Второй Иерусалимский Храм — история, реконструкции, иллюстрации


Восстановление Иерусалимского храма

Первый Иерусалимский храм простоял чуть больше трех с половиной столетий. Храмовая гора несколько десятилетий была усеяна его обломками. В 538 году до н. э., вскоре после завоевания персами Вавилонии, Кир Великий издал указ, позволяющий иудеям вернуться на родину. Он же разрешил начать восстановление Иерусалимского храма, их главной святыни. По приказу царя храму возвращались все священные реликвии, изъятые Навуходоносором II. Руководил восстановлением святыни Зоровавель, потомок царя Давида. Нередко Второй Иерусалимский храм называют его именем.

Строительство началось на второй год после возвращения иудеев из Вавилона. В книге Ездры описывается восстановление храма. Фундамент закладывали в торжественной обстановке: играли музыку и пели хвалебные псалмы. Но вид разрушенного храма напоминал о величии святыни Соломона. «И народ не мог отличить клики радости от криков рыдания и плача». Правда, вскоре в Иерусалиме начались беспорядки: самаритянам запрещено было принимать участие в строительстве, и они старались помешать иудеям восстановить храм. Лишь через 15 лет удалось снова приступить к работам. Храм был закончен в 516 году до н. э., спустя 70 лет после разрушения первого.

Как выглядел храм Зоровавеля, сказать трудно — не сохранилось почти никаких свидетельств о его внешнем виде. Можно предположить, что он уступал Первому храму в роскоши и величии. Главной святыни храма Соломона — Ковчега Завета — в нем уже не было.

Но строился он на основе чертежей храма Соломона и неясных предположений, которые можно было извлечь из пророчеств Иезекииля. По описаниям в книге Ездры, Второй храм все-таки был больше, чем построенный при Соломоне.


Вид на Храмовую гору. Источник: pinterest.com

Храм Ирода (20 до н. э. — 70 н. э.)[править]

Модель Храма Ирода.

Строительство Храма Ирода[править]

На 18-й год своего правления (20 г до н. э.) царь Ирод принял решение перестроить Храм коренным образом. Чтобы не вызвать народного гнева и волнений, Ирод заранее заготовил все необходимые для строительства материалы и около тысячи телег для транспортировки камня. Тысяча священников была обучена строительному мастерству, чтобы они могли произвести всю необходимую работу во внутренней части Храма, куда разрешено входить только священникам. Мишна сообщает, что строительство велось с тщательным соблюдением всех требований Галахи. Были также приняты все необходимые меры, чтобы строительство не мешало регулярному отправлению храмового культа.

Ко времени, когда, согласно Евангелиям, в Храме проповедовал Иисус, строительство продолжалось уже 46 лет[44]. Перестройка Храма, начатая Иродом, была окончательно завершена лишь при Агриппе II, в году н. э.

Архитектура Храма Ирода[править]

Храм Ирода был сооружением в эллинистическом стиле, сохранившим, однако, в своём плане и общих формах особенности Храма Соломона. При его строительстве использовался главным образом белый камень, ворота и многие из украшений были отделаны серебром и золотом[45]. Талмуд утверждает, что «тот, кто не видел Храма Ирода, никогда в жизни не видел красивого здания»[46].

Прежде всего, Ирод удвоил площадь Храмовой горы (144 тыс. м2). С этой целью, вокруг горы была возведена мощная подпорная стена (из камней весом до 100 тонн; высота стены — 38 м, периметр — 1550 м), и пространство между ней и Храмовой горой засыпано землей. Два моста вели к восточной стене Храмовой горы. Мишна сообщает, что на Храмовую гору вели пять ворот — двое с южной стороны, и по одним воротам с трех остальных сторон; однако раскопки показали наличие еще одних ворот с западной стороны, а согласно Иосифу Флавию, с запада к Храму вели четверо ворот. Снаружи к стене — по меньшей мере, к ее юго-западной части — примыкала площадь, состоявшая из нескольких уровней, соединенных ступенями; под самыми низкими уровнями этой площади были сделаны помещения для лавок торговцев.

Внутри стены находилась окруженная крытыми колоннадами площадь (рахават ха-баит

), куда был открыт доступ всем, включая неевреев. На вершине Храмовой горы Ирод расчистил от посторонних построек обширное пространство (250×250 м), которое было отделено оградой из резного камня (
сорег
) от остальной территории Храмовой горы. На ней были укреплены таблички на греческом и латинском языках, предупреждавшие, что неевреям под страхом смерти запрещено входить на священную территорию.[47] За этой оградой находились 14 ступеней, которые вели к насыпи (
Хель
) шириной 5 м, примыкавшей к стене храмового двора (
Азара
).

Двор Храма[править]

В восточной части храмового двора находился квадратный (около 67×67 м) «женский двор» (Эзрат нашим

), окруженный балконом. В каждом из его четырех углов были квадратные приделы (20×20 м): для назореев — в юго-восточном, для прокаженных — в северо-западном, для хранения масла — в юго-западном и для дров в северо-восточном углах. В каждой из четырех стен «женского двора» были ворота.

Из «женского двора» поднимались во «двор Израиля» (Эзрат Исраэль

), открытый для всякого еврея. «Двор Израиля» фактически был частью «двора священников» (
Эзрат ха-коханим
). Оба двора были окружены стеной высотой в 20 м, на которой были выставлены трофеи, захваченные у врага Хасмонеями и Иродом. «Двор Израиля» был длинным и узким (67×5,5 м).

«Двор священников» (около 94×68 м) был приблизительно на 1,5 м выше «двора Израиля» и отделён от него большими тёсаными камнями. Здесь осуществлялось большинство жертвоприношений, и находился большой квадратный (около 16×16 м) Жертвенник всесожжений высотой 8 м; на каждом из его углов был «рог». В юго-западном углу жертвенника было два отверстия для стока крови жертвенных животных. Эта кровь стекала в трубу, которая вела к реке Кидрон. Возле этого угла были также две чаши, где совершались возлияния вина и воды. К жертвеннику восходили по подъему, примыкавшему к его южной стороне.

Между жертвенником и фасадом Храма находился медный сосуд с 12 кранами для омовения рук и ног священников. Во двор священников вели семь или восемь ворот, между которыми (и частично над которыми) находились служебные помещения, где изготовляли фимиам (Бейт Автинас

), ванна для омовения первосвященника в Йом-Киппур (
Бейт ха-твила
), помещения, в которых приготовляли хлебы предложения, заседал Синедрион и т. д.

Здание Храма[править]

Здание Храма имел «форму льва — был узок сзади и широк спереди»[48]. Высота Храма была увеличена Иродом на 20 м, а его ширина — на 15 м. Фасад здания был обновлен и имел квадратную форму — 50×50 м. Задняя часть здания была такой же высоты, но лишь 35 м в ширину. Фасад был украшен четырьмя колоннами коринфского ордера. Здание имело плоскую крышу. Входные ворота (20 м высоты и 10 м ширины) были открыты, и через них была видна большая занавесь (масах

).

Притвор (Улам

) был узким (5,5 м). Под его потолком висели золотые короны (
атарот
) и цепи, по которым молодые священники взбирались, чтобы чистить короны. Из Притвора «Великие ворота» (5 м шириной и 10 м высотой) вели в
Хейхал
(20×10 м), где стоял алтарь для курения фимиама, Стол для хлебов предложения и Менора. По сторонам
Хейхал
а было 38 помещений, расположенных в три этажа.

В глубине Хейхал

находилась Святая святых (
Двир
) (10×10 м), отделённая от
Хейхал
а двойной занавесью (
парохет
).
Двир
был совершенно пуст, и лишь раз в году — в Йом-Киппур — первосвященник входил туда, чтобы возжечь фимиам.

Осквернение язычниками и очищение Иудой

Храму Зоровавеля пришлось пережить непростые времена. Когда греки захватили власть в Иудее, служители храма, тем не менее, пользовались уважением эллинов и принимали богатые дары. Правда, временами правители позволяли себе запускать руку в запасы храма, когда казна была истощена. Важную роль в становлении еврейских традиций сыграл царь Антиох IV Эпифан. Во II веке до н. э. он сперва разграбил храм, а пару лет спустя и вовсе осквернил.

На Жертвеннике всесожжения он установил алтарь Зевса Олимпийского. Лишь с приходом Иуды Маккавея храм был очищен от скверны. Именно в честь этого события празднуется Ханука. Считается, что в тот день, когда Иуда освятил храм, произошло чудо. Чтобы зажечь менору для освящения, Иуде было нужно чистое масло, которого хватало лишь на один день. Но удивительным образом менора горела восемь дней — ровно столько, сколько нужно, чтобы изготовить новое масло.

Храмовая гора: местоположение еврейских Храмов.

Храмовая гора в Старом городе Иерусалима на сегодняшний день занимает пространство приблизительно в 45 акров. Она окружена стеной в форме трапеции: южная стена протяженностью около 910 футов, северная – около 1025, восточная – около 1520 и западная – около 1580 футов. Средняя высота площадки над уровнем моря – около 2400 футов. Большая часть зданий и наземных сооружений мусульманские – на сегодняшний день на площадке не удается обнаружить никаких видимых следов Первого или Второго Храмов. Территория обустроена по типу парка – высажены деревья и кустарники, множество древних зданий и памятников, которые возникли за последние 1300 лет мусульманского контроля над этим местом.

На сегодняшний день площадка Храмовой горы топографически расположена чуть ниже вершины гребня системы, известной под названием гора Мориа (Mount Moriah). Это место в конце своего царствования Давид приобрел у иевусея по имени Аравна (Орна). Царь Давид обустроил эту территорию с тем, чтобы построить там постоянный «Дом Б-га» (House of God) для замены Скинии Моисея, которая следовала вместе с евреями после Исхода из Египта в Землю обетованную. У Давида были планы, составленные для сооружения, вдвое большей Скинии, и он приготовил большое количество строительных материалов: камня, кедра, много золота и серебра. Однако, лишь Соломон, его сын, действительно построил Первый Храм (1 Паралипоменон 22:14-15, 28:11-20).

Система холмов, где сейчас находится Храмовая гора, многими заслуживающими доверия источниками признается местом, где Аврааму было сказано принести в жертву Исаака (Бытие 22:1-2). Поскольку Соломон построил Первый Храм примерно 3000 лет назад, Авраам был на горе Мориа примерно на тысячу лет раньше.

Разрушение и восстановление Иродом

Храм Зоровавеля был разрушен при захвате Иерусалима Иродом. Но новый царь решился восстановить святыню. Почти 10 лет длились работы, отделка некоторых частей храма продолжалась и после смерти Ирода. В Евангелие от Иоанна значится, что именно в этом храме проповедовал сам Иисус Христос. Лишь в 60-х годах н. э. здание было наконец достроено. Но главной святыне иудеев не суждено было простоять долго — буквально через пару лет храм был окончательно разрушен римлянами.

Макет-реконструкция храма Ирода. (wikipedia.org)

Описания храма Ирода можно найти в нескольких источниках. Кроме Нового Завета упоминания он восстановленном здании на Храмовой горе встречаются в трактате Мишны (первый письменный источник, где собраны важнейшие положения ортодоксального иудаизма), в текстах Талмуда и в трудах Иосифа Флавия.

Флавий пишет: «Внешний вид храма представлял все, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжелыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел». Ирод увеличил площадь Храмовой горы. По периметру были возведены стены. Знаменитая Стена Плача, куда каждый год стекаются тысячи паломников, является лишь небольшой частью западной стены.


Стена Плача. Источник: pinterest.com

Три главные трагедии 9 Ава (Борис Грисенко)

Телеграм канал @ieshua.org


Первая трагедия 9 Ава, которая произошла согласно древней традиции 9 Ава: вернулись 12 соглядатаев, и 10 из них огорчили народ, посеяли неверие, сомнения и сказали, что «нам некуда идти в ту землю, потому что там страшные великаны, которые могут нас убить».

Известная история. Двое Йешуа Бен Нун (Иисус Навин) и Халев, они говорили: «Люди добрые! Мужиков там хватает с дручками, но у нас же есть Бог, Которого у них нет! У них идолы и бесы, а у нас Всемогущий Израилев! Не бойтесь ни дручков, ни гигантов, не бойтесь никого! Может быть, в наших глазах мы кузнечики, но в их глазах Бог сделает нас победителями!»

Народ слушал и выбирал. Вы помните, весь Израиль напрягся и сделал выбор. Какой выбор сделал Израиль, помните? Они проголосовали: десять против двоих, и весь народ поверил большинству. В частности, именно поэтому во Второзаконии через Моисея Бог дал заповедь: «Не следуй за большинством на зло».

Если большинство ведет тебя ко греху, большинство ведет тебя в дурную сторону, большинство уводит тебя от Слова Божьего, большинство ведет тебя в «торбу», – никакое большинство не должно быть для тебя оправданием безбожного выбора. Амэн?

Они сделали этот безбожный выбор, в результате чего вместо 40-ка дней народ проблуждал в пустыне 40 лет. И за это время вымерло все взрослое поколение, вышедшее из Египта, что было страшным наказанием за то, что они поверили большинству, а не Божьему меньшинству. По традиции это произошло 9 Ава — это была первая трагедия 9 Ава.

Но самые две главные трагедии 9 Ава произошли, когда, как мы уже сказали, вавилоняне подожгли и уничтожили Первый Соломонов Храм в Иерусалиме.

Вторая страшная трагедия имела место в такое же примерно время. А на самом деле, я вам хочу сказать, согласно Иосифу Флавию, это было не точно 9 Ава. Не точно 9 Ава, но вокруг этого дня, в 68 году I-го века новой эры запылал и был разрушен Второй Божий Храм в Иерусалиме. Это разрушение было окончательным, окончательным, окончательным, окончательным!

Очень интересно!

Что когда танаи – это духовный авторитет в Израиле того времени, I-го века, II-го века (это в основном те, из изречений кого был составлен Талмуд, его основная часть), когда танаи и последующие авторитеты иудаизма говорили о трагедиях 9 Ава, они как-то больше говорили о трагедии Первого Храма. Хотя рассеяние после первой трагедии продолжалось 70 лет; через 70 лет началось восстановление Храма. А рассеяние после второй трагедии продолжается до сих пор. Хотя государство Израиль восстановлено, но тем не менее Храма до сих пор нет.

Очень интересно, что до сих пор, если вы будете читать различные Мидраши, талмудические толкования, то основной акцент будет на разрушении Первого Храма. Хотя сами же раввины признают, что трагедия Второго Храма, она страшнее. Но это логично.

С чем это связано?

Это связано с тем, что трагедия Первого Храма была предсказана многими пророками за сотни лет и объяснена Божьими слугами за сотни лет, и за десятилетия, и за годы до этой катастрофы. Бог на разные лады предупреждал Свой народ, Бог объяснял в деталях, почему это произойдет, если народ не совершит тшуву (не покается), и даже описывал примерно как это произойдет. Фактически, к огромному сожалению, ничего неожиданного не было. Просто Израиль слушал и не слышал, видел знамения и не хотел их замечать.

Мы можем читать книги многих пророков, и мы поразимся, как предельно ясно Бог предсказывал, объяснял, предупреждал, предостерегал, а Израиль не послушался. Короче, с объяснением этой трагедии проблем нет. А вот в отношении катастрофы Второго Храма проблемы в современном иудаизме есть, и они были от начала современного иудаизма.

Потому что современный иудаизм – это небиблейский иудаизм. Это тот иудаизм, который возник после разрушения Второго Храма, и он весь приспособлен к необычным условиям.

Знамения Божьи, указывающие на разрушение Первого Храма.

Итак, на самом деле, Бог давал целый ряд знамений тоже, начиная со времени где-то лет за 50 с лишним до разрушения Второго Храма. Каждый год до этого красная веревка, которая наматывалась на рога козла отпущения в Йом Кипур, меняла свой цвет на белый, потому что Бог принимал жертву первосвященника за себя, за дом свой и за весь Израиль. А примерно во время служения Йешуа, чуть раньше и во время Его служения, началось необычное – в один год жертва принималась, в другой – отвергалась Богом.

Еще были другие знамения, связанные со жребиями – сверхъестественные чудесные знамения, которые показывали, что жертва за народ принята. Но примерно за сорок лет до, и часто говорят даже (высчитывают и получается, что это год, когда закончилось земное служение Машиаха), за сорок лет исчезли вообще знамения Божьего искупления. С этого момента перестала менять цвет вот эта красная веревка, перестала менять цвет завеса на святом святых (как это происходило каждый Йом Кипур), перестал выпадать жребий в искупление, а жребий стал падать в осуждение.

И вот что произошло в год распятия Мессии и Его воскрешения из мертвых по свидетельству Талмуда и других древних источников: огромные двери, закрывающие вход во святилище (не во святое святых, а во святилище), в более раннее время для закрытия и открытия которых нужно было 20 здоровых мужчин, — они сами собой открылись (это было невозможно), и после этого их некоторое время никто не мог закрыть.

Еще одно очень важное знамение. Светильник — менора, который неугасимо горел, сиял во святилище, сам собою погас. Бог показал, что Его шехина — присутствие святое — покинуло Храм, как это написано в Евангелиях.

Произошло также и другое великое знамение. Завеса, отделявшая святое святых от святилища, разорвалась сверху донизу в момент смерти Господа на Голгофском Кресте. Но об этом говорят лишь Евангелия, Талмуд же молчит. Естественно, Талмуд приводит другие знамения помимо этого, потому что об этом говорят Евангелия, а Талмуд начал записываться лишь в конце II-го века. Мы должны понимать, что Талмуд составлялся в определенной степени в противовес Евангелию. Основания современного раввинистического иудаизма, они строились в противовес Господу Мессии, Его верующим мессианским евреям и в противовес Евангелию. Но даже то, что там написано, полностью подтверждает евангельские тексты.

Итак, знамения были очень сильные, очень серьезные, очень грозные. В Талмуде также говорится о том, что были видны невероятные знамения над Иерусалимом: промчалось на виду у всех как бы ангельское войско так, что тысячи народа видели это грозное ангельское войско над Иерусалимом! Бог открыл духовный мир и показал это жителям города. Написано, что простые иудеи решили, что это хорошее знамение, а мудрецы знали, что плохое.

Явился простой иудей, простой человек, который был неученый, и он провозглашал: «Голос с востока, голос с запада, голос со всех сторон звучит – горе этому городу, горе Сиону, горе Израилю!» Его хотели убить, но его защитили римляне, и он погиб во время осады. И были еще другие знамения.

Друзья! Это в Талмуде и в Мидрашах сказано, что

…весь простой народ все равно считал, что это хорошее знамение. И только мудрецы знали, что Бог предупреждает о великой каре».

Бог дал объяснения трагедии не мудрецам, но последователям Йешуа.

Но при этом никто из мудрецов Израиля не понимал причины. Они понимали, что грядет великая катастрофа, но они не понимали причины. Знаете, почему? Потому что Бог не давал им пророческого слова, и причина этого написана в Евангелиях.

Явленный Господь Мессия передал ключи духовной власти в Израиле, забрал их у саддукеев, фарисеев, священников и первосвященника, и передал Апостолам и руководству Еврейской Мессианской Общины, и им были даны пророчества. И первый, кто дал великие пророчества, — Сам Господь.

В 24-ой главе Евангелия от Матфея мы читаем, что Он предупреждает и подробно описывает, что будет (что будет!) из-за непослушания Божьего народа; что будет из-за того, что народ Божий отверг Божье посещение; из-за того, что он продолжал упорствовать; что будет из-за того, что вожди Израиля выбрали ложь вместо правды, а народ подчинился им.

Итак, на самом деле, ясные объяснения, четкие пророчества, описания того, как это будет, были даны Господом не мудрецам Израиля, которые держались за свое, а новым Божьим слугам, и в первую очередь, через Сына Божьего, Йешуа ha’Машиах. Поэтому последующие руководители Израиля попали в очень затруднительное положение. Никому из них Бог не давал объяснений заранее, ни у кого из них не было ясных пророчеств, ибо они только понимали, что грядет катастрофа и скрывали ее от Божьего народа, насколько было возможно. И до сих пор (до сих пор!), можете представить себе (!), почти две тысячи лет спустя, нет единства в понимании того, почему произошла катастрофа со Вторым Храмом.

Объяснения из «Агады» причин разрушения Второго Храма.

Я вам прочту только некоторые авторитетные объяснения великих мудрецов Израиля, прочту только некоторые авторитетные объяснения из специального сборника «Агады». Итак,

«Почему был разрушен Первый Храм? Потому что при нем совершались идолопоклонство, кровосмешение и кровопролитие. Но почему же был разрушен Второй Храм, если все изучали Тору, соблюдали заповеди и совершали добрые дела? Потому что среди людей царила беспричинная ненависть друг ко другу. Это учит нас, что ненависть равна трем другим преступлениям: идолопоклонству, кровосмешению и кровопролитию».

Скажите, пожалуйста, друзья, как вы думаете, а когда иудеи убивали друг друга перед разрушением Первого Храма, они делали это без ненависти, с таким, знаете, мягким отношением? Залили Иерусалим кровью братьев и сестер, но делали это, знаете ли, с таким сожалением: «Жалко чего-то, что приходится убивать братьев… Не знаю, как-то мне их жалко… Но все равно убью, потом пожалею…»

Бессмысленность подобного объяснения, она приходила в голову самим мудрецам Израиля. И дальше они пытались объяснить: «А разве не было беспричинной ненависти во времена Первого Храма?»

Рабби Элиэзер сказал… Тут приведено очень странное место из пророка Иезекииля, которое, там ничего об этом не сказано, хотя есть совершенно ясные места в Торе, в Писании, в пророках, где говорилось о том безбожном отношении иудеев друг ко другу, из-за которого был разрушен Первый Храм вавилонянами. В этом отрывке говорится только о князьях Израиля, хотя на самом деле там говорится не о князьях только, а обо всем народе.

Они пытались объяснить: «Только князья Израиля ненавидели друг друга, а весь народ участвовал в смертоубийстве без ненависти».

Это написано в талмудическом трактате Йома.

Следующее объяснение. Я вам только некоторые прочту. Итак, рабби Йоханан сказал: «Иерусалим был разрушен только потому что судебные постановления выносились только по закону Торы».

Слышите, друзья? Иерусалим был разрушен только потому, что судебные постановления выносились по закону Торы. Вопрос задает рабби: «А чему же еще они могли следовать, беззаконию что ли? А было так, что судьи основывали свои решения на законах Торы, но не шли дальше формальных требований закона».

Разумные причины, правда? Плохо, когда формальная религиозность заменяет настоящие отношения с Богом.

Но уже сравните: предыдущий Рабби Элиэзер говорил, что Иерусалим и Храм были разрушены из-за беспричинной ненависти. А здесь говорится: только из-за того что судебные решения были только по закону, по букве закона.

Еще читаем. Рабби Йоханан бен Закай сказал: «За три греха состоятельные горожане были преданы в руки римлян…

Это другими словами он объясняет, почему даже богатые жители Иерусалима не были пощажены, когда город был разрушен вместе с Храмом.

…за то, что они занимались ростовщичеством и брали проценты за ссуду, которая уже была выплачена».

Слышите, друзья? За то, что они занимались ростовщичеством и брали проценты за ссуду, которая уже была выплачена. Очень интересное соображение!

«За то, что на людях они обещали давать деньги на благотворительность, но не делали этого».

Еще послушайте эту причину: за то, что на людях они обещали давать деньги на благотворительность (обещали давать деньги на благотворительность перед всем народом), а на самом деле не делали этого.

«За то, что они сняли бремя повинности с себя и возложили его вместе с налогами на бедняков».

Слушайте! Но это же серьезные грехи против Бога и против Торы! А в других объяснениях мы читаем, что все исполняли заповеди Торы. Странно, правда?

Другой рабби Йоханан, на этот раз бен Тортан, сказал:

«Почему был разрушен Первый Храм? Из-за идолопоклонства, прелюбодеяния и пролития невинной крови».

Заметьте! В причинах разрушения Первого Храма нет никаких противоречий. Все мудрецы Израиля говорят одно и то же. Противоречия начинаются, когда они говорят о Втором Храме. Но во времена Второго Храма все заповеди Торы исполнялись, и даже отделяли десятину. Почему же он был разрушен? Потому что люди любили деньги и ненавидели друг друга.

Появляется новый грех: любовь к деньгам, несмотря на то, что десятину давали. Правда интересно, друзья? Так, я прочту еще немного, и мы пойдем дальше. Не буду читать все объяснения, которые тут у меня подобраны, хотя они все очень интересные.

Итак, рабби Иегуда сказал: «Иерусалим был разрушен только потому что презирали там мудрецов».

Заметьте, почти каждый из них приводит свою причину и говорит: «Только из-за этого был разрушен Иерусалим». Таким образом, они все противоречат друг другу. Читаем дальше.

Рабби Йонатан сказал: «Почему был разрушен Шилоh?…

Это святилище Шилоh, привычное произношение в синодальном переводе Силом (1-ая книга Царств)

…Потому что не почитали священные жертвоприношения…

Помните, сыновья Илия что вытворяли?

…Почему был разрушен Первый Храм? Из-за идолопоклонства, прелюбодеяния и пролития невинной крови», — точно все говорят одно и то же о Первом Храме.

«А что произошло со Вторым Храмом? Мы знаем, что люди изучали Тору, старались соблюдать все ее заповеди. Почему же они были изгнаны из своей земли? Потому что они любили деньги, ненавидели друг друга. А это означает, что ненависть превышает грех идолопоклонства», — и так далее. Опять же, грех идолопоклонства, но почему-то любовь к деньгам…. Понятно… Любовь к деньгам немножко простительна.

Есть еще разные объяснения. Другие великие раввины говорят, что Иерусалим был разрушен только из-за того, что там не обучали детей. Но это неправда. Примерно за 50-60 лет до разрушения Храма только впервые в Иерусалиме впервые ввели обязательное обучение мальчиков, и оно продолжалось почти до разрушения Храма. Никогда раньше обязательного обучения в специальных школах не было. Но тем не менее надо же было что-то придумать?

Другие говорят: «За то, что не соблюдали Шабат». Но как могли не соблюдать Шабат, если все соединяются в том, что исполняли все заповеди Торы. А Шабат – это одна из главных заповедей Торы. Правда, друзья?

Есть разные мучительные попытки объяснить противоречащие друг другу. О чем это говорит? Это говорит о том, что ни сразу после разрушения Храма, ни до разрушения Храма, ни до сих пор вожди альтернативного иудаизма (а мы можем сказать, что весь иудаизм, который так или иначе произошел от фарисеев и прошел разные этапы изменений, и пришел к тем формам, что существуют сейчас – ортодоксальный, консервативный, реформистский, разные их течения), весь этот иудаизм, он альтернативнен библейскому иудаизму, то есть он противоречит библейскому иудаизму, он не такой, как библейский иудаизм. Весь это иудаизм не имел откровения и не имеет откровения об истинных причинах разрушения Второго Храма.

Йешуа обличает древнеизраильских мудрецов

Когда мы читаем эти объяснения, приходит на память обличение Йешуа вот этим же мудрецам: «Вы оцеживаете комара и поглощаете верблюда».

Он это сказал почему? Потому что они делали чрезмерный акцент на различные ритуальные мелкие заповеди. Ритуал заслонил для них главное в Божьем законе: любовь, праведность и веру. И они заслонялись, закрывались, защищались скрупулезным соблюдением второстепенных и третьестепенных заповедей в то время, когда главные нарушали. То же самое мы видим и в рассмотрении причин разрушения Второго Храма.

Они описывают многие реальные поражения Израиля, многие реальные грехи Израиля. Правда при этом противоречат сами себе, говоря, что все заповеди соблюдают. Они описывают сребролюбие; они описывают законничество, соблюдение буквы закона без того, чтобы раскрыться больше; они описывают ростовщичество; они описывают угнетение бедняков; они описывают тщеславие, благотворительность на показ. Об этом Йешуа говорит в Нагорной Проповеди. Но это все следствия, и они закрывают этим истинные причины.

Очень важно! Суть проблемы и корневая причина трагедии

А суть проблемы состоит в том, что вожди Израиля отвергли своего Господа. Они из ревности, из зависти, из страха потерять свои позиции, они отвергли истинного Царя и выбрали царя земного. Помните, «нет у нас иного царя, кроме императора Рима»?

Они отвергли Спасителя и потеряли спасение.

Бог дал 40 лет после этого для покаяния. Тысячи и десятки тысяч евреев покаялись. Но, к сожалению, это было явное меньшинство. Большинство народа сознательно выбрало идти за своими коррумпированными вождями, которые отказались от Слова Божьего. Вот это корневая причина, вот это истинный духовный «верблюд», которого они пытались заслонить моралью.

Пожертвовать Последнее: 05.07. Спасибо!

Подписывайтесь: Telegram • Facebook • • • Twitter • Instagram • Youtube

Ещё по теме:

  • 9 Ава. События, факты, комментарии
  • Борис Грисенко: Что Бог обещал Израилю?
  • Четыре поразительных факта о личности Мессии
  • Почему Иерусалим по-прежнему важен сегодня?

Падение храма

Конец многолетней истории храма пришел с началом Первой Иудейской войны, которая привела к разрушению Иерусалима. В 70 году Тит Флавий Веспасиан начал осаду города. За несколько месяцев осады и кровавых битв погибли более миллиона человек.


Франческо Айец. «Разрушение Иерусалимского храма». (wikipedia.org)

Как пишет Флавий, будущий император не собирался поджигать храм, но римские солдаты ослушались. Храм пылал 10 дней. Интересно, что он был разрушен в тот же самый день, когда войска Вавилона сожгли Первый Иерусалимский храм.

Сноски и источники[править]

  1. Ездр. 1:2,3; II Хрон. 36:23
  2. Ездр. 6:3-5
  3. Ездр. 1:7-11; 5:14,15; 6:5
  4. Ездр. 6:4, 8
  5. Ездр. 3:7
  6. Ездр. 3:1-6
  7. Иер. 33:10-11
  8. Ездр. 3:8
  9. Ездр. 3:12
  10. Хаг. 1:15
  11. Ездр. 15-22
  12. Против Апиона, 1:22
  13. Талмуд, Йомa 16а; комментарий «Тиферет Исраель»
  14. Мишна, Келим I, 8
  15. Талмуд, Псахим 13б
  16. I Макк. 4:38, 48
  17. Иocиф Флавий, «Иудейские Древности» XI, 4:7; XVI, 16:2
  18. Нех. 3:31
  19. Нех. 12:39
  20. Талмуд, Сукка 51б
  21. I Макк. 4:44 и далее
  22. Бен-Сире 50:3
  23. I Макк. 11:25
  24. Мишна, Тамид, 1
  25. Мишна, Тамид I, 3
  26. Талмуд, Йoмa 10a
  27. Ездр. 6:3
  28. Ездр. 6:4
  29. ср. I Цар. 6:36
  30. I Макк. 1:21; 4:38 и далее
  31. I Макк. 1:22; 4:51
  32. ср. Иосиф Флавий, «Иудейские Древности» V, 5:5; Талмуд, Йома 52б
  33. которая прежде была добровольной (Чис. 18:21)
  34. Мал. 3:8-10
  35. Иосиф Флавий, «Иудейские Древности» XII, 140—142
  36. II Макк. 3:3
  37. I Макк. 1:21 и далее; 1:46 и далее; 4:38
  38. I Книга Маккавеев 4:36 и далее
  39. I Макк. 4:49-50
  40. I Макк. 4:60; 6:7
  41. Иосиф Флавий, «Иудейские Древности» XIII, 217
  42. Иосиф Флавий, «Иудейская Война» I, 152
  43. Иосиф Флавий, «Иудейские Древности» XIV, 105
  44. Иоан 2:20
  45. Иосиф Флавий, «Иудейская Война» V, 223
  46. Талмуд, Баба Батра 4а
  47. Две такие таблички на греческом языке — одна в полной сохранности, другая — частично сохранившаяся — были обнаружены в Иерусалиме в 1870 г. и 1936 г. соответственно.
  48. Мишна, Миддот 4:7

Храм Соломона

Когда мы говорим о празднике Введения во храм Пресвятой Богородицы, то под самим храмом, в который она вошла подразумеваем его второй, реконструированный вариант.

Икона. Новгород. XIV в

Первый храм Соломона возникает в X веке до Р. Х., в ту эпоху, когда Израиль достиг вершины своей политической и экономической славы. Известно, что все необходимое для этого грандиозного строительства подготовил отец Соломона, царь Давид, но построил именно сын. Почему? Согласно Ветхому Завету, Давид участвовал во многих кровопролитных войнах, потому Господь не позволил ему исполнить такую важную духовную миссию.

Те косвенные данные, которыми мы сейчас обладаем, свидетельствуют о том, что первый храм был величественным сооружением. Как именно он выглядел, неизвестно, но большинство современных исследователей полагает, что эта постройка была типичной для тех храмов, которые уже существовали на территории тогдашнего и нынешнего Ливана. Согласно Библии, именно в этом регионе были наняты мастера для строительства.

Сейчас существуют реконструкции его предполагаемого вида и, судя по всему, здание было значительным по размеру и по площади. Храм располагался в самой высокой точке города — на так называемой Храмовой горе.

Северная гипотеза

Исследования Д-р Ашера Кауфмана, произведенные на основе многочисленных топологических и археологических анализов за последние двадцать лет, вылились в серьезную гипотезу по поводу площадки в 330 футах к северу от Купола Скалы.

Как хорошо известно, основание горы Мориа выходит на поверхность внутри Купола Скалы. Хотя подъем горной породы резко обрывается к югу в направлении Города Давида, уровень ее находится сразу под камнями мостовой на протяжении более, чем 100 метров на север от мечети Купола Скалы. Один особенный уровень, выходящий на поверхность из этой породы, находится под небольшим мусульманским культовым сооружением под названием Купол Плит («The Dome of the Tablets»), или Купол Духов («The Dome of the Spirits») для арабов. Оба названия предполагают связь с иудейскими Храмами. Под этим небольшим, невыразительным тентом, поддерживаемым колоннами, по мнению Д-ра Кауфмана находится место, где был Храм. (2)

Северное расположение Храмов
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]