Армянский кафедральный собор: описание, история, достопримечательности и интересные факты

Открытия собора ждали долгие 17 лет. Армянский кафедральный собор начали возводить в 1996 году, но из-за некоторых событий, а также по причине нехватки денежных средств стройку на время прекратили. Открыт был комплекс в 2013 году, событие это было одним из важных не только для армянской диаспоры, но и для москвичей. За пределами Армении такого величественного храма у Армянской апостольской церкви больше нигде не существует. Расскажем о нем подробнее в статье.

Армянский кафедральный собор. Описание храма

Армянский храмовый комплекс в Москве является резиденцией патриаршего экзарха, а также одним из духовных центров армян в России. Комплексные застройки выполнены в светло-охристовом оттенке, среди них возвышаются сочные, яркие формы стен кафедрального собора. Для их оформления использовали розовый анийский туф, который специально привозили из Армении, всего потребовалось 100 вагонов материала. Фасады полностью украшены поясами с резным орнаментом, с различными барельефными украшениями, которые изображают общехристианских святых, а также святые лики Армянской церкви.

По строгим армянским канонам возводился Армянский кафедральный собор в Москве. Отзывы тех, кому посчастливилось быть участником или свидетелем строительства, подтверждают, сколько сил и старания было вложено в каждый кирпичик храма. Архитектор Артак Гулян является автором проекта. Храм располагается на стилобате – это церковное основание, характерное для всех армянских соборов. Видно храм издалека, но если подойти к нему ближе, то на главном фасаде можно увидеть семиметровую фигуру Христа. Сам фасад напоминает книгу с картинками. Мастерской рукой Ашота Адамяна здесь изображена вся история армянской религии. Уникальным является не только фасад. Интерьер также задуман как продолжение истории православия армян. В качестве отделки здесь использовался травертин, напоминающий белый мрамор и древесину.

Армянский храмовый комплекс

Кафедральный Храм и Резиденция Патриаршего Экзарха Главы Ново-Нахичеванской и Российской Епархии Армянской Апостольской церкви — армянский храмовый комплекс — крупнейшее религиозное сооружение армянской диаспоры в Москве.

17 сентября 2013 г. на Трифоновской улице был торжественно открыт Армянский храмовый комплекс

. Каталикос Всех Армян Гарегин II освятил кафедральный собор, рассчитанный на 1000 прихожан. В церемонии приняли участие около 700 тысяч человек.

Присутствовали не только глава Ново-Нахичеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви епископ Езрас (Нарсисян), непосредственно руководивший строительством комплекса с 2006 г., и президент Армении Серж Саргсян, но и множество представителей всевозможных христианских конфессий, и даже представители других мировых религий – иудаизма, буддизма и мусульманства.

Комплекс состоит из величественного кафедрального Преображенского собора, часовни Сурб-Хач (Святого Креста), а также административного, учебно-просветительского корпусов и гостевого дома. На огромной площади в 25 тыс. кв. м. хватило места не только для резиденции Каталикоса Всех Армян, но и для музея-сокровищницы, гимназии, библиотеки, трапезной и даже парковки.

Жемчужиной комплекса, естественно, является собор Преображения Господня, выстроенный в лучших традициях классической христианской армянской архитектуры. Он возвышается на двухуровневом стилобате (цоколе, объединяющем весь комплекс) и достигает в высоту 58 м. вместе с главным крестом (отлит в г. Туле и весит более 2 тонн), который был поднят на граненый шатровый купол храма в октябре 2011 г. Закладка памятного камня в фундамент собора состоялась в 2004 г., так что строительство велось долгих 8 с лишним лет. А если учесть, что земля под комплекс была выделена еще в 1996 г., то можно себе представить, с каким нетерпением армянская диаспора ждала его открытия.

В основание здания уложены 16 камней, освященных миррой: 12 – в честь 12 апостолов, наиболее приближенных ко Христу, 3 – в честь трех евангелистов и еще один – в память святого Григория, Просветителя Армении. Высокие стены Преображенского собора, облицованные охристо-оранжевым туфом, привезенным из Анипемзы (месторождение в Армении) и усиливающим национальный колорит, украшены тонкой каменной резьбой и чудесными барельефами, изображающими Христа (высота фигуры – 7 м.) и святых как общехристианских, так и армянских, а также различные сцены из христианской истории Армении. Для отделочных работ использовались помимо туфа гранит, травертин и мрамор.

Есть и отступления от традиционных армянских форм. Так, например, Преображенский собор имеет 5 глав, а не одну, как это было раньше принято в армянской храмовой архитектуре. И, вообще, формы собора все же сильно приближены к современным. Автором проекта комплекса стал известный архитектор Артак Гулян. А Ашот Адамян является автором барельефов. Около 10 армянских мастеров-скульпторов творили это каменное чудо – собор Преображения.

Диаметр купола, установленного на массивном барабане, составляет 21 м. По всей поверхности купол покрыт резными крестами по числу младших учеников-апостолов –72.

7 апсид обрамляют внутреннее пространство храма, близкого по форме к правильному кругу. Более тысячи квадратных метров стен покрыты изысканной росписью.

Не менее интересна и церковь-часовня Сурб-Хач. Даже двери в нее представляют собой чудеса резьбы. Ее внутреннее убранство не менее великолепно, чем в соборе.

Остается добавить, что, хотя Армянская Апостольская Церковь и называется в расширенном варианте – Армянская Святая Апостольская Православная Церковь, с 451 г. (Халкидонский Собор) она не находится в евхаристическом единстве с Русской Православной Церковью. Существенные особенности в догматике и обряде отличают ее от других христианских церквей, как византийского православного толка, так и католических и протестантских. Это, однако, не мешает братской дружбе с РПЦ, в честь которой церемония освящения комплекса продолжилась мероприятиями по открытию в его дворе памятника-родника, символа братских отношений двух Церквей – Русской Православной и Армянской Апостольской.

Армянский храмовый комплекс

в настоящее время является вторым после Эчмиадзина национальным культурным и образовательным центром армянской Церкви, к тому же – самым крупным и современным.

Стиль

Армянский кафедральный собор, скульптурный храмовый объем которого полностью основывается на традиции армянской архитектуры, выполнен в классическом стиле. Внутреннее пространство собора максимально приближено к круговой форме, обрамляется семью аспидами. На отметке +11 находится ярус-балкон, специально возведенный для хора. Раиса Гаджянова при строительстве оценивала акустические данные помещения. Стилобат храма выполнен в двух уровнях, вымощен он из гранитных плит и гранитной брусчатки. Барабан опирается на восемь пилонов. Отдельные треугольные грани в виде складок формируют шатер. Подпорные стенки, парапеты – все это облицовано различного оттенка туфом, пол покрыт гранитом и мрамором. В качестве декора как изнутри, так и снаружи применялась искусная резьба по камню, выполняли которую лучшие мастера Армении. Армянский кафедральный собор, архитектура которого восхищает всех прихожан, в высоту достигает пятидесяти метров, если не учитывать высоту креста. Ширина собора — 35, а длина — 40 метров. Вместить он может до тысячи прихожан одновременно.

Освящение кафедрального собора Армянской церкви

В 2013 году на Олимпийском проспекте произошло грандиозное событие. Был освящен Кафедральный собор армянской церкви. Храм теперь является центром Российской и Ново-Нахичеванской епархии. Присутствовали на этом громком мероприятии Серж Саргсян – президент Армении, армянские епископы из разных стран, патриарх Кирилл и другие лидеры российских конфессий. Гарегин II нарек собор в честь Преображения Господня. До богослужения никто из присутствующих не знал, какому святому или божественному празднику будет посвящен храм. Католикис Гарегин II преподнес в подарок на освящении частичку Креста, на котором претерпел свои муки Христос, а также серебряную лампадку, которая будет символом света христианства, веры, добра, любви, духовной общности.

Режим работы

Армянская церковь открыта для посещения в любой день. Часы работы: 09:00—19:00 часов. Служба в Армянской церкви в Москве проходит в следующее время:

  • Ежедневно: 10:30 — утреннее богослужение, 16:30 — вечернее.
  • По воскресеньям: 11:00 — Святая литургия.

Совершают также в Армянской церкви в Москве крещение и венчание. По отзывам, эти таинства проходят в кафедральном соборе Преображения Господня в особенно величественной обстановке. Путешественники рекомендуют зайти внутрь, даже если там не проходят службы, чтобы посмотреть на красивое внутреннее оформление.

Режим работы Армянской церкви в Москве (официальный сайт)

Панорамный вид на вход в Армянскую Апостольскую церковь в Москве:

Патриарх Кирилл на открытии

На церемонии освящения присутствовал патриарх Кирилл. Он от лица всех верующих россиян поблагодарил армянскую диаспору за то, что та приложила все силы, чтобы в Москве стал действовать Армянский кафедральный собор. Патриарх подчеркнул, что Россия совместно с Арменией прикладывает все силы для возрождения христианской веры в пострелигиозный 21-й век. Как сказал святейший, соборы строятся не для того, чтобы стать памятниками или напоминать о работе строителей, но для того, чтобы люди собирались в них для молитвы, для общения с богом. В настоящее время мир делает все для того, чтобы Божье слово забывалось, задача церкви – вернуть веру и показать, что идеи Бога живы и в наши дни. Прихожане Русской православной церкви не могут причащаться в армянских храмах. Но братство и сотрудничество ААЦ и РПЦ наблюдается уже много столетий. Духовные связи между народами растут, а это больше, чем экономическое или политическое сотрудничество.

Главная

Армянская Апостольская Святая Церковь

Армянская Апостольская Святая Церковь (ААЦ, Հայ Առաքելական Սուրբ Եկեղեցի) – одна из древнейших Церквей в мире. Армянская Церковь была основана Святыми апостолами Иисуса Христа — Фаддеем и Варфоломеем, которые проповедовали в Армении в первом веке, и поэтому называется «Апостольской». Согласно преданию, апостол Фаддей проповедовал в Армении с 35 по 43 годы, а апостол Варфоломей проповедовал в Армении 16 лет (40-60-е годы).

Армянская Церковь формировалась на протяжении лет как самостоятельная, национальная Церковь. В основе ее исповедания лежит Библия и решения первых трех Вселенских Соборов – Никейского (325 г.), Константинопольского (381 г.) и Эфесского (431 г.).

Духовным и административным центром Армянской Церкви является Первопрестольный Святой Эчмиадзин.

Армянская Апостольская (Православная) Церковь имеет особый календарь, в котором большинство праздников отмечаются в определенный день недели, и поэтому дата их празднования меняется из года в год. Основой календарного цикла ААЦ является Пасха (Զատիկ), которая в разные годы может отмечаться с 22 марта по 25 апреля. Кроме Пасхи существуют еще 4 праздника, даты которых являются точками отсчета для установления дат других праздников: Богоявление (Рождество Христово и Крещение)- 6 января, Успение Богородицы – ближайшее к 15 августа воскресенье, Воздвижение Животворящего Креста Господня — ближайшее к 14 сентября воскресенье, Масленица поста Рождественской Пятидесятницы – воскресенье, выпадающее в период с 15 по 21 ноября. В соответствии с датами этих праздников устанавливаются также дни памяти Святых и посты.

Господними называются праздники, которые посвящены воспоминаниям о событиях земной жизни Господа Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, а также праздники, посвященные Святому Кресту и Святой Церкви. Пять праздников из числа Господних называются Великими.

Великими праздниками Армянской Апостольской Церкви являются:

1. Рождество и Богоявление (5-6 января),

2. Пасха (Воскресение Господа Иисуса Христа),

3. Преображение Господне на горе Фавор (Вардавар),

4. Успение Пресвятой Богородицы (отмечается в ближайшее к 15 августа воскресенье),

5. Воздвижение Животворящего Креста Господня (воскресенье, выпадающее в промежуток между 11 и 17 сентября).

День, следующий после Великого праздника, является днем повиновения усопших («Мерелоц», «Մեռելոց»).

В календаре ААЦ все воскресные дни отведены Господним праздникам или являются днями воспоминания Воскресения Христова. Все среды и пятницы — постные дни. В среду пост соблюдается в память о страданиях Иисуса Христа, а в пятницу — в память о смерти Спасителя.


Армянский кафедральный собор в Москве — монумент русско-армянскому братству

Новый храм был назван священниками рукотворным монументом союзничеству и русско-армянскому братству. Вспоминается общее героическое прошлое, духовное единство двух наших народов, отмечается динамичность настоящих отношений и многообещающее будущее. Настоящий собор, построенный в Москве, – песнь взаимному проникновению наших надежд и чаяний, душ и сердец, помыслов. Армянская диаспора считает, что новый храм – страница плодотворного присутствия Армении и ее церкви на благодатной дружественной земле России. Это память всем нашим предшествующим поколениям, предкам, которые велели беречь как зеницу ока отношения, дружбу между двумя народами. Это обелиск всем тем, кто сложил свои головы за наше бесконфликтное сосуществование в этом мире. Это дань памяти тем церковным служителям, кто в тяжелые годы гонений и репрессий не предал свою веру, а нес правду Христову и выполнял миссию проповедника и пастыря.

Слава создателям храма

Кафедральный собор Армянской апостольской церкви был возведен благодаря усилиям армянской диаспоры. Слова благодарности и славу воспевали благотворителям. Животворный храм назвали стройкой века. Хвала мудрости и учтивости главы ААЦ святейшего католикоса Гарегина Второго, талант всех своих предшественников несет он в себе. Именно его усилиями, последовательными действами смогла зародиться Армянская церковь в столице России. Животворящая радуга соединила Русскую православную и Армянскую апостольскую церкви, братьев во Христе святейшего патриарха Кирилла и католикоса Гарегина Второго. Их святейшества денно и нощно учат нас созидать, творить во имя скрепления нашего христианского братства.

Немалую роль в воздвижении храма сыграл предстоятель церкви Ерзас Нерсисян. Храм можно назвать его детищем, венцом его деятельности на российской земле. Как рядовой труженик, засучив рукава, прошел он всю стройку, начиная от первого кирпичика. Являлся он и прилежным строителем, и оформителем, и зодчим, и вдохновителем, руководителем строительных работ. Безусловно, комплекс этот станет средоточием всех российских армян. Хотелось бы, чтобы красивейший храм стал одним из мест паломничества не только армянских, но и российских прихожан, привлекал к себе внимание всех верующих.

Иерархия

КАТОЛИКОС является духовным предводителем всего армянского народа, пастыреначальником и патриархом рассеянных по всему миру около 9 млн армян чад Армянской церкви.

На высшей ступени иерархической лестницы Армянской церкви стоит Католикос Всех Армян. Получая при рукоположении благодать Святого Духа, он получает и власть передавать ее епископам, которые, в свою очередь, передают ее при рукоположении священникам, а последние – народу. Итак, в иерархию Армянской церкви входят три основные степени священства, представители которых через рукоположение и миропомазание получают благодать Святого Духа и власть передавать ее другим.

В иерархии Армянской апостольской церкви глава Церкви – Католикос (от греческого katholikos – «всеобщий») – стоит на ступень выше епископов, он принимает рукоположение и миропомазание от 12 епископов.

Официальный титул католикоса: Его Святейшество Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян. В официальных документах, каковыми являются Кондаки, полностью титул звучит следующим образом:«Гарегин II Раб Иисуса Христа, милостию Божиею и волею народа, Первосвятитель и Католикос Всех Армян, Верховный Патриарх всенародного первочтимого Араратского Престола Апостольской Церкви Первопрестольного святого кафедрального Эчмиадзина». Помимо титула знаками отличия Католикоса Всех Армян являются герб, печать, покрывало с изображением Агнца, знамя-хоругвь, большой и малый жезлы, палица, трон, шатиры (почетная свита в красных одеяниях с булавами в руках), бриллиантовый крест на клобуке.

В отличие от Православной церкви в иерархии Армянской апостольской церкви глава Церкви, католикос, стоит на ступень выше епископов, он принимает рукоположение и миропомазание от 12 епископов. Католикос представляет централизованную власть Армянской церкви. Он главный законодатель и верховный судья. В его компетенцию входит рукоположение епископов, освящение св. мира, издание новых законов и благословение новых праздников, основание новых епархий. Он является верховным хранителем священных реликвий и сокровищ Церкви, духовным отцом нации и Верховным Патриархом. Католикос избирается Церковно-Национальным собором пожизненно.

Святейший Верховный Патриарх и Католикос Всех Армян представляет высшую централизованную церковную власть Армянской церкви, осуществляет надзор над всеми церковными установлениями, является хранителем догматического учения и блюстителем правой веры и церковного благочестия, главным законодателем и верховным судьей. В Армянской церкви католикос избирается пожизненно. Избрание католикоса осуществляется Национально-Церковным собором, высшим органом Армянской церкви, который созывается в Первопрестольном Эчмиадзине. В компетенции Собора также находятся вопросы церковного законодательства и канонов, изменение обычаев и обрядов, высший надзор за управлением и иерархическим устройством. Собор состоит как из духовенства, так и из мирян, представляющих все церковные епархии и общины Армянской церкви во всем мире. Обычно на Соборе присутствуют от 300 до 400 представителей. Как правило, католикоса избирают из числа епископов. Выборы разделены на два этапа. На первом тайным голосованием по большинству поданных голосов избираются пять епископов, претендентов на сан католикоса. На втором этапе, тайным же голосованием, происходят выборы католикоса из числа ранее избранных пяти епископов. Ныне на Эчмиадзинском Престоле 132-й преемник св. Григория Просветителя Католикос Гарегин II, избранный 27 октября 1999 года. При католикосе действует Верховный Духовный Совет. В настоящее время он состоит из 2 Патриархов, 10 архиепископов, 4 епископов и 5 мирян.

Епископ – высшая степень церковной иерархии. Епископство олицетворяет единство Церкви. Епископ – это глава и духовный предводитель всех церквей одного политико-географического региона (епархии). Епископу принадлежит право рукоположения и миропомазания дьяконов, священников и освящения храмов. В Армянской церкви епископ рукополагается и принимает миропомазание от католикоса. Во время рукоположения епископ получает архиерейский жезл и перстень в знак власти. Епископы избираются из числа безбрачного духовенства, имеющего ученую степень архимандрита. За особые заслуги перед Церковью и длительное служение епископу может быть присвоен титул архиепископа.

Второй, основной ступенью церковной иерархии является посвящение в сан священника. В сан священника может быть рукоположен только дьякон. Священники могут совершать все таинства и церковные службы, кроме тех, которые положено совершать только епископу, т.е. кроме таинства рукоположения (священства) и освящения мира. Обязанностью священника является пастырство, т.е. попечение о духовном возрождении людей, духовное воспитание верующих, а также совершение таинств, богослужений и треб. Более достойным и заслуженным священникам дается звание старшего священника. В Армянской церкви, как и в Православной, священники бывают и женатыми, и безбрачными. Для того чтобы стать священником, избранник должен состоять в браке не менее года и иметь сына. Иеромонах (безбрачный священник – абеха) после рукоположения в тот же день дает обет безбрачия и надевает вегар (особый головной убор – клобук) как символ отречения от мира.

Первой ступенью церковного посвящения является дьякон (саркаваг). Дьяконы служат епископу или священнику при богослужении и совершении таинств, но сами совершать их не могут. Некоторые дьяконы удостаиваются звания старшего дьякона. В дьяконы рукопологают из числа служащих в церкви чтецов. Чтецы (дпир) в свою очередь подразделяются на псаломщиков, пономарей, фонарщиков и ключников.

Ученые степени Армянской церкви

Армянская церковь присваивает своим служителям две степени учености:

  1. Архимандрит (вардапет) – соответствует степени кандидата наук,
  2. Протоархимандрит (тцайрагуйн вардапет) – соответствует степени доктора наук. Ученые степени присваиваются только безбрачному духовенству. Правом присваивать ученые степени обладают только те епископы, которые имеют звание верховного архимандрита. При присвоении ученой степени архимандриту вручается жезл с двуглавой змеей, который символизирует мудрость и данную ему власть учить и проповедовать.

Интересные факты

Для строительства храма участок был выделен еще в 1996 году, расположен он был по адресу: Трифоновская, 24, территория, примыкающая к Олимпийскому проспекту. Строительство собора планировалось завершить за пять лет и открыть его уже в 2001 году. Однако неприятная история нарушила эти планы. В 2000 году глава Ново-Нахичеванской и Российской ААЦ архиепископ Тигран Кюрегян был обвинен в присвоении огромной суммы, пожертвованной на строительство храма (3 миллиона долларов). В 2001 году архиепископ был лишен сана. В 2005 году эти сведения суд признал недействительными. Однако средства так и не нашлись, и новому епископу Ерзасу Нерсисяну пришлось вновь собирать по крупицам средства на храм. Как сообщает глава епархии, комплекс возводился по новому проекту, автором которого был архитектор Артак Гулян. Началось строительство в 2006 году и завершилось в 2013-м.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]