20 главных православных и католических храмов Киева

Киев – жемчужина Храмов и Соборов. Этот древний город, где вера и религия переплетены с мистикой и оккультными практиками, считается одновременно Городом Храмов и ведьмовской столицей. Именно здесь находятся самые старинные Православные Храмы Украины, которые сыграли важную роль для Украины, как в историческом, археологическом, так и общекультурном и просветительском плане. Представляем вам обзор главных Православных и Католических Храмов и Соборов украинской столицы.

Киево-Печерская Лавра

Киево-Печерская Лавра

Киево-Печерская Лавра – пожалуй, главная святыня Киева. Монастырь пропитан многовековой историей. В Киево-Печерскую Лавру приезжают паломники со всего мира. Здесь замирает время! Попадая на территорию Лавры, вы окунаетесь в атмосферу полного спокойствия и Божьей благодати. Также в Киево-Печерской Лавре можно посетить интересные музеи (Музей Иконы, Музей Истории Киево-Печерской Лавры, Музей Книги). А для девушек, которые интересуются модой, понравится выставка старинных платьев, которая там регулярно проходит.

София Киевская

София Киевская

Еще одна жемчужина с огромной историей. Территория Храма красивая и благоустроенная. Здесь будет интересно забраться на высокую Колокольню, поднимаясь по ступенькам которой, вы почувствуете себя героями фильма «Нотр Дам де Пари». Также можно посетить главные храмы Софии Киевской, и посмотреть, как здесь жили монахи.

Описание[править]

Киевский Софийский собор был одной из крупнейших построек своего времени. Общая ширина храма — 54,6 м, длина — 41,7 м, высота до зенита центрального купола — 28,6 м. Собор имеет пять нефов, завершенных на востоке апсидами, увенчан 13-ю куполами, образующими пирамидальный силуэт, и окружен с трех сторон двумя рядами открытых галерей, из которых внутренний имеет два яруса. Долгое время считалось, что галереи пристроены к собору позднее, но исследованиями последнего времени доказано, что они связаны с ним единым замыслом и возникли одновременно. Только крестильня, встроенная в западную галерею, относится к середине XII в.

План Софии Киевской

Пространственное решение центрального ядра — крестово-купольное. С трех сторон его окружают чрезвычайно просторные хоры, открывающиеся внутрь храма тройными аркадами. Очевидно, хоры предназначались не только для пребывания там княжеской семьи во время богослужения, но и для размещения основных учреждений Киевской митрополии — палаты для торжественных событий, библиотеки со скрипторием (мастерской для изготовления рукописных книг), канцелярии, сокровищницы. Для подъема на хоры в западную галерею встроены две башни с винтовыми лестницами.

София Киевская представляет собой совершенный образец синтеза искусств. Стенопись и декоративное убранство составляют неделимое целое с архитектурой храма. В киевском соборе применено несвойственное Византии объединение в одном интерьере мозаик с фресками. При этом мозаичные изображения покрывают только важнейшие части храма — главный алтарь и центральный купол, остальной интерьер оформлен фресковой стенописью. Остатки фресок обнаружены также на фасадах — в нишах и на столбах галерей.

Пол в алтаре и центральной части (хоросе) был выложен шиферными плитами, инкрустированными мозаикой, в других частях — керамическими плитками. Многие элементы оформления были вырезаны из привозного греческого мрамора. Мраморными были пороги и колонны, низкая предалтарная ограда-темплон и сень-киворий над престолом. Шиферные парапеты ограды хоров покрыты резными орнаментами.

Выдающимся историческим источником является комплекс надписей-граффити, нацарапанных на стенах собора его посетителями в течение столетий. Среди них встречаются автографы известных исторических деятелей средневековой Руси.

Андреевский Собор

Андреевский Собор

Одна из самых красивых и мистических церквей Киева. Расположенная над Подолом, Андреевская Церковь величественно возвышается на весь город. К сожалению, в последние годы в Церковь попасть нельзя, ведутся работы по реконструкции.

Читайте: Учись, студент: топ-7 популярных вузов Киева

Храм Успения Богородицы Пирогощи

Храм Успения Богородицы Пирогищи

Уникальный в своем роде Храм, который пережил 3 пожара и всяческие разрушения, построен в стиле классицизма. На сегодняшний день Храм – главное украшение Подола. Возведен он был еще в 12 веке киевскими князьями. А свое название жемчужина Православия получила благодаря иконе Богородице, которая в народе называлась «Пирогище».

Архитектура

Храм Святой Софии в Киеве, согласно своим архитектурным формам, не изменился практически с первоначального вида до современных дней. Прямоугольная проекция сооружения делится с помощью крестчатых столбов на 5 нефов (проходов), пересекающихся трансептами (перпендикулярными проходами).

В месте пересечения наибольшего нефа с трансептом образуется крестообразное пространство под куполом. Расстояние от основания пола до возвышения составляет 29 м, а подкупольный диаметр — 7,7 м.

Габариты строения (в длину и ширину) составляют 29 м, но благодаря наличию двухъярусных галерей с 3 сторон и широкой одной снаружи, размерные характеристики увеличиваются до 42 и 55 м. В центре собора построены хоры в форме буквы «п», на которые можно подняться по винтообразным лестницам, размещенным с северной и южной стороны.

Постройка выполнена в византийском стиле путем чередования кладки камня и сплющенного кирпича, уложенных на песочно-известковую смесь с добавлением кирпичной крошки.

Первоначально каменная и кирпичная кладка здания не прикрывалась, после проведения реконструкций (ХVІІ-XVIII веков) фасад отштукатурили и побелили. На сегодняшний день на здании можно наблюдать ограниченные участки фасада с древней кладкой.

Первоначальное архитектурное строение собора являлось символичным. Центральный купол здания отождествлялся с Иисусом Христом, а 12 более мелких куполов ассоциировались с апостолами. В период восстановительных работ ХVІІ-XVIII века собор был перестроен и стал насчитывать 19 куполов, наложилась штукатурка и побелка, а полусферические верхушки куполов были заменены на грушеподобные.

Церковь Николы Доброго

Церковь Николы Доброго

Храм Николы Доброго – еще одна киевская святыня, описанная в книгах знаменитой украинской писательницы, Лады Лузиной. Сооружена Церковь была в 19 веке по проекту Меленского. В Советские годы храм был разрушен. Сегодня сохранилась только колокольня. В этом храме в 1913 г. произошло венчание Булгакова с его первой женой.

Николаевский костёл

Николаевский Костел

Этот костел – одно из самых красивых Христианских сооружений в Киеве. Смотря на Николаевский Костел – складывается впечатление, что ты попал в Париж или в Барселону, настолько оно красиво и величественно. С 1980 г. в Храме существует Дом органной и камерной музыки. А возведен он был еще в конце 19 века в стиле неоготики.

Читайте: Еко-парк Медвино — як Асканія Нова, тільки ближче

Новые времена

Князь Владимир Святославович в памяти исторической и народной всё же остался скорее последним варяжским конунгом, нежели православным государем. И его былинный альтер-эго Красно Солнышко пирует с дружиной и заезжими богатырями, совершенно не заботясь о христианском смирении и воздержании. Ярослав же — иное дело. Несмотря на то что в его биографии историки находят множество белых пятен, он воспринимается уже как благочестивый православный монарх, строитель храмов и основатель монастырей, покровитель книжных наук и искусств, создатель Церковного устава и «Русской правды» — первого свода законов. Ярослав породнился с доброй половиной европейских дворов, выдавая замуж своих дочерей и подыскивая заморских жен многочисленным сыновьям. В официальной истории Российской империи ему было отведено место создателя православной державы, что впоследствии было подчеркнуто появившемся в середине XIX веке прозвищем Мудрый.

Фото: commons.wikimedia.org

Князь Ярослав Мудрый. Портрет из Царского титулярника, XVII век

Роспись под опись: кто и как крадет древние иконы в северных церквях

И можно ли защитить еще уцелевшие сокровища в удаленных маленьких селениях

Ярослав мечтал превратить Киев в новую столицу мирового православия, наследницу Иерусалима и Константинополя. Но для этого город должен был обладать соответствующими атрибутами. Отсюда и строительство Золотых ворот, и учреждение монастырей Георгиевского и Ирининского, точно как в Царьграде. Любой путник, вошедший в Золотые ворота столицы Византии, проходил между этими монастырями и приходил к главному храму города — Святой Софии. У Ярослава выбора не оставалось — нужно было строить аналогичный собор в Киеве.

Покровский монастырь

Покровский монастырь

Покровский женский монастырь был основан супругой Великого Князя Николая Николаевича Анастасией (Александрой Петровной Романовой), которая не только вкладывала деньги в строительство Храма, но и жила здесь какое-то время. Монастырь состоял из келий, храмов, больницы, приюта, лечебницы, а также других хозяйственных построек. Сегодня настоятельницей монастыря является игумения Каллисфения.

Внутреннее убранство

Интерьер храма практически не изменился с ХI века. Центральное место во внутреннем убранстве храма занимает подкупольное пространство в виде креста. В восточной части здания располагается главная апсида (выступающая часть сооружения), на севере и юге

построены двухъярусные аркады (открытые галереи в виде арок). На западной стороне находилась третья аркада, которая не сохранилась до наших дней (убрана в ХІІІ столетии). В церковь попадает много света благодаря наличию многочисленных оконных проемов в пробитых цилиндрах куполов.

Во внутреннее убранство Софийской церкви входят:

  • оригинальные мозаики;
  • оригинальные фрески;
  • медальоны, с располагающимися в них образами;
  • граффити (в том числе ХІ-ХІІ столетий) в количестве 7000.

Перегородки и столбы здания украшены образами более 500 святых. На сводах куполов изображены сцены из Библии с православными мотивами. Медальоны представляют фигуры ангелов.

Храм Святой Софии в Киеве (со стороны западного направления, под главным куполом) вмещает громадную семейную иллюстрацию княжеского рода, занимающую 3 стены центрального коридора (отгороженного колоннами участка).

До современного периода неповрежденными остались лишь боковые участки фрески: 4 силуэта княжичей и 2 фигуры княжон на противоположных сторонах. Средняя часть иллюстрации с изображением князя и княгини уничтожена при разборе западной галереи (в ХІII столетии).

Версии относительно персонажей фрески расходятся:

  • некоторые историки считают, что это семья Ярослава Мудрого;
  • профессор Н. Никитенко думает, что на картине изображена семья Владимира Великого.

Храм святителя-чудотворца Николая на водах

Храм святителя-чудотворца Николая на водах

Один из самых красивых храмов Киева. Сюда приезжают прихожане со всех украинских городов. Это единственная Церковь в Украине, расположенная на воде, пройти к которой можно по мостику. Для киевлян и гостей Киева Храм Святителя-Чудотворца Николая на водах стал «визитной карточкой» города.

Храм преподобного Романа Сладкопевца

Храм преподобного Романа Сладкопевца

Возведен Храм был в конце 19 века. В Советские годы он не был разрушен, а использовался, как административное здание. В 2000-х провели реконструкцию сарая и часовни при Храме преподобного Романа Сладкопевца. Сегодня каждый может посетить этот храм. На его территории также есть библиотека, воскресная школа.

Фрески и мозаики

Мозаики (витражи) являются украшением центрального купола и основного алтаря святыни — это образы, созданные на влажной штукатурке из стеклянных кусочков.

На центральном куполе и основном алтаре представлены основные библейские персонажи в согласии с их иерархией. Все мозаичные произведения собора оригинальны, относятся к ХІ веку. В ХІХ столетии поврежденные участки картин были расписаны тушью на масляной основе.

К основным образам из мозаики относятся следующие:

  1. Христос Вседержитель, изображенный в наибольшем подкупольном пространстве в медальоне размером в 4,1 м. Образ обрамлен девятью окружностями разных цветов. С четырех сторон от Христа находится по архангелу: единственный святой в синем облачении выполнен из мозаики, а остальные — нарисованные Врубелем.

  2. 12 архангелов под центральным куполом располагаются между оконными проемами цилиндра. В виде витража сохранились силуэты Павла и Марка. Остальные витражные произведения дошли до наших дней в виде кусочков.
  3. Севастийские страдальцы изображены на подпружинных арках в северном и южном направлении. Уцелело 15 медальонов.
  4. Мозаика Деисус, располагающаяся в алтарной арке, относится к ХI-ХVIII векам.
  5. В центральный алтарь вмещена мозаичная Оранта в виде громадного силуэта (приблизительно 6 м высотой) молящейся Богоматери.


    Оранта в Храме Святой Софии в Киеве

  6. Евхаристия – это витраж, включающий множество силуэтов, располагающийся под Орантой. Произведение изображает причащение апостолов перед Иисусом Христом, фигуры располагаются симметрично алтаря.
  7. В нижней части выступающего участка храма, между колонами находятся изображения преподобных святителей — архидиаконов. В основном сохранился верхний кусок витража.
  8. Другие витражные произведения храма:
  • Апостол Павел;
  • Христос-Иерей;
  • фигура Аарона на центральном алтаре;
  • отделочные узоры на главном алтаре.

Храм Святой Софии в Киеве богат на фрески, которые представляют собой росписи красками на водной основе по влажной отштукатуренной стене. К местам изображения фресок относятся в основном центральный коридор с северной и южной стороны. В ходе реставрации собора удалось восстановить некоторые фрески ХI века, также неизменными остались произведения ХVII-ХVIII столетий.

Тематически все фресочные произведения храма можно свести в таблицу, разделив по типам:

Образы святых, среди которых есть известные и неизвестныеСцены религиозного характераИзображения светского характера
Апостол ПавелСхождение Христа в адПотрет семьи князя
Апостол ПетрНисхождение святого духаФрагмент жизни Петра
Святая ВарвараПриход архангела к ВалаамуВоин
ПророкСорок Севастийский мучениковКрещение
Святой НиколайПреподнесение Марии пурпураИмператор Константин
Святая НадеждаСостязание архангела Михаила с ИаковымИмператор Юстиниан
Святой ФокаБлаговещениеФигура князя
Святой ФилиполаХристосование Марии и ЕлизаветыГрифон
Праведная ЕвдокияУверение Фомы
Праведный Федор СтратилатСвятые служители
Праведный Георгий
Иисус Христос и апостолы
Праведный Панкратий
Григорий Богослов
Праведный Ермилос
Праведный Виктор
Праведный Мелитон
Иоанн Креститель

Храм святителя Феодосия Черниговского УПЦ

Храм святителя Феодосия Черниговского УПЦ

В этот храм приходили переселенцы из Припяти и Чернобыля, после случившейся катастрофы на ЧАЭС. Храм получил свое название в чести святого Феодосия (покровитель ликвидаторов Чернобыльской Атомной Станции). В 2010-х годах были окончательно расписаны стены храма.

Читайте: Симфония в камне: десять старинных кладбищ Киева

Троицкий Ионинский монастырь

Троицкий Ионинский монастырь

Свято-Троицкий монастырь – целый комплекс с внутренними пещерами, обителью и собственным издательством. Монастырь расположен на возвышенности с видом на Днепр. По легенде, в этих местах был Андрей Первозванный. Место, на котором был возведен монастырь всегда считалось «особенным», его также называли Русским Афоном.

Как поменялся Киев за последние 20 лет

Смотреть фото

Разместите рекламу вашего бизнеса на My-Kiev.com. CTR до 10%

Колокольня

Сооружение колокольни высится в восточной стороне заповедной местности «София Киевская». Это первая постройка из камня, заложенная на землях, прилегающих к собору, после губительного пожара 1697 года. Воздвижение башни было осуществлено в 1699-1706 гг.

Часто можно услышать название колокольни «Триумфальная» из-за празднования победы в Полтавской битве (1709 г.) под ее стенами.

Строение выполнено изначально в виде 3 уровней, фасад был украшен лепным декором, а купол изготовлен в стиле барокко, увенчан шпилем. В начале XIX века сооружение значительно обветшало, пострадало в результате удара молнии.

К тому же в Киеве начали появляться высотные постройки, заслоняющие башню, поэтому в 1851-1852 гг., произошла перестройка памятника архитектором Спарро. В это время осуществилась надстройка 4-го уровня сооружения, увенчание его грушевидным позолоченным куполом.

Капитальный ремонт строения проводился в 50-70 гг. XX столетия. Строение высится на 76 м. от уровня земли. Силуэт сооружения визуально напоминает пирамиду из 4 частей (каждая следующая меньше предыдущей). Верхние ярусы выполнены без межэтажных перекрытий, они просматриваются через арочные проемы.

Фасад строения украшен богатой лепниной в виде православных символов, а также фигурами правителя Владимира Великого, евангелистов Андрея Первозванного и Тимофея, архангела Рафаила.

На втором уровне колокольни можно увидеть колокол 1705 года. Ценное историческое литейное изделие начала ХVIII века, выполненное на заказ Ивана Мазепы.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]