Блгв. кн. мч. Михаил Черниговский |
Михаил Всеволодович Черный, Черниговский
(+ 1245), благоверный князь, мученик Память 14 февраля на перенесение мощей, 20 сентября, в Соборах Брянских, Московских, Тульских и Черниговских святых
Святой благоверный князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Святославича Чермного (+ 1212), с детства отличался благочестием и кротостью. У него было очень плохое здоровье, но, уповая на милость Божию, юный князь в 1186 году испросил святых молитв у преподобного Никиты Переяславского Столпника, который в те годы получил известность своим молитвенным предстательством пред Господом. Получив от святого подвижника деревянный посох, князь сразу исцелился.
Взял в жены княжну Феофанию. Княжеская чета долго не имела детей и часто посещала Киево-Печерскую обитель, где молилась Господу о даровании им чад. Трижды являвшаяся им Пресвятая Богородица сообщала, что их молитва услышана и Господь дарует им дочь. Их первенцем стала преподобная княжна Феодулия, в монашестве Евфросиния. Впоследствии у них также родились сын благоверный князь Роман, и дочь Мария.
В 1223 году благоверный князь Михаил был участником съезда русских князей в Киеве, решавших вопрос о помощи половцам против надвигавшихся татарских полчищ. С 1223 года после гибели в битве на Калке его дяди, Мстислава Черниговского, святой Михаил стал князем Черниговским. В 1225 году он был приглашен на княжение новгородцами. Своей справедливостью, милосердием и твердостью правления он снискал любовь и уважение древнего Новгорода. Особенно важно для новгородцев было то, что вокняжение Михаила означало примирение с Новгородом святого благоверного великого князя Владимирского Георгия Всеволодовича, жена которого, святая княгиня Агафия, была сестрой князя Михаила.
Но благоверный князь Михаил недолго княжил в Новгороде. Вскоре он возвратился в свой родной Чернигов. На уговоры и просьбы новгородцев остаться князь отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители — братьями, и он будет укреплять узы дружества этих городов.
Благоверный князь ревностно занялся благоустройством своего удела. Но трудно было ему в то тревожное время. Его деятельность вызвала беспокойство Курского князя Олега, и между князьями в 1227 году едва не вспыхнула междоусобица — их примирил Киевский митрополит Кирилл. В том же году благоверный князь Михаил мирно разрешил на Волыни спор между Киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и князем Галицким.
С 1235 года святой благоверный князь Михаил занимал Киевский великокняжеский стол.
Наступило тяжелое время. В 1238 году татары опустошили Рязань, Суздаль, Владимир. В 1239 году они двинулись на Южную Россию, опустошили левобережье Днепра, земли черниговские и переяславские. Осенью 1240 года монголы подступили к Киеву. Ханские послы предложили Киеву добровольно покориться, но благоверный князь не стал вести с ними переговоры. Князь Михаил срочно уехал в Венгрию, чтобы побудить венгерского короля Белу совместными силами организовать отпор общему врагу. Пытался святой Михаил поднять на борьбу с монголами и Польшу, и германского императора. Но момент для объединенного отпора был упущен: Русь была разгромлена, позже пришел черед Венгрии и Польши. Не получив поддержки, благоверный князь Михаил возвратился в разрушенный Киев и некоторое время жил неподалеку от города, на острове, а затем переселился в Чернигов.
Князь не терял надежды на возможное объединение христианской Европы против азиатских хищников. В 1245 году на Лионском Соборе во Франции присутствовал посланный святым Михаилом его сподвижник митрополит Петр [1], призывавший к крестовому походу против языческой Орды. Римо-католическая Европа в лице своих главных духовных вождей, римского папы и германского императора, предала интересы христианства. Папа был занят войной с императором, немцы же воспользовались монгольским нашествием, чтобы самим броситься на Русь.
Вскоре на Русь явились ханские послы, чтобы провести перепись русского населения и обложить его данью. От князей требовалась полная покорность татарскому хану, а на княжение — его особое разрешение — ярлык. Послы сообщили князю Михаилу, что и ему нужно отправиться в Орду для подтверждения прав на княжение ханским ярлыком. Видя бедственное положение Руси, благоверный князь Михаил сознавал необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин он знал, что от веры своей перед язычниками не отступит. От духовного отца, епископа Иоанна, он получил благословение ехать в Орду и быть там истинным исповедником Имени Христова.
Мученики князь Михаил и боярин его Феодор, Черниговские |
Вместе со святым князем Михаилом отправился в Орду его верный друг и сподвижник боярин Феодор. В Орде знали о попытках князя Михаила организовать выступление против татар совместно с Венгрией и другими европейскими державами. Враги давно искали случая убить его. Когда в 1245 [2] году благоверный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им приказали перед тем, как идти к хану, пройти через огненный костер, что якобы должно было очистить их от злых намерений, и поклониться обожествляемым монголами стихиям: солнцу и огню. В ответ жрецам, повелевавшим исполнить языческий обряд, благоверный князь сказал: «Христианин кланяется только Богу, Творцу мира, а не твари». Хану донесли о непокорности русского князя. Батый через своего приближенного Эльдегу передал условие: если не будет выполнено требование жрецов, непокорные умрут в мучениях. Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: «Я готов поклониться царю, так как ему Бог вручил судьбу земных царств, но, как христианин, не могу поклоняться идолам». Судьба мужественных христиан была решена. Укрепляясь словами Господа «кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее» (Мк. 8, 35 — 38), святой князь и преданный его боярин приготовились к мученической кончине и приобщились Святых Таин, которые предусмотрительно дал им с собой духовный отец. Татарские палачи схватили благоверного князя и долго, жестоко избивали, пока земля не обагрилась кровью. Наконец один из отступников от Христовой веры, по имени Даман, отсек голову святому мученику.
Святому боярину Феодору, если он выполнит языческий обряд, татары льстиво стали обещать княжеское достоинство замученного страдальца. Но это не поколебало святого Феодора — он последовал примеру своего князя. После таких же зверских истязаний ему отрубили голову. Тела святых страстотерпцев были брошены на съедение псам, но Господь чудесно охранял их несколько дней, пока верные христиане тайно не погребли их с почестью. Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.
Исповеднический подвиг святого Феодора поразил даже его палачей. Убедившись в непоколебимом хранении русскими людьми православной веры, их готовности умереть с радостью за Христа, татарские ханы не решались испытывать впредь терпение Божие и не требовали от русских в Орде прямого исполнения идольских обрядов. Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продолжалась еще долго. Православная Церковь украсилась в этой борьбе новыми мучениками и исповедниками. Отравлен монголами был великий князь Феодор (+ 1246). Замучены были святой Роман Рязанский (+ 1270), святой Михаил Тверской (+ 1318), его сыновья Димитрий (+ 1325) и Александр (+ 1339). Всех их укрепляли пример и святые молитвы русского первомученика в Орде — святого Михаила Черниговского.
Рака святых Михаила и Феодора в Архангельском соборе |
14 февраля 1578 года [3], по желанию царя Иоанна Васильевича Грозного, с благословения митрополита Антония, мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в храм, посвященный их имени. Оттуда в 1770 году они были перенесены в Сретенский собор, а 21 ноября 1774 года — в Архангельский собор Московского Кремля.
Житие и служба святых Михаила и Феодора Черниговских были составлены в середине XVI столетия известным церковным писателем, иноком Зиновием Отенским. Память святых 20 сентября установил в 1771 году епископ Черниговский Феофил (Игнатович).
«Род праведных благословится», — говорит святой псалмопевец Давид. Это в полной мере сбылось на святом Михаиле. Он явился родоначальником многих славных фамилий в русской истории. Дети и внуки его продолжили святое христианское служение князя Михаила. Церковь причислила к лику святых его дочь — преподобную Евфросинию Суздальскую и его внука — святого благоверного Олега Брянского.
Михаил Всеволодович Черниговский, великий князь Киевский
Художник Смирнов В.С. Святой благоверный князь Михаил Черниговский в Орде перед ханской ставкой Батыя, 1882 год
Михаил Всеволодович (известный также, как Михаил Черниговский, 1179—1246) — князь Переяславский (1206), Новгородский (1224, 1229), Черниговский (1223—1246), Галицкий (1235—1239), Великий князь Киевский (1238—1239, 1241—1243). Сын Всеволода Чермного и дочери польского князя Казимира II. Причислен к лику святых на Соборе 1547 года; день памяти — 20 сентября (3 октября).
Первая половина жизни Михаила Черниговского скупо освещена в летописях, деятельного участия в общерусских делах он не принимал. Известно лишь, что недолго княжил в Переяславе. Потом женился на Елене, сестре Даниила Галицкого.
Трагические события 1223 года круто переменили его жизнь. В этом году Русь впервые столкнулась на реке Калке с монголо-татарской тьмой. Монголы прислали к русским князьям посольство с предложением мира. Мол, они ничего не имеют против них, а пришли наказать половцев, своих «конюхов». Но посольство было изрублено, и Михаил Черниговский был причастен к такому «дипломатичному» ответу монголам. Сеча на Калке в результате несогласованных действий русских князей завершилась ужасным разгромом.После гибели на Калке Мстислава Черниговского, Михаил Всеволодич по праву старшего занимает черниговский стол. И с этого момента принимает активное участие в непрекращающихся междоусобицах на Руси. Постоянно враждует со своим шурином Даниилом Галицким и амбициозным Ярославом Всеволодичем Переяславским, а потом и князем Новгородским, отцом Александра Невского. Нередко в этом противостоянии ему сопутствовал успех, но, в конечном счёте, удача ему изменяла.
Марек Шишко. Русский боярин на Калку, 1223.
Осенью 1237 года к Михаилу за помощью против монголов обратились рязанские князья, послом прибыл Евпатий Коловрат. По версии летописи, Михаил отказался предоставить помощь, так как рязанские с ним на Калку не пошли. Евпатий Коловрат вернулся на пепелище Рязани, затем догнал монголов в пределах земли Суздальской, нанёс им ощутимые потери, но и сам погиб вместе с отрядом.
Дважды он княжил в Новгороде Великом, недолго занимал Галич, стал великим киевским князем (1238). Однако, взлетев на такую желанную высшую ступеньку власти (хотя Киев уже давно только формально считался главным городом на Руси), он недолго на ней пребывал.Уже пала под натиском монголо-татар Северо-Восточная Русь, уже захватчики спалили Чернигов и подошли к Киеву (1239). И опять повторилась история Калки. На предложение сдать город Михаил Черниговский ответил отказом и круто расправился с монгольскими посыльными. И монголы, не решившись на осаду города, ушли восвояси, но ненадолго.
П. Васин. Малая дружина, легкая пехота. Русь, 1200-1250
Уже второй раз он был замешан в убийстве монгольского посольства! Даже по меркам жестокого средневекового времени убийство послов было преступлением тяжким. Последовавшие за этим события — срочный его отъезд в Венгрию — современники расценили как проявление малодушия. Фактически он бросил киевлян на произвол судьбы, оставив их без верховного военачальника, каковым являлся князь в военное время. Ушёл якобы за поддержкой, а сын его Ростислав был помолвлен с дочерью венгерского короля Белы IV.
Даниил Галицкий, пользуясь его отсутствием, захватил Киев. Но в городе остаться не пожелал, а вместо себя оставил тысяцкого Дмитра, в скором будущем прославившегося героической обороной Киева от монголо-татар.
Е.Ю. Емельянов. Древнерусские воины XIII века.
И Ярослав Всеволодич не забыл своих прежних обид. Собрав большую рать, устремился разорять киевское княжество, и захватил в полон жену Михаила Черниговского.
Король Венгрии Бела IV, видя бедственное положение черниговского князя, отказал его сыну в руке своей дочери. И отец с сыном, повернули к своим родственникам в Польшу, но и там их приняли холодно. И пришлось возвращаться в Русь. Примирившись со своим ярым противником Даниилом Галицким, они остались в его княжестве, потому что Киев уже пал к ногам завоевателей (1240)
И уже Даниил Галицкий спешит в Венгрию сватать своего сына Льва за королевскую дочь (благо, дочерей у венгерского короля хватало!), но тоже получает отказ и отбывает в Галич. А орды Батыя уже разоряли Галицко-Волынскую землю. Узнав об этом, князь Даниил с полпути возвращается в Венгрию. А Михаил Черниговский со своим ближайшим окружением вновь бежит в Польшу. В мгновение ока, лишившись всех почестей и благ, один из влиятельнейших русских князей становится изгоем, которого родственники в Польше не захотели признать. А уничижительный приём в Германии обернулся для него грабежом и убийством малолетнего сына.
Убиение князя Михаила Черниговского за непоклонение кумиру в Орде. Гравюра Б. Чорикова
Его ярый соперник Ярослав Всеволодич первым из русских князей посетил Золотую Орду (1243), он был признан старейшим среди русских князей. И получил от хана Бату ярлык (грамоту) на владение Владимирским и Киевским княжеством. Так с помощью монголо-татар завершился многолетний спор Ярослава Всеволодича с Михаилом Черниговским за первенство в Русской земле. А вслед за ним и Даниил Галицкий вынужден был признать зависимость от Золотой Орды.
Левая оконная арка выступа Храма Христа Спасителя. Слева боярин Федор Черниговский. Справа князь Михаил Черниговский
Иная судьба была уготована Михаилу Черниговскому. Его сын Ростислав всё же женился на Анне Венгерской. Несчастье не только разъединяет, но и сближает людей. Монголы, разгромив Западную Русь, таки добрались до Венгрии. Король Бела IV, потерпев жестокое поражение, бежал в Австрию, где сполна познал на себе все «прелести» беглой жизни. В родные края он вернулся только после ухода монголо-татар. Поэтому уже не смотрел свысока на молодого русского князя, согласился на его брак со своей дочерью.
И Михаил Черниговский с надеждой спешит к своему сыну, но неожиданно встречает в Венгрии холодный приём. Обескураженный таким к нему отношением, он с тяжёлым чувством возвращается в Чернигов.
Но он не отказывается от борьбы с врагом и посылает на католический собор в Лионе, в повестку которого был включён вопрос о борьбе с монголами, киевского митрополита Петра (1245). Призывает христианский мир в едином порыве подняться на борьбу с монголо-татарами. Европа его не услышала.
Икона (Фрагмент) «Черниговские чудоворцы князь Михаил и боярин Федор». Москва. XVII в.Государственный историко-культурный заповедник «Московский Кремль».
Монголы же, видя в Михаиле Черниговском непримиримого русского князя, решили избавиться от него. Он это знал, и когда его «пригласили» в Золотую Орду, духовно и физически был готов к смерти.
А помог ему укрепиться решимостью и верой его духовник, черниговский епископ Иоанн. Именно он неустанной молитвой наставлял князя крепиться духом, чтобы не посрамить перед язычниками свою православную веру. Благословляя в последний скорбный путь, говорил, что его пример укрепит других. А пошатнувшихся, нестойких душой и верой в столь тяжёлое для Руси время было множество.
В Золотой Орде 67-летнего Михаила Всеволодича, отказавшегося пройти языческие обряды, чтобы предстать перед ханом Бату, убивал выходец из черниговской земли путивлец Доман. Недавний христианин, перебежавший к язычникам, бил растянутого за руки и ноги князя пяткою под сердце, а потом отрезал ему голову.
Костылев Дмитрий. Мученичество Князя Михаила и боярина Федора Черниговских
Такая же мученическая кончина ожидала боярина Фёдора, отказавшегося по примеру своего князя поклониться изображению Чингисхана, как его ни увещевали монголы, даже обещая княжество Михаила Черниговского. Поражённые стойкостью князя и его боярина, монголы разрешили забрать их тела. Останки мучеников долгим окольным путём привезли в Чернигов и захоронили в Спасо-Преображенском соборе (1246).
Гибели князя посвящено «Сказание о убиении в орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора».В царствование Ивана IV Грозного Русская Православная Церковь причислила Михаила Черниговского и боярина Фёдора к лику святых в чине мучеников, а монах Зиновий Отенский написал житие князя и службу.
Н. А. Кошелев. Мученическая смерть князя Михаила Черниговского в Орде в 1246 г.
После прославления мощи их были перевезены из Чернигова в Москву, в специально построенную по такому случаю церковь (1572). Этим символическим актом царь Иван Грозный как бы примирил два враждующих при жизни княжеских рода: Ольговичей и Мономашичей. Ведь его родословная по мужской линии шла от Юрия Долгорукого, младшего сына Владимира Мономаха. Со времён основания Москвы род Мономашичей пустил глубокие корни в Северо-Восточной Руси. И в тяжёлых условиях монголо-татарского ига сумел не просто выжить, а возродить русскую государственность.
Зейденберг (Зайденберг) С.М. Последние минуты князя Михаила тверского в орде (журнал Нива)
А с другой стороны Иван Грозный желал подчеркнуть своё наследственное право на сиверские земли. Ведь и он, и Михаил Черниговский были Рюриковичами.Широкая известность Михаила Черниговского в Русском государстве, особенно после торжественного переноса его мощей из Чернигова, привела к тому, что все служилые верховские князья при составлении родословцев указали его своим предком. Таким образом, в родословных книгах образовалось колоссальное «племя Михаила Черниговского», к которому относили себя, среди прочих, Долгоруковы, Волконские, Репнины, Горчаковы, Оболенские, Одоевские, Воротынские, Барятинские и все прочие потомки Ольговичей. При этом генетические исследования представителей этого клана, проведённые в XXI веке, показали, что они по мужской линии не происходят от того же предка, что и Мономашичи.
Ксения Баранова. Михаил Черниговский.Подвиг в Орде
Жена: Олёна/Алёна — замужем с 1188/1190, дочь Романа Мстиславича Галицкого.
Дети: Мария Михайловна (ум. 1271) — жена Василько Константиновича Ростовского Ростислав, бан Мачвы, святая Евфросиния Суздальская, в миру Феодулия.
Предполагамые дети (приписаны в поздних родословцах): Роман Брянский, Семён Глуховский, Мстислав Карачевский, Юрий Тарусский.
Святой благоверный князь Михаил Черниговский и святой боярин его Феодор в Орде. Гравюра. Художник С. Харламов. 1990 г.
Святой благоверный князь Михаил Черниговский. Икона. (фрагмент) Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.
Лицевой летописный свод том 5, стр. 417): «А по Ярославе сяде на Киеве на великом княжении князь Михаило Черниговский сынъ Всеволода Черемна»
Лит.: Экземплярский А. В. Черниговские, князья // Русский биографический словарь : в 25-ти томах. — СПб.—М., 1896—1918. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001 г. Богуславский В. В. Славянская Энциклопедия. Киевская Русь-Московия: в 2 т. — М.: Олма-Пресс, 2001., т.1, стр.728-729 Русский биографический словарь: В 25 т. /А. А. Половцов. — М., 1896—1918. Жития Святых, на русском языке, изложенные по руководству четьих-минеи Св. Димитрия Ростовского. Книга третья. Издание Московской синодальной типографии. Москва. 1906. — Репринт: Издание Введенской Оптиной Пустыни, 1993. Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Феодора // В: Повести и сказания Древней Руси. Отв. ред. Д. С. Лихачев. СПб., Диля, 2001, 243—247. Горский А. А. Гибель Михаила Черниговского в контексте первых русских князей с Ордой // Средневековая Русь, 6, 2006, 138—154. Парунин А. В. Модель смерти и умирания в «Повести об убиении князя Михаила Черниговского» // https://krotov.info/libr_min/16_p/ar/unin_01.htm. Беспалов Р. А. «Новое потомство» князя Михаила Черниговского по источникам XVI—XVII веков (к постановке проблемы) // Проблемы славяноведения. Сб. научных статей и материалов. Брянск: РИО БГУ, 2011. Вып. 13. С. 63-97. Использованы материалв сайта //www.gorod.cn.ua/blogs/
Молитвы
Тропарь, глас 4
Жизнь вашу мученически совершивше, исповедания венцы украсившеся, к небесным востекосте, Михаиле премудре с доблим Феодором: молите Христа Бога сохранити отечество ваше, императора же и люди, по велицей Его милости.
Кондак, глас 8
Царство земное в ничтоже вменив, славу яко преходящую оставил еси: самозван пришед к подвигом, Троицу проповедал еси пред нечестивым мучителем, страстотерпче Михаиле, с доблим Феодором. Царю сил предстояще, молите без вреда сохранити отечество ваше, императора же и люди, да вас непрестанно почитаем.
Семья и дети[ | ]
Жена
:
- Олёна (или Мария) Романовна (ум. после 1241) — замужем с 1188/1190 (или с 1210/1211[8]), дочь Романа Мстиславича Галицкого.
Дети
:
- Мария Михайловна (ум. 1271) — жена Василько Константиновича Ростовского,
- Ростислав Михайлович, бан Мачвы,
- святая Евфросиния Суздальская, в миру Феодулия.
Предполагамые дети
(приписаны в поздних родословцах):
- Роман Брянский,
- Семён Глуховский,
- Мстислав Карачевский,
- Юрий Тарусский.