Прп. Никола Святоша. Гравюра, Киев, 1661 г. |
Никола Святоша
(+ 1143), князь Черниговский, Печерский чудотворец, преподобный Память 14 октября, в Соборах прпп. отцев Киево-Печерских Ближних Пещер и всех прпп. отцов Киево-Печерских, а также Брянских, Волынских, Киевских, Тульских и Черниговских святых
В миру Святослав, был правнуком великого князя Ярослава Мудрого и сыном князя Давида Святославича Черниговского. Святоша был Луцким князем, имел жену и детей (дочь его была впоследствии замужем за Новгородским князем святым благоверным Всеволодом-Гавриилом.
17 февраля 1106 года святой князь, оставив семейство, принял постриг в Киево-Печерской обители. Здесь Никола-Святоша с великим смирением проходил послушания: три года работал в поварне, для которой рубил дрова и носил воду, следующие три года был привратником в монастыре. Около своей келлии святой развел сад. На свои средства он построил в монастыре храм во имя Святой Троицы и больничную церковь во имя святителя Николая, своего небесного покровителя. Впоследствии эта территория была выделена в отдельный Троицкий Больничный монастырь.
Преподобный Никола стал первым из русских князей, принявших иночество. Он терпеливо переносил упреки своих братьев за решимость вести жизнь безответного послушника. Врач преподобного, Петр, доказывал князю-подвижнику, что подвиг такого послушания повредит его здоровью. Но внезапно врач сам заболел и исцелился лишь по молитвам преподобного Николая. Тогда Петр постригся в монахи.
Пройдя разные послушания, преподобный Никола наложил на себя обет безмолвия. Когда святой получал деньги, то употреблял их на украшение храма, на покупку книг (ибо любил книжное чтение) или раздавал нищим. Был усердным миротворцем. В 1142 году он примирил черниговских князей с великим князем Всеволодом.
Скончался в 1143 году и был погребён в Ближних пещерах. Вскоре после его кончины тяжело заболел его родной брат князь Изяслав. Игумен обители послал больному власяницу преподобного. Изяслав надел ее и исцелился.
Преподобный Никола Святоша, князь Черниговский, Печерский чудотворец (+ 1143)
Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание)
Память его празднуется 14 окт. в день преставления, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста тесте с Собором всех прпп. отцев Киево-Печерских
Прп. Никола, в миру князь Святослав-Панкратий Давидович (Святоша было уменьшительное имя Святослава: так звали его родные) черниговский, родился ок. 1080 г. и был сыном князя Давида Святославича, прославившегося своей благочестивой кончиной, и внуком вел. князя Святослава Ярославича, покровителя печерских иноков. Он первый из князей принял постриг
(1106) с наречением ему имени Николай и прошел послушание привратника, трапезаря и повара, после чего уединился в келье ради безмолвия и непрестанной Иисусовой молитвы. Около кельи своей он развел сад. Золото, которое братья посылали ему, он отдавал настоятелю, и на него были приобретены для монастыря книги. Эта смиренная жизнь бывшего князя раздражала его братьев. У него был друг Петр, бывший его врач, приехавший с ним из Чернигова. Он часто посещал его, и в его словах прп. Никола ясно распознал мысли братьев. «Советую тебе, как и научающим тебя, — говорил он ему тогда, — заботиться больше о себе самом. Разве ты не советуешь больным воздержание? Если никто из князей не шел этим путем, я буду первым, по примеру Царя Небесного». Раз Петр заболел, но по совету преподобного не стал лечиться, и преподобный исцелил его своей молитвой. Он очень желал, чтобы Петр стал монахом. Раз заболел он сам. Петр в страшном горе высказал желание умереть за него. «Пусть будет так, если ты этого хочешь, — ответил преподобный. — Помолимся вместе Богу, чтобы свершилась Его святая воля. Только помолимся как монахи». Тогда Петр решил постричься, Через 3 месяца он умер, а прп. Никола исцелился и прожил еще 33 года. Когда же он скончался (14 окт. 1143), то огромная огорченная толпа собралась на
его погребение.
Более всех плакали его братья. Игумен подарил старшему из них, Изяславу, крест его, подушку и скамейку, на которой он молился. Когда же князя Изяслава разбил паралич и он лишился языка, послали в монастырь за святой водой. Но настоятель приказал сначала облить этой святой водой гробницу прп. Феодосия и с нею вместе послать власяницу прп. Николы. Когда посланец подходил к городу, больной пришел в себя и проговорил.- «Идите все за город навстречу преподобным Феодосию и Николе!» Когда же посланец вошел, он воскликнул: «Никола, Никола Святоша!» Его напоили святой водой, облекли во власяницу, и он исцелился. С тех пор в боях он стал носить эту власяницу на кольчуге. Однажды он впал в грех и не посмел надеть власяницу. В этом бою он был убит. Погребли его, по его завещанию, во власянице прп. Николы.
• До принятия пострига в феврале 1106 г. Святослав-Панкратий был луцким князем и владел землями в Черниговском княжестве.
•
В Печерском монастыре преподобный подвизался 36 лет, погребен в Ближних (Антониевых) пещерах.
Богоявленский кафедральный собор в Елохове
Ныне мы празднуем память одного из самых удивительных святых. Что может быть удивительнее, когда человек оставляет богатство и почести знатного рода ради нищеты духовной.
В наше время таких людей почти не осталось. Все стремятся получить как можно больше денег, для земных наслаждений и популярности.
Преподобный, которого славит в этот день Святая Церковь даже имя носил простецкое – Никола Святоша.
Хотя, он был Князь Черниговский из рода Рюриковичей. Был сыном Князя Давида и внуком Святослава.
И помыслил он, как обманчиво все в суетной этой жизни. И что все земное протекает, проходит мимо. А будущие блага непреходящи и вечны.
И бесконечно Царство Небесное, приготовленное Богом любящим Его.
И, оставив княжение, и честь, и славу, и власть, и все то ни во что вменив, он пришел в Киево-Печерский монастырь и сделался иноком.
Это было в 1106 году. Три года пробыл он на поварне, работая на братию. Своими руками колол дрова для приготовления пищи. Часто носил их с берега на своих плечах. С большим трудом, часто братья его, князья Изяслав и Всеволод, удерживали его от такого дела.
Однако этот истинный послушник просил и молил, чтобы ему еще, хотя с год поработать на поварне на братию.
После же этого приставили его к монастырским воротам – вратарником, так как он был на все искусен.
И пробыл он тут три года. Не отходя никуда, кроме церкви.
Оттуда велено ему было перейти служить на трапезе.
Наконец волею игумена и всей братии принужден он был заиметь свою келлию, которую сам и построил.
И доныне эту келлию зовут Святошиной. Также и огород, который он ископал своими руками. Блаженный князь Святоша никогда не был праздным. Всегда у него в руках было рукоделие. Чем он и зарабатывал себе на одежду.
На устах его постоянно была молитва Иисусова:
– Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного!
Пищу, он употреблял всегда монастырскую и то, что приносили ему братья – князья и бояре, раздавал нищим и странникам.
Так в трудах и лишениях провел преподобный более тридцати лет. Не выходя из монастыря.
Когда он скончался, то почти все жители Киева стеклись в Печерский монастырь, чтобы воздать Преподобному Николе Святоше последний долг.
За глубокое смирение святого князя Господь наделил его даром чудотворений.
Даже оставшаяся после него одежда источала исцеления. Так, когда брат блаженного, князь Изяслав, тяжко занемог, то на него надели власяницу Преподобного Николы, и больной тотчас выздоровел.
Много было и других чудесных знамений от мощей блаженного Николы Святоши, доныне почивающих в ближних киевских пещерах.
В Богоявленском кафедральном Соборе есть большая икона с изображением Николы Святоши. Рядом с ним – Архангел Гавриил, Святая Олимпиада, святые княжеского рода Петр и Феврония, Макарий Унженский и святая мученица Наталия.
Память 27 октября
Блаженный и благоверный князь Никола Святоша был сыном Давида Святославича, князя Черниговского, внуком Святослава Ярославича, князя Киевского и Черниговского, основавшего святую, Богом созданную, Печерскую церковь. Оставив славу и богатство, честь и власть своего земного преходящего княжения ради небесного вечного и пришедши в Печерский монастырь, облекся в святой иноческий образ.
И он настолько просиял светлостью жизни своей, что все видели его добрые дела и прославляли за него Бога. Больше всех преуспевал он в послушаниях. Сперва работал на братию в поварне, рубил своими руками дрова и на своих плечах часто носил их с берега, усердно делал и все прочее, нужное для кухни. После многих его трудов узнали о том его братья, Изяслав и Владимир, и едва не заставили его бросить это дело. Но этот истинный послушник выпросил со слезами еще один год поработать на поварне для братии. И всего потрудился он там три года со всевозможным прилежанием и благоговением. Потом, как искусный и совершенный во всем, приставлен он был сторожем к монастырским воротам и пробыл там тоже три года, не отходя никуда, кроме церкви. Оттуда взяли его служить на трапезе, и это исполнял он, как следует, с готовностью.
Когда он прошел по порядку степени послушания, игумен и вся братия решили, что ему надо безмолвствовать в келии и работать в тишине своему спасению. Он же, повинуясь и в этом, насадил руками при своей келии плодовый сад.
Не вкушал он ничего иного, кроме малого количества общей монастырской пищи на трапезе.
Если же когда против воли ему случалось иметь что-нибудь, как князю, от своих бывших людей, то все раздавал он на странников, нищих и построение церквей, и жертвовал много богослужебных книг для них.
Часто случалось, что когда этот блаженный князь заболевал, трудясь на послушании, тогда врач по имени Петр, узнав о том, приготовлял ему лекарство, чтобы излечить какой-нибудь его недуг — горячку или водяную порчу крови, но всегда, прежде чем он приходил с лекарством, Божией помощью князь выздоравливал и ни за что не позволял себя лечить. Однажды случилось, что разболелся сам врач, и послал к нему блаженный, говоря: «Если не будешь принимать лекарства, скоро выздоровеешь, если же не послушаешься меня, много пострадаешь». Тот же, считая себя опытным врачом, не послушался, но выпил приготовленное лекарство и, желая избавиться от болезни, едва не лишился жизни. Потом он выздоровел молитвой святого. Снова разболелся в другой раз этот врач, блаженный послал к нему с таким обещанием: «На третий день выздоровеешь, если не будешь лечить себя». Врач, наказанный за первое ослушание, послушался блаженного и, по слову его, в третий день выздоровел.
Призвал блаженный исцелившегося и сказал ему: «Петр, тебе следует постричься в ангельский образ и работать Господу и Его Пречистой Матери в этом монастыре вместо меня, потому что я через три месяца отойду от этого мира».
Услышав это, врач Петр упал к ногам его и со слезами воскликнул: «Увы мне, господин мой, благодетель мой, драгоценная жизнь моя! Кто будет заботиться о земном странствии моем, кто пропитает сирых и убогих, кто заступится за обижаемых, кто смилуется над множеством людей, просящих помощи? Не говорил ли я тебе: князь, пощади жизнь свою, потому что многим можешь ты быть полезен, и в твоей жизни — жизнь многих. Не ты ли исцелил меня силой Божией и твоей молитвой — и теперь куда сам отходишь, пастырь добрый, чем болеешь, исцелитель мой? Скажи мне, рабу твоему, о твоей смертной язве,— и если я не вылечу тебя, пусть глава моя будет за главу твою, и душа моя за душу твою. Не отходи от меня молча, но открой мне, господин мой, откуда у тебя такая весть? Если от людей — я отдам за тебя мою жизнь, если же Сам Господь оповестил тебя об этом — моли Его, чтобы я умер за тебя. Если ты оставишь меня — то где сяду я и буду оплакивать свое сиротство? Не на этой ли сорной куче при воротах, где сидишь ты? Но здесь будет заперто. Что наследую я из имения твоего, когда ты сам наг: эти ли заплатанные рубища, которые на тебе? Но, отойдя от мира, ты будешь положен в них. Даруй мне хоть твою молитву, как в древности Илия Елисею милость, — и я разделю глубину сердечную и воды жизни моей, и пройду в место дивных селений до Дома Божия (Пс. 41:5) — туда, куда ты хочешь идти. И зверь, по заходе солнца, умеет собираться и ложиться в своем логовище (Пс. 103:22), но я после твоего отшествия не знаю, куда пойду; и птица нашла себе жилье, и ласточка гнездо себе, где положить птенцов своих (Пс. 83:4), а ты шесть лет живешь в монастыре и не нашел себе приюта. Где же оставишь меня?»
Блаженный князь, подняв плачущего врача, сказал ему: «Не тужи, Петр. Господь знает, как сохранить всю тварь, которую Он создал Сам; Он попечется пропитать алчущих, заступиться за бедных и спасти находящихся в напасти. Будет он прибежищем и тебе. А братья мои по плоти пусть не обо мне плачут, а о себе и о делах своих, в плачевной юдоли этого мира, чтобы утешиться в будущем блаженстве. Я же не нуждаюсь в лечении для временной жизни, ибо давно умер я для всего временного, мертвые же не оживут, и врачи не воскресят, как восклицает Исаия (Ис. 26:14).
Сказав это, блаженный пошел с врачом к пещере и приготовил себе место для погребения. У врача же сказал: «Кто из нас больше любит это место?» Врач же отвечал с плачем: «Знаю, что если ты захочешь, умолишь Господа, чтобы тебе жить еще. Меня же положи здесь!» Блаженный же сказал ему: «Да будет тебе, как хочешь, если есть на то воля Божия. В одном образе иноческом да послужим Ему!» Тогда врач, по совету блаженного, постригся в иноческий образ и провел три месяца, беспрестанно днем и ночью проливая на молитве слезы. Блаженный, утешая его, сказал: «Брат Петр, хочешь ли, чтобы я взял тебя с собой?» Тот же с плачем отвечал: «Хочу, чтобы ты позволил мне умереть за тебя, а ты останься здесь и молись за меня». Сказал ему блаженный: «Дерзай, брат, и будь готов; через три дня, по желанию твоему, отойдешь от этой жизни».
Итак, Петр, причастившись Божественных и Животворящих Христовых Таин, когда наступило предреченное время, возлег на одре и предал дух свой в руки Господа.
По смерти же врача блаженный князь Святоша подвизался тридцать лет, не выходя из монастыря; стяжав, сообразно с именем своим, совершенную, святую жизнь, преставился в вечную жизнь, ко Святейшему всех святых, Князю смирения, Иисусу.
В день преставления этого святого князя едва не весь город Киев собрался, воздавая ему последнее целование и со многими слезами прося его молитв.
Особенно же братья блаженного, Изяслав и Владимир, узнав о смерти его, плакали о нем невыразимыми слезами. Изяслав прислал к игумену с мольбой дать ему на благословение и утешение крест умершего, возглавие и помост, на котором блаженный клал поклоны. Игумен дал ему со словами: «По вере твоей да будет тебе то, от чего ждешь ты помощи». Получив эти вещи, он бережно хранил их и прислал на монастырь много золота, чтобы отблагодарить за память о брате.
Изяслав этот однажды тяжко разболелся и отчаялся уже в жизни. Видя его при смерти, вокруг него собрались жена, дети и все бояре. Он же, немного уснув, привстал и просил напиться воды из Печерского колодца. Сказав это, он онемел и уже больше ничего не мог проговорить. Послав в Печерский монастырь, взяли там воды, омыв ею гроб преподобного Феодосия. Дал игумен и власяницу преподобного Святоши, чтобы облечь в нее его брата. Тогда, прежде чем пришел посланный с водой и власяницей, князь Изяслав сказал: «Идите скорее из города навстречу преподобным отцам Феодосию и Николаю». Когда вошел посланный с водой и власяницей, снова воскликнул князь: «Никола Святоша!»
Дали ему выпить той воды, надели на него власяницу — и он вдруг стал здоров — и все прославили Бога и угодников Его.
С тех пор Изяслав всегда брал и надевал на себя эту власяницу, когда заболевал — и тотчас выздоравливал. И во всякой битве имел он с собой эту власяницу, и оставался невредимым. Однажды же после греха не дерзнул надеть ее на себя и тогда был убит на брани, но сперва заповедал положить себя в ней, надеясь, что исцелится хоть от вечных болезней и язв.
Мощи преподобного Николая Святоши почивают в Ближних пещерах, где их указывают карты с 1638 года.
Отдельно служба ему совершается 27 (14 по ст. ст.) октября.
Войти на сайт
ЖИТИЕ ПРЕПОДОБНОГО НИКОЛАЯ СВЯТОШИ,
КНЯЗЯ ЧЕРНИГОВСКОГО, ПЕЧЕРСКОГО ЧУДОТВОРЦА,
В БЛИЖНИХ ПЕЩЕРАХ ПОЧИВАЮЩЕГО
(память 14/27 октября)
Преподобный Николай был сын черниговского князя Давида Святославича и внук Святослава Ярославича, основавшего великую Печерскую церковь в Киевской лавре. При рождении своем Николай был назван княжеским именем своего деда и, вероятно в отличие от него, с детства стал слыть под уменьшительным именем Святоша (что тогда было в обычае, например Станислав — Станиша, Добыслав — Добыша). При крещении Святослав наречен был Панкратием. По достижении совершеннолетия он вступил в брак (супруга его называлась Анною) и имел детей; одна из его дочерей была в замужестве за св. Всеволодом, псковским князем (см. 11 февраля). В 1097 году Святослав-Панкратий был луцким князем, но в том же году, осажденный Боняком и князем Давидом Ольговичем, добровольно оставил г. Луцк и выехал в Чернигов, где владел землями. Селения Пакул и Навоз со своими окрестностями на берегу р. Днепра принадлежали князю Святославу-Панкратию и впоследствии им были отданы Киево-Печерской лавре, которая долгое время владела ими. Устроив покой своей жены и детей, князь решил оставить славу и богатство, честь и власть княжения своего земного ради вечного Царствия Небесного и пришел в Печерский монастырь. И 17 февраля 1106 (1107) года принял монашество с именем Николая (Николы).
Прежде всего св. князь преуспел в добродетели послушания, «ибо три года, — пишет блаженный Симон, — он провел в поварне, работая на братию, своими руками рубил дрова для приготовления пищи братии, часто носил воду с берега Днепра на своих плечах. Узнав о таких трудах Николая, братья его, Изяслав и Владимир, хотели удалить его от такого дела; но сей истинный послушник со слезами просел позволить поработать еще одно лето на братию. Оставленный здесь, он трудился на поварне в продолжение еще одного года со всяким прилежанием и благоговением. После этого испытания он, как искусный и совершенный, приставлен был охранять монастырские ворота, где пробыл три года, никуда не отходя, кроме церкви. Отсюда он был взят для служения при трапезе. Такое великое смирение бывшего князя являлось делом необычайным, тем более, что св. Николай первый из князей постригся в монашество и добровольно принял на себя тяжелые и считавшиеся унизительными для княжеского достоинства послушания. Родственники, особенно братья св. Николая, всячески старались о возвращении его в мир, но блаженный инок выказал много твердости в характере в перенесении упреков от своих родных за решимость вести жизнь безответного послушника. Братья действовали на смиренного инока через одного врача, по имени Петр, который жил при святом Николае, когда он был еще в мире, и затем последовал за своим господином, но трудности монастырской жизни заставили его снова возвратиться в мир. Этот врач часто навещал бывшего своего господина и нередко убеждал его оставить обитель или ослабить свои подвиги, но его увещания остались тщетными; мало того, он впоследствии сам принял иночество. Однажды этот врач сильно заболел, и прп. Николай молитвой своей спас его от смерти. После того Петр стал переменяться в мыслях, потом решился быть иноком и, как и назначил блаженный, скоро скончался. А блаженный князь Святоша подвизался еще 30 лет, не выходя из монастыря. Пройдя благочинно все степени послушания, он по благословению игумена наложил на себя подвиг безмолвия уже в келлии и стал внимать спасению своему в тишине. Послушавшись игумена, он насадил своими руками при келлии своей вертоград и во все время своего иночества никогда не был празден, но всегда в руках своих имел рукоделие, а в устах — молитву Иисусову сию: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя». Ничего не вкушал он, кроме как только немного пищи от общей монастырской трапезы. Когда святой получал деньги, то употреблял их на украшение храма, на покупку книг (ибо любил книжное чтение) или раздавал нищим. На свои средства он построил в монастыре храм Святой Троицы и больничную церковь во имя свт. Николая, своего небесного покровителя. Перед концом жизни прп. Николай иногда оставлял келлию и являлся в мир в качестве общественного деятеля: в 1142 г. прп. Николай, по просьбе великого князя Всеволода Олеговича (1139—1146) примирил черниговских князей с их братьями.
В 1143 году, после 36-летнего пребывания в Печерской обители, преподобный скончался 14 октября. На погребение его собрался весь Киев, многие проливали слезы над ним, а особенно оплакивали кончину его братья Владимир и Изяслав. Они просили игумена прислать крест, который носил на себе св. Николай, и много дали золота в обитель на память о нем. Вскоре по смерти преподобного Николая сильно заболел князь Изяслав. Игумен прислал ему власяницу преподобного; великий князь надел ее на себя и немедленно получил облегчение от болезни. Изяслав после этого не переставал носить власяницу, выходил в ней на войну — и оставался цел. После преподобного Николая, по завещанию, в монастыре осталось много книг. Мощи его почивают в Антониевых (Ближних пещерах). Преподобному Николаю есть особая служба.
Блж. Симон, окончив свою повесть, говорит иноку Поликарпу нужное и для других: «Ты что подобное сделал? Богаство ли оставил? Но у тебя не было его. Славу ли? Но ты не владел ею. Ты в бедности перешел к известности и счастью. Подумай об этом князе. Подобного ему никто из князей не сделал; никто из них волею не пошел в иночество: истинно он выше всех русских князей…»
Князь-инок. Никола Святоша
Он создал свою историю, отрекшись от всего. Вместо дорогой одежды и княжьей власти он выбрал монашескую рясу и нищету.
Что заставило черниговского князя Святослава Давидовича отречься от почестей и власти?
Ответы – в фильме «Князь-инок. Никола Святоша».
Тропарь. Николе Святоше, князю Черниговскому, Печерскому чудотворцу, в Ближних пещерах, глас 2:.
Святоша, Черниговский, Печерский, инок, князь
Отечество и славу княжения твоего оставил, /
Князю смирения, Христови, усердно последовал еси, /
преподобне отче наш Николо; /
тем приял еси от Него вечное царство и славу на Небеси, /
идеже ликуя, поминай нас чтущих память твою верно.