30 августа. Преподобный Алипий, иконописц Печерский


Прп. Алипий Печерский. Икона (XIX в.) у раки мощей святого

Алипий Печерский
(+ ок. 1114), иконописец, иеромонах, преподобный Память 17 августа, в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер и в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских

Один из первых и лучших русских иконописцев, постриженик преподобного Никона, с молодых лет подвизался в Киево-Печерском монастыре. Иконописанию учился у греческих мастеров, с 1083 года украшавших Печерскую церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Преподобный Алипий писал иконы даром. Если узнавал, что в каком-нибудь храме образа обветшали, брал их к себе и поправлял безмездно. Если же случалось, что ему платили за труд, преподобный одну часть тратил на приобретение материалов для иконописания, вторую раздавал нищим и лишь третью оставлял себе.

Преподобный Алипий никогда не был праздным и оставлял иконописание только ради Божественной службы. Он был посвящён в сан иеромонаха и известен даром чудотворений ещё при жизни: так, он исцелил киевлянина, страдавшего проказой и гниением тела, помазав раны больного приготовленными для писания икон красками.

Много икон, писанных преподобным Алипием, прославились как чудотворные. Известны некоторые случаи, когда ангелы Божии помогали ему в святом деле писания образов. Так было с чудесно написанными образами для киевского храма на Подоле, из которых наиболее прославлена Владимирская-Ростовская икона Божией Матери (см. подробнее). В другой раз ангел написал икону в честь Успения Пресвятой Богородицы, когда преподобный Алипий лежал в предсмертной болезни. Тот же ангел принял душу преподобного, который скончался 17 августа не позже 1114 года.

Прп. Алипий Печерский. Фрагмент иконы «Древо Печерских святых» (1660-е гг.) из церкви Благовещения г. Углича. Угличский музей

Святой Алипий был погребён в Ближних пещерах. У правой руки преподобного три первые перста сложены совершенно равно, а два последние пригнуты к ладони — в таком молитвенном осенении себя крестным знамением он скончался. Одна из написанных им икон — Пресвятой Богородицы с Младенцем-Спасителем и с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими, именуемая Свенской, хранится ныне в Государственной Третьяковской галерее.

Алипий Печерский, биография в иконах

Все сведения о жизни святого иконописца связаны с написанными им образами святых. Точной даты его рождения и информацию о родителях история не сохранила. Первые сведения об Алипии относятся к временам князя Всеволода Ярославовича.


Преподобный Алипий Печерский

По ходатайству преподобного игумена Никона, которому явились усопшие 10 лет тому назад преподобные отцы Антоний и Феодосий и предложили пригласить иконописцев с Греции, началась реставрация Печерской церкви, а параллельно и обучение иконописи на Руси.

Об иконах:

  • Иконопочитание в православии
  • Кто пишет иконы для церкви
  • Выбор иконы-заступницы

Родители Алипия, имя которых история не сохранила, видя способности сына к рисованию, упросили греческих мастеров взять его на обучение. Молодой подмастерье стал свидетелем удивительного явления святого образа Пречистой Божьей Матери в момент украшения живописью и мозаикой алтаря в Печерской церкви.

Лик Богородицы засиял ярчайшим светом, и из ее уст вылетел белоснежный голубь, он облетел через весь храм и влетел в Уста Спасителя, изображенного на иконе в верхней части церкви.

Юноша, окутанный благодатью Духа Святого, с радостью и благоговением помогал учителям. По окончании работ, когда церковь засверкала новыми освященными образами, греки вернулись на родину, блаженный Алипий принимает решение стать иноком, на что его благословил преподобный игумен Никон.

Одаренный Богом иконописец вначале видел будущие творения внутри себя, он как бы чувствовал души изображаемых святых, воплощая их на иконах. На святых ликах, созданных блаженным художником, чувствуется душевный образ изображенного святого, переданный весьма искусно.

Работа во славу Господню

Искусный мастер не видел своей жизни вне написания икон, он работал не ради денег, а для славы Господней, распространяя безвозмездно свои творения среди священства, братии и простых молитвенников, приходящих в церковь. С большим трепетом блаженный иконописец относился к старинным ликам святых, с радостью реставрируя их, не требуя за это платы.

Праздность была незнакома святому, если он не творил, то пребывал в богослужении. Слава о посвященном в иеромонахи Алипии, обладающем чудотворной силой, ширилась не только по Киеву, но и далеко за его пределами. Часто заказчики за работу оставляли деньги, которые святой делил на три части:

  • на материалы для работы;
  • для нужд монастыря;
  • для нищих.


Алипий Печерский пишет образ Богородицы

В те дни, когда заказов не было, блаженный мастер писал для собственного удовольствия, потом он дарил свои работы тем, кто жертвовал золото и серебро для украшения божественных ликов. Работая днем, по ночам святой бодрствовал и молился, часто пребывая в посте. Он оставлял иконописание только ради молитвенных богослужений, которые никогда не пропускал.

Чудеса святого иерея

Чистота, добродетель, терпение и другие богоугодные качества святого были замечены игуменом монастыря, преподобный Алипий возводится в иереи. Монахи сравнивают его со свечой в светильнике Божьем, он стал примером для подражания, демонстрируя красоту добродетелей. Господь одарил блаженного даром чудотворить, исцелять больных и помогать обездоленным людям.

Исцеление прокаженного

Этот случай остался в истории Печерской церкви и передается из поколения в поколение. Богатый киевлянин страдал от проказы, он объездил всех знахарей, обращался к волшебникам и язычникам, но его состояние только ухудшалось. Услышав от друзей совет пойти и поклониться святым образам в Печерском монастыре, больной проказой нехотя согласился.

Больного встретил сам игумен, напоил святой колодезной водой, ею же обмыли его лицо. То, что произошло дальше, повергло всех в страх. На теле прокаженного стали вскрываться раны, гной тек ручейками, наполняя зловонным смрадом все вокруг. В отчаянии, с чувством стыда и позора, киевлянин удалился в свой дом, закрылся в нем на долгое время в ожидании смерти.

Прошло время, прокаженный начал молиться, взывать к Богу и решил возвратиться в монастырь и покаяться в грехах. Господь даровал встречу больного и блаженного Алипия, который рассказал прокаженному о силе крови Иисуса, покаянии и прощении.

Блаженный для исцеления от проказы помазал больного красками, отвел его в храм для причастия, после чего сказал умыться водой, предназначавшейся для омытия священников, принявших Святые Таинства. Чудо было явлено сразу, проказа струпьями спадала с больного, он в здравии возвратился домой.


Икона святого Алипия Печерского

Подобно Иисусу, исцелившего прокаженных (Мат. 8:4), Алипий велел освобожденному от проказы показаться священнику и принести благодарственные дары Богу. В память об исцелении прадеда, в знак благодарности Богу, потомок этого киевлянина пожертвовал золото для оковки священного кивота.

Подобно Христу, блаженный иконописец помазал больного красками, как Иисус глаза грязью (Иоан 9:6-7), потом умыл его водой для исцеления физического и прозрения духовного, чтобы спала слепота души.

Иконописец после исцеления больного обратился ко всем присутствующим с Божьим словом, подчеркнув, что в мире хотят служить двум господам, но Бог ревнитель, Он Свою славу никому не отдает (Матв. 6:24).

История с семью иконами

Зная отношение святого к деньгам, двое монахов решили этим воспользоваться, когда к ним обратился знакомый киевлянин с просьбой о написании икон святым отцом для нововозведенной церкви. Благочестивым мужем было передано серебро и доски для написания святых образов. Прошло время, заказчик спрашивает о результате, а мошенники, присвоившие серебро, сказали, что иконописец сказал дать еще денег.

Киевлянин не стал спорить и второй, третий раз заплатил, только бы получить иконы, написанные святым, ибо знал, что многие из ранее переданных в храмы святых ликов обладают чудотворной силой. Через некоторое время негодные монахи заявили, что иконописец деньги взял, а писать не хочет.

Терпению христолюбивого мужа пришел конец, он взял дружину и поехал в монастырь с жалобой к игумену. Вызванный Алипий очень удивился новости, сказал, что ничего не слышал об этом заказе. Монахи подтвердили, что видели доски в помещении монастыря, они отправились их принести.

Трудно передать восторг, удивление, благоговейный трепет от увиденного чуда, явленного в искусно расписанных святых образах. Все присутствующие пали на колени в молитве благодарения Богу, увидев иконы Богородицы и Спасителя, написанные рукой ангела.


Копия с древней иконы, написанной Алипием Печерским

Пришедшие мошенники, не видя чудом расписанных образов святых, сразу начали обвинять Алипия в обмане и присвоении денег. Разгневанный игумен, указал на расписанные самим Творцом иконы, сказал, что они являются свидетелями невинности иконописца. Обманщики пали на колени, признались в грехе, но были изгнаны из монастыря.

Один раз согрешивший, не может остановиться в своей злобе, если не покается.

Так, выгнанные из обители монахи стали ходить по городу и распространять хулу, что они написали иконы, а блаженный мастер обманул всех, приписав работу Духу Святому. Горожане шли в церковь, чтобы увидеть чудотворные образа. Господь Сам встал на защиту богопомазанного мастера. В результате пожара, случившегося на Подоле, сгорела и церковь, в которой хранились святыни, однако, на пепелище были найдены семь икон в неповрежденном виде.

Князь Владимир Мономах услышал о чуде, содеянном Богом ради оправдания Алипия, он приехал на место сгоревшей церкви, выбрал икону Богородицы и отправил ее в Ростов, в построенный им храм. Несколько раз случались пожары и разрушения и в ростовской церкви, но лик Святой Богородицы оставался невредимым, являясь подтверждением добродетельной жизни преподобного святого Алипия Печерского.

Великие древнерусские иконописцы: св. Алипий Печерский, Феофан Грек.

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 17Следующая ⇒

Великие древнерусские иконописцы: св. Алипий Печерский, Феофан Грек.

Имя прп. Алипия (Алимпия) Печерского стоит первым среди русских иконописцев. Он именуется родоначальником русских иконописцев и открывает собою ряд замечательных русских мастеров.

Жил преподобный в конце XI начале XII вв. Предположительно, родиной его был Киев. Родители видели в сыне склонность к изобразительному искусству и отправили его к мастерам грекам, прибывшим в Киев для украшения Успенской церкви Киево-Печерского монастыря.( «Сей Алимпий, во дни благоверного князя Киевского Всеволода Ярославича, предан бысть родителями греческим иконописцам, пришедшим (1084 г.) на украшение святые Печерские церкви в научение иконного изображения» Патерик Киево-Печерского монастыря. – Киев, 1863 г., л.147 ) Уже вскоре юный Алипий работал со своими учителями, помогая им. Смирение, трудолюбие и нестяжательность были характерными чертами его. После окончания работ по росписям храма прп. Алипий принимает монашеский постриг в Киево-Печерском монастыре от прп. Никона.

Молодой инок-иконописец отличался исключительным трудолюбием и любовью к своему святому делу. Развивая свой талант прп. Алипий более всего страшился праздности. Бескорыстие и благотворительность преподобного сочетались у него со смирением, чистотой, терпением, любовью.( Незлобие сердца прп. Алипия запечатлено и в службе ему – «Никогда же бо огорчися еси на оскорбляющих тя, ниже воздал еси злом за зло». Тропарь 8 песнь канона) За высокие христианские качества прп. Алипий был рукоположен в иеромонаха.

Богоугодная жизнь праведника привлекала к нему людей, обращающихся с просьбой молитвы о них. В житии описаны случаи чудотворения преподобного, чудесное написание образа Спасителя, Богородицы, святых.( Особенно замечательны были 7 великих икон, которые написал прп. Алипий по заказу одного киевлянина для устроенной им деревянной церкви на Подоле. Написаны были «зело хитро»; после пожара в храме сохранились невредимы. – Макарий (Булгаков) митрополит Московский. История Русской Церкви.) Чудесным образом написана икона «Успения Божией Матери», когда преподобный находился уже на смертном одре. На вопрос игумена, кто написал икону, преподобный ответил «Ангел написа ю, и ее тоиже предстоит, пояти мя хотя». Это были последние слова преподобного. Праведная кончина прп. Алипия наступила 17 августа 1114 г

., через день после праздника Успения Богородицы. Память преподобного совершается 17 \ 30 августа.

Источники указывают несколько икон, которые принадлежат кисти прп. Алипия: икона «Владимирской Богоматери»

из Ростовского собора,( Это один из первых списков с иконы «Владимирской Богородицы». По преданию писана самим Ангелом за прп. Алипия. Принесена в Ростов князем Владимиром Мономахом. Находилась в иконостасе Успенского собора. Икона погибла под рукой неопытного «реставратора» в начале XIX в) икона
«Божией Матери Печерская
» из Свенского монастыря города Брянска и икона
«Царь царем»
или «Предста Царица» из Успенского собора Московского Кремля.( По исследованиям специалистов эта икона датируется XIV в. Известно, что икону поновлял в XVIII в. иконописец К. Уланов)

Феофан Грек.

Творчество Феофана Грека и прп. Андрея (Рублёва) кладет отпечаток на все церковное искусство XV в., в течение которого оно достигает вершины своего художественного выражения. Это — классическая эпоха русской иконописи.

Византийский столичный художник прибыл в Новгород зрелым мастером, уже расписавшим много церквей в Константинополе, Халкидоне и Галате (приделы Константинополя), Кафе (в Крыму), возможно, и некоторых других городах. По некоторым данным, им до приезда в Новгород было расписано не менее 40 храмов. Его называют «преславным мудрецом, философом зело искусным». Как отмечает прп. Епифаний Премудрый, Феофан совершенно не обращался к образцам, а писал, размышляя и разговаривая с приходящими посмотреть рождение его творений.

Впервые в Новгороде Феофан Грек упоминается в 1378 г. при росписи храма Спаса Преображения. Большая творческая энергия позволила Феофану за короткий срок работать над росписями нескольких храмов и иметь много последователей его творчества.

Оставив яркий след в новгородском искусстве, уже вскоре Феофан Грек оказывается в Северо-Восточной Руси, в Нижнем Новгороде. Мастер участвует в создании фресок и иконостаса в Спасском соборе и церкви Благовещенского монастыря. Не исключено, что в 1392 г. Феофан расписывает собор в Коломне, который построен был Дмитрием Донским. Кроме Коломны, возможно, Феофан Грек работал в Спасо-Преображенском соборе Переславль-Залесского около 1403 г.

Появление известного мастера в Москве отмечено летописью под 1395 г., когда он, вместе с Симеоном Черным, расписывал церковь Рождества Богородицы, Архангельский собор (1399 г.) и ряд других храмов(Известно также, что Феофан расписал стены каменных палат великого князя Владимира Андреевича «неведомой росписью»).

Феофан Грек был одним из проводников на Русь движения исихазма. По словам Епифания Премудрого, в работе «умом дальняя и разумная обгадоваше, чувственныма бо очима разумныма разумную видяше доброту си», то есть умом постигал далекое духовное, ибо просвещенными, одухотворенными чувственными очами видел духовную красоту.

Основные работы, сохранившиеся до нашего времени, принадлежащие бесспорно кисти великого мастера, находятся ныне в Новгороде, в иконостасе Благовещенского собора Кремля

(1405 г.). Год смерти Феофана Грека неизвестен, летописи не упоминают о нем после 1405 г. Его творчество и огромный самобытный талант оказали огромное влияние на русскую церковную культуру. Дало яркий пример творчеству многих мастеров.

В ряду первых и крупнейших художников эпохи исихазма стоит Феофан Грек. Он прибыл на Русь в конце XIV века уже будучи известным мастером. Епифаний Премудрый сообщает, что Грек расписал сорок церквей в Константинополе, Галате, Кафе и других городах. Первой известной работой Феофана на Руси является роспись церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде (1378 г.). Освящение этого храма во имя Преображения Господня стало основой программы для его росписи. К сожалению, фрески плохо сохранились, до нашего времени дошли лишь небольшие фрагменты. Но и в таком фрагментарном виде работа Феофана Грека поражает удивительным живописным мастерством, глубиной и неординарностью образного мышления мастера. Сразу же как вы переступаете порог небольшого, но сильно вытянутого вверх храма, вас буквально останавливает взгляд Христа-Пантократора, изображенного в куполе: из его широко раскрытых глаз словно сверкают молнии. Этот образ заставляет вспомнить слова из Св. Писания: «Бог наш есть огнь поядающий» (Евр. 12.29) или «Огонь пришел Я низвести на землю» (Лк. 12.49). Образ Пантократора доминирует в пространстве храма, и он дает ключ к образному прочтению всего ансамбля. Для Феофана, как и для всякого исихаста, Бог — это прежде всего Свет, но этот Свет выступает здесь в ипостаси огня. Этим огнем мир испытывается, этим огнем мир судится, этот огонь сжигает всякую неправду, разделяя творение на свет и тьму, небесное и земное, духовное и душевное, тварное и нетварное. Огонь — это меч, пронзающий плоть мира (Евр. 4.12). Отсюда живописный язык Феофана — он сводит всю палитру к своеобразной дихотомии: все пишет двумя красками — охрой и белилами; мы видим как на охристо-глиняном фоне (цвет земли) вспыхивают молнии белильных бликов (свет, огонь). Все написано невероятно энергично, с некоторой гипертрофированностью эффектов, с усилением смысловых акцентов.

В исследовательской литературе было много дискуссий по поводу необычного колористического решения феофановской росписи. Некоторые ученые выдвигали версию пожара, который обесцветил живопись. Но археологи следов пожара не обнаружили, а реставраторы подтвердили, что красочный слой был таким изначально. К тому же знакомство с исихастской живописью других стран, например балканского региона, показывает, что подобный случай не единичен. Да и образный феофановской строй росписи говорит о том. что монохромность избрана мастером вполне сознательно, как метафорический язык. Цветовой минимализм этой росписи может быть соотнесен по аналогии с отказом от многословия в молитве, который исповедовали исихасты; сводя свое правило к нескольким словам Иисусовой молитвы, исихасты добивались невероятной концентрации мысли и духа. Такой же концентрации добивается и Феофан Грек.

Из всего ансамбля Преображенской церкви наиболее сохранным оказался купол с барабаном. Рассмотрим его подробнее. В скуфье вокруг Христа Пантократора изображены ангельские силы, ниже, в барабане — пророки. Подбор пророков необычен, как и все у Феофана, что позволяет «прочитать» его замысел. Здесь изображены так называемые до-потопные пророки, то есть праотцы, жившие до потопа, до первого Завета, который заключил Бог с человечеством в лице Ноя. Таким образом, мы видим: Адама, Авеля, Сифа, Еноха, Ноя. Из поздних пророков в этот ряд включены только Илья и Иоанн Предтеча. Замысел весьма прозрачен: первый мир погиб от воды, второй погибнет от огня, спасение в первой катастрофе Ноя в ковчеге есть провозвестие Церкви. Огненый пророк Илья возвещал об этом божественном огне и сам взошел на огненной колеснице на небо (4 Цар. 1-2). Последний пророк Ветхого Завета Иоанн Предтеча проповедовал, что Христос будет крестить Духом Святым и огнем (Мф. 3.11).

Сравнительно хорошо сохранились росписи в небольшом приделе, посвященном Св. Троице, — это маленькое помещение на хорах, предназначенное для индивидуальной молитвы. Программой этой росписи стало созерцание подвижниками Святой Троицы. На восточной стене написан образ «Явление трех ангелов» («Гостеприимство Авраама»). В нижней части фрески изображены Авраам и Сарра, приготовляющие трапезу. В верхней — образ Св. Троицы — три Ангела вокруг жертвенной трапезы. И здесь Феофан верен своему принципу монохромности — даже образы Ангелов написаны в два цвета — охрой и белилами. Общий тон фигур и фона написан в коричневой гамме, а белилами проставлены и обозначены основные акценты — очертания нимбов, блики на крыльях, посохи с трилистниками на конце, тороки-слухи в волосах, движки на ликах и глазах. Причем обращает на себя внимание тот факт, что зрачки в глазах Ангелов не написаны, вместо этого в них положены ярко-белые белильные мазки — «огни Его , как пламень огненный» (Огкр. 1.14).Следует напомнить,что в кн. Бытия вслед за описанием Гостеприимства Авраама следует истребление Содома и Гоморры — «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем,серу и огонь от Господа с неба» (Быт. 19.23).

По стенам, с трех сторон, изображены столпники и пустынники — те самые подвижники молитвы, которые бежали от мира, чтобы в уединении практиковать безмолвное созерцание. Все они предстоят Св. Троице. В образах подвижников дихотомия феофановского колорита обретает особую напряженность. На наших глазах активность белого цвета нарастает от образа к образу. Вот святой предстает с руками, выставленными вперед, на кончиках его пальцев энергичные мазки белил — он словно касается света, ощущает его почти физически. Он вступает в этот свет. Это святой столпник Даниил. Свет скользит свободными потоками по его одежде, пульсирует на завитках волос, отражается в глазах. Св. Симеон Дивногорец представлен в позе оранта с разведенными в стороны руками. Света на его одежде напоминают острые пронзающие молнии, стрелами вонзающиеся в его ветхую плоть. В раскрытых глазах нет зрачков, но в глазницах изображены белильные движки (тот же прием мы видели в образах Ангелов композиции «Св.Троица») — святой видит этот свет, он наполнен этим светом, он им живет. Столпник Алимпий изображен с руками, сложенными на груди, его глаза закрыты, он слушает свое сердце, как и советовали исихасты: «Опусти ум свой в сердце и тогда молись». И, наконец, апофеоз преображения и погружения в свет — образ св. Макария Египетского. Удлиненная свечеобразная фигура подвижника вся объята светом, как белым пламенем; это столп света. На белой фигуре выделяются написанные охрой лик и руки (!), выставленные вперед перед грудью с ладонями, раскрытыми вовне. Это поза приятия благодати, открытости. Белильные блики вспышками написаны на лике Макария, но глаза не написаны вовсе. Этот странный прием вновь избран сознательно: святому не нужны телесные очи, он внутренним (духовным) взором видит Бога, он не смотрит на мир внешний, он весь внутри. Св. Макарий живет в свете, он сам есть этот свет («Уже не я живу, но живет во мне Христос». Гал. 2.20). Лик и руки на фоне света, в котором едва различимы очертания фигуры святого — образ исключительной силы, найденный Феофаном. Это классическая иллюстрация православного мистического опыта: подвижник в процессе богообщения погружается в свет, в божественную реальность, но при этом не растворяется, как соль в воде (как учат, например, восточные религии), а всегда сохраняет свою личность, которая требует очищения и преображения, но остается всегда суверенной. Христианство исповедует целостность личности и межличностный принцип богообщения, который проистекает из тайны Божественной Троицы, внутри которой Лица пребывают «неслиянно и нераздельно». Христос молился о единстве учеников: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино» (Ин. 17.21). Ты и Я — в общении Бога и человека всегда сохраняются, личностному Богу может отвечать только человек как личность. Не всегда в аскетической традиции восточно-христианского монашества этот принцип строго соблюдался, но отцы-исихасты об этом напоминали всегда.

Можно сказать, что образы столпников и пустынников Троицкого придела представляют собой как бы различные ступени обожения, различные ступени той лествицы, о которой писал один из столпов исихазма св. Иоанн Лествичник, игумен Синайского монастыря. И на самой высшей ступени Феофан ставит св. Макария Египетского, подвижника IV века, стоявшего у истоков монашества. С его именем обычно связывают и начало исихастской традиции. Феофан наглядно демонстрирует нам, как воздействует Фаворский свет на подвижника. Это своеобразная и весьма яркая проповедь исихастского пути, призыв следовать ему. В письме к епископу Кириллу Тверскому Епифаний Премудрый писал, что Феофан был философом и весьма искусным в беседе, увлекал всех своими рассказами. Глядя на эту роспись, можно отлично себе это представить. И здесь в работе над росписью новгородской церкви Спаса Преображения греческий мастер проявляется не только как виртуозный живописец, но и как глубокий богослов и яркий проповедник. Некоторые исследователи пытались вследствие необычности художественной манеры Феофана приписать ему связь с еретическими движениями современного ему Новгорода, в частности, со стригольниками. Но эти версии совершенно несостоятельны, потому что стригольники были антитринитариями и никогда бы не поднялись до таких высот исповедания Св. Троицы, как это мы видим у Феофана. Напротив, именно благодаря яркой образности художественного языка Грека его роспись становится настоящей проповедью православного духовного опыта, к тому времени еще мало известного на Руси, опыта, связанного с самыми истоками христианской ортодоксии.

Феофану Греку приписывают также создание знаменитой иконы Донской Божьей Матери (ок. 1395 г.). Достоверных сведений в пользу авторства Феофана нет, но стиль живописи выдает руку мастера-грека, а- образный строй иконы свидетельствует об исихастской направленности его мысли. Образ Богородицы Донской написан явно под влиянием знаменитой Владимирской Богоматери, которую в конце XIV века перенесли из Владимира в Москву. Живописная манера сочная, свободная, цвета насыщенные, глубокие, плавь мазков создает драгоценную поверхность. Так писали в это время в лучших мастерских Константинополя. И сам образ Богоматери и Младенца Христа трактован глубоко и неординарно. Особенно активную роль здесь играет синий цвет и золото. Золотым помимо фона (теперь фон счищен до левкаса и выглядит белым) написаны одежды Христа (символ Его царского достоинства), кайма на мафории Богородицы (символ Ее духовных даров, которыми Она украшена) и звезды (символ Ее непорочности). Глубоким синим тоном написаны клав на рукаве Христа, чепец и рукав нижнего платья Марии. Но самая удивительная деталь — это синий свиток в руке Иисуса, перевитый тонкой золотой нитью. Это символ учения Христа, Слова, пришедшего в мир.

Удивительно написаны лики Христа и Богородицы — мягкая плавь с легкой подрумянкой словно хранит тепло плоти, из глаз струится нежный свет. Хочется сказать, что это тихий свет, но в глубине глаз таится невероятный источник энергии, который сообщает образам силу и внутреннюю заряженность, необыкновенную концентрацию духа. Здесь Феофан обходится без внешне экстравагантных приемов, как это было в новгородских фресках, но, активизируя традиционный язык, мастер создает образ не меньшей убедительности и духовной силы.

Икона Донской Богоматери двухсторонняя, выносная. На ее оборотной стороне написан образ «Успения Пресвятой Богородицы», так как она предназначалась для Успенского собора Коломны. Художник представляет композицию Успения в сжатом, сокращенном варианте (без апокрифических сюжетов — перенесения апостолов из разных концов света к ложу Богоматери и др.). Все внимание мастер сосредотачивает на главном — Христос приходит за душой Богородицы. На ложе возлежит Божья Матерь, вокруг стоят апостолы, пришедшие проститься с Ней. Лаконизм иконографической схемы заставляет более активно работать каждую деталь. Например, свеча, стоящая перед ложем Богородицы — весьма многозначный символ. Это и жизнь святого, который, сгорая, отдает свет, и молитва, которая возносится Богу, свеча также символ Богоматери, которую в Акафисте величают «свечой светоприемной». Свеча корреспондирует с фигурой Христа в золотых одеждах. Над головой Христа — ярко-красный серафим. Образ Христа также напоминает свечу. Свеча и фигура Христа определяют основную вертикальную ось композиции; вместе с горизонтальным ложем Богоматери образуется крест — символ Христовой победы, Воскресения, Торжества жизни над смертью. Палаты с двух сторон фланкируют композицию, словно направляя наше внимание к центру, к действию, происходящему у ложа. Сконцентрированное, несколько затиснутое пространство разделяется как бы на две зоны, как реальность, разделенная на два пласта: видимый и умопостигаемый. В первом — апостолы, пришедшие проститься с умирающей Богородицей, во втором — явление Христа с душой Марии на руках в виде запеленатого младенца. Рядом с Христом два святителя — это Иаков Брат Господень и Иерофей Афинский (оба мученики, жившие в 1 веке). Первое, что бросается в глаза — странный темный, иссиня-черный цвет мандорлы, окружающей фигуру Христа. Мандорла — знак божественной славы, света, сияния, которое сопровождает Христа. Почему же Феофан пишет мандорлу темно-синей, почти черной? Обратимся вновь к исихастской традиции. Отцы-исихасты называют божественный свет — сверхсветлой тьмой, уча, что в глубине своей свет этот непроницаем так же, как и непознаваем Бог. Этот неприступный свет может восприниматься человеком как темнота. Свет ослепляет человека и встреча с ним многими подвижниками воспринималась как вхождение в мрак. Вспомним, что Павел на пути в Дамаск был ослеплен этим светом (Деян. 22.6-11). Об этом пишут св. Симеон Новый Богослов, Григорий Палама и другие мистики и богословы. На темном фоне мандорлы ярко выделяется фигура Христа в золотых одеждах и над Его головой огненный серафим ярко-красного цвета — здесь Феофан остается верен любви к экспрессивным приемам.

Итак, на примере двух работ Феофана Грека — фресок церкви Спас-Преображения в Новгороде и иконы Богоматери Донской с Успением на обороте из Коломны — мы можем судить о художнике как о ярчайшем представителе искусства исихазма. Энергичная манера, яркие запоминающиеся образы, глубинные духовные прозрения и знание мистического созерцательного опыта — все это открывает нам личность самобытную, темпераментную, необычайно одаренную.

⇐ Предыдущая9Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Икона, написанная ангелом

В 1114 году пришло время, когда Господь призвал святого на Небеса, но перед его кончиной явил еще одно чудо. Отец Алипий взял заказ на написание божественного лика Божьей Матери, пообещав выполнить его к празднику Успения Богородицы, но сам слег в предсмертном ожидании. Заказчик очень волновался, но получил убедительное обещание, что заказ будет выполнен в срок.

Прождав определенное время, благочестивый муж снова пришел к святому и застал его умирающим, впал в великую скорбь. После ухода опечаленного и разочарованного мужа к умирающему блаженному явился прекрасный юноша, который взял кисти и начал писать икону Богородицы. Через три часа великолепное творение было готово, и святой понял, что Сам Бог послал ангела, чтобы творить через него.


Ангел Господень помогает Алипию завершить образ Успения Богородицы

В полночь исчез ангел и картина, нарисованная ним. Благочестивый муж тоже не спал в эту ночь, он молился и спрашивал Господа, в чем его грех, что Творец не благословил его новой иконой. Поутру он пошел в храм просить Бога о прощении грехов, открыв двери, пал на колени, увидев святой образ, стоящий на приготовленном для него месте.

Радостный муж поехал в монастырь, сообщил о чуде, явленном через преподобного отца Алипия, игумену и братии, после чего блаженный тихо почил 17 августа по старому стилю. Покрытое пеленами тело святого было положено в Антониевой пещере, где хранится и поныне.

Преставление преподобного

Перед уходом в мир иной Алипию было явлено еще одно удивительное чудо. Незадолго до своей кончины мастер взялся выполнить заказ на написание иконы Божьей Матери. Преподобный пообещал сделать работу до Успения Богородицы, однако вскоре ослаб и слег. Несмотря на свое тяжелое состояние, он очень волновался о том, чтобы осуществить обещанное и не подвести заказчика.

Господь, услышавший чаяния и мольбы святого художника, послал ему в помощники светлого ангела. Легенда повествует о том, что перед умирающим Алипием предстал прекрасный юноша, который за несколько часов полностью завершил образ Царицы Небесной.

Человек, заказавший икону, был вне себя от радости и искренне благодарил за невероятно прекрасную картину. После этих событий преподобный Алипий Печерский спокойно почил. Датой его смерти считается август 1114 года. Тело святого похоронили в ближних (Антониевых) пещерах. Здесь мощи иконописца находятся и по сей день.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]