Рукоположение — это: описание, таинство, препятствия

Православие – это древняя религия со своими обычаями. Важной частью ее обрядов являются церковные таинства. Шесть из них в обязательном порядке должен пройти каждый православный. К ним относится крещение, через него человек делается членом церковного сообщества. Миропомазание путем нанесения на тело верующего святого мира направляет его к духовному росту и самосовершенствованию. Покаяние освобождает от грехов, причастие примиряет и соединяет с Господом, соборование дарует исцеление от недугов.

Обязательным для всех истинно верующих православных, желающих вступить в брак, является также обряд венчания. Седьмое из церковных таинств предназначено не для всех, но при этом тем более считается ответственным и важным. Рукоположение – это церковная процедура, проводимая при посвящении человека в духовный сан.

Происхождение и значение термина

В самом слове «рукоположение» содержится видимый смысл всего обряда, так как он осуществляется путем возложения епископом рук на голову человека, желающего принять духовный сан. При этом читаются особые, соответствующие данному моменту, молитвы. Такой обычай имеет древние корни и заведен еще со времен Апостолов. Согласно учению христиан, через него, как считается, передается особая энергия – Божественный огонь, благодать Святого Духа.

Рукоположение – это действие, символизирующее церковное преемство. Апостолы получили свою власть и права (священство) от Христа, а далее передали их указанным образом своим последователям. Подобный ритуал у православных христиан принято именовать также хиротонией.

История происхождения

Берет свое начало хиротония со времен Иисуса Христа. Первые его ученики, числом 12, являются последователями христианского учения. Господь благословил их на распространение христианской веры, совершил рукоположение. Первые апостолы благословили своих преемников, и цепочка рукоположения продолжается до сих пор. Впервые обряд был проведен в Антиохии избранием Павла и Варнавы. Продолжение традиции рукоположения говорит о преемственности в распространении учения Христа.

Первоначально кандидаты отбирались апостолами, их учениками. Позже обряд избрания проходил совместно с верующими, паствой. Для избрания священника нужно было рукоположение 3 епископов. В истории были периоды, когда правители единолично могли выбирать на священство. Но со временем архиереев могли избрать только рукоположенные епископы. В IVвеке создаются первые специальные учебные заведения, где готовят кандидатов в священнослужители.

Варианты таинства

Рукоположение в сан принято разделять на три вида. Первое из них – диаконское. Вторым – является иерейская хиротония, которая также называется священнической. Третий вид – епископское посвящение. Наименование каждого вида указывает на то, в какой духовный сан производится лицо, над которым обряд совершается. В РПЦ считается, что первые два вида процедуры, то есть рукоположение иерея или дьякона, осуществлены могут быть одним лицом, лишь бы только оно имело сан епархиального епископа.

Для совершения третьего обряда требуется несколько священнослужителей такого сана – собор архиереев. Обычно ими руководит патриарх или, назначенный им, заслуженный митрополит. По окончании рукополагаемый облачается в одежды, соответствующие его новому сану.

Как проводится обряд

Процедура по обычаю совершается в момент проведения божественной литургии и происходит на алтаре храма. Во время нее поются хором соответствующие данному торжественному случаю молитвенные песнопения. При этом лицо, посвящаемое в сан, обходит по кругу святой престол три раза, далее опускаясь с правой стороны перед ним на колени. А епископ или собор архиереев совершает положенный ритуал.

Согласно законам православия, хиротония для иерея и епископа может быть совершена в любой из дней, когда проводится полная литургия с так называемым евхаристическим каноном. Рукоположение в дьяконы разрешено осуществлять также на литургии преждеосвященных Даров. Но в каждый из дней сан должен принимать только один человек.

Три степени священства

Церковная иерархия имеет несколько ступеней. В низшие степени не возводят священников рукоположением. Только высшие чины, прошедшие обряд хиротонии, могут проводить церковные таинства, посвящать верующих.

Дьякон

На низшей ступени священства стоят дьяконы. Этот сан сохраняется в церкви со времен апостолов, давших его 7 мужам Иерусалимской общины. В обязанности священника входит участие в богослужении: чтение Евангелия, призыв к молитве. Но совершать обряды в отношении верующих дьяконы не могут.

Рукоположение в дьяконы производится епископом на любой литургии после перенесения Святых даров на престол. К входу в алтарь сопровождают кандидата иподьяконы, а в алтарь — дьяконы. Ставленник встает на одно колено, и епископ трижды дотрагивается до его головы, прочитывая молитву. В конце надевают облачение дьякона на посвященного. Тот благодарит за посланную благодать, целуя у священника руку и плечо.

Иерей

Второго по степени священства иерея, или пресвитера, рукополагает епископ перед тем, как начать главную часть литургии. Кандидат в алтаре встречаем иереями, ведущими его вокруг престола. Становится будущий священнослужитель на оба колена. Это говорит о том, что он получит больше благодати и будет награжден высшей ответственностью. После получения сана иерей сможет совершать все церковные таинства, кроме хиротонии.

Сопровождается обряд чтением особых молитв, после произнесения которых иерею вручают символы сана: епитрахиль, пояс, фелонь.

В благодарность священник прикладывается поцелуем к выданным атрибутам сана, руке епископа. Дальше он начинает вести Причастие, произносит заамвонную молитву. В последующие после рукоположения 7 дней совершает иерей литургии. Это знак того, что он получил от Господа владение премудростью, разумом, крепостью, ведением, благочестием и страхом Божиим.

Епископ

Для принятия высшего сана священства, епископства, необходимо пройти обряд наречения. Сначала кандидату в архиереи зачитывают указ об избрании. Он должен отблагодарить и принять, присягнуть. Патриарх и епископы благословляют ставленника на принятие сана. Во время рукоположения епископа поются тропари Венчания. Облачается священник так же, как и те, кто проводит таинство хиротонии.

После проведения церемонии хор поет «Достоин». Новопосвященный вместе с архиереями выходит на середину храма, ему вручается пастырский жезл как символ власти.

Препятствия

Существует ряд органический для совершения данного таинства. Прежде всего оно проводится только для мужской половины православного население. При этом данное лицо должно либо, согласно монашеским обетам, отречься от всего мирского, либо, не будучи монахом, иметь определенное семейное положение – состоять обязательно в первом браке, заключенном в соответствие с церковными традициями.

Есть и другие препятствия к рукоположению, другими словами – обстоятельства, не позволяющие принять посредством указанного обряда священный сан. Это возрастные органические, состояние здоровья и физические недостатки, которые затрудняют данному конкретному лицу выполнение возложенных на него обязанностей. И несомненными и очень большими препятствиями служат: недостаток веры, отсутствие опыта и знаний, нравственные пороки, испорченная общественная репутация. Также обряд хиротонии не может проводиться, если человек, помимо церковных, отягощен какими-либо другими обязательствами, и прежде всего – государственными.

ТРЕБОВАНИЯ К КАНДИДАТАМ В СВЯЩЕННОСЛУЖИТЕЛИ И ПРЕПЯТСТВИЯ К РУКОПОЛОЖЕНИЮ

Священнослужитель как духовный пастырь, учитель и наставник народа Божия должен обладать определенными качествами и вести определенный образ жизни, соответствующий духу Церкви. Кандидат в священнослужители должен глубоко знать и понимать учение Православной Церкви и обладать крепостью христианской веры, вести безупречный образ жизни в соответствии с заповедями Господа Иисуса Христа и учения Церкви. Как показывает опыт Церкви далеко не все люди, считающие себя христианами, могут быть рукоположены в церковно- и священнослужители.

Неспособность к священству

В Православной Церкви существует понятие о двух видах неспособности к священнослужению: абсолютная неспособность, когда рукоположение недопустимо в любом случае; а если оно и было совершено, то считается Церковью недействительным. Существует еще относительная неспособность к священству, ввиду какого-либо недостатка, являющегося препятствием к священству, но допускающего возможность рукоположения, если на это будет дано разрешение (благословение) со стороны высшей церковной власти.

С точки зрения Церкви абсолютно неспособны к священству некрещеные лица и женщины. Некрещеный человек, по определению не может быть священнослужителем, так как он не является членом Церкви, а, следовательно, и не может быть духовным пастырем народа и выполнять священнодействия Церкви. Женщины, конечно же, могут исполнять различные обязанности в храме: хозяйственные дела, пение на клиросе, работа в церковных учреждениях, помощь в храме по различным вопросам. Но, с другой стороны, быть священнослужителями женщины не могут и в этом мнении Церковь основывается на свидетельстве Св. Писания. Во-первых, Сам Господь Иисус Христос, когда выбирал Себе учеников, остановился только на мужчинах, тем самым дав образец для подражания при выборе кандидатов в священнослужители. Во-вторых, Церковь отталкивается и от слов апостола Павла, который по поводу места женщины в храме писал: Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении, как и закон говорит (1 Кор. 14: 34). Стоит также отметить тот факт, что в древней Церкви существовали должности диаконисс и пресвитерисс, но данные лица все же не являлись членами церковной иерархии.

Что касается основных видов препятствий для священства, то в настоящее время, исходя из церковного права, все препятствия можно разделить на три группы: препятствия физического, духовного и социального характера.

Препятствия физического характера

Препятствия физического характера можно, в свою очередь, разделить на две группы: препятствия, связанные с возрастными ограничениями, и препятствия по состоянию здоровья или при наличии телесных недостатков.

В связи с тем, что священническое служение дело ответственное и серьезное, за исполнение которого священник будет давать ответ Самому Богу, то вполне естественно, что кандидат в священнослужители должен иметь определенный возрастной показатель. Именно возраст определяет в человеке наличие зрелого ума, крепости веры и определенного жизненного опыта.

По канонам Церкви, выработанным на Трулльском Соборе (14-е правило), для поставления в диаконы определяется возрастной ценз равный 25 годам, а в священника – 30 годам. Это связано с тем, что Сам Господь Иисус Христос вышел на Свою проповедь достигнув 30 лет. По 15-му правилу этого же Собора в иподиаконы можно поставлять не ранее достижения кандидатом 20 лет. Стоит, однако, отметить, что в опыте Церкви часто случается отступление от этих правил. Поставление во епископа не имеет четко определенных возрастных рамок. Так, например, по Апостольским постановлениям, возраст для епископского рукоположения определен в 50 лет. При патриархе Фотии в книге «Номоканон» был установлен минимальный возрастной ценз для поставления во епископы – в 35 лет, а в исключительных случаях – в 25 лет. Самое раннее служение в Церкви можно начать с чина чтеца, для которого нет жестких возрастных ограничений. По ныне действующему Уставу Русской Православной Церкви в чины диакона и пресвитера (священника) можно поставлять с 18 лет (гражданское совершеннолетие), в епископа можно поставлять кандидата не моложе 30 лет.

Что касается вопроса о физических недостатках, то здесь Церковь указывает на два обстоятельства. С одной стороны, сам по себе физический недостаток еще не может быть препятствием для рукоположения во священство. С другой стороны, не могут быть священнослужителями те лица, чьи физические недостатки могут непосредственно затруднить служение Богу. Так, например, по 77-му Апостольскому правилу священнослужителями могут быть лица имеющие повреждения ока (глаза), а также имеющие болезни ног. Но по 78-му правилу не могут быть священнослужителями лица страдающие глухотой или слепотой. По 1-му правилу Первого Вселенского Собора разрешено быть в клире людям, ставшим скопцами в результате не зависящих от них причин, но для тех, кто оскопился добровольно, предусмотрено исключение из состава клира. На основании 79-го Апостольского правила не могут быть рукоположены и душевнобольные, как лица несвободные в своем разуме и действиях.

Препятствия духовного характера

К препятствиям духовного характера относятся три вида обстоятельств: недостаточная вера у кандидата, отсутствие необходимых для служения знаний, наличие нравственных пороков.

Кандидат в священнослужители должен исповедовать строго православную веру в Господа Иисуса Христа и Его Церковь. Вера кандидата должна быть твердой и крепкой. Недостаток веры у кандидата может быть выявлен в результате следующих обстоятельств произошедших с ним.

Во-первых, не могут быть рукоположены лица уже отпадавшие от Церкви. 10-е правило Первого Вселенского Собора по этому поводу гласит: «Аще которые из падших произведены в клир, по неведению, или со сведением произведших: сие не ослабляет силы правила церковнаго. Ибо таковые, по дознании, извергаются от священнаго чина».

Во-вторых, лица обратившиеся к вере в результате крайних стечений обстоятельств, также не могут быть рукоположены во священство. Однако, по 12-му правилу Неокесарийского Собора, если данные лица после своего обращения доказали свою веру добродетельной жизнью и духовными подвигами и если нет других достойных кандидатов, то эти лица могут быть рукоположены во священство.

Еще две категории людей не могут быть рукоположены без особого на то позволения – это перешедшие из ереси и новокрещеные (неофиты). Так, например, апостол Павел писал в своем Послании к Тимофею по поводу требований к кандидату в епископы: Не должен быть из новообращенных, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом (1 Тим. 3: 6).

Церковь учит также о том, что только те лица, которые обратили ко Христу всю свою семью (всех своих домашних), могут быть рукоположены в священнослужители. В 45-м каноне Карфагенского Собора по этому поводу говорится: «Епископы и пресвитеры, и диаконы не прежде да поставляются, разве когда всех в доме своем соделают православными христианами». Также не могут быть рукоположены во священство невольные убийцы (43-е правило Василия Великого).

Необходимо также отметить, что сама жизнь кандидата в священнослужители должна быть наполнена добродетельными поступками, любовью к ближнему, крепкой верой во Христа и не должна быть запятнана порочными делами. Целый ряд порочных дел является препятствием для рукоположения в священническое служение. В данную группу препятствий для священнического служения Церковь относит: убийство, святотатство, кражу, гробокопательство (6-е правило св. Григория Нисского), блуд, прелюбодеяние, содомию (61-е Апостольское правило).

Необходимые качества, которыми должен обладать кандидат в священнослужители, включают в себя: смирение, кротость, миролюбивость, а также учительство и способность наставлять паству в вере. Об этом подробно писал апостол Павел: Епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан (Тит. 1: 7 – 8).

Что касается вопроса об образовании, то в настоящее время кандидаты в священнослужители должны иметь соответствующее духовное образование, но, в крайнем случае, могут рукоположить и без него. Однако, в любом случае, кандидат в священство должен обладать знаниями о своей вере, разбираться в догматах и в литургических текстах, знать богослужебный устав.

Препятствия социального характера

Социальные требования к кандидату в священство в свою очередь делятся на три группы: семейное положение, ответственность перед государством и общественная репутация.

Происхождение кандидата во священство не может быть препятствием для его рукоположения (8-е правило Никифора Исповедника). Таким образом, лица являющиеся незаконнорожденными, или рожденными в результате второго и третьего браков имеют право быть рукоположенными. По поводу семейного положения стоит также отметить, что Церковь не рукополагает во священство второбрачных (и в целом всех тех, кто состоял более чем в одном браке) (17-е Апостольское правило). Таким образом, для кандидата во священство обязательным требованием является моногамия (единобрачие). Пассивная бигамия, т. е. женитьба на вдове или брошенной, также является препятствием для рукоположения в священнический сан (18-е Апостольское правило). По целому ряду церковных канонов препятствиями для рукоположения являются также следующие обстоятельства: жизнь с женой, уличенной в прелюбодеянии (8-е правило Неокесарийского Собора), брак с близкой родственницей – племянницей (19-е Апостольское правило), брак с нехристианками и с неправославными женами (36-е (45-е) правило Карфагенского Собора). При всем вышесказанном следует отметить, что все эти требования касаются только кандидатов в чины диакона и пресвитера, а для епископов (13-е правило Трулльского Собора) обязательным является безбрачие.

В отношении к государству кандидат в священнослужители также должен соответствовать определенным требованиям Церкви. Так, по канонам Церкви, не может быть рукоположено лицо, занимающееся «делами народного управления» (81-е Апостольское правило), а также лицо, состоящее на военной службе (83-е Апостольское правило). Лица, частично или полностью утратившие гражданскую свободу, также не могут быть рукоположены в священнические чины: рабы и крепостные (в различные исторические эпохи), лишенные свободы по приговору суда (в настоящее время).

Кандидаты в священнослужители должны обладать хорошей репутацией в обществе, а, следовательно, по канонам Церкви, не могут быть рукоположены, такие лица, как ростовщики (14-е правило Василия Великого и др.), актеры (55-е правило Карфагенского Собора), содержатели игорных домов и т. п.

В целом, следует заметить, что лишь требования, касающиеся крещения и пола, являются безусловными для исполнения их Церковью. По остальным моментам Церковью могут быть допущены отступления от правил (диспенсации), ввиду выдающихся качеств кандидата в священнослужители, и это не будет являться нарушением учения Церкви.

Кто дает разрешение к таинству

Посвящения первых двух видов совершаются для лиц, уже прошедших низшие ступени церковного клира. К таковым относятся: иподиаконы, свещеносцы (певцы церковного хора), чтецы.

Решение по поводу принятия определенным человеком духовного сана и возможности допущения к обряду рукоположения в священники принимает архиерей, то есть духовное лицо, находящееся в священнической иерархии на самой высокой ступени. Это может быть патриарх, экзарх, митрополит, архиепископ, епископ. Также таковых в состоянии заменить специальный экзаменатор, ими назначенный. Он может получить нужные сведения от прихожан и почерпнуть их в беседе с претендентом.

И на основе всего этого выносит свое решение. Но окончательное слово остается за епархиальным архиереем. Часть препятствий на пути к рукоположению может быть устранена обрядом крещение (если таковое ранее не проводилось) и другими церковными таинствами. Но особенно важными причинами для отказа могут послужить недостатки нравственного характера.

Канонические препятствия к принятию священного сана

В правилах церкви, канонах прописано, что кандидат на рукоположение в священство должен быть:

  • чистым духовно и физически;
  • образцом для подражания верующим;
  • целомудренным;
  • честным;
  • настоящим учителем.

В своем доме священник воспитывает детей своих правильно, являясь примером для паствы. Церковь стоит на страже чистоты своего священства.

Физического характера

Препятствует принять сан возраст ставленника. В дьяконы могут посвятить до 25 лет, пресвитеры — 30, епископы — 35. Считается, что в это время ум достигает зрелости, а кандидат имеет практические навыки, твердые нравственные позиции. Отступления от правил возможны в ту или иную сторону, но при этом учитываются телесные недостатки. Невозможно стать священником тому, кто не слышит, слеп. Не посвящают хромых, горбатых, лишенных указательного пальца на правой руке.

Духовного характера

Основное в кандидате на сан священника — это истинная вера. Перед таинством рассматривают внимательно качества кандидата: были ли у него уходы в ересь, когда он обратился к Богу. Если приход к вере связан со страхом смерти, то в таком человеке мало веры и добродетели. В новообращенных верующих нет твердости духа, что также является препятствием к священству. Нельзя привлекать к рукоположению тех, кто был осужден за различные преступления, как-то убийство, кражи, мошенничество.

Социального характера

Nем, кто готовится к рукоположению в священники, должны знать, что запрещено проводить обряд, если у кандидата:

  • было несколько браков;
  • жена совершает прелюбодеяние;
  • вторая жена;
  • жена имеет другую веру.

Если епископ должен быть безбрачным, то иерей и дьякон обязаны быть чистыми и непорочными, как их жены.

Испытания кандидатов

Узнать о кандидате в священники все невозможно. Поэтому перед церемонией посвящения ставленник проходит испытания. Проводятся испытания или публично перед всей общиной, или тайным способом через исповедь. Ответственный за ставленника архиерей обязан выявить непорочность кандидата. Выслушивают мнение и церковного люда.

Рукоположение в епископы

Обряд посвящения в епископы с глубокой древности считался крайне ответственным и важным и становился возможным только для служителей пресвитерского достоинства, то есть для лиц, находящихся на второй ступени церковной иерархии. В старину избрание и утверждение нового епископа осуществлялось всеми епископами и народом, которые должны были, посовещавшись, решить, что он достоин.

В настоящее время кандидатуру его предлагают и рассматривают Священный Синод и патриархи. А в день перед посвящением новоизбранный епископ проходит испытание, по окончании которого и совершается обряд хиротонии, а народ благословляет новопосвященного.

Внутренняя сторона обряда

Христиане полагают, что помимо видимой стороны, таинство рукоположения обладает и внутренней, то есть невидимой для простых смертных сутью. Православные верят, что данная сторона обряда состоит в обретении особой благодати Святого Духа. Подтверждение указанной точке зрения можно найти в Библии, в той части ее где повествуется о деяниях Апостолов – учеников, верных делу Иисуса Христа. Там же говорится о том, что подобный обряд установлен самим Господом.

Как утверждают строчки Нового Завета, Дух Святой был ниспослан на своих благодарных последователей в день Пятидесятницы. И с тех пор этот Божественный огонь действует во всех рукоположенных правильным образом священнослужителях, наставляя их, давая возможность исцелять людей духовно и телесно, передаваясь от посвященного лица к посвященному лицу, от епископа к епископу.

И, следовательно, преломлять священные хлеба, проводить венчания и панихиды, выслушивать исповеди и отпускать грехи может лишь человек рукоположенный правильным образом, то есть ставший приемником Апостолов, а значит и самого Иисуса.

Католическое таинство

Католичество является, как известно, одной из древних ветвей христианства. Церковные служители – приверженцы этого направления, так считается, получили благословение на свою деятельность еще от самих Апостолов. А значит все священники католических церквей тоже с уважением и верой принимают апостольскую преемственность, считаясь ее наследниками. Католики верят, что за многие века существования христианства, она не прерывалась.

Однако взгляды на рукоположение в церкви у представителей двух религиозных течений, католичества и православия, отличаются между собой. К примеру, в дьяконы у католиков не могут посвящаться лица, вступившие в брак, пусть даже он является первым и освященным церковью. Но, вместе с тем, обряд для епископов у них оказывается более упрощенным, ведь совершить его может даже один епископ, в то время, как согласно канонам, чтимым в православии, их должно быть не менее двух или трех.

Кто может быть рукоположен

Подняться вверх по церковной иерархической лестнице доступно тем, кто имеет:

  • низшие церковные должности;
  • возраст от 18 до 30 лет;
  • среднее образование;
  • здоровую психику, крепость физическую;
  • рекомендацию от православного священника.

Дьякон и иерей могут быть женаты, а епископу лучше принять монашество, дать обет безбрачия. В исключительных случаях разрешено вступать в брак, если жена согласна стать монашкой. Требованиям к женам и детям священника строгие. Семья священника должна быть примером в поведении для паствы.

О преемственности в протестантстве

Сложнее дело с апостольской преемственностью состоит в протестантстве. Это относительно молодое религиозное направление в христианстве. Оно возникло в Европе лишь только в XVI столетии, как оппозиция католицизму, и потому, по мнению более древних направлений, отошло от истинных канонов христианства, не получив положенного благословения от последователей Христа. А, следовательно, рукоположение в священники не является обрядом передачи Божественной благодати от епископа к епископу, как это было установлено изначально. Это дает повод противникам этого направления утверждать, что приверженцы этой религии не являются наследниками Апостолов, а значит и Иисуса Христа.

Протестанты отрицают подобные нападки, приводя аргументы о том, что трудно по истечении более двух тысяч лет однозначно утверждать, что преемственность через рукоположение у католиков и православных на каком-либо этапе не была прервана. А достоверность записей об этой, имеющихся в религиозных архивах, может быть подвергнута большим сомнениям. Тем более невозможно судить о том: являлись ли все рукополагаемые действительно достойными.

Из истории

Вообще рукоположение – это действие, которое даже вне религиозного контекста в обычном человеческом общении является довольно распространенным. Но ему издревле во многих случаях принято было предавать сакральный смысл. Считалось, что лицо, возлагающее руки на другого, способно передать ему не только благословение, но и духовную силу, власть, великое предназначение для религиозного служения или грандиозной цели. Еще до появления христианства рукоположение и обряды с ними связанные имели место во многих религиях, в том числе и в иудаизме, чему свидетельством являются многочисленные эпизоды Ветхого завета. По всему выходит, что христианство, вышедшее из иудаизма, лишь только переняло данный обычай у более древних предшественников.

Ярким библейским примером вышеуказанному является то, как Господь дает указание Моисею, чтобы он перед еврейским народом возложил руки на Иисуса Навина, таким образом дав частицу от своей власти и славы, духа премудрости, чтобы все сообщество уважало его и слушалось. Наложением рук благословляли детей своих и преемников Иосиф и Иаков, а также многие другие библейские герои. Не говоря о том уже, что из Нового Завета известно, что сам Иисус Христос исцелял наложением рук, передавая тем самым часть своей силы. Не удивительно, что издревле видели в данном действии особый знак.

Рукоположение в иудаизме

Обряд рукоположения в иудаизме носил название «смиха». Также само слово и переводится с еврейского языка. Таким образом в древности передавали раввинам не только религиозные, но и юридические полномочия, то есть право производить суд, решать финансовые вопросы, влиять своим авторитетом на судьбы людей. То есть получалось, что рукоположение – это одобрение на определенный ответственный род деятельности. Считалось что, когда заседают судьи, Бог незримо присутствует среди них.

Древние полагали, что человек, принимающий рукоположение, должен обладать правдивость, богобоязненностью, мудростью, ненавидеть корысть и обладать хорошим образованием. Сам обряд смихи сопровождался праздничной церемонией. А виновник торжества обращался к народу с торжественной речью и получал в ответ поздравление с рукоположением.

Условия действительности хиротонии

Одним из важнейших актов постановления на степени священства является хиротония. Она будет действительной и законной при соблюдении ряда условий. Касаются условия как тех, кто совершает рукоположение, так и тех, кто является ставленником.

Место проведения

Проводится обряд в православной церкви и православным епископом. Признается действительность хиротонии, если она произведена в католической церкви. А вот действительность старообрядческой иерархии не является истинной.

Порядок

Невозможно по канонам церкви принять высшую должность без прохождения низших ступеней священства. Сколько же можно находиться в сане дьякона или иерея, чтобы получить сан выше, не оговорено. Кандидат должен обнаружить качества, которые достойны высшей ступени священства.

Рукоположение на определенное место в определенном храме

Полученный ставленником сан священника требует службы в определенном месте. После рукоположения священник получает место службы в сельской, городской церкви, монастыре, храме. Постановление будет считаться недействительным, если священник не будет нести службу.

Недопустимость повторения

Совершается обряд рукоположения в отношении конкретного лица единожды. Повторение церемонии запрещено, так как желание вторичной хиротонии несет осуждение тому епископу, который рукоположил первый раз. Повторение обряда является отрицанием действительности первой хиротонии, что является кощунственным.

Рукоположение женщин

В иудаизме, как и в православии, женщина и не имела право проходить через обряд рукоположения и принимать священный сан. Таковы вековые традиции. Женщина не могла вести богослужение, быть раввином и судьей.

Но во второй половине прошлого столетия подобный вопрос не просто стал пересматриваться, но и приобретать постепенно крайне важное значение. Все больше высказывались мнения, что сама Библия не дает на этот счет каких-то особых указаний. В то время как религиозные обычаи формировались нередко под влиянием предрассудков и предубеждений. Христианство и его обычаи приживались в мире, где витала атмосфера бесправия и угнетения женщин. А исторические условия только усугубляли их незавидное положение.

Но современная церковь пытается правильно переоценить старые традиции. Все больше учащаются случаи, когда женщины рукополагаются в протестантских церквях. А католики и православные ведут по данному поводу серьезные дискуссии. Но законы, изменяющие церковные устои, пока еще не приняты.

Понятие целибата

Обет безбрачия у мужчин характерен для священнослужителей католической церкви. В православии имеют право заводить семью дьяконы и иереи. Епископам запрещено иметь жену. При этом высший сан полагается монахам. Если же безбрачие не связано с монашеством, то для рукоположения в епископы надо:

  • иметь высшее образование;
  • пройти стажировку в монастыре или крупном приходе в течение 2 лет;
  • получить рекомендации от духовника, ректора духовного образовательного учреждения, священника прихода, где проходил стажировку.

Строгость испытаний для тех, кто живет мирской жизнью и не женится, связана с искушениями, окружающими кандидата.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]