новых построек.
  • Вместе со своей помощницей игуменья Татьяна отправилась в Петербург, здесь их приютил адмирал в отставке Фёдор Ушаков, который проявил огромное желание помочь праведным монахиням. Он лично вел переписку с Пермским архиепископом, наладил диалог с важнейшими лицами Синода и нашел людей, пожелавших внести колоссальные пожертвования ради возведения женского монастыря в Екатеринбурге. Проживая в столице, монахини терпеливо ожидали помощи и смиренно молились перед подаренной им «Тихвинской» иконой.
  • Официальное учреждение Ново-Тихвинской пустыни произошло в самом конце 1809 г. Вскоре Татьяна приняла постриг и получила имя Таисия. Перед отъездом на родину матушка получила в дар 25 фрагментов чудотворных мощей из Софийского собора. После открытия монастыря родилась традиция крестных ходов вокруг обители с «Тихвинским» образом во главе. Так как шествие приобретало значимость и распространялось на другие местности, большое количество паломников узнало о существовании Тихвинской пустыни.

На заметку! Перед полноценным уходом в монастырь новоявленной монахине дают возможность здраво оценить собственные силы, убедиться в твердости решения посвятить жизнь ежедневному служению Богу. Если ей удается пройти испытания воли, она становится послушницей через один год. В женскую обитель идут те, кто чувствует необходимость в добродетельной и праведной жизни, очищающей тело и разум.
Живя в монастыре, монахини молятся и выполняют послушания, участвуют в богослужениях, а также читают Священное Писание.

Становление

В начале XIX столетия здесь организовывались рукодельные мастерские, сестры продолжали принимать сирот и обездоленных стариков. Настоятельница Таисия ходатайствовала о том, чтобы Синод выделил средств на необходимое увеличение обители, которая становилась все популярнее среди населения.


Александро-Невский собор Ново-Тихвинского монастыря

Колоссальное желание проявлял архиепископ Иустин, мечтавший о том, чтобы Тихвинская обитель стала первоклассной, с больши́м имуществом.

  • В 1822 г. пустынь официально утвердили, Таисия создала устав на основании принципов общежития Саровского монастыря. Александр I проявил заботу в отношении к новосозданной обители. После открытия, к которому император лично приложил немало трудов, он сделал пожертвования в виде драгоценной утвари. Осенью Александр I посетил монастырь, где осматривал архитектуру и беседовал с монахинями.
  • В 1823 г. торжественно освятили храм Всех Святых, который возник на основе каменной часовни. Продолжалась работа по возведению церкви А. Невского, первый камень которой заложили в 1814 г. Одновременно с этим на территории появлялись сестринские кельи, подсобные помещения, гостиницы, дома для обездоленных мирян, а также ограда по периметру. В 1826 г. мир покинула настоятельница Таисия, жившая в великом радении о Тихвинской обители.
  • Новой игуменьей стала матушка Александра, прослужившая в пустыни до 1858 г. Это была кроткая, скромная женщина с трудолюбивым характером, она, как и предшественница, заботилась о благоустройстве пустыни, о духовном возвеличивании. При матушке Александре процветали старые рукодельные мастерские и строились новые, монастырь приобрел две загородные заимки.
  • В 1832 г. торжественно освятили храм иконы Богоматери «Всех скорбящих радость», построенный рядом с больничными палатами. Теперь люди, находящиеся на лечении и не могущие встать с койки, имели возможность участвовать в богослужения через открытые двери.
  • Третьей игуменье Ново-Тихвинской пустыни стала матушка Магдалина, которой удалось сохранить спокойную и трудолюбивую атмосферу в стенах женской обители. Количество сестер с каждым годом увеличивалось, проходили работы по украшению старых храмов и возведению новых. В 1881 г. на Малобулзинской заимке заложили собор Симеона Верхотурского. Игуменья Магдалина прослужила на благо пустыни 35 лет, и в 1893 г. её смиренная душа отошла к Господу.
  • Следующей настоятельницей стала монахиня, которую также звали Магдалина. Современники говорили о большой самоотверженности матушки, её трудолюбии и душевной простоте. Магдалина верила, что спасение приходит через ежедневную молитву и чтение Священного Письма. В 1910 г. прошли юбилейные торжества, посвященные 100-летию Тихвинской пустыни, которая считалась весьма благоустроенной и крупной.

На заметку! Перед революцией 1917 г. монахини обители освоили множество новых рукоделий: они расписывали фарфор, рисовали на бархатных волокнах, выжигали на коже и по дереву, изготавливали искусственные цветы.
На территории красовалось шесть церквей, находились больничные корпуса и богадельни, на заимках также воздвигались новые соборы и хозяйственные строения. Сестры продолжали оказывать милосердную помощь сиротам, престарелым и обездоленным. Миряне, приходящие сюда, отвлекались от ежедневной суеты и находили великое утешение в молитвах.

Годы разорения

В 1918 г. монахини передавали свежие продукты императору Николаю II и его семье, вскоре расстрелянной большевиками. Сестры несли еду и тогда, когда никого из живых уже не осталось. Послушницы продолжали совершать молитвы и вести иноческую жизнь до 1922 г., когда власти насильно закрыли врата обители. В это же время большевики сожгли документацию, древние книги и летописи, хранившиеся в библиотеки пустыни.


Историческое фото Ново-Тихвинского монастыря

Бо́льшая часть сестер была отправлена в ссылку и тюрьмы. Другие остались в Екатеринбурге или его окрестностях, где проживали в квартирах по нескольку человек. Игуменья Магдалина организовала небольшую общину, которая продолжала жить по православным канонам. Многие подобные группы помогали простым мирянам сохранить веру.

Свято-Тихвинский женский монастырь в селе Курилово Епархиальные монастыри РПЦ

Вторая настоятельница монахиня Евстолия реконструировала воздвигнутый Тепловым в 1830-х годах Тихвинский храм, расширила хозяйство за счет животноводства. Игумения Рафаила заложила новый Крестовоздвиженский собор, освященный в 1895 году, построила три каменных корпуса и подворье в Саранске. Мать Рафаила умерла в 1897 году, ей унаследовала игуменья Серафима, построившая трехъярусную колокольню, два каменных корпуса, много хозяйственных зданий, устроила в обители водопровод. Своеобразие планировки обители состояла в том, что вся остальная площадь была свободна от зданий утилитарного типа – здесь располагались два храма, вид на которые со стороны села не преграждали никакие строения, кроме каменной невысокой декоративной стены и арочных ворот, обрамленных башенками.

Первая церковь в монастыре закладывалась еще Тепловыми в год смерти преподобного Серафимав 1833 году. В 1835 году храм был освящен. Судя по сохранившимся изображениям, пректировался храм крестово-купольным, в традициях позднего провинциального классицизма. В 1851, 1857 и 1858 годах храм был расширен приделами, освященными во имя Смоленской иконы Божией Матери и в честь Бесплотных Сил Небесных. Второй храм, во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня (Крестовоздвиженский), строился с 1890 года на собственные средства монастыря.

Кроме высокочтимых личных вещей прп. Серафима и чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери, жертвователи передали в монастырь немало реликвий: там хранилась копия Тихвинской иконы, образ Знамения Богородицы, списанный со знаменитой иконы Понетаевского монастыря, серебряный крест с частицами мощей апостола Андрея Первозванного, ковчег с частицами мощей нескольких мучеников. Этот ковчег открывали во время богослужения. Был в соборе еще один крест с мощами святых Иоанна Златоуста, Василия Великого, Григория Богослова и Николая Угодника. В одну из икон, святых Пантелеймона и Харлампия, были вделаны частицы ризы Божией Матери. Из всех чтимых образов верующие сберегли только Тихвинскую икону, вернувшуюся в возрожденный монастырь в 1996. Дореволюционные справочники отводили много места Куриловскому монастырю именно потому, что он обладал особо чтимыми святынями, отличался благолепным и торжественным богослужением. Имелась обширная гостиница, сохранившаяся до наших времен. Особенно много мирян приходили в монастырь на храмовый праздник 25-26 июля, в день явления Тихвинской иконы Божией Матери, когда многолюдный крестный ход покидал стены обители и обходил село. Наплыв богомольцев наблюдался также 14 сентября и 8 ноября. Число постриженных монахинь никогда не было большим: в 1895 году штат Куриловского монастыря состоял из настоятельницы, одной схимницы и 30 монахинь. Послушниц насчитывалось 133 чел., а перед 1910 году в обители уже подвизались 260 черниц, хотя число монахинь среди них опять-таки не превышало 45 человек. Со временем монастырь сложился в достаточно эффективную хозяйственную структуру: у монахинь по данным конца ХIХ в. имелось 306 дес. земли, большой сад, животноводческая ферма, несколько деревянных домов для причта, мельница, рыбные озера, бараки для сезонных рабочих, много хозяйственных построек с мастерскими, в т. ч. киричными.

В 1918 году у монахинь сразу же было изъято 418 десятин земли и 22 постройки, отданных местному населению. В ведении монастыря оставалось еще 40 зданий. Вскоре власти произвели изъятие настоятельского корпуса, отданного под школу, и крупного здания странноприимного дома под зернохранилище. Оставшимися 38 постройками монахиням долго пользоваться не пришлось: перейти на устав сельхозартели им не позволили, а зарегистрировали только как приход. В 1922 общине все же удалось реорганизоваться в сельскохозяйственное товарищество.

В 1924 году в Курилово были переведены последние насельницы Чуфаровского Свято-Троицкого монастыря, а в 1926 году последовал полный разгром обители. За годы советской власти были уничтожены оба каменных храма, колокольня, все служебные здания. В монастыре размещался детский дом, совхозное хозяйство.

В 1995 году появились первые насельницы – две монахини и послушница. В 1997 году было уже более 20 инокинь, в том числе две схимницы. Из с. Сабанова была перевезена деревянная церковь, воссозданная вновь и 2 ноября 1997 году, освященная епископом Саранским и Мордовским Варсонофием (ныне – митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский, управляющий делами Московской Патриархии) в честь Тихвинской иконы Божией Матери.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]