Снетогорский монастырь |
Псковский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы на Снятной горе
Псковской епархии
- Адрес: Россия, 180020, г. Псков, ул. Снятная гора, 1
- Тел.; факс: 75-95-72
- Официальный сайт:
- На карте: Яндекс.Карта, Google-карта
Расположен в 3,5 км от центра города, на высоком берегу реки Великой, на живописной Снятной горе. До монастыря можно доехать на автобусе от вокзала примерно за 20 минут.
Мужская обитель
Монастырь был основан в XIII веке как мужской, при участии благоверного Псковского князя Довмонта-Тимофея. Название Снетогорского (иногда — Снетногорского) он получил по расположению на Снетной (Снятной) горе, которая в свою очередь поименована по мелкой промысловой рыбе снетке
, в изобилии заходившей в реку. По некоторым псковским синодикам основателем обители стал игумен Иоасаф, который ввёл в монастыре строгий общежительный устав, так что жизнь иноков была наполнена молитвой, воздержанием и трудом. По другому преданию монастырь основали монахи, прибывшие со Святой Горы Афон.
4 марта 1299 года на Псков напали ливонские рыцари и разорили и зажгли Мирожский и Снетногорский монастыри, которые находились вне городских стен и не имели защиты. В храме были сожжены игумен преподобномученик Иоасаф, 17 иноков и пресвитер Константин. На следующий день захватчиков разбил доблестный Псковский князь Довмонт с дружиной. После победы святой князь повелел поставить в монастыре новый храм — каменный. Строительство каменного собора Рождества Пресвятой Богородицы было завершено в 1311 году, а в 1313 году храм был расписан фресками. Это был один из первых каменных храмов построенных на Руси после продолжительного перерыва в каменном строительстве, вызванного монголо-татарским нашествием.
В XIV- веках Снетогорский монастырь стал главным духовным центром Пскова. Почти через 90 лет после кончины преподобного Иоасафа игумена Снетогорского его строгие правила воспроизвёл в новом уставе Снетногорского монастыря святитель Дионисий Суздальский. В последующие годы из стен обители вышли основатели псковского пустынножительного монашества преподобные Евфросин Псковский и Савва Крыпецкий. До начала XVI века в монастыре был принят келиотский устав и вкладничество деньгами и землями, отчего обитель была одной из богатейших в городе. Монастырь был известен в Византии, поддерживал торговые связи с прибалтийскими купцами. Первым среди других обителей Псковщины Снетогорский монастырь построил подворье в Пскове — рядом с кромом, на берегу реки Псковы. Подворье известно с середины XIV века: в 1352 году на нём была построена церковь апостола Иоанна Богослова. Обитель стала традиционным местом пострижения Псковских князей и знати. Особо памятным для монастыря было посещение обители византийской царевной Софьей Фоминичной Палеолог в 1472 году.
В 1493 году все строения монастыря сгорели. Важным этапом в истории монастыря стало возведение каменных храмов и гражданских зданий в первой четверти XVI века. Обновление монастыря было связано с переходом Пскова под управление великого князя Московского. Близ собора Рождества Богородицы в 1519 году была построена церковь святителя Николая Чудотворца, а около 1526 года была возведена церковь Вознесения Господня, реконструированная и надстроенная высоким шатром в XVII веке.
В 1581-1582 годах, во времена нашествия на Псков польско-литовских войск Стефана Батория, монастырь пострадал в пожаре. В Смутное время, в 1612 году обитель снова подверглась нападению поляков, а в 1615 году под стенами монастыря стоял лагерь шведских войск, а саму обитель занял король Густав Адольф.
На XVII век, когда развитие торговли во Пскове способствовало росту благосостояния, пришёлся хозяйственный расцвет монастыря. Обители тогда принадлежало около 370 крестьянских дворов. Снетогорский монастырь участвовал в снабжении армии, а также направлял живущих на монастырских землях крестьян на казенное строительство и ремонт городских стен.
В годы Северной войны, в 1710 году, монастырь опять горел, в огне погиб архив. После секуляризации монастырских владений в 1764 году монастырь стал пустеть и окончательно пришёл в упадок.
Закрытие
В 1804 году монастырь был упразднён, а его штат — приписан к Спасо-Елеазаровскому монастырю. В 1805 году Снетогорский монастырь был отдан правительством под загородный архиерейский дом Псковского владыки. В 1825 году монастырь посещал великий поэт А. С. Пушкин. В период существования архиерейского дома богослужения в основном осуществлялись в домовом храме святого князя Владимира — бывшей трапезной церкви святителя Николая Чудотворца.
В 1919 году бывший Снетогорский монастырь был включён в охранные списки памятников архитектуры. В 1920-х годах экономом здесь был псково-печерский старец преподобный Симеон (Желнин). После 1920 года началось разорение архиерейского дома, затронувшее и древний Рождественский собор. Храм лишился купола, кровель, оконных рам. Территорию монастыря занял дом отдыха. В 1934 году была частично разрушена Вознесенская церковь-колокольня.
В время Великой Отечественной войны здесь расположился штаб немецкой группы армий «Север». Территория и здания монастыря были благоустроены для проживания немецких офицеров. При этом в Никольской церкви был устроен зал собраний, в соборе винный склад и тир, в руинах Вознесенской церкви гараж. При отступлении немецкие войска вывели из строя артезианскую скважину и водонапорный бак, стоявший над церковью Вознесения.
В послевоенный период продолжил свое существование дом отдыха и детский санаторий. Однако, Рождественский собор был отдан в ведение органов государственной охраны памятников истории и культуры. Уже в конце 1940-х — начале 1950-х годов была проведена его частичная реставрация, продолженная в 1985 году и ведущаяся до сих пор.
Снетогорский монастырь. Фото 1986-87 гг. |
Возрождение
2 октября 1993 года Снетогорский монастырь был возрождён как женский. От учреждений здравоохранения на территории монастыря за годы советской власти остались руины и нежилые помещения. Немногочисленные сестры принялись своими силами восстанавливать обитель. По благословению своих духовных наставников матушка Людмила (Ванина) принимала в обитель всех, несмотря на возраст и немощи приходящих. Духовником монастыря стал архимандрит Гермоген (Муртазов). В монастырь стали стекаться люди, прося молитв и благословения в житейских нуждах и болезнях, за духовным советом в сложных обстоятельствах, приезжали со всей России и из-за рубежа.
Постепенно были перестроены жилые келейные корпуса, возведен новый восточный корпус с домовой церковью преподобного Иоасафа взамен старого, сгоревшего в большом пожаре 2002 года. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, с ноября 2001 года использовавшийся Псковским государственным музеем-заповедником, после многолетних переговоров со светскими властями был, наконец, передан монастырю. Решение о передаче собора Русской Церкви последовало в середине 2012 года. Также было обустроено подворье монастыря в деревне Замошье с собственным храмом Тихона Задонского, молочной фермой и сельскохозяйственными угодьями. Среди послушаний сестёр: клирос, просфорная, пекарня, огородницы, швеи, историки, трапезницы, птичницы и пр. Богослужения совершались в трапезной Никольской церкви.
Осмотр Южной башни патриархом Кириллом. Фото 3 сентября 2014 г. |
При этом перед монастырём стояли масштабные реставрационные задачи требовавшие очень больших средств. Собор Рождества Богородицы нуждался в немедленной реставрации стен, фундаментов, кровли, но государственная помощь вплоть до 2010-х годов оставалась минимальной. Церковь-колокольня «Вознесение-под-колоколы» лежала в руинах. Южный келейный корпус, руины которого прикрыты временными хозяйственными постройками, а также Южная башня, расположенные на аварийном склоне горы, нуждались в срочном укреплении. Процесс обрушения башни, стоящей на подмываемом мысу, ускорился в январе 2006 года. Федеральные власти после долгих просьб со стороны монастыря обратили было внимание на проблему берега Снятной горы, работы по укреплению берега начались в конце 2009 года, но в 2010 году внезапно прекратились, не дойдя до опасно нависающей над рекой Южной башни, а выделенные средства были возвращены в федеральный бюджет. запретил продолжать ремонтные работы, объявив, что реализация проекта была начата незаконно. После этого, несмотря на усилия сестёр, памятник продолжал разрушаться.
3 сентября 2014 монастырь впервые посетил предстоятель Русской Православной Церкви, патриарх Московский и всея Руси Кирилл [1].
Статистика
- ок. нач. XXI — с трудниками и клиром — ок. 100 насельников, из них более 60 сестер [2]
- 2015 — ок. ста насельниц, больше половины — престарелые монахини, многие живут в монастырской богадельне [3]
Богородице-Рождественский собор Снетогорского монастыря |
Храмы, архитектура, роспись
Богородице-Рождественский собор
Первоначальный деревянный храм монастыря сгорел во время нападения ливонских рыцарей в 1299 году. Нынешний одноглавный белокаменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был завершён в 1311 году, а в 1313 году — расписан фресками. Архитектурно храм следует формам Преображенского собора Мирожского монастыря, но строители Снетогорского монастыря внесли в композицию храма свою «поправку». Внутренний план храма по форме представляет крест вписанный в четверик ограниченный стенами. В XVI веке с западной стороны собора к нему сделали пристройку. Во время польско-литовского нашествия в 1581-1582 годах, когда собор горел, разрушилась верхняя часть барабана. Через год барабан был восстановлен, значительно удлинён и украшен пояском с псковским орнаментом, характерным для XIV века. Кроме главного Богородице-Рождественского престола, в храме имеются приделы пророка Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца. Ныне собор имеет статус памятника всероссийского значения.
Сошествие Святого Духа на апостолов. Деталь фрески 1313 г., Богородице-Рождественский собор Псковского Снетогорского монастыря |
Богородице-Рождественский собор знаменит фресками, которые являются единственным ныне сохранившимся памятником древнерусской монументальной живописи первой половины XIV века. Роспись относится к начальному периоду расцвета псковской фрески. При создании фресок псковские мастера использовали почти все тона местных минеральных красок с преобладанием известной «псковского черлени», придающей росписям тёплый колорит. Смелое использование «пробел» — белильных бликов — придаёт фигурам динамичность. Помимо яркой, живописной манеры, роспись характеризуется вольной трактовкой традиционных сюжетов, живостью ликов и композиции. Псковские изографы использовали не только канонизированные церковные сюжеты, но и апокрифы. Северную стену занимает фреска «Успение Пресвятой Богородицы», над дверью в жертвенник — сцена «Введение во храм Пресвятой Богородицы»; выделяются композиции «Страшного суда», с прежде невиданными на фресках подробностями, и «Преполовения пятидесятницы,» которое представляет новый сюжет. Фрески сильно пострадали в огне во время польско-литовского нашествия в 1581-1582 годах. Впоследствии фрески в центральной части здания были прикрыты новым иконостасом, а в открытых местах забелены. В 1909 году началась расчистка снетогорских фресок, которая продолжается и по сей день. К нашему времени общая цветовая гамма фресок сильно изменилась, непрочные краски выцвели, изменился лазурный фон. С начала XXI века фрески оказались под угрозой утраты из-за трещин в стенах, которые появились из-за ускорившегося сползания монастыря в реку.
Никольский храм
Каменный храм во имя святителя Николая Чудотворца был возведён близ собора Рождества Богородицы в 1519 году. Храм снабжён трапезной и погребами. Богослужения совершаются в храме и ныне.
Вознесенский храм — «Снетогорский столп»
Каменная церковь в честь Вознесения Господня «под-колоколы» была возведена около 1526 года. В XVII и XVIII веках храм не раз перестраивался, в итоге превратившись в знаменитый «Снетогорский столп» высотой 63 м (86 м от уровня реки Великой). Храм был разрушен в предвоенный период, при советской власти. Ныне от церкви осталось основание.
Домовый храм Иоасафа Снетогорского
Часовня Московских святителей
Подворья
- Замошское подворье с храмом Тихона Задонского
- Псковское подворье с храмом Иоанна Богослова (недейств.)
Снетогорский монастырь. Фото ок. нач. XXI в. |
Расписание богослужений
Монастырь, возрожденный в 1993 г., сейчас является действующим. Гости и паломники Снетогорской обители уносят с собой самые благоприятные впечатления. Богослужения проводятся в трапезной Никольской церкви ежедневно. Их могут посетить все желающие. Расписание проводимых мероприятий всегда доступно на официальном сайте монастыря, а также в официальной группе в социальной сети Вконтакте.
Расписание богослужений на сайте монастыря
Утренние молитвы начинаются в 7:00 или в 8:00 часов, в зависимости от дня недели, а вечерняя служба проходит в 17:00. В четверг в монастыре служится ночная сестринская Литургия, присутствовать на которой могут только сёстры монастыря, поэтому в этот день утренняя служба не проводится.
Церковь Святого Николая, © A.Savin
Факты из биографии
В родне священников не было, глубоко верующими были только его мама и бабушка. Брат его — отец Никон — стал иеродиаконом в подворье Пюхтицкого монастыря. Сестра живет с Гермогеном в монастыре. У их матери Магдалины было трое детей, и все они стали монашествующими. Отец же погиб в Великую Отечественную, в самые первые дни войны.
В Чистополе была церковь, и мама отца Гермогена на паях с монашками купила там домик. Отец Гермоген окончил школу, потом работал почтальоном, затем был призван в армию в Бакинскую зенитную артиллерию. Крестик нательный он никогда не снимал. В церкви он познакомился с монашками из закрытого монастыря. После дембеля две старенькие монашечки и мама-певчая подготовили его для поступления в Саратовскую духовную семинарию.
Там же, в семинарии, в 1959 году отец Гермоген принял священство. С того времени прошло уже 45 лет.
После семинарии через год он поступил в Академию в Троице-Сергиевой Лавре (под Москвой). Часто бывал в Псково-Печерском монастыре и даже хотел там устроиться в приходе, однако направление получил в Свято-Успенский Пюхтицкий монастырь (Эстония), и с 1965 года он служил там почти 30 лет.
История
Точной даты основания монастыря в наши дни доподлинно неизвестно. Также мнения об основателях разделяются. Часть историков склоняется к тому, что обитель была основана афонскими старцами, другая же сторона утверждает, что отец основатель — игумен Иоасаф. Первое упоминание храма датируется 1299 г., в котором была разграблено и сожжено первое строение, а его настоятель и еще 17 иноков жестоко убиты. Годом позже на этом месте начинается строительство храма из камня, которое длится до 1311 г.
© SovEst-Ksju
В XIV—XV вв. обитель на Снятной горе является главным духовным центром Пскова и его окрестностей. А в середине XIV в. было построено подворье монастыря, которое не только укрепляло экономические связи общины с псковским посадом, но и поддерживало активные торговые связи с купцами из Прибалтики. Монастырь был известен среди местной знати. Многие псковские князья и бояре принимали в нем постриг, уходя на покой.
Расположение обители на берегу реки Великой на въезде в Псков способствовало тому, что здесь останавливались многие знатные люди того времени в своих путешествиях. Тут можно было встретить не только именитых купцов. София Палеолог, Великая княгиня Московская, также бывала в монастыре во время своей поездки из Италии в Москву.
Ливонская война принесла обители многочисленные потери и разрушения. Сначала монастырь был разорен войсками короля Польши Стефана Батория, который сжег храм и нанес невосполнимые утраты для бесценных фресок. Позже Псков попеременно осаждали то казаки, то отряды польского воеводы Лисовского. И каждый раз монастырю наносился ущерб. В 1615 г. обитель оккупировал король Швеции Густав Адольф, который пытался взять Псков.
Панорама внутреннего двора Снетогорского монастыря на Яндекс. Картах
Несмотря на пережитое, в XVII в. обитель постепенно возрождается и восстанавливает свои строения. Большую роль в столь быстром развитии сыграло местоположение Пскова, ставшего крупным торговым центром, а также обширное хозяйство, которым располагал монастырь.
В начале XVIII в. Северная война нанесла большой удар по экономике монастыря. Кроме этого, очередной пожар принес значительные убытки и сжег архив, в котором хранились все документы начиная с самого основания обители. В 1804 г. монастырь был и вовсе упразднен в связи с проводимой Екатериной II политикой в отношении земель и другого церковного имущества. А на его месте был устроен загородный дом для архиерея. И хотя монастырь был внесен в список памятников старины, подлежавших государственной охране, здание разрушалось и разорялось на протяжении длительного времени. Так Вознесенская церковь-колокольня, в свое время достигавшая высоты более 80 метров, была практически разобрана. Сейчас от нее остались лишь руины нижнего яруса.
Великая Отечественная война не обошла Псков стороной. В монастыре расположился немецкий штаб командования группы армии «Север». В монастырских постройках были обустроены комнаты для размещения офицеров, в Никольской церкви у немцев располагался зал для собраний, а в соборе они хранили вино и тренировались в стрельбе. При отступлении немецкая армия уничтожила часть сооружений храма.
Руины башни-колокольни на территории монастыря, © Ксения Митрофанова
После войны монастырь был отдан под нужды дома отдыха, а после был переоборудован в санаторий для детей. Только здание Рождественского собора находилось в ведении государственных органов, осуществляющих охрану памятников истории и культуры. Здесь проводили реставрацию, которая длится до сих пор.
Возрождение монастыря состоялось в 1993 г., когда обитель была отнесена к Псковской Иерархии, и было принято решение открыть женский монастырь.
Сейчас у обители есть собственное подворье в д. Замошье с храмом в честь св. Тихона Задонского, расположенное в 25 км от Пскова. Здесь же расположены молочная ферма и сельскохозяйственные угодья монастыря. Также у обители есть лавка, где они реализуют собственную продукцию, такую как молоко, картошка, яйца, сыры, творог и многое другое. На территории монастыря работает и книжно-иконная лавка. А в 12:00 и в 14:00 ежедневно проводятся экскурсии, записаться на которые необходимо заранее.
Вид на монастырь с реки Великой, © travelbeard
Патриарх
В начале сентября 2014 года патриарх Кирилл лично посетил Снетогорский монастырь. В Никольском храме его приветствовал архимандрит Гермоген (Муртазов) с игуменьей, который отметил, что за многие годы Предстоятель Церкви впервые посетил их обитель.
Отец Гермоген преподнес в подарок Его Святейшеству список иконы Тихвинской Божией Матери, так как псковский народ часто прибегал к ней за помощью в годы Великой Отечественной.
С речью выступил и Патриарх, который признался, что был рад посетить одну из древнейших обителей — Снетогорский женский монастырь Псковской епархии, который когда-то выполнял очень важную стратегическую роль крепости на пути захватчиков, но затем был разрушен уже в относительно мирное время, когда на территории монастыря стали располагаться советские организации, не щадившие памятники архитектуры.
Снетогорский монастырь: Гермоген (Муртазов)
Не менее интересно будет познакомиться с духовником Снетогорского женского монастыря — отцом Гермогеном (Муртазовым). Именно на нем лежит огромная ответственность за весь монастырский уклад.
Как он сам о себе говорит, родом он из Татарии, но фамилия у него совсем не татарская, как может показаться, а настоящая русская, так как заканчивается на «ов» — Муртазов, в татарском варианте она должна заканчиваться на «ин». Отец Гермоген родился в районе Ново-Шешминском, где река Шешма впадает в Каму, где недалеко распложен город Чистополь, в который потом и переехала вся его семья.
Новое назначение
Про свое служение духовником в женском монастыре он говорил, что надо быть неопалимой купиной, чтобы гореть и не сгорать. Некоторое время его духовным отцом был Иоанн (Крестьянкин). Вместе они и решили, что Гермогену нужно оставить монастырь и уехать, особенно после того, как у него дважды открывалась кровоточивая язва. Тогда-то отец Гермоген подумал, что уже не потянет службу, и поэтому решил уйти на покой. Святейший Патриарх Алексий II, с которым он был в хороших и доверительных отношениях, дал ему широкую дорогу и сказал, чтобы тот выбирал любой монастырь. Но потом приехал Владыко Евсевий и попросил отца Гермогена помочь Снетогорскому монастырю. И с того момента он поселился там. Из Пюхтицкого монастыря они постоянно получали помощь, и постепенно обитель стала возрождаться. Были построены гостиница для паломников, скотный двор и т. д.