Архимандрит Антонин Капустин — строитель Русской Палестины

Людям свойственно сетовать на время, в котором они живут. Свойственно порой приукрашивать или наоборот сгущать ужасы времен ушедших. Потому важно знать и помнить тех, кто независимо от века отведенному ему, больше заботился не о богатстве, славе, карьере и прочих земных благах.

О людях, радевших о Слове Божием. Архимандрит Антонин Капустин — такой пример. Это человек с именем которого связано становление и развитие Русской духовной миссии в Иерусалиме.


Архимандрит Антонин Капустин

Архимандрит — в Русской Православной церкви один из высших монашеских чинов, часто настоятель крупного мужского монастыря.

Будущий архимандрит родился в многодетной семье и его с детства наставляли в вере

Биография Антонина Капустина (в миру Андрей Иванович Капустин) поучительна. Мальчик из глухой сибирской деревеньки, из семьи с тринадцатью детьми, большинство которых умерли в раннем возрасте, стал представителем Русской Православной церкви в Палестине.

Родился 12 августа 1817 года в селе Батурино Шадринского уезда Пермской губернии (ныне Шадринского района Курганской области), в семье потомственного священника Иоанна Леонтьевича Капустина и Марии Григорьевны Варлаковой.

7 ноября 1845

Андрей Капустин принял монашество с именем Антонин

Учился в Долматовском духовном училище, в Пермской и Екатеринославской духовных семинариях. Затем в 1839-1843 гг. в Киевской духовной академии. После окончания преподавал в ней же.

7 ноября 1845 года Андрей Иванович Капустин принял монашество с именем Антонин. 15 мая 1850 года отец Антонин был назначен настоятелем церкви при русском посольстве в Афинах. Его труд по восстановлению этой церкви был отмечен Святейшим Синодом, и в 1853 году Антонин Капустин был возведен в сан архимандрита. В эти годы им были собраны и изучены более 200 христианских надписей Афин VI-XII веков.

В 1860-1865 годах Архимандрит Антонин — настоятель посольской церкви в Константинополе. С 1865 года и до конца своей жизни был начальником Русской Духовной Миссии в Палестине.

В Успенском Далматовском мужском монастыре к 200-летию со дня рождения выдающегося начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме уроженца Зауралья архимандрита Антонина (Капустина) создана и в 2021 г. к 200-летию Далматовского духовного училища, выпускником которого был о. Антонин, открыта экспозиция монастырского музея. Интерьер помещения выполнен в ближневосточном стиле. В каждой из витрин представлены экспонаты, иллюстрирующие основные этапы жизни, места, связанные с деятельностью, занятия и увлечения о. Антонина. Все экспонаты – подлинные предметы XIX – нач. XX вв.: печатные издания, фотографии, документы, письма, открытки, литографии, монеты, банкноты, марки, знаки отличия, предметы обихода, паломнические реликвии.

Музею Успенского Далматовского мужского монастыря, открытому в 2012 г., в 2015 г. по благословению Преосвященнейшего Владимира, епископа Шадринского и Далматовского, присвоено имя выпускника Далматовского духовного училища, уроженца Зауралья, известного начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрита Антонина (Капустина).

13 мая 2021 г. в рамках проводимой в Далматовском монастыре научной конференции «От Зауралья до Иерусалима: личность, труды и эпоха архимандрита Антонина (Капустина)», посвященной предстоящему в 2021 г. 200-летию со дня рождения выдающегося церковного деятеля и ученого и празднуемому в 2021 г. 200-летию со времени открытия Далматовского духовного училища, выпускником которого был о. Антонин, состоялось торжественное открытие мемориальной доски на здании северных келий и экспозиции монастырского музея, посвященной жизни и деятельности архимандрита Антонина.

Монастырский музей включает на сегодняшний день три экспозиции, одна из которых посвящена именно о. Антонину. Эта экспозиция не только призвана познакомить посетителей и паломников обители с жизнью и трудами нашего знаменитого земляка, пять юношеских лет (с 1825 по 1830 гг.) проведшего в стенах Далматовского монастыря, то есть раскрыть одну из страниц истории обители, но и стать в некотором роде «мемориалом» о. Антонину на его малой родине. Почему мемориалом – потому что создание музеев, как известно, одним из любимых дел о. Антонина. В этом смысле сам факт создания музея в Далматовском монастыре есть дань памяти нашему знаменитому земляку.

Можно выделить несколько основных принципов формирования музейной экспозиции.

  1. В музее отсутствуют, по понятным причинам, личные вещи о. Антонина. Поэтому мы ставили себе задачу – представить: эпоху, к которой принадлежал о. Антонин; учреждения (учебные, церковные, научные, дипломатические, паломнические), к которым он имел отношение; страны и местности, в которых он жил либо которые он посетил в своих поездках; прижизненные издания его работ; паломнические реликвии со Св. Земли и Св. Афонской Горы; предметы, характеризующие его увлечения (астрономия, фотография, чаепитие) и т.п.
  2. Для экспонирования подбирались почти исключительно оригинальные предметы (т.е. не копии) за редким исключением (такими исключениями являются, например, копии российских орденов св. Анны I степени и св. Владимира II степени – наград, пожалованных о. Антонину, оригиналы которых стоят баснословных денег).
  3. Мы старались представить экспонаты максимально разнообразные по типу. Это: фотографии и стереофотографии, литографии, открытки, письма и почтовые карточки, географические карты и планы, печатные издания (книги, журналы, брошюры, альбомы), документы, церковная утварь (кресты напрестольные, требные и нательные, образки, иконы и иные паломнические реликвии), награды и знаки отличия, монеты, банкноты, марки, предметы обихода и научные инструменты.
  4. Большая часть экспонатов была приобретена через интернет у частных лиц, хотя имеются и отрадные для нас исключения. Например, жительница г. Екатеринбурга Анна Александровна Лебедева передала в дар музею личные вещи (кипарисовый сундук, глиняный кувшин и фотографию погружения в воды Иордана русских паломников), доставшиеся ей от бабушкиной сестры Ксении Дмитриевны Чудиновой (1865-1943), родившейся недалеко от Далматовского монастыря и совершившей до революции паломничество в Св. Землю и даже жившей там в течение нескольких лет. Шадринский фотограф Андрей Николаевич Хитайленко, уроженец с. Батурино (то есть земляк о. Антонина), пожертвовал музею найденные в батуринской земле медные нательные крестики и иконки, которые вполне могли быть освящены кем-нибудь из священнического рода Капустиных. Челябинский антиквар Николай Владимирович Козлов передал в музей карманного формата Новый Завет на греческом языке 1873 г. издания с дарственной надписью от известного математика, специалиста в области теории чисел шадринского священника Ивана Михеевича Первушина (1821-1900), а также деревянный крест с масляной живописью, имеющий сбоку в виде вставки какую-то паломническую реликвию. На Александровском подворье в Иерусалиме Николай Александрович Воронцов подарил парижское издание 1955 г. брошюры архимандрита Киприана (Керна) «Памяти архимандрита Антонина (Капустина)».
  5. К сожалению, история большинства экспонатов осталась для нас неизвестной. Но и здесь имеются исключения. В частности, есть три предмета («семидревный» деревянный с масляной живописью напрестольный крест, нательный резной (с орнаментом из виноградной лозы) перламутровый крест и небольшая икона Воскресения Христова, отпечатанная на шелке), о которых мы знаем, что они принадлежали самарскому купцу из обедневшего петербуржского дворянского рода почетному гражданину г. Самары Петру Николаевичу Арефьеву. П.Н. Арефьев до революции 1917 г. был владельцем магазина и склада фотографических принадлежностей, председателем Самарского фотографического общества, а также предположительно занимался торговлей электроизделиями. На собственные средства сделал проект освещения самарского кафедрального собора и обеспечил храм осветительными приборами. Много путешествовал, в том числе был в Иерусалиме, откуда и привез, вероятно, попавшие к нам в музей вещи. Был знаком со многими известными людьми того времени, помогал революционерам и сам же от этого и пострадал. Паломнические реликвии хранились у потомков П.Н. Арефьева и были приобретены у них для монастырского музея. Приобретенный для музея кипарисовый сундук с надписью на крышке по-французски «RUSSIAN IMPERIAL CONSULATE» (Российское Императорское консульство), по свидетельству, бывшего хозяина этой вещи, привезен в нашу страну из Российского Императорского консульства в Иерусалиме в начале XX в. и до определенного времени хранился как семейная реликвия. Ременная пряжка солдата армии Османской империи, по свидетельству бывшего хозяина предмета, найдена на Шипкинском перевале – известном месте боев в Русско-турецкую войну 1877-1878 гг.
  6. Монастырь ограничен в наличии свободных помещений, поэтому нам было необходимо на небольшом пространстве (30 кв.м.) разместить довольно большое количество экспонатов (более 600 ед.). Этим объясняется высокая плотность и насыщенность экспонатов в витринах, где используется буквально каждый сантиметр, и минимальная пояснительная информация к каждому экспонату.
  7. Мы ставили задачу– дать обзор как бы всех этапов жизни о. Антонина, начиная с детства в Батурино и Далматовском монастыре и заканчивая Св. Землей. Всего в экспозиции 13 витрин, 1 застекленная ниша в стене и 23 настенных планшета.

Краткий обзор музейной экспозиции. Сам монастырский музей располагается в здании северных келий Далматовской обители (постройка начала XIX в.). Экспозиция, посвященная архимандриту Антонину, занимает одну комнату на первом этаже с отдельным входом. Интерьер помещения создавался с учетом ближневосточного колорита: полы выстланы золотисто-желтоватым плитняком (наподобие иерусалимских улиц), вставки из светлого камня использованы также для декора стен; посреди комнаты установлена декоративная колонна. Комната расположена ниже уровня поверхности монастырской территории, поэтому для входа необходимо спуститься по выложенным плитняком ступенькам немного вниз.

При входе в зал с левой (западной) стороны в стене находится ниша, предназначавшаяся предположительно для хранения книг. Именно в этом качестве она использована и в нашей музейной экспозиции. На трех полках за стеклом размещаются старопечатные книги. На двух табличках помещена информация об истории монастырской библиотеки, первое упоминание о которой относится к 1679 г., т.е. времени основателя обители прп. Далмата Исетского, а также истории духовных учебных заведений, располагавшихся с начала XVIII в. (1714 г.) и до начала ХХ в. в Далматовском монастыре.

Рядом с нишей на западной стене помещен планшет с краткой биографией о. Антонина и его фотографиями. Большая фотография о. Антонина в раме помещена также в центре противоположной (восточной) стены в нише, выложенной из каменных плиток и увенчанной сверху рельефным знаком ИППО.

В западной стене помещения имеется арка для входа в смежную комнату, где предполагается разместить еще одну музейную экспозицию. По другую сторону арки поставлены две напольные витрины.

В первой – экспонаты, иллюстрирующие начало жизни Андрея Капустина и годы его учебы. Здесь представлены: икона и краткое житие св. мч. Андрея Стратилата — небесного покровителя Андрея Капустина, найденные в земле с. Батурино нательные крестики и образки, фотографии жителей Шадринского уезда кон. XIX–нач. ХХ вв. с печатями шадринских фотографов, пуговицы, кокарда, ременные бляхи учащихся духовных училищ и семинарий, учебная литература XIXв., открытка с видом Пермской духовной семинарии и литография с видом Киево-Братского монастыря, где располагалась Киевская духовная академия, диплом нач. ХХ в. об окончании Киевской духовной академии, иерейский служебник издания 1864 г., Новый Завет карманного формата на греческом языке издания 1873 г.


В планшетах на стене над витриной – литографии нач. ХХ в. с видами Успенского Далматовского мужского монастыря и Киево-Печерской лавры, а также открытки с видами Перми, Екатеринослава и Киева, т.е. городов, где проходило учение будущего о. Антонина.

Во второй напольной витрине – экспонаты, характеризующие период служения архимандрита Антонина в Афинах (1850-1859 гг.) и поездки в Египет (1857 г.) и на Синай (1870 г.): копии цветных литографий кон. XIX в. с видами восстановленной о. Антонином Троицкой церкви св. Никодима в Афинах, книги и брошюры нач. ХХ в. о Греции и археологических раскопках, работы греческих фотографов кон. XIX — нач. ХХ вв., Новый Завет на греческом языке издания XIX в., письмо на греческом языке 1875 г., греческий вексель нач. ХХ в., греческие монеты периода правления короля Оттона I (1832-1862 гг.), т.е. когда о. Антонин жил в Афинах, древнегреческие, древнеримские, иудейские и византийские монеты; монеты османского Египта сер. XIX– нач. ХХ вв., т.е. времени, когда о. Антонин был в этой стране, цветные паломнические открытки нач. ХХ в. с видами Синайской горы и монастыря св. вмц. Екатерины, книги А.С. Норова «Путешествие по Нубии и Египту» (1854 г.) и «Описание греческих рукописей монастыря св. Екатерины на Синае. Т. I» (1911 г.).

В планшетах на стене над витриной – карты и открытки с видами Афин, Каира, Александрии.

В угловой витрине под стеклянным колпаком представлены экспонаты, иллюстрирующие привычку о. Антонина – чаепитие: русский самовар нач. ХХ в., банки, коробки, этикетки и рекламные карточки русских чайных компаний кон. XIX – нач. ХХ вв.

Вдоль северной стены размещаются три напольные витрины. В первой из них – экспонаты, иллюстрирующие константинопольский период жизни о. Антонина (1860-1865 гг.): монеты Османской империи кон. XVIII– нач. ХХ вв., письмо из Таганрога в Константинополь 1867 г. и почтовая карточка из Александрии в Константинополь нач. ХХ в., марки Османской империи кон. XIX– нач. ХХ вв., копии литографий XIX в. с портретом султана Абдул-Меджида I (1839-1861 гг.) и видом дома Российского императорского посольства в Константинополе, фотография и цветные почтовые открытки нач. ХХ в. с изображением турок, книга «Законы Османской империи» на греческом языке 1889 г., книга на арабском языке кон. XIX- нач. ХХ вв., фотоальбом «Виды Константинополя» нач. ХХ в., знак османского ордена Меджидие IV степени, медали Османской империи Имтияз и Лиакат с родными колодками, кокарда, пуговица и ременная пряжка солдат Османской империи, портсигар с гербом Османской империи.

В планшетах над витриной – карта, отдельные виды и панорама Константинополя из цветных открыток нач. ХХ в., рисунок мечети с арабской надписью предположительно нач. ХХ в., банкноты Османской империи сер. XIX в., документы на право собственности на недвижимость (купчии) Османской империи нач. ХХ в.

В следующей витрине размещены экспонаты, относящиеся к Св. Афонской Горе, которую о. Антонин посетил дважды (1859, 1863 гг.): набор открыток с видами монастырей и скитов Св. Афонской Горы кон. XIX – нач. ХХ вв., «Иллюстрированный путеводитель по святым местам Востока. Ч. I. От Одессы до Афона, Ч. II. По Афону»1903 г., брошюра «Паломник, или необходимое руководство для лиц, посещающих св. Гору Афон» с картой Св. Горы 1890 г., иконы (литографии на дереве) малого размера и бумажные открытки-литографии с печатями-благословениями русских афонских обителей на обороте, конверты писем в афонские обители, бланки квитанций, листки для паломников, паломническая открытка с видом Св. Горы, цветная почтовая открытка с изображением Константинопольского патриарха Иоакима III нач. ХХ в., греческая нательная медная иконка кон. XIX- нач. ХХ вв.

В соседней витрине – образцы русских печатных изданий кон. XIX– нач. ХХ вв. о Св. Земле: годовая подборка (12 выпусков) бесплатного приложения «Палестина» к журналу «Русский паломник» за 1916 г., «Палестинские листки» ИППО нач. ХХ в., альбомы с видами и рисунками, путеводители и указатели по Св. Земле, описание путешествий по Св. Земле А.С. Норова, Д.Л. Мордовцева, беседы, слова, стихи и назидательные наставления паломникам, службы и акафисты святым с благословениями настоятелей обителей.

На стене над витринами в планшетах – цветные открытки нач. ХХ в. с видами Рима и Румелии, т.е. мест, которые посетил о. Антонин в своих путешествиях.

Во второй угловой витрине под стеклянным колпаком представлены предметы, характеризующие увлечение о. Антонина астрономией: немецкий кабинетный телескоп XIX в., астролябия предположительно кон.XIX– нач. ХХ вв., книга по астрономии на арабском языке 1904 г.

Вдоль восточной стены установлены четыре напольные витрины. В первой размещены экспонаты, относящиеся к деятельности различных учреждений Российской империи на Св. Земле (РДМ, ИППО, РОПиТ, Российского императорского консульства в Иерусалиме): листки, издаваемые ИППО в нач. ХХ в., конверт письма из Корсуни в РДМ 1885 г., бланк банковского чека с указанием текущего счета ИППО нач. ХХ в., книги «Отчет Православного палестинского общества за 1882-1883 г.» и «Православный палестинский сборник. 49-й выпуск» 1898 г., открытка-литографический портрет начальника РДМ архимандрита Рафаила 1894 г., документы на бланках Российского императорского консульства в Иерусалиме 1885 г. и РОПиТ 1912 г., заграничный паспорт русского паломника с печатями, в т.ч. и консульства в Иерусалиме 1869 г., настольная юбилейная медаль «50 лет РОПиТ (1857-1907 гг.)», форменные пуговицы служащих РОПиТ, марки и почтовые открытки, выпущенные РОПиТ, фаянсовая суповая тарелка с монограммой РОПиТ кон. XIX– нач. ХХ вв.

Вторая витрина содержит паломнические реликвии и корреспонденцию на Св. Землю: гербарии «Цветы Св. Земли» в переплете из дерева оливы кон. XIX в., бумажные иконы (литографии) со Св. Земли и напечатанная на шелке икона Воскресения Христова с благословением Гроба Господня кон.XIX– нач. ХХ вв., фотография, литографические портреты и разрешительные грамоты иерусалимских патриархов Герасима и Дамиана, конверты, письма (в т.ч. денежные) и почтовые открытки из России на Св. Землю, открытки с печатями-благословениями и листки разных палестинских монастырей.

В третьей витрине представлены прижизненные публикации о. Антонина, наклеенная на доску литография написанной им иконы « Лик Спасителя в терноносном венце» кон.XIX в. с надписью на обороте хозяина-паломника 1903 г.и печатями-благословениями св. града Иерусалима, паломническая открытка и живописная икона «Целования Божией Матери и праведной Елизаветы» кон. XIX – нач. ХХ вв., парижское издание 1955 г. брошюры архимандрита Киприана (Керна) «Памяти архимандрита Антонина (Капустина) (1817-1894)», копии российских орденов, которыми был награжден о. Антонин – звезда и крест св. Анны I степени и св. Владимира II степени, греческий орден Спасителя IV степени, часть (центральный овал) знака члена-сотрудника ИППО кон. XIX – нач. ХХ вв., священнический крест на владимирской ленте и медаль из светлой бронзы на андреевской ленте за Крымскую войну.

В последней в этом ряду витрине выставлены паломнические реликвии со Св. Земли – списки Гефсиманской плащаницы Божией Матери с печатями-благословениями на обороте кон. XIXв.

Над витринами в планшетах на стене экспонируются стереофотографии и цветные паломнические открытки с видами святых мест Палестины, «иерусалимские портреты» — работы иерусалимских фотографов нач. ХХ в., литографии «Вид храма и Гроба Господня в Иерусалиме», «Обряд раздачи Священного Огня в великую Субботу в храме Гроба Господня в Иерусалиме» и листовка «Воззвание ИППО о тарелочном сборе на нужды православных в Святой Земле» нач. ХХ в.

Большая угловая витрина представляет другие паломнические реликвии со Св. Земли: иконы живописные, с рельефной печатью на металле, наклеенные на доски литографии с печатями-благословениями на обороте, резные по дереву и на спиле оливы, живописная по мрамору, вырезанные в камнях, из раковин на перламутре, «семидревные» кресты, кресты из перламутра, плакетка.

В последней витрине около выхода демонстрируются кипарисные сундуки: один с надписью на крышке – из Российского императорского консульства в Иерусалиме, другой – принадлежал родившейся в Зауралье русской паломнице К.Д. Чудиновой, оба привезены в начале ХХ в. в Россию из Палестины, здесь же личные вещи К.Д. Чудиновой – фотография погружения в Иордан русских паломников и глиняный кувшин, также привезенные со Св. Земли.

Над витриной на южной стене – в планшетах греческая цветная литография, географические карты и открытки с видами святых мест Палестины нач. ХХ в.

Отец Антонин развивал православное общество в Палестине

Именно на этом своем поприще Антонин Капустин сделал вклад в русское православие и православное палестинское общество на Святой земле. Многие и многие годы православные паломники из России испытывали невероятные трудности при посещении святых мест, начиная от приезда и проживания и заканчивая безопасностью.

Отец Антонин занимался покупкой земель, связанных с Ветхим и Новым заветами.

На этих землях строили храмы и приюты, в которых могли принять и разместить паломников. Но прежде возведения храмов, на этих землях проводились археологические раскопки. Несмотря на ущерб, нанесенный русскому присутствию в Палестине политикой времен Хрущева, эти объекты служат русским паломникам до сих пор.

1895

с этого года отец Антонин был начальником Русской Духовной Миссии в Палестине

Приобретение земель в девятнадцатом веке на территории Атаманской империи было запрещено.

Поэтому отец Антонин был вынужден приобретать эти земли на имя своего переводчика — православного араба, а затем оформлять в свою собственность, в свою очередь составляя завещание о передаче этих земель после его смерти Святейшему Синоду.

В приобретенных им землях, поскольку они были выбраны не случайно и связаны с ветхозаветными и новозаветными упоминаниями, проводились археологические раскопки. Благодаря раскопкам на русских местах были обнаружены древние городские стены в Иерусалиме, открыт подлинный порог «Судных ворот» через которые Господь Иисус Христос выходил из города на Голгофу.

Позднее на этом месте было выстроено Александровское подворье с Церковью Cвятого Aлександра Невского.


Порог Судных ворот. Это православная святыня, которую отыскали благодаря работе Антонина Капустина

Эти открытия стали сенсацией в Европе и России, поскольку подтвердили многие события Нового Завета, в которых к тем временам некоторые люди стали сомневаться.

Стараниями отца Антонина была приобретена земля вокруг Мамврийского дуба на Елеонской горе, на которой позднее построили монастырь, а также вершина Елеонской горы. Перед строительством монастыря провели археологические раскопки, на которых обнаружили древние мозаики и погребальные пещеры.

Приобретенные участки

В 1869 году при содействии архимандрита Антонина был приобретён Мамврийский дуб, а чуть позднее были выкуплены близлежащие земли (около 72 355 м). 12 июня 1869 года начальник миссии совершил первую Божественную литургию на месте явления Святой Троицы Аврааму. В 1870 году была приобретена вершина Елеонской горы.

Тогда же было приобретено самое большое владение Российской Империя на Святой земле в Эйн Кареме.

В те же годы (1869 году) Капустин приобрел имение около Яффы по дороге в Иерусалим — место погребения святой Тавифы, где была прострена Церковь апостола Петра. Подворье для отдыха паломников было также приобретено в Тивериаде.

В Бейт-Джале Антонин выкупил два владения, на одном из которых была основана школа для девочек и женская учительская семинария.

В Гефсимании им было удачно приобретено место, где по желанию царской семьи была построена церковь Святой равноапостольной Марии Магдалины.

Всего архимандритом Антонином было куплено и законно оформлено 13 участков, площадью около 425 000 м, стоимостью до миллиона рублей золотом.

Антонин завакуфил свою недвижимость (то есть собственность не подлежит продаже, обмену или другим операциям, ведущим к отчуждению их до смерти Антонина, а затем переходят во владение Синода; если же Синод перестанет существовать, то земли эти делаются достоянием всех православных русских людей, а если и они исчезнут, то земли поступают в распоряжение Иерусалимского кадия.

Архимандрит занимался исторической научной деятельностью в своих поездках по православным местам

Помимо расширения владений Русской Православной церкви, помимо большой научной работы Архимандрит Антонин Капустин совершал множественные поездки по православным местам изучая древние рукописи, старопечатные книги, описывая в своих дневниках и статьях в различных журналах, православные книги и обряды.

Книги Антонина Капустина на сайте сервиса электронных изданий «Литрес»

Совершив поездку в Афон, очень подробно описывал архитектуру, росписи стен, характерные черты афонского богослужения и жизни монахов.

Написал большое количество книг, научных трудов и статей в религиозных журналах на богословские темы. Среди которых особо стоит о, «Заметки поклонника Св. горы», «Мучение св. Домнины», «Седмица страстей Христовых», «Фараон, Моисей и исход».

За заслуги перед отечеством отец Антонин был награжден Императорским орденом Святого Равно-апостольного Князя Владимира II степени, Императорским орденом Святой Анны I степени, Императорским орденом Святого Равноапостольного Князя Владимира III степени, Командором греческого ордена Спасителя.

Пророчества Антонина Капустина были утеряны

Архимандрит Антонин Капустин скончался 24 марта 1894 года в Иерусалиме. Место погребения отца Антонина — Вознесенский собор на Елеонской горе построенный под его руководством. Особый интерес вызывают пророчества Антонина Капустина.

В нынешние времена при исследовании пещеры Иоана Крестителя в Иерусалиме, в которой долгое время проживал отец Антонин, были обнаружен его архив с пророческими свидетельствами.

Необъяснимым образом сам архив и все монахини, которые его читали, исчезли.

Осталась лишь одна свидетельница этой находки — матушка Фотина. С ее слов в архиве была запись:

«Я, грешный архимандрит Антонин Капустин, сделал закладку верхнего храма Всем Святым на Руси просиявшим. Но мне было явление: я его не дострою, он будет достроен перед пришествием антихриста».

Жизнь и деяния Архимандрита Капустина — благой пример многим поколениям русских православных людей. 2021 год в Курганской области был объявлен годом 200-летия Архимандрита Антонина Капустина.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]