Псковский Рождества Богородицы Снетогорский женский монастырь Епархиальные монастыри РПЦ


Снетогорский монастырь

Псковский женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы на Снятной горе
Псковской епархии

  • Адрес: Россия, 180020, г. Псков, ул. Снятная гора, 1
  • Тел.; факс: 75-95-72
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Расположен в 3,5 км от центра города, на высоком берегу реки Великой, на живописной Снятной горе. До монастыря можно доехать на автобусе от вокзала примерно за 20 минут.

Мужская обитель

Монастырь был основан в XIII веке как мужской, при участии благоверного Псковского князя Довмонта-Тимофея. Название Снетогорского (иногда — Снетногорского) он получил по расположению на Снетной (Снятной) горе, которая в свою очередь поименована по мелкой промысловой рыбе снетке

, в изобилии заходившей в реку. По некоторым псковским синодикам основателем обители стал игумен Иоасаф, который ввёл в монастыре строгий общежительный устав, так что жизнь иноков была наполнена молитвой, воздержанием и трудом. По другому преданию монастырь основали монахи, прибывшие со Святой Горы Афон.

4 марта 1299 года на Псков напали ливонские рыцари и разорили и зажгли Мирожский и Снетногорский монастыри, которые находились вне городских стен и не имели защиты. В храме были сожжены игумен преподобномученик Иоасаф, 17 иноков и пресви­тер Константин. На следующий день захватчиков разбил доблестный Псковский князь Довмонт с дружиной. После победы святой князь повелел по­ставить в монастыре новый храм — каменный. Строи­тельство каменного собора Рождества Пресвятой Богородицы было завершено в 1311 году, а в 1313 году храм был расписан фресками. Это был один из первых каменных храмов построенных на Руси после продолжительного перерыва в каменном строительстве, вызванного монголо-татарским нашествием.

В XIV- веках Снетогорский монастырь стал главным духовным центром Пскова. Почти через 90 лет после кончины преподобного Иоасафа игумена Снетогорского его строгие правила воспроизвёл в новом уставе Снетногорского монастыря святитель Дионисий Суздальский. В последующие годы из стен обители вы­шли основатели псковского пустынножи­тельного мо­нашества преподобные Евфросин Псков­ский и Савва Крыпецкий. До начала XVI века в монастыре был принят келиотский устав и вкладничество деньгами и землями, отчего обитель была одной из богатейших в городе. Монастырь был известен в Византии, поддерживал торговые связи с прибалтийскими купцами. Первым среди других обителей Псковщины Снетогорский монастырь построил подворье в Пскове — рядом с кромом, на берегу реки Псковы. Подворье известно с середины XIV века: в 1352 году на нём была построена церковь апостола Иоанна Богослова. Обитель стала традиционным местом пострижения Псковских князей и знати. Особо памятным для монастыря было посеще­ние обители византийской царевной Софьей Фоминичной Палеолог в 1472 году.

В 1493 году все строения монастыря сгорели. Важным этапом в истории монастыря стало возведение каменных храмов и гражданских зданий в первой четверти XVI века. Обновление монастыря было связано с переходом Пскова под управление великого князя Московского. Близ собора Рождества Богородицы в 1519 году была построена церковь святителя Николая Чудотворца, а около 1526 года была возведена церковь Вознесения Господня, реконструированная и надстроенная высоким шатром в XVII веке.

В 1581-1582 годах, во времена нашествия на Псков польско-литовских войск Стефана Батория, монастырь пострадал в пожаре. В Смутное время, в 1612 году обитель снова подверглась нападению поляков, а в 1615 году под стенами монастыря стоял лагерь шведских войск, а саму обитель занял король Густав Адольф.

На XVII век, когда развитие торговли во Пскове способствовало росту благосостояния, пришёлся хозяйственный расцвет монастыря. Обители тогда принадлежало око­ло 370 крестьянских дворов. Снетогорский монастырь участвовал в снабжении армии, а также направлял живущих на монастырских землях крестьян на казенное строительство и ремонт городских стен.

В годы Северной войны, в 1710 году, монастырь опять горел, в огне погиб архив. После секуляризации монастырских владений в 1764 году монастырь стал пустеть и окончательно пришёл в упадок.

Закрытие

В 1804 году монастырь был упразднён, а его штат — приписан к Спасо-Елеазаровскому монастырю. В 1805 году Снетогорский монастырь был отдан правительством под загородный архиерейский дом Псковского владыки. В 1825 году монастырь посещал великий поэт А. С. Пуш­кин. В период существования архиерейского дома богослужения в основном осуществлялись в домовом храме святого князя Владимира — бывшей трапезной церкви святителя Николая Чудотворца.

В 1919 году бывший Снетогорский мо­настырь был включён в охранные списки памятников архи­тектуры. В 1920-х годах экономом здесь был псково-печерский старец преподобный Си­меон (Желнин). После 1920 года началось разорение архиерейского дома, затронувшее и древний Рождественский собор. Храм лишился купола, кровель, оконных рам. Территорию монастыря занял дом отдыха. В 1934 году была частично разрушена Вознесенская церковь-колокольня.

В время Великой Отечественной войны здесь расположился штаб немецкой группы армий «Север». Территория и здания монастыря были благоустроены для проживания немецких офицеров. При этом в Никольской церкви был устроен зал собраний, в соборе винный склад и тир, в руинах Вознесенской церкви гараж. При отступлении немецкие войска вывели из строя артезианскую скважину и водонапорный бак, стоявший над церковью Вознесения.

В послевоенный период продолжил свое существование дом отдыха и детский санаторий. Однако, Рождественский собор был отдан в ведение органов государственной охраны памятников истории и культуры. Уже в конце 1940-х — начале 1950-х годов была проведена его частичная реставрация, продолженная в 1985 году и ведущаяся до сих пор.

Снетогорский монастырь. Фото 1986-87 гг.

Возрождение

2 октября 1993 года Снетогорский монастырь был возрождён как женский. От учреждений здравоохранения на территории монастыря за годы советской власти остались руины и нежилые помещения. Немногочисленные сестры принялись своими силами восстанавливать обитель. По благословению своих духовных наставников матушка Людмила (Ванина) принимала в обитель всех, несмотря на возраст и немощи приходящих. Духовником монастыря стал архимандрит Гермоген (Муртазов). В монастырь стали стекаться люди, прося молитв и благословения в житейских нуждах и болезнях, за духовным советом в сложных обстоятельствах, приезжали со всей России и из-за рубежа.

Постепенно были перестроены жилые келейные корпуса, возведен новый восточный корпус с домовой церковью преподобного Иоасафа взамен старого, сгоревшего в большом пожаре 2002 года. Собор Рождества Пресвятой Богородицы, с ноября 2001 года использовавшийся Псковским государственным музеем-заповедником, после многолетних переговоров со светскими властями был, наконец, передан монастырю. Решение о передаче собора Русской Церкви последовало в середине 2012 года. Также было обустроено подворье монастыря в деревне Замошье с собственным храмом Тихона Задонского, молочной фермой и сельскохозяйственными угодьями. Среди послушаний сестёр: клирос, просфорная, пекарня, огородницы, швеи, историки, трапезницы, птичницы и пр. Богослужения совершались в трапезной Никольской церкви.

Осмотр Южной башни патриархом Кириллом. Фото 3 сентября 2014 г.

При этом перед монастырём стояли масштабные реставрационные задачи требовавшие очень больших средств. Собор Рождества Богородицы нуждался в немедленной реставрации стен, фундаментов, кровли, но государственная помощь вплоть до 2010-х годов оставалась минимальной. Церковь-колокольня «Вознесение-под-колоколы» лежала в руинах. Южный келейный корпус, руины которого прикрыты временными хозяйственными постройками, а также Южная башня, расположенные на аварийном склоне горы, нуждались в срочном укреплении. Процесс обрушения башни, стоящей на подмываемом мысу, ускорился в январе 2006 года. Федеральные власти после долгих просьб со стороны монастыря обратили было внимание на проблему берега Снятной горы, работы по укреплению берега начались в конце 2009 года, но в 2010 году внезапно прекратились, не дойдя до опасно нависающей над рекой Южной башни, а выделенные средства были возвращены в федеральный бюджет. запретил продолжать ремонтные работы, объявив, что реализация проекта была начата незаконно. После этого, несмотря на усилия сестёр, памятник продолжал разрушаться.
3 сентября 2014 монастырь впервые посетил предстоятель Русской Православной Церкви, патриарх Московский и всея Руси Кирилл [1].

Статистика

  • ок. нач. XXI — с трудниками и клиром — ок. 100 насельников, из них более 60 сестер [2]
  • 2015 — ок. ста насельниц, больше половины — престарелые монахини, многие живут в монастырской богадельне [3]
Богородице-Рождественский собор Снетогорского монастыря

Храмы, архитектура, роспись

Богородице-Рождественский собор

Первоначальный деревянный храм монастыря сгорел во время нападения ливонских рыцарей в 1299 году. Нынешний одноглавный белокаменный собор Рождества Пресвятой Богородицы был завершён в 1311 году, а в 1313 году — расписан фресками. Архитектурно храм следует формам Преображенского собора Мирожского монастыря, но строители Снетогорского монастыря внесли в композицию храма свою «поправку». Внутренний план храма по форме представляет крест вписанный в четверик огра­ниченный стенами. В XVI веке с западной стороны собора к нему сделали пристройку. Во время польско-литовского нашествия в 1581-1582 годах, когда собор горел, разрушилась верхняя часть барабана. Через год барабан был восстановлен, значительно удлинён и украшен пояс­ком с псковским орнаментом, характерным для XIV века. Кроме главного Богородице-Рождественского престола, в храме имеются приделы пророка Иоанна Предтечи и святителя Николая Чудотворца. Ныне собор имеет статус памятника всерос­сийского значения.

Сошествие Святого Духа на апостолов. Деталь фрески 1313 г., Богородице-Рождественский собор Псковского Снетогорского монастыря

Богородице-Рождественский собор знаменит фресками, которые являются единственным ныне сохранившимся памятником древнерусской монументальной живописи первой половины XIV века. Роспись относится к началь­ному периоду расцвета псковской фрески. При создании фресок псковские мастера использова­ли почти все тона местных минеральных красок с пре­обладанием известной «псковского черлени», придающей росписям тёплый колорит. Смелое использование «пробел» — белильных бликов — придаёт фигурам динамичность. Помимо яркой, живописной манеры, рос­пись характеризуется вольной трактовкой традиционных сюжетов, живостью ликов и композиции. Псковские изографы использовали не только канонизированные церковные сюжеты, но и апокрифы. Северную сте­ну занимает фреска «Успение Пресвятой Богородицы», над дверью в жертвен­ник — сцена «Введение во храм Пресвятой Богородицы»; выделяются композиции «Страшного суда», с прежде невиданными на фресках подробностями, и «Преполовения пятидесятницы,» которое представляет новый сюжет. Фрески сильно пострадали в огне во время польско-литовского нашествия в 1581-1582 годах. Впоследствии фрески в центральной части здания были прикрыты новым иконостасом, а в открытых местах забелены. В 1909 году на­чалась расчистка снетогорских фресок, которая продолжается и по сей день. К нашему времени общая цветовая гамма фресок силь­но изменилась, непрочные краски выцвели, изменился ла­зурный фон. С начала XXI века фрески оказались под угрозой утраты из-за трещин в стенах, которые появились из-за ускорившегося сползания монастыря в реку.

Никольский храм

Каменный храм во имя святителя Николая Чудотворца был возведён близ собора Рождества Богородицы в 1519 году. Храм снабжён трапезной и погребами. Богослужения совершаются в храме и ныне.

Вознесенский храм — «Снетогорский столп»

Каменная церковь в честь Вознесения Господня «под-колоколы» была возведена около 1526 года. В XVII и XVIII веках храм не раз перестраивался, в итоге превратившись в знаменитый «Сне­тогорский столп» высотой 63 м (86 м от уровня реки Вели­кой). Храм был разрушен в предвоенный период, при советской власти. Ныне от церкви осталось основание.

Домовый храм Иоасафа Снетогорского

Часовня Московских святителей

Подворья

  • Замошское подворье с храмом Тихона Задонского
  • Псковское подворье с храмом Иоанна Богослова (недейств.)
Снетогорский монастырь. Фото ок. нач. XXI в.

Расписание богослужений

Монастырь, возрожденный в 1993 г., сейчас является действующим. Гости и паломники Снетогорской обители уносят с собой самые благоприятные впечатления. Богослужения проводятся в трапезной Никольской церкви ежедневно. Их могут посетить все желающие. Расписание проводимых мероприятий всегда доступно на официальном сайте монастыря, а также в официальной группе в социальной сети Вконтакте.

Расписание богослужений на сайте монастыря

Утренние молитвы начинаются в 7:00 или в 8:00 часов, в зависимости от дня недели, а вечерняя служба проходит в 17:00. В четверг в монастыре служится ночная сестринская Литургия, присутствовать на которой могут только сёстры монастыря, поэтому в этот день утренняя служба не проводится.

Церковь Святого Николая, © A.Savin

Факты из биографии

В родне священников не было, глубоко верующими были только его мама и бабушка. Брат его — отец Никон — стал иеродиаконом в подворье Пюхтицкого монастыря. Сестра живет с Гермогеном в монастыре. У их матери Магдалины было трое детей, и все они стали монашествующими. Отец же погиб в Великую Отечественную, в самые первые дни войны.

В Чистополе была церковь, и мама отца Гермогена на паях с монашками купила там домик. Отец Гермоген окончил школу, потом работал почтальоном, затем был призван в армию в Бакинскую зенитную артиллерию. Крестик нательный он никогда не снимал. В церкви он познакомился с монашками из закрытого монастыря. После дембеля две старенькие монашечки и мама-певчая подготовили его для поступления в Саратовскую духовную семинарию.

Там же, в семинарии, в 1959 году отец Гермоген принял священство. С того времени прошло уже 45 лет.

После семинарии через год он поступил в Академию в Троице-Сергиевой Лавре (под Москвой). Часто бывал в Псково-Печерском монастыре и даже хотел там устроиться в приходе, однако направление получил в Свято-Успенский Пюхтицкий монастырь (Эстония), и с 1965 года он служил там почти 30 лет.

История

Точной даты основания монастыря в наши дни доподлинно неизвестно. Также мнения об основателях разделяются. Часть историков склоняется к тому, что обитель была основана афонскими старцами, другая же сторона утверждает, что отец основатель — игумен Иоасаф. Первое упоминание храма датируется 1299 г., в котором была разграблено и сожжено первое строение, а его настоятель и еще 17 иноков жестоко убиты. Годом позже на этом месте начинается строительство храма из камня, которое длится до 1311 г.

© SovEst-Ksju

В XIV—XV вв. обитель на Снятной горе является главным духовным центром Пскова и его окрестностей. А в середине XIV в. было построено подворье монастыря, которое не только укрепляло экономические связи общины с псковским посадом, но и поддерживало активные торговые связи с купцами из Прибалтики. Монастырь был известен среди местной знати. Многие псковские князья и бояре принимали в нем постриг, уходя на покой.

Расположение обители на берегу реки Великой на въезде в Псков способствовало тому, что здесь останавливались многие знатные люди того времени в своих путешествиях. Тут можно было встретить не только именитых купцов. София Палеолог, Великая княгиня Московская, также бывала в монастыре во время своей поездки из Италии в Москву.

Ливонская война принесла обители многочисленные потери и разрушения. Сначала монастырь был разорен войсками короля Польши Стефана Батория, который сжег храм и нанес невосполнимые утраты для бесценных фресок. Позже Псков попеременно осаждали то казаки, то отряды польского воеводы Лисовского. И каждый раз монастырю наносился ущерб. В 1615 г. обитель оккупировал король Швеции Густав Адольф, который пытался взять Псков.

Панорама внутреннего двора Снетогорского монастыря на Яндекс. Картах

Несмотря на пережитое, в XVII в. обитель постепенно возрождается и восстанавливает свои строения. Большую роль в столь быстром развитии сыграло местоположение Пскова, ставшего крупным торговым центром, а также обширное хозяйство, которым располагал монастырь.

В начале XVIII в. Северная война нанесла большой удар по экономике монастыря. Кроме этого, очередной пожар принес значительные убытки и сжег архив, в котором хранились все документы начиная с самого основания обители. В 1804 г. монастырь был и вовсе упразднен в связи с проводимой Екатериной II политикой в отношении земель и другого церковного имущества. А на его месте был устроен загородный дом для архиерея. И хотя монастырь был внесен в список памятников старины, подлежавших государственной охране, здание разрушалось и разорялось на протяжении длительного времени. Так Вознесенская церковь-колокольня, в свое время достигавшая высоты более 80 метров, была практически разобрана. Сейчас от нее остались лишь руины нижнего яруса.

Великая Отечественная война не обошла Псков стороной. В монастыре расположился немецкий штаб командования группы армии «Север». В монастырских постройках были обустроены комнаты для размещения офицеров, в Никольской церкви у немцев располагался зал для собраний, а в соборе они хранили вино и тренировались в стрельбе. При отступлении немецкая армия уничтожила часть сооружений храма.

Руины башни-колокольни на территории монастыря, © Ксения Митрофанова

После войны монастырь был отдан под нужды дома отдыха, а после был переоборудован в санаторий для детей. Только здание Рождественского собора находилось в ведении государственных органов, осуществляющих охрану памятников истории и культуры. Здесь проводили реставрацию, которая длится до сих пор.

Возрождение монастыря состоялось в 1993 г., когда обитель была отнесена к Псковской Иерархии, и было принято решение открыть женский монастырь.

Сейчас у обители есть собственное подворье в д. Замошье с храмом в честь св. Тихона Задонского, расположенное в 25 км от Пскова. Здесь же расположены молочная ферма и сельскохозяйственные угодья монастыря. Также у обители есть лавка, где они реализуют собственную продукцию, такую как молоко, картошка, яйца, сыры, творог и многое другое. На территории монастыря работает и книжно-иконная лавка. А в 12:00 и в 14:00 ежедневно проводятся экскурсии, записаться на которые необходимо заранее.

Вид на монастырь с реки Великой, © travelbeard

Патриарх

В начале сентября 2014 года патриарх Кирилл лично посетил Снетогорский монастырь. В Никольском храме его приветствовал архимандрит Гермоген (Муртазов) с игуменьей, который отметил, что за многие годы Предстоятель Церкви впервые посетил их обитель.

Отец Гермоген преподнес в подарок Его Святейшеству список иконы Тихвинской Божией Матери, так как псковский народ часто прибегал к ней за помощью в годы Великой Отечественной.

С речью выступил и Патриарх, который признался, что был рад посетить одну из древнейших обителей — Снетогорский женский монастырь Псковской епархии, который когда-то выполнял очень важную стратегическую роль крепости на пути захватчиков, но затем был разрушен уже в относительно мирное время, когда на территории монастыря стали располагаться советские организации, не щадившие памятники архитектуры.

Снетогорский монастырь: Гермоген (Муртазов)

Не менее интересно будет познакомиться с духовником Снетогорского женского монастыря — отцом Гермогеном (Муртазовым). Именно на нем лежит огромная ответственность за весь монастырский уклад.

Как он сам о себе говорит, родом он из Татарии, но фамилия у него совсем не татарская, как может показаться, а настоящая русская, так как заканчивается на «ов» — Муртазов, в татарском варианте она должна заканчиваться на «ин». Отец Гермоген родился в районе Ново-Шешминском, где река Шешма впадает в Каму, где недалеко распложен город Чистополь, в который потом и переехала вся его семья.

Новое назначение

Про свое служение духовником в женском монастыре он говорил, что надо быть неопалимой купиной, чтобы гореть и не сгорать. Некоторое время его духовным отцом был Иоанн (Крестьянкин). Вместе они и решили, что Гермогену нужно оставить монастырь и уехать, особенно после того, как у него дважды открывалась кровоточивая язва. Тогда-то отец Гермоген подумал, что уже не потянет службу, и поэтому решил уйти на покой. Святейший Патриарх Алексий II, с которым он был в хороших и доверительных отношениях, дал ему широкую дорогу и сказал, чтобы тот выбирал любой монастырь. Но потом приехал Владыко Евсевий и попросил отца Гермогена помочь Снетогорскому монастырю. И с того момента он поселился там. Из Пюхтицкого монастыря они постоянно получали помощь, и постепенно обитель стала возрождаться. Были построены гостиница для паломников, скотный двор и т. д.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]