Успенский Собор во Владимире. Строительство, архитектор, описание, интересные факты, как работает, как добраться


Во Владимире, на крутояре реки Клязьмы, высится белокаменное чудо древнерусского зодчества – Успенский собор, ставший памятником архитектуры и символом Древней Руси, строительство которого было заложено и завершено в 60-е годы 12 века. Храм завораживает и притягивает величием и красотой.

Великий князь, Андрей Боголюбский, сын Юрия Долгорукого, благословил краеугольный камень будущего храма 8 апреля 1158 г. Всего за 2 года было возведено здание. Внутренние работы, роспись стен фресками завершены в 1161 г. Река Клязьма и ее окрестности стали естественным фоном величественного здания. Прекрасные виды, красивая природа выгодно оттеняли белизну стен.

Собор Успения стал главным кафедральным храмом Суздальско-Владимирской епархии, где получали благословение на престол великие князья Владимирские и Московские.

Как добраться до Успенского Собора

Самостоятельные туристы могут добраться до города Владимир на автомобиле, по трассе М7. Расстояние — 220 км. Время в пути — 2,5 ч. Маршрут из Москвы до Владимира можно совершить на рейсовых автобусах со Щелковского автовокзала, Курского вокзала и автовокзала Новогиреево. Автобусы отправляются каждые 20 мин.

На поезде «Ласточка» по направлению Нижний Новгород с остановкой во Владимире можно уехать с Курского вокзала. С Ярославского вокзала можно доехать транзитным рейсом на поездах по 9 направлениям. Успенский собор находится на ул. Большая Московская, 56, рейсовые автобусы могут сделать остановку на Соборной площади. Расстояние от вокзалов меньше 1 км. Пешком 14 мин.

↑ Экскурсии

Обзорная экскурсия с экскурсоводом, включает посещение памятников XII века из белого камня. Золотые ворота, Дмитриевский (личный храм Боголюбского) и Успенский соборы занесены в списки ЮНЕСКО. Кроме того запланирован поход в 2 музея: хрустальные изделия, лаковые миниатюры и вышивка; военно – исторические экспозиции.

Предполагается посмотреть Свято — Успенский Княгинин монастырь, основанный в 1200 г. Стоит прогуляться по Владимирскому Арбату — восстановленная пешеходная улица Георгиевская. Экскурсии запланированы на 2,5-3 ч.

История строительства

Успенский собор во Владимире, строительство которого имеет богатую историю, за 860 лет претерпел несколько этапов развития, отразившихся на внешнем виде храма, его статусе, и том, каким он предстает перед современным человечеством. Исторические события Древней Руси, нападения врагов, пожары оставили след на его стенах, росписи, внешнем виде.

Храм Андрея Боголюбского (1158-1185)

Великий князь Владимирский — Андрей Боголюбский в 1157 г. вез из Вышгорода в свое село Боголюбово икону Божьей Матери, которая повисла в воздухе близ Владимира. Потрясенный этим чудом, князь увидел во сне Богородицу, которая указывала перстом и свитком место для установления Святой иконы. Там и заложили первый камень будущего собора.

Успенский собор во Владимире, строительство которого началось в апреле 1158 года, должен был стать центром Древней Руси, и объединить вокруг себя разрозненные княжества. А икона Богородицы стала святыней Владимирской епархии. Великий князь велел обрамить золотом и серебром, драгоценными камнями и жемчугом оклад образа Божьей Матери.

Для постройки храма были приглашены лучшие зодчие того времени, художники-иконописцы, мастера по золоту и камням из Германии и Греции, Галича и Киева.

Грандиозная работа была завершена всего за 3 года. В 1161 году внутренние фрески и роспись уже были готовы. Иконостас богато украсили золотом, усыпали жемчугами и драгоценными камнями. Пышное убранство удивляло и восхищало народ того времени. Белое сияние известняка придавало легкость массивному зданию, добавляло величия.

В 1174 году Андрей Боголюбский погибает от рук заговорщиков. Оставшаяся без покровителя церковь подвергается разграблению в 1776 году его противниками, Ростиславичами. Они выносят и увозят все ценное из храма, богатую утварь и украшения. Страшный пожар 1185 года уничтожает во Владимире не только Успенский собор, но еще 32 церкви города.

Храм Всеволода III (1186-1189)

Всеволод III Большое Гнездо, брат Андрея Боголюбского, занялся восстановлением храма сразу через год после пожара. Плачевное состояние выгоревших стен и фресок, сгоревших балок, заставляют его подойти по-другому к решению реконструкции. Для строительства он призывает местных зодчих.

Превратив старые стены в арочные проемы–столпы между нефами, они расширяют площадь церкви и пристраивают стены с 3-х сторон. Получилось так, что старая церковь оказалась внутри нового здания. Увеличение объема здания привело к большей вместимости: 5 нефов составляли в длину 30 м, в ширину 30,8 м. Алтарная часть была также увеличена.

Возведены 4 шлемовидных купола по углам, которые ранее были собраны вокруг Большого купола. Через 3 года, в августе 1189 г. Ростовский епископ Лука освятил новый храм. В 1193 г. прошелся очередной пожар, не причинив серьезного ущерба. В Галереях боковых приделов устроили усыпальницы членов княжеской семьи и патриархов. У собора воздвигли палаты епископа и другие строения.

Роспись «всеволодовых галерей» была сделана в 1237 г., но жестокие события 1238 г. во Владимире уничтожили эти фрески. Татаро-монголы разграбили богатства, похитили украшения, уничтожили иконы. Храм подожгли, и он стал местом мученической смерти невинных людей, княгини Агафьи с детьми и родственниками. Вместе с ними погиб епископ Митрофан.

Впоследствии все были канонизированы как Владимирские великомученики. В этом пекле лик Владимирской Богоматери уцелел. После нашествия орды ремонт состоялся только в 1280 г. Митрополит Киевский, Максим в 1299 г. обосновался во Владимире, увидев чудо, которое ему даровала Пресвятая Дева Мария. До 1325 г. митрополия находилась здесь, пока святитель Петр не решил переехать в Москву.

Андрей Рублев в Успенском соборе (1408)

Основательную и большую работу по восстановлению храма через длительное время предпринял сын Дмитрия Донского, князь Василий. Талантливые иконописцы, иноки Андрей Рублёв и Даниил Черный приступили к обновлению внутренних фресок собора в 1408 г. Их работы можно увидеть и сейчас – время пощадило эти великие творения, и пронесло через века.

Евангельские темы нашли воплощение в росписи сводов. Мастерами был изготовлен уникальный иконостас. В 1411 г. вновь произошло нападение татаро-монгол. На этот раз в огне пожарища, устроенного врагами, погибают и расплавляются храмовые колокола. В XVII веке Собор был заброшен, запустение сделало из его великолепия обиталище для птиц.

XVIII век

Стольник Петра I, Племянников Григорий много ездил по дальним и ближним городам России по делам государевым. В 1708 году во Владимире его прихватила болезнь, от которой он сильно страдал. За чудесное исцеление, которое он получил от иконы Божьей Матери Владимирской, Племянников пожертвовал средства на ремонт и частичное восстановление полузаброшенной церкви.

Но этот ремонт видоизменил храм. Укрепление самого здания не было сделано, вместо этого к углам белокаменных стен пристроили контрфорсы из кирпича. На 2-м ярусе стен добавили окна, а существующие расширили. Шлемовидные купола преобразовали в купола луковичного типа.

Капитальный ремонт (1725-1734)

Мастера-кровельщики, взявшиеся восстановить щипцовое покрытие старого здания, не смогли довести дело до конца. Четырехскатная, железная кровля, с крутыми склонами обезобразила «белокаменное чудо».

Екатерининский ремонт 1767-1774

В 1767 г. Екатерина II приехала во Владимир. Главный Собор встретил ее пострадавшим, тусклым, без былой праздничности и торжественности видом. Железная крыша была изъедена ржавчиной, и давала течь, которая портила внутреннее убранство. Росписи потекли. Это обстоятельство привело к началу реставрации храма. Екатерина выделила на ремонт 14 тыс. руб.

В 1768 г. боковые галереи были перестроены в приделы, посвященные Святым Андрею Боголюбскому и Глебу Владимирскому. Была отремонтирована кровля. Сооружена крыша из листового железа, к ним были приделаны водосточные трубы. Работы проводили московские кровельщики.

Наружные работы убрали безобразные контрфорсы из кирпича по углам. Восстановлены растесанные окна, закомарное покрытие также подверглось реставрации. Луковичные купола заменены обратно шлемовидными. Работники и служители архиерейства починили, побелили стены и своды. Решетками обставили окна.

Разобранный иконостас работы Андрея Рублева продали крестьянам Шуйского уезда. А рублевские фрески затерли, и побелили сверху. По моде того времени, в стиле барокко, устроили трехрядный богатый иконостас с позолотой. Иконы к нему были написаны местными владимирскими иконописцами. В мае 1774 г. Владимирский архиерей Иероним провел службу освящения обновленного Свято-Успенского собора.

XIX век

Начался новый век, сменились цари, запустение пришло в Успенский собор. Строительство колокольни в классическом стиле должно было оживить территорию, и дать новую жизнь и дыхание архитектурному ансамблю. В 1810 г. по проекту Вершинского возведена колокольня со шпилем на высоте 56 м.

В 1862 г. новый храм Георгия Победоносца, созданный Артлебеном, соединил колокольню с основным зданием. Также появился новый придел, посвященный Чуду Архистратига Михаила в Хонех. В 1871 г. – пристроена крестильная (крещальня).

До 1880 г. не произошло больших изменений, кроме возведения ограды вокруг собора из железной решетки. Была установлена система отопления калориферами. С этого года начинается большая реставрационная работа, руководит ими владыка Феогност (Лебедев).

В 1882 году возобновились археологические работы по древним росписям. Руководителем реставрационной комиссии был И.Е. Забелин. Художественно-расписные работы проводил Николай Софонов, потомственный палехский мастер-иконописец.

К началу 90-х годов XIX в. капитальные, реставрационные работы восстановили древнее щипцовое покрытие кровли. Инженеры укрепили стены и своды. Фасады здания местами облицевали новым известняком. Каменные резные рельефы и узоры частично заменили и восстановили рисунки. Соорудили западный притвор (входные врата). В 1891 г. 29 сентября – владыка Феогност освятил обновленный храм.

ХХ век

Революционные события 1917 года также отразились на Соборе — он был закрыт. Советская власть в целях борьбы против религии открыла в нем Музей научного атеизма.

С 1944 г. собор вновь был открыт для богослужений по просьбе прихожан. И с того времени он работает по сей день. Успенский собора во Владимире с его богатой историей строительства делают его настоящим памятником северорусского белокаменного зодчества.

Архитектура

Культовое сооружение выполнено в стиле русской романики, имеющей характерные отличия — белокаменные стены из гладкотесаного камня, перспективные порталы, орнаментальный декор. Направление создавалось в домонгольский период под влиянием приглашенных для работы западноевропейских архитекторов.

Первый Успенский собор Владимира строился ломбардскими мастерами, отправленными в распоряжение Андрея Боголюбского императором Священной Римской империи и, одновременно, королем Германии Фридрихом I, получившим за свою ярко-рыжую бороду прозвище Барбаросса.

Сегодня первозданный образ храма увидеть невозможно. То, что осталось после пожара 1185 года, было обнесено стенами более поздней постройки.

Внешне Свято-Успенский собор Владимира смотрится массивно и добротно. По вертикали его фасады дробятся пилястрами, завершающимися плавными закомарами. По горизонтали плоскость визуально делится на два уровня декоративным колончатым поясом. Удлиненные проемы создают эффект устремленности ввысь.

Архитектура собора, © Владимир

В ходе нескольких реставраций XVIII—XIX вв. соборный комплекс пополнился:

  • четырехъярусной колокольней с золоченым шпилем;
  • четырехскатной кровлей;
  • приделом во имя Георгия Победоносца;
  • шлемовидными главками (ранее были луковичные).

Центральный световой фонарь с двенадцатью щелевидными проемами имеет более крупные размеры, чем четыре аналогичные угловые конструкции. В ходе перестройки 1186–89 гг. крайние фонари были сдвинуты с прежних мест в направлении вновь возведенных стен.

Архитектурные особенности

Храм Боголюбского

Первое здание церкви (1158—1160) воздвигнуто из известняка высокого качества белого цвета. Смотрелся он со стороны очень изящно и гармонично за счет правильных и выдержанных пропорций. И снаружи, и изнутри во всем была устремленность вверх, что давало ощущение легкости и парения. Свод в самом высоком месте составлял 32,3 м.

3 нефа внутри храма разделяли 6 столпов. 3 апсиды составляли алтарную часть. Квадрат подкупола со сторонами 6,4 м. четверик вытянутой формы, но, зрительно казалось, что здание имеет кубическую форму. Длина без апсид 22,5 м, ширина 17,5 высота сводов около 21 м. Изящество и легкость зданию придавали тонкие стены и под стать им крестообразные столбы.

Столбы были декорированы пилястрами (колонками), которые венчали капители в виде листьев. Арки, поддерживающие свод, переходили к «барабану» большого купола тромпами – ступенчатой конструкцией, позволяющей переносить и распределять нагрузку на арки. Такой подход был не свойствен зодчеству древней Руси и применялся впервые.

Подкупольный барабан имел 12 вытянутых вертикальных окон. Каждый неф здания имел 3 притвора (входа). Крупные камни и булыжники служили фундаментом, свободно сваленные под ним. Укреплены были только 2 последних ряда, на которые уложен бут, и на них возведены стены.

Стены декорированы аркатурным поясом, состоящим из колонок, часть которых сохранилась на северной стене храма. Декоративный пояс из колонок венчает поребрик. Верхнее основание колонок (капитель) имеют форму куба, колонны основаны на клинчатых консолях. Пространство между колонками расписано по отштукатуренной поверхности.

Фасады украшали пилястры с капителями в коринфском стиле, то есть колоколообразной формы.

Горизонтальное разделение фасада декоративным аркатурным фризом являлось дополнительным украшением сплошных стен. Есть версия, что стены первоначального собора 1158-1160 гг. были украшены рельефными фигурами, которые не сохранились. Декоративные скульптуры были зооантропоморфного типа – орнаментальный резной пояс с фигурами фантастических существ и животных.

Закомары (полукружие стыка кровли и стены) по центральному фасаду украшали рельефы по мотивам библейской истории о вавилонских юношах, христиан-воинов и Александра Македонского с грифонами. Маски львов и женщин декорировали оконные проемы.

Живописная роспись, дожившая фрагментами, расположилась между пилястрами аркатурно-декоративного пояса на северной стороне галереи — фигуры пророков и павлинов. Возможно, что они были наружной росписью собора.

Храм Всеволода

Строительство «Всеволодовских галерей» вокруг старого здания князя Андрея началось быстро. Новый Собор получился более величественным и крупным. Фасады галерей Всеволода оформлены вертикальными пилястрами, верхняя часть которых, завершается закомарами.

Низкое расположение закомар (завершение стен полукружием или клином) галерей создавали ступенчатость и привлекательность новому зданию. Апсиды были удлинены. Декоративный пояс из арок с 114 колонками разделяет фасады на две горизонтальные части. Узкие, щелевидные окна расположены на нижнем уровне, а широкие со скосами, расположены на верхнем ярусе.

Стены галерей выполнены из белого известняка, но по качеству уступают белокаменному известняку боголюбовского храма 1158-1161 годов. Некоторые внешние стены были изукрашены рельефным декором. Часть, из них были перенесены со стен старого собора.

Успенский собор во Владимире, строительство которого было доверено Всеволодом III местным строителям, имел склонность к византийскому стилю зодчества. Боголюбовский храм строили зодчие, посланные Фридрихом Барбароссой, которые отчасти применили венецианский стиль строительства.

Внутреннее убранство

По преданиям и летописям Андрей Боголюбский не скупился на внутреннее убранство храма, где должна была храниться реликвия и святыня Древней Руси, икона Владимирской Божьей Матери. Скульптурные композиции и декоративные рельефы были резными, и покрыты позолотой, фрески украшали стены и своды. Церковная утварь была сплошь из золота и серебра, украшенная драгоценными камнями.

Три массивные, резные двери покрыты позолотой. Собор Успения сравнивали с храмом Соломона по роскоши убранства и интерьера. Расписные фрески 12 века сохранились отдельными элементами – это, фигуры Артемия и Аврамия на юго-западной стене, а также на росписи на столпах за иконостасом.

Археологические исследования 1882—1884 гг. коснулись внутреннего убранства, и раскрыли великолепные работы Андрея Рублева.

Труды древних иконописцев московской школы сохранились фрагментами и в полном виде, занимая более 300 кв.м. площади стен и сводов Успенского собора. Эти росписи — доказательство истинного высокого искусства и таланта, яркое проявление древнерусской живописи. Одухотворенность, смирение и доброта сквозит во взглядах персонажей изображений. Выражают особый духовный настрой того времени.

Рублев и Черный использовали все архитектурные особенности сводов собора, и искусно вплетали фигуры людей и формы изображений под линии и изломы строения. Все композиции храма подчинены одной теме — духовному подъему русского народа. Иконостас, сделанный Рублевым, состоял из 4 рядов, где размещались 83 иконы. В свое время, это был самый большой иконостас.

И фрески и иконостас созданы в одном стиле, и взаимно дополняли друг друга, образуя единую композицию, объединяя художественными приемами скульптурные и архитектурные части собора. Росписи притягивали взоры утонченностью.

Во всем творчестве Андрея Рублева прослеживается единый стиль: изящество и грация фигур, душевность и милость, покой и любовь в глазах, лицах ангелов, апостолов, жен и детей. В 1774 году на месте Рублевского иконостаса купцы Бочкаревы, построили другой, в три яруса, в стиле барокко, вошедшего в моду в те времена.

Резчики выполнили сложную работу, и соорудили 20-метровое строение, с широкими карнизами между ярусами. С резными колонками и пилястрами с коринфскими капителями. В резных рамах с затейливыми узорами поместили иконы. Позолота иконостаса была сделана червонным золотом на зелено-изумрудном фоне, и производила огромное впечатление на прихожан.

По центру иконостаса расположен горельеф Саваофа. По сторонам иконостас увенчивают скульптуры восьми ангелов.

Резные Царские врата изображают «Благовещение». Фигуры Архангела и Девы Марии представляют створы ворот. Вся композиция состоит из витиеватых узоров из листьев, цветочных гирлянд и плодов, что придает воротам большую причудливость. 123 иконы написаны мастерами владимирского архиерейского дома, маслом на досках из липы.

На рубеже 70-80-х годов ХХ столетия проведены обстоятельные и сложные реставрационные работы по сохранению сокровищницы архитектурного чуда Древней Руси. Белокаменный известняк был очищен и обработан специальным составом. Пятиглавые купола были позолочены. Росписи внутри церкви укрепили специальными растворами, урегулировали температуру и влажность внутри для сохранности.

Реликвии

Главная реликвия и святыня Успенского собора — икона Владимирской Божьей Матери. По преданиям и легендам известно, что она могла принадлежать кисти Евангелиста Луки, видевшего Богородицу еще при ее жизни. И доски, на которых была изображена Богоматерь с Младенцем, были взяты от стола, за которым трапезничала святая семья Спасителя. Именно такая икона могла сотворить чудеса.

Летописи повествуют, что она до V века хранилась в Иерусалиме, потом передана в Константинополь. Икона была подарена константинопольским патриархом Лукой Хрисовергом князю Мстиславу в 1131 году. Хранилась она в Вышгороде близ Киева. Великий князь Андрей вывез ее в Боголюбово. За творимые знамения и чудеса, Икону сделали Святыней и Реликвией Успенского собора во Владимире.

Ее благотворное влияние было всегда заметно в важные этапы становления русского государства. Она оберегала своей благодатью Русь, охраняя от захватчиков, о чем свидетельствуют многочисленные проявления чудес. Владимирская Божья Матерь сильная, чудотворная икона, «намоленная», которая действительно является заступницей тех, кто обращается к ней с чистым сердцем.

Ее защита распространяется на все сферы жизни человека. Она дает силы, веру и надежду. Как истинная Матерь Божья она ограждает людей от греха и зла, от ссор, оберегает браки и семьи, избавляет от болезней. Искусствоведческие исследования говорят, что икона была написана в XII веке, и является списком образа Богоматери, которую написал Апостол Лука во времена, после смерти Иисуса.

С 12 века икона 4 раза подвергалась обновлению, и до наших времен подлинные изображения дошли только фрагментами. Владимирская Богоматерь в 1480 перевозится в Москву. Собор теряет свое епархиальное значение до XVIII века. В музее Владимира хранится рублевский образ, список Владимирской иконы, которая обреталась в соборе Успения до 1944 г.

Успенский собор во Владимире, строительство которого было посвящено святыне, иконе Владимирской Богоматери, хранит еще две драгоценные реликвии.

Икона Боголюбская Божья Матерь — святыня Боголюбово, перенесенная позднее в Успенский собор. Она написана в 1157 году после явления Богоматери князю Андрею Боголюбскому. Именно в такой позе, с воздетой одной рукой, в другой руке со списком, явилась Божья Матерь и указала место хранения иконы Богородицы из Константинополя.

Не менее почитаемая святыня — Икона Максимовской Божьей Матери, создана в 1299 г. Патриарха Максима, приехавшего из Киева, в видении посетила Богородица и вручила ему омофор. Проснулся святитель с настоящим облачением в руках.

Это чудоявление Святитель принял, как благословение Божьей Матери – он перенес митрополию из Киева во Владимир. Омофор Богоматери хранился в Успенском соборе в течение 112 лет. В 1141 году после нападения татаро-монгол он был утерян.

↑ Какие есть мощи

В соборных аркосолиях стоят гробницы со святыми мощами князей города. Здесь же покоятся родственники, епископы и настоятели храма.

  • Северная галерея, слева от центра, в придельном алтаре поклоняются мощам благоверного Андрея Боголюбского. Князь признан святым в 1702 г.
  • В центре, под стеклом, рака с мощами, принадлежащим святому Георгию. Канонизирован спустя 400 лет со дня смерти.
  • Напротив раки Андрея Боголюбского, покоятся останки Всеволода Большое Гнездо. Сверху, заменяя крышку, поставлено вместилище останков младшего сына Андрея, благоверного Глеба. Юноша жил уединённо, соблюдая строгий пост и молитвенные бдения с 12 лет. В 19 лет умер. Святые мощи не тронуты тлением.
  • Святитель Максим, святые мощи которого покоятся в земле, перенёс киевскую кафедру во Владимир. На стене, над захоронением расположена копия изображения явления Богородицы.

Некрополь

Большой кафедральный собор во всех городах и странах является местом захоронения известных людей, святых, благоверных и мучеников. В Успенском соборе нашли последний приют более 40 человек княжеской семьи, причисленных к лику святых, почитаемых церковью и народом.

В галереях собора с 1193 г. стали погребать членов семьи княжеского рода в нишах–аркосолиях. Почетное место у алтаря, в северной галерее, выделили для упокоения основателей и строителей — Андрея Боголюбского и Всеволода III. В некрополе покоятся архиереи Владимирской епархии.

Древний некрополь хранит прах благоверной великой княгини Агафии Всеволодовны, погибшей при осаде татаро-монгольских войск в 1238 г. Здесь покоится священномученик Митрофан, погибший с княгиней Агафией. В 1645 г. мощи великого князя Георгия Всеволодовича, были обнаружены нетленными.

Престольные праздники[править]

Успение Пресвятой Богородицы

— 28 августа

Престолы:

  • Пантелеимон, целитель, великомученик
    — 9 августа
  • блгв. Андрея Боголюбского (северный)
  • блгв. Глеба Владимирского (южный)
  • Георгиевский (на стыке северного фасада собора с колокольней)
  • Чуда Архистратига Михаила в Хонех (в колокольне)

Интересные факты

Исторические факты говорят, что храм имел очень сложную судьбу и длительное развитие. Несколько пожаров, набеги татаро-монгол, ограбления не смогли уничтожить подлинное искусство древнерусского зодчества.

Духовные устои, трепетное отношение поколений к собору, как к религиозной реликвии, глубокая и истинная вера людей помогли ему стать краше и лучше:

  • в 1410 году храм вновь был подвергнут нашествию татаро-монгол, разграбивших и поджегших его. Сгорели колокола. Ключник Патрикий спрятал часть драгоценной церковной утвари, за что был замучен врагами. Выдал ли он свой тайник или нет, об этом в летописях ничего не говорится. Может случиться так, что утерянные драгоценности будут найдены, и займут свое место в соборе, как память о многовековой истории и подвиге Патрикия;

  • фрески, с пророками и павлинами, найденные внутри Всеволодовой галереи с северной стороны, говорят, что храм Андрея Боголюбского имел расписные наружные стены. Легко представить, какое было великолепие и цветение по стенам белоснежного здания;
  • реставрация 1888-1891 гг. воссоздала вид собора Всеволода III, дошедшего в таком виде до современности;
  • Успенские соборы в Москве и Владимире похожи, но их различают множество архитектурных деталей;
  • «нулевой километр» во Владимире считается от колокольни Успенского собора;
  • Российские императоры и цари обязательно посещали собор перед вступлением на царский трон.

Успенский Собор во Владимире сегодня

Всемирный интерес к Успенскому собору появился еще в конце XIX века, как к уникальному памятнику русского белокаменного зодчества. Его трепетное сохранение в течение более 8 веков, говорит об историческом и культурном значении собора в жизни Древней Руси и России.

Владимирская епархия от имени Русской Православной церкви и Владимиро-Суздальский музей ведут совместную деятельность в стенах этого собора-памятника. Регулярные богослужения, музейные экспозиции ведутся вместе с 1944 года.

Большое внимание уделяется техническому состоянию здания, ведутся исследования и контроль над температурным режимом, влажностью воздуха в помещениях, для сохранения редчайших древних росписей и икон. Общее состояние собора удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к таким историческим зданиям.

Кроме крестильной, где находятся служебные помещения, все постройки используются по первоначальному замыслу. Официальное название храма «Свято-Успенский кафедральный собор». Он открыт для посещения каждый день с 7-00 до 19-00, кроме понедельника с 7-00 до 12-00. Во время богослужения вход в собор бесплатный. Службы проводятся каждый день с 7-30.

В воскресные и праздничные дни утренние литургии с 6-30 и с 9-00 часов. В 17-00 начинается вечернее богослужение. Владимиро-Суздальский музей работает с одним выходным днем в понедельник, в остальные дни с 13 до 16-45 ч.


Успенский Собор во Владимире работает во все дни, кроме понедельника. Каждый может посетить культурное здание.

Цены на билеты в музейВзрослыйДети с 7 до 16 летДети с 16 лет, студенты, пенсионеры
Входной билет без экскурсионного обслуживания150 руб.Бесплатно75 руб.
Входной билет с профессиональным экскурсоводом300 руб.100 руб.150 руб.

Проводить фотосъемку в храмовом комплексе запрещено.

Ежедневно Успенский собор во Владимире посещают сотни человек, желающих прикоснуться к многовековой истории памятника, строительство которого восславило имя его создателя на века, и сделало храм символом славного города.

Автор: Лилия Иванова

Оформление статьи: Лозинский Олег

↑ Какие есть иконы

Чаще остальных почитаемые чудотворные лики, хранящиеся в Кафедральном владимирском соборе:

  • Царица Небесная, названная «Боголюбской». Икону впервые написали русские иконописцы. Богоматерь охраняла и охраняет, утешает город и Ростово — Суздальскую землю.
  • Икона Божьей Матери Владимирская, самая почитаемая в русской православной церкви. Во Владимире хранится копия, сделанная Андреем Рублёвым.
  • Чудотворная Максимовская Богородица. Написанию предшествовало видение святителем Максимом, который задумал перенос кафедры во Владимир. Увидеть икону можно справа, войдя в храм, над погребением митрополита.
  • Святитель Авраамий Болгарский – мученик и чудотворец. У иконы и частиц мощей молят о даровании веры.
  • Апостол Симон — ученик Иисуса Христа.


Престол Успенского собора фото

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]