OpenTown Открытый город
Посмотрела недавно несколько репортажей из цикла Неизвестная Россия , сделанных журналистом Настоящего времени Вадимом Кондаковым. И такая тоска меня охватила, хоть в петлю. Потому что когда-то где-то я все это видела. Более того, я в этом жила несколько десятилетий назад. Пусть не конкретно в городах, о которых шла речь в репортажах, но сколько их таких, неприкаянных, разбросанных по нашей огромной стране? И ничего, ничего не изменилось. Какой там! С каждым уже даже не годом, а часом становится все хуже. Один город, Березники, Пермского края, сделал богатейшими людьми страны, да и планеты, таких монстров российского олигархата, как Михаил Прохоров, Сулейман Керимов, Дмитрий Мазепов, каждый из которых имел или имеет отношение к градообразующему предприятию региона Уралкалию , крупнейшему в мире производителю калийных удобрений. Этот город проваливается под землю. Буквально. Иногда вместе с людьми, на головы которых рушатся крыши их собственных домов. Вот так сидишь вечерком, чай пьешь, слышишь треск: то ли холодильник искрит, то ли мышь скребется, но нет, то стены твоей квартиры в многоэтажном доме физически трескаются. Причем не по швам, а прямо посреди кухни, например. Рельсы, соединяющие город со страной, давно ушли под землю. А пожилая женщина рассказывает корреспонденту, как она любит Путина. И сын, приехавший навестить мать, ну и проверить, не провалилась ли под землю за ночь та половина дома, в которой она спит, только глаза опускает: он все понимает, и про дом, и про Путина, и про маму, но что тут скажешь? Как объяснишь пожилому человеку, что каков поп, таков и приход? В другом городе, Нягани, Ханты-Мансийского АО, главным предприятием которого является дочерняя структура Роснефти , РН-Няганьнефтегаз , до десяти тысяч человек до сих пор живет в вагон-городках, поставленных 30 лет назад, когда город только зарождался. Надо ли перечислять, что такое Роснефть , чем она занимается, и кого делают или делали богатейшими людьми страны и мира эти самые жители вагончиков, или, как их называют, балков? Не думаю. Об этом городе и вагончиках заговорили только тогда, когда, каким-то чудом, жительница одного из таких балков, Энжи Барсукова, прорвалась на прямую линию к президенту. Семье, по-моему, досталось потом. Нет, не жилье, а то, чего достается обычно, когда к царю по головам бояр идешь. Царю что? Его включили по телеку и выключили. А бояре — вот они, рядом. Я неспроста подробно остановилась всего лишь на двух городах, и нет, я в них лично не была. Мне и не надо. Когда смотришь на все это, когда смотришь на бесконечные покосившиеся трущобы за спинами других наивных челобитчиков, ломающих шапку перед лоснящимся сытым вождем, понимаешь, что физически там и не надо быть — все это, увы, на подкорке, и сосущей болью под лопаткой. Все это было. Все это есть. Проваливающиеся города с богатейшими промышленными предприятиями, люди, живущие в бочках и вагонах в крупнейшем нефтедобывающем регионе, больничные палаты в детском отделении на 15 человек с железными доисторическими кроватями в столице нашей родины Москве. Просранные олимпийские медали, поруганные спортсмены, опозоренная и изгнанная из олимпийского сообщества страна, разобщенные семьи и друзья, десятки миллионов нищих людей, холодная война с Америкой, горячая — с соседом, репутация у европейских соседей ниже плинтуса и падает. И люди, верящие в царя. Путин — помоги! Плюс к восемнадцати, впереди беспросветные еще шесть лет, и ведь они пойдут и опять поставят ту же галочку. Да очнитесь вы уже, наконец! Родители, драгоценные, выключите ко всем чертям ваши телевизоры, нет, слышите, любимые, нет никакой пятой колонны, есть мы, ваши дети, или есть ваши внуки, которые хотят как в Европе, а то и, прости господи, как в самой Америке, только лучше, ну и что? Ничего гнилого там нет, уверяю вас. Везде люди, везде проблемы, города вот только не проваливаются при цене на нефть в сто долларов. Подружка моя старинная, дорогая, любимая, да разуй же ты глаза, ты же умница! Ну нет никого, кто хотел бы на нас напасть, у всех своих проблем выше крыши, да и не в своем уме, что ли, люди в других странах: ну кто ж станет нападать на страну с кнопкой? И хохлов-садистов нет, украинцы есть, прибитые свалившимися проблемами, но не побежденные. И кто знает, как там у них все сложилось бы, не приложи мы к этому руку. Коллеги, бывшие, уважаемые и ценимые, ну сами посудите, отчего вдруг набычились против русских спортсменов в Европе и в мире? Да, круто заворачивают, да, с перегибами, да, обидно, многих спортсменов под одну гребенку метут, но ведь разве не за что? Ну вот, положа руку на самое дорогое, вы можете утверждать, что чисты все аки младенцы? Это ж как надо было офоршмачиться, на каком уровне устроить пляски с мочой, чтобы до такой степени недоверия докатиться?! Сограждане, дорогие, перестаньте вы челом бить и унижаться: не поможет никому ваш царь. Нету его. И не было. Был неприятный, непрофессиональный, тщеславный человечек, прибравший к рукам в том числе и ваши богатства. А вы все верите в его помощь. Вот уж воистину унижение паче гордости, только в данном случае буквально. Отпустите его. Забудьте про него. Оглянитесь вокруг. Не нравится вам Навальный, Собчак, Явлинский, Папа Римский (хотя, говорят, классный дядька) — бог с ними, предлагайте своего. Только другого. Дайте этому уйти. Он и его кооператив вас же до конца выжмут, в провалы Березняков спустят. Что конкретно они дали стране? Чем объединили? Крымом? Да побойтесь бога, семьи распадаются из-за этого Крыма, друзья перегрызлись вконец, какое тут объединение! И это я молчу про экономический эффект . Эту скрепу стране раскреплять еще не один десяток лет. Победой? Да не их это победа, и не была никогда. Что из оставшегося нас, россиян, объединяет? Ну кроме прекрасного языка, вкусного борща, посконных пельменей, да водки с баней? Космос? Ага. Особенно в последнее время. Кто без помощи Гугла назовет имена российских космонавтов, болтающихся сейчас между небом и Землей, на МКС? Боюсь, что никто. Спорт? Не смешите мои искандеры . Хотя, поговаривают, что самые горячие политические баталии и битвы сейчас происходят на сайтах, посвященных биатлону — самое время, да. Собственно, Искандеры ? Прекрасная скрепа: кто циркадные циклы разгадывает, кто самые большие солнечные батареи в мире строит, кто улетевшие на миллиарды километров от Земли моторы космических кораблей заводит, а кто оружие, знай себе, штампует и объединяется вокруг него, запугивая весь мир. А то что, как мне недавно рассказали, большинство российских больниц теперь выглядят и оборудованы как в сериале Доктор Рихтер , ну так люди мои дорогие, это вам на сдачу. У меня такое впечатление, что нас государство ставит на колени для того, чтобы мы не видели, что они творят там, наверху говорит в репортаже про Нягань жительница одного из тысяч балков Татьяна Разакова. Лучше не скажешь, Татьяна, лучше не скажешь. Давайте выберем или построим другое государство, а? Ну как вас растормошить? Что должно произойти такого, чтобы общество по-настоящему встрепенулось? Открыло широко закрытые глаза? Ведь всего лишь требуется не просто оглянуться вокруг, а действительно увидеть. И тогда никакие революции не понадобятся, тогда можно просто прийти в день Икс и поставить ДРУГУЮ галочку.
Самоуничижение паче гордости
– У меня проблемы с гордыней, пытаюсь бороться с ней методом самоуничижения. До недавнего времени помогало, но теперь мне стало казаться, что я горжусь тем, что считаю себя ничтожеством. Решила воспринимать эту вторичную гордыню как происки врага и использовать её как топливо для ещё большего покаяния и самоукорения. Правильно ли я делаю?
– Хорошо, конечно, с такими духовными вопросами обращаться к своему духовнику, – отвечает протоиерей Алексей Батаногов.
Но что можно с определённостью сказать, что это не совсем правильно. Есть такое изречение, что самоуничижение паче гордости. Это как раз про этот случай. Автор вопроса заметила в себе вторичную гордыню, и действительно так бывает. И в самоуничижении человек может утешать свою гордыню.
Гордость – это такая страсть, с которой справиться очень трудно, практически невозможно. Всю жизнь мы боремся с гордыней: у кого-то это лучше получается, у кого-то хуже, у кого-то совсем не получается. Но если с ней перестать бороться, то она тут же начинает процветать. Это постоянная духовная брань. И бороться надо с проявлениями гордыни. Надо не давать гордыни цвести пышным цветом. Нужно постоянно обрывать цветочки, замечать все проявления гордыни. Раз автор заметила, что в душе вновь проявляется такая вторичная гордыня, то конечно, заметит и другие проявления гордости.
И ещё очень важно, бывает, что гордость проявляется внутри. У Иоанна Лествичника подробно разбирается проблема борьбы с гордостью, и там есть такая мысль: попрал гордость и тут же сразу этим возгордился.
Нам очень важно научиться поступать не по гордости. Гордость плохой советчик. Внутри мы не можем в полной мере справиться, но поступать по гордости нельзя. Советы по гордости давать не надо, решение по гордости принимать не надо.
Можно назвать такие инструменты для борьбы с гордостью. Противоположная страсти гордости – это добродетель смирение, высшая добродетель. Только в смиренном в сердце живёт любовь. Пока человек не смирится, то не сможет вместить в свое сердце настоящую любовь. Нужно стараться, нужно хотеть видеть преимущество быть смиренным. А недостатки гордости очевидны – на самом деле гордость отдаляет человека от Бога. Есть такие слова, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Вот, страх Божий – это не боязнь Бога, а боязнь, страх удалиться от Бога, страх потерять благодать Божью. Получается, лучшее оружие против гордыни и есть страх Божий.
Очень полезно, когда мы чувствуем, что гордость раздувается, наполняет нас, очень полезно вспомнить свои грехи. Но это не значит, что надо как-то уничижать себя. Есть такие очень замечательные слова, их православные люди знают, особенно те, кто читает утренние молитвы. В 50-ом псалме говорится: грех мой предо мною есть выну. Когда мы чувствуем, что начинаем гордиться, тщеславиться, превозноситься перед другими людьми, тогда полезно вспомнить, что есть грехи и Милостивый Господь их нам прощает, поэтому и гордиться не стоит. А надо благодарить Бога и смиряться.
Что такое гордость и как с ней бороться?
ГОРДОСТЬ
Саможаление, на которое вы жалуетесь, опасно и пагубно. Если поблажить себе придется по болезни, то это ничего. А если под предлогом болезни, то это худо. Тут видно лукавство пред собою самим – самое злое из всех лукавств.
Вы на саможаление, как видится, смотрите очень легко, почитая случаи уступки ему не важными действиями. Тут у вас большая ошибка. Случаи саможаления, точно, бывают ничтожные, но не ничтожно присутствие в душе сего саможаления. Ибо что оно значит? Значит, что самоугодие у нас с вами сильнее богоугождения. Положили мы то и то делать, сознав то нужным в деле устроения спасительной жизни и угодным потому Богу, а потом отказываемся от этого не почему другому, как потому, что этот отказ приятнее нам – телу или душе. Значит, в этот раз мы переходим от богоугождения к самоугодию. Совесть видит нашу неправость и беспокоит. Она права. Не следовало себя связывать: то и то буду делать в видах подвижничества, когда не было уверенности одолевать себя всякий раз. Например: положили не пить чаю, а потом выпили чашечку. И беспокоитесь. Дело не велико – выпить чашечку, но велико то, что совесть оскорблена и что допускаются дела, нарушающие прежние решения ваши. Этим разоряется внутренний строй и образуется навык не внимать совести, когда она указывает должное. А тут… и бесстрашие придет, и совершенное равнодушие к богоугождению! Лучше не вязать себя правилами до мелочей, а иметь одно общее: всякий раз действовать наперекор требованиям самоугодия. И если допускать какую льготу телу, то не по поблажке ему, а по сознанию необходимости того для здоровья. Чай не пить хорошо и здорово. Но как в иных случаях он придает бодрости телу, то можно иногда выпить чашку. Так бы и следовало положить: буду по временам воздерживаться от чаю. Потому что иногда это очень легко обходится. А то лучше всего такими дробностями себя не вязать. А общее держать: не делать угодия плоти; и в этом духе действовать, всякий раз составляя решения (2, с. 186–187).
Я чай выставил для примера, но так действовать надо и в отношении ко всему: к пище, ко сну, прогулке и отдыху и пр. Что мешает внутреннему строю, того ни под каким видом не допускать (2, с. 187).
Успеха, говорите, нет. И не будет, пока есть самоугодие и саможаление. Саможаление и самоугодие прямо свидетельствуют, что в сердце преобладает «я», а не Господь. Самолюбие и есть живущий в нас грех, от коего вся грешность и который делает грешным всего человека, с ног до головы, пока он имеет место в душе. А когда грешен весь человек, как придет к нему благодать? Не придет, как не пойдет пчела туда, где дым.
Присутствие самолюбия есть знак, что первое решение работать Господу сформировалось неполно и неудачно. Решение это имеет два конца: один – да отвергнется себя, второй – да по Мне грядет 31
… Первый требует совершенного подавления эгоизма, или самолюбия, и, следовательно, недопущения самоугодия и саможаления – ни большого, ни малого. Следовательно, в ком они есть, у того решение было неполно.
Такое решение делает человека подобным тем лицам, о коих в Апокалипсисе говорится: ни тепл, ни хладен 32
… ни то ни се… Спастись хочется, а самопротивление не допускается. Нельзя Богу работать и мамоне (2, с. 187–188).