Где снимали фильм «Остров»
Подбор такой живописной натуры — дело всегда непростое. Съёмочная группа исследовала целых 4 места, в которых находились знаменитые монастыри: на Онежском, Ладожском и Псковских озёрах, в Кижах. Однако ни одно из увиденных сооружений режиссёру не понравилось — он отметил, что в современных монастырях нет нужной атмосферы, они все больше походили на «города, обнесённые высокими стенами». Для фильма же требовалась старая деревянная постройка, намекающая на захолустность местности.
Удача улыбнулась команде только на пятый раз — когда они отправились в Карелию. На побережье Белого моря они нашли небольшой посёлок Рабочеостровск. Местные пейзажи впечатлили всех: потрясающей красоты море, старые полуразваленные строения на берегу. Там, где в итоге снимали фильм «Остров», витал русский дух.
Съёмочное место картины
Оставалось только соорудить декорации, что было легко, поскольку на небольшом полуострове (который в картине станет островом) располагалась заброшенная навигационная башня. Для фильма её превратили в колокольню, а стоявший неподалёку старый барак — непосредственно в церковь. Внутри и снаружи произвели реставрацию, восстановили крышу, надстроили купола. И, конечно, большой удачей оказалась баржа, которая играла значимую роль в сюжете. По словам режиссёра, её затопили специально для фильма.
Затонувшая баржа
Съёмочная группа
- Автор сценария: Дмитрий Соболев
- Режиссёр: Павел Лунгин
- Режиссёрская группа: Соня Массон
- Анна Мачильская
- Алексей Шихатов
- Павел Лунгин — генеральный продюсер
- Игорь Коцарев
- Стефан Альбине
Актёры фильма «Остров»
Главную роль в картине исполнил Пётр Мамонов — известный российский музыкант, лидер группы «Звуки Му». Он известен как очень набожный человек, поэтому его не пришлось долго упрашивать на роль. Перед съёмкой Мамонов даже получил благословение от своего духовника.
Пётр Мамонов
Прототипом главного героя, по слухам, являлся Отец Алексей Гурьянов — очень почитаемый настоятель храма Святого Николая на Псковском озере. Он был удостоен множества почестей в духовном сообществе. Как и к персонажу Мамонова, к Николаю приезжали верующие со всей страны — за советом и помощью. За ним была закреплена репутация мудрого старца и провидца. К сожалению, в 2002 году Алексея Ивановича Гурьянова не стало. На его похороны собрались более 3000 паломников. Также режиссёр выделял подвижников Феофила Печерского и Севастьяна Карагандинского как прообразы главного героя.
Отец Алексей Иванович Гурьянов
Двух других монахов сыграли Виктор Сухоруков и Дмитрий Дюжев. Для них обоих это стало отличным шансом проявить себя в максимально серьёзной роли. Сухоруков до этого в основном играл отрицательных, отталкивающих персонажей с нотками истеричности, а Дюжев — не шибко умных бандитов. Оба актёра отлично справились со своими персонажами и заявили свои новые, сильные и драматичные стороны.
По признаниям Виктора Сухорукова, он не являлся человеком глубоко религиозным и соблюдающим все предписанные православием правила. Поэтому основным консультантом на съёмочной площадке (помимо о. Косьмы — монаха Донского монастыря) выступал Пётр Мамонов. По уверениям очевидцев, он был очень озабочен тем, чтобы фильм оказался снят максимально правдиво и не вызвал нареканий у церкви. Поэтому главный актёр постоянно вносил правки в сценарий, а сперва даже отказывался играть героя с даром провидца — поскольку у грешника, коим отец Анатолий является по сюжету, такой способности быть не может.
Отец Анатолий (Пётр Мамонов) и Филарет (Виктор Сухоруков)
На помощь пришёл Сухоруков, который посоветовал актёру играть так, будто он сам удивляется своему дару. А в развязке — когда становится очевидно, что грех не был допущен — он приходит к миру с самим собой.
Дмитрий Дюжев также сумел отлично раскрыть своего персонажа, сыграв, по выражению Лунгина «человека, который служит Богу как офицер: честно, ждет повышения, новых звездочек, а они почему-то не приходят, и он не понимает в чем дело». Через всех трёх основных персонажей режиссёр раскрыл три пути прихода к Богу: страдальческий, как у отца Анатолия (героя Мамонова), радостно-детский, наивный, как у Филарета (Виктор Сухоруков) и строго-карьерный, как у Иова (Дмитрий Дюжев).
Филарет и Иов
Историческая справка
В 1990-е годы отечественный кинематограф переживал не лучшие времена. Режиссеры были лишены финансирования и были вынуждены создавать фильмы, что называется, «на коленке». Но на творчестве Лунгина кризис не сказался. Режиссер снял целый ряд кинокартин, по итогу попавших на международные кинофестивали.
На его счету такие хиты, как:
- Такси-блюз
- Свадьба
- Олигарх
Но наиболее впечатляющими получились работы Павла Лунгина образца «нулевых». «Остров» — из их числа.
Что легло в основу сценария
Многие интересуются о фильме «Остров», по какой книге он снят. На самом деле литературным первоисточником послужила одноимённая повесть Дмитрия Соболева, которую он позже превратил в сценарий. Автор признаётся, что также не являлся сильно верующим человеком, и в этой истории его привлекла скорее проблема покаяния, ярко выраженная в христианской культуре. Однако по настоянию Петра Мамонова и отца Косьмы, в текст вносились правки, чтобы добиться аутентичности повествования.
Автор повести «Остров» — Дмитрий Соболев
В ролях
Актёр | Роль |
Пётр Мамонов | Анатолий отец Анатолий |
Виктор Сухоруков | отец Филарет отец Филарет настоятель монастыря |
Дмитрий Дюжев | отец Иов отец Иов казначей монастыря |
Юрий Кузнецов | Тихон Петрович Тихон Петрович адмирал |
Виктория Исакова | Настя Настя дочь адмирала |
Нина Усатова | жена тяжелобольного Михаила, считавшая себя вдовой |
Яна Есипович | беременная девушка |
Ольга Демидова | женщина с ребёнком |
Тимофей Трибунцев | Анатолий молодой Анатолий |
Алексей Зеленский | Тихон молодой Тихон |
Гриша Степунов | Ваня Ваня ребёнок |
Сергей Бурунов | адъютант |
Как снимали фильм остров
Из-за продолжительных поисков у съёмочной группы оставалось не так много времени — зимой Белое море покрывалось льдом, и надо было во что бы то ни стало успеть завершить картину. Так как снимали фильм «Остров» в октябре, то закончить его было необходимо до декабря 2005 года, с чем команда успешно справилась.
Рабочеостровск фактически выступил главной декорацией — действия за его пределами происходят только в начале и конце фильма: в эпизодах Второй Мировой войны и на вокзале, во время прибытия адмирала в Москву со своей дочерью. Благодаря хитростям оператора и грамотной работе с видеоредактором, картину удалось смонтировать «бесшовно», а также придать изображению узнаваемый синевато-серый оттенок, который становится ближе к фиолетовому в сцене с обрядом экзорцизма над Настей.
Изгнание бесов из Насти (Виктория Исакова)
Мой рейтинг: 10 из 10
Викентий Копытков, 14 лет
Недавно в соцсетях получила распространение новая оптическая иллюзия. На картинке изображены шарики, и кажется, что они разного цвета. На самом деле все шары одинаковые, а вот линии, проходящие рядом, дают ощущение, будто у шаров разный цвет. Фильма Павла Лунгина «Остров» создает такую же иллюзию. Каждый увидит в этом фильме своё: жизненный опыт, личные переживания зрителя — это как те цветные линии с картинки-иллюзии.
Отец Анатолий живет в монастыре на острове. В его поведении я увидел слабого человека. Но не мне его судить, ведь он такой, каков есть. Да, он слаб, но в этом его особая сила. Спустя более чем тридцать лет отец Анатолий молится так, как будто только вчера совершил грехопадение. Он с рыданиями, с выворачиванием себя наизнанку идёт с молитвой к Богу.
Текст его молитвы, кажется, не отличается от слов монахов в кельях, но в голосе отца Анатолия звучат страдание и душевный разрыв. У него свой путь к Богу.
Ясно, что за своё искреннее покаяние отец Анатолий наделён даром прозорливости. Он видит будущее, но его этот дар тяготит. На нем висит тяжкий грех за убийство своего напарника давным-давно…* (Отец Анатолий думает, что совершил убийство, но, как выясняется ближе к финалу фильма, его напарник Тихон выжил и спустя 30 лет прощает его. — Прим. ред.) Парадокс в том, что отец Анатолий грешен, но приходящие к нему на остров люди нуждаются в его даре провидца.
Единственный выход из положения главный герой находит в обмане. Играя две роли, себя подлинного и воображаемого старца, отец Анатолий лечит души людей. Так он избавляет себя от гордыни, а людей от робости перед «великим святым». Они не видят в нем святого и открыто говорят о своих проблемах.
Но Божий дар сопровождает главного героя ежеминутно, а не только во время бесед с нуждающимся. Для отца Анатолия это тяжкий крест. Он не понимает, за что грешнику такая сверхспособность. Избегая своей гордыни, монах нарочно ведет себя, как юродивый, блаженный. Так он борется сам с собой.
После просмотра не остаётся вопросов – если смотреть не со стороны, а полностью погружаться в происходящее, полностью сопереживая главному герою. Тогда можно понять не только лежащую на поверхности мысль, но и подтекст.
Подкупает, что в фильме нет ни назиданий, ни пропаганды. Просто жизнь, которую я подглядываю. Без прикрас и всего прочего.
Сегодня мне только четырнадцать. «Остров» сильно впечатлил меня – но, наверное, в большей степени своей атмосферой. Возможно, лет через десять мой взгляд на этот фильм изменится и я открою в нём для себя что-то новое.
Приём картины
Учитывая провокационную натуру того, кто снял фильм «Остров», зрители и критики были настороже. Однако картина поразила всех своей мирностью и глубоким уважением к духовным вопросам. Лента выиграла множество наград на кинофестивалях (в том числе 6 премий «Золотой орёл» и 6 премий «Ника»). До сих пор многие считают этот фильм лучшей работой режиссёра и отсылаются к нему как к образчику «православного кино» в России.
Финальная сцена фильма
Технические данные
- Производство: «Студия Павла Лунгина»
- Художественный фильм, цветной
- Ограничения по возрасту: нет
- Прокатное удостоверение № 11191 от 21 июня 2005 года
- Премьера на фестивале Кинотавр в Сочи 27 июня 2006 года[8]
- Выход в прокат: 23 ноября 2006 года
- Бюджет: 1,9 миллиона долларов
- Сборы: 2 530 791 долларов[9]
- Единственный фильм в широком российском прокате, у которого зафиксирован рост сборов на втором уик-энде
- Первый показ по центральному ТВ: 7 января 2007 года, телеканал «Россия»
Примечания
- декорация к фильму — церковь — перестроенный старый барак (соляная изба) в поселке Рабочеостровск; после съёмок — бесхозная постройка, стала достопримечательностью поселка. Cгорела 8 июня 2021 г. [1] [2] [3]
- ↑ 1234Вика Головкина.
Фильм «Остров»: в главной роли Рабочеостровск
(неопр.)
. Информационный портал «Страна.ру» (2011). - ↑ 123
История создания фильма «Остров»
(неопр.)
.
РИА Новости
(24 ноября 2006). - К-фм «Остров» :: Кинорежиссёр Павел Лунгин о Соловках
- Безрук Мария
. Такое бывает раз в жизни // Газета «Труд», № 1, 10.01.2007 - ↑ 123Сергей Гурьев.
История группы «Звуки Му». — СПб.: Амфора, 2008. — 254 с. — ISBN 978-5-367-00765-7. - Премия 2006 (неопр.)
(недоступная ссылка). Своя колея (2007). Дата обращения: 17 ноября 2012. Архивировано 9 декабря 2012 года. - Фильм – ОСТРОВ (неопр.)
. kinobusiness.com. Дата обращения: 27 октября 2021. - Сальников А. Владыка Игнатий: «Есть много проектов, которые возможно осуществить» // Вологодский ЛАД. — 2014. — № 1. — С. 104—108
- Елизавета Самышева.
Мамонов Пётр Николаевич
(неопр.)
. rusactors.ru (2007). Дата обращения: 17 ноября 2012.