Новгородская Н. Ю. Роль и место Российской Духовной Миссии в Пекине в истории русско-китайских отношений (конец XVII–XVIII в.)

Российская духовная миссия в Китае

(недейств., ныне существует Китайская Православная Церковь)

В 1698 году Виниус, думный дьяк, писал из Тобольска царю Петру I за границу, что в Пекине построена русская церковь и что многие китайцы крестились. 18 июня 1700 года царь Петр издал указ, обеспечивший будущность православной миссии в Пекине. В Указе император предписывал начинать поиски людей, подходящих для миссионерской деятельности в Китае.

В 1712 году, после смерти отца Максима Толстоухова (русского священника, пришедшего в Китай вместе с пленными казаками-албазинцами после разгрома Албазинской крепости) албазинцы вновь затронули вопрос о присылке к ним пастыря. В Китай было направлено прошение о возможности проповеди там русской миссии. В то время император Канси отправлял к калмыкам в прикаспийские степи посольство с позволения российских властей, почему отнесся к прошению благосклонно и только указал, чтобы с Миссией был отправлен в Китай лекарь, искусный в лечении наружных болезней. Резолюция Канси была немедленно доложена царю Петру, который повелел святителю Иоанну Тобольскому подобрать для сей Миссии достойных людей. По распоряжению митрополита начальником первой духовной миссии в Китай в 1713 году был утверждён архимандрит Иларион (Лежайский). С ним отправились священник Лаврентий (вероятно, он был в Пекине в сане диакона в 1696 году при освящении Никольской часовни в Храм Святой Софии) и диакон Филимон (его биография неизвестна). К ним присоединено было семь церковников, вероятно, из учеников тобольской славяно-русской школы, открытой митрополитом Филофеем в 1704 году.

Задачами Миссии первоначально являлись, кроме пастырского окормления православных в Пекине, научная деятельность и осуществление дипломатических функций. Первая православная миссия из России прибыла в Пекин в 1716 году и была принята с особенным почётом и вниманием. Богдыхан зачислил членов ее в высшие сословия государства, а именно: архимандрита пожаловал мандарином 5-й степени, священника с диаконом — мандаринами 7-степени, а учеников причислил к сословию солдат. Всем членам миссии были отведены казенные квартиры возле албазинской церкви и, вероятно, участки земли, а также временное денежное пособие. Сверх этого от трибунала определено было производить им ежемесячное жалованье. К довершению благоволения богдыхан дал некоторым из церковников жен, без сомнения крещеных ими, а изучивших китайский с маньчжурским языки пристроил к трибуналу внешних сношений для перевода грамот, получавшихся от Российского Сената и посылавшихся в сенат китайской коллегией иностранных дел. О деятельности первой Миссии сохранилось мало сведений. Известно, что благодаря хорошему составу она привлекла к русской церкви ряд местных жителей, ходивших на стройное богослужение, заведенное арх. Иларионом. Богдыхан каждый месяц посылал чиновника справляться о здоровье начальника Миссии (тогда как после он делал это лишь дважды в год, что по туземным понятиям было великой честью).

С 1716 по 1933 г. было отправленно в Китай 20 миссий и свыше 200 проповедников. Трудами многих поколений строилась Миссия, молитвами святых подвижников освящено ее прошлое. Так святитель Иоанн, митрополит Тобольский, святитель Иннокентий, епископ Иркутский, принимали непосредственное участие в её возникновении и развитии.

Пекинская Миссия была не единственной, но самой ранней по времени основания из зарубежных миссий Русской Православной Церкви. Вместе с тем, Российская Духовная Миссия в Пекине была уникальным российским учреждением за рубежом, не только представлявшим в цинском Китае Русскую Православную Церковь, но и на протяжении 150 лет, с 1715 по 1864 год, выступавшим в качестве неофициального дипломатического представительства России в Китае.

Основной задачей миссионеров в Китае было изучение китайского и маньчжурского языков. Китайский язык изучался с целью, во-первых, ведения проповедей, во-вторых, изучения и исследования культуры Китая. За время существования Миссии было возведено тридцать семь храмов (в том числе, храмы в Пекине, Харбине, Тяньцзине, Шанхае, отличавшиеся самобытностью), создано более сорока проповеднических точек, пять епархий (Пекинская, Тяньцзиньская, Синьцзянская, Шанхайская, Харбинская), учреждена православная семинария, двадцать мужских и женских религиозных школ, распространялось религиозное учение, была открыта библиотека, основано издательство и выпускался на русском, английском и китайском языках журнал “Китайский благовестник” (“Чжунго фуынь бао”), проводилась благотворительная деятельность. Одновременно с ведением проповедей миссионеры изучали китайскую астрономию, историю, географию, национальности, религию, народные обычаи и многое другое.

На вторую половину XIX столетия приходится первоначальный период распространения Православия в Китае за пределы столицы Империи. Русская Духовная Миссия в Пекине в 1864 году была освобождена от обязанностей исполнения дипломатических функций в связи с открытием Русского Посольства. Члены Миссии, ученые и богословы, приступили к трудам по переводам богослужебной литературы на китайский язык. Этот период деятельности Миссии славен также синологическими трудами ее членов, заложивших основу русского китаеведения. Начало века – краткий период расцвета Пекинской Миссии. За несколько десятилетий было сделано немало переводов Священного Писания на китайский язык, были переведены основные богослужебные тексты и некоторые труды святых отцов. В те годы Миссия издавала как ученые труды членов Пекинской Миссии, так и церковные книги. В Пекине был основан первый китайский монастырь. В Москве и Петербурге действовали Подворья Пекинской Миссии.

Миссия была закрыта в 1954 году, через пять лет после китайской революции.

В настоящее время на территории Миссии располагается Посольство России в Китае. На территории Посольства по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия 19 апреля 1997 г. был установлен Поклонный Крест в память истории Миссии, православных китайцев и русских китаеведов. На территории Посольства сохранился бывший Успенский храм, переделанный в гараж. В августе 1997 г. по инициативе Посольства была отреставрирована и фактически восстановлена часть Западной стены бывшей Миссии, примыкавшая к Успенскому храму.

О былой истории Миссии в Пекине сегодня напоминают только камни — остатки надгробий русского кладбища за бывшими Аньдинмэньскими воротами города.

Еще в 1986 г. на территории Парка Цинняньху, в который было обращено кладбище, был разрушен Свято-Серафимовский храм. Бывшая Посольская Церковь в районе Наньтан разрушена была в 1991 г. В пекинском Музее колоколов хранятся два русских колокола — один снят с колокольни Миссии, другой — со Свято-Серафимовского храма. В одном из музеев Пекина хранится надгробная плита Начальника 1-й Духовной Миссии, архимандрита Илариона (Лежайского).

Начальники

Вплоть до второй половины XIX века миссии высылались приблизительно с частотой раз в десятилетие. В случае смерти начальника миссии до истечения срока, новый начальник прибывал на смену лишь в составе следующей миссии.

  • 1-я миссия 1717-1728 — Иларион (Лежайский), архим., (+ 1717)
  • 2-я миссия 1729-1735 — Антоний (Платковский), архим.
  • 3-я миссия 1736-1745 — Иларион (Трусов), архим., (+1741)
  • 4-я миссия 1745-1755 — Гервасий (Линцевский), Переяславский, архим.
  • 5-я миссия 1755-1771 — Амвросий (Юматов), архим., (+1771)
  • 6-я миссия 1771-1781 — Николай (Цвет), архим.
  • 7-я миссия 1781-1794 — Иоаким (Шишковский), архим.
  • 8-я миссия 1794-1807 — Софроний (Грибовский), архим.
  • 9-я миссия 1807-1821 — Иакинф (Бичурин), архим.
  • 10-я миссия 1821-1830 — Петр (Каменский), архим.
  • 11-я миссия 1830-1840 — Вениамин (Морачевич), иером., затем — архим.
  • 12-я миссия 1840-1849 — Поликарп (Тугаринов), архим.
  • 13-я миссия 1850-1858 — Палладий (Кафаров), архим.
  • 14-я миссия 1858-1864 — свт. Гурий (Карпов), архим.
  • 15-я миссия 1865-1878 — Палладий (Кафаров), архим.
  • 16-я миссия 1879-1883 — Флавиан (Городецкий), архим.
  • 17-я миссия 1884-1896 — Амфилохий (Лутовинов), архим.
  • 18-я миссия 1896-1931 — Иннокентий (Фигуровский), архим., с 1902 г. — еп. Переяславский, с 1918 — Пекинский, с 1921 — архиеп., с 1922 — архиеп. Пекинский и Китайский, с 1928 — митр.
  • 19-я миссия 1931-1933 — Симон (Виноградов), архиеп. Пекинский и Китайский.
  • 20-я миссия 1933-1956 — Виктор (Святин), еп. Пекинский и Китайский, с 1938 — архиеп.

Возрождается Российская Духовная миссия в Китае

11 июня сего года на заседании Совета Московской Духовной академии было принято решение о создании в Академии Центра изучения проблем православной миссии на Дальнем Востоке, руководителем Центра назначен сотрудник Учебного комитета Русской Православной Церкви Е.Ю. Петровский.

Созданная в царствование Петра Великого Российская Духовная миссия в Китае была упразднена в 1954 году. В 1957 году Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято решение о даровании Китайской Православной Церкви статуса автономной. В то время в Китае насчитывалось около 20 000 православных христиан.

В 1997 году отмечался 40-летний юбилей автономии Православной Церкви в Китае. Этому событию было посвящено специальное заседание Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшееся 17 февраля 1997 года. На заседании был рассмотрен исторический путь и современное положение Китайской Автономной Православной Церкви. Члены Синода пришли к заключению, что «дарование статуса автономии Китайской Автономной Православной Церкви было своевременным шагом, соответствовавшим положению епархий на территории Китайской Народной Республики и отражавшим их готовность перейти к форме самостоятельного управления. Тысячелетнее служение Русской Православной Церкви Отечеству и народу было, как основополагающий принцип отношений с государственной властью, органично воспринято Китайской Автономной Православной Церковью от Матери-Церкви и воплощено ею в служении своему великому отечеству».

Состоявшийся в том же году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви одобрил принятые Священным Синодом определения, свидетельствуя о сохранении статуса автономии Китайской Православной Церкви и о неприкосновенности ее канонических границ.

В настоящее время Предстоятелем Китайской Автономной Православной Церкви является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, управляющим делами — председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.

Летом 2000 года отмечался еще один юбилей Китайской Церкви — 100-летие мученической кончины 222 православных китайцев во главе со священномучеником Митрофаном, убитых во время антиколониального Боксерского восстания в Пекине.

Сегодня стало совершенно очевидно, что перед нами остро стоит задача возрождения православной миссии в Китае. Помимо возрождения Православия на территории Китая, необходимо также организовать миссию среди китайцев, постоянно проживающих на территории России. Только в Москве, по разным оценкам, проживает около полумиллиона китайцев. В их среде активно действуют протестантские проповедники, как правило, корейского происхождения, которые имеют большой успех. В результате, подавляющее большинство китайцев, принимающих христианство, становится протестантами в православной стране.

Конечно, нашей Церковью также предпринимаются определенные шаги по возрождению Православной миссии среди китайцев. В Отделе внешних церковных связей разработана программа создания епархиальных Центров изучения проблем православной миссии в Китае. В начале июля сего года для обучения в Московской Духовной семинарии, Регентской и Иконописной школах по линии ОВЦС направляются 5 студентов из КНР.

В 2000-2001 учебном году по инициативе Учебного комитета для студентов первого курса Московской Духовной семинарии были организованы факультативные занятия по китайскому языку, китайской культуре и философии. По окончании первого полугодия был проведен экзамен, который успешно сдали 6 из 12 учащихся. Во втором полугодии занятия проводились по достаточно интенсивной программе и с учетом индивидуальных способностей каждого учащегося. В итоге, к концу учебного года учащиеся овладели навыками элементарной разговорной речи, основами иероглифики и приступили к изучению катехизиса и молитвословий на китайском языке. Для студентов приобретены учебники китайского языка с аудиокассетами, пособия по изучению иероглифики и словари.

Данная инициатива получила одобрение Председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, управляющего делами Китайской Автономной Православной Церкви, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (письмо№ 1510 от 29.05.2001). Более того, в 2001/02 учебном году Отдел внешних церковных связей выразил согласие направить для чтения лекций по истории и современному состоянию Китайской Автономной Православной Церкви в МДС сотрудника Отдела священника Дионисия Поздняева.

В рамках проекта развития международных связей богословских учебных заведений Русской Православной Церкви программа изучения китайского языка и обучения в Московских духовных академии и семинарии студентов из КНР одобрена Подкомиссией по православному образованию Общественно-политического экспертного совета при Полномочном представителе Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном округе и принята в качестве проекта, реализуемого при поддержке подкомиссии (Протокол заседания подкомиссии № 3 от 1 июня 2001 года).

Представляется, что возможность общения китайских студентов со студентами семинарии, изучающими китайский язык, будет взаимно полезной как в отношении языковой практики, так и в отношении установления личных контактов и, безусловно, послужит делу возрождения православной миссии в Китае. К решению этой важной задачи призван и создаваемый в Академии Центр изучения проблем православной миссии на Дальнем Востоке.

Православная миссия в XIX веке — колыбель российской синологии[править]

В задачи членов Пекинской духовной миссии входило изучение маньчжурского, китайского и монгольского языков, а также истории, культуры и религии Китая. В число светских членов миссии назначались молодые люди из числа студентов высших учебных заведений и Духовной академии. Занятия между студентами распределялись согласно с их предварительными знаниями, желанием и способностями; они изучали медицину, математику, литературу и философию, систему Конфуция, историю, географию, статистику и юриспруденцию китайского государства. Пекинская миссия дала России первых видных ученых-китаистов, среди которых могут быть названы Рассохин И. К. (1707—1761 гг.), Леонтьев А. Л. (1716—1786 гг.), Бичурин И. Я. (1785—1853 гг.), Ковалевский О. М. (1800—1878 гг.), Захаров И. И. (1814—1885 гг.), Кафаров П. И. (1817—1878 гг.), Васильев В. П. (1818—1900 гг.). Научное наследие этих подвижников и ныне представляет собой настоящую сокровищницу российского китаеведения. Так, например, описание Пекина, составленное начальником девятой миссии архимандритом Иакинфом (Бичуриным), по существу легло в основу всех последующих европейских путеводителей по столице Китая.

Иакинф Бичурин был главой девятой духовной миссии с 1808 по 1820 годы. Она была одной из самых блестящих во всей истории миссии. В миссионерской области ее деятельность была довольно слабой, но ее ученики и сам Бичурин оставили заметный след в синологии. Бичурин быстро изучил язык, завел многочисленные знакомства, что дало ему бесценное знание обычаев и нравов страны. Четырнадцать лет жизни в Пекине стали этапом подготовки к его научной и литературной деятельности. Бичурин создал множество трудов по географии, истории, литературе Китая, составил несколько словарей. Его труды были признаны Российской академией наук и Парижским азиатским обществом.

Православная миссия после опиумных войн[ | ]

Ханькоу: бывшая русская церковь (1876)
Россия непосредственно не участвовала в опиумных войнах против Китая, и даже оставалась после недавней Крымской войны в конфликте с Англией и Францией — победителями этих войн и симпатизировала антибританскому восстанию сипаев в Индии. Однако русские дипломаты угрозой вторжения в Китай и открытия второго фронта во время христианского восстания тайпинов добились присоединения к России огромных маньчжурских территорий (Забайкалье, Хабаровский край, Приморский край, Сахалин и др.). После подписания в 1858 году Айгунского договора, серии Тяньцзиньских трактатов и Пекинского трактата 1860 года империи Цин с западными странами положение Русской Духовной Миссии изменилось. В Пекине открылись дипломатические представительства западных государств, в том числе и России. В 1861 году в Пекин прибыл первый постоянно аккредитованный российский посланник в ранге министра-резидента Л. Ф. Баллюзек, и в столице империи Цин была учреждена постоянно действующая Российская дипломатическая миссия, которой была передана от духовной миссии её дипломатическая и значительная часть образовательных функций. Духовная миссия превратилась в учреждение с исключительно религиозными (миссионерскими) функциями и перешла из ведения МИД в духовное ведомство. Штат миссии сократился.

Цинское правительство, признавая, что христианское учение способствует водворению порядка и согласия между людьми, обязалось не преследовать своих подданных за приверженность христианской вере.

Такая политика цинского правительства позволила развить религиозную деятельность миссии, которая с этого момента занялась проповедью православия среди китайцев. На китайский язык были переведены и изданы множество богослужебных книг. Обычно именно эти книги использовались протестантами и позволили им добиться, чтобы из 105,4 млн китайских христиан в наше время 75 млн были протестантами. В конце XIX века в Тяньцзине, Фучжоу и Ханькоу были открыты русские концессии.

10 марта 1862 года в деревне Дун-дин, что в 53 километрах к востоку от Пекина, была совершена первая литургия в особо устроенном помещении, а в 1863 году в российской прессе сообщалось[2], что там же русскими купцами, торгующими в Китае, было решено построить православную церковь на деньги, пожертвованные крещёными китайцами.

С 1864 года Миссия утратила дипломатический характер, став исключительно религиозно-просветительской[3]. В 1882 году первый православный священник из китайцев Митрофан Цзи впервые в Новое время начал вести христианское богослужение на китайском языке.(Католики начали только после II Ватиканского собора в 1964 году).

В 1895 году Россия опять воспользовалась поражением Китая в войне с Японией: завладела Ляодунским полуостровом, на котором построила город Порт-Артур и объявила Манчжурию сферой своего влияния, по территории которой провела Китайскую восточную железную дорогу от Читы до Владивостока и Порт-Артура. Это вызвало возмущение в Китае и привело к восстанию боксёров.

Литература[ | ]

  • Краткая исторія русской православной миссіи в Китаѣ, составленная по случаю исполнившагося въ 1913 году двухсотлѣтняго юбилея ея существованія. Издание 1-е, Пекин, Типография Успенского монастыря, 1916.
  • Кузнецова Т. В.
    Издательская деятельность Русской Духовной миссии (на примере изданий из фонда Дальневосточной государственной научной библиотеки) // «Эволюция и революция: опыт и уроки мировой и российской истории: Материалы международной научной конференции». Хабаровск, 22-24 сентября 1997 г. — Хабаровск. — 1997. — С. 80—85
  • Густерин П. В.
    Архимандрит Аввакум (к истории подписания Тяньцзиньского трактата 1858 года) // Новая и новейшая история. — 2008. — № 6.
  • Бэй-гуань: краткая история Российской духовной миссии в Китае. Альянс-Архео, 2006. — 214 с.
  • Дацышен В. Г.
    История Российской Духовной Миссии в Китае / ред. прот. Дионисий Поздняев. — Гонконг : Братство Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла, 2010. — 448 с. — ISBN 978-9-88188-956-0
  • Головин С. А.
    Российская духовная миссия в Китае. Исторический очерк. — Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013.

Албазинцы[ | ]

Основная статья: Албазинцы

В XVII веке Россия начала осваивать Восточную Сибирь и впервые столкнулась с Китаем. Первые контакты носили характер приграничных вооружённых конфликтов. Самым значительным из них было взятие цинской армией русской крепости Албазин на реке Амур в 1685 году. 45 казаков, захваченных при этом в плен, были переселены в Пекин и положили начало многолетнему присутствию русских в Китае. Хотя китайцы и называли всех этих людей русскими, среди них, вероятно, оказались также крещенные буряты, калмыки и потомки от смешанных браков.

Албазинцев компактно поселили во Внутреннем городе у ворот Дунчжимэнь. Они были причислены маньчжурским императором Сюанье (девиз правления — «Канси») к почётному военному сословию, которое занимало высокое положение в сословной иерархии империи Цин, и зачислены с приличным жалованием в «русскую роту» жёлтого с каймой знамени императорской гвардии. Пленные албазинцы наравне с другими солдатами получили казенные квартиры, деньги на первоначальное обзаведение хозяйством, наделы пахотной земли, холостых казаков женили на китаянках. Для богослужения русским была передана во владение буддийская кумирня Гуаньдимяо (храм Бога войны), которую священник Максим Леонтьев — первый православный священник на китайской земле, обратил в часовню во имя святителя Николая Чудотворца. Там вплоть до 1695 года он совершал богослужения, обслуживая духовные нужды своей паствы.

К этому времени в России узнали о деятельности отца Максима и его усилиях сохранить веру среди албазинцев. Русское правительство обратилось к китайскому императору с просьбой об освобождении пленных или же о разрешении им построить в Пекине русскую церковь. В 1696 году отец Максим совместно с прибывшими из России священнослужителями освятил церковь во имя Святой Софии, однако её так и называли Никольской в честь иконы Николая Чудотворца.

Примечания[ | ]

  1. J. Y. Wong.
    Deadly Dreams, p. 28.
  2. Духовная бесѣда, еженедѣльно издаваемая подъ редакціей протоіерея Іоанна Яхонтова. СПб., 1863, июль // Извѣстія и замѣтки
  3. «Церковный Вѣстникъ, издаваемый Миссіонерскимъ Совѣтом при Святѣйшем Сѵноде». 1917, 5—12 февраля, № 5—6, стб. 97.
  4. «Церковный Вѣстникъ, издаваемый Миссіонерскимъ Совѣтом при Святѣйшем Сѵноде». 1917, 5—12 февраля, № 5—6, стб. 100.
  5. «Православный Благовѣстникъ». М., 1917, май — декабрь, стр. 182.
  6. РУССКАЯ ЦЕРКОВНАЯ ЭМИГРАЦИЯ В КИТАЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ И ПОЛИТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ (1917-1945)
  7. Напара Д.
    Памяти алапаевских мучеников, в земле китайской под спудом находящихся
    (неопр.)
    . Православие.Ru. Дата обращения: 31 мая 2009.
  8. 12
    Хисамутдинов А. А. Духовные миссии в Китае, Корее и Японии (конец XIX — первая половина XX вв.) // Известия Восточного института. — 2012. — № 2 (20). — С. 100
  9. Молитва в Красной Фанзе // «Церковный Вестник», № 10 (383) май 2008 / 14 мая 2008
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]