Текст и значение молитвы “Кресту Твоему поклоняемся, Владыко”

Есть несколько молитв, которые знают все православные христиане. Многие из них, только делая первые шаги в церкви, начиная свое духовное образование, постигают и понимают смысл расхожего выражения из русской литературы «Знать, как «Отче наш». Именно к таким молитвам, которые все знают, как «Отче наш», относится и песнопение «Воскресенье Христово видевше».

Эта прекрасная молитва, которую положили на музыку лучшие композиторы и пропевали лучшие певцы, способна даже самое черствое сердце смягчить, а самую черную душу очистить, настолько сильные и искренние слова поются в ней.

Значение молитвы «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко»

Молитва представляет собой тропарь, который в церкви поется вслух. Он прославляет Животворящий Крест, Бога, его земные чудеса и те свершения, которые он продолжает творить на небесах.

На этом Кресте, который представляет собой деревянный столп, был распят Иисус. В 326 году он стал главным символом христианства, поклонение ему совершается в середине Четыредесятницы.

Молитва помогает оградить себя и своих близких от болезней, зла, порчи, опасных дел и горя.

При этом поклонение совершается не только символу деревянного Креста, который представляет собой средство для казни, но и Божьему образу на нем. Это символ Воскресения Христа, оружие против лукавого.

Песнопение «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» имеет большое значение для каждого верующего. В ней вспоминается самое главное событие в жизни христианства – святое Воскресение, когда Бог поднялся на небеса и явил миру свое естество после продолжительных страданий за грешников, а также подчеркивается важность почитания этого праздника и важность обращения к Спасителю.

Смысл

Икона Воскресения Христова

Каждый, кто поет песнь в честь воскресшего Христа, понимает глубокий ее смысл: «Мы знаем, что Христос воскрес, мы помним, что ради нашего спасения он претерпел страдания и унижения. Но благодаря его смерти мы все были спасены, потому что он попрал смерть и даровал нам всем вечную жизнь. И каждый должен благодарить и славить Спасителя за эту великую жертву».

Но слова молитвы настолько красивы, гармоничны, что хочется назвать их Божественными. И никакой перевод на современный язык не отразит их чудесного звучания в оригинале.

Сначала в этой молитве люди подтверждают, что они знают о Воскресении, хотя, конечно, не видели его воочию, но веруют в Евангелие. Затем они поклоняются Кресту и знают, что только один Бог существуют и они – его последователи и лишь ему верят, как никому больше.

Воскресение Христово

Но описать простыми словами всю благодарность люди не могут, поэтому и было сложено прекрасное песнопение, которое позволяет в пасхальные и последующие дни не только радоваться Воскресению и спасению, но и славить воскресшего Бога, который живет в наших душах.

Если кто-то еще не помнит слова молитвы наизусть, то это не беда. Когда хор начинает их петь, они как бы сами приходят из глубины души и уже запоминаются навсегда. Но для этого нужно понимать, что именно происходит в Пасху – то, что мы каждый год заново переживаем свое спасение. И пока есть Воскресение – есть человечество.

Как читать молитвенное обращение

Молитвенное обращение лучше всего произносить в храме во время благодарственной и торжественной службы в Великий пост.

Также молитву принято читать дома с зажженной свечой в сочетании с другими тропарями и песнопениями.

Во время этого следует придерживаться следующих рекомендаций:

  • постараться выучить текст и произносить его вслух без чтения;
  • во время молитвы не думать ни о чем, кроме самой молитвы;
  • представлять образы Христа и Креста, молиться им и в конце поцеловать обе святыни.

А. На двунадесятые праздники

Сегодня мы, дорогие отцы, братья и сестры, вместе со всей святой Православной Русской Церковью празднуем Введение во храм Пресвятой Девы Марии. Престарелые благочестивые Ее родители Иоаким и Анна, получившие откровение свыше о том, что у них на склоне лет жизни родится дочь, дали священный обет посвятить Ее Господу. И когда Преблагословен-ной Деве исполнилось три года, родители привели Ее в Божий храм и вручили первосвященнику.

Согласно обету родителей Пресвятой Деве надлежало только «священно воспитаться»

пред Господом» в течение нескольких лет, но Сама Она приняла решение всю Свою жизнь посвятить единому Богу. Пережив в храме Божием радость духовного общения и единения с миром небесным, Она не могла уже принадлежать кому-либо, кроме Бога. По свидетельству благочестивого предания Дева Мария провела в храме 11 лет и за это время получила такое совершенное духовное воспитание, что удостоилась быть одушевленным кивотом Божиим, стать храмом Бога Вышнего. Отмечая это великое значение храма для Пресвятой Девы, св. Церковь называет Ее различными именами, относящимися к храму:
«завесой», «железом», .»трапезой», «свещником многосветлым», «кадилом приятным», «жертвой чистой», «святая святых большею».
Если такое значение имел храм для Той, Которая прославляется честнейшей Херувимов и славнейшей без сравнения Серафимов, то какое же важное место должен занимать он в жизни нашей – людей измлада грешных?!

Для нас храм – это дом Отца нашего небесного, дом Божий, место нашего духовного рождения и возрастания для вечности, пристанище и покой наших сердец среди волнений и невзгод житейского моря. «В храме Божием добрые, простые, верующие души – как
в доме Отца небесного: так им свободно тут и легко, легко».
Храм есть самое удобное и приличное место для молитвы. Здесь окружает нас чистая, святая, небесная атмосфера. Лики святых Апостолов, Мучеников, Преподобных, Святителей Церкви смотрят на нас со св. икон и внимают нашим прошениям. Здесь возносили свои усердные молитвы наши предки, наши родные, близкие, те, которые уже ушли из этой временной жизни, но, верим, духом своим предстоят вместе с нами на молитве. Здесь все свято, намолено. Здесь небо на земле. Поэтому-то и понятным становятся свидетельства многих жизнеописаний святых о том, что нигде не было столько видений, откровений Неба, как именно в храмах во время богослужений. «О, храм святый!

– восклицает один из наших отечественных молитвенников-пастырей, –
сколь благо, сладостно в тебе молиться! Ибо где пламенная молитва, как не в стенах твоих, пред престолом Божиим и пред лицем Сидящего на нем!»102
В храме Божием есть и то, чего нет даже на небе. В нем, в алтаре на престоле приносится та всемирная жертва, которую однажды принес на кресте Христос Спаситель за весь человеческий род. Стоящий в храме во время совершения Божественной Литургии стоит как бы на Голгофе в тот самый великий час, когда уста Сына Божия произнесли на кресте: «Свершилось»

– и небо с землей примирились. На том же престоле совершается одна из величайших и спасительнейших тайн: преложение св. Даров в честную Кровь и честное Тело Христа и Бога нашего. И тот, кто со страхом Божиим и верой, с любовью и «благоговением вкушает этого св. Брашна, по слову Самого Спасителя,
«имат живот вечный»
(Ин. 6, 57).

Храм – это духовная лечебница, оставленная для нас Самим Христом Спасителем. Терзает ли нас совесть, страждет ли наш дух от беззаконий, нет ли мира в костях наших от лица грехов наших – целительный елей от всех этих пилящих духовных язв всегда имеется в храме. Пастырям св. Церкви, освященным строителям тайн Божиих, Сам Спаситель вверил суд над греховным миром, сказав им: «Приимите Дух Свят, им же отпустите грехи, отпустятся им, и им же держите, держатся»

(Ин. 20, 22–23). Нужно только искреннее раскаяние с твердой решимостью впредь не грешить – и мертвый грехами станет живым храмом Божиим.

Храм есть главное православное училище веры и благочестия. В нем возвещается и чрез него распространяется тот Божественный свет, который необходим и для жизни земной, и для жизни вечной. В храме православный христианин научается вере в Бога, прославляемого во Св. Троице; опытно познает действие освящающей благодати Духа Святого и сродства ее стяжания и хранения. Здесь он научается углубляться в свое собственное сердце, в свою совесть и находить там злато добра и чистой правды. Весь чин, порядок богослужения построен божественными Апостолами и богопросвещенными отцами Церкви так, что в нем преподается все необходимое для истинной веры и христианской жизни. Кроме духоносных молитв за богослужением читается св. Евангелие, послания св. Апостолов, другие священные книги; произносится проповедь. Нужно только приходить в храм с искренним желанием духовного назидания и стоять в нем со вниманием и благоговением, чтобы все происходящее в нем глубоко вселялось в наши умы и сердца. Слышим, напр., заповедь нашего Спасителя: возлюби ближнего «твоего яко сам себе»

(Мф. 22, 39), помогай ему словом и делом, не осуждай его, не оскорбляй, не обижай… – нужно спросить себя: поступаем ли мы так в своей жизни, оказываем ли мы по-настоящему истинную христианскую любовь к своему ближнему?! Слово Божие нужно слушать в храме так, как будто Сам Господь обращается к нам со Своим божественным наставлением.

В храме Божием начинается наше спасение, совершается и заканчивается. Здесь нас омыли от духовной скверны в таинстве Крещения, запечатлели дарами Духа Святого в таинстве Миропомазания. Здесь мы таинственно соединяемся со Христом, по слову св. Кирилла Иерусалимского, становимся «христоносцами»,

вкушая св. Дары. Сюда приходим и оплакать свои грехи, и излить пред Господом свои скорби, печали – и уходим отсюда примиренные, ободренные, утешенные. Сюда приходим и в дни радости, чтобы возблагодарить Господа за Его великие и щедрые к нам милости. Сюда принесут наши бренные останки, когда наше земное странствие закончится. Но и после этого в храме будет возноситься молитва, совершаться Бескровная Жертва о том, чтобы Господь принял нашу душу в Свои вечные селения,
«идежде несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание».
Вот поэтому-то и люди слабые духом, и люди сильные верой, святые, ставшие носителями Духа Божия – живыми храмами, старались чаще посещать св. храм, входили в него с особенной любовью и часы, проведенные в нем, считали самыми лучшими на своем жизненном пути. История древней Церкви сохранила факты, свидетельствующие о том, что первые христиане настолько любили храм, что готовы были отдать жизнь, но не опустить богослужения. Даже те из них, которые были заключены за исповедание веры в темницу, старались найти возможность посетить в праздничные дни Божий храм.

Тот, кто редко посещает храм, не имеет и достаточной любви к Богу, пребывающему в нем как в Своем доме. Поэтому вполне понятно строгое решение св. Отцов VI Вселенского Собора, заявивших: «Если… мирянин, не имея никакой настоятельной нужды или препятствия,.., в три воскресных дня., не придет в церковное собрание…, да будет удален от общения»

(пр. 80).

Иногда оправдывают свое редкое посещение храма тем, что в храме трудно стоять, что, мол, вредит здоровью. – Слышать это верующему человеку странно, ибо храм есть духовная лечебница. От хранимых в нем святынь, от приобщения Тела и Крови Христа Спасителя подаются обильные дары во здравие телесное и спасение душевное. Если же действительно человек немощен, то пусть постоит в храме меньше другого, но да будет это стояние неленостным, настоящим горением, пламенем, а не тлением или копчением.

Находятся и такие люди, которые уклоняются от посещения храма под тем предлогом, что многое происходящее в нем для них непонятно. Нужно, прежде всего, обратить внимание таких людей на то, что большая часть молитв церковных понятна, и понятна не только тем, кто часто посещает храм, но и тем, кто впервые переступил его порог. Разве может быть непонятно кому-либо частое повторение «Господи, помилуй», «Подай, Господе», или

возгласы священнослужителя:
«Станем добре, станем со страхом», «Главы ваша Господеви приклоните», «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе»?!
Если же и остается что-то непонятное, то за разъяснением его можно обратиться к священнослужителю, который охотно пойдет навстречу желающему лучше узнать богатые сокровища церковных служб.

Есть и еще одна категория людей, которые ходят в храм и внешне выглядят людьми благочестивыми, но сердцем своим далеко стоят от Бога. Имеются в виду те, которые приходят в храм непримиренные со своими ближними, с недобрым чувством ко своему брату или даже со злобой. Такие люди мало слышат или вовсе не слышат церковных молитв – мысль их где-то витает далеко отсюда, а может быть вынашивает какие-то недобрые планы. Приходить и стоять с таким настроением в храме Божием – месте присутствия Всеблагого, Всеведующего и Всемогущего Бога – не только неестественно, но даже преступно. Любовь и злоба так несовместимы, как несовместимы свет и тьма. В храме во время молитвы необходимо, как это возвещается в хорошо известном всем церковном песнопении, отложить «всякое житейское попечение»

и весь свой ум, все свое сердце обратить к месту горнему. И тогда в нашу душу войдет покой, мир, мы станем способны воспринять благодать и милость Божию. С этими дарами Неба мы выйдем из храма, с ними мы вернемся и домой, да увидят их и почувствуют и те, кого мы встретим на своей дороге.

Поистине блажен тот, кто с усердием посещает Божий храм, с благоговением стоит в нем, повторяет умом слова молитв – в молитвах сливается с небом – и слагает в своем сердце услышанные здесь наставления.

Будем же, дорогие отцы, братья и сестры, просить в своих молитвах Пресвятую Деву Марию, нашу усердную Заступницу, чтобы Она помогла нам осознать благотворность, спасительность храма Божия, чтобы и мы по Ее примеру удостоились быть носителями Духа Святого и прославили Бога в наших телах и душах (I Кор. 6, 12–20).

Аминь.

Молитва «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко»

«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим».

Молитва Святому и Животворящему Кресту Господню:

«Пред дивною чудодейственною силою, Четвероконечный и Трисоставный Кресте Христов, у подножия твоего во прах распростертый, покланяюся ти, Честное Древо, отгоняющее от меня всякое демонское стреляние и освобождающее от всех бед, скорбей и напастей. Ты бо еси Древо Жизни. Ты еси очищение воздуха, освещение святаго храма, ограждение моего жилища, охранение одра моего, просвещение ума моего, сердца и всех моих чувств. Твое святое знамение ограждает мя со дня моего рождения, просвещает со дня моего крещения; оно со мною и на мне во вся дни живота моего: и на суше, и на водах. Оно же сопровождать мя будет до могилы, осенит и прах мой. Оно же, святое знамение чудодейственнаго Креста Господня, возвестит всей вселенней о часе всеобщаго воскресения мертвых и последняго Страшнаго и Праведнаго Суда Божия. О Кресте Всечестный! Осенением твоим вразуми, научи и благослови мя, недостойнаго, всегда несомненно верующего в непобедимую Силу Твою, огради мя от всякаго супостата и исцели вся недуги моя душевныя и телесныя. Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, силою Честнаго и Животворящаго Креста Твоего помилуй и спаси мя, грешнаго, от ныне и во веки веков. Аминь».

Молитвословие «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко» имеет большое значение для каждого христианина, поскольку в ней вспоминается великий подвиг Христа ради спасения всего человечества. Ее важно читать на службе для избавления себя от грехопадения и подготовки к великому празднику Пасхи.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Текст молитвы «Воскресение Христово видевше»

Воскресе́ние Христо́во ви́девше, поклони́мся Свято́му Го́споду Иису́су, еди́ному безгре́шному. Кресту́ Твоему́ покланя́емся, Христе́, и свято́е Воскресе́ние Твое́ пое́м и сла́вим: Ты бо еси́ Бог наш, ра́зве Тебе́ ино́го не зна́ем, и́мя Твое́ имену́ем. Прииди́те вси ве́рнии, поклони́мся Свято́му Христо́ву Воскресе́нию: се бо прии́де Кресто́м ра́дость всему́ ми́ру, всегда́ благословя́ще Го́спода, пое́м Воскресе́ние Его́: распя́тие бо претерпе́в, сме́ртию смерть разруши́.

Перевод: Увидевши Христово воскресение, будем покланяться Святому Господу Иисусу, единому безгрешному, Христе! Мы покланяемся Твоему Кресту, воспеваем и прославляем святое Твое воскресение; ибо Ты – Бог наш, кроме Тебя другого мы не знаем и имя Твое призываем. Приидите, все верующие (христиане), поклонимся святому Христову Воскресению, ибо чрез крест (Его) настала радость для всего мира. Восхваляя всегда Господа, будем воспевать воскресение Его, ибо, претерпевши крестные страдания, смертью (Своею) Он уничтожил смерть (для людей).

(4 оценок, среднее: 4,50 из 5)

Музыка:

С. В. Рахманинов, из «Всенощного бдения», исполняет камерный хор Министерства Культуры под управлением Валерия Полянского:

Великий русский композитор, Сергей Рахманинов (1873-1943), среди множества инструментальных сочинений, подарил музыкальному миру и два духовных хоровых цикла: «Всенощное бдение» и «Литургия св. Иоанна Златоуста».

Всенощная была написана, в основном, на древние распевы, или же это была целиком собственная музыка со стилизацией этих мелодий, как, например, в первом номере «Приидите, поклонимся». «Воскресение Христово видевше» является обработкой знаменного распева, в отдельных разделах хор поёт древнюю мелодию в унисон, тем самым, создавая в музыке некую архаичность. Драматичен по характеру конец («Смертию смерть разруши»), как воспоминание о Жертве, принесенной Христом за человеческий род.

П. Г. Чесноков. Хор Свято Троице-Сергиевой лавры:

Павел Чесноков (1877-1944), сверстник Рахманинова, был близок с ним в отношении к духовной музыке, их произведения перекликаются во многом по своей строгости и яркому торжественному свидетельству веры («Ты бо еси Бог наш»). Его вариант песнопения является обработкой киевского распева.

Православная Жизнь

Чем для современного человека является слово о Кресте – соблазном, безумием или правдой Божией?

«Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе и возмет крест свой и по Мне грядет».

Каждый человек, независимо от его отношения к религии вообще и к христианству в частности, в силу объективных причин, независимых от его мировоззрения, идет по земле путем страдания, путем крестным. Причина этому совершенно ясно изложена в Книге Бытия – грехопадение человека и его последующее изгнание из рая; а неоспоримость этого аргумента доказана опытным путем всей многотысячелетней истории человечества, как в общечеловеческом, так и в личном плане.

Все попытки человечества сделать человека совершено счастливым заканчивались в лучшем случае неудачей, а стремления создать на земле рай, общий для человечества в целом и каждого человека в частности, приводили к созданию совершенно адских систем, в которых ни земная жизнь самого человека, ни его право на свободу мысли и совести не ставились ни в грош…

Мы можем задать себе вопрос: если христианство утверждает, что Бог есть любовь, то как и для чего Он допустил человеку идти по земле исключительно крестным путем? Опыт общественной истории и частной жизни достаточно ясно нам показывает, что грехопадение человека – это не абстрактная терминология, а совершенно осязаемое развращение человека в его уме, воле, чувствах, и уже только в результате всего этого – частных и общественных поступках: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства» (Рим. 1:28). Следовательно, мы можем рассматривать падшее состояние человека как состояние тяжелой и смертельной болезни души, болезни, при которой настолько парализованы все его жизненные силы, что собственные усилия вылечиться приводят только к более тяжелому состоянию.

Но Бог не желает оставлять Свое создание на гибель и вечные страдания, Он не только Творец, Царь и Законодатель, но и любящий Отец, готовый выбежать навстречу еще только возвращающемуся в отчий дом блудному сыну, готовый не только вернуть его в отчий дом, но и восстановить его сыновство возложением достойной одежды и перстня, не только накормить изголодавшегося, но и отпраздновать его возвращение со своими домочадцами пиром радости и любви.

Но возвращению в отчий дом должно предшествовать пришествие в себя (Лк. 15:17), то есть то отрезвление ума, воли и чувств, при котором человек увидит реальную картину своего состояния (как бы опрятно он ни выглядел внешне!): он всего лишь пасет свиней в стране далече, то есть служит своим похотям-идолам, в месте изгнания, и даже свиные рожки для него – желанная пища! Что же может отрезвить человеческий ум и человеческую совесть, как не пролитая горькая слеза? «Сетование лучше смеха; потому что при печали лица сердце делается лучше. Сердце мудрых – в доме плача, а сердце глупых – в доме веселья» (Еккл. 7:3–4).

Крест – это то горькое, но лекарственное средство, которым может исцелиться человек от идолопоклонения своим страстям и похотям и вернуться в здравое состояние истинного богознания. «Никто не ищет врача, что давал бы лекарства более сладкие; но всякий ищет врача, знающего верное средство, и не придает значения тому, будет ли лекарство сие сладким, горьким или безвкусным», – говорит святитель Николай Сербский в своем слове на Крестопоклонную неделю. Но желающий исцелиться должен использовать лекарство правильно. Мы можем с уверенностью сказать, что несение креста обще всем людям, независимо от их возраста, пола, национальной или религиозной принадлежности, социального статуса или других каких-либо земных отличий. Но если к спасению призываются все, то почему не все его достигают? Почему из двоих распятых разбойников в рай входит только один из них? Почему Евангелие в этом вопросе довольно категорично и жестко: «много званых, а мало избранных» (Мф. 22:14)?

Первое, что мы слышим из уст Спасителя, – это призыв отречься от себя. Среди рыночного крика различных философских и религиозных систем и мировоззрений, призывающего нас к самоутверждению и самореализации, мы слышим простой и категоричный призыв к отречению от себя. Неужели Создатель хочет, чтобы его разумное творение стерло с себя все признаки личности? Нет! Но в состоянии грехопадения то, что мы приписываем себе как личностные качества, «на самом деле…. диавол, и грех, и тлен, и обман, и смерть» (свт. Николай Сербский). Мы можем наблюдать даже совершенно обратную картину подобной «самореализации», когда под действием политической или культурной моды в человеке исчезают почти все черты личности, и он становится не более чем маленькой точкой «Черного квадрата»… Второе – каждый из нас должен взять крест свой. Мы не должны искать ложной славы через мнимый подвиг и несения не возложенных на нас Богом, а из тщеславия взятых нами самими непосильных тягостей, что присуще богоборческому миру языческих и атеистических героев. Но тот крест, который дается нам Самим Богом, нам следует взять добровольно и с благодарностью как грозное оружие против идолов наших страстей, помня слова благоразумного разбойника: «И мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли» (Лк. 23:41). Святитель Николай Сербский также ободряет нас в крестоношении, говоря, что Господь требует «нашего распятия ветхого человека, то есть человека, состоящего из злых навыков и служения греху. Ибо распятием сим умерщвляется в нас этот ветхий, скотоподобный человек и оживает новый, богоподобный, бессмертный». Желая утвердить человека в спасительном крестоношении, Сам Господь, будучи здравым, принимает это горькое лекарство и тем показывает страждущему человеку, что принятие этого целительного средства хоть и горько, но не невозможно. В самом крестоношении человеку важно последовать Христу – Его заповедям, Его воле. Сам человек, без помогающей ему благодати свыше, не в силах пронести крест, и часто даже самый легкий. «И для самого сильного человека – слишком тяжек даже самый легкий крест, если нести его без небесной помощи. Посмотрите, в какое отчаяние впадают неверующие при наималейшем ударе! Как они бунтуют против неба и земли от одного игольного укола!» (свт. Николай Сербский). Восхождение на Голгофу предваряет радость Пасхи, когда усталость труда сменится радостью праздника жизни. Но чем для каждого из нас будет слово о Кресте – юродством или силою Божией (1 Кор.1:18), зависит исключительно от нас самих. Чем для современного человека является слово о Кресте – соблазном, безумием или правдой Божией?

Протоиерей Сергий Аракелов

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: