Какова воля Божия обо мне? Что мне делать в ситуации выбора? Каким должен быть мой путь в этой жизни? Эти вопросы, в сущности, являются самыми важными для любого верующего человека. Ведь если я не своей волей пришел в этот мир, если к бытию призвал меня Бог, значит, Он сделал это не просто так. Значит, у меня есть какая-то миссия, выполнения которой Бог от меня ожидает. И лишь узнав смысл этой миссии, я могу сделать свою жизнь осмысленной и угодной Богу.
Это очень разумное рассуждение, и благо тем людям, которые хотя бы задаются такими вопросами: ведь ответ возможен лишь там, где задан вопрос. Однако в такое рассуждение может быть встроена системная ошибка, которая делает ответ невозможным в принципе.
Тезис первый
Людям кажется, что у Бога есть некий идеальный план, которому они могут соответствовать, если узнают, каков этот план. На самом деле никакого плана нет и быть не может.
Во избежание недоразумений сразу хочу пояснить: отсутствие плана вовсе не означает отсутствия знания о том, как мы будем поступать на каждом этапе нашей жизни. Бог, как всеведущий, еще до сотворения мира знал о каждом из нас абсолютно всё. И как это ни странно прозвучит, именно поэтому у Него нет идеального плана относительно людей.
Чтобы понять, почему такой план о каждом из нас не имеет смысла, приведем такую аналогию. Допустим, завод выпускает некую продукцию, например автомобили. И на конвейере каждый рабочий согласно плану выполняет определенную операцию: один навешивает двери, другой монтирует фары, третий устанавливает двигатель, четвертый — коробку передач. Все продумано до мелочей, функции каждого работника расписаны пошагово, процесс отлажен и оптимизирован. Но что произойдет с таким заводом, если его руководитель вдруг отдельным приказом даст рабочим возможность действовать не по четко выверенному производственному плану, а по собственному усмотрению — делать лишь те операции, которые им больше нравятся, или вообще не делать ничего, если нет настроения работать? Ответ очевиден: конвейер встанет, завод прекратит выпускать продукцию, план окажется сорван и вообще потеряет смысл в таких условиях. Даже не будучи специалистом в управлении, можно увидеть, что поведение такого руководителя, пытающегося совместить жесткое планирование со свободой его исполнения, вряд ли можно назвать разумным.
Но именно такое поведение мы неосознанно пытаемся приписать Богу, когда полагаем, будто у Него есть некий идеальный план о каждом из нас. Создав человека по Своему образу и подобию, Бог наделил его удивительным даром — свободой выбора между добром и злом. Звучит это красиво и поэтично. Но если вдуматься, то смысл такой свободы заключается именно в потенциальной возможности идти наперекор замыслу Бога. Зная волю Божью о себе, сотворенный человек мог по своему усмотрению решить, следовать ли этой воле, или же нарушить ее.
Адам и его жена совершенно точно знали, что Бог сказал им не есть плодов с древа познания добра и зла. Но Бог не обнес это древо тремя рядами колючей проволоки и не поставил возле него вооруженную охрану. Он лишь предупредил человека о последствиях нарушения Его воли: в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь (Быт 2:17). Решение же люди должны были принять сами. И мы знаем из Библии, каким было это решение. Далее вся история человечества развивалась вокруг этого трагического противостояния свободной воли человека и воли Божией о нем. Там, где человек принимал Божию волю, расцветала история человеческой святости. Там, где отвергал, вспыхивала история греха, страданий, смерти.
Если вновь вернуться к примеру с заводом, упомянутому выше, то оказалось бы, что рабочие вместо выпуска продукции целыми днями только и занимались бы тем, что нарушали технику безопасности, засовывали в станки руки и ноги, чтобы посмотреть, что из этого получится, избивали друг друга разводными ключами и другими инструментами и даже пытались время от времени взять штурмом кабинет директора, где от них прятался бы тот, кто сочинил такой «идеальный план», вместо того чтобы заменить своенравных рабочих безотказными роботами. Но в том-то и дело, что пример этот абсолютно неверен.
Слово Божье
Иисус назван воплотившимся Словом. То, что Он говорил и что записано в евангелиях – дух и жизнь. Поэтому самым важным является изучение Слова. Как познать волю Божью в каком-либо вопросе? Сначала найдите ВСЁ, я повторюсь, ВСЁ, что говорится о вашем вопросе в Библии. Очень часто ответ очевиден, когда вы будете вникать в учение Христа.
Тезис второй
Человек для Бога не средство производства, не инструмент достижения каких-то сторонних, не относящихся к человеку целей. Цель Бога — сам человек.
Ни для чего другого не сотворил нас Бог, кроме одного — дать нам радость полноты бытия в Его любви. Преподобный Иоанн Дамаскин пишет: «Бог прежде всего хочет всем спастись и достигнуть Его Царства. В самом деле, как благой, Он создал нас не затем, чтобы наказывать, а чтобы мы были причастниками Его благости». Бог сотворил человека для его участия в блаженстве бытия. Весь мир был устроен так, что существование людей в этом мире наполняло их жизнь радостью и весельем, а главной радостью бытия для человека была любовь к нему Бога. Но ответить на любовь может лишь тот, кто свободен в своем выборе.
И Бог дал человеку эту удивительную возможность — любить или не любить своего Создателя. Так в огромном сотворенном Им мире, который полностью подчинялся своему Творцу, вдруг появилась территория, над которой Он не имел власти. Это было сердце человека, которое только он сам мог наполнить любовью к Богу. Но так же свободно мог и отказаться от этой любви.
Если бы Бог лишил их этой свободы, то люди перестали бы быть людьми и превратились бы в зомби, в автоматы, жестко запрограммированные на добро и послушание Богу. И ни о какой любви тогда уже не могло бы быть речи, потому что роботы не могут любить.
А там, где есть свобода, не может быть никаких планов: ведь нельзя запланировать поведение другого, если он свободен. Поэтому никакого идеального плана о каждом из нас у Бога нет. Бог уготовал нам нечто неизмеримо лучшее — живые отношения с Ним, которые не прерываются ни на мгновение, что бы с нами ни происходило и каким бы образом мы ни употребили нашу свободу. Церковь называет эти отношения Промыслом Божьим. Вот как пишет об этом святитель Филарет в своем «Пространном катехизисе»: «Промысл Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее чрез удаление от добра зло пресекает и обращает к добрым последствиям».
Откровение.
Изучая Библию, вы будете получать ОТКРОВЕНИЕ. Как это выглядит? Некоторые места будут для вас в данный момент выглядеть более яркими, важными, понятными, чем другие. Какие-то истины, которые вы знали до этого, говорили о них, откроются для вас в новом свете. Если ищите, как познать волю Божью, откровение по Слову является основным источником.
Как мы читали выше – Дух Святый говорит СО ВСЕМИ рожденными свыше христианами. А Его задача – напомнить нам всё, что написано в Слове, что говорил Иисус. И что очень важно – это не ВАШ УМ, не плоть и кровь открывают вам Слово. Поэтому не надо напрягаться или считать себя неспособным услышать и понять. Эта способность не имеет отношение к вашим человеческим возможностям.
Тезис третий
Идеального плана нет, потому что мы неидеальны. Бог промыслительно действует в нашей жизни, направляя к нашему спасению наши немощи и даже грехи. И это тоже — воля Божия.
Вот простая истина: мы неидеальны. И странно было бы, если б всеведущий Бог, зная об этом факте, строил о нас некие идеальные планы. Бог знает о наших немощах и нашем несовершенстве гораздо больше, чем мы сами. Призывая нас к совершенству, Он всегда учитывает то наличное состояние, в котором мы находимся. В какой бы тупик мы ни уткнулись, ходя по жизни своими путями, у Бога всегда найдется для нас дорога, выводящая именно из этого тупика. А иногда и саму такую тупиковую ситуацию Он может обратить во благо не только для нас, но и для множества других людей.
В жизни святителя Луки (Войно-Ясенецкого) — православного архиерея и одновременно выдающегося врача — был момент, когда он уклонился от воли Божией. Причем произошло это, уже когда святитель был бесстрашным исповедником Христа перед лицом самых жестоких гонителей, пережил две судимости, ссылки и тюремное заключение. В 1933 году святитель принял решение окончательно уйти на покой в своем епископском служении и полностью посвятить себя медицине. Он собирался основать клинику гнойной хирургии, в которой смог бы расширить и систематизировать свои научные изыскания в этой области.
С этого момента он явственно ощутил, что благодать Божия его оставила. Дела не ладились, с клиникой ничего не получалось, все его действия не приносили никакого плода. Однако даже после очевидных вразумлений от Бога святитель, по его собственному признанию, не смог сразу признать ошибочность своего выбора:
«Спасая меня, Господь Бог послал мне совершенно необыкновенный вещий сон, который я помню с совершенной ясностью и теперь, через много лет.
Мне снилось, что я в маленькой пустой церкви, в которой ярко освещен только алтарь. В церкви неподалеку от алтаря у стены стоит рака какого-то преподобного, закрытая тяжелой деревянной крышкой. В алтаре на престоле положена широкая доска, и на ней лежит голый человеческий труп. По бокам и позади престола стоят студенты и врачи и курят папиросы, а я читаю им лекции по анатомии на трупе. Вдруг я вздрагиваю от тяжелого стука и, обернувшись, вижу, что упала крышка с раки преподобного, он сел в гробу и, повернувшись, смотрит на меня с немым укором. Я с ужасом проснулся…
Непостижимо для меня, что этот страшный сон не образумил меня. По выписке из клиники я вернулся в Ташкент и еще два года продолжал работу в гнойнохирургическом отделении, работу, которая нередко была связана с необходимостью производить исследования на трупах. И не раз мне приходила мысль о недопустимости такой работы для епископа. Более двух лет еще я продолжал эту работу и не мог оторваться от нее, потому что она давала мне одно за другим очень важные научные открытия, и собранные в гнойном отделении наблюдения составили впоследствии важнейшую основу для написания моей книги “Очерки гнойной хирургии”.
В своих покаянных молитвах я усердно просил у Бога прощения за это двухлетнее продолжение работы по хирургии, но однажды моя молитва была остановлена голосом из неземного мира: “В этом не кайся!” И я понял, что “Очерки гнойной хирургии” были угодны Богу, ибо в огромной степени увеличили силу и значение моего исповедания имени Христова в разгар антирелигиозной пропаганды».
Вот так искусно Господь вплел в судьбу святителя нить Своей воли даже там, где сам святитель от исполнения этой воли столь упорно отказывался. И в жизни каждого из нас тоже обязательно найдется такая ниточка, за которую Бог может вывести нас из самого дремучего леса наших собственных представлений о том, как нам следует жить. Нужно лишь суметь ее разглядеть в этом причудливом переплетении наших сегодняшних обстоятельств.
Действия Бога должны прославлять Христа
То, что будет вам открыто, Божья воля – должно прославлять Христа, ибо открыто будет Духом. Всё, о чем мы будем говорить, должно иметь цель – прославить Христа. Познание воли Божьей без цели прославить Христа обречено на ошибку. Поэтому, если вы ищете ответ, как познать волю Божью, и не уверены в том, что это прославит Бога – лучше не продолжайте.
Сны
Сон, как пророческое действие, очень часто становится частью откровения, частью ответа Бога или полным ответом. Видения могу быть во снах. Это не говорит, что любой сон – это Божье видение. Сны приходят и от суетности.
Мы в собрании испытываем сны, пророчества, видения, направленные на конкретного человека. Считаем, что одного откровения недостаточно для принятия решения, и поэтому ставим тайную нужду и вопрошаем Бога. Также мы не приветствуем, когда люди передают видения или сны друг другу. Дары должны быть проверены в собрании и истолкованы Духом.
В одном случае слово «хромые ходят» может иметь отношение к исцелению, а в другом – к духовному восстановлению.
Через верующих
Слушая откровения братьев и сестер, вы можете получать ответы на свои вопросы, когда хотите знать, как познать волю Божью. Мы призваны к тому, чтобы служить друг другу. Но идти СПЕЦИАЛЬНО за ответами к другим в принципе не правильно. Истинный служитель должен направить вас к Богу, научить слушать Христа, а не становиться для вас Духом Святым.
Мы уже несколько способов рассмотрели, когда преимущество выбора способа сказать нам должна быть у Бога. Я НЕ МОГУ руководить Богом и указывать Ему, как говорить ко мне. Мое дело – предоставить себя Богу.
Еще пример
Один брат долгое время не мог найти себе жену. По разным причинам. И он был разочарован, или даже, обижен на Бога. Мол, молюсь, а ответа нет. Я предложил ему помолиться и познать волю Божью в этом вопросе – вопросить Бога о жене. Он согласился. Но я спросил его о том, о чем мы говорили выше – согласен ли он принять ту волю, что Господь откроет?
Он не понял сначала, говорил, что конечно примет. Но дальнейший разговор показал обратные мысли. Он не собирался принимать то, что не устраивало его самого. Другими словами, он нарисовал себе идеальную женщину, и теперь ждал этого от Бога. Тогда я спросил его – зачем ты просишь жену у Бога, если не готов принять ту сестру, что может тебе дать Господь, ведь она, скорее всего, не будет соответствовать его требованиям.
Я для чего это написал. Хотелось ещё раз подчеркнуть, что воля Божья – она БЛАГАЯ, УГОДНАЯ и СОВЕРШЕННАЯ. Если ты не можешь довериться Богу – не спрашивай.
Препятствия
Очень часто различные препятствия в каких-либо делах приписывают как Богу, Который не хочет, чтобы мы делали определенные действия, так и дьяволу. Есть такая молитва, когда люди говорят Богу – «я пойду, но если не по воле Твоей, то Ты останови, поставь препятствия». Здесь появляется вопрос – если ты НЕ ЗНАЕШЬ, есть ли воля Божья на это, то зачем пошел? И надо правильно расставить приоритеты. Иисус – Господин, а мы слуги. А получается порой, что Бог для нас как официант, которому МЫ указываем, что, как, и где говорить.
При возникновении препятствий важно ЗНАТЬ источник. И обратите внимание, что препятствия в жизни Павла были связаны НЕ с новой работой, покупкой дома. То есть не с плотскими желаниями и нуждами.
Дары Духа.
Очень часто, люди обращаются к пророчествующим, чтобы те помолились и вопросили Бога о той ситуации, что беспокоит их в данный момент. Хочу обратить ваше внимание, что пророческие дары не призваны это делать. Они даны для назидания, увещания и утешения.
Нет ни одного примера в новом завете, когда бы люди обращались к служителям-пророкам за ответами. Примеры в Слове говорят о том, что пророки сами приходили и говорили Слово. Хотя в ветхом завете практика обращения к пророкам была естественной. И это потому, что только отдельные люди раньше могли услышать Бога.
Сегодня всё иначе. Мы имеем помазание и знаем всё. Для того, чтобы нам что-то говорить, направлять нас, Бог дал дары Церкви. Если верующие не ревнуют о них, то ограничивают себя в понимании воли Божьей. Если служат друг другу своими дарами – познание воли Божьей становится обычным и естественным делом в собрании.
Своеволие как последствие греха
А у нас как часто получается: «Отче наш» читаем, о воле Божьей и благости Господа знаем, а когда доходит до дела: «Господи, я знаю, что Ты всегда желаешь мне только лучшего, но я так хочу сделать по-своему».
А потом недоумеваем: почему Бог меня так наказал? Да не Господь это делал, а наши поступки. Поэтому надо быть очень осторожными с таким сложным инструментом как свободная воля.
С одной стороны, она нас облаготворяет, а с другой, в случае нерационального использования, делает рабом некоторых ситуаций и событий.
Если же наша свободная воля совпадает с божественной, значит, мы двигаемся в нужном направлении, конечная цель которого — спасение.