Расписание богослужений на июнь 2021 года |
Информация о времени и порядке совершения таинства исповеди в нашем храме
За свечным ящиком храма можно заказать различные молебны — простые и водосвятные, панихиды. Также в храме читается Псалтирь с поминовением живых и усопших.
Дата | День | Время | Богослужение | Празднуемые святые |
1 | вт | 8-00 | Утреня. Литургия | Блгвв. вел. кн. Димитрия Донского и вел. кн. Евдокии |
17-00 | Всенощное бдение | Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы. Свт. Алексия, митрополита Московского, и всея России чудотворца | ||
2 | ср | 9-00 | Литургия | |
17-00 | Всенощное бдение | Владимирской иконы Божией Матери. Равноапп. Константина и Елены | ||
3 | чт | 9-00 | Литургия | |
17-00 | Вечерня. Молебен с акафистом свт. Николаю | Прав. Иакова Боровичского, Новгородского | ||
4 | пт | 8-00 | Утреня. Литургия | |
17-00 | Вечерня. Молебен всем святым в земле Русской просиявшим | Свт. Леонтия, еп. Ростовского. Прп. Евфросинии Полоцкой | ||
5 | сб | 8-00 | Утреня. Литургия | |
17-00 | Всенощное бдение | Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Блж. Ксении Петербургской | ||
6 | вс | 7-00 | Ранняя Литургия | |
9-30 | Поздняя Литургия | |||
17-00 | Всенощное бдение | Третье обретение главы Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | ||
7 | пн | 9-00 | Литургия | |
17-00 | Вечерня. Молебен с акафистом сщмч. Сергию | Прп. Макария Калязинского | ||
8 | вт | 8-00 | Утреня. Литургия | |
17-00 | Вечерня. Утреня пасхальным чином | Отдание праздника Пасхи | ||
9 | ср | 9-00 | Литургия | |
17-00 | Всенощное бдение | Вознесение Господне | ||
10 | чт | 7-00 | Ранняя Литургия | |
9-30 | Поздняя Литургия | |||
17-00 | Вечерня. Утреня с полиелеем | Попразднство Вознесения Господня. Свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского. Иконы Божией Матери «Споручница грешных» | ||
11 | пт | 9-00 | Литургия | |
17-00 | Вечерня. Молебен всем святым в земле Русской просиявшим | Прп. Исаакия исп., игумена обители Далматской | ||
12 | сб | 8-00 | Утреня. Литургия | |
17-00 | Всенощное бдение | Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора | ||
13 | вс | 7-00 | Раняя Литургия | |
9-30 | Поздняя Литургия | |||
17-00 | Всенощное бдение | Прав. Иоанна Кронштадтского | ||
14 | пн | 9-00 | Литургия | |
17-00 | Вечерня. Молебен с акафистом сщмч. Сергию | Прав. Иулиании Новоторжской | ||
15 | вт | 8-00 | Утреня. Литургия | |
17-00 | Вечерня. Молебен с акафистом св. прав. Алексию | Блгв. царевича Димитрия Угличского | ||
16 | ср | 8-00 | Утреня. Литургия. | |
17-00 | Вечерня. Молебен пред Феодоровской иконой Божией Матери | Прп. Мефодия Пешношского | ||
17 | чт | 8-00 | Утреня. Литургия | |
17-00 | Вечерня. Утреня | Отдание праздника Вознесения Господня | ||
18 | пт | 9-00 | Литургия | |
17-00 | Заупокойные вечерня и утреня (парастас) | Троицкая родительская суббота | ||
19 | сб | 9-00 | Литургия. Панихида | |
17-00 | Всенощное бдение | День Святой Троицы. Пятидесятница | ||
20 | вс | 7-00 | Ранняя Литургия | |
9-30 | Поздняя Литургия. Вечерня | |||
17-00 | Утреня | День Святого Духа | ||
21 | пн | 9-00 | Литургия | |
15-00 | Малая вечерня с акафистом св. прав. Алексию | Прав. Алексия, пресвитера Московского. Престольный праздник | ||
17-00 | Всенощное бдение | |||
22 | вт | 7-00 | Ранняя Литургия | |
9-30 | Поздняя Литургия. Крестный ход | |||
17-00 | Вечерня. Молебен с акафистом св. прав. Алексию | Свт. Василия Рязанского | ||
23 | ср | 8-00 | Утреня. Литургия | |
17-00 | Вечерня. Утреня с полиелеем | Апостолов Варфоломея и Варнавы. Иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» | ||
24 | чт | 9-00 | Литургия | |
17-00 | Вечерня. Молебен с акафистом свт. Николаю | Блгв. вел. кн. Анны Кашинской | ||
25 | пт | 8-00 | Утреня. Литургия | |
17-00 | Вечерня. Утреня | Отдание праздника Пятидесятницы | ||
26 | сб | 9-00 | Литургия | |
17-00 | Всенощное бдение | Неделя 1-я по Пятидесятнице. Всех святых | ||
27 | вс | 8-00 | Исповедь. Часы | |
9-00 | Литургия | |||
17-00 | Всенощное бдение | Свт. Ионы, митр. Московского и всея России чудотворца. Начало Петрова поста | ||
28 | пн | 9-00 | Литургия | |
17-00 | Вечерня. Молебен с акафистом сщмч. Сергию | Прп. Тихона Медынского. Свт. Феофана Затворника Вышенского | ||
29 | вт | 8-00 | Утреня. Литургия | |
17-00 | Вечерня. Молебен с акафистом св. прав. Алексию | Мчч. Мануила, Савела и Исмаила | ||
30 | ср | 8-00 | Утреня. Литургия | |
17-00 | Всенощное бдение |
В расписании богослужений храма свт. Николая в Кленниках красным цветом выделены двунадесятые праздники, воскресные дни и престольные праздники храма, зеленым цветом — дни празднования особо чтимых святых и другие памятные даты.
Полоцкий спасо-евфросиниевский монастырь – древо
Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru
Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь. Фото 27 сентября 2009, во время патриаршего посещения. |
Евфросиниевский во имя Всемилостивого Спаса женский монастырь в г. Полоцке
Полоцкой епархии
Первоначально на месте нынешнего монастыря находилось архиерейское поместье с храмом-усыпальницей Полоцких епископов и деревянным Спасским храмом.
В 1125 году сюда вселилась преподобная Евфросиния Полоцкая и около 1128 года здесь зародилась монашеская обитель благодаря ее подвижнической жизни.
В середине XII века на месте деревянной церкви преподобной был воздвигнут каменный храм во имя Всемилостивого Спаса, сохранившийся до нашего времени.
Также, по заказу святой в 1161 году был изготовлен Воздвизальный крест – крест-ковчег со множеством святынь: частицами Древа Креста Господня, камней Гроба Господня и Гроба Божией Матери, мощей первомученика архидиакона Стефана и великомученика и целителя Пантелеимона.
Православная обитель продолжала существовать вплоть до 1580 года, когда Полоцк вошел в состав Речи Посполитой и монастырь был передан римо-католикам. Его заняли монахи-иезуиты.
В 1656 году, когда войска русского царя Алексея Михайловича вступили в Полоцк, монастырь был возвращен православным, но уже в 1667 году по Андрусовскому миру Полотчина была возвращена в состав Речи Посполитой, и Спасская церковь вновь отошла к иезуитам.
Лишь трудами епископа Могилевского и Витебского святителя Гавриила в 1832 году Спасская церковь была снова передана православным.
Полоцкий епископ Василий (Лужинский), взошедший на кафедру в 1840 году, видел одной из главных своих задач восстановление древних Полоцких святынь, почему ему удалось собрать пожертвований на 30.000 рублей ассигнациями, и добиться издания в октябре 1841 года Высочайшего указа о возрождении Полоцкого женского монастыря.
Через полгода в день памяти преподобной, 23 мая 1842 года, в Спасо-Преображенскую церковь из Софийского собора был «для вечного хранения перенесен достопамятный Крест преподобной Евфросинии
».
На пожертвованные в Москве и Петербурге средства до 1848 года удалось отремонтировать или вновь построить здания для всех монастырских служб, возвести дом для размещения женского духовного училища, ставшего при монастыре преемником школы, основанной святой Евфросинией.
23 мая 1893 года в Спасо-Евфросиниевском монастыре епископ Псковский и Порховский Антонин заложил первый камень в основание нового Кресто-Воздвиженского собора. Величественный пятиглавый собор, рассчитанный на 1500 человек, был возведен по проекту архитектора В. Ф. Коршикова.
Соборный храм был достроен к 1897 году. В те годы в обители подвизалась игумения Евгения (Говорович), благодаря деятельности которой число инокинь (вместе с послушницами) к концу XIX века достигло 117 человек.
Спасо-Евфросиниевская обитель стала крупным центром духовного и общественного служения Православной Церкви.
В 1910 году святые мощи преподобной Евфросинии были перенесены из Киева в Полоцк, но во время Первой мировой войны, в 1915 году, когда Полоцк оказался в положении прифронтового города, нетленные мощи были эвакуированы в Ростов Великий и положены в Богоявленском Авраамиевом монастыре, где находились на протяжении пяти лет.
После революции 1917 года, невзирая на гонения, Спасо-Евфросиниевская обитель продолжала действовать до 1928 года.
В годы Второй мировой войны, в период немецкой оккупации православные верующие перенесли нетленные мощи преподобной Евфросинии из местного антирелигиозного музея в Витебскую Покровскую церковь, где они находились до 1943 года, а затем – в Спасский монастырь. Обитель снова открылась, несмотря на то, что часть монастыря была переоборудована немцами под концлагерь.
После окончания войны обитель продолжала действовать. Число монахинь возросло. Уже в 1952 году их было 52. Однако, начиная с 1955 года было запрещено прописывать в монастыре новых монахинь и послушниц, а в 1960 году Спасо-Евфросиниевская обитель была закрыта. Тридцать лет обитель пребывала в запустении.
6 июля 1989 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил возрождение Спасо-Евфросиниевского женского монастыря.
В сентябре 1997 года, в канун праздника Воздвижения Креста Господня, в обитель был торжественно привезен Воздвизальный Крест преподобной Евфросинии. Снова увеличивается значение обители как древней твердыни Православия в Белоруссии.
Здесь бывали Всероссийские патриархи во дни празднования Крестовоздвижения – Алексий II 26-27 сентября 1998 года и Кирилл 27 сентября 2009.
Обитель живет по общежительному уставу. На 2009 год в обители подвизалось около 70 сестер. Ежедневно совершаются уставные богослужения утром и вечером, читается неусыпаемая Псалтирь. Обитель гостеприимно принимает всех благочестивых богомольцев. Богатая ранее монастырская библиотека утрачена, в настоящее время создается новая.
Святыни
Главной святынией обители являются мощи преподобной Евфросинии Полоцкой, пребывающие в Крестовоздвиженском соборе. В древнем Преображенском храме хранится Евфросиниевский крест – копия древнего Евфросиниевского Воздвизального креста.
Евфросиниевский храм Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря. Фото август 2006 г. |
Храмы
- Крестовоздвиженский собор (1897).
- Преображенский храм (XII) – содержит уникальные фрески XII века, а также масляную живопись XIX века. На 2009 год тут велись работы по восстановлению храма в соответствии с решением правительства Белоруссии. Реставрацией росписи занимаются группа межобластного научно-реставрационного художественного управления при министерстве культуры и массовых коммуникаций России во главе с В. Д. Сарабьяновым и белорусские специалисты из «Минскреставрации».
- Евфросиниевский храм (1847).
Использованные материалы
[1] Родная сестра прп. Евфросинии, княжна Полоцкая. [2] Княжна Полоцкая. [3] В исторических источниках встречается разное написание фамилии игумении Иннокентии – Кулешова, Кулеша, Кулещанина, Кулешанка. [4] В исторических источниках встречается разное написание фамилии игумении Евфросинии – Дегтярева, Дехтерева, Дехтярева. [5] Решение Синода Белорусской Православной Церкви (журнал № 65): //church.by/sinod/zhurnaly-zasedanija-sinoda-belorussko…oda
Источник: //drevo-info.ru/articles/13759.html
Спасо-Евфросиниевский женский Полоцкий монастырь: история, описание
В XII веке, явившем собой период расцвета иночества на древней Полоцкой земле, воссияла в ней будущая святая, преподобная Евфросиния. Созданная ей обитель, пройдя сквозь долгие века трудной и подчас полной драматизма истории, дожила до наших дней, став памятником этой угоднице Божией, молящейся ныне обо всех нас пред Престолом Всевышнего.
Боголюбивая княжна
Преподобная Евфросиния, основавшая Полоцкий монастырь, происходила из древнего княжеского рода, бравшего начало от крестителя Руси, равноапостольного князя Владимира и его благочестивой жены Рогнеды.
Во святом крещении она была наречена Предславой.
Постигнув в раннем возрасте грамоту, юная княжна, избегая свойственных всем детям игр и забав, проводила время в чтении Священного Писания и беседах с духовным наставником – настоятелем приходской церкви, часто бывавшим в доме её отца.
Такое усердие вызывало уважение близких, но никто не мог предвидеть, что юная Предслава изберёт для себя трудный и тернистый путь иночества, отдав ему предпочтение перед всеми соблазнами мирской жизни. А случилось именно так.
Начало иноческого служения
Когда отроковице исполнилось двенадцать лет, что по тем временам считалось совершеннолетием, к ней как к именитой, богатой и красивой невесте стали свататься многие весьма завидные женихи.
Но все они получали решительный отказ.
В ответ же на угрозу отца насильно выдать её замуж девушка тайно бежала из дома и в одной из ближайших обителей приняла монашеский постриг, получив новое имя – Евфросиния.
Житие святой повествует о том, что начало иноческого пути она провела в трудах, переписывая древние фолианты, хранившиеся в библиотеке Полоцкого Софийского собора. Книгопечатание тогда ещё не было изобретено, и тиражировать Священное Писание, патерики и прочую духовную литературу приходилось лишь таким способом.
Наказ посланника Божия
Но вскоре Господь призвал её на иную стезю. Послан был Евфросинии ангел небесный, указавший ей место, где будет основан впоследствии Полоцкий монастырь. С той поры поселилась святая возле церкви Спаса в местечке, именуемом Сельцом и отстоявшем на две версты от города. Вместе с ней туда пришла и ещё одна черница, имя которой история не сохранила. Произошло это в 1125 году.
Исполненная смирения, хотела инокиня Евфросиния служить Богу уединённо, затворившись от всего мира, но не пожелал Господь, чтобы столь яркий светильник веры оставался под спудом. Очень скоро стали собираться и селиться вокруг неё иные девицы, уневестившиеся Христу.
Постройка храма и создание новой обители
Со временем создавшаяся таким образом община, из которой впоследствии был образован Полоцкий монастырь, стала достаточно многочисленной. В связи с этим пожелала преподобная игуменья возвести на месте деревянной и к тому времени ставшей ветхой церкви новый каменный храм.
Столь богоугодному делу поспособствовали местные жители. Нашлись добровольные жертвователи и в самом Полоцке. Их трудами были собраны необходимые средства.
Руководство же всеми работами взял на себя местный зодчий по имени Иоанн.
По молитвам игуменьи Евфросинии ниспослал Господь благодать свою на строителей нового храма, и уже через семь месяцев поднялись к небу стены, увенчанные куполами, а лучшие мастера расписали их дивными фресками.
Со временем полоцкий женский монастырь разросся, окреп и по названию воздвигнутого в нём храма стал именоваться Спасской обителью.
В 1155 году преподобная игуменья основала неподалёку ещё один монастырь, на этот раз мужской, построив вначале церковь Пресвятой Богородицы. Эти две обители стали в полоцких краях истинными очагами просвещения.
При них были открыты школы, библиотеки и скриптории – мастерские по переписке рукописных книг.
Кончина во Святой земле
В 1173 году, предвидя свою близкую кончину, преподобная Евфросиния пожелала отдать Господу последний долг – совершить паломничество во Святую землю и поклониться местам, связанным с его земной жизнью.
Вместе с сестрой Евпраксией и братом Давидом в январе она покинула Полоцк и после четырёх месяцев изнурительного пешего пути достигла Иерусалима, где сподобилась поклониться Гробу Господню.
А было тогда преподобной Евфросинии без малого семьдесят лет.
Многотрудный путь во Святую землю не прошёл даром для старой женщины. Вскоре она занемогла, слегла, а 23 мая предала свою душу Господу, которому прослужила всю жизнь.
Погребена была игуменья Евфросиния, основавшая на родине Полоцкий монастырь, в Иерусалиме, в обители преподобного Феодосия Великого.
Через четырнадцать лет её нетленные мощи перевезли и как величайшую святыню поместили в Киево-Печерскую лавру.
Последующая жизнь монастыря
После преставления святой игуменьи основанные ей монастыри продолжали развиваться и благоденствовать, но впереди их ждали тяжкие испытания, выпавшие на долю российской земли в XVI и XVIII веке. Мужская обитель была разрушена и до наших дней не сохранилась, но Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь, пережив годы упадка и нищеты, сумел возродиться в XIX веке.
В 1833 году начались работы по капитальному ремонту Спасского храма, весьма обветшавшего к тому времени и пребывавшего последние годы в запустении. Также были отремонтированы и прочие монастырские постройки, а чуть в стороне, на берегу реки Полоты, возведён новый сестринский келейный корпус.
Во второй половине XIX века на территории обители появились ещё два храма – в честь преподобной Евфросинии Полоцкой и Крестовоздвиженский собор. Тогда же монастырь Евфросинии Полоцкой был причислен к перворазрядным обителям и при нём начало работу женское духовное училище, достигшее своего расцвета в начале XX века.
Незадолго до октябрьского переворота из пещер Киево-Печерской лавры в Полоцк были торжественно перенесены мощи основательницы обители. Так, через семьсот лет к своему детищу возвратилась святая Евфросиния. Полоцкий монастырь встречал её торжественным звоном колоколов всех своих храмов.