Петропавловский собор в Симферополе – одна из старейших православных церквей в столице Крыма – хорошо известен многим и на полуострове, и далеко за его пределами. Он относительно невелик, в особенности как для кафедрального прихода, но достаточно красив и гармонично вписывается в окружающий пейзаж, буквально приковывая восхищенные взгляды. Хотя его трудно назвать символом города, самой яркой его достопримечательностью, но редко кто из туристов пройдет мимо, не посетив это прекрасное строение.
- Где находится храм в Крыму?
- История: предпосылки к постройке
- Дальнейшая судьба Петропавловского храма
- Чем интересен собор Петра и Павла?
- Как добраться до собора?
Петропавловский собор
Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла в Симферополе является ценнейшим наследием полуострова, уходящим корнями в конец XVII века, когда правление было в руках Екатерины «Великой».
В период своего существования он трижды возводился: то часы наложили свой отпечаток, то власти принялись уничтожать все, что связано с религией. Но с помощью неравнодушных жителей, которым действительно нужна Обитель Отца Небесного, строение сохранилось до наших дней. Это дает шанс прийти сюда и прочувствовать все величие, которое исходит от этой скромной постройки.
Это интересно: Песочная бухта в Севастополе, Крым: на карте, фото, пляжи, отзывы
Возрождение церковной постройки
Жители Симферополя решили дать новую жизнь Петропавловскому собору в 1866 г. Для этой цели создали особый строительный комитет, проектом нового здания занимался архитектор К. Лазарев, прибывший из Санкт-Петербурга. Для возрождения потребовалось собрать необходимое количество денег, бо́льшую часть внесли прихожане, остальную — Священный Синод. В сборе средств также принимали участие богатые купцы, приобщенные к церковным делам города.
- Летом 1866 г. разобрали деревянную постройку и заложили первый камень. Активное участие в этом благочестивом деянии принимали прихожане, профессиональные инженеры контролировали строительные работы, а за установку иконостаса отвечали видные мастера.
- Возведение каркаса собора завершилось спустя два месяца, но отделка продолжалась в течение четырех лет. Новый храм имел другую форму, — крестообразную, вытянутую с западной стороны на восточную.
- Церковь значительно приобрела в пространстве за счет большего числа окон, размещенных в барабане купола. Внутри помещение выигрывало за счет неподражаемого иконостаса, выполненного в византийском стиле.
- Отделочные работы завершились в конце лета 1870 г., и храм распахнул свои врата для православных прихожан Симферополя. При церкви существовало специальное попечительство, а также мужское и женское училища.
- В конце XIX столетия Петропавловский храм окружили ажурной оградой из металла, а внутри двора посадили крепкие деревья и изящные кустарники. Перед постройкой размещалось небольшое пространство, вымощенное камнем. С течение времени рядом стали появляться невысокие дома.
Что важно знать о православной вере:
- О десяти заповедях
- Пост в православии
- О православной символике
На заметку! В 2008 г. в Петропавловском храме Симферополя состоялось обретение и перенесение останков святителя Гурия. Вскоре совершились торжества и установление даты памяти преподобного — 17 марта. После Божественной литургии перед останками Гурия отслужили молебен, и прихожане стали поклоняться этой реликвии. Мощи перенесли в собор А. Невского после, того как его восстановили.
Святые мощи святителя Гурия в Петропавловском соборе
Ознакомиться с книгой в формате PDF можно здесь
Статус: | Кафедральный собор (с 2003 г.) |
Святыни и реликвии: | Мощи Святителя Гурия (Карпова) |
Адрес: | г. Симферополь, ул. Октябрьская, 16 |
Телефон: | +380-652-297971 |
Настоятель: | протоиерей Александр Якушечкин |
Кафедральный Петропавловский собор был построен в начале XIX века по просьбе и на средства жителей Симферополя. Православное население растущего города крайне нуждалось в просторном храме: первый православный храм города — маленькая Константино-Еленинская церковь уже не могла вместить всех прихожан.
Первое деревянное здание Петропавловского храма освятили в ноябре 1806 года. Через 20 с лишним лет здание заметно обветшало, церковь закрыли, а колокола, церковную утварь, ризницу передали в нововыстроенный кафедральный Александро-Невский собор. В 1860-е годы симферопольцы начали возрождение Петропавловского храма. И в августе 1870 года на месте разобранной старой деревянной церкви был освящен построенный по проекту петербургского архитектора К. Лазарева просторный, наполненный светом каменный собор в виде креста, вытянутого с запада на восток, с 12 окнам, устроенными в барабане. Двумя годами раньше — с 1868 года при храме были открыты церковно-приходское попечительство и два училища — мужское и женское. Надо заметить, что Петропавловский собор во всем своем величии и красоте, которые мы видим сегодня, после его восстановления, был построен при Правящем Архиерее Таврической епархии Архиепископе Гурии (Карпове), ныне прославленном в лике святых. Святитель Гурий, который управлял Таврической кафедрой с 1867-го по 1882 год, неоднократно совершал в этом соборе богослужения.
В 1937 году Петропавловский собор был закрыт и разорен, в нем устроили склад.
Восстановление храма началось в 1980-е годы. Сегодня в нем два придела: в честь святого праведного Иоанна Кронштадтского и святого преподобного Серафима Саровского.
С 2003 года Петропавловскому собору придан статус кафедрального.
В 2004 году здесь произошло чудо — на стекле, за которым стояла икона святителя Николая Чудотворца, проявился его нерукотворный лик. Икона выставлена для поклонения верующих.
23 августа 2008 года в Петропавловском кафедральном соборе Симферополя состоялись торжества по поводу прославления в лике святых Архиепископа Таврического Гурия (Карпова). Торжественное прославление в лике святых Архиепископа Гурия возглавил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.
Торжества открылись 22 августа всенощным бдением в кафедральном Петропавловском соборе, где собралось большое количество верующих и на середине храма была установлена украшенная живыми цветами рака с мощами прославляемого Святителя.
23 августа Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир совершил в кафедральном соборе Божественную литургию в сослужении Митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря, Митрополита Днепропетровского и Павлоградского Иринея, архиепископов Тульчинского и Брацлавского Ионафана, Черкасского и Каневского Софрония, Криворожского и Никопольского Ефрема, Херсонского и Таврического Иоанна, Вышгородского Павла, Конотопского и Глуховского Луки, епископов Хотынского Мелетия, Новокаховского и Бериславского Иоасафа, Переяслав-Хмельницкого Александра.
После малого входа Блаженнейший Владыка отслужил последнюю краткую заупокойную литию перед мощами прославляемого подвижника благочестия. Затем с церковного амвона Митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь и Архиепископ Криворожский и Никопольский Ефрем зачитали решение Священного Синода Украинской Православной Церкви о причислении Архиепископа Гурия (Карпова) к лику местночтимых святых с установлением дня памяти 17 (30 по новому стилю) марта и житие новопрославленного святого. Хор первый раз спел тропарь святителю Гурию. Священнослужители вынесли из алтаря в центр собора иконописное изображение святого. Архиереи и все находящиеся в соборном храме спели величание святителю Гурию и тем прославили его в лике святых.
Предстоятель УПЦ, а затем сослужившие ему архиереи и священнослужители приложились к святым мощам и иконе святителя.
По совершении Божественной литургии у раки со святыми мощами и иконы был впервые отслужен молебен с акафистом новопрославленному святителю Гурию. Началось поклонение верующих святым мощам и иконе еще одного угодника Божия, просиявшего на благословенной земле Православной Тавриды.
В настоящее время святые мощи святителя Гурия пребывают в кафедральном Петропавловском соборе. А когда в крымской столице с помощью Божией будет воссоздан взорванный в 1930 году кафедральный Александро-Невский собор, в котором находилась архиерейская кафедра Архиепископа Таврического Гурия (Карпова), его святые мощи будут перенесены в этот возрожденный соборный храм.
Практическая информация
Адрес: Симферополь, ул. Пролетарская, 5. Веб-сайт.
Добраться можно на автобусе или троллейбусе, идущем до остановки «Площадь Ленина».
Службы совершаются с понедельника по субботу — в 7:30 и 16:00. В воскресенье — в 6:30, 9:00 и 16:00 часов.
Скоро на «Тонкостях»: С этим не спорят: 5 правил, которые турист не должен нарушать
Конфиденциальность данных гарантируется, от подписки можно отказаться в любой момент
Спасибо! Теперь вы будете получать (не чаще, чем раз в неделю) наш фирменный дайджест. Осталось только подтвердить подписку по ссылке в письме, которое мы вам отправили.
Другие достопримечательности рядом
- Краеведческий музей Симферополя
- Екатерининский сад
- Смотровые площадки Симферополя
А вот это лишнее
Симферополь и окрестности
- Где остановиться:
ворота Крыма и столица полуострова, Симферополь — идеальный вариант размещения для тех, кто не жаждет морских развлечений, а готов посвятить досуг знакомству с огромным количеством исторических достопримечательностей. При желании быть ближе к морю, можно обратить внимание на Ялту, Судак или Гурзуф. В конце концов, своих гостей ждет и расположенный через мост олимпийский красавец Сочи. - Что посмотреть:
в Симферополе первым делом стоит отправиться в исторический центр, чтобы увидеть собор, мечеть и кенассу, особняки 18-19 веков и деревья-долгожители: 750-летний дуб, платаны и каштан. Чуть дальше к окраинам — старинные дворянские имения, памятники палеолита и городища. Ну, а выбравшись из города, стоит съездить к Марсианскому озеру и водопадам Джур-Джур, увидеть пещерный город Бакла и спуститься в пещеры — Мраморную и Эмине-Баир-Хосар. - Вас также могут заинтересовать Греция, Турция, Абхазия, Германия, Финляндия.
- Самые популярные российские города и регионы: Золотое Кольцо, Казань, Москва, Санкт-Петербург, Сочи.
- 5 музеев-заповедников России, рассказывающих о давно минувших днях
- 5 малых городов России, в которых вам захочется остаться
- 7 лучших мест в России для отдыха на осенних каникулах
- Бесплатный отпуск для россиян: правила, цифры, подводные камни
- Москвичи и немосквичи: в чем разница и как с этим жить. 7 наблюдений
- Новые российские города, вызывающие удивление и восторг
- Эксперты назвали 5 самых красивых водопадов России
- Россия для иностранцев
Еще больше интересного в России
Отрывок, характеризующий Петропавловский собор (Симферополь)
– Должно быть, мне прежде тебя умереть. Знай, тут мои записки, их государю передать после моей смерти. Теперь здесь – вот ломбардный билет и письмо: это премия тому, кто напишет историю суворовских войн. Переслать в академию. Здесь мои ремарки, после меня читай для себя, найдешь пользу. Андрей не сказал отцу, что, верно, он проживет еще долго. Он понимал, что этого говорить не нужно. – Всё исполню, батюшка, – сказал он. – Ну, теперь прощай! – Он дал поцеловать сыну свою руку и обнял его. – Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику больно будет… – Он неожиданно замолчал и вдруг крикливым голосом продолжал: – а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет… стыдно! – взвизгнул он. – Этого вы могли бы не говорить мне, батюшка, – улыбаясь, сказал сын. Старик замолчал. – Еще я хотел просить вас, – продолжал князь Андрей, – ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас… пожалуйста. – Жене не отдавать? – сказал старик и засмеялся. Они молча стояли друг против друга. Быстрые глаза старика прямо были устремлены в глаза сына. Что то дрогнуло в нижней части лица старого князя. – Простились… ступай! – вдруг сказал он. – Ступай! – закричал он сердитым и громким голосом, отворяя дверь кабинета. – Что такое, что? – спрашивали княгиня и княжна, увидев князя Андрея и на минуту высунувшуюся фигуру кричавшего сердитым голосом старика в белом халате, без парика и в стариковских очках. Князь Андрей вздохнул и ничего не ответил. – Ну, – сказал он, обратившись к жене. И это «ну» звучало холодною насмешкой, как будто он говорил: «теперь проделывайте вы ваши штуки». – Andre, deja! [Андрей, уже!] – сказала маленькая княгиня, бледнея и со страхом глядя на мужа. Он обнял ее. Она вскрикнула и без чувств упала на его плечо. Он осторожно отвел плечо, на котором она лежала, заглянул в ее лицо и бережно посадил ее на кресло. – Adieu, Marieie, [Прощай, Маша,] – сказал он тихо сестре, поцеловался с нею рука в руку и скорыми шагами вышел из комнаты. Княгиня лежала в кресле, m lle Бурьен терла ей виски. Княжна Марья, поддерживая невестку, с заплаканными прекрасными глазами, всё еще смотрела в дверь, в которую вышел князь Андрей, и крестила его. Из кабинета слышны были, как выстрелы, часто повторяемые сердитые звуки стариковского сморкания. Только что князь Андрей вышел, дверь кабинета быстро отворилась и выглянула строгая фигура старика в белом халате. – Уехал? Ну и хорошо! – сказал он, сердито посмотрев на бесчувственную маленькую княгиню, укоризненно покачал головою и захлопнул дверь. В октябре 1805 года русские войска занимали села и города эрцгерцогства Австрийского, и еще новые полки приходили из России и, отягощая постоем жителей, располагались у крепости Браунау. В Браунау была главная квартира главнокомандующего Кутузова. 11 го октября 1805 года один из только что пришедших к Браунау пехотных полков, ожидая смотра главнокомандующего, стоял в полумиле от города. Несмотря на нерусскую местность и обстановку (фруктовые сады, каменные ограды, черепичные крыши, горы, видневшиеся вдали), на нерусский народ, c любопытством смотревший на солдат, полк имел точно такой же вид, какой имел всякий русский полк, готовившийся к смотру где нибудь в середине России. С вечера, на последнем переходе, был получен приказ, что главнокомандующий будет смотреть полк на походе. Хотя слова приказа и показались неясны полковому командиру, и возник вопрос, как разуметь слова приказа: в походной форме или нет? в совете батальонных командиров было решено представить полк в парадной форме на том основании, что всегда лучше перекланяться, чем не докланяться. И солдаты, после тридцативерстного перехода, не смыкали глаз, всю ночь чинились, чистились; адъютанты и ротные рассчитывали, отчисляли; и к утру полк, вместо растянутой беспорядочной толпы, какою он был накануне на последнем переходе, представлял стройную массу 2 000 людей, из которых каждый знал свое место, свое дело и из которых на каждом каждая пуговка и ремешок были на своем месте и блестели чистотой. Не только наружное было исправно, но ежели бы угодно было главнокомандующему заглянуть под мундиры, то на каждом он увидел бы одинаково чистую рубаху и в каждом ранце нашел бы узаконенное число вещей, «шильце и мыльце», как говорят солдаты. Было только одно обстоятельство, насчет которого никто не мог быть спокоен. Это была обувь. Больше чем у половины людей сапоги были разбиты. Но недостаток этот происходил не от вины полкового командира, так как, несмотря на неоднократные требования, ему не был отпущен товар от австрийского ведомства, а полк прошел тысячу верст. Полковой командир был пожилой, сангвинический, с седеющими бровями и бакенбардами генерал, плотный и широкий больше от груди к спине, чем от одного плеча к другому. На нем был новый, с иголочки, со слежавшимися складками мундир и густые золотые эполеты, которые как будто не книзу, а кверху поднимали его тучные плечи. Полковой командир имел вид человека, счастливо совершающего одно из самых торжественных дел жизни. Он похаживал перед фронтом и, похаживая, подрагивал на каждом шагу, слегка изгибаясь спиною. Видно, было, что полковой командир любуется своим полком, счастлив им, что все его силы душевные заняты только полком; но, несмотря на то, его подрагивающая походка как будто говорила, что, кроме военных интересов, в душе его немалое место занимают и интересы общественного быта и женский пол. – Ну, батюшка Михайло Митрич, – обратился он к одному батальонному командиру (батальонный командир улыбаясь подался вперед; видно было, что они были счастливы), – досталось на орехи нынче ночью. Однако, кажется, ничего, полк не из дурных… А? Батальонный командир понял веселую иронию и засмеялся. – И на Царицыном лугу с поля бы не прогнали. – Что? – сказал командир. В это время по дороге из города, по которой расставлены были махальные, показались два верховые. Это были адъютант и казак, ехавший сзади. Адъютант был прислан из главного штаба подтвердить полковому командиру то, что было сказано неясно во вчерашнем приказе, а именно то, что главнокомандующий желал видеть полк совершенно в том положении, в котором oн шел – в шинелях, в чехлах и без всяких приготовлений. К Кутузову накануне прибыл член гофкригсрата из Вены, с предложениями и требованиями итти как можно скорее на соединение с армией эрцгерцога Фердинанда и Мака, и Кутузов, не считая выгодным это соединение, в числе прочих доказательств в пользу своего мнения намеревался показать австрийскому генералу то печальное положение, в котором приходили войска из России. С этою целью он и хотел выехать навстречу полку, так что, чем хуже было бы положение полка, тем приятнее было бы это главнокомандующему. Хотя адъютант и не знал этих подробностей, однако он передал полковому командиру непременное требование главнокомандующего, чтобы люди были в шинелях и чехлах, и что в противном случае главнокомандующий будет недоволен. Выслушав эти слова, полковой командир опустил голову, молча вздернул плечами и сангвиническим жестом развел руки. – Наделали дела! – проговорил он. – Вот я вам говорил же, Михайло Митрич, что на походе, так в шинелях, – обратился он с упреком к батальонному командиру. – Ах, мой Бог! – прибавил он и решительно выступил вперед. – Господа ротные командиры! – крикнул он голосом, привычным к команде. – Фельдфебелей!… Скоро ли пожалуют? – обратился он к приехавшему адъютанту с выражением почтительной учтивости, видимо относившейся к лицу, про которое он говорил. – Через час, я думаю. – Успеем переодеть? – Не знаю, генерал… Полковой командир, сам подойдя к рядам, распорядился переодеванием опять в шинели. Ротные командиры разбежались по ротам, фельдфебели засуетились (шинели были не совсем исправны) и в то же мгновение заколыхались, растянулись и говором загудели прежде правильные, молчаливые четвероугольники. Со всех сторон отбегали и подбегали солдаты, подкидывали сзади плечом, через голову перетаскивали ранцы, снимали шинели и, высоко поднимая руки, натягивали их в рукава. Через полчаса всё опять пришло в прежний порядок, только четвероугольники сделались серыми из черных. Полковой командир, опять подрагивающею походкой, вышел вперед полка и издалека оглядел его. – Это что еще? Это что! – прокричал он, останавливаясь. – Командира 3 й роты!.. – Командир 3 й роты к генералу! командира к генералу, 3 й роты к командиру!… – послышались голоса по рядам, и адъютант побежал отыскивать замешкавшегося офицера. Когда звуки усердных голосов, перевирая, крича уже «генерала в 3 ю роту», дошли по назначению, требуемый офицер показался из за роты и, хотя человек уже пожилой и не имевший привычки бегать, неловко цепляясь носками, рысью направился к генералу. Лицо капитана выражало беспокойство школьника, которому велят сказать невыученный им урок. На красном (очевидно от невоздержания) носу выступали пятна, и рот не находил положения. Полковой командир с ног до головы осматривал капитана, в то время как он запыхавшись подходил, по мере приближения сдерживая шаг. – Вы скоро людей в сарафаны нарядите! Это что? – крикнул полковой командир, выдвигая нижнюю челюсть и указывая в рядах 3 й роты на солдата в шинели цвета фабричного сукна, отличавшегося от других шинелей. – Сами где находились? Ожидается главнокомандующий, а вы отходите от своего места? А?… Я вас научу, как на смотр людей в казакины одевать!… А?… Ротный командир, не спуская глаз с начальника, всё больше и больше прижимал свои два пальца к козырьку, как будто в одном этом прижимании он видел теперь свое спасенье. – Ну, что ж вы молчите? Кто у вас там в венгерца наряжен? – строго шутил полковой командир. – Ваше превосходительство… – Ну что «ваше превосходительство»? Ваше превосходительство! Ваше превосходительство! А что ваше превосходительство – никому неизвестно. – Ваше превосходительство, это Долохов, разжалованный… – сказал тихо капитан. – Что он в фельдмаршалы, что ли, разжалован или в солдаты? А солдат, так должен быть одет, как все, по форме. – Ваше превосходительство, вы сами разрешили ему походом. – Разрешил? Разрешил? Вот вы всегда так, молодые люди, – сказал полковой командир, остывая несколько. – Разрешил? Вам что нибудь скажешь, а вы и… – Полковой командир помолчал. – Вам что нибудь скажешь, а вы и… – Что? – сказал он, снова раздражаясь. – Извольте одеть людей прилично… И полковой командир, оглядываясь на адъютанта, своею вздрагивающею походкой направился к полку. Видно было, что его раздражение ему самому понравилось, и что он, пройдясь по полку, хотел найти еще предлог своему гневу. Оборвав одного офицера за невычищенный знак, другого за неправильность ряда, он подошел к 3 й роте.
Реликвии
Утерянная реликвия
По свидетельствам епископа Гермогена (Добронравина) в соборе Петра и Павла сохранялась «замечательная древняя икона Пресвятыя Троицы с частию ризы Господней в ковчежце и с частицами мощей святых угодников, изображенных на иконе, в сребро-позлащенном кресте, с надписью 1693 год». Согласно легенде, во время Крымской войны неизвестный офицер оставил икону в церкви с условием, что по окончании войны вернется за ней, если же нет — она остается в храме. Война окончилась, но за иконой никто не пришел.
Реликвии в храме
- Икона с мощами Святителя Николая
- Икона Божией Матери «Иверская»
- Икона Пресвятой Богородицы Троеручица
- Мощи Святителя Гурия (Карпова), архиепископа Таврического
- Чтимая икона Святителя Николая Чудотворца и отпечаток на стекле ее киота
- Крест с частицей Честного Животворящего Креста Господня
Кафедральный собор Святых апостолов Петра и Павла в г.Симферополь
Описание
Ссылка на источник текста.
Построен он был в начале ХIХ века по просьбе и на средства жителей Симферополя (официальной датой основания города считается 1784 г.), тогда как татары называли это место Ак-Мечеть (белая мечеть).
Писатель, сенатор и член Российской академии Павел Иванович Сумароков (не путать с поэтом Александром Петровичем Сумароковым), посетив Симферополь в 1803 г., писал в «Досугах Крымского судьи», что нашел «одну русскую церковь (Константино-Еленинскую — прим. авт.) в беднейшем татарском домике, устроенную для квартировавшего здесь Владимирского бомбардирского полка, и одну греческую. А народонаселение города состояло из 66 дворян, других русских разного звания жителей, как то: купцов, ремесленников, рабочих и других, всего 360 душ; греков 42, армян 31, немцев 10, молдаван 19, евреев 32, цесарскоподданных 25 и турецкоподданных 50; всего до 1 тысячи душ, не считая квартирующих войск».
Строительство же нового храма, для чего православные прихожане собирали средства, началось в 1805 г., и 8 ноября 1806 г. новая церковь была освящена. Она была деревянной — так сказать, по средствам, без росписей, главным украшением являлся иконостас. Колокола для Петропавловской церкви были отлиты из меди, оставшейся после закрытия монетного двора Ак-Мечети.
Лет через двадцать с лишним обветшавший храм закрыли. В городе был возведен новый кафедральный собор, Александро-Невский, куда передали из Петропавловской церкви колокола, церковную утварь, ризницу.
Во второй половине XIX века в Крыму стараниями святителя Иннокентия, архиепископа Херсонского и Таврического (в миру Иван Алексеевич Борисов), была открыта новая епархия Православной Церкви. Деятельность свт. Иннокентия широко известна в православном мире не только значительной патриотической и духовной деятельностью в годы Крымской войны. Благодаря Святителю расширились границы епархии, возрождались монастыри, крепли позиции христианства на полуострове, началось активное строительство новых и реконструкция старых церквей.
В 1865 г. симферопольцы решили возродить Петропавловский храм, для чего создали строительный комитет, в который вошли бывший церковный староста Афанасий Иванович Тисов, священники Руднев и Лисневский, дьякон Антип Штенко, почетные граждане Кузьмин и Старцов.
Символично: проект нового храма был разработан архитектором из Санкт-Петербурга К. Лазаревым. Из требуемых для претворения проекта в жизнь 55-ти тысяч рублей 32 тысячи собрали прихожане, а 23 тысячи выделил Священный Синод. Для завершения работ пожертвовал 15 тысяч рублей купец Тисов, пробывший церковным старостой Петропавловского собора более 20 лет, а после кончины похороненный в левом приделе храма.
Старую деревянную церковь разобрали, и на ее месте 29 июня 1866 г. было заложено новое здание. Подрядными работами руководил К. К. Воронцов, контролировал выполнение работ губернский инженер Грачев. В августе 1866 г. строительство церкви было завершено, но еще 4 года продолжались отделочные работы. Храм, построенный в виде креста, имел 12 окон, устроенных в барабане. Особым изяществом отличалась внутренняя отделка храма. Восхищал своей красотой иконостас, выполненный мастером Зайцевым, с иконами византийского стиля.
Службы в Петропавловском храме возобновились 16 августа 1870 г., но уже с 1868 г. при храме работали церковно-приходское попечительство, а также мужское и женское училища.
Благодаря свидетельству епископа Гермогена мы знаем, что в соборе Петра и Павла сохранялась «замечательна древняя икона Пресвятыя Троицы с частию ризы Господней в ковчежце и с частицами мощей св. угодников, изображенных на иконе, в сребро-позлащенном кресте, с надписью 1693 год». Об этой святыне передают трогательную историю. Во время Крымской войны 1853—1856 гг. неизвестный офицер оставил икону в Петропавловской церкви с условием, что по окончании войны вернется за ней, а если же нет — завещал оставить в храме. Скорее всего, икона была семейной святыней. Благочестивый офицер с войны не вернулся. А икону в храме бережно сохраняли, по четвергам перед ней читался акафист.
В 1890 г. церковный двор прихожане обнесли ажурной металлической оградой, в самом дворе посадив деревья и декоративные кустарники. На небольшой площади, вымощенной булыжниками, проходили военные парады, народные гулянья. Территория вокруг Петропавловского храма и площади постепенно застраивалась одно- и двухэтажными домами — поскольку здания вокруг церкви не должны быть высокими, чтобы собор был хорошо виден со всех сторон.
В 1902—1903 гг. молодые художники из Академии художеств на средства церковного старосты С. И. Абрикосова расписали купол собора. В самом центре был изображен Господь Саваоф в окружении Небесных Сил, стены между окнами украсил орнамент, а по поясу барабана были написаны 12 медальонов с изображениями святых апостолов. В последующие два года была закончена и роспись стен.
Богослужения в Петропавловском соборе прекратились в безбожном 1937 г., страшном для нашего Отечества. Купол и колокольню большевики разобрали, в храме устроили склад, а по соседству — пункт приема стеклотары и пивную, для которых лучшего места, видимо, не нашлось.
Восстановлением Петропавловского собора, отходя от беспамятства, озлобления и забвения веры, власть занялась в конце 1980-х. Благодаря большой исследовательской работе, проведенной С. Л. Беловой в архивах Синода, удалось отыскать проекты, по которым восстановили колокольню и купол храма. Автором восстановительного проекта стала архитектор О. И. Сергеева, а работы выполнялись ЗАО «Крымреставрация».
Современный архитектурный облик церкви соединяет элементы разных стилей: классические формы органически сочетаются с формами древнерусского зодчества. Высокие окна украшены белокаменными наличниками. Верхнюю часть здания украшает ступенчатый карниз и закомары, в которых устроены круглые ниши. Венчает здание световой барабан с куполом «луковичной» формы, при входе в храм устроена паперть, есть каменная лестница, над которой возвышается колокольня. Главный вход обрамлен тонкими полуколоннами, с фасада смотрят на прихожан яркие мозаичные изображения Иисуса Христа, а также святых апостолов Петра и Павла.
В храме имеется два придела — в честь святого Иоанна Кронштадтского и святого Серафима Саровского.
С 2003 г. Петропавловскому собору был придан статус кафедрального.
Епархиальные источники сообщают, что в 2004 г. в храме произошло чудо — на стекле, за которым стояла икона святителя Николая Чудотворца, проявился его нерукотворный лик. Это стекло тоже теперь выставлено рядом с иконой для поклонения верующих.
Напомним, что аналогичное чудо с отпечатком Образа на стекле киота произошло в 1993 г. Киеве, в Свято-Введенском монастыре с Богородичной иконой «Призри на смирение».
Говоря о Свято-Петропавловском кафедральном соборе Симферополя, нельзя не вспомнить о том, что тут покоятся святые мощи крымского святителя Гурия Карпова, архиепископа Таврического, прославленного не только как местночтимый святой в землях Таврии, но и в Китае, где, будучи 18 лет епископом, он нес свет Православной веры. Прославление святителя Гурия в лике святых состоялось в этом же храме в августе 2008 г., торжественное прославление в лике святых архиепископа Гурия возглавил сам Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.
Сейчас рядом с тем местом у алтаря, где постоянно пребывают святые мощи архиепископа Гурия, находится празднично украшенная икона «Собор святых мучеников китайских». Предполагается, что когда в крымской столице будет воссоздан взорванный в 1930 г. кафедральный Александро-Невский собор, в котором находилась архиерейская кафедра архиепископа Таврического Гурия (Карпова), его святые мощи будут перенесены в этот возрожденный соборный храм.
А сейчас именно в кафедральный Свято-Петропавловский собор постоянно поступают свидетельства об исцелениях и чудотворениях, происходящих уже в наши дни по молитвам святителя Гурия.
Священные реликвии
Пройдя несколько этапов разорений, запустений и восстановлений, собор явился подтверждением несгибаемого духа православного народа. Посетить это божественное место может каждый желающий, необходимо только соблюдать правила поведения и одеваться соответствующе. Пребывание в соборе придаст ощущения облегчения от повседневной суеты.
В Петропавловском храме хранятся несколько священных реликвий, перед которыми стоит произносить искренние молитвы, чтобы обрести правильное видение вещей.
- Прихожане могут прикоснуться к мощам Николая Чудотворца, необычайно почитаемого во всем христианском мире.
- В церкви хранится «Иверская» икона Богоматери, утешающая в печалях и дающая плодородие.
- В этом же месте можно увидеть и воспеть молитвы священному образу «Троеручица», дарующему здоровье и семейное благополучие.
- В иконостасе располагается икона «Преображение Христа», изображающая служение Спасителя на Фаворской горе.
Эти реликвии освящены церковью и являются объектом глубокого поклонения, потому что приобщают к истинной религии и учат людей быть праведнее.
Важно! Священнослужители уверяют: частицы мощей и иконы являются прямыми носителями благодатной энергии, посылаемой Богом на землю.
Это интересно: Петропавловский собор в Севастополе: адрес, фото храма, отзывы, описание
Описание
Внутреннее убранство храма
Архитектурный стиль храма соединяет элементы разных стилей: классика сочетается с формами древнерусской архитектуры. Белокаменные наличники обрамляют высокие окна. Верхнюю часть здания украшает ступенчатый карниз. Венчает здание барабан с 12 окнами. Купол имеет форму «луковицы» чёрного цвета. При входе в храм устроена паперть, каменная лестница, над которой возвышается колокольня. Главный вход обрамлён тонкими полуколоннами, а на фасаде видны яркие мозаики с изображением Иисуса Христа и святых апостолов Петра и Павла.
Храм имеет два боковых придела: во имя Иоанна Кронштадтского и Серафима Саровского.
LiveInternetLiveInternet
Вторник, 13 Января 2015 г. 17:02 + в цитатник
В Севастополе, в самом центре города, есть очень необычный для Крыма архитектурный памятник — Петропавловский храм, или Храм Святых Апостолов Петра и Павла.
Подъем к Петропавловскому храму с восточной стороны Уникальность Петропавловского храма в отсутствии знакомого для восприятия церковно-архитектурного образа. На этом храме нет привычных златоглавых куполов. Со всех сторон храм окружен величественной дорической колоннадой из 44 колонн, они придают храму благородство и монументальность. Кажется, будто этот античный храм волшебным образом перенёсся к нам прямо из Древней Греции. Сейчас Петропавловский собор скрыт разросшимися деревьями, домами, и только слабо просматривается со стороны улицы Ленина, над которой «парит» его колоннада. Чтобы рассмотреть здание внимательно, нужно подойти к нему совсем близко. Поэтому, знакомство с ним — это небольшое открытие
Храм во имя святых Петра и Павла является самым значительным, сохранившимся до наших дней, памятником культового зодчества в Севастополе. Построен на месте расположения деревянной греческой церкви, заложенной в 1792 году.
Севастополь. Ноябрь 1886. Вид части собора Свв. Апп. Петра и Павла, разрушенного во время Крымской войны 1854-1855 гг. (был восстановлен в 1888 году на средства купцов Максимова и Кундышева-Володина; освящен 17 декабря 1889 г.) Вместе с работами по сооружению Алексеевского дока, С.Л.Кундышев-Володин занимался восстановлением Петропавловского собора на Городском холме Севастополя, разрушенного во время Крымской войны (1854-1855гг.). Он потратил на это богоугодное дело около 50 тыс. рублей. Большую помощь своему авторитетному родственнику в восстановительных работах церкви оказал А.А.Максимов. Одновременно Алексей Андреевич учился у С.Л.Кундышева-Володина практике выполнения подрядных операций на высоком государственном уровне, контролировавшемся самим императором.
Севастополь. Ноябрь 1886. Вид части собора Свв. Апп. Петра и Павла, разрушенного во время Крымской войны 1854-1855 гг. Храм святых первоверховных апостолов Петра и Павла (Собор Петра и Павла) располагается в Севастополе на Центральном холме по адресу: улица Луначарского, 37. Храм строился с 1839 года до декабря 1844 года. Освящён он был 5 сентября 1843 года. Разрушен во время Крымской войны. Восстановлен в первоначальном виде в 1889 году. Над проектом храма работал инженер-подпоручик В.А. Рулёв. В строительстве храма Петра и Павла использовался инкерманский камень и сарматский известняк. При его проектировании, В.А. Рулёв брал за основу приёмы античного зодчества. Храм установлен на высоком стилобате с 44-мя каннелюрованными колоннами дорического ордера по всему периметру здания.
На Восточном фронтоне помещён скульптурный рельеф в виде всевидящего ока. На главном и западном фасадах были установлены кресты. В 1844 году при входе в храм были установлены мраморные фигуры святых Петра и Павла — копии работ скульптора Б. Торвальдсена. Для севастопольского храма статуи изваял итальянский скульптор Фердинанд Пеличчио. Когда войска защитников оставили Южную часть, при разграблении Севастополя статуи были вывезены в Константинополь по приказу маршала Пелисье. Там они были установлены в часовне здания французского посольства. По данным клировых ведомостей 1794 года, приход церкви составлял 104 человека (62 мужчин и 42 женщины). Во время бури, которая произошла в ночь с 5-го на 6-ое сентября 1837 года, храм был полностью разрушен. При планировании городского холма в 40-е годы XIX века адмирал Михаил Петрович Лазарев распорядился соорудить на этом месте храм в древнегреческом стиле.
У. Симпсон. Церковь свв. Петра и Павла. 1855 год
Петропавловская церковь в период Первой обороны Севастополя Во время Крымской войны, вплоть до конца обороны, в соборе Петра и Павла совершал богослужения протоиерей Арсений Лебединцев.
Собор во время Первой обороны Севастополя При бомбардировке, храм был частично разрушен. Возобновлён на средства Санкт-Петербургского купца 1 гильдии С.Л. Кундышева-Володина и его тестя севастопольского купца 1 гильдии А.А. Максимова.
Севастополь. Петропавловский храм. Фото начала ХХ столетия
Храм Святых Петра и Павла Петропавловский храм являлся крупным учебным центром – при нем находились церковно-приходская школа, несколько училищ и гимназий. Богослужения прекратились в Петропавловском храме в 1931 году. До войны в ней располагался городской архив. Во время второй обороны Севастополя, храм также пострадал, но незначительно. Работа даже при бомбёжках не прекращалась. Архивные фонды располагались в подвале церкви.
1944 год
1944 год После окончания войны храм был восстановлен. В нём располагался клуб треста «Севастопольстрой». С 1946 по 1957 годы помещение занимал театр имени Луначарского, после — Городской дом культуры.
В июле 2006 года Севастопольский городской Совет передал храм в собственность Петро-Павловской церковно-приходской общине Симферопольской и Крымской епархии УПЦ Московского патриархата. В настоящее время храм нуждается в реставрации. Богослужения в нём проводятся.
В сквере перед Петропавловским храмом к 225- летию Севастополя 14 июня 2008 года был открыт памятник святым братьям — просветителям славян Кириллу и Мефодию. Автор памятника—харьковский скульптор Александр Демченко.
Памятник Кириллу и Мефодию перед Петропавловским храмом
Внутри Петропавловского храма
Иконостас Петропавловского храма Богослужения в храме Петра и Павла в Севастополе совершаются в выходные и праздничные дни. День святых апостолов Петра и Павла, отмечаемый по новому стилю 12 июля. Адрес храма: ул. Луначарского, 37. Телефон. Проезд: до остановки «Сквер Ленинского комсомола» https://spravka.sevas.com/org/hram_svyatyh_pervover…turnyy_pamyatnik_v_sevastopole https://humus.livejournal.com/4132351.html https://sevastopol-history.blogspot.com/2010/09/blog-post_08.html https://pro-travel.net/xram-svyatyx-apostolov-petra-i-pavla-v-sevastopole/
Рубрики: | Крым /Севастополь Крым /Известные люди в Крыму Крым /История Крыма Крым /Крым. Ретро — фото История Живопись Старые фотографии |
Метки:
Максимова дача Крым Севастополь История История Крыма Ретро — фото Старые фотографии Известные люди в Крыму Крымская война 1853 — 1856 гг. Лазарев Театр имени Луначарского
Процитировано 1 раз Понравилось: 1 пользователю
Нравится Поделиться
0
Нравится
- 1
Запись понравилась - Процитировали
- 0
Сохранили
- Добавить в цитатник
- 0
Сохранить в ссылки
Понравилось1
0
История: предпосылки к постройке
Появлением храм обязан небезызвестному путешествию императрицы Екатерины II просторами полуострова. Будучи проездом в тогда еще небольшом и захолустном Симферополе, государыня обратила внимание на то, что во всем городе имеется единственный приход –
деревянная Константино-Еленинская церковь, находившаяся в плачевном состоянии, больше похожая на лачугу. Правительница сделала язвительное замечание князю Потемкину, тогдашнему генерал-губернатору Новороссийского края, а приближенные «светлейшего» восприняли это как руководство к действию.
Постройка первой церкви
Строительство церкви имени Святых Петра и Павла началось уже при внуке Екатерины – в 1805 г., после одобрения Святейшего Синода. Постройка первого храма продлилась немногим больше года – к осени 1806 г. новенькое здание возвышалось над окрестностями. Он имел прямоугольную форму с пятигранной апсидой, находившейся с восточной стороны, и высокую колокольню с западной.
Во внутренней части комплекс делился на три нефа – с высоким центральным и двумя меньшим по сторонам. Убранство церкви не отличалось ни особой пышностью, ни блеском – единственным ее украшением служил потрясающе красивый иконостас, особо выделявшийся на общем фоне. К 1825 г. она обветшала настолько, что заботясь о жизни и здоровье прихожан, ее пришлось закрыть в том же году.
Строительство нового собора
Спустя 40 лет заботами и стараниями горожан, решивших возродить Петропавловский храм на этом месте, началась строительство нового, в этот раз каменного сооружения. Неравнодушные жители собрали для этой цели 32000 рублей, еще 23000 выделил Святейший Синод. Доверили возведение Константину Лазареву, малоизвестному в то время петербургскому архитектору, сразу ухватившемуся за эту возможность и с энтузиазмом принявшемуся за дело в 1866 г.
Строительство продвигалась довольно быстро: уже к концу лета зодчий закончил основные работы, правда, внешняя и внутренняя отделка растянулась еще на 4 года. В 1870 г. новоявленный храм освятили и открыли для прихожан. Обновленный собор Петра и Павла Симферополь и его жители приняли с горячей благодарностью и по достоинству оценили труды петербургского архитектора.
История создания собора
Разрешение на постройку Священный Синод выдал только в 1801 г., несмотря на особый указ Екатерины II, вышедший ранее. Высший орган церковного управления долгое время рассматривал этот вопрос. Члены Синода внимательно изучали документы о количестве жителей в Симферополе и причинах, побудивших к постройке.
Православные верующие Симферополя нуждались в просторной церкви, потому что маленький собор в честь Константина и Елены не имел возможности вмещать всех желающих поучаствовать в богослужениях.
- Основание храма заложили в 1805 г., денежные средства собирались исключительно местным населением. Освящение постройки произошло в следующем году в начале ноября месяца.
- Храм представлял собой прямоугольную постройку из деревянного бруса. На восточной стороне располагалась пятигранная апсида (алтарный выступ), а на западной возвышалась примечательная колокольня.
- Внутренне убранство делилось на три нефа (вытянутых помещения) при помощи восьми столбов. В новоявленном соборе отсутствовали настенные росписи, единственным украшением был изящный иконостас. Материалом для колокола послужила медь, которая осталась после уничтожения симферопольского монетного двора.
- Собор Петра и Павла просуществовал в своем изначальном виде два десятка лет, но вскоре обветшал и был закрыт. В городе построили другую церковь, освященную в честь Александра Невского. Сюда перенесли ризницу, колокола и различную церковную утварь из Петропавловского храма.
Интересно! Епископ Гермоген утверждал, что в соборе хранился священный образ Троицы. Икона содержала часть хитона Христа и некоторые останки угодников, изображенных на полотне.
Легенда гласит: неизвестный офицер оставил этот образ в церкви, а сам отправился защищать родину во время Крымской (Восточной) войны 1853-1856 гг. Он обещал вернуться за иконой, но не сдержал обещания. На сегодняшний момент эта священная реликвия считается утраченной.
Интерьер собора Святых Петра и Павла
Святыни
- Мощи святителя Гурия, архиепископа Таврического
- Икона Священномученика Сергия
- Крест с частицей Честного Животворящего Креста Господня
- Чтимая икона Святителя Николая Чудотворца и отпечаток на стекле ее киота
- Икона с мощами Святителя Николая
- Икона Божией Матери «Иверская»
- Икона Пресвятой Богородицы Троеручица
- Икона Преображение Господне
Мощевик:
- Великомученик Георгий Победоносец
- Преподобная Евфросиния Суздальская
- Преподобный Григорий Синаит
- Святитель Василий, епископ Рязанский
- Святитель Игнатий, епископ Ростовский
- Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический
- Святитель Иоанн, епископ Суздальский
- Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси
- Святитель Феодор, архиепископ Ростовский и Суздальский
- Святой благоверный князь Александр Невский
- Святой благоверный князь Петр Муромский
- Святые Давид и Константин Ярославские
Примечания
- Этот географический объект расположен на территории Крымского полуострова, бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной. Согласно федеративному устройству России, на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь.
- Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь.
[cspp.prihod.ru/aboutcategory/view/id/5929 История Петро-Павловского собора] (рус.). Симферопольская и Крымская епархия. Проверено 26 февраля 2015. - [www.restcrimea.com/article/petro-pavlovskij-kafedralnij-sobor Петро-Павловский кафедральный собор]. Restcrimea.
- [otdyhaem.com.ua/krym/simferopol/petro-pavlovskij-sobor.html Петро-Павловский кафедральный собор]. Информационно-туристический портал otdyhaem.com.ua.
- [drevo-info.ru/articles/26845.html Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в городе Симферополе]. Древо. Открытая Православная Энциклопедия.
- [www.pravoslavie.ua/monasteries/diocese-simferopolskaya/287/ Кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла]. Православие.ua.
- Белов А.В.
[www.simfion.net/gla0703.htm Церкви, соборы]. Симферополь: вчера и сегодня. - Gazeta.ua
. [gazeta.ua/ru/articles/life/_ryadu-ulic-simferopolya-vernuli-istoricheskie-nazvaniya/230020?mobile=true Ряду улиц Симферополя вернули исторические названия],
Gazeta.ua
(27.05.2008). - ↑ 12
[www.restcrimea.com/article/petro-pavlovskij-kafedralnij-sobor/ Петро-Павловский кафедральный собор]. - [cspp.prihod.ru/aboutcategory/view/id/5929 История Петро-Павловского собора]. Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь.
- [orthodox.org.ua/node/4244 Заседание Священного Синода УПЦ 18 апреля 2008 года]. УПЦ (18.04.2008).
- Gazeta.ua
. [gazeta.ua/ru/articles/life/_ryadu-ulic-simferopolya-vernuli-istoricheskie-nazvaniya/230020?mobile=true Ряду улиц Симферополя вернули исторические названия]. - VGORODE.UA.
[crimea.vgorode.ua/news/sobytyia/102867/ Прогулка по забытым площадям Симферополя] (05.03.2012). - ↑ 12
[cspp.prihod.ru/aboutcategory/view/id/5929 История Петро-Павловского собора]. - [cspp.prihod.ru/svyatinicat/view/id/1172700 Утраченные святыни. Икона Пресвятой Троицы]. Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь.
- [cspp.prihod.ru/svyatinicat/view/id/1151551 Икона с мощами Святителя Николая]. Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь.
- [cspp.prihod.ru/svyatinicat/view/id/12012 Икона Божией Матери «Иверская»]. Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь.
- [cspp.prihod.ru/svyatinicat/view/id/11751 Икона Пресвятой Богородицы Троеручица]. Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь.
- [cspp.prihod.ru/svyatinicat/view/id/14030 Святитель Гурий (Карпов), архиепископ Таврический]. Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь.
- [cspp.prihod.ru/svyatinicat/view/id/1151556 Чтимая икона Святителя Николая Чудотворца и отпечаток на стекле её киота]. Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь.
- [cspp.prihod.ru/svyatinicat/view/id/1153152 Крест с частицей Честного Животворящего Креста Господня]. Петро-Павловский кафедральный собор г.Симферополь.
Крым Православие |
Новая страница в истории
Когда было принято решение заново отстроить Петропавловский собор, деревянное строение храма разобрали до основания в 1866 году, а на его месте по проекту начинающего петербуржского зодчего К.Лазарева возвели новый собор. Стоимость строительства составила 55 тысяч рублей, и 32 тысячи из них опять были пожертвованиями жителей города.
Вновь построенный собор имел форму креста и световой барабан с двенадцатью окнами. Внутренняя отделка собора отличалась особым изяществом: иконостас в византийском стиле был создан руками известного мастера Зайцева.
Петропавловский собор открыл свои двери прихожанам вновь 16 августа 1870 года. Теперь это был красивейший храм с богатым убранством, он был особо любим жителями города и на протяжении всей его длительной истории они неизменно занимались его благоустройством. Роспись в виде библейских сюжетов и тончайших орнаментов полностью покрывала все внутренние стены храма.
Вся эта красота была безжалостно уничтожена после революции новой властью. Уникальные фрески были соскоблены с церковных стен, храм был запущен, полуразрушен и превращен в овощной склад. В это время были сняты кресты, колокола, утрачены ограда и частично убранство, собор находился в ужасном запустении.
Важно: Новая веха в его истории началась в 1980 году, когда началось его очередное восстановление.
Реставрация вернула собору возвышенный архитектурный образ, теперь это вновь блистательное творение русской архитектуры с куполами традиционными луковичной формы, наличниками девственно белого цвета, вставками красивейшей мозаики на монументальных стенах. Классические архитектурные традиции изящно объединены с самобытностью старорусских орнаментов.
Статус кафедрального Петропавловский собор получил в 2003 году.
История
Деревянная церковь
Первая «Екатерининская церковь» (храм святых Елены и Константина) в быстрорастущем городе Симферополе перестала вмещать в себя всех прихожан. По просьбе симферопольцев был поднят вопрос о строительстве нового, более вместительного храма. Святейший Синод выдал разрешение на строительство в 1801 году, но саму церковь начали строить в 1805 году. Строительство деревянного храма длилось около 1 года. Осенью, 8 ноября 1806 года церковь освятили. Церковь из себя представляла деревянное здание в форме прямоугольника. Над западной стороной возвышалась колокольня. Основную красоту деревянной церкви составлял иконостас. Росписей в храме не было. Медные колоколы были отлиты из остатков монетного двора Ак-Мечети. Церковь просуществовала около 20 лет. За эти годы храм обветшал, и его закрыли. Вскоре в городе построили новый кафедральный Александро-Невский собор, в который были переданы колокола, церковную утварь, ризницу.
Каменный храм
Воссоздание
В 1865 году жители города решили возродить Петро-Павловский храм. Проект нового храма разработал петербургский архитектор Константин Лазарев. Старую деревянную церковь разобрали, на ее месте 29 июня 1866 года заложили новое здание храма. Уже в августе 1866 года строительство церкви было завершено, но до 1870 года продолжались отделочные работы. 16 августа 1870 года в соборе провели первую службу. При храме с 1868 года работало два училища — мужское и женское.
В 1890 году церковный двор был обнесен ажурной металлической оградой. На площади перед храмом проходили массовые мероприятия. Территория вокруг Петропавловского храма и площади постепенно застраивалась невысокими домами. Это было особым условием: здания не должны быть выше храма.
В 1902—1903 годах художники на средства церковного старосты расписали купол собора. В самом центре был изображен Господь Саваоф в окружении Небесных Сил. Стены были расписаны цветочным орнаментом. По поясу барабана были написаны 12 медальонов с изображениями святых апостолов.
Разорение в советское время
В 1924 году, после установления советской власти, улица Петропавловская, ведущая к храму, была переименована в Октябрьскую.
В 1937 году разобрали купол и колокольню, в храме устроили склад. Собор имел жалкий вид: без купола, ободранный, с бетонным пандусом для въезда грузовиков внутрь храма. На крыше росло дерево. Возле храма было открыто питейное заведение.
Возрождение
Спустя более 40 лет, в 1980-е годы началось восстановление Петропавловского собора. Автором проекта стала архитектор О. И. Сергеева. В архивах Синода С. Л. Белова смогла найти проекты, по которым восстановили колокольню и купол храма.
Храм в наше время
В 2003 году Петропавловскому собору был придан статус кафедрального.
23 августа 2008 года в Петро-Павловском кафедральном соборе Симферополя состоялись церковные торжества по поводу прославления в лике святых Архиепископа Таврического Гурия (Карпова). Торжественное прославление в лике святых Архиепископа Гурия лично возглавил Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан).
В 2008 году городские власти Симферополя восстановили историческое название площади перед храмом — Петропавловская. Также было возвращено историческое название улицы Петропавловской.
Дальнейшая судьба Петропавловского храма
Украшение и обустройство прилегающей территории продолжалось и после окончания строительства, на это не жалели ни средств, ни усилий. В 1890 г. двор обнесли кованой ажурной оградой, а напротив центрального входа вымостили небольшую площадь, где в праздничные дни любили собираться жители Симферополя. В 1902-1903 гг. на средства, собранные церковным старостой Абрикосовым, несколько молодых художников, чьи имена сейчас неизвестны, покрыли прекрасными росписями купола. После этого полные энтузиазма молодые люди еще почти 2 года занимались росписями стен,
нанося на них восхитительные по исполнению орнаменты и медальоны, чем превратили комплекс в настоящую жемчужину.
Но все это, создававшееся годами с любовью и заботой, безжалостно ликвидировали безбожники-большевики, планомерно и целенаправленно уничтожавшие храм на протяжении нескольких лет. В 1937 г. новые крымские власти запретили проводить тут богослужения, саму церковь закрыли и начали по-варварски разрушать. Сначала разобрали купол, снесли колокольню, соскоблили росписи, а потом и вовсе превратили в овощной склад.
Лишь спустя почти полвека, пребывавший в жалком и удручающем состоянии, храм решили возродить и вернуть ему первоначальный облик. Занялась этим подающая надежды женщина-архитектор О.И. Сергеева. Вместе с С.Л. Беловой они отыскали в Симферопольском городском архиве копии проекта Лазарева и другие документы, относящиеся к Петропавловскому собору. По ним в точности воссоздали купол, колокольню и некоторые элементы внутреннего убранства. Первозданный вид строению вернуть, конечно же, так и не удалось, но все же после этого храм, ставший в 2004 г. кафедральным, вернулся к жизни.
Архитектура собора
Сегодняшний облик демонстрирует единство элементов, присущих различным архитектурным стилям. Классическое зодчество здесь переплетено с формами древнерусского стиля. Окна обрамлены планками из белого камня. В верхней части собора располагается ступенчатый карниз и своды со встроенными нишами круглой формы. Барабан церкви продолжен «луковичным» куполом.
На входе расположено крыльцо, к высокой и вытянутой колокольне ведет каменная лестница. Основной вход запоминается тонкими колоннами, внутреннее убранство озаряют мозаичные облики Мессии, а также Петра и Павла, давшие имя этому храму.
Статус кафедрального собор получил в 2003 г. Сегодняшним настоятелем является отец Александр (Якушечкин).
Служба в соборе Святых Петра и Павла
Собор в XX веке
В 1903 г. художники-студенты из академии принялись расписывать колокола церковной постройки: в центре изображался Бог-Отец Саваоф, окруженный Небесной армией. Промежутки между оконными проемами украшались изящным орнаментом, а вдоль барабана (основания купола) разместили 12 медальонов, по числу великих апостолов — учеников Спасителя Христа. Роспись завершилась спустя два года. Значительные затраты на эти работы выделяли церковные служители.
- В 1937 г. храм святых Петра и Павла перестал функционировать и проводить богослужения. Большевики разобрали купол и медный колокол, внутри устроили складское помещение. Рядом с фасадом установили пункт приема стеклотары.
- Очередное восстановление церкви произошло в начале 80-х годов XX столетия. Колокольню и купол устанавливали по чертежам, которые сохранились в архивах Священного Синода.
- В июле 1991 г. здесь отслужили Божественную литургию. Прихожане отметили необычайную красоту восстановленного строения.
Чем интересен собор Петра и Павла?
Нынешний кафедральный собор интересен, прежде всего, внешним видом – его архитектура, воплощенная Лазаревым,
очень тонко сочетает классический стиль с элементами старорусских изысков, присущим древним церквям Суздаля, Пскова, Новгорода. Характерны в этом наличники, обрамляющие оконные проемы, выполненные из белоснежного камня, ступенчатый карниз, паперть у входа и луковичная форма купола. К этому добавлены полуколонны, украшающие центральный вход, совершенно чуждые для древнерусского зодчества и особенно яркие, цветные мозаичные панно.
Но больше всего интересны реликвии, хранящиеся тут. Среди них особое место занимает икона Пресвятой Троицы конца XVII века, с частицей ризы Господней в серебряном ковчежце, оставленная на хранение еще в деревянной церкви неизвестным русским офицером, погибшим в годы Крымской войны. Среди других святынь стоит выделить образы: с мощами Святого Николая, Иверской Божьей Матери, Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца, с отпечатком на киоте. Особо почитаем жителями Симферополя Крест с частичкой Животворящего Креста Господня, мощи святых и праведников, многое др.