Спасо-Вознесенский женский монастырь г. Смоленска Епархиальные монастыри РПЦ

Вознесенский монастырь был третьим по числу монастырей построенных в Москве

Вознесенский монастырь московского кремля был третьим монастырем в Москве. Самая первая церковь монастыря была деревянной — собор Вознесения Господня. Как известно, заложен был Евдокией Дмитриевной, построен у Спасских ворот.

К сожалению портрета княгини Евдокии, нет, но есть скульптурная реконструкция, сделанная по черепу княгини. Только так мы можем предполагать какая она была. По ее указанию начали строить монастырь

К сожалению, точной даты постройки монастыря нет, но по предположительной версии это случилось после смерти самого Дмитрия Донского в 1386 году.

Рядом с тем местом, где собирались построить храм, находился дворец Донского Дмитрия и терем Евдокии.

1407

в этом году великая княгиня вдовица Евдокия приняла постриг с именем Ефросиния

В 1407 году великая княгиня вдовица Евдокия приняла постриг с именем Ефросиния. К этому моменту храм уже стоял, а великокняжеские терема заняли кельи.

Но в том же году Евдокия велела заложить новую каменную церковь Вознесения. Прожила в иночестве она всего лишь несколько недель, после скончалась и была похоронена в новой строящейся церкви.

Как гласит предание, у ее гроба стали возгораться свечи и даже совершались исцеления людей. После Евдокия стала покровительницей Москвы, ее даже нарекли преподобная Ефросинья Московская.

Возведение собора продолжила еще одна княгиня — Софья Витовтовна. Она была женой Василия Первого. Монастырь строили очень долго из-за постоянных московских пожаров. К сожалению, монастырь так и не был закончен.

В 1467 году княгиня Мария Ярославна, вдова князя Василия II, приказала разобрать храм, а на его месте построить новый.

Строительство храма было поручено московскому купцу Василию Ермолину. Он сохранил здание, при этом переложил своды и облицевал стены новым кирпичом.

Точного описания самого храма не сохранилось до наших дней. Но по предположительной версии, храм был сделан из белого камня с резным фасадным декором.

Каменный Вознесенский собор был освящен в честь Вознесения Господня в 1468 году митрополитом Московским Филиппом. Храм стал усыпальницей для московских цариц.

Насельницы монастыря занимались рукоделием, а также шили полотенца и кружева.

Храм постоянно страдал от пожаров, и в 1518 году Василий III начал снова строительство нового каменного собора.


Василий III — великий князь Владимирский и Московский, государь всея Руси. Именно он решил в 1518 году построить новый каменный храм Вознесения

Построил его на уже существующем фундаменте Алевиз Фрязин, который к тому моменту уже окончил строительство 11 церквей.

1527

в этом году от Вознесенского собора была построена Георгиевская церковь

В 1527 году от Вознесенского собора была построена Георгиевская церковь. Церковь была одноглавой с тремя апсидами. Но в конце 16 века по приказу царя Федора Иоанновича собор снова разобрали по случаю его ветхого состояния.

Следующий был построен по форме Архангельского собора, который строился при царе Федоре. Монастырь был украшен новыми иконами.


На фото изображен монастырь после постройки его по сходству с Архангельским собором Василием III

В 1613 году Михаил Федорович поселил в собор свою мать — инокиню Марфу. В своей келье она прожила 18 лет. Над кельей был установлен герб Русского царства.

Монастырь в московском кремле стал очень знаменит, особое внимание монастырю уделяла даже царская семья. Цари и царицы очень часто посещали усыпальницу.

Вознесенский монастырь: святыни из-под спуда памяти

У небольшой южной пристройки к Архангельскому собору Московского Кремля богатейшая история.

С XV по XVII век ее занимала одна из палат Государева казенного двора. Потом тут заседала Судная палата вотчин Архангельского собора, в свою очередь уступившая место дому причта. Сейчас под высокими сводами можно увидеть обширный фрагмент первозданной стены Архангельского собора 1475 года — единственный дошедший до нас древнейший элемент этого храма. И все же отныне эти камни — всего лишь «декорация», не более чем исторический фон к уникальной экспозиции, на постоянной основе размещенной здесь Музеями Московского Кремля.

В трех небольших витринах — все наследие, уцелевшее от варварски уничтоженного в 1929 году Вознесенского женского монастыря. Уникальные премьеры По словам заместителя генерального директора Музеев Московского Кремля Андрея Баталова, реставрация святынь, предметов храмового убранства и других экспонатов заняла пять лет.

Подавляющее большинство памятников из коллекции выставляется на публике впервые, и среди них есть несколько несомненных сенсаций. Тематически вся экспозиция поделена на три части. Первая посвящена сакральному пространству трех храмов Вознесенского монастыря: главного собора, церквей св. Михаила Малеина (XVII в.) и св. вмц. Екатерины (нач. XIX в.). Здесь глаз невозможно оторвать от величественного запрестольного креста с 14 древними круглыми образками-мощевиками из соборного алтаря, изготовленного в 1816 году Осипом Ивановым Смирновым.

«Много раз его использовали в крестных ходах, — рассказывает куратор экспозиции научный сотрудник Музеев Московского Кремля Татьяна Атамуратова. — Вообще же эта святыня появилась в благодарность Господу за изгнание французов из Москвы и за победу в Отечественной войне. Монастырь тогда, как и весь Кремль, был разорен и осквернен, но затем активно и быстро воссоздавался, для чего привлекались лучшие мастера того времени.

Запрестольный крест восстановлен в наши дни буквально перед открытием экспозиции: собирать его пришлось по кусочкам». Еще одна уникальная премьера — восемь икон из праздничного и страстного чинов шестиярусного иконостаса Вознесенского собора, датированного 1679 годом. «Нам редко удается столь близко продемонстрировать посетителям прекрасную работу царских мастеров Оружейной палаты, — продолжает Атамуратова. — После закрытия монастыря иконостас перенесли в кремлевскую церковь Двенадцати апостолов. Но по размерам она меньше Вознесенского собора, поэтому два квартета икон вынужденно оставались в запасниках».

Здесь же можно увидеть храмовую икону в драгоценном окладе 1686 г. из екатерининской церкви и золотой венец храмовой иконы монастырского собора, изготовленный примерно в то же время, а также несколько тщательно отреставрированных священных сосудов.

Царские вклады и пояс преподобной Евфросинии Важнейшая часть экспозиции — вклады представительниц знатнейших родов русской аристократии. Имеющий официальный статус усыпальницы государынь, монастырь пользовался особым покровительством цариц и царевен, княгинь и потомственных дворянок.

Музей выставляет несколько выдающихся памятников этого рода. Так, мать царя Михаила Федоровича старица Марфа Романова пожаловала сюда в 1630-е годы шитую подвесную пелену «Богоматерь Феодоровская», старица Феодосия Сицкая в 1662 году — серебряную водосвятную чашу, императрица Анна Иоанновна в 1730 году — серебряное кутейное блюдо. Есть и дары от самих царей: Михаил Федорович пожертвовал покров с изображением Голгофского креста, его сын Алексей Михайлович — золотой потир. И все же возвышается над этим рядом реликвий подвесная пелена «Богоматерь Одигитрия» из расшитых жемчугом бархата и тафты, преподнесенная в 1630 году княгиней Домникой Мстиславской.

«Ее муж Федор Мстиславский — известный государственный и военный деятель, которому в Смутное время несколько раз предлагали взойти на царский престол, — добавляет Татьяна Атамуратова. — После его смерти Домника Михайловна поступила в Вознесенский монастырь и в качестве вклада внесла туда пелену под чудотворную икону Божией Матери «Одигитрия», которая сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее». Но при всей важности перечисленных святынь отнюдь не они первенствуют в экспозиции.

Центральное место по праву занимает скромный кожаный поясок, на котором сквозь витринное стекло едва можно разобрать тисненную икону Вознесения Господня. Это — монашеский пояс самой основательницы обители и небесной покровительницы Москвы преподобной Евфросинии. История его обретения поистине чудесна.

«Когда в 1929 году власти приняли окончательное решение взорвать монастырь, музейным работникам под руководством заведующего отделом памятников Кремля Николая Померанцева удалось перенести саркофаги с захоронениями в подклет Казенного приказа, то есть в помещение непосредственно под этим выставочным залом, — рассказывает куратор экспозиции. — Происходило это весьма буднично, при помощи буквально одной лошадиной силы — на гужевой телеге. А в 2008 году, когда мы отреставрировали в Архангельском соборе придел святого мученика Уара, священноначалие благословило перенести туда мощи преподобной Евфросинии. При переносе и был обнаружен покоившийся на мощах этот пояс».

Домашнее задание архитекторам Рядом — несколько экспонатов, рассказывающих о буднях и праздниках обители. Здесь можно увидеть части облачений, рукописную книгу 1883 г. о пострижении в монашеский образ, подарки к широко отмечавшемуся в 1907 году пятивековому юбилею монастыря (Евангелия, шитые иконы, вручавшийся участвовавшим в торжествах членам общества хоругвеносцев памятный жетон). На одной из икон — образ Евфросинии Московской с видом Вознесенского монастыря. Возле него нельзя было не поинтересоваться: в какой мере музейные работники готовы содействовать в грядущем воссоздании этой обители?

«Пока окончательное решение о воссоздании не принято, — сказал в ответ Андрей Баталов. — Если государство пойдет на это, мы сделаем все, что сможем. Но работа это будет трудная, даже тяжелая. Дело в том, что «приговоренные» советской властью московские церкви проходили перед сносом тщательные процедуры обмера и фотофиксации. А в Кремле обстановка, видимо, была тяжелее.

Реставратору Петру Максимову удалось обмерять лишь собор, и то не полностью. По остальным церквам и вспомогательным постройкам уцелели только предварительные данные обмеров. Отмечу, что по Чудову монастырю не удалось сохранить даже их: рабочие кроки (выполненные от руки черновые эскизы – прим. ред) архитекторы накануне сноса оставили внутри храма.

Кроме того, нет более ранних чертежей Вознесенского монастыря. Поэтому если что и получится восстановить, то лишь хронологически позднейший ансамбль, сложившийся к началу ХХ века. До нас не дошла также ни одна фотография внутреннего убранства храмов: где и как именно располагались представленные здесь святыни, мы можем говорить лишь приблизительно». Но, возможно, ситуация и не столь плачевна.

В распоряжении редакции имеются электронные копии подробнейших гидов, хранящихся в Президентской библиотеке им. Б.Н. Ельцина в Санкт-Петербурге. Это — словесные описания внутреннего убранства соборов обоих упомянутых монастырей, изданных около века назад и рассчитанных на взыскательных и крайне любознательных паломников того времени. И эти документы, и сама экспозиция могли бы послужить основой при разработке концепции воссоздания Вознесенского монастыря.

Экспозиция открыта ежедневно кроме четверга с 10 до 17 час. Справка. Вознесенский монастырь располагался у Спасской (Фроловской) башни Кремля и считался древнейшей женской обителью города. Основан он был на рубеже XIV – XV вв. женой великого князя Дмитрия Донского великой княгиней Евдокией, которая в 1407 г. заложила первый белокаменный собор обители.

Вскоре Евдокия приняла монашеский постриг с именем Евфросиния и после кончины была погребена в этом храме. С этого момента в кремлевском Вознесенском соборе до самого переноса столицы в Санкт-Петербург находили место упокоения русские государыни. Здесь покоились жена Ивана III Софья Палеолог, первая жена Ивана IV Грозного Анастасия Романовна, жена царя Федора Ирина Годунова, мать Петра I Наталья Кирилловна.

Собор несколько раз горел и перестраивался, окончательный облик принял в конце XVI в. при царе Федоре Иоанновиче. Советская власть упразднила монастырь в 1918 г. после переезда правительства в Москву. В 1929 г. монастырь был снесен.

В прошлом году Президент России Владимир Путин высказал идею о возможности воссоздания Вознесенского и Чудова монастыре на их исторических местах расположения.

Дмитрий Анохин

При Михаиле Федоровиче была построена церковь Михаила Малеина

При Михаиле Федоровиче была также построена деревянная церковь Михаила Малеина.


На фото конца 19 века можно увидеть под цифрой 1 — Вознесенский монастырь, 2 — Екатерининская церковь, а под цифрой 3 — храм Михаила Малеина

Ее перестроили в двухъярусную каменную церковь с приделом Феодора Пергийского. На верхнем этаже устроили церковь, а на нижнем располагались две кельи.

С западной стороны к церкви прилегала трапезная, над которой возвышалась колокольня с 9 колоколами.

В конце 17 века монастырь владел 2128 дворами. А ежегодный месячный доход получаемых с монастыря составлял 3270 рублей.

Монастырь также владел вотчинами и дворами разных уездов. В ризнице монастыря хранились царские дары, а также золотой крест царя Михаила Федоровича и золотые сосуды Алексея Михайловича.


Алексей Михайлович — второй русский царь из династии Романовых. Он был сыном Михаила Федоровича и второй жены его Евдокии. От него в ризнице монастыря хранились золотые сосуды

В 1724 году были возведены новые кельи и отремонтированы старые. В 1729 году собор стали покрывать железом.

Вскоре в 1730 годах в Вознесенском соборе решили сделать два придела. Один Успенский, второй — во имя иконы «Всех скорбящих Радость».

Ровно через семь лет монастырь сильно пострадал в пожаре, в результате чего выгорели церковь Михаила Малеина и колокольня, прилегающая к ней.

Одна из схимонахинь молилась Божией Матери перед иконой, которая находилась у гроба ее отца. Затем каким-то чудесным образом икона оказалась в монастыре. Обнаружили ее только после пожара.

Восстановительные работы проводил известный в том времени архитектор Иван Мичурин.

Спасо-Вознесенский женский монастырь г. Смоленска Епархиальные монастыри РПЦ

По преданию, в 1660-е годы в монастыре воспитывалась мать Петра I Наталья Кирилловна Нарышкина, дочь переведённого в Смоленск полковника Кирилла Полуектовича Нарышкина. Этот факт, впервые изложенный смоленским краеведом И. И. Орловским (1869-1909), оспаривается современными исследователями. Есть основания полагать, что родители Натальи Нарышкиной похоронены на кладбище при Вознесенском монастыре (могила не сохранилась). В 1692 г. началось строительство каменного соборного Вознесенского храма. В 1704 г. соборный, в два этажа храм был освящен: верхняя церковь в честь Вознесения Господня, нижняя – во имя Сергия Радонежского. Во второй половине ХVIII в. с севера к соборному храму пристраивается церковь в честь великомученицы Екатерины.

До 1764 г. обитель была общежительной. В 1812 г. обитель была разорена французами, но в течение года восстановлена. В 1830 г. в восточной стене усердием инокинь, княжен Ширинских-Шихматовых, строится церковь во имя Ахтырской иконы Божией Матери. В 1840 г. стараниями игумении Олимпиады (Лекс), монастырь вновь становится общежительным. В монастыре в 1851 г. начинала свою монашескую жизнь преподобная Рахиль Бородинская. В конце XIX – начале XX вв. при монастыре находилась церковно-приходская школа для девочек. Обитель активно занималась культурно-просветительской и социальной деятельностью, особенно в годы народных бедствий и войн. При монастыре располагалось обширное кладбище, на котором был погребен известный историк-краевед, ученик В. О. Ключевского, автор многих книг по истории края И. И.Орловский (1869-1909).

В начале ХХ века монастырь относился к разряду третьеклассных общежительных, в нем несли послушание сто две насельницы (26 монахинь и 76 послушниц). С 1851 г. при монастыре действовало женское духовное училище.

Закрыта обитель была в 1929 году. В ней были размещены курсы ПВО и Горсовет ОСО. В 1969 году в здании Вознесенского собора был открыт выставочный зал, который и размещался здесь до недавнего времени. А в храме Ахтырской иконы Божией Матери был центр по охране памятников.

В 2004 г. решением Священного Синода был открыт Спасо-Вознесенский женский монастырь.

В 2006 г. монастырю передана церковь великомученицы Екатерины исторического Вознесенского монастыря. В 2009 году монастырю передан второй этаж Вознесенского собора и храм Ахтырской Божией Матери.

6 октября 2010 г. решением Священного Синода на должность настоятельницы Спасо-Вознесенского женского монастыря с возложением наперсного креста по должности назначена монахиня Елисавета (Киселева).

21 августа 2011 г. монахиня Елисавета (Киселева) была возведена в сан игумении с вручением ей игуменского жезла.

В настоящее время обитель активно восстанавливается. 8 августа 2010 г., в праздник Всех Святых, в земле Смоленской просиявших, состоялся чин освящения звонницы и поднятия колоколов возрождающегося Спасо-Вознесенского женского монастыря. Новая звонница на данный момент является самой большой в Смоленской епархии – она насчитывает 14 колоколов. Колокола были отлиты в лучших мастерских Балтийского литейного завода. Самый большой колокол весит 5 тонн, а общий вес звонницы составляет более 10 тонн.

В начале сентября 2010 года освящён и установлен главный купольный крест Спасо-Вознесенского женского монастыря, который имеет 4 метра в высоту и 3 метра в ширину.

В монастыре совершаются богослужения, при обители работает епархиальная швейная мастерская и иконописная мастерская.

Во время Октябрьской революции были разрушены стены и купола храмов

В 1917 году осенью во время Октябрьской революции были разрушены стены и купола храмов.

Члены священного собора, после обстрела монастыря писали о разрушениях:

«Прежде всего, мы по пути зашли в женский Вознесенский монастырь.

Здесь уже было полное разрушение.

В храме Св. Великомученицы Екатерины насквозь пробита артиллерийским снарядом стена верхнего карниза и верхний свод храма».

Монахиням велели оставить обитель и поселиться временно в церкви Лефортовской больницы.

Некоторую часть икон и драгоценности успели тайно вынести из обители и спрятать их на подворье.

Ценности все равно были найдены и отправлены в Оружейную палату.

Некоторые ценности были перенесены в собор двенадцати апостолов.

Кельи монастыря стали использовать как общежитие, в котором проживал обслуживающий персонал Кремля. В храме во имя святой Екатерины устроили гимнастический зал.

В 1918 году учредили специальную кремлевскую комиссию о сохранении кремлевских зданий. Его руководители были архитекторы Иван Рыльский и И. И. Дюмулен.

В монастыре вознесенском было решено отремонтировать все повреждения, а также обновить купола и штукатурку.

Но, к сожалению, финансирования на это дело не хватило. Поэтому задуманное вовсе не осуществилось.

Восстановили только те места, которые были сильно повреждены от обстрела.

В 1918 году в декабре из монастыря изъяли одну из церковных ценностей — икону храма Богоматери Одигитрия.

Ее передали сначала в Мироваренную палату Патриаршего дворца, затем отправили в Государственный исторический музей и Государственную Третьяковскую галерею.


Икона Божией Матери «Одигитрия» первой четверти 15 века. Именно ее удалось спасти во время обстрела Вознесенского монастыря. Она была спасена и в конце осталась в Третьяковской Галерее

В 1920 году работы по поддержке и сохранение зданий кремля были восстановлены.

Постепенно состояние здания стало ухудшаться, грунт в монастыре совсем просел и стены корпусов совсем развалились. Но восстановительных работ проведено не было.

Вскоре на различных заседаниях были подняты такие вопросы, о сносе монастыря и постройки там военной школы.

Многие были против этого, но в 1929 году монастырь взорвали. Саркофаги с останками из усыпальницы были перенесены в Архангельский собор. Также были спасены и вынесены 4 иконы.

1929

в этом году монастырь взорвали, вместо него — военная школа

К сожалению, при сносе монастыря не смогли установить замерки, по которым был построен храм.

На месте разрушенного храма построили корпус военной школы.

Moscow.org городской портал Москвы

Все фотографии

Вознесенский женский монастырь в Кремле был основан великой Княгиней Евдокией, женой князя Дмитрия Донского в 14 веке. Этот монастырь находится на третьем месте по возрасту среди монастырей Москвы. Построен он был в память о Куликовской битве. Вознесенский монастырь в Москве также стал одной из первых женских обителей.

Более 20 лет великий князь Дмитрий Донской с княгиней Евдокией прожили в любви и согласии, а после смерти мужа, в 1389 году, княгиня приняла решение уйти в монастырь. Единственное, что останавливало Евдокию от исполнения ее решения – завет мужа вырастить детей до совершеннолетия. Овдовевшей княгине выпало на долю нелегкое испытание. В 1395 году на Москву шли войска Тамерлана, и княгиня повелела перенести в Москву Владимирскую икону Богоматери. Вместе с жителями Москвы Евдокия встречала икону на Кучковом поле, позже на этом месте был основан Сретенский монастырь. В народе о правительнице шла добрая слава: она помогала нуждающимся, отстраивала жилые дома после пожара, за ее счет иногда хоронили нищих.

Начав строительство Вознесенского монастыря в Крмле, княгиня собиралась посвятить остаток своих дней Богу. Евдокия держала строгий пост, а ночи проводила в молитвах, тайно готовясь к постригу. Для того, чтобы окружающие ничего не узнали о ее планах, княгиня носила на людях пышные наряды, скрывающие ее худобу, была веселой и жизнерадостной. Такое поведение часто вызывало не только непонимание, но и осуждение – ведь прошло не так много времени после смерти мужа. Лишь только своим детям открыла она свой секрет, взяв с них слово хранить его.

Точная дата основания Вознесенского женского монастыря в Москве не установлена. По преданию, монастырь появился на том месте, где княгиня провожала мужа на Куликовскую битву, и встречала его с победой, под устройство монастыря Евдокия отдала часть своих палат. К тому времени, когда княгиня Евдокия была готова принять постриг, обитель уже была обустроена: кельи располагались в бывших княжеских покоях, был построен собор Вознесения Господня. Последние годы перед постригом княгиня тяжело болела. Существует легенда, что в то время ей являлся архангел Михаил, после чего чудесным образом Евдокий выздоровела, а затем и удалилась в монастырь.

Еще одно предание говорит о том, что на пути в Вознесенскую обитель княгине встретился слепой, которому накануне Евдокия явилась во сне, и пообещала исцеление. С этой просьбой слепец обратился к Евдокии, и она подала ему рукав, не останавливаясь. Слепой приложил его к глазам и тут же прозрел, как и многие недужие, встретившиеся на пути княгини.

Княгиня Евдокия приняла постриг под именем Евфросинии, а в первые же дни своего иночества повелела начать строительство каменного Вознесенского собора взамен деревянного. Монашеская жизнь инокини Евфросинии длилась недолго. Спустя несколько недель после пострига, в июле 1407 года святая Евдокия скончалась. Говорят, будто бы у ее гроба сама собой возгорелась свеча, и все присутствовавшие явились свидетелями этого чуда. Святую Евфросинию стали почитать как покровительницу Москвы, а церковь отмечает ее день 17/30 мая и 7/20 июля.

Поскольку Евдокии не удалось закончить строительство Вознесенского собора, его продолжила невестка княгини – Великая княгиня Софья Витовтовна, которая вышла замуж за Василия I. Вознесенский монастырь часто страдал от пожаров, поэтому к середине 15 века собор так и не был достроен. В 1467 году княгиня Мария Ярославна, вдова князя Василия II приказала разобрать недостроенный собор до основания. А на его месте начать возводить новый. Поручено это дело было талантливому и известному мастеру Василию Ермолину, который сохранил древнее здание, лишь переложив обгоревшие своды и покрыв стены новым кирпичом. Можно сказать, что это была первая на Руси реставрация.

После этого Вознесенский собор простоял достаточно длительное время. Лишь в 1518 году великий князь Василий III приказал своему любимому архитектору Алевизу Фрязину заменить старый собор новым. При Федоре Иоанновиче Вознесенский собор вновь строили заново, как точную копию Архангельского собора. Это было сделано не просто так, а с определенным смыслом. Дело в том, что сестра боярина Бориса Годунова, Ирина, была женой Федора Иоанновича, и Годунов всячески хотел продемонстрировать свою близость царскому роду. Архангельский собор являлся усыпальницей царей, а Вознесенский – цариц, поэтому шурин царя и повелел выстроить женскую усыпальницу копией государевой.

Внутреннее убранство Вознесенского собора не сохранилось до наших дней, уцелел лишь иконостас, который после революции 1917 года перенесли в кремлевский собор Двенадцати апостолов. Иконостас выполнен в манере барокко в конце 17 века, украшен флемской резьбой, символизирующей райский сад. Изумительной тонкости резьба представляет собой плоды и цветы, которые означают райское изобилие, а виноградная лоза – символ Христа. Среди святынь Вознесенского собора был и древний образ Богоматери Одигитрии (Путеводительницы). Считается, что сама княгиня Евдокия спасла его из огня при пожаре во время нашествия Тохтамыша в 1382 году. Сейчас эта икона находится в Государственной Третьяковской галерее.

В 30-х годах 18 века в Вознесенском соборе устроили Успенский придел и придел во имя иконы ″Всех скорбящих Радость″.

К началу 20 века в Вознесенском монастыре было три храма: Вознесенский собор, церковь святого Михаила Малеина и храм в честь великомученицы Екатерины, которая была построена в 17 веке на месте древней церкви святых Афанасия и Кирилла (в честь бракосочетания Дмитрия Донского и Евдокии).

История Екатерининского храма довольно интересна. К 19 веку он обветшал настолько, что его хотели снести, а популярный в то время архитектор Еготов даже составил проект нового храма. Но в 1808 году император Александр I приказал, чтобы новую Екатеринискую церковь строил итальянский архитектор Карл Росси, ранее не пользовавшийся благосклонностью императора, и работавший в Санкт-Петербурге. Но талант и всеобщее признание этого зодчего были настолько велики, что именно его выбрал император для строительства храма в честь небесной покровительницы своей сестры Екатерины Павловны. Карл Росси создал собор, совершенно нехарактерный для Москвы – в готическом стиле. Освятили новый храм в 1817 году. Внутреннее убранство было выполнено на средства, предоставленные императором. Нужно отметить, что на протяжении всего времени своего существования монастырь щедро одаривали, он находился в числе самых богатых и уважаемых монастырей Москвы.

Напомним, что Вознесенский монастырь служил и усыпальницей для женщин царской фамилии. Возможно, сама княгиня Евдокия завещала, чтобы так делали, потому что до нее дочерей и жен великих князей хоронили в соборе Спаса на Бору. А, возможно, после того, как в Вознесенском соборе похоронили Евдокию и ее невестку Софью, в виду тесноты Спасского собора, было решено хоронить венценосных женщин в этом месте. Здесь также находили последний приют родственные великим князьям удельные правители. В зависимости от прижизненного статуса покойного, его хоронили в том или ином месте собора. Самая почетная часть – алтарная, затем следовала южная сторона, которая была обращена в сторону Святой Земли, наименее почетной считалась северная сторона.

Женская усыпальница была многим схожа с государевой в Архангельском соборе. Во-первых, статусом погребенных: в обеих усыпальницах хоронили не только правителей, но и родственных им удельных князей и княгинь, многие из которых и вовсе окончили свою жизнь в опале. Во-вторых, сходство было и в порядке расположения гробниц. В храме-усыпальнице самым почетным местом погребения была алтарная часть. За ней следовала южная сторона, обращенная в сторону Святой Земли. Наименее почетной в усыпальнице считалась северная сторона. Хоронили в той или иной части собора в зависимости от статуса покойных. В Архангельском соборе самое почетное место в алтаре было отведено гробницам Ивана Грозного и его сыновей. Но существовало правило, по которому в алтарной части женщин не хоронили, поэтому для женщин самой почетной была южная сторона храма. Именно у этой стены в серебряной раке покоились мощи святой Евдокии, здесь была похоронена Мария Шуйская (жена сверженного царя Василия Шуйского), которая, по мнению историков, начинала свой род от отца Евдокии, а также Анастасия Романова – первая и самая любимая жена Ивана Грозного и другие прославленные женщины.

У северной стены собора хоронили опальных княгинь, попавших в немилость по своей вине, или по вине своих мужей, отцов. К таким захоронениям относится могила Ефросиньи Старицкой из рода Старицких, соперничавших с Иваном Грозным за российский престол. Как известно, Иван Грозный настолько ненавидел Старицких, что их было велено хоронить в проходах и без надгробных памятников, чтобы проходящие попирали могилы ногами.

Перед важными военными походами, дальними путешествиями, перед тем, как отправиться на богомолье великие князья поклонялись праху своих отцов в Архангельском соборе, и матерей в Вознесенском. На большие церковные праздники было также принято посещать эти соборы.

Находясь под покровительством правительниц, Вознесенский монастырь считался царским и на его настоятельниц распространялась привилегия входить к великим княгиням и царицам без доклада. А часть инокинь и сами принадлежали к царскому роду. Здесь провела остаток своих дней Мария Нагая (инокиня Марфа) – последняя жена Ивана Грозного и мать царевича Димитрия. Инокиней Вознесенского монастыря была и мать первого царя из рода Романовых – Марфа, здесь Лжедмитрием была заточена дочь Бориса Годунова царевна Ксения.

По традиции, установившейся в древние времена, в Вознесенском монастыре до венчания находились государевы невесты после обручения. Здесь жила какое-то время и Марина Мнишек – жена Лжедмитрия I. Инокини Вознесенского монастыря шили одежду для членов царской фамилии, вышивали салфетки и полотенца для царского обихода, плели кружева и иногда готовили любимые блюда цариц. Кроме того, при монастыре существовало училище для девиц из знатных семей, в котором их обучали грамоте, этикету, церковному пению. Монахини Вознесенской обители славились также изготовлением ″изукрашенной вербы″ — декоративные ветки вербы с украшениями из воска, плодами, фигурками и гирляндами.

Во время наполеоновского нашествия настоятельница Вознесенского монастыря успела увезти в Вологду ризницу, поэтому самые важные ценности избежали осквернения и разграбления. Несмотря на то. Что монастырь был оккупирован французскими солдатами, он сохранился лучше других московских монастырей и почти не был поврежден. Монастырский священник Иван Яковлев даже сумел здесь спрятать мощи святого царевича Димитрия, которые нашел в оскверненном Архангельском соборе.

В 1907 году в Вознесенском монастыре отмечали 500-летие со дня смерти его преподобной основательницы. А после 1917 года судьба монастыря резко изменилась. В ноябре 1917 года в ходе боев за Кремль были разрушены многие стены и купола его храмов. В марте в Кремль переселилось новое большевистское правительство, и монахиням было приказано покинуть обитель. Инокини и настоятельница временно остановились в Лефортовской больнице. Покидая монастырь, они сумели тайно вынести под одеждами Казансукю икону Божией Матери, а также некоторые драгоценности, спрятав их на лаврском подворье. Однако, властями был учинен обыск, сокровища нашли и отправили их в Оружейную палату Кремля. В церкви святой Екатерины был оборудован гимнастический зал.

В 1929 году Вознесенский монастырь уничтожили вместе с Чудовым. На этой территории было решено строить военную школу им. ВЦИК. Несмотря на активное заступничество директора Ленинской библиотеки В.И. Невского, монастыри были разрушены, а самого Невского позже расстреляли. Немногое, что удалось спасти ученым – это белокаменные гробы, которые перенесли в Архангельский собор. По рассказам, когда вскрыли гроб Марфы Собакиной (третья жена Ивана Грозного), то увидели совершенно сохраненное тело, которое рассыпалось в прах, тут же, как его коснулся воздух. Предполагают, что состояние останков объясняется тем, что царица была отравлена каким-то ядом. Вознесенский монастырь был взорван полностью – не осталось даже Андреевской церкви – единственного творения Росси в Москве.

В 1990 годах 20 века ученые принялись за изучение сохранившихся гробниц с останками, перевезенных из Вознесенского монастыря. Результатом этой исследовательской деятельности стал р яд интересных открытий, некоторые из которых в корне изменили взгляд на историю Например, было установлено, что Анастасия Романова и Елена Глинская были отравлены – в их останках нашли ртуть в большом количестве. Кроме того, обнаружились данные, подтверждающие законность рождения Ивана Грозного, подвергавшаяся сомнениям. Но самым главным событием явилось обретение мощей великой княгини Евдокии, преподобной Евфросинии Московской.

Историческая справка:

14 век — в Кремле был основан Вознесенский женский монастырь июль 1407 г. – скончалась основательница Вознесенского монастыря святая Евдокия скончалась 1467 г. — княгиня Мария Ярославна, вдова князя Василия II приказала обновить Вознесенский собор 1518 г. — великий князь Василий III приказал архитектору Алевизу Фрязину заменить старый собор новым 1817 г. — Карл Росси построил на территории монастыря новый Екатерининский собор 1929 г. — Вознесенский монастырь взорвали 1990 г. — ученые принялись за изучение сохранившихся гробниц с останками, перевезенных из Вознесенского монастыря

В 90х годах 20 века начали проводить работы по изучению гробниц великих княгинь и цариц

В 1990 годах началась работа по изучению гробниц великих княгинь и цариц.

Как стало известно, в них были похоронены первая супруга Петра I, Софья Палеолог — жена русского князя Ивана III, а также царевна Феодосия — дочь царя Михаила Федоровича. Также захоронена жена Василия Шуйского.

2004

в этом году прошли исследования захоронений в подземной палате рядом с Архангельским собором

Было исследовано 32 могилы, в результате их были получены данные о внешности погребенных и об обряде погребения. Были отреставрирована одежда и обувь, которую нашли в тех саркофагах.


На фото изображены те самые гробницы рядом с Архангельским собором, по которым была создана одежда и обувь людей того времени

В 2014 году президент Владимир Путин предложил воссоздать исторический облик Московского кремля и восстановить Вознесенский монастырь.

Эксперты Юнеско выступили против этого строительства.

В мае 2021 года директор музея Московского кремля твердо заявила, что никакие построек не планируется. В 2021 году был демонтирован 14 корпус кремля, и на этом участке проведены археологические раскопки.

В мае 2021 года был разбит сквер, а летом в Архангельском соборе была проведена выставка, посвященная Вознесенскому монастырю.

В декабре 2021 года на Ивановской площади появились археологические окна с найденными частями фундамента Вознесенского монастыря.

К сожалению, не один из когда-то стоявших храмов не восстановили. И мы можем наблюдать красоту этих монастырей и храмов только со страниц истории.


Вот что сейчас мы можем видеть заместо того Вознесенского монастыря и ближайших к нему церквей. 2021 год

Возможно, никто из проходивших мимо этих мест, даже и не подумал, что раньше на этом месте стоял знаменитый третий по счету монастырь в Москве.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

  • Описание

Описание Вознесенского монастыря в г. Смоленск

Вознесенский монастырь кон. 17 — нач. 19 века ул. Коненкова, 9

Собор Вознесенского девичьего монастыря — единственный в Смоленске памятник культурного зодчества XVII века, сохранившийся без значительных переделок. Его крупный объём хорошо читается даже в современной застройке. Композиция собора складывается из высокого объёма собственно церкви с тремя полукруглыми аспидами, удлинённой трапезной и трёхъярусной колокольни, которые расположены на одной оси. Завершается собор восьмигранным барабаном со шлемовидной главой, такое же завершение, только меньших размеров, на колокольне. Этот композиционный тип был принесён в Смоленск московскими мастерами, которые вели каменное строительство в Смоленске во второй половине XVII века. Здание двухэтажное, в XVIII в. с севера к нему примкнула каменная придельная церковь.

С собором Вознесенского монастыря связаны широко распространившиеся в местной литературе известия о том, что в монастыре воспитывалась будущая царица Наталья Нарышкина, что построено здание по собственноручному чертежу Петра I в связи с помилованием им по просьбе игуменьи монастыря Олимпиады Рыдванской мятежных смоленских стрельцов. В серьёзных работах XIX в. о русских монастырях Денисова и Ратшина подобных сведений нет, как нет их и в документах XVII в., относящихся к монастырю, которые находятся в Российском государственном архиве древних актов. Излагая эти сведения в работе «Смоленск в истории дома Романовых», И. И. Орловский упоминает, что впервые они были записаны «в 1774 г. со слов старицы монастыря Рыдванской», имени её он не называет. Заметим, что в середине XVIII века игуменьей монастыря была Олимпиада Рыдванская, при ней поновлялся собор, и в 1764 г. выведена придельная церковь Екатерины, странным образом время её деятельности сместилось в XVII-й век. Стрелецкое восстание, после которого последовала массовая казнь стрельцов, произошло тогда, когда собор был уже построен, кроме того, как известно, казни были только в Москве.

История девичьего монастыря в Смоленске начинается с 1665 г., когда из Оршанского Кутеинского монастыря сюда переводят стариц во главе с игуменьей Ираидой Куракиной. Поместили их при церкви Вознесения (сама деревянная церковь и кельи остались со времён католического монастыря), дали весьма скромное государственное содержание на пропитание рожь и пшеницу из местных запасов, немного денег на воск, ладан, жалованье священнику. Монастырь был бедным, содержание давали нерегулярно, однажды игуменья жаловалась, что дали гнилую пшеницу, от которой отказались стрельцы. В 1673 году игуменья Ираида просит в челобитной на царское имя денег на ремонт обветшавших строений. В 1675 г. приказано выдать ей согласно смете 107 руб. 20 алтын. Нигде в этих документах не упомянуто имя Натальи Нарышкиной, которая уже несколько лет была царицей и родила сына, хотя такое упоминание непременно было бы, если бы она имела отношение к этому монастырю.

Отец Натальи, стрелецкий полковник, был в Смоленске в 1667 — 1670 г.г., переведён сюда из Полоцка. У военачальников имелись в городе свои дома, прислуга, так что отдавать дочь в бедный монастырь необходимости не было. Кроме того, ни школы, ни пансионата в монастыре не имелось, практики «воспитанниц» не существовало. Если юная Наталья и была в Смоленске (о чём известно только из злого высказывания современника), то очень недолго в конце 60-х годов она воспитывалась в доме Артамона Матвеева, царского приближённого, чьей жене приходилась племянницей. К 90-м годам XVII в. строения монастыря вконец обветшали. И уже другая игуменья Евпраксия просит о помощи. В апреле 1692 г. поступает царское распоряжение построить здесь каменную соборную церковь, в июне приезжает московский зодчий Гура Вахромеев для составления смет на ремонт крепостной стены и строительство этого собора, за образец для составления сметы он взял указанную игуменьей надвратную церковь на Соборной горе, добавив к ней трапезную. В мае 1693 г. для закладки здания приехал один из крупнейших зодчих конца XVII в. Осип Старцев, он привез «чертёж и образец» (вероятно, модель) для строительства. В царской грамоте митрополиту сказано: » Л. по чертежу, какавый учинён на Москве, буде в Смоленску церковь…» (далее указаны размеры). Имени Петра нигде нет, очевидно, что чертёж вделан специалистами Приказа каменных дел.

Размеры, приведённые в документе, отличаются от размеров, заложенных в смете Вахромеева, появился придел.

Осип Старцев выполнил ответственную миссию — привязал собор к местности. Справился он с этой задачей великолепно-даже сейчас собор не потерялся в застройке. 30 мая (по н. ст. — 9 июня) под его руководством «начали рвы копать, и сваи бить, и бут бутить». Пробыл Осип Старцев в Смоленске всего две недели — уехал в Киев, затем в Львов, на смену же прислан Данила Калинин, он же был и в следующем 1694 году, к концу сезона которого (работали до Покрова) были сведены своды всех объёмов (кроме придела, который впоследствии разобрали), оставалось поставить завершающий восьмерик, закончить колокольню. Основные работы вела артель ярославских каменщиков из крестьян во главе с Фёдором Артемьевым, им помогали смоленские стрельцы и солдаты, крестьяне возили известь и белый камень из Липиц.

В 1695-1696 гг. работы на соборе почти не велись, все силы правительство направило на ремонт стены. В 1697 г. установили часы на колокольне, осталось покрыть главы, сделать крыльца, оформить интерьер. Однако над городом пронёсся ураган, сильно повредивший смоленские церкви и стену. Только в 1701 г. возобновились работы на соборе, наблюдал за ними московский зодчий Кондрат Мымрин, он автор эффектных крылец собора. Нарядные барочные кресты ковали смоленские кузнецы, стрельцы выполняли плотницкие работы. В 1704 г., возможно, в праздник Вознесения Господня, собор был освящён.

В облике собора сказалась строгость петровского времени,фасады лишены узорочья, окна в строгом уступчатом обрамлении, расположены строго регулярно, несколько оживляют здание только 8-гранные барочные окна. Кровля четырёхскатная, первоначально было покрытие деревянное гонт, в XVIII в. заменено железом. Украшением нового собора был великолепный резной иконостас верхней церкви Вознесения. С. Д. Ширяев называет его автором Марка Бородавкина, но это не так. В документах указано, что всю резьбу делал иноземец Юрий Бек, сохранилось полное описание иконостаса замечательного произведения в стиле барокко. В нижней церкви установили старый иконостас, два клироса столярной работы сделал с товарищем столяр села Красного Марк Бородавкин.

Иконы выполнил протопоп Успенского собора Игнатий, «писал тот иконостас добрым мастерством и золотил красным золотом… кроме сницарской рези». Резьбу золотил и писал некоторые иконы, в частности, в нижней церкви, Лука Галицкий с шестью товарищами.

В конце 20-х годов нашего века здание собора отдано под клуб рабочих типографии им. Смирнова. Колокола пошли на нужды индустриализации, судьба иконостаса и часов колокольни неизвестна. В годы Великой Отечественной войны собор сильно пострадал, реставрирован в 1968 — 1969 гг. по проекту Г. М. Аптекина и В. В. Шеко, интерьер приспособлен под выставочный зал по проекту С. В. Шестопала.«Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Смоленская область»:

Находится в центре города, на высоком холме над Днепром. Возник в 1515 году. По другой версии, монастырь основали в 1630-е годы иезуиты. До конца 17 века все его постройки были деревянными. По преданию, в 1660-е гг. здесь воспитывалась дочь стрелецкого полковника Наталия Нарышкина, будущая жена Алексея Михайловича и мать Петра I. В мае 1693 года «по указу великих государей Иоанна и Петра» в Смоленск посылается зодчий Осип Старцев, которому даются образец и чертеж для строительства нового монастырского собора Вознесения. Строительство до 1694 года вел подмастерье Данило Калинин. В 1697 году оно было прервано ураганом, но к 1700 году в основном закончено, хотя отделочные работы проводились еще в 1704 и в 1728 гг. под наблюдением Кондратия Мымрина. Каменщикам (из ярославских крестьян) помогали смоленские стрельцы. В 1764-65 гг. (по другим сведениям — в 1787 году) по инициативе игуменьи Олимпиады Рыдванской к Вознесенскому собору с северо-востока пристраивается Екатерининский придел. В 1827-30 гг. по проекту губернского архит. Альшевского у ворот монастыря сооружается Ахтырская церковь. Обе расположенные рядом церкви сильно пострадали в 1941-43 гг., в 1967-71 гг. реставрированы. Занимаемый ими участок на изломе улицы прежде был окружен оградой (восстановлены лишь несколько прясел и ворота у Ахтырской церкви).

Собор Вознесения построен из кирпича, стены побелены по обмазке. В облике одноглавой двухэтажной церкви сильны традиции 2-й пол. 17 века: расположение храма, трапезной и колокольни, помещенных по одной оси, трехчастная апсида с лопатками в заглублениях, асимметрия композиций фасадов, крыльца, сильно вынесенные по сторонам колокольни (изначально на ней были часы). Новые принципы архитектуры петровского времени сказываются в резком упрощении декора, в регулярном размещении окон и совпадении из осей. Верхние ярусы колокольни, форма кровли апсиды, восьмиугольные окна четверика принадлежат уже зрелому барокко.

Высокий четверик с двусветным вторым этажом завешен небольшим восьмеричком (был световым). Свод скрыт за очень высокими стенами, что придает четверику грузность. Алтарь, четверик и трапезная равны по ширине, и плоскости их стен сливаются (лишь в первом этаже четверик отделен лопатками). Граница этажей отмечена тягами, членения которых напоминают классический антаблемент. Все окна (внизу квадратные, во втором этаже прямоугольные, в ярусе его второго света восьмигранные) заглублены в стену с одинаковой профилировкой рамки; у откосов сохранились подставы.

Четырехъярусная колокольня состоит из двух четвериков и двух восьмериковых ярусов с открытыми арками в каждой грани (арки верхнего яруса частично заложены). Углы яруса звона укреплены короткими (до проемов) лопатками.

Своды уцелели только во втором этаже: над храмом свод сомкнутый, в трапезной — полулотковый, в алтаре — монастырский. Убранство интерьера контрастировало с аскетичной внешностью здания. До 20 века в верхнем храме сохранялся великолепный иконостас в формах нарышкинского барокко. Резчиком был иностранец Юрий Бек. Структуру иконостаса выявляли колонны с коринфскими капителями и раскрепованные антаблементы. Непосредственно под капителями стволы колонн были косо оплетены резными лентами; ниже находились головки ангелов. Царские врата огибала трехлопастная килевидная арка, включавшая и пятиугольную икону «Тайная вечеря». Икона Богородицы (местного чина) была окружена круглыми клеймами в один ряд по вертикали, а по горизонтали — в два и даже в три ряда. Всю композицию этой иконы с клеймами завершала полукруглая бровка с объемной головкой ангела у вершины арки. Иконостас в нижнем храме перенесли из деревянной церкви Вознесения, а клиросы резал столяр из с. Красное Марк Бородавкин с тремя помощниками. Иконы писали протопоп Успенского собора на Соборной горе Игнатий и Лука Галицкий с шестью товарищами.

Екатерининский придел, в переходных формах от барокко к раннему классицизму, имеет вид небольшого самостоятельного одноглавого храма: это двусветный четверик с высокой лотковой кровлей; более низкие алтарь и трапезная равны по ширине, и главный северный фасад выглядит поэтому цельным. На оштукатуренных кирпичных стенах четверика проложены карнизы алтаря и трапезной. Легкие раскреповки выделяют центральный объем и середину его фасада. Игру выступающих и западающих плоскостей усиливает руст средних частей храма и алтаря, а также на выпущенных из-под пилястр углах четверик. Северный фасад завершен полуглавием.

Четверик перекрыт сомкнутым сводом, трапезная — коробовым, алтарь со скругленными углами — монастырским.

Источник: https://www.admin-smolensk.ru/~pkns/pkns/index.php?option=com_content&task=view&id=187&Itemid=72&limit=1&limitstart=0

Свято-Вознесенский кафедральный собор

Дореволюционное фото собора
О необходимости православного собора для города Верного говорили ещё первые владыки Туркестанской епархии в конце XIX века; по вопросу велась переписка, были составлены проект и смета, однако он был осуществлён только в начале XX века. 26 сентября 1903 года епископ Туркестанский и Ташкентский Паисий (Виноградов) освятил закладку храма.

В 1904 году началось строительство храма. В 1907 году жители Алматы смогли оценить уникальное сооружение архитектуры, которое возвели из древесной породы тянь-шаньской ели голубого цвета.

Испытания ужасным землетрясением, которое произошло в 1911 года помещение Вознесенского собора выдержало благополучно: немного просел угол колокольни и вышибло стекла.[6]

Туркестанский Софийский кафедральный собор (впоследствии переименованный в Свято-Вознесенский) строился в 1904—1907 годах инженером Андреем Зенковым[7][1] по проекту архитектора Константина Борисоглебского[8]. Оригинальные конструкции высотного здания обеспечили надёжность сооружения во время землетрясения 1910 года. Оно было построено целиком из деревянных деталей, соединённых друг с другом металлическими крепёжными изделиями. «При грандиозной высоте, — писал Зенков о соборе, — он представлял собою очень гибкую конструкцию. Колокольня его качалась и гнулась, как вершина высокого дерева и работала, как гибкий брус». Лишь погнувшийся крест напоминает о пережитом землетрясении[9].

В мае 1905 года в соборе служил священником Евстафий Малаховский, в будущем священномученик.

Внутреннее устройство собора сделали в художественных мастерских Москвы и Киева. Иконостас выполнен художником Николаем Хлудовым. Храм использовали по назначению до 1927 года[10].

С 1929 года использовался как здание Центрального государственного музея Казахстана[1]. В 1930-х годах в здании собора размещались также общественные организации. Колокольня собора использовалась под антенну для организации первых радиопередач в Алма-Ате. В 1976 году прошла первая в истории здания реставрация[10]. С 1985 года в связи с переездом Центрального музея Казахской ССР в новое здание в соборе разместился концертно-выставочный павильон (по другим данным, Алматинский музей истории и реставрации[1]).

Храм был возвращён Русской православной церкви правительством Республики Казахстан и после реставрационных работ в мае 1995 года в соборе были возобновлены службы[1]. C июля 2021 года в соборе проходила масштабная реконструкция[11], завершившаяся 28 октября 2020 года[12].

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]