Сто лет Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в составе Русской Зарубежной Церкви


Иерусалимский Троицкий собор Русского подворья
Вознесенский собор Елеонского монастыря

Русская духовная миссия в Иерусалиме
, два параллельных канонических образования Русской Православной Церкви в Святой Земле — в прямом ведении патриарха Московского и всея Руси и в составе Русской Православной Церкви Заграницей

  • Миссийское управление:
  • Патриаршая: Израиль, Иерусалим. Russian Ecclesiastical Mission in Jerusalem, Russian Compound, 6 Kheshin str., P.O.Box 1042, Jerusalem 91009, Israel
  • Зарубежная: Израиль, Иерусалим. Russian Ecclesiastical Mission, P.O. Box 20164, Jerusalem 91200, Israel
  • Тел.:
    • Патриаршая: (10-972-2) 625-25-65, факс: 625-63-25
  • Официальный сайт:
    • Патриаршая:
    • Зарубежная:

    Патриаршая миссия ныне в первую очередь представительство Русской Православной Церкви при патриархе Иерусалимском и государственных структурах Израиля, Палестинской Автономии и Иордании. Также центр пастырского попечения о русскоговорящих православных верующих на территории этих государств и ведущая паломническая служба Русской Церкви для организации поездок в эти земли а также в Египет.
    Миссия Русской Зарубежной Церкви также окормляет паломников, поддерживает духовное и вещественное наследие Русской Церкви в Святой Земле.

    Основание

    Вопрос об учреждении в Иерусалиме представительства Русской Церкви возник впервые в XIX веке, в связи с трудностями, которые испытывали паломники из России. Настоятель Московского Иерусалимского подворья архимандрит Арсений писал императору Александру I в 1816 году: «В Иерусалиме никто столько не терпит бедности и нужды в пище и одежде и в самом убежище, как поклонники русские

    » [1]. В 1838 году камергер императорского двора А. Н. Муравьев, посетивший Палестину, чтобы изучить состояние политической и церковной жизни в Святой Земле и содействовать укреплению позиции России на Ближнем Востоке, также поднял вопрос о необходимости учреждения в Иерусалиме духовной миссии. По его мысли российскому императору надлежало стать покровителем над святыми местами, а русский архимандрит в Палестине «
    мог бы иметь благотворное влияние на …единоверцев и распространять среди них свет и нужные познания
    [2].» В 1842 году в докладе на имя императора вице-канцлер Нессельроде отмечал необходимость духовного лица для установления контактов с местным греческим духовенством и посредничества между Иерусалимской Патриархией и Российским Синодом. Предлагалось также возложить на такого клирика контроль за расходованием собранных в России пожертвований для Православной Церкви в Святой Земле.

    В июле 1842 Синод принял решение о направлении в Иерусалим, как неофициального лица, архимандрита Порфирия (Успенского). После встреч с Иерусалимским, Константинопольским и Антиохийским патриархами он прибыл в Иерусалим 20 декабря 1843 года. По ознакомлении с обстановкой в своем отчете Синоду высказался за создание духовной миссии, которая стала бы знаком «видимого единения церквей Иерусалимской, Антиохийской и Российской

    ,» осуществляла миссионерскую деятельность, помогала устройству школ и семинарий и заботилась о русских паломниках [3].

    В феврале 1847 года император Николай I утвердил основание Русской духовной миссии в Иерусалиме. Во главе встал архимандрит Порфирий (Успенский), а вместе с ним в Иерусалим отправился иеромонах и будущий святитель Феофан (Говоров). Иерусалимский Патриархат выделил для размещения их Иерусалимский Архангельский монастырь — там впервые на Святой Земле стали совершаться богослужения на славянском. В 1852 году по просьбе Иерусалимского патриарха Кирилла отец Порфирий стал попечителем православных народных училищ в Палестине и высшей Патриаршей школы для греческого духовенства при Иерусалимском Крестном монастыре. Архимандрит Порфирий также ходатайствовал о переводе и издании духовных книг по-арабски [4], и об улучшении быта русских паломников. Благодаря этому при Иерусалимской Патриаршей кафедре была открыта арабская типография, а для размещения русских паломников Патриархия выделила в Иерусалиме Феодоровский и Екатерининский монастыри [5]. Много времени архимандрит Порфирий и его помощники посвящали ученым трудам, исследованию церковного быта и истории христианского Востока. Крымская война в 1853-1856 годах заставила миссию временно прекратить деятельность.

    Рост и расцвет

    После войны духовная миссия возобновилась. Под руководством епископа Кирилла (Наумова) миссия, главным образом, стала оказывать помощь местному арабскому духовенству и его пастве, которую подкупали западные миссионеры. На российские средства стал строиться православный храм в арабском селении Бейт-Сахур близ Вифлеема. В Сирии владыка Кирилл устраивал школы и направлял духовную литературу и церковную утварь. Благодаря его содействию в лоно Православной Церкви вернулись сирийские униаты. Не оставлялась и забота о русских паломниках — для них совершались богослужения на родном языке, требы, арендовалось жилье, была открыта небольшая больница, организовывались паломнические караваны.

    В 1857-1860 годах в Иерусалиме у стен Старого города на Мейдамской площади было приобретено несколько земельных участков. Они были куплены как собственность императорского правительства усилиями начальника миссии и русских консулов, а затем и специально созданного для улучшения нужд русских паломников Палестинского комитета при Азиатском департаменте МИДа Российской Империи. Обширный участок, впоследствии известный как Русское подворье или «Москобия», стал застраиваться сооружениями для приема русских паломников. В первую очередь было начато строительство соборного храма во имя Святой Троицы, который был торжественно освящен в 1872 году. Одновременно стали возводиться и другие сооружения: здание Русской духовной миссии с храмом мученицы Александры, Елизаветенское (мужское) и Мариинское (женское) подворья для паломников, Русская больница, дом русского консула. Все эти постройки были сооружены в период 1859-1864 годах и обнесены каменной стеной. Александринский храм, освященный в 1864 году, стал первой церковью в Святой Земле построенной русскими.

    В то время были учреждены ряд новых русских учреждений в Святой Земле, которым переданы многие изначальные функции духовной миссии. В 1856 году в Иерусалиме было создано агентство «Русского общества Пароходства и Торговли». В 1858 году в Иерусалиме было учреждено Российское консульство. Постройкой зданий на Русском Подворье занимался Палестинский комитет Азиатского департамента МИДа, существовавший в 1859-1864 годах. В 1864-1889 годах действовала Палестинская комиссия. В 1882 году было открыто Императорское Православное Палестинское общество, которое деятельно занялось храмоздательством. Уделом собственно духовной миссии оставалось поддержание контактов с местным духовенством, передавать Иерусалимской Церкви поступающие из России пожертвования и духовно окормлять паломников.

    Почти тридцать лет начальства архимандрита Антонина (Капустина) стали золотым веком для миссии. Холодность в отношениях с Российским консульством в Иерусалиме и зачастую непонимание со стороны Синода вынудили архимандрита Антонина найти для миссии новую сферу деятельности — приобретение и обустройство земельных участков за пределами Иерусалима [6]. Несмотря на частое «безденежье» [7] удалось приобрести большое число участков, многие из которых — подлинные места, на которых разворачивались события описанные Священным Писанием. Приобретение земельных участков несло и миссионерскую функцию, препятствовало деятельности римо-католиков и протестантов, которые скупали святые места и строили на них свои учреждения. Так были приобретенны участки в Хевроне, с дубом Мамврийским (1868); на горе Елеон близ места Вознесения Господня (1868-1889); в Эйн-Кареме, в «Горней», на месте встречи Пресвятой Богородицы и праведной Елизаветы (1871); в Иерихоне (1874); в Яффе с гробницей праведной Тавифы (1886); в Бейт-Джале; в Силоаме; в Тиверии; в Анате. В связи со сложностями оформления актов о покупке, участки приобретались на имя драгомана миссии турецкого подданного Я. Е. Халеби, тот переоформлял дарственную на имя архимандрита Антонина, а начальник миссии в 1894 году завещал их Русской Церкви в лице Святейшего Синода. В 1889 году общая стоимость новоприобретенных участков составляла миллион рублей [5]. Покупка участков при его жизни зачастую воспринималась с большой холодностью, в 1872 году Синод даже распорядился отказаться от дальнейшего приобретения земель.

    Тем временем шло обустройство участков. Елеон был предназначен для монастыря — тут был возведен храм Христа Спасителя и колокольня, получившая название «Русской свечи». В Горней (Эйн-Кареме) была образована женская община в которой в 1883 году был освящен Казанский храм. В Яффе был устроен апельсиновый сад, возведен дом для паломников, а в 1894 году освящен храм апостола Петра. В Иерихоне построено подворье для паломников, путешествовавших на Иордан.

    Как и прежде, миссия совершала богослужения и требы для паломников, иногда монашеские постриги, в паломнический период — чтения и беседы с народом, сопровождение паломников. Продолжались и усилия для просвещения местного населения — так, на средства императрицы Марии Александровны, архимандрит Антонин по собственной инициативе устроил школу для девочек в арабском селении Бейт-Джала близ Вифлеема. За счет отдыха архимандрит Антонин находил время для серьёзных научных занятий церковной археологией и византинистикой. Он также создал в Иерусалиме миссийский археологический музей.

    Деятельность миссии продолжала ширится в заданном русле при преемниках отца Антонина, на рубеже XIX- веков. Приобретены новые участки — в Хайфе на горе Кармил (1908); на побережье Галилейского моря с источником святой Марии Магдалины (1908; в Кане Галилейской; в Назарете; в других местах Святой Земли. В 1907 году в Хевроне было начато строительство храма святых праотцев, в 1910 году пошло возведение собора Горненского монастыря, а в 1913 году на горе Кармил была освящена церковь святого пророка Илии. Как прежде велись археологические исследования.

    В 1914 году Первая мировая война прервала деятельность миссии, вынудив начальника и сотрудников переехать в Александрию. Храмы оказались закрыты, помещения заняты турецкими солдатами, оставшиеся в Святом Граде изгнанные сестры и паломники подверглись притеснениям. Лишь в конце мировой войны, в годы гражданской войны в России, миссия смогла начать восстанавливать разоренную жизнь.

    Межвоенные годы

    В 1919 году, по занятии Палестины Великобританией, русские монахи вернулись в Иерусалим. Связь с Россией оказалась прервана, и с 1920 года миссия вошла в ведение Временного Высшего Церковного Управления Заграницей. Миссия оказалась лишена защиты какого-либо государства, исчезло большинство прежних источников материальной помощи. С установлением власти Британского мандата бо́льшая часть опустевшего Русского подворья была занята гражданскими учреждениями — там разместились полицейский участок, тюрьма, американское отделение красного креста, а затем верховный суд. Многие миссийские постройки оказались повреждены и запущены.

    Большую помощь в поддержании миссии оказал архиепископ Кишинёвский Анастасий (Грибановский), направленный в Святую Землю зарубежным русским священноначалием в 1921 году и с 1924 года около десяти лет служивший наблюдающим за делами миссии. В первую очередь было получено признание прав миссии со стороны британских властей, восстановлена правильная монашеская жизнь. Владыка привел в порядок имущественные дела Русской Духовной Миссии путем сдачи в аренду некоторых участков и возведения нескольких построек с помощью займов. Была открыта Гефсиманская обитель, основана Вифанская школа, приобретен участок у реки Иордана. Период новых потрясений и переустройтсв в жизни последовал за Второй мировой войной.

    Разделение миссии

    В 1945 году Святую Землю посетил патриарх Московский Алексий I, ребром встал вопрос о каноническом подчинении миссии. Арабо-израильская война 1947-1949 годов привело к образованию государства Израиль, которое в 1948 году передало Московском Патриархату те храмы и монастыри миссии, которые оказались на его территории. Миссийская собственность, оказавшаяся на территории Иордании, осталась в ведении Зарубежной Церкви.

    Патриаршей миссии пришлось пережить немалые трудности в связи с продажей советским правительством большей части Русского подворья государству Израиль. Однако, богослужебная жизнь поддерживалась. В 1962 году на берегу Галилейского озера был построен храм в честь святой Марии Магдалины. В 1987 году в Горненском монастыре было завершено строительство пещерного храма в честь Иоанна Предтечи.

    Миссия Зарубежной Церкви с конца 1940-х годов сумела обратить внимание русской эмиграции к своему бедственному положению и привлечь приток пожертвований. Управление миссии было обустроено вначале в Гефсиманской, а потом в Елеонской обители. Был приобретен участок в вади Фаран где в древности располагалась Лавра святого Харитона. При архимандрите Антонии (Граббе) управление было перенесено на русские раскопки близ Храма Святого Гроба, но потом снова переместилось в Елеонский монастырь.

    Путь к возрождению и воссоединению

    Распад СССР положило начало активному возрождению палестинского паломничества среди православных бывшего союза — символическим началом стало паломничество патриарха Алексия II в Святую Землю в апреле 1991 года. Благодаря пожертвованиям в патриаршей миссии начали проводиться масштабные реставрационные работы, возобновилась просветительская и издательская деятельность. В 1997 году на юбилейные торжества по случаю 150-летия миссии патриарх Алексий вновь прибыл в Иерусалим, а правительство Палестинской Автономии передало миссии монастырь в Хевроне. В 2000 году патриарх Алексий снова был в Святой Земле на празднование 2000-летия Рождества Христова — к этому торжеству на выкупленном русском участке в Вифлееме миссией был построен крупный гостиничный паломнический комплекс, Палестинские власти вернули миссии подворье в Иерихоне. В 2004 году было возобновлено строительство собора Горненского монастыря. В начале 2007 года Иордания передала России участок у места Крещения Господня на реке Иордан для устройства паломнического подворья.

    Политическое давление в 1990-х годах привело к тому, что оба владения переданных патриаршей миссии — Хевронский монастырь и Иерихонское подворье — были перед этим изъяты у Зарубежной Церкви с применением насилия. Благодаря восстановлению канонического общения между Отечественной и Зарубежной частей Русской Православной Церкви в 2007 году, началось сближение между отчужденными русскими духовными миссиями. В июне 2007 года состоялось первое совместное богослужение представителей обеих частей Русской Церкви на Святой Земле. К началу 2010-х годов управление Иерихонским подворьем осуществлялось обеими миссиями совместно.

    Статистика

    • 1 января 1965 — у зарубежной миссии 18 участков, 1 из которых приносил доход; 16 монашествующих в Миссии (начальник, и.д. помощника, эконом, 2 архимандрита, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, схимонах, монах, 2 рясофорных инока, 3 послушника); 104 монашествующих в Елеонском монастыре (53 монахини, 36 инокинь, 15 послушниц); иные монашествующие в Вифанской общине, при Мамврийском дубе, в Фаранской лавре [8]
    • 2000-е — у патриаршей миссии 9 действующих храмов, 7 священников, 1 диакон [9]

    Начальники

    • Порфирий (Успенский) (31 июля 1847 — 1854)
    • Поликарп (Радкевич) (24 марта — 30 сентября 1857) еп. Одесский
    • Кирилл (Наумов) (1 сентября 1857 — 22 июня 1863) еп. Мелитопольский
    • Леонид (Кавелин) (1863 — 1865)
    • Антонин (Капустин) (1865 — 1894)
    • Арсений (Изотов) (1894) в/у
  • Рафаил (Трухин) (1894 — 1899)
  • Александр (Головин) (1899 — 1903)
  • Леонид (Сенцов) (1903 — 1918)
    • Мелетий (Розов) (1918 — 1922) и/о
  • Иероним (Чернов) (1922 — 1925)
    • Мелетий (Розов), 2-й раз (1925 — 1928) и/о
  • Киприан (Керн) (1928 — 1931)
  • Афанасий (Петров)
  • Мелетий (Розов)
  • Антоний (Синкевич) (1933/1937 — 1948)
  • Патриаршая миссия в Израиле

    • Леонид (Лобачев) (декабрь 1948 — 1950)
    • Владимир (Кобец) ((? 1950) 1951 — 27 декабря 1951)
    • Поликарп (Приймак) (сентябрь 1951 — апрель 1955)
    • Пимен (Хмелевский) (20 февраля 1956 — 1957)
    • Никодим (Ротов) (25 сентября 1957 — 20 октября 1958 (март 1959))
    • Августин (Судоплатов) (1 октября 1959 — 1961)
    • Варфоломей (Гондаровский) (октябрь 1961 — 23 января 1963)
    • Ювеналий (Поярков) (23 января 1963 — 22 декабря 1964)
    • Гермоген (Орехов) (22 декабря 1964 — 25 ноября 1966)
    • Антоний (Завгородний) (4 апреля 1967 — 1970)
    • Иероним (Зиновьев) (1970 — 25 августа 1972)
    • Климент (Толстихин) (25 августа 1972 — (5 апреля) 5 августа 1974)
    • Серафим (Тихонов) ((5 апреля) 5 августа — 26 декабря 1974) и/о
  • Серафим (Тихонов) (26 декабря 1974 — 22 июля 1977)
  • Николай (Шкрумко) (22 июля 1977 — 16 июля 1982)
  • Пантелеимон (Долганов) (16 июля 1982 — 29 июля 1986)
  • Павел (Пономарев) (29 июля 1986 — 19 июля 1988)
  • Никита (Латушко) (19 июля 1988 — 26 апреля 1993)
  • Феодосий (Васнев) (26 апреля 1993 — 12 марта 2002)
  • Елисей (Ганаба) (12 марта 2002 — 6 октября 2006)
  • Тихон (Зайцев) (6 октября 2006 — 31 марта 2009)
  • Исидор (Минаев) (31 марта 2009 — 16 июля 2013)
    • Феофан (Лукьянов) (16 июля 2013 — 13 июля 2015) вр. и/о
  • Александр (Елисов) (с 13 июля 2015)
  • Зарубежная миссия

    • Антоний (Синкевич) (1948 — 1951)
    • Димитрий (Биакай) (1951 — 1968)
    • Антоний (Граббе) (1968 — январь 1986)
    • Валерий Лукьянов (1986 — 1987)
    • Алексий (Розентул) (1 сентября 1987 — октябрь 1991)
    • Николай (Юхос) (май 1992 — ноябрь 1993)
    • Владимир Скалон (1993)
    • Феодосий (Клэр) (ноябрь 1993 — декабрь 1995)
    • Варфоломей (Воробьёв) (декабрь 1995 — август 1997)
    • Алексий (Бирон) (1997 — 2000)
    • Петр (Лукьянов) (2000 — 2002)
    • Андроник (Котляров) (2003 — 2 мая 2007) и/о
  • Иоасаф (Маклеллан) (нач. года — 18 декабря 2009)
    • Тихон (Амельченя) (14 июля 2010 — 17 мая 2011) и/о
  • Тихон (Амельченя) (с 17 мая 2011 — 9 октября 2012)
    • Роман (Красовский) (14 июня 2012 — 9 октября 2012) и/о
  • Роман (Красовский) (с 9 октября 2012)
  • Архимандрит Александр: задача миссии в Иерусалиме — принять паломника

    Сейчас у нас добавилась еще одна новая забота, которая не была свойственна тому времени. Это большое число русскоязычных переселенцев из бывшего Советского Союза, которые приехали сюда и получили гражданство Израиля. Они стали новыми гражданами этого государства, но при этом, когда имеют желание и возможность, сохраняют свое культурное наследие, остаются в православной вере. Тогда они стремятся к тем самым русским храмам на подворьях нашей миссии, которые помогают им сегодня выживать духовно, окормляют их, как принято говорить на церковном языке. Особенно много таких прихожан у нас в Яффе и Хайфе – двух прибрежных городах, где требуется много специалистов, где есть развитая промышленность. Как раз там и задействованы наши бывшие соотечественники, и они идут в наши храмы, ставшие для них таким духовным и культурным прибежищем. В Яффе, Хайфе, даже в Горненском монастыре близ Иерусалима в Эйн-Кареме. Это совершенно новая сторона служения Русской духовной миссии, которая добавилась в конце XX века и продолжается до сего дня.

    — Сколько у вас таких новых прихожан?

    — Мы можем сказать только по количеству посещаемости наших приходов. Скажем, если мы возьмем приход в Яффо — это тель-авивский регион и близлежащие селения, там в пасхальные дни проходит до двух тысяч и более человек. В Хайфе их несколько меньше. У нас, в Иерусалиме, до 800-1000 человек. В Эйн-Кареме, Горнем монастыре, тоже до 500-700 человек. Тех, которых мы видим, те, которые заявляют о своей принадлежности к православию и нуждаются в участии в богослужении, те, кто приходит к нам. В целом речь идет о нескольких тысячах человек, хотя, конечно, в общей сложности переселенцев гораздо больше.

    — Наверняка есть еще и палестинцы, израильские арабы православные?

    — Да, они есть, но они являются составной частью Иерусалимского патриархата, поэтому мы напрямую в окормлении этих людей не участвуем. Однако исторически там, где были уже построены через Императорское православное палестинское общество и непосредственно через миссию, через Российскую империю школы, храмы, они так или иначе, в том или ином формате продолжают существовать до сегодняшнего дня. Поэтому опосредственно через эти учреждения мы продолжаем участвовать в поддержке арабоязычного палестинского населения.

    — Насколько велик сейчас поток паломников?

    — В прошлом году через нашу духовную миссию мы приняли 4,5 тысячи паломников. В 2015 году мы приняли четыре тысячи паломников. В феврале у нас очень большой поток паломников, даже в отличие от прошлого года. Это было действительно заметно. На праздники Сретения Господня, праздники памяти святого Семена Богоприимца приехали тысячи людей. По отзывам моих помощников и сотрудников миссии, в Храме Гроба Господня на ночных литургиях в последние две недели было несколько тысяч человек, в основном русскоязычных паломников.

    — При этом у вас нет монополии на прием паломников?

    — Мы стараемся не отпустить от себя именно тех паломников, которые таковыми являются в буквальном смысле слова. Это церковные люди, которые едут от приходов, от монастырей, от наших паломнических служб, которые есть в каждой епархии Русской православной церкви.

    Вы знаете, что святейший патриарх Кирилл создал огромное количество епархий именно с тем, чтобы открыть церковь для различных слоев населения Российской Федерации, чтобы они могли быть организованными и не брошенными, иметь возможность общения с архиереем, священниками.

    Благодаря этому, все епархиальные паломнические центры, которые сегодня созданы, являются как раз теми исходными организациями на местах, с которыми мы имеем прямой контакт. Те прихожане, православные верующие, священники, которые едут через них, так или иначе связаны с нашей паломнической службой. Они как раз тот контингент, о котором мы прежде всего заботимся.

    Но у нас бывают, конечно, и сторонние паломники. Приезжают люди, которые предпочитают, скажем, нашу паломническую службу. У нас есть замечательный состав сестер Горненской обители, которые являются не просто гидами в светском понимании, а людьми церковными, духовными. Они дают такое ощущение Святой земли, которое необходимо верующему человеку, которое укрепляет веру человека. Мы принимаем всех людей, которые к нам обращаются. Мы знаем и понимаем прекрасно, что существует масса других организационных операторов, которые принимают туристов, паломников на Святой земле. Работы достаточно для всех, я бы сказал.

    — А откуда едут паломники, не только же из России?

    — Конечно. У нас огромное количество приезжают из Украины, из Украинской православной церкви. Благо, что с тремя славянскими бывшими республиками Советского Союза, я имею в виду Белоруссию, Украину и Россию, сейчас есть (у Израиля – ред.) безвизовый режим. Поэтому и белорусских групп много. Мы приняли в прошлом году около полутора тысяч паломников из пределов Украинской православной церкви. Есть у нас и из Прибалтики, Бельгии, Франции, Италии, Германии. Приезжают из стран среднеазиатских – из Туркмении, из Казахстана больше всего. Из США и Канады даже приезжают через наши паломнические службы, поскольку там тоже есть приходы и епархии Русской православной церкви. Они тоже стараются пользоваться для своих визитов паломнической службой при Русской духовной миссии в Иерусалиме.

    — Отражаются ли на вашей работе, приеме паломников в том числе, вспышки ближневосточной напряженности?

    — Мы стараемся предложить нашим паломникам все, по сути дела, подворья и особо значимые места, которые связаны с евангельской историей. Но есть среди них проблемные. Проблемным местом является прежде всего город Хеврон. Хеврон, как вы знаете, это город со стопроцентным исламским населением. Там нет христианских церквей и других учреждений христианских вообще. Единственная христианская церковь, которая там существует, — это наше подворье Святых праотцов в Хевроне, на месте, где была когда-то дубрава Мамврея, где праотцу Аврааму явилась святая Троица в виде трех ангелов. Известный сюжет, написанный на иконе преподобного Андрея Рублева. Вот это, по сути, единственное христианское место. Там живут всего лишь несколько наших насельников, послушников и иеромонах, который совершает богослужения для них. По сути дела, они всегда там, как на острове посреди исламского мира.

    А как вы знаете, исламский мир сегодня болен экстремизмом очень часто. И есть там политические организации и объединения, которые связаны с ИГИЛ (террористическая организация, запрещена в России – ред.) и которые не приемлют присутствия христианства. Порою возникают проблемы. Когда со стороны израильской территории приезжают туда автобусы с христианами, бывает, что они подвергаются агрессии, в них кидают камнями. Бывают еще какие-то препятствия на подходах к нашему подворью. Тем не менее мы стараемся все равно не ограничиваться только лишь другими подворьями и туда тоже направляем наши группы. Надеемся на милость Божью, на то, что все-таки здравый смысл победит и не будут чиниться препятствия простым людям, хотя и не мусульманам, а христианам из наших пределов Русской православной церкви приезжать туда и поклоняться этому святому месту.

    — Вы предвосхитили мой вопрос как раз по поводу Хеврона. Сравнительно недавно там прошли протестные акции, с чем они связаны?

    — Это не первые акции протеста. Они идут там регулярно на протяжении последних десятилетий.

    Проблема заключается в том, что есть экстремистские силы, которые часто используют политическую подоплеку, чтобы вытеснить нас из пределов церковного участка, принадлежащего бесспорно нам, приобретенного на средства российских людей, русских паломников, которые жертвовали эти средства. Наше присутствие в Хевроне порой используется, чтобы продемонстрировать неприятие политики России, которую она проводит в Сирии и по отношению к ИГИЛ.

    Но я должен сказать, что и палестинские власти, и израильская сторона стараются это всячески погасить, этому всячески препятствовать, чтобы дать понять, что наше присутствие там является необходимой составной частью этого города. Мы действительно сегодня представляем в Хевроне весь христианский мир.

    — Вызывает ли у вас беспокойство безопасность хевронского участка, его насельников, паломников?

    — Живя здесь на Ближнем Востоке, а я здесь живу почти два десятилетия, если учесть предыдущие миссии в Ливане, Сирии и теперь вот здесь, могу только одно сказать. Здесь всегда надо чувствовать, что мы живем в очень напряженном и опасном мире. Это совершенно точно нужно понимать и отдавать себе отчет, какой бы страны или какой бы религиозной группы это ни касалось. Поэтому мы не можем не волноваться, но мы надеемся, что с помощью Божьей и при доброй воле многих наших друзей и в Палестине, и в Израиле этот уникальный элемент русского православного присутствия сможет сохраниться на будущие годы.

    — С высоты многолетнего опыта работы в этом регионе, его горячих точках, как вам кажется, реальна ли угроза исчезновения христианского присутствия на Ближнем Востоке или это надуманные страхи?

    — Хотелось бы, конечно, считать, что они надуманные. Но, к сожалению, реальные факты и анализ того, что происходило на моих глазах в той же Сирии, не дает оснований так думать. Нужно понимать, что это удивительное сочетание, удивительный мир соединенного сосуществования мусульманской традиционной морали, религии и христианства, это совершенно уникальное сосуществование, оно сегодня серьезным образом нарушено. Экстремистская идеология, которая руководит деятелями и участниками ИГИЛ, по сути дела, творит вещь очень преступную, нарушая это равновесие, нарушая уникальный опыт векового сосуществования и вытесняя христиан.

    Сегодня сохранить это сочетание в том виде, в каком оно было, складывалось веками, наверное, не удастся. Тем не менее то, что делает Российская Федерация на сегодняшний день в Сирии, это действительно спасение того уникального сосуществования, о котором я сейчас сказал. Я очень надеюсь, что все-таки мы каким-то образом сумеем сохранить хотя бы очаги такого общения, которые для будущего региона станут примером и вдохновением. Чтобы можно было жить вместе, решать вопросы и проблемы, политические, социальные и просто житейские, совместно, без ненависти друг к другу. Так, как это было каких-то, может быть, 10-15-20 лет назад в той же самой Сирии или Ливане.

    Происходящее там сегодня можно охарактеризовать как преступление против человечества, против человечности, потому что нарушается то сочетание религиозных групп и взаимного существования, которое создать искусственно невозможно. Оно было создано веками, произведено естественным опытом. Повторить его уже нереально, а искусственно в лабораторных условиях создать – тем более невозможно.

    Я надеюсь, что сохранятся хотя бы малые очаги в тех регионах Сирии, Ливана, Ирака, которые, может быть, не были так сильно затронуты разрушительными и кровопролитными боевыми действиями. Хотя бы оттуда можно будет продолжать этот добрый опыт и пример сосуществования этих двух религиозных групп.

    — Общая угроза сплачивает христиан Востока?

    — Для христиан это большое испытание в Сирии, и я видел на своем опыте, как все христиане выступали единым фронтом. Все противоречия вековые, которые существуют между западным и восточным христианством в различных его формах, снизошли на нет, когда необходимо стало выстоять, сохранить ту драгоценную возможность общежития, которая была веками создана и стала достоянием, по сути дела, всего человечества. Это как раз и должно было быть охраняемо со стороны ЮНЕСКО, ООН, потому что повторить этот исторический опыт никому не дано. Мы не можем вернуться в прошлое, а искусственно его создавать – это тоже не вариант.

    — Мы сейчас наблюдаем реставрацию Кувуклии – часовни над пещерой, где был похоронен и воскрес Иисус. Когда завершатся эти работы?

    Состав

    Монастыри

    • Гефсиманский Мариинский (женский, РПЦЗ)
    • Горненский Казанский (женский, МП)
    • Елеонский Вознесенский (женский, РПЦЗ)
    • Магдалинский Мариинский (МП)
    • Фаранский Харитоновский скит (мужской, РПЦЗ — восстанавливается)

    Храмы в Иерусалиме

    • Александры царицы (МП)
    • Троицы Живоначальной, собор (МП)

    Подворья

    • Вифлеемское подворье с паломнической гостиницей (МП)
    • Иерихонское подворье с храмом Иоанна Предтечи (совместное)
    • Хайфинское подворье с храма Илии пророка (МП)
    • Хевронское подворье с храмом святых Праотец (МП)
    • Яффское подворье с храмом апостола Петра (МП)

    Прочие учреждения

    • Тивериадский дом паломника (МП)

    «Апельсиновая Сделка»

    В XX веке переломным моментом в развитии Русской духовной миссии стала так называемая «апельсиновая сделка» 1964-го года, в результате которой значительная часть земель с церквями была продана СССР. В период охлаждения взаимоотношений с Израилем советские власти приняли решение продать свое имущество на Святой Земле, но практичные израильтяне не хотели покупать церкви, которые нельзя было использовать в иных целях. Непроданным остался и Горненский монастырь, в котором жили монахини. Однако в самом центре Иерусалима были проданы многие исторические здания, в том числе Елизаветинское, Николаевское, Вениаминовское подворья и Французский дом.

    Название «апельсиновая» эта сделка получила оттого, что за эти земли Израиль рассчитался с советскими властями яффскими апельсинами и текстилем. Хрущев, видимо, посчитал, что советскому народу нужно прежде всего кушать и одеваться, а духовное наследие на тот момент имело, на его взгляд, наименьший приоритет.

    Веб-сервер

    Информация о дата-центре
    UKNetServ Singapore Singapore Singapore 1.2897, 103.8501
    Время загрузки веб-сервера составляет 0.23 секунды
    Серверами доменных имён являются ns2.techrusdm.club (128.199.45.113), ns1.techrusdm.club (128.199.45.113). ИП адрес сайта 128.199.45.113
    ИП:128.199.45.113
    Тип сервера:nginx
    Кодировка:UTF-8
    ПИНГ www.rusdm.ru (128.199.45.113) Размер пакета составляет 45 байт.
    45 байт для 128.199.45.113: seq_num=1 TTL=6327.7 мс
    45 байт для 128.199.45.113: seq_num=2 TTL=6326.9 мс
    45 байт для 128.199.45.113: seq_num=3 TTL=6327.9 мс
    — www.rusdm.ru результаты пинга —
    4 запроса отправлено, 4 пакета получено, 0 потеряно (0% потерь)
    Средний пинг до сервера составляет 20.6 мс, и среднее время загрузки сайта 0.23 секунды.
    Конфигурация веб-сервера
    Тип содержания:text/html
    Дата:Sat, 25 Mar 2021 15:17:37 GMT
    Веб-сервер:nginx
    Х-поддержка:PHP/5.5.9-1ubuntu4.17
    Разное:+
    П3П:
    Добавление куки:
    Е-тэг:
    Содержание MD5:
    Штифты открытого ключа:

    Данные являются приблизительными* Последнее обновление: 04.04.2017 09:51:54

    Паломничество по Святой Земле

    На сегодняшний день основной деятельностью Русской духовной миссии является духовное просвещение паломников. Православные из России, Украины, Белоруссии, Молдовы и других стран ближнего и дальнего зарубежья стремятся совершить паломничество в Израиль, ведь это уникальная возможность соприкоснуться со святынями христианства и укрепить свою веру. Каждый, кто там побывал, отмечает красоту и силу этих мест, имеющих высокую значимость для истинно верующего.

    Первой ступенью программы является подвиг паломничества в храме Гроба Господня и Троицком соборе Миссии. Богомольцы приезжают на 8, 10 или более дней, чтобы посетить Иерусалим, Вифлеем, Галилею, Назарет, монастыри Иудейской пустыни и совершить восхождение на гору Синай. Существуют также расширенные программы с посещением Святых Мест в Иордании с возможностью ступить на место Крещения Господня. Чтобы совершить программу паломничества, можно обратиться напрямую к представителям Русской духовной миссии в Иерусалиме.

    Воскресная Школа

    Для живущих в Израиле православных христиан очень важно иметь возможность посещать воскресные службы на родном языке и приводить в церковь детей. Вопрос о духовном воспитании детей в Израиле очень важен, особенно для тех, кто живет в нехристианском окружении. Многие дети родились в Израиле и посещают израильские учебные заведения, но, наряду со светским образованием, для них важно сохранить православную веру и русскую культуру.

    В марте 2009 года в Горненском женском монастыре Русской духовной миссией была организована Воскресная школа. Большая часть прихожан – это русскоязычные православные верующие, среди которых много семей с детьми, которым очень интересно постигать азы православия.

    Занятия в школе проходят каждую субботу. Помимо изучения Закона Божьего, прихожане также посещают кружки по пятницам, где учатся рукоделию, узнают об истории России, принимают участие в театральных постановках. А с 2014 года там стали проводиться занятия по русской литературе, что помогает воспитанникам сохранять свою языковую и культурную среду. Работа Воскресной школы помогает прихожанам изучить историю, укрепиться в вере и стать частью православной семьи.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]
    Для любых предложений по сайту: [email protected]