Ростовский женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы

Мiръ

Россия Ярославская область Ростов Ростовский женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы Идёт загрузка карты…

{«format»:»leaflet»,»minzoom»:false,»maxzoom»:false,»limit»:50,»offset»:0,»link»:»all»,»sort»:[«»],»order»:[],»headers»:»show»,»mainlabel»:»»,»intro»:»»,»outro»:»»,»searchlabel»:»\u2026 \u0441\u043b\u0435\u0434\u0443\u044e\u0449\u0438\u0435 \u0440\u0435\u0437\u0443\u043b\u044c\u0442\u0430\u0442\u044b»,»default»:»»,»import-annotation»:false,»width»:»auto»,»height»:»350px»,»centre»:{«text»:»»,»title»:»»,»link»:»»,»lat»:57.185484999999999899955582804977893829345703125,»lon»:39.42099400000000031241143005900084972381591796875,»icon»:»»},»title»:»»,»label»:»»,»icon»:»»,»lines»:[],»polygons»:[],»circles»:[],»rectangles»:[],»copycoords»:false,»static»:false,»zoom»:8,»defzoom»:14,»layers»:[«OpenStreetMap»],»image layers»:[],»overlays»:[],»resizable»:false,»fullscreen»:true,»scrollwheelzoom»:true,»cluster»:false,»clustermaxzoom»:9,»clusterzoomonclick»:true,»clustermaxradius»:80,»clusterspiderfy»:true,»geojson»:»»,»clicktarget»:»»,»showtitle»:true,»hidenamespace»:false,»template»:»»,»userparam»:»»,»activeicon»:»»,»pagelabel»:false,»ajaxcoordproperty»:»»,»ajaxquery»:»»,»locations»:[{«text»:»\u003Cb\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8B%D1%80%D1%8C_%D0%A0%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%86%D1%8B\» title=\»\u0420\u043e\u0441\u0442\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0420\u043e\u0436\u0434\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u041f\u0440\u0435\u0441\u0432\u044f\u0442\u043e\u0439 \u0411\u043e\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0438\u0446\u044b\»\u003E\u0420\u043e\u0441\u0442\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0420\u043e\u0436\u0434\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u041f\u0440\u0435\u0441\u0432\u044f\u0442\u043e\u0439 \u0411\u043e\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0438\u0446\u044b\u003C/a\u003E\u003C/b\u003E\u003Chr /\u003E\u003Ca href=\»/palomnik/%D0%A1%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE:%D0%90%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F\» title=\»\u0421\u0432\u043e\u0439\u0441\u0442\u0432\u043e:\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\»\u003E\u0410\u043d\u043d\u043e\u0442\u0430\u0446\u0438\u044f\u003C/a\u003E: \u043e\u0441\u043d\u043e\u0432\u0430\u043d \u0432 XIV \u0432\u0435\u043a\u0435 \u0441\u0432\u044f\u0442\u044b\u043c \u0430\u0440\u0445\u0438\u0435\u043f\u0438\u0441\u043a\u043e\u043f\u043e\u043c \u0424\u0435\u043e\u0434\u043e\u0440\u043e\u043c, \u043f\u043b\u0435\u043c\u044f\u043d\u043d\u0438\u043a\u043e\u043c \u043f\u0440\u0435\u043f\u043e\u0434\u043e\u0431\u043d\u043e\u0433\u043e \u0421\u0435\u0440\u0433\u0438\u044f \u0420\u0430\u0434\u043e\u043d\u0435\u0436\u0441\u043a\u043e\u0433\u043e»,»title»:»\u0420\u043e\u0441\u0442\u043e\u0432\u0441\u043a\u0438\u0439 \u0436\u0435\u043d\u0441\u043a\u0438\u0439 \u043c\u043e\u043d\u0430\u0441\u0442\u044b\u0440\u044c \u0420\u043e\u0436\u0434\u0435\u0441\u0442\u0432\u0430 \u041f\u0440\u0435\u0441\u0432\u044f\u0442\u043e\u0439 \u0411\u043e\u0433\u043e\u0440\u043e\u0434\u0438\u0446\u044b»,»link»:»»,»lat»:57.185484999999999899955582804977893829345703125,»lon»:39.42099400000000031241143005900084972381591796875,»icon»:»»}],»imageLayers»:[]}

57.185485; 39.420994

Россия, Ярославская область, Ростов, Советская площадь, 14

Ростов,Ярославская область152151

Россия

Телефон:

8 (48536) 6-35-83

Ростовский женский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы

основан в XIV веке святым архиепископом Феодором, племянником преподобного Сергия Радонежского.

История[править]

1390-1395 — Основан святителем Феодором, архиепископом Ростовским (-1395). 1649 — В обитель прислана грамота царя Александра Михайловича о выдаче хлебной руги Рождественскому монастырю из дворцового села Вощажниково. 1653 — В обитель прислана грамота царя Алексея Михайловича о том, чтобы выдавать жалование игумений Прасковий 16 алтын и 4 деньги, сестрам по 10 алтын из таможенных доходов ежелетно.

1668 — В обитель прислана грамота царя Алексея Михайловича о выдаче игумении Ираиде с сестрами и церковными причетниками хлебной руги не из села Вощажникова, как прежде, а из села Великого. 1684 — В обитель прислана грамота царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича об увеличении территории монастыря.

1686 — В обитель прислана грамота царей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и царевны Софии Алексеевны, по которой монастырю пожалована на реке Могзе мельница со многими угодиями близ дворцового села Вощажникова.

1687 — В обитель прислана грамота царей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича и царевны Софии Алексеевны, по которой монастырю пожалован остров на озере Неро в числе двух десятин удобной сенокосной земли и одной неудобной. 1680-е — На месте деревянного здания собора Рождества Пресвятой Богородицы митрополитом Ростовским Ионой (Сысоевичем) построено каменное. 1690 — Обители пожаловано 13 пустошей в Ростовском уезде.

1702 — В монастыре 90 монахинь. 1707 — 21 декабря святитель Димитрий, митрополит Ростовский, сделал вклад в обитель — «Жития святых». 1715 — При игумений Наталии (Тяпкиной;1682— 1723) расписаны стены и своды Рождественского собора. 1725 — По резолюции архиепископа Георгия (Дашкова) монахини Рождественского монастыря перемещены были в Ростовский Троицкий, что у Варниц, монастырь, обращенный тогда на несколько лет в девичий монастырь.

1731 — По указу Преосвященного Иоакима монахини переведены в прежний свой Рождественский монастырь. 1736 — Архиепископ Иоаким отменил крестный ход с Тихвинской иконой Пресвятой Богородицы. 1742 — По прошению игумении Евдоксии митрополит Арсений (Мацеевич) возобновил крестный ход со святыней обители —Тихвинской иконой Пресвятой Богородицы. 1744 — На нижнем этаже Рождественского собора возобновлен и освящен храм во имя преподобного Алексия, человека Божия. 1764 — В Рождественский монастырь переведены монахини упраздненного Троицкого, что на Бору, девичьего монастыря.

— Согласно реформе распределения монастырей по разрядам, Рождественский монастырь становится штатным монастырем третьего класса. 1772 — В Рождественском соборе на средства монахини Надежды (Дашковой) по ее завещанию возобновлен придел во имя Космы и Дамиана и переосвящен в честь Троицы.

— Запрещено умерших монахинь погребать в стенах Рождественского монастыря, как находящегося внутри города, а хоронить их в Троице-Варницком, или Петровском, или в Богоявленском монастырях. 1794 — На нижнем этаже, под Троицким приделом, устроен и освящен придел во имя святителя Димитрия Ростовского, чудотворца.

1810 — Построено крыльцо, объединяющее храмы верхнего и нижнего этажей Рождественского собора. 1817 — На месте обветшалой колокольни построена новая над папертью Рождественского собора. 1818 — 10 мая обитель посетила императрица Мария Феодоровна.

1835 — В северо-западном углу монастыря построена монастырская гостиница. 1847 — 7 сентября в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы архиепископом Ярославским и Ростовским Евгением (Казанцевым) устроен храм тщанием игумений Павлы (Шатиловой) на средства монастыря и ростовского купца Максима Михайловича Плешанова.

1852 — К Тихвинскому храму пристроено двухэтажное здание с трапезной на втором этаже. 1854 — 3 декабря в трапезной освящен придел во имя святителя Николая и великомученицы Варвары. 1856 — 15 января в трапезной освящен второй придел в честь Толгской иконы Божией Матери. 1883 — Поновлены настенные росписи Рождественского собора.

1894 — 19 июля обитель посетил святой праведный Иоанн Крондштадтский. 1907 — 21 мая Божественную литургию в Тихвинской церкви служил святитель Тихон (Белавин), архиепископ Ярославский и Ростовский (1907—1913), будущий Патриарх Московский и всей России. 1926 — Закрытие монастыря. Рождественский собор передан музею. В Тихвинской церкви расположилась библиотека, в келиях квартиры горожан. 1926 — В Рождественском соборе разместился городской архив.

1960-е — Разобрана колокольня Рождественского собора. 1989 — Ввиду аварийного состояния Рождественского собора городской архив выведен, собор передан в ведение музея. 1992 — В помещениях бывших келий разместился Центр занятости населения.

1997 — Рождественский монастырь в аварийном состоянии возвращен Русской Православной Церкви; в Тихвинской церкви размещена городская детская библиотека; в бывших келиях проживает 40 семей. — 17 февраля здесь поселились первые насельницы обители вместе с настоятельницей инокиней Неофитой, принявшей через месяц монашеский постриг с именем Павла.

7/20 — В Вербное воскресенье в Троицком храме Рождественского собора состоялась первая Божественная литургия. 1998 — Освящен домовый храм во имя Апостолов Петра и Павла.

1999 — Церковь святителя Николая передана Рождественскому монастырю. 2001, Пасха — Настоятельница монастыря монахиня Павла возведена в сан игумении.

Мария Черниговская

Основательница Спасо-Песоцкого или как его называли в народе, Княгининого монастыря, заслуживает хотя бы небольшого рассказа. Кто она и какой она была?

Умная и деятельная женщина. Почтительная дочь князя Михаила Всеволодовича, вошедшего в историю как Михаил Черниговский. Любящая жена князя из Ростова Василько Константиновича. Хорошая мать, вырастившая двух прекрасных сыновей. Дальновидный политик и миротворец. Родственница Александра Ярославовича, того, который станет Невским. Составительница летописей с включенными туда прочувствованными повествованиями о подвигах и доблести людей русских.

Княгиня Марья и князь Василько обвенчались в 1227 году. Как спустя почти восемь веков узнать, что чувствовали друг к другу молодые? Хроники об этом не пишут … Но многое говорит за то, что чета в своей семейной жизни была счастлива. У молодых супругов появился сначала сын Борис, а потом родился второй – Глеб …

Русским князьям в этом веке катастрофически не хватало единства, амбиции и гордыня мешали им действовать сообща. Поэтому имена, данные княжеским детям – Борис, Глеб – имели глубочайший смысл, очевидный людям того времени.

Но пришел 1237 год и на русскую землю обрушилось несчастье – нахлынули орды Батыя. В битве на реке Сить погибает мученической смертью князь Василько Ростовский. Мария Черниговская становится вдовой в 25 лет, детям ее в это время было – старшему 7 лет, младшему не было и двух. Она берет в свои руки управление княжеством и до совершеннолетия сыновей разумно правит им.

Ростовские летописи середины XIII века – необычны, они содержат много поэтичных сведений, касающихся личности князя Василька, подробностей о героической и мученической смерти от рук татар Михаила Черниговского. Мария получила их из первых рук, от сына своего Бориса, бывшего очевидцем гибели деда в орде. Написанные любящей и талантливой рукой, ее летописи имеют прямое отношение к канонизации дорогих ей людей и к почитанию их между прочими общерусскими святыми.

Современное состояние[править]

Началось возрождение Рождественского монастыря 17 февраля 1997 года, когда в стены обители вошли пять насельниц из Толгского монастыря. Перед их глазами предстала страшная картина полного запустения и разрухи.

Ничего не было у первых насельниц: ни дров, ни продовольствия, ни благодетелей — одна лишь вера в помощь Матери Божией и Ростовских святых. Во всех храмах и монастырях, возвращенных Русской Православной Церкви, восстановление начиналось с очистки территории и зданий и вывоза грязи и мусора. Так было и здесь.

Поселились в одной неотапливаемой келлии. Божия Матерь послала сестрам первых помощников: увидев их усердные труды, местные жители потянулись к обители со своими дарами: кто нес картошку, кто хлеб, а кто и свою теплую одежду.

Собрали деньги на кровельное железо и покрыли им крышу Рождественского собора, которая протекала в то время довольно сильно. Одновременно подготовили Троицкий придел к богослужению: восстановили иконостас и заполнили его пока еще бумажными иконами, поставили песочные подсвечники, устроили аналой, приобрели богослужебные книги. В Вербное воскресенье в монастыре была совершена первая Божественная литургия. Со временем были восстановлены настоятельский корпус и Патриаршии покои.

2011 год открыл следующий этап в восстановлении монастыря Рождества Пресвятой Богородицы. Он положил начало устройству жизненно важных коммуникаций. Один Господь ведает, как в течение последних трех лет при крайней скудости средств и сил были выполнены работы по устройству наружных систем водопровода и канализации, подведен подземный газопровод к монастырю и оборудовано внутреннее газоснабжение 2-х корпусов.

28 октября 2014 года, в день празднования иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» и памяти свт. Афанасия исп., епископа Ковровского, произошло историческое событие. Был осуществлен пуск газа на объекты монастыря, которые более 600 лет отапливались только дровами и углем.

Все это время не прекращается благоустройство территории обители: расчистка от мусорных завалов, металлолома и облагораживание ее цветочными посадками. Заложен небольшой монастырский сад из плодовых деревьев и ягодных кустарников, организован нехитрый монастырский огород, который уже дал первые урожаи овощей для трапезы. Одновременно с этим матушке игумении Афанасии потребовались напряженные усилия, чтобы «собрать монастырские камни и землю». За этот период были проведены все необходимые процедуры по передаче бывших келейных построек и храма в честь иконы Божией Матери Тихвинской снова в лоно обители. К настоящему времени земельный участок, на котором располагается ансамбль монастыря, юридически оформлен и передан монастырю для содержания его объектов.

О расположении и названии

Полное наименование монастыря звучит так – Спасо-Яковлевский Димитриев мужской. Что означает длинный набор слов? И еще вопрос – почему один из его храмов находится за пределами монастырских стен? Начнем с названия. Точнее, с конца названия.

Многие улыбнутся: «Ну, то что мужской – понятно, раз там живут только мужчины».

А вот сами монахи так никогда не скажут. Во-первых, они приходят в монастырь НЕ жить, но – спасаться. А во-вторых, неверно утверждать, что там находятся одни мужчины. Нет обителей только с монахами-мужчинами или исключительно с женщинами-монахинями.

Дело тут вот в чем: любое церковное таинство проводится только священником-мужчиной. Поэтому для совершения обрядов мужское присутствие обязательно в женском монастыре, с другой стороны, в мужских монастырях всегда есть мирские женщины, выполняющие те или иные работы, к примеру, на кухне или в пекарне.

Недавно узнала вовсе удивительное: оказывается, на Житомирщине вот уже полвека существует – и не католический, а православный! – Мужской, и, одновременно, женский монастырь. В тихом пристанище Свято-Георгиевской обители поселка Городница вместе молятся и трудятся 46 сестер и 40 братьев …

Идем дальше. Благодаря обретенным в 1757г. мощам митрополита города Ростова Димитрия, в знак уважения к этому святому, к названию добавилось Димитриев.

А ранее, в 1389 году в Ростове занимал епископскую кафедру Иаков. Любопытный момент: Был он НЕ только современником заступника и молитвенника земли русской преподобного Сергия , но и его земляком.

Высоко взлетел Иаков, выходец из простых крестьян, за благочестивую жизнь свою удостоился быть поставленным епископом. Но судьба предназначила ему неожиданно отложить все апостольские дела и основать маленькую обитель, которая потом пышно разрастется в Спасо-Яковлевский монастырь Ростова Великого.

Случилось так, что в эту пору была осуждена на казнь некая ростовская женщина. За какие провинности последовало столь строгое наказание, летопись умалчивает, туманно называя их «беззакониями». Но несчастная бросилась к ногам Иакова, умоляя о снисхождении. Глава епархии проявил милосердие и «не выдал ее на смерть», избрав карой преступнице покаяние.

Это так возмутило ростовского князя и граждан города, что они изгнали сразу ставшего неугодным епископа.

Изгнанный Иаков вышел к озеру, снял свою святительскую мантию, расстелил ее на воде, встал на нее и поплыл. Люди бежали по берегу вслед за чудом и умоляли простить их. Плащ пристал к берегу, святой простил раскаявшихся ростовчан, забыл нанесенную ему обиду, но назад в город не вернулся. Так на этом месте возникла святая обитель, в которой соорудили братские кельи с деревянной церковью в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы. Здесь же в Яковлевском монастыре и закончил Иаков свои дни.

Но, надо заметить, вблизи незапланированно возникшей обители, вот уже больше века существовал еще один монастырь – Спасо-Песоцкий. Его, в самый разгар монгольского нашествия, основала необыкновенная женщина – ростовская княгиня Марья Черниговская. Из всего монастырского ансамбля до нас дошло единственное сооружение – Спасо-Преображенский собор, перестроенный в камне в XVII веке.

В 1765 году императрица Екатерина Великая упразднила древнюю обитель Спаса на Песках. Земли отошли государству, а все храмы и здания, ему принадлежавшие, были приписаны к Спасо-Яковлевскому Дмитриеву мужскому монастырю. Принадлежать-то они стали, но физически так и остались на прежнем месте. Вот почему так оказалось, что Церковь Спаса Преображения находится вне каменной стены с башнями, ограждающей существующую обитель.

Престольные праздники[править]

Рождество Пресвятой Богородицы

— 21 сентября

21 сентября /4 октября Обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1752

Икона Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»

— 6 ноября

28 октября /10 ноября Святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709)

4/17 декабря Великомученицы Варвары (ок. 306)

Николай Чудотворец, архиепископ Мирликийский, святитель

— 22 мая, 19 декабря

17/30 марта Преподобного Алексия, человека Божия (411)

23 мая /5 июня Собор Ростово-Ярославских святых: святителей и чудотворцев Рос­товских

Икона Пресвятой Богородицы «Тихвинская»

— 9 июля

Икона Пресвятой Богородицы «Толгская»

— 21 августа

Графиня Анна Алексеевна Орлова-Чесменская

В 1824 году разобрали каменный придел у Зачатьевского собора и построили Яковлевский храм. Образцом для него послужил Дмитриевский собор. В этом был заложен определенный подтекст – каждый из них посвящен великому святому, которых разделяют века, но объединяет та помощь страждущим, которую оказывают они припадающим с надеждой к их святым мощам.

Строили этот храм на деньги молодой графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской, единственной дочери знаменитого сподвижника Екатерины II – Алехана Орлова, вероятного убийцы ее супруга Петра III и похитителя несчастной княжны Таракановой.

Второй такой невесты не было в России. Рядом с ней всегда было много претендентов на ее девичье сердце, и, будем говорить прямо, на то многомиллионное приданое, что шло в комплекте с сердцем. Но отец не торопил ее с замужеством.

А потом Алексей Григорьевич неожиданно быстро умер. Анне в это время было 22 года. С его смертью привычный мир девушки рухнул и все вокруг для нее опустело – так много значил в ее жизни отец, укрывавший ее ото всех жизненных невзгод, словно могучий дуб под своей кроной.

Нет слов, чтобы выразить масштаб того богатства, что стало принадлежать этой девушке. Но она унаследовала от отца не только огромное состояние, но выдержку и твердость характера. Толпа воздыхателей продолжала расти, но сердце ее затрепетало только один раз – тогда, когда она встретила графа Николая Каменского. Но что-то не сложилось в их отношениях …

Тогда графиня, отвергнув всех женихов, решает посвятить себя делам благотворительности и религии. Она отправляется по монастырям на богомолье – сначала в Киев, а потом в Ростов в Спасо-Яковлевский монастырь. Сюда она будет регулярно ездить до 1820 года.

Пока в ее жизни не произойдет знакомство с одиозным Петром Никитичем Спасским, известным как архимандрит Фотий. Он будет оказывать на графиню мощнейшее влияние, подчинит ее волю, поработит душу, получит в свои руки ее состояние.

Их отношения станут неразрешимой загадкой, объектом пристального интереса и сплетен для современников. Но это уже другая тема и монастырь другой …

Паломнику[править]

Информации о монастырской гостинице нет.

Гостиница есть при Троице-Сергиевом Варницком монастыре.

Гостиница расположена на территории Троице-Сергиева Варницкого монастыря недалеко от озера Неро. Номера уютные и тихие. Внутри царит домашняя атмосфера и покой. В морозную погоду в номерах очень тепло. Персонал приветлив, дружелюбен и заботлив. Гимназисты с радостью проведут для Вас экскурсии по монастырю и его окрестностям. Питание тоже домашнее для вас всегда свежеиспеченные хлеб, коржики и пирожки. На территории есть магазинчик в котором можно купить что-то из еды.

Прасковья Жемчугова

Дмитриевский собор – портик со ступенями из белого камня, колонны с капителями, скульптуры мучеников в нишах, лепные барельефы – построен на средства беспримерно богатого графа Шереметьева. Поэтому его иногда называют Шереметьевским.

Считается, что он построен по обету, связанному с трогательной и грешной любовью Николая Петровича к ярославской Золушке – талантливой крепостной актрисе и певице Параше Жемчуговой.

Ярославская она постольку, поскольку все три существующие версии о месте ее рождения ведут к поселку Борисоглебскому, что под Ростовом.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]