Воскресное Евангелие: Исцеление расслабленного, как спастись от греха?


ИСЦЕЛЕНИЕ РАССЛАБЛЕННОГО В КАПЕРНАУМЕ

(Мк. 2:1–12; Мф. 9:1–8; Лк. 5:17–26)

После исцеления прокаженного в Галилее и после путешествия в Иерусалим, Христос опять пришел в Капернаум; «и слышно стало, что Он в доме. Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово». Среди слушателей, – как свидетельствует Евангелист Лука, – «сидели фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных».

Повидимому, в это время Христос исцелил многих недужных, как Он делал это обыкновенно при стечении народа, но здесь синоптики подробно описывают чудо исцеления лишь одного расслабленного, которого внесли в дом через разобранную крышу и положили на пол пред Иисусом.

Об этом событии, Евангелисты рассказывают так: «…пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо; и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный». «И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои».

Здесь, прежде всего, надо отметить, что Христос совершает чудо прощения грехов расслабленному по вере «их», т.е. по вере

четырех
принесших больного.
Это есть могущественная «соборная вера», о которой впоследствии Господь сказал: «Если двое или трое согласятся на земле просить о всяком деле, то чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного» (Мф. 18:19).

Самого больного Христос ободряет и милует властным словом: «дерзай, чадо!» (т. е. сын, дитя): – будь смелым в своей вере и надежде, не бойся ни необычайности условий, в которых ты оказался, ни этой толпы людей, которая тебя окружает; ты грешен, но твои грехи прощаются тебе по вере тех, кто тебя жалеет и любит, и по твоей собственной вере!

Услышав слово Христа о прощении грехов, фарисеи и законоучители заволновались и начали шептаться между собою, говоря сами в себе: «что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» – Эти люди не способны были ощутить в сердце своем присутствие

среди них
Самого Бога,
а их религиозная догматика не допускала прощения грехов человеком – человеку. Они не знали – хотя и могли бы знать, как «законоучители» – и того, что всякая
болезнь есть следствие греха.
Узнав духом Своим мысли своих противников, Христос сказал им: «Для чего так помышляете в сердцах ваших?» И тут же установил перед ними истину о неразрывной связи греха и болезни: «Что легче?» – спросил Он фарисеев, – «сказать ли расслабленному: «прощаются тебе грехи?» или сказать: «встань, возьми свою постель и ходи?»

Такими словами, Христос как бы провел знак равенства между этими двумя понятиями, т.е. что если бы не было греха – не было бы и болезней. Грехопадение есть общая причина болезней и страданий человечества. Но власть над силами греха в руках Сына Человеческого. А Он присутствует здесь,

в доме, и это Он прощает и исцеляет!

И тогда Христос ясно объявил Своим противникам: «Но (надо) чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи». И обратись к расслабленному, сказал ему: «Тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой»

И чудо совершилось: расслабленный встал и вышел пред всеми, «так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали». А по Матфею: «Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам».

Для этого народа Иисус был здесь «человеком», облеченным властью от Бога. Для народа, как видно, в этом чуде открывалась не вся истина о Христе, как Сыне Божием, но только одна сторона этой истины. Тайна Бого-Сыновства оставалась непостижимой.

Расслабленный человек из Библии — это паралитик

Для начала немного о том, что же расслаблено у такого больного, почему он так называется. «Расслабленные» — это устаревшее название людей, болеющих параличом.

Это заболевание мозга (как головного, так и спинного).

«Библейская энциклопедия» сообщает:

«болезнь, которая лишает человека свободного движения, и таким образом порывается связь между волею и пораженною частью. В том смысле, как употреблено слово это в Новом Завете, оно может означать апоплексию или паралич всего организма, паралич одной стороны тела, паралич от сокращения мускулов, так что членов тела нельзя ни поднять, ни протянуть, и затем пораженные части тела вскоре делаются совершенно иссохшими. Означенная болезнь до настоящего времени распространена на Востоке. Члены тела остаются неподвижно в том самом положении, в каком застиг их внезапный припадок, и страдания бывают иногда так сильны что вскоре после припадка наступает смерть»

Из того, что сообщает археология о тогдашней медицине, ясно, что надежд на выздоровление во времена Христа у такого больного не было.


Исцеление расслабленного в Капернауме. Чтобы доставить больного к Христу, люди разобрали крышу и спустили паралитика на верёвках (гравюра на дереве, A.Gaber). Фото: iiif.wellcomecollection.org

Однако есть функциональные параличи, которые представляют собой психическое заболевание. Они проявляются только на публике, для демонстрации, вроде того, как заика страдает своим недугом лишь при наличии аудитории. При отсутствии зрителей, симптомы таких параличей могут полностью исчезать.

К какой категории относился расслабленный в Библии, сказать нельзя.

Есть ещё и другие значения слова «расслабленный», скажем, уставший до упадка сил, или женщина, которая расслаблена после массажа, но это уже вне рамок статьи.

Болезнь и прощение грехов могут быть тесно связаны

Ещё один важный момент — зависимость болезни от грехов.

Так бывает не всегда и не везде, но подобные ситуации встречаются. Доцент Киевской духовной академии Андрей Музольф делится своими соображениями на эту тему:

«Всякая болезнь, постигающая человека, не возникает сама по себе, без всяких причин. От того, как мы живем, как соблюдаем евангельские заповеди и общечеловеческие нормы, зависит наше состояние. Если мы пренебрегаем заповедями Христа о духовном совершенстве, то обязательно будем больны душой. Болезнь же души влечет за собой болезнь тела. Грех, будучи нарушением воли Божией, разрушает взаимосвязь души и тела, расстраивает их единство и делает нас расслабленными — расслабленными прежде всего духовно».

Андрей Музольф

Доцент Киевской духовной академии

По православию, душа тоже может болеть, это состояние называется греховностью.

И далее Андрей Музольф объясняет, почему Христос сказал: «Прощаются тебе твои грехи»:

«Таким образом, физическая болезнь присутствует в мире как отображение болезни духовной. Следовательно, подлинное исцеление человека может быть только тогда, когда он освобождается от греха. Именно поэтому Христос, прежде чем исцелить человека от физической болезни, говорит ему: “Прощаются тебе грехи твои!” Только осознав эту внутреннюю связь духовного и физического в человеке, мы сможем понять, насколько важно внутреннее, духовное измерение нашей жизни для полноты человеческого бытия».

Андрей Музольф

Доцент Киевской духовной академии

Важно понять мысль: не исцеление недуга зависит от праведной жизни, а его полное здоровье. То есть человек, даже если с ним в физическом плане всё хорошо, никогда не сможет быть здоров, пока у него есть проблемы в духовной сфере.

Только гармонично развитое живое существо полностью здорово.

Руины купели найдены, но плохо изучены

Ту самую купель обнаружили доминиканцы. Однако они имели недостаточно археологического опыта, так что раскопки совершали со множеством ошибок.

По традиции считают, что Овчея купель — это руины у Ворот святого Стефана в северо-восточном углу Иерусалимской стены.


Руины Овчей купели. Фото: pilgrimcenter.ru

Доказательство этому надпись II века: «Помпея Луцилия вложила», что сообщает о ещё одном здешнем чуде исцеления.

Это здание изучено недостаточно, нельзя даже точно сказать, когда именно сооружены купели. Но, скорее всего, за несколько сот лет до нашей эры. Изначально здесь вполне могло располагаться языческое святилище.

Расслабленный — это душа человека, а болезнь — его грехи

Православная церковь каждую четвёртая Неделю по Пасхе празднует Неделю о расслабленном.

Это событие — не победа одного человека над болезнью, а указание на то, что вера способна исцелить каждого. Богослужебные тексты сравнивают с расслабленным душу всякого человека, а причиной его болезней называют грехи.

История про расслабленного — это урок веры для каждого человека.

Исцеление дарит Сам Иисус Христос. Причём это не чудо по расписанию, как бывало в купели прежде. Теперь каждый человек имеет возможность обратиться к Высшим силам с просьбой о помощи в возвращении своей духовной природы.

Для праздника существуют следующие тексты:

Икос

глас 3

Душу мою, Господи, от грехов всяческих и от дел недолжных тяжко расслабленную, воздвигни божественным Твоим попечением, как и расслабленного воздвиг Ты некогда, дабы я, спасенный, взывал Тебе: «Слава, Христе Милостивый, могуществу Твоему!»

Кондак

Руки Своей горстью держащий мира концы, Иисусе, Боже, как и Отец безначальный, и вместе с Духом Святым над всем владычествующий, Ты во плоти явился, недуги исцеляя; и страсти отогнал; слепым дал видеть свет, и расслабленного словом божественным восставил, внезапно повелев ему ходить и ложе, носившее его, поднять на плечи. Потому мы все с ним воспеваем и взываем: «Слава, Христе Милостивый, могуществу Твоему!»

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Второго расслабленного Иисус исцелил при Овчей купели

Вторая история про расслабленного известна из Евангелия от Иоанна (5:1–15):

«Был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи. Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи? Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус».

(5:1–15)

Именно эту историю подразумевают, когда говорят про расслабленного, хотя она приводится в Евангелиях один раз, а не три. Её стоит разобрать подробнее далее.


Джованни Баттиста Тьеполо «Исцеление расслабленного при Овчей купели», наверху ангел — тот самый, который совершал ежегодные исцеления

Расслабленный — это человек огромной выдержки и веры

Богословы делают акцент на том, какой потрясающей выдержкой обладал расслабленный. Ведь он не два и не три дня провёл в купели в ожидании чуда!

Библия сообщает, что 38 лет несчастный ждал чуда, пока не явился Спаситель!

38 лет

расслабленный провёл в купели, чтобы получить исцеление

Но его проблема состояла даже не столько в немощи, сколько в отсутствии у окружающих сострадания.

Так рассуждает Протоиерей Александр (Шаргунов):

«Расслабленный человек год за годом продолжал лежать у воды, надеясь, что рано или поздно помощь придет к нему. И нам открывается, что первый – это не тот, кто первым подходит к святыне, оттесняя других. А тот, кто исповедует себя первым из грешников, и по этой причине свое положение считает самым безнадежным. К нему-то первому и приходит Христос Бог. Хочешь ли быть здоров? — этот вопрос Господь задает каждому человеку. И нет, наверное, ни одного, кто поколебался бы в ответе. Но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода, – отвечал Иисусу больной, – когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня».

Александр (Шаргунов)

Протоиерей


Одна из купален, в которой могло происходить исцеление. Фото: icocnews.ru

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]
Для любых предложений по сайту: [email protected]