Избранный на служение: понятие Клирик в православии

Тех, кто только начинает воцерковляться и ходить на службы в храм, со временем начинают одолевать разного рода вопросы. Человек любознательный обязательно найдет все ответы на них. И вот пример одного из многочисленных вопросов: «Клирик храма — это кто такой?» Попробуем подробно с ним разобраться.

Итак, что значит клирик храма? В переводе с греческого языка слово «клир» обозначает «жребий» — доля или удел, доставшийся по жребию. В Священном Писании (Деян. 1:17-25) можно найти церковное служение жребием, это означает, что уже тогда существовали особые разделения членов Церкви на священнослужителей и церковнослужителей. Эти люди отличались от обычных мирян тем, что должны были совершать церковное богослужение.

Кто такой клирик в православной церкви

Чтобы представление о том, кого же называют клириком, было более полным, следует разобраться с классификацией, которая существует в чинах церкви. Клирики бывают двух категорий — церковнослужители и священнослужители. Первые посвящаются в чин путём обряда хиротесии. Проще говоря, это действо, во время которого епископ рукополагает на священство желающего служить в церкви вне алтаря. Такой клирик имеет право участвовать в богослужении в качестве чтеца. Он помогает батюшке вести службу.


Основная задача клирика – чтение текстов молитв и Священного Писания во время богослужений

Священнослужители рукополагаются епископом в алтарной части церкви. Хиротония — это стяжание благодати Духа Святого. В свою очередь, клирики этой группы делятся на епископов, пресвитеров и диаконов.

Церковь в православном толковании — это Тело Христово. Следовательно, клирики — его органы, выполняющие каждый свою функцию.

Важно! Человек, который избирается и посвящается в чин клира, наделяется определёнными полномочиями. И в то же время существует перечень строгих запретов, за нарушение которых может быть наложена даже анафема.

Читайте о священстве:

  • Поп, священник и батюшка — в чем разница
  • Что такое епитрахиль
  • Зачем нужны поручи

Церковные чины

Надо еще отметить очень важную деталь. Это позволит получить полный ответ на вопрос: клирик храма — это кто? Священнослужительских чинов три: первый – епископский (архиерейский), второй – пресвитерский (иерейский) и третий – дьяконский.

И вот тут надо сказать, что в широком понимании под словом «клирик» подразумевается любое духовное лицо, которое по правилам Церкви посвящено на служение ей. То есть всех тех, кто совершает и помогает совершать богослужение.

При этом, какие бы кто ни занимал церковные чины, вхождение в Царство Небесное для каждого остается равным в своих возможностях. Однако Церковь есть Тело, и, как в любом живом организме, каждый член его выполняет свое назначение. Сам Господь поставил на дело служения одних пророками и апостолами, других — Евангелистами и учителями, чтобы они создали тело Христово, пока все остальные познают Сына Божьего и придут к единству веры. Чтобы не было колеблющихся и увлекающихся всякими ложными вероучениями от лукавых и хитрых людей и чтобы по своей истинной любви они приняли в свою душу того, кто есть глава всему – Бога Иисуса Христа.

Деятельность клирика

В зависимости от присвоенного чина, клирик может читать проповеди, заниматься песнопением, прививать детям любовь к вере и церкви, изучать послушания. Многие клирики занимаются вопросами благотворительности, помогая нуждающимся материально и духовно.

В прошлые времена, по дошедшим до нашего времени сведениям, клирики, помимо чтения церковных текстов, помогали мирянам разобраться с непонятными для них словами или фразами. Очевидно, что раньше служитель церкви обязан был иметь широкий кругозор и быть образованным человеком.

«Ищу место священника, обладаю приятным баритоном»

Однако, когда речь на Соборе заходила о практических вопросах, то итоговые решения оказывались достаточно консервативны. Огромную дискуссию вызвали вопросы выборности духовенства. Эта идея имела как своих явных сторонников, так и радикальных противников. Многие вообще считали, что проблема выборности преувеличена.

Еще во время предсоборного присутствия в 1906 году профессор-канонист А.И. Алмазов заявлял: «Лучше пусть при нашей Церкви по-прежнему остается Обер-Прокурор, представитель священной особы Государя, чем будет в ней законодателем и властелином так усердно рекомендуемое нам… народное собрание» . Но были у выборности духовенства и более трезвые оппоненты. Так, прот. В.М. Шевалеевский говорил на Соборе: «С каждым днем, с речью каждого нового оратора в моем сознании укрепляется убеждение, что прекрасное по идее выборное начало в условиях наличной действительности не может получить практического применения…

Голос набожных и благочестивых людей остается неслышным и малозначительным. А если так, то можно ли в качестве возрождающего средства предоставлять такому приходу право избрания кандидатов священства?» .

Разные докладчики на Соборе говорили о том, что начавшаяся с Февральской революции выборность «де-факто» уже привела к множеству проблем. Духовенство «стало зависеть от выборщиков, часто нерелигиозных» . При выборном начале стало «легко увидеть в сане священника какого-нибудь “большевика”» . Реальные выборы на приходах привели к тому, что «приход сейчас и священников выбирает таких, которые согласились бы с него брать меньше за требы, – до умственного развития священника прихожанам дела мало» . Даже там, где выборы производились церковными людьми, их больше интересовали внешние вещи: умение красиво служить и говорить проповедь.

В результате в газетах появлялись чудовищные по сути объявления: «Ищу место священника. Обладаю приятным баритоном. Образование получил среднее. Служил в приходе 25 лет».

В ходе длительных дискуссий члены Отдела по благоустройству прихода смогли сформулировать компромиссную процедуру выбора священника. Все желающие занять вакантное место должны были подавать прошения архиерею. Прихожане могли также предложить своего кандидата. Архиерей убирал из списка тех кандидатов, которых считал нежелательными, и передавал список для голосования в приходское собрание. Если же приход отказывался от предложенных кандидатов, то он должен был предложить епископу нового кандидата. Однако эта сложная компромиссная формула не получила поддержки Собора

Итоговая формулировка оставила право избрания за епископом, «который при избрании принимает во внимание и тех кандидатов, о которых ходатайствует приход». Таким образом, несмотря на все недостатки старой системы, в тех условиях заменить ее выборной не сочли возможным

Советуем изучить Что означает выражение «Поцелуй Иуды»?

Последний из принципиальных вопросов касался собственности на церковное имущество. После длительных споров и множества пересчетов голосов было принято компромиссное решение: разделить имущество на храмовое и приходское с учреждением двух юридических лиц. К имуществу храма относилось здание, богослужебные предметы, свечная прибыль, кружечный сбор. Приходским имуществом становилось все, что жертвовалось «на удовлетворение религиозно-просветительских и благотворительных нужд прихода».

Такое решение, с одной стороны, сохраняло привычный порядок обязательного финансирования «общецерковных и общеепархиальных нужд» за счет юрлица храма. С другой стороны, в рамках юрлица прихода становилось возможным собирать средства на те цели, которые определят для себя сами прихожане. При этом решения на приходском собрании определялось простым большинством голосов, т.е. оно не подчинялось настоятелю храма или епископу. Таким образом, прихожане могли не бояться изъятия своих средств епархией «ради блага церковного».

Кто может стать святым чтецом

Есть определённые правила, согласно которым мирянин может быть посвящён в клирики. Им может стать только мужчина, православный христианин, после обряда хиротесии. Ему должны быть знакомы церковные порядки.


Назначение на служение клирика происходит с благословения архиерея

Обычно в клирики посвящали выпускников духовных семинарий. Это была первая ступень на пути к более высоким званиям. Клирик имеет право сочетаться браком по христианским традициям.

Как менялось понятие “клир”

Степени священства были положены самими апостолами. Поэтому данная иерархия не может быть изменена или отменена. Степени же церковнослужителей формировались и менялись в ходе истории Церкви. В 4 веке на христианских территориях клирики получили особые права и привилегии. Помимо иподиаконов и чтецов, существовали такие степени как экзорцист, остиарий (привратник), аколуф (прислужник епископа). От этих должностей отказались в Средние века.

В России 18-19 веков существовала группа лиц, не посвящённых в клир, но причисленных к нему (причетники). Это были пономари, дьяки, певчие, звонари, церковные сторожи и прочие. В советское время понятие «причетник» исчезло. С тех пор клир составляют лишь те, кто в него посвящён. Пономари, певчие, звонари – все они миряне, хотя и состоят на церковной службе. Тем более не являются клириками хозяйственные сотрудники прихода (церковный староста, сторож, водитель и прочие).

Задающимся вопросом «кто такой клирик?», следует помнить: все крещёные православные христиане, от мирянина до архиерея, имеют равные возможности ко спасению во Христе. Апостол Павел учит:

«Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же» (1Кор. 12:4-5).

Обязанности клириков

Говоря об обязанностях клириков, проще выделить то, чего делать нельзя. Предание гласит, что торговцы изгонялись Христом из храмов. До сегодняшнего дня церковнослужителям нельзя заниматься предпринимательством. Представители духовенства не имеют права играть в азартные игры или пьянствовать. Впрочем, и обычным людям стоит держаться подальше от подобных искушений.

Также священнослужители не могут занимать должности в государственных структурах. Клирики не служат в армии. Для них недопустимо проливать кровь живых существ. По этой причине церковники не практикуют в медицине и ветеринарии. Охота для духовных лиц — табу.

После посвящения в сан человек должен стать образцом для подражания. На священнослужителя смотрят прихожане.

Это нелёгкая ноша, которая помогает приблизиться к Богу. Но, прежде чем принять такое важное решение, следует взвесить все «за» и «против». Не имея в душе рвения укреплять свою веру, не стоит идти в клирики.

Важно! Соблюдение чистоты души и тела, преданность вере, умение проявить милосердие и доброту — это те качества, которые должны быть присущи любому, кто решил связать свою жизнь с церковью.

А что после этого означает слово «клир»?

Клир составляют вообще до настоящего времени служители веры. То есть:

  • священники (батюшки соответственно-народному),
  • диаконы (служители, которые помогают священнику, но пока отнюдь не могут самостоятельно править службы),
  • иподиаконы (помощники диаконов),
  • чтецы (в таком случае есть, клирики),
  • пономари (официально это привратники, а также звонари — опять-таки они прислуживают на богослужении и поют на клиросе),
  • старшие певчие (регенты, так есть руководители хоров),
  • казначеи, а также старосты (по-старому — ктиторы) храмов.

У горлобесие «клир» есть еще менее известный синоним: «причт».

В старину в числе клира считались и певчие, так сегодня нет. Сейчас в клире официально состоят только люди, которые посвящены получай это.

Но что же такое клирос? В православных церквях сие место, где стоят чтецы и певчие. Это воплощение той части небес, бери которой ангелы воспевают славу Божью.

А в конце традиционно предлагаем видео — короткое, только очень познавательное. Оно записано в Свято-Духовом соборе. Это хутба, в которой рассказывается о чуде веры, а также слепом клирике:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]