«Епископство – это жертвенное служение Богу и людям» (+ВИДЕО)

От редакции: Как возник епископат в Древней Церкви? Какова была процедура выдвижения епископов? По каким критериям выбирались кандидаты во епископы и какое участие в этом принимала община? Предлагаем статью историка Кирила Михайлова.

***

Епископат является важнейшим основанием церковной структуры — и по своим особенным административным функциям, и в своём духовном измерении. Слово «επίσκοπος» в переводе с греческого означает «надзиратель», «смотритель за порядком». Это высшая ступень церковной иерархии — именно епископы являются носителями апостольской благодати, даров Духа Святого. Вопросы апостольского преемства, идейной стройности епископата, внутреннего соподчинения — одни из первостепенных в жизни церковной общины. Эти вопросы могут привести и к гражданским войнам, и к цивилизационным конфликтам. В истории русского старообрядчества важнейшей проблемой стал именно епископский вопрос, он привёл к внутренней драме всего сообщества ревнителей древнего благочестия — разделению на два непримиримых идейных лагеря: поповцев и беспоповцев. Поскольку беспоповцы после смерти епископа Павла Коломенского больше не видели на Руси и где-либо в мире благочестивых архипастырей, исчезла возможность поставления новых священников, а после смерти всех попов, не поддержавших никоновскую реформу, пропала и возможность совершения важнейших для христианской жизни таинств — например, Брака и Евхаристии. Как следствие, в среде беспоповцев не выработалось всеобщего согласия по этим вопросам, важнейшим для духовной жизни всякого христианина, что привело к дальнейшему размежеванию беспоповства. Так, наиболее морально крепкая и духовно здоровая часть российского общества не смогла консолидироваться против секулярных церковно-государственных мероприятий и была вытеснена на периферию социально-политической жизни — как в фигуральном, так и в географическом смысле.


Епископы Русской Православной старообрядческой Церкви, ныне покойные. Фото из архива иерея Иоанна Гусева

Таким образом, епископ — не просто администратор, это и духовный лидер церковной общины, её моральный ориентир. Для христианского сознания эти три измерения епископства — мистическое апостольское преемство, организующие функции и духовное отцовство — связываются вместе, и не может возникнуть вопроса о какой-то одной из этих сторон в отрыве от остальных двух.

Епископ — это центр церковной жизни. Но он — не вся Церковь и даже не община. Важно проследить, как формировался институт епископата, как он трансформировался со временем и какие уроки его история может дать нам.

Как возник епископат

Само слово «епископ» — не христианского и даже не религиозного происхождения. В римской юридической литературе термин встречается в разных смыслах, причем не всегда использовался по отношению к языческим жрецам, верховным или даже рядовым. Так, были «епископы» в среде служителей при храме Аполлона Родосского, были чиновники, заведовавшие сбором денежных средств, были инспекторы в Афинском морском союзе. Зачастую «епископами» именовали разного рода смотрителей: за покоренными территориями, за строительными работами, за рабами, за рыночной торговлей на рынках.

В Священном Писании слово «епископ» имело место в Ветхом Завете (2 Ездр. 9: 39-40), откуда оно и было заимствовано впоследствии апостолами. Сам Спаситель в Священном Писании называется «епископ», что означает «блюститель душ наших» (1 Петр. 2: 25); «Архиереем», «Первосвященником» (Евр. 4: 14; 7, 26). Апостольское именование на практике не употреблялось, заменяясь понятием «епископ» (Деян. 1: 20). От апостолов титул епископа был передан их непосредственным ученикам. Св. Климент Римский так описывает «создание» апостолами епископского сана: «проповедуя по различным странам и городам, первенцев из верующих по духовном испытании поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих» (1 Посл.).

По мере роста первохристианских общин возникла необходимость в организующем начале — это подробно описано в Апостольских посланиях, в особенности у Св. Павла. Уже при первых Апостолах — свидетелях Воскресения и Вознесения Спасителя — появились первые лжеучители, в том числе «любящие первенствовать» (3 Ин., 1: 9). Поэтому значение епископа-блюстителя состояло в том, что он объединял в себе и администрирование, и вероучительный авторитет, и высокие моральные критерии.

Трёхчинная церковная структура (епископ-пресвитер-диакон) сложилась ещё в Апостольской Церкви. Но зачастую при чтении Св. Писания в отрыве от церковного Предания может сложиться превратное представление о двухчастности древнего духовенства: зачастую термины «пресвитер» (иерей, священник) и «епископ» (архиерей, первенствующий) употребляются как синонимы. Этим фактом пользуются протестанты, утверждая относительность первоцерковной иерархии. Отчасти это так: Св. Апостолы не были бюрократами, и «первенствующим» в какой-то общине могли именовать как собственно епископа, так и авторитетных иереев. И наоборот: «пресвитерами» именовали как собственно священников, так и архиереев, в небольших общинах продолжали совершать рядовую священническую деятельность. Да и по логике вещей: архиерей — это не кто-то извне духовенства — это священник почти во всей своей полноте, почти абсолютный проводник благодати Духа Святого. «Почти» — потому что полный, абсолютный проводник — это Сам Спаситель, как его именует Апостол Павел: «Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, который не имеет нужды ежедневно (…) приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он совершил это однажды, принеся в жертву Себя Самого. Ибо закон поставляет первосвященниками человеков, имеющих немощи; а слово клятвенное, после закона, поставило Сына, на веки совершенного» (Евр., 7: 26-28).

Однако если мы обратимся к письменно зафиксированной части Священного Предания — к Апостольским правилам и постановлениям, к письмам Св. Отцов, мы увидим, что древняя Церковь с самого своего основания в день Пятидесятницы имела ту же структуру, что и сегодня.

Епископская хиротония

Особенности епископской хиротонии как рукоположения в сан заключается в признании христианской православной и католической церквями апостольской преемственности епископства. Обряд рукоположения проводят минимум два епископа (собор), на необходимость выполнения этого условия указывает Первое Апостольское Правило; в русской православной церкви на роль архиерея традиционно выбираются претенденты из монахов малой схимы, а в восточнохристианских церквях — из вдовцов-священников или безбрачников.

Обязательный обычай безбрачия епископов к 7 веку стал восприниматься нормой и был закреплен в 12 и 48 правилах Трулльского Собоа. При этом, если будущий епископ уже имел жену, то по доброй воле пара расходилась, а после рукоположения в сан бывшая супруга направлялась в отдалённый женский монастырь, принимала монашеский постриг — и монастырь перемещался под прямое покровительство нового епископа.

Кто и как становились епископами

Теперь вторая, противоположная сторона вопроса. Нельзя, как некоторые сегодняшние любители тотального администрирования, сводить всю древнюю церковь к иерархии. Церковь — это община, «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Петр., 2: 9). Именно в общине происходило действие благодать Св. Духа, именно церковная община является прообразом Царствия Небесного. С самых первых слов любой Апостол настаивает на общинной молитве, на соборном действии в благотворительности и взаимной поддержке. Соответственно, такие «товарищеские» отношения исключали вторжение извне некой «властной вертикали». В этом отношении первохристианская община противостояла как римско-языческим сообществам, объединяющимся вокруг всесильных жрецов, так и иудейским сообществам Диаспоры, которым в религиозном плане руководили «первые среди равных» (напомним: раввин (от «ребе» — «учитель») — не духовный сан, а почтительное именование авторитетного учителя; священники имелись только в единственном храме в Иеросалиме, до его разрушения римлянами). В отличие от «эллинов и иудеев» первые христиане объединили иерархический и партнёрский способы самоорганизации своих сообществ.

Самое важное доказательство — известия об избираемости первохристианских епископов. Однако избирали не только епископов, но и пресвитеров — из числа наиболее грамотных и нравственных прихожан. Происходило это зачастую стихийно (в связи с ситуативными гонениями на первых христиан и мобильностью первых общин), потому поначалу никак не было ритуализовано и упорядочено. Никакой системы духовных учебных заведений у первых христиан не существовало, поэтому по взаимной договорённости пресвитером предлагали стать наиболее образованному и духовно опытному — тому, кто в действительности мог стать истинным пастырем для всех христиан какого-то анклава. О том, как рукополагали пресвитера, многократно свидетельствует и Писание, и Апостольские правила.

С епископом была несколько иная ситуация — более спонтанная, а потому требовавшая юридического и обрядового закрепления. Как правило, стареющий или болеющий архипастырь сам избирал своего преемника — из числа тех, кто для общины станет настоящим духовным руководителем, потому вопрос всеобщего голосования за него был делом вторичным. Но во многих ситуациях (опять же, в связи с гонениями) большим общинам в каких-то областях («епархиях») приходилось самодеятельно избирать себе архипастыря. И если кандидатура не была предложена предыдущим архиереем или — в случае многолюдных общин в крупных городах — могла быть спорной, устраивалось голосование. В этих выборах участвовали и священнослужители, и простецы — принципиальной «юридической» разницы между ними в Древней Церкви не было. Однако «испытание» кандидатов находилось в ведении священноначалия. Св. Софроний Иерусалимский писал: «Есть в святых Церквах по всей вселенной древнее апостольское предание, по которому те, кои возводятся на степень священноначалия, обязываются старейшим священноначальником откровенно изложить, как они мудрствуют и как содержат веру. Это предание ведет свое начало от премудрого апостола Павла, который предостерегает, чтобы кто-либо из таковых не вотще протекал свое поприще» (из Соборного послания Софрония Иерусалимского к Сергию, патриарху Константинопольскому).

Уже Апостолы означили высокую моральную планку для кандидатов в епископы: «должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью», а также, что он не должен быть «из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом» (1 Тим., 3). Свт. Иоанн Златоуст, анализируя эти строки, о (включая дозволение однократного вступления в брак до хиротонии), которая требуется от кандидата во епископы, что, по его мнению, было вызвано острой потребностью в архипастырях в ту эпоху. К архиерейскому служению относятся и наставления, данные Тимофею в др. главах Павлова Послания: возложение рук, суд над пресвитерами, забота о вдовах, учительство, управление церковью как своим домом, сохранение предания церковного.

Важно, что института монашества в ту эпоху как такового не существовало. От кандидата в епископы не требовалось, как много позднее, непременное иноческое пострижение. Единственное требование — его однобрачие. Но на практике уже Древняя Церковь стала отдавать предпочтения вдовцам или безбрачным (целибатам), следуя словам Св. Павла: «неженатый заботится о том, как угодить Господу, а женатый заботится о том, как угодить жене, и он разделён» (1 Кор., 7: 32). Постановления Шестого и Пято-Шестого Соборов уже законодательно закрепили обязательно безбрачие архиерейства.

Феофил Александрийский следующим образом описывает порядок избирания: «Весь собор священнослужителей да согласится и да изберет, и тогда епископ да испытает избранного, и с согласием священства да совершит рукоположение среди церкви, в присутствии народа, и при возглашении епископа, если может и народ свидетельствовать о нём» (7 правило). Так в определении нового архипастыря стали символически и мистически участвовать две стороны: община («народ святой») и собственно апостольские преемники. Участие народа предотвращало личностную диктатуру отдельных властолюбцев, организующее влияние и нравственное руководство священноначалие предостерегало общину от увлечённости коллективными страстями, описанными в Деяниях Св. Апостолов. Так сформировались два основных пункта в появлении нового епископа:

  • Избрание
  • Посвящение.

Примечания

  1. В Синодальном переводе: «<�…> куда предтечею за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека»
    (Евр. 6:20)
  2. [www.klikovo.ru/db/book/msg/4194 Прот. Владислав Цыпин. Церковное право.
    1994, стр. 281]
  3. [www.catholic.ru/ccc/0871.html Цит. по русскому переводу Катехизиса Католической Церкви. Пункты 882 и 883]
  4. [www.luther.ru/news/church/1757-2012-11-23-18-12-03.html СОСТОЯЛАСЬ ВИЗИТАЦИЯ ЕПИСКОПА ИГОРЯ КНЯЗЕВА В УЛАН-УДЭ И ИРКУТСК]

А судьи кто?

Весь церковный народ обязан жить по закону Божьему и не нарушать его. А епископ тем более. Одно то, что обозначает слово «епископ» — «блюститель», предписывает для этого чина соблюдение людьми всех законов, предписанных Всевышним, и сам он также обязан их соблюдать.

Если епископ в церкви ведет себя ненадлежащим образом, его по церковной традиции могут лишить сана. Если дела епископа приводят к разрушению, в епархии епископа творятся мерзости и царит беззаконие, собор епископов с благословения Святейшего Патриарха выносит решение, что своими делами епископ разрушает апостольское служение, и полагает низвергнуть его из сана. После этого экс-епископ становится монахом или мирянином.

Древняя православная церковь

В первые века, в страшное время гонений христиан, епископы становились мучениками за их веру и служение, их пытали и уничтожали самым жестоким образом.

Древняя церковь характеризовалась присутствием в ней сана хор-епископа, то есть сельского главы церкви. В каждом населенном пункте назначался свой епископ, которому помогали священники. С течением времени и развитием жизни наблюдался рост числа прихожан, епископ, не справляясь с объемом работы, начинал постепенно передавать часть работы священникам через антиминс – это специальный плат для священнодействия. Таким образом, он разгружал себя, делегируя свои полномочия.

Епископ — это ответственное лицо за благоустроение жизни церковной, а священник — его помощник в несении этого служения.

20-й век: попытки разрушить традиции

В двадцатом веке в 20-30-е годы началось движение, приверженцы которого пытались повлиять на власть и разрушить сложившиеся устои церковной жизни. Возникла так называемая параллельная иерархия «обновленцев» — появились митрополиты и епископы в кожаных одеждах поверх ряс и в красных штанах с лампасами, они женились и создавали семьи, разводились и опять вступали в брак. При этом они действовали, как они считали, от имени Церкви, а по сути с церковной точки зрения это было беззаконием. Вскоре это движение было ликвидировано, и устои вернулись на круги своя.

Что делал митрополит

Митрополит возглавлял церковную общину того или иного региона. Региональное разделение по округам было основой административного деления церкви. Каждая провинция возглавлялась своим митрополитом. А все они были подчинены Папе Римскому. А в православии, митрополиты подчинялись Патриарху. При этом митрополиты были наделены определенными функциями помимо чисто церковных дел:

  • он разрешал споры и управлял жизнью все священников, монахов монастырей, расположенных на его территории. Фактически, он был правителем своего округа и полновластным хозяином;
  • митрополит судил уголовные дела о преступлениях против церкви и веры. К таковым относилось святотатство, вероотступничество. Надо сказать, что в России еще в 18 веке людей за вероотступничество сжигали на кострах. А за святотатство наказывали телесно – били шелепами или батогами. Многие не выдерживали такого наказания и умирали;
  • в ведении митрополита находились бракоразводные дела, споры о наследстве;
  • в разных странах митрополиты наделялись и другими функциями. Например, в России они обязаны были следить за правильностью мер и весов. Церковные служители проверяли на рынках вес гирь, чтобы исключить обман покупателей.

Таким образом, митрополит решал важные церковные дела и участвовал в жизни общества. Он был видной фигурой в своей области.

Митрополит в католической Церкви

Сначала права митрополита и на Западе и на Востоке оставались абсолютно равными. Но появление новых германских государств изменило положение митрополита, потому что сами митрополии потеряли свое прежнее значение. Постепенно епископы стали независимы от митрополитов и только в Англии митрополиты долго еще обладали прежними правами.

Сейчас в католической Церкви сразу несколько епархий (и архиепархий) могут составлять митрополию или церковную провинцию. Поскольку центр митрополии должен совпадать с центром архиепархии, митрополит в Католической церкви является еще и архиепископом. В ряде стран, таких как Италия, США и др. митрополии объединили в церковные регионы. Епископы большинства стран объединены в конференцию епископов, обладающую большими полномочиями в организации церковной жизни страны.

Викарий – определение слова

В переводе с латыни этот термин означает «заместитель», «представитель», некто, действующий «от имени и по поручению». Именно от этого слова произошла приставка «вице». Впервые термин появляется как административный, еще во времени Римской Империи. При Диоклетиане и Константине так называли управителей, в подчинении у которых был диоцез или область.

Викарии подчинялись префектам и действовали от их имени. В раннее Средневековье в Священной Римской Империи этот титул носили местные представители верховного властителя. Они вершили правосудие и осуществляли администрирование по поручению императора. Особенно распространено было это звание в итальянских городах. Но наибольшую известность этот термин приобрел в церковном административном праве после победы христианства. Даже в ранние времена епископы имели своих викариев – помощников. Ими были архидиаконы, а также местные приходские священники, которые заботились о человеческих душах за пределами епархий.

Только безбрачные

В самом начале становления епископства на христианской земле епископ мог быть как безбрачным, так и женатым. С течением времени стало понятно, что эта деятельность требует от людей полной самоотдачи и отречения от всего земного, то есть епископ должен стать полноценным монахом.

По сути монах — это «воин Христов», приносящий великую духовную присягу. Он дает Всевышнему обет безбрачия, послушания, то есть полного отречения от своей воли, и обет нестяжания – то есть монах не должен иметь своего имущества. В таком формате и служит монах Господу на этой земле либо в отшельничестве, либо в монастырях.

Церковные общины именно таких людей призывали на епископское служение, это духовно опытные, крепкие, сильные духом и ничем мирским не обремененные, не имеющие забот о своей семье и близких. Только такой человек может искренне, целиком и полностью отдаваясь, служить Господу. Так сформировался институт монаха-епископа.

Митрополиты сегодня

Сегодня митрополиты продолжают решать важные вопросы Церкви. Выше митрополита в церковной иерархии стоит только Патриарх. Митрополит носит голубую мантию и белый клобук с крестом, духовенство менее высокого ранга носит черные клобуки.

Митрополиты возглавляют митрополии, это звание также носят архиереи самоуправляемых Церквей.

Среди современных митрополитов одним из самых известных иерархов стал митрополит Иларион (Алфеев) — богослов, церковный историк, композитор и педагог, Председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, постоянный член Священного синода, автор труда «Иисус Христос. Жизнь и Учение».

Кто такой митрополит

Митрополит — это епископский титул в Русской Православной Церкви. Такой духовный сан относится к высшему рангу. Слово «митрополит» происходит от слова «метрополия», митрополит в переводе с греческого — столичный человек. Первое официальное упоминание этого звания относится к документа I Вселенского Собора (325 год). В конце 4-го правила написано: «Утверждати же таковыя действия в каждой области подобает ея митрополиту».

Митрополит не только имел право созывать поместные Соборы, но и оказался наделен другими важными церковными полномочиями.

  • право надзора за церковными делами всей области. Это значило, что без разрешения митрополита епископы не принимали значимые решения.
  • право давать общительные грамоты лицам из клира, отлучающимся из своих епархий (litters formatas);
  • право принимать апелляции на епископов от пресвитеров и клириков;
  • право утверждать и посвящать, при участии других двух или трех епископов, вновь избранных на епископство.

Митрополитами считали городских епископов, но возглавлять он мог и большую провинцию или целую область. Это — почетное звание. Главой митрополита в Русской Церкви считается только Патриарх. На митрополите лежит большая ответственность. Конечно, этот титул существовал не всегда.

Евхаристия

Епископ — это прежде всего то лицо, кто совершает Евхаристию, проведение которой также может быть поручено епископом священнику.

Евхаристия – главное Таинство Церкви, в его процессе реализуется призвание христианина – единение с Господом, благодарение Всевышнего через молитвы и вкушение хлеба и вина как символов истинных Тела и Крови Иисуса. Молясь и вкушая, христианин становится единым целым с Христом.

Все церковные праздники знаменуются совершением Евхаристии, которая лежит в основе главного церковного богослужения – Божественной Литургии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]