Москва: от креста ко кресту. Таганка
На этот раз мы совершим паломничество по Таганке — одному из старейших московских районов. Здесь множество древних храмов и монастырей. Святая блаженная Матрона Московская, преподобный Аристоклий Афонский, священноисповедник Роман Московский — эти удивительные святые слышат нас, помогают и утешают, заботятся о том, чтобы как можно больше людей всем сердцем обратились к Богу.
— Москва: от креста ко кресту
— Москва: от креста ко кресту. Иверская
Церковь Успения Божией Матери в Гончарах. С 1948 года это подворье Болгарской Православной Церкви в Москве
Однажды мне пришлось провести несколько дней на Таганке. Я была в командировке, на конференции, которая проводилась в двух шагах от метро «Таганская», и после работы несколько дней по вечерам просто бродила по улицам и переулкам — снова от креста ко кресту. И, несмотря на то что была поздняя осень, эти дни запомнились как прекрасное теплое время многих открытий.
Теперь в числе храмов, где я стараюсь вновь побывать по возможности, церковь Успения Божией Матери в Гончарах (Гончарная, 29). Само внешнее убранство храма может многое рассказать о его истории: храм украшен множеством разноцветных изразцов. Он строился в Гончарной слободе, а это один из старейших московских районов, возникших к концу XV века. Здесь селились ремесленники, и, как это часто было на Руси, каждое из ремесленных сообществ считало своим долгом построить свой храм. Нарядная каменная Успенская церковь была возведена в 1654 году. В ее украшении принимал участие известный изразцовых дел мастер Степан Полубес. Главной святыней Успенского храма является чудотворная икона «Троеручица» (список, сделанный в 1716 году). Многие считают, что именно благодаря заступничеству Божией Матери храм никогда не закрывался. С 1948 года это подворье Болгарской Православной Церкви в Москве.
Храм Мартина Исповедника — один из самых ярких памятников архитектуры классицизма в Москве
Еще одно крайне интересное место на Таганке — величественный храм Мартина Исповедника. Если искать по карте — это ул. А. Солженицына, 15. Однако на адресной табличке на стене самого храма указано историческое название улицы: до 1919 года она именовалась Большой Алексеевской. Даже несмотря на то, что сегодня церковь с колокольней несколько затерялись среди новостроек, их видно издалека. Специалисты считают, что храм Мартина Исповедника — один из самых ярких памятников архитектуры классицизма в Москве. Он был освящен в 1806 году. В 1812-м сильно пострадал от пожара, однако именно здесь было проведено первое благодарственное богослужение после того, как французы оставили Москву. Интересно, что в храме сохранились росписи в живописном стиле работы итальянского художника А. Клаудо.
Главная святыня храма Мартина Исповедника — древний список Грузинской иконы Божией Матери
В советское время здесь располагались киностудия, книгохранилище, вычислительный центр. В начале 1990-х храм вернули Церкви, начались долгие восстановительные работы. И случилось настоящее чудо: выяснилось, что в 1930‑е годы, когда храм был закрыт, кто-то спрятал роспись за тонкими листами фанеры, поэтому она дошла до наших дней невредимой. Исторический иконостас храма в виде триумфальной арки тоже сохранился в запасниках Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева. Несмотря на то что архитектура и росписи этого храма нетипичны для Москвы (скорее, они характерны для имперского Петербурга), он производит очень большое впечатление.
Его главная святыня — древний чудотворный список Грузинской иконы Божией Матери. Здесь же, в отдельном ковчеге — святыни, связанные со святой блаженной Матроной Московской: ее погребальная рубашка и пояс.
Сила в немощи
Покровский монастырь, где пребывают мощи святой Матроны Московской
Именно от станции «Таганская», как правило, начинается путь паломников в Покровский монастырь (Таганская, 58), к мощам этой удивительной святой. В будни и праздники, летом и зимой — здесь огромное количество людей. Случаи помощи по молитвам к блаженной Матроне неисчислимы. В годы моего церковного неофитства мне казалось неправильным, что люди идут к ней в основном со своими земными проблемами и заботами, причем даже те, кто никогда в церковь не ходит. Было даже чувство своеобразной ревности и недоброжелательности к таким «просителям», от которого меня избавила… сама святая.
Однажды поздней осенью я оказалась в очереди к ее мощам. Стала оглядываться. Лишь несколько человек рядом стоят с книжечками в руках, читая житие или акафист. Сразу видно тех, кто приехал издалека, или тех, кто пришел в какой-то нужде, но их — не большинство. Удивило то, что рядом оказалось много хорошо одетых женщин с роскошными букетами цветов, много молодых мужчин. Даже иностранец с переводчицей стоял в той очереди. По внешнему виду этих людей нельзя было заподозрить, что в их жизни существуют неразрешимые проблемы. Почему же они идут к Матронушке, зачем стоят по нескольку часов на промозглом ноябрьском ветру? Но когда я подумала — почему? — где-то в глубине души прозвучали слова: «Сила Божия в немощи совершается».
В самом деле — если подумать, кем была Матронушка при жизни по меркам сегодняшнего мира? Беспомощным инвалидом, не видевшим солнечного света? Бездомной гонимой странницей? Но вот идут к ней за помощью — и при жизни, и после смерти, и до прославления ее в лике святых, и, конечно же, теперь — миллионы с житейской точки зрения гораздо более благополучных людей. И она помогает, утешает, наставляет и главное — приводит в храм, к Богу…
В будни и праздники, летом и зимой к Матронушке приходит множество людей
Рядом со святой совершенно явно испытываешь внутреннее умирение, желание молиться, приходят благоговейная душевная тишина и какое-то особое тепло где-то в глубине сердца. Для меня все это неопровержимые свидетельства истинности святыни, которые будут вновь и вновь заставлять стремиться к ней.
Для паломников из Саратова может быть важен еще один факт. В 1923–1929 годах настоятелем Покровского мужского монастыря был архимандрит Вениамин (Милов) — будущий архипастырь, один из самых почитаемых подвижников Саратовской земли. На территории монастыря установлен большой Поклонный крест в память о почившей братии.
Добраться до Покровского монастыря несложно: от станций метро «Таганская» или «Марксистская», которая находится на другой стороне Таганской площади, — минут 15 пешком или две остановки на любом троллейбусе, идущем по улице Таганской. Возле «Марксистской», на остановке общественного транспорта, вас будут зазывать к себе водители специальных маршрутных такси «до Матроны», но пользоваться их услугами — раз в пять дороже, и, думаю, в этом нет никакой необходимости.
Афон в центре столицы
Подворье Русского на афоне Свято-Пантелеимонова монастыря
Не менее удивительные открытия можно сделать, если от выхода со станции «Таганская кольцевая» направиться в другую сторону — по улицам Гончарной, Нижней Радищевской к реке Яузе. На Гончарной, 6находится подворье Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря. До революции Афонское подворье размещалось на Большой Полянке (потом здания были реквизированы, церкви и часовни уничтожены). В 1991 году для размещения подворья было передано здание храма великомученика Никиты на Швивой горке (1595 год). Сегодня это тоже значимый центр паломничества: люди приходят сюда не только для того, чтобы прикоснуться к Афону, к его святыням (здесь находятся иконы с частицами мощей великомученика Пантелеимона, апостола Андрея Первозванного, преподобного Силуана Афонского), но и… в гости к преподобному старцу Аристоклию. Рассказывают, что множество людей шли к нему при жизни, никогда не зарастала тропа к его могиле на Даниловском кладбище в безбожные времена. В 2004 году старец был прославлен в лике местночтимых святых, а недавно, в 2016‑м, по решению Архиерейского Собора его имя было внесено в святцы для общецерковного почитания. Пока имя преподобного Аристоклия не так известно за пределами Москвы, как в самой столице, но верующие москвичи относятся к нему с огромной любовью и теплотой.
Преподобный старец Аристоклий: «Нет у меня большей заботы, как только привести вас ко Господу»
Иеромонах Аристоклий, в миру Алексей Алексеевич Амвросиев, родился в Оренбурге 1848 году. В 1876 году он отправился на Святую Гору Афон и поступил в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь, в 1880 году был пострижен в монашество. Много лет был настоятелем подворья в Москве: с 1891 по 1894-й и с 1909 до кончины в 1918 году. Люди видели, что старец обладает исключительными духовными дарами. Он принимал ежедневно сотни посетителей, посещал больных, щедро помогал бедным. Известны случаи удивительных исцелений по молитвам старца: слепорожденного отрока, парализованной девушки. И главное, что, получив помощь, люди уже не отступали от Церкви, потому что увидели в жизни батюшки живой пример жизни во Христе. Он излучал тихую радость. Известны его слова духовным чадам: «Нет у меня большей заботы, как только привести вас ко Господу. И нет серьезнее дела на земле, как спасение души. Весь мир не ст!оит одной души, работающей Господу». И сегодня люди чувствуют его любовь и идут к преподобному со своими скорбями или духовным вопросами, как к живому…
Богослужение на Афонском подворье имеет свои особенности: воскресная служба (всенощная и ранняя Литургия) совершается здесь в ночное время (начало в 22.30). Пение за службой особенное, монашеское: безыскусное, но очень сосредоточенное.
Надо отметить, что на Афонском подворье достаточно строгие порядки. Например, на всей территории не разрешается пользоваться мобильным телефоном, в храм не пускают мужчин в шортах или женщин без традиционных юбки и платка. Сегодня мы от такой строгости уже почти отвыкли, но здесь она воспринимается как нечто естественное: чувствуется, что насельники относятся строго, прежде всего, к себе, чтобы сохранить свое монашеское устроение в самом центре бурного мегаполиса.
Думаю, многим будет интересно и то, что прямо напротив святых врат подворья действует Музей русской иконы (Гончарная, 3). Это богатейшая частная коллекция византийского и древнерусского искусства, преобразованная в общедоступный музей: посещение музея бесплатное, выходной день — среда.
Главное — жизнь души
Священноисповедник Роман Московский (Медведь) был духовным чадом праведного Иоанна Кронштадтского
…А с этим святым я «познакомилась» во Владимирском морском соборе Севастополя. В одном из киотов увидела икону священника-новомученика с частицей мощей. На свитке в его руке слова: «Отвержитеся своего малого, и Господь воздаст вам Свое великое». Было ощущение встречи с близким по духу человеком, который сказал тебе что-то очень важное. Поэтому, вернувшись домой, я стала искать житие этого святого — священноисповедника Романа Московского (Медведя). Оказалось, что его мощи ныне находятся в храме Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе (Лыщиков пер., 10, стр. 1). Сверившись с картой, я отправилась както его искать от той же любимой «Таганской».
В семинарии Роман Медведь был учеником будущего святителя Тихона, затем, в годы учебы в Санкт-Петербургской Духовной Академии, стал духовным чадом праведного Иоанна Кронштадтского. От него воспринял отношение к пастырству как к служению, которому нужно отдавать все свои духовные и телесные силы. В 1907–1917 годах протоиерей Роман был настоятелем Владимирского адмиралтейского собора в Севастополе и благочинным храмов береговых команд Черноморского флота. Многие моряки его искренне любили и уважали, и когда в декабре 1917 года революционный трибунал постановил расстрелять священника, ему помогли скрыться от преследования и перебраться в Москву. Здесь отец Роман служил сначала в храме Василия Блаженного, а затем, после его закрытия, в храме святителя Алексия в Глинищевском переулке.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе
Удивительно, но в страшные, полные горя послереволюционные годы люди по-особому тянулись к храму, и в Москве действовал целый ряд ярких церковных братств и общин (мы уже говорили об этом, знакомясь с Никольским храмом на Маросейке, где служил праведный Алексий Мечев). Одна из прихожанок оставила такие воспоминания: «Шли 1919–1921 годы и все, что с ними было связано: голод, холод, безработица, темнота на улицах — полное неустройство жизни. А в храме святителя Алексия шла глубокая интенсивная жизнь. Шла глубокая духовная работа каждого человека над собственной душой». Ежедневно совершалось богослужение, по вечерам — акафисты с общенародным пением, проводились беседы, читалось Евангелие и святоотеческая литература. Прихожане читали и пели на клиросе, полностью содержали и обустраивали свой храм. Особое внимание отец Роман уделял исповеди, призывал к жизни по совести, сознательному обновлению крещальных обетов. Тот же праведный Алексий Мечев говорил ему: «У тебя стационар, а у меня — только амбулатория».
В 1930 году батюшка был арестован, а храм разрушен. Отца Романа приговорили к 10 годам лагерей на Соловках. Там он тяжело заболел туберкулезом, и срок заключения был сокращен. В 1936 году он поселился в Малоярославце, где продолжал служить, пока мог. 8 сентября 1937 года исповедник скончался и был погребен на местном кладбище. В 1999 году его мощи были обретены, перенесены в Москву и положены в храме Покрова Пресвятой Богородицы, что на Лыщиковой горе (он был построен в 1696 году и также не закрывался в советское время)…
* * *
Вот таким насыщенным может быть паломничество по совсем небольшому московскому району — хотя мы смогли увидеть лишь несколько из его многочисленных святынь. И как хочется, чтобы как можно больше людей из той живой реки, которая течет ежедневно по Таганке, вспоминало о них, обращалось к святым, которые могут оказать самое доброе влияние на нашу жизнь, помочь в бедах — и открыть радость жизни с Богом.
Продолжение следует…
Фото из открытых интернет-источников
Газета «Православная вера» № 21 (569)
Церковь Успения Божией Матери в Гончарах, в Спасской слободе
Поделиться
Источник: www.patriarchia.ru
Сегодняшняя наша тема – Церковь Успения Пресвятой Богородицы. И не где-нибудь, а совершенно точно: в Гончарах. И как мы понимаем, название местности возникло неспроста – жили здесь гончары. А кроме гончаров, еще и кузнецы. Что характерно, слобода в районе большого Таганского холма ранее стояла от города в стороне по соображениям, как сказали бы теперь, техники безопасности – промысел гончаров и кузнецов был напрямую связан с огнем. А огонь для полностью деревянной Москвы был самой опасной из стихий.
И понятно, что у каждой слободы был свой храм. Да не просто храм, а со своей, так сказать, профессиональной спецификой. И неудивительно, что стрельцы построили храм во имя Иоакима Воина. А в Ямской слободе ямщики поставили храм во имя покровителей лошадей Фрола и Лавра.
Но, пожалуй, гончары отличились более всего. Поставили они церковь в середине 17 века. И, ежели смотреть издалека, этот красивый пятиглавый храм, выполнен в стиле «русское узорочье» и относится к типу «огненных храмов», отличительной особенностью которых являются две-три горки так называемых кокошников на верху основного здания. Кокошники кладутся из кирпича и напоминают по форме языки пламени.
И, вроде, ничего необычного, но если вглядеться попристальней, то мы видим, что нижний ряд кокошников не сложен из кирпича, а вылеплен на абсолютно плоской стене. И выкрашен белой краской. Причем на красновато-коричневом фоне стен, который – я имею в виду фон – практически повторяет цвет обожженной в печи красной глины.
Иными словами, церковь более всего похожа на слепленную и обожженную в печи глиняную игрушку с покрашенными белою краской вылепленными деталями.
Делайте со мною, что хотите, но я совершенно уверен, что в оформлении внешнего облика церкви – или, как нынче модно говорить, в дизайне – гончары принимали самое непосредственное участие.
Впрочем, тому есть прямое доказательство. В конце 17-го века в Гончарной слободе жил и работал самый известный изразцовых дел мастер Степан Полубес.
Так вот, именно его многоцветные изразцы и панно украшают и придел и трапезную Успенской церкви. Среди них – панно с изображением четырех евангелистов, один из любимых сюжетов Полубеса.
Главная же святыня Успенского храма, который, к слову, никогда не закрывался, — чудотворная икона Божией Матери «Троеручица».
Попросить у нее помощи и увидеть храм, так похожий на красивую глиняную игрушку, вы можете в Москве, на Гончарной улице, 29.
Контакты: Церкви Успения Божией Матери в Гончарах
Адрес: ул. Гончарная, д.29
Как проехать: От ст. метро «Таганская», «Марксистская»
Адрес сайта: bolgarskoe-podvorie.com
Схема проезда:
Перенесемся мыслью в Средние века и проделаем путь в наше время. Вернее, проследим удивительные пути одной из чудотворных икон.
Преподобный Иоанн Дамаскин
(о нем см. выпуск. 47) был оклеветан императором перед дамасским калифом. Калиф приказал отсечь кисть руки преподобного. Иоанн приложил отрубленную кисть к суставу, и по молитвам пред образом Божией Матери она приросла. В благодарность за исцеление святой приложил к иконе сделанную из серебра руку, отчего икона и получила название «Троеручица». Святой Иоанн Дамаскин принял иночество в Лавре преподобного
Саввы Освященного
и передал туда чудотворную икону. Лавра даровала икону «Троеручицы» в благословение святителю
Савве,
архиепископу Сербскому (+ 1237). Во время нашествия турок на Сербию христиане, желая сохранить икону, поручили ее попечению Самой Матери Божией. Они возложили ее на осла, который без погонщика пришел на Афон и остановился перед Хилендарским (Хиландарским) монастырем. Список с этой иконы в XVII в. был прислан как дар патриарху Никону. Чудотворный список с того списка, выполненный в 1716 г., находится в церкви Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах, куда мы дальше и направимся.
Матушка Ольга какое-то время читала на клиросе в храме Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах — читаем мы в ее жизнеописании.
Чтобы пройти к нему, надо вернуться к Таганской площади (тем, кто заходил в церковь Покрова – см. выпуск 47), зайти за павильон метрополитена, ориентируясь на высокий красный четверик с пятиглавием и колокольню церкви Святителя Николая в Болвановке (какие же замечательные названия в старой Москве!), и пройти по переулку, который находится точнехонько напротив входа в Никольскую церковь. Несколько десятков метров – и мы у цели (Гончарная ул., 29, на углу с 5-м Котельническим переулком).
Возле церкви Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах произошел этот случай.
«Однажды матушка послала одну из своих чад спасать икону Казанской Божией Матери: «Дочка, скорей беги в церковь к Троеручице, мужик хочет икону разбить, хочет Заступницу Усердную разбить», — и дала пять рублей. Та побежала к Таганке… У храма стоял пьяный и продавал икону Казанской Божией Матери. Подошла к нему и спросила: «За сколько продаешь?» Он ответил: «Пять рублей, если не купишь, разобью». Тут же отдала ему пять рублей и принесла икону домой. Как же была матушка рада!» Она особо почитала образ Казанской Божией Матери.
ЦерковьУспения была построена в слободе, населенной гончарами, в 1654 г., ей предшествовала деревянная. Церковь, как говорят специалисты, — один из ранних образцов московского приходского храма XVII в. Она небольшая, невысокая, со старомосковским обаянием, которое усиливает отделка изразцами работы знаменитого мастера XVII века Степана Полубеса (предположительно). Такое прозвище он якобы получил за свое выдающееся искусство – трудно было людям поверить, что творил он такую красоту без посторонней потусторонней помощи. А о Божьей помощи неужто и не подумали? Степановы изразцы можно увидеть на соборе в Измайлове, в Солотчинском, Ново-Иерусалимском и Иосифо-Волоколамском монастырях, на церкви Григория Неокесарийского на Полянке. Эти изделия ценились страшно дорого, продавались поштучно. Вообще, внедрение изразцов в архитектуру – от скромных небольших, робко глядящих отдельных плиточек до фризов из «павлиньего ока» — отдельная интересная тема.
Если присмотреться к изразцовому фризу на церковном здании со стороны переулка, то обнаружится, что плиточки уложены не совсем по порядку – это признак их вторичного использования, то есть первоначальный замысел до нас не дошел. Чтобы увидеть истинно изразцовое чудо – фигуры апостолов на барабане придела — надо зайти за угол и заглянуть во дворик. Долгое время они скрывались под толстым слоем краски и были случайно раскрыты при очередном ремонте.
Вертикальные границы этих панно – желтые полуколонки с причудливыми капителями. Исследователи установили, что это стилизованные кукурузные початки! Ручаюсь – сам бы никто не догадался. На стене, выходящей во дворик, снова видим изразцовые плиточки, на этот раз уже совсем «строго как попало» — опять вторичное использование. На маленьком пути во дворик вы встретите еще два чуда — гончарное и кузнечное. На западном фасаде паперти большой керамический киот, изготовленный на знаменитом заводе Кузнецовых. В киоте – образ Божией Матери «Троеручица». По бокам от киота – окна, защищенные и украшенные коваными решетками XVII в. с мотивами креста.
Итак, основной объем и придел Тихона Амафунтского построены в середине XVII в., придел перестроен в начале XVIII в., колокольня – в его середине, паперть появилась в начале ХХ (вот откуда это «вторичное использование»). Главы, чудесные просечные кресты – это начало XIX в., они появились после того, как церковь потерпела большой урон от французов в 1812 г. С 1948 г. здесь находится подворье Болгарской православной церкви. Уф-ф! Богатая история!
С середины XVIII в. в церкви сохранился резной иконостас.
Церковь никогда не закрывалась, и здесь чувствуется давно устоявшийся порядок. Иконы нашли свои места в одинаковых резных золоченых киотах. Позолота потускнела, сделав интерьер уютным и спокойным. Только в левой части придела выделяется свежепозолоченный киот, в нем икона Божией Матери «Нечаянная радость». А чудотворная «Троеручица» вместе с киотом во время моего посещения была на реставрации, вместо нее в центре храма, на столпе находилась ее фотокопия и записочка, что оригинал вернется совсем скоро. Но и перед этим изображением совершаются ежедневно молебны.
Перед «Троеручицей» – мощевик с частицами Животворящего Древа Креста Господня, камня из Гроба Господня, жезла Моисеева и мощей многих святых.
Тихон Амафунтский, в честь которого освящен придел, жил на Кипре († 425, память 29 июня по н.ст.). Еще в юности он обнаружил дар чудотворения. Его отец имел пекарню, и юноша, запомнив слова Писания о том, что дающий Богу сторицей получит, раздавал хлеб нищим. Когда отец выразил недовольство по этому поводу, Тихон привел его в его же житницу, бывшую пустой, и она оказалась наполненной отборной пшеницей. Отец изумился, возблагодарил Бога и более не запрещал сыну творить милостыню. Позже Тихон стал епископом, обратил ко Христу много язычников. Однажды он, молясь, насадил виноградник, плоды в котором имели замечательный вкус и были целебными. Поэтому святителю Тихону молятся о даровании плодородия.
Богослужения: утром с понедельника по пятницу литургия в 8 ч., в субботу и воскресенье в 9 ч, по праздникам в 7 и 10. После литургии ежедневные молебны перед иконой «Троеручица», вечером служба в 17 ч.
****
Выйдя из Успенской церкви, пройдем обратно по 5-му Котельническому переулку, оглянемся, полюбуемся еще раз красно-белым узорочьем. За углом справа будет троллейбусная остановка. Здесь сядем на любой троллейбус и поедем в Калитники, где погребено тело блаженной старицы.
Ольга САВИЧЕВА, Москва, Фотоизображения: Ольга САВИЧЕВА (Икона «Троеручицы») https://r-oc.1gb.ruhttps://aurika.ruоктябрь 2007
К другим рассказам Ольги САВИЧЕВОЙ