Православный храм — история, устройство, символика


Что такое православный храм?

Храм называют Домом Божиим. Православные христиане верят, что сам Творец и Создатель незримо находится в церкви. На греческом языке православный храм так и называется «кириаки, кириакон» — «жилище Господне». При этом существует значительное отличие христианского понимания храма от языческого. Язычники верили, что их боги непосредственно обитают в храмах, они «привязаны» к ним. В Православии храм — это святыня и место особой близости к Богу.


Православный храм

«Мир – чужая нам страна, дом наш на небе, преддверье этого дома – храм земной. Спешите же сюда, как спешат из чужой страны под кров родительский. Как дети спешат на зов любимой матери, желая насладиться ее ласками, так спешите и вы в храм. Здесь мать наша – Церковь любовно будет обнимать вас и обильно питать вас всякими духовными сладостями» (святитель Феофан Затворник, 1815-1894).

Православный храм: история формирования

Первая Евхаристия была совершена Иисусом Христом в горнице обычного дома. В подражание этому первыми христианами Евхаристия также совершалась в жилых домах, в специально отведенных для этого комнатах. Это и были первые домашние церкви. Во время гонения на христиан службы совершались в катакомбах (подземных галереях). С 4 века, когда гонения прекратились, начало развиваться церковное искусство, в том числе храмовая архитектура.

Уже внешний вид православной церкви указывает на то, что это не обычный дом. Ориентация храма на восток связана с образом Спасителя. Иисус Христос — это «Солнце Правды» (Книга пророка Малахии, 4:2), а солнце восходит на востоке. Кроме того, на востоке, как повествует Библия, находился Эдемский сад (Бытие, 2:8).

Выделяются три основных архитектурных типа православных храмов: базиликальный, крестово-купольный и шатровый.

Базилика — прямоугольные здания с плоским потолком и двускатной крышей. Это исторически самая ранняя форма храмов. Христианами для ритуальных целей были приспособлены римские гражданские базилики, не имеющие стойких ассоциаций с язычеством. В них проводились судебные процессы, решались финансовые вопросы.

Современная западноевропейская базилика имеет крестовую форму.

Появление крестово-купольных храмов относится к 5 веку. В таких церквях на общем плане четко прослеживается 2 пересекающиеся оси, образующие крест.

Возникновение шатрового типа относится к концу 15 века. Вместо куполов над церковью установлен остроконечный шатер с главкой.

Устройство православного храма

Церковь может иметь несколько приделов, то есть дополнительных алтарей. Приделы устраивают в церквях, рассчитанных на множество людей или на совершение нескольких богослужений в день. Храмовое здание завершает барабан с куполом. Древнерусское народное название куполов — «маковица» (купол по форме напоминал головку мака). Часто церковные купола называют главами («головами»), а барабаны сравнивают с шее. Символика купола наполнена догматическим смыслом. Это образ небесного свода, а также связи небесного и земного. Наличие одного купола указывает на то, что у Церкви только одна Глава — Иисус Христос.

Наличие двух куполов указывает на два естества Иисуса: Бога и человека. Три купола — это символ Пресвятой Троицы. Четыре купола символизируют Четвероевангелие. Пять — Христос и четыре апостола-евангелиста. Семь куполов указывает на семь церковных таинств. Девять куполов символизируют девять чинов небесного ангельского воинства. Десять — это сам Иисус Христос с воинством небесным (9 чинов). Тринадцать — Спаситель с двенадцатью апостолами.

На каждом куполе православного храма обязательно находится крест. Это символически указывает на победу Христа над смертью.

Архитектура в православной церкви — довольно сложная система

Для начала рассмотрим внешний вид храма и его части.

Апсида — полукруглый или многоугольный выступ в храме, где расположен алтарь. Про то, что такое алтарь и где он расположен, уже мы сказали.

Аркатурный пояс — ряд декоративных настенных украшений в виде небольших арок.

Барабан — верхняя часть храма, имеющая цилиндрическую или многогранную форму, на которую воздвигают купол

Барабан бывает двух видов:

  • световой — прорезанными окнами, как правило, прямоугольной или аркоподобной формы;
  • глухой (слепой) — сравнительно узкий, без прорезей. Часто такой барабан под куполом называют шеей. На фото это хорошо можно рассмотреть.

Глава в архитектуре — купол, увенчивающий здание храма.

Закомары — выполненные в виде свода полукруглые завершения верхних наружных стен церкви. Появились еще в 12 веке. Уже более современные закомарные покрытия появились в конце 20 века и стали более устойчивы к дождю и снегу.

Куб — понятие, определяющее внутренний объем храма.

Неф — внутренняя часть храма, расположенная между аркадами.

Паперть — место, выполненное в виде открытого или закрытого кольца перед входом в храм.

Паруса — элементы купольной конструкции в форме сферического треугольника, обеспечивающие переход от квадратного в плане подкупольного пространства к окружности барабана.

Пилястра — вертикальный выступ на поверхности стены, плоской формы, выполняющий конструктивные или декоративные функции. Подклет — часть здания, соответствующая нижним этажам.


Придел — пристройка к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященная одному из святых или церковным праздникам

Трапезная — пристройка с западной стороны церкви. Была местом проповедей, общественных собраний. Сюда посылались в качестве наказания за грехи, для их искупления.

Шатер — конструкция в виде многогранника пирамидальной формы, служившая покрытием церквей и колоколен.

Яблоко — элемент на куполе, выполненный в виде шара под основанием креста.

Ярус — деление объема здания в горизонтальной плоскости, с убыванием по высоте.


В православных храмах используются криволинейные перекрытия. Это своды храма

А что такое своды храма? Своды храма — это тип перекрытия или покрытия помещения, ограниченными стенами, балками или столбами. По-другому конструкция, которая образуется наклонными поверхностями. Например, криволинейные, прямолинейные.

Части храма

Устройство церкви имеет свои особенности. Православный храм состоит из трех частей: притвора, собственно храма и алтаря. Наличие алтаря является обязательным условием. Прообразом послужило убранство Иерусалимского храма ветхозаветных времён.

В раннехристианские времена притвор являлся местом для оглашенных (готовящихся принять крещение). Раньше таинство Крещения совершали несколько раз в году, поэтому притвор строился значительного размера. Когда крещение людей стало регулярным и в младенческом возрасте, то необходимость во вместительных притворах отпала. Сейчас в некоторых храмах притворы полностью отсутствуют. А если они есть, то преимущественно в качестве теплоизоляционного помещения. В притворе могут размещать свечной ящик. Иногда там ставится канун (столик для свечей за упокой),

По церковному уставу в притворе должны совершаться литии на вечернях. Однако в современной практике это бывает редко. Размеры притвора не позволяют разместить духовенство и прихожан.

Русь деревянная. Изба — макрокосм русского масштаба

Архитектура Древней Руси — уникальное явление в истории архитектуры. Несмотря на мощь каменных форм и зачастую крепостной характер белокаменных монолитов, она не может не восхищать своей красотой. Пожалуй, сейчас это единственные сооружения, которые дают почувствовать аромат давно ушедших веков с былинными богатырями и варварскими племенами монголо-татар. Но путь до белокаменной архитектуры был очень непростым и долгим. А начинался он с деревянной избы.

Не каждый житель современного мегаполиса был в настоящей русской избе. Большинство старых деревенек безвозвратно уходят в прошлое, некоторые же, наоборот, застраиваются особняками, иногда в неорусском стиле: многие не хотят расставаться с духом старины.

Если же говорить о конструкции настоящей русской избы, то она представляет собой деревянный сруб (или два сруба), покрытый двускатной, реже — четырехскатной крышей. Четыре бревна, сложенные в прямоугольник, соединялись по углам дома с помощью врубок, образуя венец. Существовало два типа врубок: «в обло» («в чашу»), который встречается в очень старых зданиях и деревенских избах, и «в лапу» — сложнее первого, но более экономный. Венцы накладывались друг на друга, и получался сруб. Для постройки больших зданий соединяли несколько срубов.

Рубленые дома-избы часто украшались, особенно на севере, резьбой. Наличники окон, ставни, ворота — на них в кружевной деревянный орнамент включались причудливые фигуры фантастических существ. Изба становилась очень нарядной!

Рубка углов «в обло» имеет и другое название — «в чашу». «Облый» в древности означало «круглый». Это соединение бревен считается самым древним. Основу врубки составляла вырубленная в бревне округлая чаша. Это углубление было направлено вверх. В него и вкладывалось поперечное бревно. Вариант рубки углов, когда бревна стесываются прямо с концов (без остатка), называется «в лапу».

Большая часть деревянных домов, которыми застраивались древнерусские города, мало чем отличались от крестьянской избы. Некоторые дома строились двухэтажными, многие ставились на подклет — полуподвальный этаж, служивший для хозяйственных целей. В простом одноэтажном деревянном доме помимо основного помещения — горницы — было еще дополнительное — жилое. А к срубу примыкали сени — входная часть дома. Интересно, что сейчас слово «сени» мы почти не употребляем. Зато в обиходе французский вариант — вестибюль!

В центре избы ставилась большая печь, обогревавшая всю постройку и получившая наименование русской. От нее зависело все — и тепло, и благополучие человека.

Средняя часть храма

Пройдя притвор, человек оказывается собственно в храм. Именно здесь происходит единение всех членов Церкви, небесной и земной.

В центре храма находится аналой с праздничной иконой. Также аналои могут стоять в месте проведения исповеди. Как правило, с северной стороны ставится канун (место поминовения усопших). В любом храме имеется образ Голгофы в виде большого деревянного креста с изображением Спасителя. Крест укрепляется на подставке в форме каменной горки. На лицевой стороне «горки» изображают череп и кости — останки Адама. С правой стороны от Христа — Богородица. По левую руку — изображение апостола Иоанна Богослова. Этот образ служит напоминанием, что все верующие, как и Иоанн Богослов (Евангелие от Иоанна, 19:26-27), являются детьми не только Господа, но и Божией Матери.

Иконы в храме размещаются на стенах, колоннах, в киотах (застекленных шкафчиках) возле стен и иконостаса, также в алтаре.

Храм внутри освещается не только естественным светом через окна, но и с помощью металлических светильников. Это крупное паникадило, подвешенное в центре храма на куполе или потолке, и паникадила приделов. В настоящее время восковые свечи на паникадилах практически во всех храмах заменены электрическими лампочками из практических соображений. Зажигают их в соответствии с богослужебным Уставом. Так, например, свет на вечерней службе гасится во время чтения шестопсалмия, когда читаются покаянные псалмы. Во время же пения Богородичной песни «Величит душа моя Господа» возжигают свечи и лампады в знак особого почитания Пресвятой Богородицы.

Место для хора и чтецов в храме называется клиросом. Он может находиться как справа, так и слева от иконостаса. Иногда их два для размещения двух хоров.

Храм, собор, церковь, часовня — в чем разница?

Проничев Сергей.1 год назадОтветить

Собор — это главный храм города или монастыря. — это мнение неграмотных представителей РПЦ МП. Еще можно увидеть мнение , что это самый большой храм города или монастыря. Связанно это с тем, что во времена самозванцев из дома Романовых на престоле(https://www.youtube.com/watch?v=DCL4TpEo12E), соборы были отменены, и практика проведения их в РПЦ возникла только в постсоветское время. А объяснять термин Собор, как название храма нужно, а знания потеряны. Собор (др.-рус. сборъ, соборъ от ст.церковнослав. съборъ) — сбор, собирание . Собор — «главный храм города или монастыря, а также главный храм ведомства, где может совершать богослужение высокое духовное лицо — патриарх, митрополит, архиепископ, епископ, протопресвитер военного, морского или придворного духовенства». В больших городах в каждой из административных частей города строился свой собор. Стогла́вый собо́р — церковный и земский собор, который проходил в Москве с 23 февраля по 11 мая 1551 (7051) года в Успенском соборе Кремля, с участием царя Ивана Грозного, высшего духовенства и представителей Боярской думы. Всего с 1549 по 1684 год такие соборы созывались от 45 до 60 раз. Однако точное их количество установить не удается из-за малого числа источников и письменных памятников начального периода. На них рассматривались преимущественно вопросы внешней и внутренней политики, правила сбора налогов и прочие законодательные акты. За рубежом. Собо́р Пари́жской Богома́тери, также парижский собор Нотр-Да́м или Нотр-Да́м-де-Пари́[1] (фр. Notre-Dame de Paris) — католический храм в центре Парижа, один из символов французской столицы. Кафедральный собор архиепархии Парижа. Расположен в восточной части острова Сите, в 4-м городском округе, на месте первой христианской церкви Парижа — базилики Святого Стефана, построенной, в свою очередь, на фундаменте галло-римского храма Юпитера. Готический собор возводился по инициативе парижского епископа Мориса де Сюлли в период 1163—1345 годов. 1302 год — открытие Филиппом IV первого парламента Королевства Франции — Генеральных Штатов. Кафедральный собор. Из первого века христианства мы имеем об этом классиче­ское свидетельство от апостольскаго ученика, римского епископа Кли­мента в его послании к Коринфянам, где, между прочим, ясно гово­рится о епископском преемстве от Апостолов. Прекрасный и торжественный способ избрания епископа изображается в Апостольских постановлениях следующим образом: «Собравшийся в день Господень народ с собором пресвитеров и в присутствии епископов пусть даст согласие. Затем старейший среди прочих епископов пусть спросит пресвитеров и на­род, тот ли это, которого желают иметь начальником (епископом — прим. автора)? И когда они ответят утвердительно, пусть снова спросит, все ли свидетельствуют, что он достоин этого великого и знатного начальствования и истинно ли исполнил то, что относится к его обязанностям в отношении Бога, не нарушил ли прав людей, хорошо ли устроил дела по дому (речь о женатом кандидате — прим. автора) и безукоризнен ли по жизни? И когда все свидетельствовали согласно, по истине, а не по предубеждению, как перед судиёю Богом и Христом и перед Духом Святым и всеми святыми и служебными духами, что он таков, тогда опять в третий раз пусть будут спрошены, действительно ли он достоин священнослужительства, чтобы устами двух или трёх свиде­телей подтвердилось всякое слово; когда же и в третий раз под­твердит, что он достоин, то пусть от всех потребуют знак согласия (речь о голосовании поднятием рук — прим. автора). И когда последнее будет добровольно исполнено, пусть умолкнут. Затем, когда настанет молчание, один из первых епископов с двумя другими, став подле жертвенника в то время, когда остальные епископы и пресвитеры тайно молятся, а диаконы держат раскрытая божественные Евангелия над голо­вою рукополагаемого, пусть говорит молитву» и т. д. Подобное же этому говорит в одном из своих посланий и Киприан, епископ карфагенский III века, например: «надобно тщательно сохранять и соблюдать божественное предание и установление Апостольское, которое сохраняется у нас почти во всех областях и по которому, для законного поставления к известному народу епископа, необходимо, чтобы собрались ближайшие епископы той области, и тогда пусть избирается епископ в присутствии народа, который хорошо знает жизнь каждого в отдельности и обыкновенно наблюдает поступки каждого». Таким образом, как эти, так и другие свидетельства показывают самым наглядным образом, что Никейский собор данным (4) правилом только выразил в полной форме то, что практи­ковалось при выборе епископа до него и в его время. Эти предписа­ния Никейского собора подтверждаются многими историческими примерами позднейшего времени. Поэтому и здания специально строились для проведения собраний, соборов. храм род. п. -а. Заимств. из цслав., ст.-слав. храмъ, при исконнорусск. хоромъ (см. хоро́мы) [Махек продолжает отстаивать свое сближение слав. слова с хетт. karimmi «храм»; см. «Sрrасhе», 4, 1958, стр. 74. — Т.] Культовые термины, если бы вера пришла из Византии, должны бы иметь греческую природу, а никак не латинскую… но наш церковный словарь просто переполнен латинизмами. русское слово церковь созвучно латинскому cyrica (круг верующих), а не греческому эклесия, откуда французское “eglise”. Греческое название перескочило в латинскую Францию, а латинское перенеслось из Рима в Россию. Слово «церковь» не является переводом какого-либо слова, используемого будь-то Христом или Его Апостолами, но англиканская форма другого слова, которым Римо-Католики заменили слово, использованное Христом и Его Апостолами. В английской Библии по указу короля Иакова, который приказал своим переводчикам в 1611 году не переводить слово «екклезия», как «община» или «собрание», но использовать слово «церковь», вместо перевода. Происхождение слова «церковь» — не с иврита, и не греческого языка. В действительности, когда переводили Библию, слово церковь уже существовало. Греческое слово, используемое в Новом Завете, для обозначения слова «церковь» звучит как «экклезия», что значит «вызванные». Слово «Екклезия» не относится к зданию, но … к группе людей, и правильный перевод слова «экклезия» должен звучать следующим образом «община, собрание или группа». Странно, но в Деяниях 19:32, слово «екклезия» переведено, как «собрание», но в других отрывках это же слово переведено, как церковь. Обычный перевод слова «церковь» — «здание для публичного поклонения, особенно христианского поклонения: общество всех христиан как духовного тела». Само слово вера происходит у нас от латинского слова vera, то есть “Истина”, откуда и французское verite, а не от греческого докса.

Православный храм: алтарная часть

Восточное пространство храма занимает алтарная часть. Она возвышена над остальной частью храма («алтарь» с латинского — «высокий»). Символически это место пребывания Бога.

Иконостас отделяет алтарную часть от храма. Это деревянная конструкция имеет специальные углубления, в которые помещены образы святых. Эти иконы располагаются рядами (ярусами) и называются чинами.

Иконостас символически является границей между видимым и невидимым мирами. Также иконостас служит молитвенным образом, по сути, самой большой иконой в храме.

Изначально алтарь не был ничем визуально отделен от верующих. Границей служили колонны и низкие решетки. Только с 5-7 веков на них стали размещать иконы.

Возвышенная площадка перед алтарем называется «солея». Напротив Царских врат полукруглый ее выступ называется амвоном (по-гречески — «возвышение»). С амвона священник произносит проповеди или обращается к молящимся в храме. Также на амвоне читается Евангелие во время Литургии, возглашаются ектении (особые прошения). Стоя на амвоне, священник причащает прихожан, подходящих к нему.

Новгородско­псковская архитектура. От софийского собора до поганкиных палат

Отличительными чертами новгородской архитектуры стали монументальность, простота и отсутствие излишней декоративности. Зарождение новгородской школы относят к середине XI века, времени строительства Софийского собора в Новгороде. По приказанию князя Ярослава Мудрого началось строительство стен детинца (кремля) — укрепленной части древнерусского города. А некоторое время спустя в детинце был заложен грандиозный каменный храм, посвященный Софии (Премудрой).

Храмы Новгорода не поражают огромными размерами. Они просты и тяжеловесны. При взгляде на них создается ощущение, что они как будто вросли в землю так крепко и монолитно, что способны выдержать любую осаду.

Храмы украшались фресковой живописью. Церковь Федора Стратилата на Ручью знаменита фресками кисти Феофана Грека. На них можно полюбоваться и сейчас.

Псковская архитектура очень близка к новгородской. Здесь было построено очень много церквей, получивших любопытные названия: Николы со Усохи, Василия на Горке, Успенья на Пароменье со звонницей. На Руси любили «говорящие» названия.

Зданий светской архитектуры Новгородской и Псковской земель известно немного, среди них наиболее монументальными являются Поганкины палаты в Пскове, построенные в 1671–1679 годах торговыми людьми Поганкиными. Здание напоминает своеобразный дворец-крепость, потому что его стены, толщиной в два метра, сложены из камней.

Алтарь

Главной частью храма является алтарь. В этом священном месте приносится Бескровная Жертва и пребывают Тело и Кровь Христовы. На символику устройства алтаря повлияло видение небесного храма Иоанном Богословом (Книга Откровения, глава 4).

Центральное место в алтаре занимает престол (четырехугольный стол). К нему могут прикасаться только священнослужители. Храм без престола — простое здание. Престол покрывается белым полотном (символизирует Плащаницу), а сверху — парчой (царская одежда Иисуса Христа, сидящего на небесном престоле).

На престоле размещаются священные предметы. Это антиминс (по-гречески «вместопрестолье»), являющийся знаком полученного благословения от епископа на совершение богослужений. В антиминс вшиваются частички от мощей святых как память о том, что раньше Литургия совершалась над гробами мучеников. На антиминс ложится губка для собирания частиц Святых Даров (символ губки с уксусом, которую подносили к устам Христа при распятии). Евангелие на престоле символически напоминает о присутствии самого Господа. Крест с распятием — орудие спасения людей.

На престоле ставится дарохранительница в виде металлического сосуда в форме церковки. Здесь хранятся особо заготовленные Святые Дары (запасные) для причащения больных. Также на престоле стоит дароносица, предназначенная для переноса Святых Даров, когда нужно причастить больных вне храма.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]